Суд шариата

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Институт преступления и наказания в мусульманском праве»

Актуальность темы. Ислам — последняя по времени возникновения мировая религия. При этом наиболее экспансивная из всех. Там где ислам уже утвердился и обратил население в свою веру, он никогда не отступал. Известно немало примеров обращения в ислам народов, исповедовавших ранее христианство, индуизм, буддизм, иудаизм, зороастризм, но нет ни одного примера отхода от ислама народа, раз принявшего его. От господства ислама освобождались территории, как Испания в XV веке, но не народы. Приверженцев ислама теснили, изгоняли с их земель (арабо-израильские войны), но ни в какую другую веру не обращали. Даже господство коммунистической идеологии в исламских республиках СССР не превратило их в атеистические.

Считается, что иммигранты пополняют население европейских стран и при этом ассимилируются и становятся европейцами. Однако с мусульманами этого не происходит. Исламские общины в Европе не подвергаются никакому европейскому воздействию. Напротив, они все громче провозглашают призывы «установить ислам в безбожной Европе». На улицах Лондона, Парижа и Женевы сотни молодых мусульман открыто выступают против стран, приютивших их родителей. Они клянутся в верности Усаме бен Ладену и его ценностям — свержению западных демократий во имя установления исламского супергосударства, живущего по законам шариата.

Современная исламская община мира насчитывает около полутора миллиардов последователей. Уже сегодня мусульманские страны, за единичным исключением, объединены знанием арабской лексики, арабской культуры, паломничеством в Мекку, панарабскими средствами массовой информации. По словам сотрудника Института Востоковедения РАН в

Москве, таджикского ученого А. Гафурова, современный ислам — это «особая организация с жесточайшей дисциплиной, которая ставит своей целью подчинение всего рода человеческого».1 Ислам — это религия со строго определенными заповедями, нормами поведения и мировоззрения, обязательными для всех. Сами мусульмане называют ислам не религией, а словом «дин», которое в приблизительном переводе означает «закон», «политическое установление», некую социально-политическую реальность, идущую от Бога. Этот «закон» и лежит в основе шариата.

Россия — многоконфессиональное государство. Так, к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи.2 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами.

И в настоящее время ислам составляет заметную долю российского конфессионализма. В России число мусульман всегда было и остается значительным. В настоящее время около 20 млн. человек россиян относятся к мусульманской конфессии, не считая временно пребывающих и незаконных мигрантов, количество которых также значительно. Кроме того, многие мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне — шесть из одиннадцати государств СНГ (Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан) населены мусульманами.

Основными регионами распространения ислама в России являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ и такие крупные города как Москва, Санкт-Петербург и другие. Значительная часть российских мусульман проживает в своих национально-государственных

1 Цит. по: Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. М.: Вече, 2005. С. 353.

2 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 107. образованиях, которые являются субъектами Российской Федерации. При этом ислам для своих приверженцев — это не только религия, а универсальная регулятивная система, охватывающая все социальные нормы, в том числе и право. История показывает, что мусульманское право в большем или меньшем объеме функционировало в России практически всегда, даже в первое десятилетие советской власти. Сегодня во многих мусульманских регионах России, особенно на Северном Кавказе, при регулировании некоторых отношений фактически действуют нормы шариата.1

В постсоветской России все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. Кавказ был и остается сложным регионом. Сейчас многие страны вынуждены обратиться к переоценке размеров и характера террористической угрозы, возможностей и потребностей ответа на нее со стороны отдельных государств и всего мирового сообщества. В свете терактов в различных районах мира стало ясно, что терроризм действительно превратился в многоаспектный, в высокой степени опасный и долговременный фактор развития современного общества. Северокавказский регион, являясь стратегически важным для Российской Федерации, всегда оставался своеобразной «буферной зоной». Сегодняшний кавказский терроризм — это не что иное, как продолжение кавказской войны, начало которой — в далеком прошлом — и одновременно часть многовекового противостояния западной и мусульманской цивилизаций.

Все происходящее отнюдь не добавляет авторитета исламу, а, учитывая довольно низкий уровень культурного развития нынешнего общества, лишь

1 См. Старостина С.А. Шариат в истории Российского государства: объективная закономерность или парадокс. — Калининград: КЮИ МВД России, 2002. вызывает нетерпимость к мусульманам, их неприятие, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. В связи с этим важно не допустить, чтобы общество поддалось провокациям со стороны тех лиц, которые в своих целях пытаются выборочно использовать нормы Корана, дискредитируя и саму религию и народы, которые ее исповедуют.

Для решения этого вопроса необходим целый комплекс политических, социальных, экономических и, конечно же, правовых мероприятий. В частности, учитывая ценность мусульманского права, превосходную проработанность ряда его отраслей, народы Северного Кавказа могли бы использовать отдельные его нормы, не противоречащие законодательству РФ. Мусульманская правовая культура содержит немало полезного для решения актуальной в условиях России задачи подведения под политику нравственных и правовых основ. В теории ислама мусульманское право считается стоящим не только вне политики, но и над ней, рассматривается в качестве своеобразного эталона, которым должна измеряться политика, критерия ее справедливости, правильности, соответствия праву. Особое значение мусульманского права в этом отношении определяется тем, что оно исходит из обоснования не только нравственно-религиозных, но и нравственно-правовых рамок политики. Такой подход, очевидно, особенно актуален для нынешней России, провозглашенной ее Конституцией правовым государством. С учетом этого изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом является актуальным.

Изучение исламского фактора важно для правоприменительной деятельности. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, подают протесты о нарушении их религиозных чувств. С такими проблемами, в первую очередь, сталкиваются сотрудники правоохранительных органов России, которые зачастую не имеют элементарных знаний об исламе. В силу этого они часто совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского законодательства. Исходя из сказанного можно сделать вывод о необходимости тщательного изучения ислама, его особенностей. Для этого необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного использования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России. Это позволит выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.

Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.

Цель исследования состоит в изучении особенностей трактовок институтов преступления и наказания в мусульманском праве, правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права, а также в анализе уголовно-правового регулирования общественных отношений в исламских регионах России.

Сформулированная цель конкретизирована в следующих задачах:

1. Определить мусульманское понимание институтов преступления и наказания, раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней;

2. Выявить и показать антикриминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью;

3. Дать характеристику процессу формирования и исторического развития представлений о преступлении и наказании в мусульманских государствах, раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах;

4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной и светской государственностью;

5. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

6. Сформировать систему знаний об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман, необходимых в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов России при осуществлении работы с мусульманами — гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов, в том числе в борьбе с терроризмом.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с возникновением и развитием ислама.

Предмет исследования составляют институт преступления и наказания в мусульманском праве, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Методологические основы и методы исследования. В ходе диссертационного исследования были использованы как общенаучные, так частнонаучные и специальные методы познания. Методологической основой работы стали диалектический метод, индукции и дедукции, анализа и синтеза, метод юридической компаративистики, системный и исторический подходы.

Источниковая база исследования. Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.

Также в процессе работы над диссертацией использовались иные российские, советские и зарубежные документы и материалы: дипломатическая переписка, международные соглашения и договоры, парламентские, статистические и иные ведомственные материалы, мемуары, памятные записки, публицистические и историко-географические очерки государственных, политических и общественных деятелей, ученых, путешественников, а также периодическая печать и пресса.

Степень научной разработанности проблемы.

Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы JI.C. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, JI.M. Кулагиной, H.JI. Фадеевой и других советских ученых. В данных работах рассматривались проблемы, связанные с возникновением и развитием религий Востока, их влиянием на развитие общественных отношений и т.д. Наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить определенную идеологическую заданность. В них сделана попытка уложить восточные общества в одну

2 Васильев JI.C. История религий Востока. М., 1983; Дорошенко Е.А., Кулагина JI.M. Государственный строй Ирана. М., 1957; Керимов М.А. Государственный строй Турции. М., 1956; Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993 и др. общую формационную схему. В соответствии с марксистским пониманием истории в основу права и государства ставились, в первую очередь, экономические процессы.

В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: JI.P. Сюкияйнена, Р.Г. Ланды, Р. Максуд, З.Х. Мисрокова и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора JI.P. Сюкияйнена.1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государствах получили освещение в работах А.С. Боголюбова, С. Боронбекова, В.А. Лихачева, Г.И. Муромцева, А.В. Наумова, С.А. Старостиной и других авторов.2

Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью данной проблематики в отечественной и зарубежной литературе. Оно представляет собой одно из первых комплексных исследований институтов преступления и наказания в мусульманском праве с историко-правовых позиций. Фактически впервые

1 Сюкияйнен J1.P. Мусульманское право. М., 1986; Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976; Сюкияйнен JI.P. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984; Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,1997; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998; Мисроков З.Х. Феномен адатского и мусульманского права мусульманских народов Северного Кавказа в процессе трансформации российской государственности (XIX начало XXI в.). Государство и право. № 11, 2002.

2 Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском праве (VIII-IX вв.). Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. М.,1984; Боронбеков С. Афганское уголовное право: (История и современность). Дисс. . д-ра юрид. наук. М., 1996; Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988; Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987; Наумов А.В. Основы уголовного права и процесса Демократической республики Афганистан. М., 1987; Старостина С.А. Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции (историко-теоретическое исследование). Дисс. на соискание уч. ст. канд. юр. наук. М., 1999; проведено исследование борьбы с преступностью в странах с исламскими правовыми традициями. В определенной степени исследуются вопросы распространения исламской преступности в мире и экспорта ее в Россию. Большое внимание уделяется возможности использования позитивного потенциала ислама в борьбе с преступностью исламских элементов в «мусульманских» субъектах Российской Федерации, а также в регионах, где значительны исламские диаспоры. Указанные вопросы затрагивались в научных работах вышеуказанных отечественных авторов. Однако полных комплексных исследований института преступления и наказания в мусульманском праве с историко-теоретических позиций до сегодняшнего дня не проводилось.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту:

1. Преступление в мусульманском праве — это нарушающее заповеди Корана, общественно опасное деяние, виновно совершенное мусульманином или иноверцем, находящимся в пределах действия шариата, запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания.

2. Классическая мусульманская концепция наказания, зародившаяся в Арабском халифате, заключается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступлений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний, в результате применения которых человек остается жив и свободен, но как преступник становится неопасен. Таким образом, наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социальным явлением.

3. Мусульманское право отличается особой близостью взаимосвязи норм права, правосознания и поведения, когда правовая норма воспринимается верующими как выражение своих представлений о должном и справедливом, что предопределяет их готовность подчинить свое поведение данному правилу. Шариат вторгается во внутренний мир мусульманина, постоянно ориентируя его на то, что все его поступки открыты взору Аллаха, и наказание за проступки в будущей жизни неотвратимо. Таким образом, шариат изначально уничтожает преступные намерения, возникающие в мыслях мусульманина.

4. Исламская концепция борьбы с преступностью заключается в уничтожении преступности, начиная с преступных помыслов и заканчивая возможным их совершением.

5. Признание адата и шариата элементами системы права России в XIX в., инкорпорация их в правовую систему империи обусловили зарождение в унитарной России правового плюрализма, формирования уникальной правовой панорамы. Российская администрация на Северном Кавказе легализовала нормы шариата, санкционировала сравнительно широкое применение адатского права, которое было систематизировано и рационализировано сообразно российским правовым понятиям. Смешение обычного права и шариата с правом России сыграло положительную роль в обеспечении правопорядка и эволюции правосознания в мусульманских регионах России и, в частности, на Северном Кавказе.

6. Мусульманская правовая культура имеет в России вековые традиции. Включение элементов шариата в правовую систему России возможно и даже необходимо. Такая возможность допускается действующим российским законодательством, главным образом, в сфере частно-правового регулирования.

Научно — теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты данного исследования могут быть использованы как теоретическая база для последующих исследований, а также в качестве вспомогательных материалов для изучения государственными органами положения в исламских странах, в регионах России при принятии политических, управленческих и иных решений, связанных с борьбой с преступностью. Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе по теории и истории государства и права, отдельным темам уголовного права.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи, результаты, выводы и рекомендации диссертации отражены в публикациях автора по теме диссертационного исследования. Положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих по два параграфа и заключения.

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. В Саудовской Аравии казнят часто и помногу. Сексуальный контакт вне брака или хотя бы намек на него, атеизм, переход из ислама в другую религию, гомосексуализм, колдовство, азартные игры — вот неполный список преступлений, за которые в ваххабитском королевстве можно получить тысячу ударов плетью, десять лет тюрьмы или вообще лишиться головы. И невзирая на возмущение международного сообщества, смягчать свою правовую систему Эр-Рияд не собирается.

Право по-саудовски

Это вполне объяснимо: Саудовская Аравия — теократическая монархия, где вся система правосудия выстроена на религиозном фундаменте. Господствующая религия — ислам, господствующая конфессия — суннизм, господствующее религиозное течение — ваххабизм. Поэтому в Саудовской Аравии, как и в «Исламском государстве», с которым королевство официально воюет, действуют законы шариата.

Неудивительно, что саудовское правосудие заметно отличается от западного: для обвинения или оправдания зачастую достаточно просто клятвы, адвокат нередко считается ненужной роскошью, допускаются казни несовершеннолетних и психически больных, не делается никакой разницы (по крайней мере, формально) между подданным королевства и иностранцем при вынесении приговора (в частности, среди казненных 2 января были граждане Чада и Египта).

Согласно шариату, судья может наложить три вида наказаний: хадд (за преступления против нравственности и общественного порядка — пьянство, азартные игры, клевету, разврат), кисас (наказания по принципу «око за око», которые назначают за убийство и тяжкие телесные повреждения) и тазир — наказания в назидание за нарушения общественного порядка, такие как гомосексуализм, прелюбодеяние, кража на базаре, неподчинение властям, несоблюдение поста и тому подобное.

1/1Демонстрация против казни шиитского проповедника Нимра аль-НимраФото: Hasan Jamali / AP

Хадд, как правило, предусматривает публичные удары плетьми, кисас позволяет оплатить нанесенный ущерб деньгами (дия), а вот тазир может варьироваться в самых широких пределах — от назидательной беседы до отрубания головы с последующим распятием.

Исцеляющая плеть

Чаще всего в поле внимания зарубежных СМИ попадает наказание плетьми. Хотя оно распространено почти по всему мусульманскому миру, Саудовская Аравия заметно выделяется на общем фоне. Там бьют чаще и больше. Каких-либо строгих норм не существует: шариатский судья сам решает, сколько плетей заслуживает провинившийся.

Печальный рекорд принадлежит египтянину Мухаммеду Али аль-Сайиду: в 1990 году его приговорили к четырем тысячам ударов. Эр-Рияд объяснил возмущенной мировой общественности, что на самом деле аль-Сайиду была оказана милость: египтянин обвинялся в ограблении, и ему должны были отсечь руку. А ограничились поркой.

Четыре тысячи плетей — много это или мало? Вот что рассказал филиппинец Донато Лама, в 1999 году приговоренный за публичное исповедание христианства к 75 ударам плетью: «Меня привели на место порки и привязали к столбу. Руки заковали в наручники, также сковали и ноги. Я был одет в футболку и брюки для занятий бегом. Кнут — полтора метра длиной, его конец утяжелен куском свинца. Несколько ударов обрушились на мои бедра и спину. Я бы упал, когда кнут хлестнул меня по ногам, но меня держал охранник, и экзекуция продолжалась. Поразительно: я выдержал 70 ударов, но был еще жив. Кровь текла по моей спине, я кричал».

1/1Обезглавленные тела преступников, распятые в назиданиеФото: ‏@abumiftah

Еще один вид публичного наказания — отсечение головы. Производится при большом стечении народа. Как правило, после казни тело преступника в воспитательных целях выставляется на всеобщее обозрение — чаще всего распятым.

Борьба за трезвость

Самое распространенное преступление, за которое саудовская фемида карает иностранцев, — нарушение строгого шариатского запрета на алкоголь. В позапрошлом году полицейские королевства арестовали в городе Джидда 73-летнего британца Карла Эндри, обнаружив у него бутыль с домашним вином. Хотя Эндри был болен раком и астмой, он отсидел в тюрьме больше года, ожидая назначенного ему наказания — 350 ударов плетью. Лишь после того, как британское правительство под нажимом родственников Эндри и свежеизбранного лидера оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбина разорвало с Эр-Риядом контракт на обучение тюремного персонала и пригрозило дальнейшим ухудшением отношений, саудиты пошли на попятный и отпустили осужденного домой.

Ему повезло куда больше, чем его соотечественнику Джону Келли: в 1985 году того приговорили к двум с половиной годам тюрьмы и 250 ударам плетью — по 50 за раз с двухмесячными перерывами на реабилитацию, а также штрафу в 17 тысяч фунтов стерлингов. Возмущение британского правительства было столь резким, что Эр-Рияд в течение последующих тридцати лет предпочитал закрывать глаза на самогоноварение, которым занимались многие британские экспаты, а в случае неприятных инцидентов просто высылать их — как Питера и Энн Голдсмитов, уличенных в изготовлении домашнего вина и ввозе в страну виски.

Но что позволено Юпитеру, сиречь Британии — одному из ключевых саудовских союзников с момента образования ваххабитского королевства, — то не позволено быку. В сентябре 1999 года в багаже филиппинца Фаустино Салазара обнаружили две плитки шоколада с алкогольным наполнителем. Невзирая на уверения задержанного, что он купил шоколад в магазине duty free в бахрейнском аэропорту, ему присудили 75 ударов плетью и четыре месяца тюрьмы.

Страна одной религии

Впрочем, религиозные преступления считаются куда более серьезными. Самое страшное — вероотступничество, под которым понимается не только переход в другую веру, но и атеизм. Палестинский поэт Ашраф Файяд сейчас сидит в тюрьме, ожидая казни: по мнению шариатских судей, в одной из своих книг он пропагандировал атеизм.

При этом более семи процентов населения Саудовской Аравии составляют немусульмане. Больше всего католиков-гастарбайтеров с Филиппин, но есть и представители других конфессий: протестанты из Европы, православные из Египта, Эфиопии и Эритреи. Публичное исповедание христианства в королевстве запрещено, нельзя также хранить неисламские религиозные предметы, в том числе Библию, распятия, изображения святых. Молиться христиане и представители других религий могут только дома. За соблюдением закона следит специальная религиозная полиция — шариатская гвардия.

1/1Казнь бирманки в Саудовской АравииКадр: Theodore Shoebat / LifeLeak

Нередко иностранцы-христиане оказываются заложниками международной обстановки. После того как в 2004 году в прессу просочилась информация об осквернении Корана американскими военными на базе Гуантанамо, шариатская гвардия провела целую серию рейдов по квартирам христиан, накрыв в одной из них подпольную католическую церковь и арестовав более 40 пакистанцев-христиан, а также несколько католиков-филиппинцев. Излишне говорить, что ни один американец задержан не был: Вашингтон — тоже ключевой союзник Эр-Рияда, ссориться с которым саудиты не хотят. Куда проще выместить гнев на беззащитных филиппинцах или пакистанских христианах, считающихся париями в родной стране.

Секс и тюрьма

Важное поле деятельности шариатских судов — предотвращение разврата и прелюбодеяния. Причем эти понятия трактуются весьма широко.

В октябре 2009 года сотрудник «Саудовских авиалиний» Мазен Абдул-Джавад неосмотрительно выступил в эфире ливанского телевидения, рассказав о своей сексуальной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.

Наиболее вопиющим случаем считается дело, получившее известность как «изнасилование в Катифе». В 2006 году семь человек напали на молодую женщину-шиитку и ее спутника, сидевших в автомобиле, похитили и изнасиловали обоих. Преступники получили по нескольку сотен ударов плетью и тюремные сроки, но и жертвы изнасилования были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.

Несмотря на огромное давление со стороны консервативной массы населения и шариатской гвардии, муж пострадавшей не отказался от нее, заявив, что женщина ни в чем не виновата. В мире поднялась волна возмущения. Даже будущий президент Барак Обама, тогда еще сенатор, призвал Госдепартамент сделать все возможное, чтобы не допустить наказания жертв. В конце концов, король Абдалла принял соломоново решение: он отменил приговор пострадавшей женщине, объяснив это соображениями общественного блага, но подчеркнул, что судья действовал абсолютно справедливо.

«Рай для геев»

Гомосексуализм в Саудовской Аравии тоже жестоко карается — за однополую связь можно лишиться головы. Однако зачастую судьи назначают достаточно мягкое наказание, особенно если сравнивать с приговорами по другим статьям. Так, один из жителей королевства, имя которого не раскрывается, получил три года тюрьмы и 450 плетей: его обвинили в том, что он назначал свидания другим мужчинам, используя микроблог в Twitter, и осудили за «потакание пороку и гомосексуализм».

Возможно, одна из причин состоит в том, что гомосексуализм в Саудовской Аравии широко распространен. В королевстве сложилась парадоксальная ситуация: борьбе с внебрачным сексом, отношениям между мужчиной и женщиной уделяется куда больше внимания, чем борьбе с сексом однополым. Между геями и саудовскими властями существует негласный пакт: ЛГБТ-сообщество демонстрирует почтительное отношение к нормам ваххабизма, в обмен на это власти закрывают глаза на «частную жизнь» этих подданных. Порой случаются эксцессы, но в целом договор соблюдается. Как признавался в интервью изданию The Atlantic один из саудовских геев — 42-летний американский экспат Радван, в крупных городах типа Джидды и Эр-Рияда существует большое ЛГБТ-сообщество, и многие из геев открыто встречаются в кафе, назначают свидания на улицах и в интернете. Еще один гомосексуалист — сириец Таляль, живущий в королевстве уже 15 лет, — и вовсе назвал Эр-Рияд «раем для геев».

В целом саудовский гомосексуализм мало похож на гомосексуализм европейский. Отношение к однополым связям в королевстве чем-то смахивает на отношение к этому в российских тюрьмах. Считается, что страдает репутация только пассивного партнера, а активный, наоборот, подчеркивает свою мужественность и гомосексуалистом как бы не является.

Строгие законы шариата, воспрещающие сексуальный контакт между не состоящими в браке мужчиной и женщиной, буквально подталкивают юношей к поискам партнера среди товарищей. Это приводит к тому, что гомосексуализм по взаимному согласию или в форме изнасилования превратился в давнюю проблему саудовских учебных заведений, сегрегированных по половому признаку.

Война с колдунами

Если на гомосексуализм саудовские власти закрывают глаза, то с колдовством борются решительно и бескомпромиссно. За него приговор, как правило, один: отсечение головы и последующее распятие — в назидание другим.

Как правило, о том, что тот или иной гражданин королевства занимается запрещенной магией, доносят бдительные соседи или подчиненные. Для этих целей организована специальная горячая линия: любой может сообщить о магическом преступлении в службу по борьбе с колдовством. При аресте принимаются дополнительные меры безопасности: ведь достоверно известно, что некоторые колдуны заключают договор с джиннами, поэтому могут летать по воздуху.

1/1Акция протеста против казней в Саудовской АравииФото: Abir Abdullah / EPA

В 2007 году в Эр-Рияде был обезглавлен египетский аптекарь Мустафа Ибрагим, изобличенный в том, что он «практиковал магию и колдовство, прелюбодействовал и осквернял Коран». Соседи донесли, что он держит Коран в туалетной комнате. В ходе следственных действий выяснилось, что Ибрагим при помощи черного колдовства расстроил чужой брак, а в квартире у него обнаружили книги по черной магии, свечи с таинственными надписями — явно заклинаниями для призыва бесов, а также дурно пахнущие травы. Этого хватило, чтобы отправить аптекаря на плаху.

Пределами королевства борьба с колдунами не ограничивается. В 2010-м головы лишился ливанский предсказатель Али Хусейн Сибат: в ходе выступления на телешоу он предсказывал желающим будущее и давал зрителям советы. Саудовские спецслужбы следили за ним несколько лет и арестовали, когда Сибат неосмотрительно решил совершить хадж.

Чаще всего, однако, жертвами бдительных борцов с магией становятся гастарбайтеры, статус которых заведомо ниже положения коренных саудовцев и которые не могут защитить себя. Так, в мае 2013 года две горничные из Юго-Восточной Азии были приговорены к тысяче плетей и десяти годам тюрьмы за магический вред, нанесенный хозяевам. Учитывая обычный приговор за колдовство, можно считать, что женщины легко отделались.

Вся эта саудовская специфика вызывает закономерные протесты на Западе. Граждане Европы и других цивилизованных стран нередко задаются вопросом: почему Вашингтон и Лондон, упирая на соображения морального характера, причисляют Тегеран к «оси зла» из-за того, что там массово практикуется смертная казнь, но закрывают глаза на куда более суровые приговоры, которые выносят шариатские суды ваххабитского королевства?

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.

Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение» (5, 49).

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *