Сумма против язычников

Сумма против язычников. Книга вторая.

Глава 1. Связь предстоящего рассуждения с предшествующим 9
Глава 2. О том, что рассмотрение творений полезно для наставления в вере 11
Глава 3. О том, что знание природы творений позволяет опровергнуть заблуждения относительно Бога 15
Глава 4. О том, что философ и богослов рассматривают творения по-разному 17
Глава 5. Порядок изложения 21
Глава 6. О том, что Богу свойственно быть началом бытия для прочих 21
Глава 7. О том, что в Боге есть активная потенция 23
Глава 8. О том, что могущество Бога есть Его субстанция 27
Глава 9. О том, что могущество Бога есть Его действие 29
Глава 10. Каким образом можно говорить о потенции в Боге 29
Глава 11.0 том, что некоторые предикаты сказываются о Боге относительно творений 33
Глава 12. О том, что отношения к творениям не существуют в Боге реально 35
Главы 13 и 14. Каким образом сказываются о Боге вышеупомянутые относительные 37
Глава 15. О том, что Бог — причина бытия для всех 41
Глава 16. О том, что Бог произвел вещи в бытие из ничего 47
Глава 17. О том, что творение не есть ни движение, ни изменение 55
Глава 18. Опровержение доводов, приводимых против творения 57
Глава 19. О том, что в творении нет последовательности 61
Глава 20. О том, что ни одно тело не может творить 65
Глава 21. О том, что творить свойственно одному Богу 69
Глава 22. О том, что Бог все может 77
Глава 23. О том, что Бог не действует по естественной необходимости 83
Глава 24. О том, что Бог действует мудро 89
Глава 25. В каком смысле о всемогущем говорится, что Он чего-то не может 93
Глава 26. О том, что Божий ум не ограничен определенными действиями 99
Глава 27. О том, что воля Божья не ограничена определенными действиями 103
Главы 28 и 29. Каким образом в творении присутствует должное 103
Глава 30. Каким образом в сотворенных вещах может быть абсолютная необходимость 113
Глава 31.0 том, что нет необходимости, чтобы твари были всегда 125
Глава 32. Доказательства вечности мира, основанные на Бога 129
Глава 33. Доказательства вечности мира, основанные на твари 135
Глава 34. Доказательства вечности мира, основанные на творения 141
Глава 35. Опровержение доказательств, исходящих из Бога 145
Глава 36. Опровержение доводов, основанных на твари 153
Глава 37. Опровержение доводов, исходящих из того, что вещи возникли 157
Глава 38. Аргументы, с помощью которых некоторые пытаются доказать, что мир не вечен 163
Глава 39. О том, что различие вещей не случайно 169
Глава 40. О том, что материя не является первой причиной различия вещей 173
Глава 41. О том, что вещи различны не из-за противоположных действующих причин 177
Глава 42. О том, что первопричина различия вещей — это не порядок вторичных действующих причин 183
Глава 43. О том, что различие вещей не создано одной из вторичных действующих причин, которая вводит в материю разные формы 189
Глава 44. О том, что различие вещей произошло не от разницы заслуг или прегрешений 195
Глава 45. Какова истинная первопричина различия вещей 205
Глава 46. О том, что для совершенства вселенной некоторые твари должны были быть мыслящими 209

Глава 47. О том, что мыслящие субстанции наделены волей 215
Глава 48. О том, что мыслящие субстанции действуют на основании свободного решения 219
Глава 49. О том, что мыслящая субстанция — не тело 223
Глава 50. О том, что мыслящие субстанции нематериальны 227
Глава 51.0 том, что мыслящая субстанция — не материальная форма 233
Глава 52. О том, что в тварных мыслящих субстанциях бытие и сущность различаются 235
Глава 53. О том, что в тварных мыслящих субстанциях есть акт и потенция 241
Глава 54. О том, что состоять из субстанции и бытия и состоять из формы и материи — не одно и то же 243
Глава 55. О том, что мыслящие субстанции нетленны 245
Глава 56. Каким образом мыслящая субстанция может соединяться с телом 257
Глава 57. Точка зрения Платона на соединение мыслящей души с телом 265
Глава 58. О том, что питающее, чувствующее и мыслящее в человеке — не три души 273
Глава 59. О том, что потенциальный ум человека — не отделенная субстанция 281
Глава 60. О том, что человек получает свое вид не по пассивному уму, а по уму потенциальному 291
Глава 61.0 том, что рассмотренное выше положение противоречит учению Аристотеля 309
Глава 62. Против мнения Александра о потенциальном уме 313
Глава 63. О том, что душа — это не смешение соков, как думал Гален 321
Глава 64. О том, что душа — не гармония 323
Глава 65. О том, что душа — не тело 325
Глава 66. Против тех, кто отождествляет ум и чувство 329
Глава 67. Против тех, кто полагает, будто потенциальный ум — это воображение 331
Глава 68. Как мыслящая субстанция может быть формой тела 333
Глава 69. Опровержение доводов, с помощью которых доказывалось, что мыслящая субстанция не может соединяться с телом как форма 339
Глава 70. О том, что, согласно Аристотелю, ум соединен с телом как форма 345
Глава 71.0 том, что душа соединяется с телом непосредственно 349
Глава 72. О том, что душа присутствует целиком как во всем теле, так и в каждой его части 351
Глава 73. О том, что потенциальный ум — не один у всех людей 355
Глава 74. О мнении Авиценны, который считал, что умопостигаемые формы не сохраняются в потенциальном уме 379
Глава 75. Опровержение доводов, по видимости доказывающих единство потенциального ума 387
Глава 76. О том, что деятельный ум — не отделенная субстанция, а некая души 399
Глава 77. О том, что потенциальный и деятельный ум могут сосуществовать в одной субстанции души 413
Глава 78. О том, что, по учению Аристотеля, деятельный ум — не отделенная субстанция, а души 419
Глава 79. О том, что человеческая душа с уничтожением тела не уничтожается 431
Главы 80 и 81. Доказательства того, что душа погибает с гибелью тела, и их опровержение 439
Глава 82.0 том, что души бессловесных животных не бессмертны 453
Глава 83. О том, что человеческая душа возникает вместе с телом 463
Глава 84. Опровержение вышеприведенных доводов 483
Глава 85. О том, что душа не принадлежит к субстанции Бога 487
Глава 86. О том, что человеческая душа не передается с семенем 493
Глава 87. О том, что человеческая душа творится Богом 497

Глава 88. Доказательства того, что причина человеческой души — семя 501
Глава 89. Опровержение доказательств, приведенных в предыдущей главе 509
Глава 90. О том, что мыслящая субстанция не соединяется в качестве формы ни с каким телом, кроме человеческого 523
Глава 91.0 том, что есть мыслящие субстанции, не соединенные с телами 531
Глава 92. О множестве отделенных субстанций 537
Глава 93.0 том, что не бывает нескольких отделенных субстанций одного вида 545
Глава 94. О том, что отделенная субстанция и душа не принадлежат к одному виду 549
Глава 95. Как следует понимать род и вид применительно к отделенным субстанциям 551
Глава 96. О том, что отделенные субстанции не получают познание из чувственных 555
Глава 97. О том, что ум отделенной субстанции всегда мыслит актуально 559
Глава 98. Каким образом одна мыслящая субстанция мыслит другую 561
Глава 99. О том, что отделенные субстанции знают материальные вещи 575
Глава 100. О том, что отделенные субстанции знают единичные вещи 579
Глава 101. Знают ли отделенные субстанции естественным знанием все сразу 581

«СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ», полное название – «Книга об истине католической веры против язычников» (Liber de veritate Catholicae fidei contra errores infidelium, seu Summa contra gentiles), именуемая также «Суммой философии» («Summa Philosophiae») – один из основных трудов Фомы Аквинского, написанный в Риме в 1259–64, был вызван к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Фома стремился здесь, исходя из философской (т.е. надконфессиональной) позиции, защитить основоположения христианской веры. Этот обширный труд разделен на четыре книги: I. О Боге как таковом; II. O сотворении Богом различных регионов сущего; III. О Боге как о цели всех творений; IV. О Боге, как Он дан в Его Откровении.

В кн. I Фома, следуя Аристотелю, полагает, что изучать сущее – главный предмет метафизики – невозможно без раскрытия первопричины сущего, которой и является Бог. Фома начинает свой труд (гл. 1–9) с обоснования возможности исследования теологических вопросов при помощи разума и утверждает единство веры и разума. Критикуя онтологическое доказательство существования Бога (Ансельм Кентерберийский), Фома излагает знаменитые пять путей-доказательств существования Бога «от следствия», т.е. от особенностей эмпирически познаваемого мироустройства (гл. 10–13). Далее исследуются свойства, присущие Богу, – вечность, актуальность, простота, бестелесность, совпадение сущности и существования и др.; Бог, как наивысшая истина, познает все, в т. ч. индивидуальные и случайные события (гл. 44–71), и в соответствии со своей благой и свободной волей желает сотворения мира (гл. 72–88).

Кн. II посвящена одному из центральных постулатов христианской веры – свободному сотворению мира из ничего и раскрывает всемогущество и креативность Бога (гл. 6–29). Важными темами этой части являются также опровержение постулата о вечности мира и утверждение необходимости его начала (гл. 31–38), необходимости многообразия мира для его совершенства, и особенно наличие интеллектуальных субстанций, наделенных свободной волей и бессмертных (гл. 41–55). Особое внимание уделяется человеческой душе, трактуемой как форма тела, а не как сущность, пользующаяся телом, согласно платоникам и августинианцам (гл. 56–89). Полемизируя с аверроистами, Фома утверждает сотворение каждой индивидуальной души и ее бессмертие. Книга завершается учением об интеллигенциях, не связанных с телом (гл. 91–101).

Кн. III, посвященная этической проблематике, начинается с обоснования того, что каждый деятельно стремится к цели, причем благой (гл. 2–3), поскольку зло не есть нечто самостоятельно сущее, но только лишенность блага (гл. 4–15). Наивысшим же благом является Бог, и никакие цели в земной жизни (богатство, слава) не могут дать совершенного счастья, каковым является созерцание Бога (гл. 16–63). Далее Фома обращается к земной жизни, управляемой божественным провидением, которое не исключает возможности существования вторичных причин, действующих по своей воле, в соответствии со свободным выбором (гл. 64–93), что приводит к свершению ими злых и благих деяний. Это создает необходимость в божественном законе (гл. 114–118), который направляет человека не только к праведной духовной жизни, но и к правильному использованию телесных вещей (гл. 121 ). Фома довольно подробно останавливается на некоторых частных проблемах, таких, как сексуальные отношения (гл. 122–126) или практика добровольной бедности (гл. 132–136), а завершает книгу учениями о различных видах благих и злых деяний и соответственно о различии воздаяния от Бога (гл. 140–147), о необходимости божественной благодати для оказания помощи человеку на пути к благу (гл. 148–161) и о божественном предопределении (гл. 162–164).

Кн. IV посвящена «истинам Откровения», которые не могут быть выработаны в рамках естественной теологии, однако Фома считает возможным обсуждать с позиции разума и их. Таковы истины о единстве трех Лиц – Отца, Сына и Св. Духа при сохранении их различий (Фома полемизирует с еретическими взглядами ариан, манихеев и др.) (гл. 2–38), о воплощении Сына (гл. 39–55), о первородном грехе, о необходимости таинств (крещения, причащения и др.) и порядке их отправления (гл. 56–78), о воскрешении человека во плоти (гл. 79–89) и о Страшном Суде (гл. 96–97).

Во многих исследованиях и в получивших большое распространение в кон. 19 – нач. 20 в. пособиях по изучению томизма философия Фомы зачастую излагается по более знаменитой «Сумме теологии», в то время как сравнительно рано написанная «Сумма против язычников» привлекается в качестве иллюстративного материала. Однако «Сумма против язычников» превосходит «Сумму теологии» по глубине разработки и степени проблематизации сходных вопросов – так, если многократно воспроизведенное во всех учебниках по средневековой философии изложение «пяти путей» из «Суммы теологии» зачастую не производит впечатления строгого доказательства ввиду принятия недоказанной посылки – утверждения о невозможности регресса в бесконечность, то в параллельном месте «Суммы против язычников» Фома уделяет много внимания именно доказательству этого положения.

Имеется большое число изданий «Суммы против язычников», из которых наиболее значительные – в рамках полных собраний сочинений – в издании «Piana», начатом в Риме, в 1570, по повелению папы Пия V, и в «Leonina» (Рим, с 1882, по повелению Льва XIII). Последнее сопровождено ставшим классическим комментарием Ф.Сильвестра, выполненным в XVI в.

Издания:

1. S.Thomae Aquinatis Doctoris Angeli Opera Omnia, vol. VI–XII. Rome, 1918–1930; vol. XIII–XV, Rome, 1918–1930;

3. в пер. на англ. яз.: On the Truth of the Catholic Faith, transl. by A.C.Pegis, J.F.Anderson, V.J.Bourke, С.J.O’Neil, vol. 1–5. N. Y., 1955–57;

«СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ» («Summa contra gentiles»), иногда называется также «Сумма философии» («Summa philosophiae»), один из основных философско-теологических трудов Фомы Аквинского. Написан по-латыни в 1259—1264 годы, 1-е изд.— Roma, 1475. Состоит из 4 книг. Тема 1-й книги— сущность бога, 2-й — природа сотворённых сущностей (проблемы формы и материи, акта и потенции), 3-й — путь созданий бога к конечной цели (аристотелианская этика и учение о провидении); 4-я книга посвящена догматам христианства (троичность божества, боговоплощение, церковные таинства, воскресение плоти), которые не могут быть открыты средствами предоставленного себе разума, т. е. идеалистического умозрения, и сообщаются в откровении. По преданию, «Сумма против язычников» была написана как руководство для миссионеров, обращающихся к мусульманам («язычникам»), отсюда стремление идти от «естественной теологии», т. е. наиболее общих религиозных и философских положений — общих для христианства, ислама и иудаизма, а также воздержание от участия в полемике между отдельными направлениями схоластики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *