Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует — цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага — суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.
Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать — из-за чего между ними произошла некоторая размолвка…. Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит.… Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку… и не одному, а трем…
Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума
Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.
«Что такое суета ума?» — спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? — Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»
Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.
«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! — Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это — добро зело. Что же суетно? — Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды… сотворих ми поющих и поющая… сотворих ми купели водныя… и стяжание скота и стад много ми быстъ… собрах ми злато и сребро… и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? — Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных».
Страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни
Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.
Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».
На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).
Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям — насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево — продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» — нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.
Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она — в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.
Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», — писал святитель Феофан Затворник. Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.
«Люби Бога и делай что пожелаешь» — писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души — служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? — Выбор всегда остается за нами.
Там же
Суетливость – склонность хлопотать, торопливо делать что-либо, беспорядочно, напрасно и без пользы двигаться.
Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда начинаю делать какое-то дело, потом оказывается, что нужно срочно сделать что-то другое. Начинаю делать, всплывает что-то третье, и так без конца. В результате ни одно дело я не делаю так хорошо, как могу. — Сидишь и сиди, идёшь и иди, главное — не суетись напрасно, — сказал Учитель.
Суетливость не может жить в режиме «здесь и сейчас», ей нужно одновременно бежать в разных направлениях. Она не скажет: «Пройдемся или прогуляемся». — «Погнали, помчались», — это слова из ее лексикона. Пересилить время, быть одновременно везде – и в прошлом и в будущем, занимать сразу несколько позиций в пространстве, словом, разом оказаться везде и во всем – в этом вся суетливость. У нее каждый день сумасшедший.
Глядя на непрестанные хлопоты суетливости – без нужды и малейшей рассудочности, как-то сразу забываются высшие проявления человеческого духа. Она «маячит» перед глазами, затмевая разум и вызывая глухое раздражение окружающих. Да и самой суетливости не сладко. Не секрет, что каждое качество личности непосредственно связано с состоянием здоровья человека. Психическая напряженность суетливого человека расстраивает пищеварение, вызывает спазмы в толстом кишечнике, пища по нему двигается с трудом, вызывая запоры. Кроме того, с суетливостью связана повышенная активность щитовидной железы.
Суетливость – это потеря самоконтроля. Имея в союзницах несобранность и торопливость, она гонится за недостижимыми целями, хватается за все и сразу, но ничего не доводит до логического конца. Суетливость – это лихорадочная антицелеустремленность. Редко когда она обходится без беспокойства, тревожности, нервотрепки или паники. С суетливостью ассоциируется все бесполезное, недолговечное, пустое, случайное и тщетное, сделанное во зло и получившее в повседневной жизни название «суета сует и всяческая суета» или «мышиная возня». Отсюда и пошли слова: суесловие, суемудрие, суеверие, суеславие и суеумие. Е. Богат писал:Суета сообщает чувство бессмертности, потому что усыпляет «я» настолько основательно, что оно остается в летаргическом сне… Человек суетный как бы забывает о вековечной истине — человек смертен… Он стал для себя бессмертным, у него в запасе несколько «вечностей» и нет ни одного мгновения, когда бы он сумел, осознав собственную судьбу, стать выше нее. Бессмертны суетные, но это бессмертие почти тождественно нерожденности: они родились, и их нет, они умрут, и никто о них не вспомнит».
Визитная карточка суетливости – утомительное, чрезмерное беспокойство и растерянность, проявляемые всегда некстати в бестолковой беготне и беспорядочных движениях. Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским, и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Подобно торнадо, суетливость разрушающе проносится по своей и чужим жизням. Не видя смысла в повседневной жизни, она пытается убежать от реальности в нишу забот и тревог, крутится, как белка в колесе, не отдавая себе отчета, что в этом отсутствует какая-либо необходимость. В конечном итоге, суетливость предстает как бесцельное действие ради самого действия.
На сей счет есть прекрасная притча.
Пpофессоp философии стоял пеpед студентами, а на столе пеpед ним лежали несколько пpедметов. Когда занятие началось, он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до кpаев большими камнями. Пpоделав это, он спpосил студентов, полон ли сосуд. Все подтвеpдили, что полон. Тогда пpофессоp взял коpобку с мелкими окатышами, высыпал ее в сосуд и несколько pаз легонько встpяхнул его. Окатыши pаскатились в пpомежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спpосил студентов полон ли сосуд тепеpь. Они снова подтвеpдили — факт, полон. И наконец пpофессоp взял со стола коpобку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние пpомежутки в сосуде. «Тепеpь,» — обpатился пpофессоp к студентам,- » я хотел бы, чтобы вы смогли pаспознать в этом сосуде свою жизнь!
Кpупные камни олицетвоpяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш паpтнеp, ваше здоpовье, ваши дети — те вещи, котоpые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Окатыши пpедставляют менее важные вещи, такие, как, напpимеp, вашу pабота, ваша кваpтиpа, ваш дом или ваша машина. Песок символизиpует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более кpупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энеpгию изpасходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обpащайте внимание пpежде всего на важные вещи, находите вpемя для ваших детей и паpтнеpа, следите за своим здоpовьем. У вас остается еще достаточно вpемени для pаботы, для дома, для пpазднований и. т. д. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок.