Суд над христом

Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

34-е рядовое воскресенье

Господь наш Иисус Христос, Царь Вселенной

Торжество

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Христос — Распятый Царь

2 Цар 5, 1-3; Пс 122(121), 1-2.4-5 (Пр.: ср. 1); Кол 1, 12-20; Лк 23, 35-43

В наши дни в мире преобладает демократия. Цари и короли вышли из моды, и большинство людей считают демократическую систему идеальной. Некоторые средства массовой информации говорят о венценосных персонах как о героях романтических сказок. Вместо царей ныне в многих странах правят диктаторы в одёжке демократических «президентов», которые безнаказанно нарушают основные права и свободы миллионов человек. Следует иметь в виду, что, хотя титулы королей и царей нынче не используются, их заменили личности, только с виду преданные идеалам демократии. Но мы не собираемся вести политические споры. Интересно видеть, как правящая культура отрицает монархию, но узаконивает множество других видов явной или тайной власти. В день сегодняшнего праздника мы провозглашаем, что Иисус – это Царь, и что мы, христиане, хотим предложить альтернативную форму «власти» и «царя» — власть, которую Иисус осуществляет на Кресте как на особом царском престоле.

Дай нам царя

Израильские племена в течение столетий жили, не принимая никаких окончательных форм политической идентичности и правящей власти. Но однажды они стали настойчиво требовать себе царя. В первом чтении сегодняшнего праздника мы узнаем о том, как северные племена признали царем Давида, который к тому времени уже правил в Хевроне. Таким образом, Давид стал царем всех племен в Израиле и в Иудее. Но вскоре в Израиле зародилась жесткая оппозиция против царей, прежде всего — со стороны пророков. Предсказал ее уже Самуил, видевший в желании иметь царя искушение в виде отрицания исключительного Божьего правления (срав. 1 Цар 8, 6-9). Самуил, как и пророки более поздних времен, мужественно заявлял, что Божий народ не должен поклоняться государственному божеству, каковым был, например, бог хананеев Ваал, или бог вавилонян Мардук. Он был категорически не согласен с тем, что более богатые и влиятельные социальные слои вправе эксплуатировать более слабые слои населения. Критика царства в рамках Ветхого Завета зародилась на основе убеждения, что Божий народ должен быть обществом свободных и равных друг другу людей. Но царь Давид, создавший то, что мы сегодня назвали бы «государством», распределил людей на классы, сформировал армию, обложил народ налогами, создал классы слуг и рабов, богатых и бедных. В то время как в Библии указан идеал братского общества с равенством людей, каковым должен быть Божий народ, признающий своего Бога – Яхве — единственным Господом.

Там, где правят люди, приходится соблюдать порядок и мир при помощи силы. Там, где царствует Господь, общественный порядок и мир исходят из сердец людей.

Царство Сына

Иисус установил новое Царство и начал внедрять новую власть. Святой Павел определяет это Царство как «царство Сына». Царство Иисуса освобождает нас «от власти тьмы», ибо Иисус пришел, чтобы принести нам свет Божьей истины. Власть Иисуса Христа — это не та власть, которая уничтожает, убивает или угнетает, поскольку ее плодом является искупление, прощение грехов, примирение всех и вся с Богом, жизнь и воскресение из мертвых. Больше нет никакой власти, кроме власти Иисуса; престолы, господства, начальства и власти, иными словами — все невидимые силы, которые, согласно еврейскому образу мышления, оказывали влияние на человека, были подчинены Христу. Для тех, кто верует в Иисуса, отныне нет никакого Главы, Начала и Первенца, кроме Иисуса: «Все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1, 16-17). Фейербах, Маркс и Фрейд считали религию проявлением благочестивых человеческих желаний защиты, помощи, отцовства, власти. Но царство Иисуса опровергает их мнение, ибо Иисус в Своем Царстве освобождает человека от всякого страха, от всех предрассудков, от ложных божеств, создаваемых человеком. Человек, принимающий Царство Иисуса, отнюдь не слабоволен: напротив, он сильный и смелый человек, очистивший свое «пространство» в равной степени от всех «господ» и от всех тайных «мятежников» и революционеров.

По словам св. ап Павла, Царство Иисуса является царством, в котором каждый человек призван стать царем, т. е. приобрести полную свободу. Свобода состоит в том, что мы принадлежим только Иисусу, у Которого есть единоличная власть, Который не ищет собственных интересов, Который не эксплуатирует людей и не имеет нужды «собирать подписи», чтобы сохранить свою власть. Иисус – «прежде всего, и все Им стоит». Он царствует исключительно потому, что Он – единственный и последний Источник жизни, не отсылающий нас ни к кому другому, не исключающий никого и не зависящий ни от кого. Только Царство Иисуса дает человеку возможность жить настоящей жизнью и обрести себя. Это Царство невозможно ни захватить, ни продать.

Царь Иудейский

Согласно отрывку из Евангелия, Распятого Иисуса унижали те, которые насмехались над Его «претензией» быть Царем.

Кажется, что надпись, помещенная на Кресте, иронична: «Сей есть Царь Иудейский». Как может быть «царем» Тот, Кто не может спасти даже Самого Себя? За этим вопросом таится предпосылка, что царь думает прежде всего о спасении самого себя, ищет в первую очередь собственной выгоды. Но при Распятии очевидно, что Иисус — не такой царь, как прочие: Иисус не собирается защищать Самого Себя, Его не поддерживает никакая партия, Его не спасают никакие политические действия. Его Царство воплощается в том, что Он «дарит Свою жизнь за других», чтобы люди могли жить в свободе и любви. Распятый Иисус не имеет никаких титулов, званий, регалий, Он не пользуется никакой человеческой властью. Но при этом у Него есть бесконечная власть — власть даровать жизнь.

Верить в Царство Иисуса означает отказаться от поисков каких-либо великих или малых вождей, человеческих царей, т. е. прекратить поиски связей, рабства, защитников наших эгоистических интересов. Верить в Царство Иисуса означает войти в Его Царство свободы, бескорыстной преданности, мужественного усилия действовать в пользу жизни других людей.

Кажется, будто Иисус, распятый вместе с преступниками, был врагом государства. Властям удалось осудить Его как опасного человека, от которого было необходимо избавить общество. Государственные власти нередко ищут «козлов отпущения». Но Иисус действительно невиновен, «Он ничего худого не сделал» ( Лк 23, 41); Он олицетворяет попранное, непризнанное и отверженное благо — убитое благо.

Есть еще один «способ» признать Царство Иисуса — способ, раскаявшегося разбойника. Он не требует от Иисуса защиты перед человеческими судами, не требует, чтобы Иисус «замолвил за него слово», чтобы его освободили от смертной казни. Раскаявшийся разбойник уже принял свою судьбу. Он полагается исключительно на любовь Иисуса. Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». Кто знает, почему этот «преступник» оказался на кресте рядом с Иисусом? Быть может, он был подвержен иллюзии заполучить немного власти за счет других. Однако он встретился с более сильной властью, приговорившей его к смертной казни. Теперь он понимает, что только власть Иисуса не уничтожает, не несет смерть, а напротив — дарит жизнь.

» Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

ПОРУГАНИЕ ХРИСТА

(Матфей, 26:67-68; Марк, 14:65; Лука, 22:63-65)

(67) Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (68) и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

(Мф. 26:67-68)

Вслед за нравственными страданиями (см. БОРЕНИЕ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ) Христос претерпел физические муки во время суда над Ним. Несколько раз Он подвергался издевательствам:

1) Его ударил один из служителей на первом допросе у Анны (см. СУД НАД ХРИСТОМ, Христос перед Анною);

2) Он был подвергнут поруганию — избиению, оплевыванию (данный сюжет);

3) Его секли плетьми (см. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА);

4) Он был «увенчан» венком из колючего терновника и осмеян (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ).

Поругание Христа нельзя путать с Насмеханием над Христом, иначе — Увенчанием терновым венцом, что порой происходит ввиду некоторого сходства мизансцен, в которых эти сюжеты предстают в живописи. Но причиной этой путаницы иногда бывают сами изображения этих сюжетов, когда художники в сцену Поругания Христа вносят элементы, относящиеся, строго говоря, к Насмеханию над Христом (Увенчанию терновым венцом), и наоборот. Чтобы не совершить ошибки в трактовке сюжета, необходимо обратить пристальное внимание как на действие персонажей, так и на то, кто они — иудеи или римляне: поругание учинили иудеи (они изображаются в длинных одеждах, бородатыми), осмеяние — римские воины.

Различить эти эпизоды бывает совсем несложно, если эти действия над Христом происходят в присутствии тех, кто чинит соответствующий допрос: в сцене поругания — Каиафы, в сцене осмеяния (увенчания терновым вен­цом) — Пилата, как это изображено у Дуччо.

Когда поругание происходит в присутствии Каиафы, первосвященник изображается сидящим на своем судейском троне (Дуччо).

Дуччо. Поругание Христа (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Часто, однако, художники изображают только само издевательство, и тогда на троне оказы­вается Сам Иисус. Его глаза могут быть завязаны — так художники изображают Его, чтобы ярче проиллюстрировать требование бьющих угадать, кто Его ударил (согласно замечаниям, имеющимся у Марка: «…и, закрыв Ему лице, ударять Его…» — Мк. 14:65 и Луки: «…и, закрыв Его, ударяли Его по лицу» — Лк. 22:64) (Фра Беато Анджелико).

Фра Беато Анджелико. Насмехание над Христом (1440—1441).

Флоренция. Монастырь Сан Марко

В изображениях этого эпизода можно найти все перечисленные евангелистами издевательства над Христом — удары Ему по лицу (Дюрер), оплевывание, а порой и иные, помимо описанных, как, например, показывание Христу фиги (Дюрер).

Альбрехт Дюрер. Поругание Христа (из серии гравюр «Малые Страсти») (1509—1511).

Эта тема была менее популярна, чем Насмехание над Христом (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ). Ее примеры можно найти главным образом в итальянском и немецком искусстве Возрождения.

О книге

Справедливо ли обвинение евреев в казни Иисуса? Какова роль Синедриона, царя Ирода и римского прокуратора в вынесении жестокого и неоправданного приговора? Насколько достоверно описывают события евангелисты? Можно ли надежно реконструировать всю хронику самого знаменитого в истории человечества судебного процесса? На эти вопросы пытается найти ответ автор – доктор юриспруденции из Германии. Его книга была переведена на семь европейских и японский языки и вызвала острую полемику среди историков и богословов. Русский перевод, выполненный по английскому изданию и сверенный с оригинальным немецким, дополнен статьей-комментарием известного отечественного теолога-библеиста Д. В. Щедровицкого.

Для широкого круга читателей.

Читайте онлайн полную версию книги «Кто осудил Иисуса? Точка зрения юриста» автора Веддига Фрикке на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Кто осудил Иисуса? Точка зрения юриста» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Переводчики: С. Самвелян, А. Долбин, С. Коноплева

Дата написания: 1990

Год издания: 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *