Супружеские отношения

Интервью опубликовано в православном журнале для родителей «Виноград» (№34, март-апрель 2010)

Журнал «Виноград» продолжает цикл бесед со священниками на непростые темы внутрисемейных отношений. В этом номере на вопросы «Винограда» отвечает настоятель домового храма при МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.

Протоиерей Максим Козлов — настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии. Автор книг «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость: Беседы о семейной жизни», «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода». Автор более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика).

Протоиерей Максим Козлов. Фото: pravoslavie.ru

— О браке часто говорят как о крестном пути, испытании, а венчальные венцы сравнивают чуть ли не с мученическими. Как Вам кажется, это искаженная точка зрения на брак, или же она имеет свои разумные основания?

— В последний момент таинства Венчания – перед тем, как дать брачующимся крест и развернуть их лицом к народу, – священник обычно произносит такие слова: «Посмотрите друг на друга. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вы царь и царица, Адам и Ева. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вашу нынешнюю любовь и чистоту отношений можно сохранить до конца земного пути. Не верьте тем, кто в разочаровании собственным опытом будет «отрезвлять» вас, говоря о недолговечности чувств, о неминуемой усталости друг от друга, о невозможности семейного счастья. Знайте: человекам не возможное, Богу возможно. И можно и через двадцать пять, и через сорок лет смотреть друг на друга так же, как и сегодня».

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать.

— К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств?

— Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

Это не просто риторика, это сам принцип отношений. Муж должен иметь любовь-жалость к тому, кто по природе своей слабее – не только физически, но и по эмоциональной организации, по степени внутренней устойчивости, впечатлительности и зависимости от воздействий внешнего мира. Эти эмоциональные проявления муж должен покрывать любовью-жалостью, а не деспотичностью восточного хозяина или капрала, отдающего приказания в казарме.

Но и жена должна помнить о том, что правильное иерархическое устроение в семье подразумевает главенство мужа. Она может давать советы, высказывать свои суждения, делиться наблюдениями… Скажу больше: мудрая жена тонко и деликатно подтолкнет мужа к принятию верного решения; мудрость же ее будет заключаться в умении тактично выдавать свои мысли за его – тем самым она убережет семью от конфликтов. Но не должно жене ставить себя на первое место, а мужу – слагать с себя ответственность. Если эти иерархические отношения в семье будут сохраняться, то семья избежит многих катаклизмов, которые сегодня все чаще и чаще имеют место между супругами, воспринимающими семью как демократический институт. Сегодня все большее распространение получает изначальная установка на такое семейное устройство, при котором супруги абсолютно равны и каждый имеет право на свой суверенитет и автономность. Как в современном обществе во главу угла ставятся пресловутые права человека, так и в семье сегодня каждый из супругов стремится отстаивать свои личные права. Вот в момент, когда в семье возникают такие стремления, супругам необходимо задуматься: именно здесь кроются истоки взаимного соперничества и многих конфликтов. Ведь в традиционной семье нет прав, а есть обязанности. Обязанность нести на себе бремя ответственности и обязанность послушания.

Мне запомнилось очень мудрое наблюдение одного опытного священника. Он говорил о ситуации, когда жена видит явную неправоту мужа, который принимает заведомо неправильное решение. Вот если жена отнесется к этому немощному решению как к послушанию и к воле Божией, то Господь обязательно обратит его во благо. На примерах разных семей я неоднократно убеждался, что это именно так. Если Христа ради смириться перед неправильным в бытовом, жизненном отношении решением мужа (сейчас я не говорю о ситуациях, где речь идет о нарушении нравственных принципов), то Господь непременно обратит все к лучшему.

Что касается обязанностей мужа, то это, повторяю, прежде всего, чувство ответственности. В наше время, когда женщина становится все более активной и профессионально востребованной, происходит искажение этих принципов. «Как ты решишь, так и будет», «делай так, как ты хочешь, только оставь меня в покое» — часто слышит жена от своего усталого мужа. В таком желании уйти от ответственности, переложить решение на плечи другого есть что-то немужеское, недолжное, что тоже дает крен в семейных отношениях.

— Понятно, что идея строгой иерархии была свойственна традиционной семье, где, пожалуй, и не задумывались об ином устройстве. Но сегодня роли женщины и мужчины в обществе и, соответственно, в семье существенно сместились. Как Вы сказали, женщина стала профессионально востребованной, у нее появились дополнительные, кроме домашних забот, сферы деятельности, и в иных семьях именно она является главным добытчиком и кормильцем. Как быть с иерархией в такой семье?

— Подобные смены ролей случались и прежде: такие браки назывались мезальянсами. Только они были связаны не столько с занятостью на работе, сколько с социальным статусом: скажем, бедный муж за богатой женой, муж-купец за женой-дворянкой. Такое изначальное неравенство, конечно, не очень благоприятствует развитию гармоничных семейных отношений. Естественно, и оно может быть преодолено сознательным усилием двух людей, когда, скажем, жена, несмотря на свой превосходящий социальный статус, не стремится поставить себя во главе, а муж не комплексует по поводу своего маленького заработка, превращаясь в фигуру этакого обиженного сидельца на диване. В связи с этим можно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», который как раз построен на конфликте вокруг такой ситуации. Она действительно непростая, хоть и преодолимая. Но со стороны женщины сознательное умаление мужа до роли домохозяйки и принятие на себя исключительно лидерских функций не только в плане заработка денег и обретения социального статуса, но и вообще, роли абсолютного лидера – явно болезненное проявление. Причем, оно болезненно для двух сторон одновременно. Как бы женщина себя ни убеждала в том, что ей так проще жить и что муж ни на что иное не способен, кроме выполнения ее указаний и команд, в глубине души ее не может не уязвлять отсутствие мужского руководства и защиты. Такие смены ролей подтачивают как отношения между супругами, так и процесс воспитания детей, которые заимствуют модели родителей, проецируя их на всю оставшуюся жизнь. Поэтому вне зависимости от конкретики сегодняшнего социального статуса супругов лучше Богом данную природу семьи стремиться сохранить любой ценой.

— Возвращаясь к вопросу о женском послушании и смирении: как быть в ситуации, когда муж совершает очевидную ошибку? Неужели же жена, помня об иерархии, должна устраниться и безмолвно наблюдать за тем, как близкий ей человек совершает заведомо неправильный шаг?

— Когда возникают такие ситуации, лучше всего обратиться к священнику: хорошо, если у мужа и жены есть духовник, который посвящен в их семейную жизнь и к которому в решительных несогласиях они могут обратиться как к третейскому судье. Это совсем не значит, что муж и жена должны иметь одного духовника. Но в таких ситуациях обоим стоит обратиться к одному священнику, которому они доверяют как нравственному и жизненному авторитету и по слову которого они готовы поступить. Это поможет разрешить многие конфликты и разногласия. Если по тем или иным причинам нет возможности обратиться к священнику (скажем, один из супругов не хочет ни с кем советоваться), то ситуация значительно усложняется. И здесь необходимо различать типы семейных конфликтов. Если несогласие супругов касается третьих лиц – а как правило это размолвки родителей в вопросах воспитания, – то нужно исходить из приоритета пользы души детей. Если муж требует явно неправильного (например, поощряя бесконтрольное смотрение телевизора, пользование интернетом и прочие недушеполезные занятия), то жене, конечно, нужно исходить не из идеи безусловного послушания мужу, а из нравственных принципов: в данном случае – из соображений пользы души детей. Если же речь идет о личной обиде, то в этом случае мы должны руководствоваться евангельским правилом, по которому высшей нравственной победой христианина является не ответная жесткость и оскорбление, а смиренная любовь и терпение. Очень трудно в это поверить, но смиренная любовь и вправду побеждает!

— Как быть, если у каждого из супругов существуют отдельные интересы? Допускается ли наличие у мужа или жены своего личного пространства – той территории, на которую другой не заходит? И насколько естественно желание мужа или жены уединиться, отдохнуть друг от друга?

— Главное слово, которое здесь следует произнести – это слово «мера». Скажем, если под желанием «отдохнуть друг от друга» подразумевается погулять, остаться наедине со своими мыслями, иметь свободные вечерние часы для работы, для молитвы или просто для сосредоточенного покоя, то это одно. И совсем другое – если под желанием «отдохнуть» понимается махнуть в отпуск с друзьями. Нет необходимости говорить о болезненности таких побуждений. Именно поэтому я говорю о мере этих желаний. Другой важный фактор – это цель. Если внутренней установкой является собирание сил для того, чтобы жить семьей, то это не страшно. Если же такой отдых становится средоточием самой жизни, пределом мечтаний, а семья воспринимается как мучительная жертва, героизм и подвижничество, где о любви нет и речи, то совершенно очевидно, что такой брак на пути к развалу.

Фото: Олег Коновалов. fotogalereia.ru

Другое дело, что нельзя у другого человека вымогать единодушие. Это такая вещь, которую, как и любовь, нельзя потребовать. «Будь со мной», «откройся мне душой», «о чем ты сейчас думаешь?»… Сфера внутренней жизни – настолько тонкая вещь, что любая тень принуждения рождает только обратный эффект.

— Вы говорили об обязанностях супругов. Зависят ли эти обязанности от специфики каждой семьи, характеров, степени занятости супругов? Или же, несмотря на все социальные и прочие изменения в современном семейном устройстве, существуют раз и навсегда установленные обязанности, закрепленные за каждым из них?

— Я думаю, было бы неестественно, если бы все, что связано с материнством, женой-христианкой бы отвергалось. Довольно странно, когда жена требует от мужа кормить младенца из бутылочки, брать отпуск по уходу за ребенком, а сама отправляется на работу. Понятно, что есть такие периоды в жизни маленького человека, когда он настолько близок к матери, что разлучить их в этот момент было бы, по меньшей мере, противоестественно и неправильно. Я говорю не о практически складывающемся контексте, а именно об изначальной установке супругов на смену этих традиционных ролей. Как неестественна мать новорожденного младенца, с головой ушедшая в работу, так неверна и установка мужа, избравшего в качестве главной сферы приложения сил домашнее хозяйство и переложившего материальное обеспечение семьи на плечи супруги.

Среди прочих обязанностей важно помнить о функциях отца по отношению к сыновьям и матери по отношению к дочерям: эти функции довольно странно перелагать друг на друга. В остальном никакой жесткости нет: каждая семья распределяет обязанности по-своему. Мыслительный, что в Священном писании никакого устава супружеских функций нет. Там говорится о принципе брачного союза как образа союза Христа и Церкви, о любви, о трепете и готовности принять волю другого, но не о перечне обязанностей. Поэтому, помня о главной задаче и смысле супружества, каждая семья организует свою жизнь по-своему.

— Как быть в ситуации – увы, распространенной и узнаваемой, – когда люди, многие годы прожившие в браке, вдруг понимают, что они совершенно чужие друг другу: у них нет ни общих интересов, ни взаимопонимания, что уж говорить о любви?

-… и светские люди уже подводят итоги браку, говоря, что их больше ничего не связывает, что еще есть возможность найти себе кого-то получше, помоложе, создать другую семью, реанимировать в себе тот огонь чувств, то восхитительное состояние влюбленности, в котором они когда-то вступали в брак… Что тут сказать? Каждая семья проходит периоды кризисов и испытаний. И такие моменты подтверждают, что путь крестоношения – неотъемлемый удел нашей земной жизни. Любой жизни – не обязательно в семье: будь то горечь одиночества или испытания монашества, которое отнюдь не оберегает ни от искушений, ни от кризисов, ни от разочарований. Но у христианина есть опора. Христианин знает, что Бог не дает ложных обещаний. И хоть нам и кажется, что нет конца черной полосе, что нет больше никаких сил сопротивляться, что сердце полностью иссякло, а белый свет не мил, но мы же знаем, что Бог никогда не дает испытаний выше меры! Если мы не будем отступаться, если, по слову старца Амвросия Оптинского, не имея духа любви, мы будем стараться творить по отношению к другим дела любви, то Господь, в свое время, вернет нам и дух любви.

У отца Александра Шмемана в книге «За жизнь мира» есть очень точный образ супружеской любви. Вспоминая о том, что все сказки и фильмы, как правило, заканчиваются свадьбой и сладким поцелуем влюбленных, он приводит свой образ любви, который возник при взгляде на одну пожилую пару парижан. Не слишком красивые, не слишком молодые, они сидели в осеннем Люксембургском саду, молча взявшись за руки. Все было позади, бури отошли, соблазны пережиты, и они прошли через это вместе. И эта тишина, покой и возможность сидеть рядом, держа друг друга за руки через 25-30-40 лет и есть то чудо брака, которое может быть продолжено в вечности.

Беседовала Александрина Вигилянская

«Виноград» – единственный в России православный журнал для родителей.

Читатели «Винограда» — люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Журнал предназначен для родителей и всех, кто интересуется воспитанием, образованием и русской культурой. «Виноград» призван помогать читателям в вопросах образования, воспитания, восприятия отечественной духовной культуры.

Журнал «Виноград» — это зрелые мысли о воспитании и образовании!

Распространяется в храмах, магазинах православной литературы, киосках АиФ по всей России, по подписке.

Что может пойти не так у физически здоровой, сравнительно молодой и вроде как любящей пары? Почему мы становимся «асексуалами» в браке?Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Средний россиянин вступает в половую близость с женой (или с неженой) где-то два раза в неделю. Но случается, люди неделями не прикасаются друг к другу. Недели складываются в годы и десятилетия. И вдруг однажды человек просыпается с мыслью: «О чёрт! Мы с мужем за этот месяц пять раз поругались, а сексом занимались всего однажды! Что пошло не так?!» В самом деле, что может пойти не так у физически здоровой, сравнительно молодой и вроде как любящей пары? Почему мы становимся «асексуалами» в браке? Давайте разберемся с психологами.

1. Стрессы и страхи.

Сперва рассмотрим серийного убийцу секса – современный стресс. Теперь, во время кризиса, он вообще распоясался и косит семьи пачками – во всех возрастных категориях. Суетится и психует народ. Рассмотрим один, не самый «кровавый», но довольно универсальный случай.

Муж моей приятельницы Кати – мужчина мечты всех женщин мира. Михаил – прирожденный «решала». Катины подружки кусали локти от восторга, когда Миша взял на себя все свадебные хлопоты и расходы. В загсе он волновался, что не хватит шампанского, в лимузине советовал водителю, как объехать пробки. В ресторане нюхал салат, опасаясь, что тот несвежий. После всех волнений, конечно, брачная ночь не задалась.

— Меня даже алкоголь не берет — психую! – признался новобрачный жене и захрапел богатырским сном.

В свадебном путешествии, которым тоже рулил Михаил, ни о каком сексе речи не было. Любовь? Ты о чем?! Первым делом – не опоздать на самолет, на такси, на обед, не потерять паспорта, билеты, здравый смысл.

После поездки Мишины нервы успокоились, и либидо расцвело пышным цветом. Цвело где-то год, а потом Мишу сократили на работе. Покуда он искал новую, Катя секса не видела – около полугода.

— Брать на себя ответственность – это очень правильное мужское поведение, — говорит психотерапевт Ирина Петрова. – Бывают мужчины с сильной половой конституцией, которые ищут разрядки в близости. Но если у человека другие привычки снимать стресс – лазанье по интернету, игры, сериалы и алкоголь – он не станет их менять. А если человек вообще склонен к тревожности, как Михаил, его либидо будет часто забиваться под плинтус. Жене при таком муже важно не скатиться в «капризную девочку» при сильном «папе» (это тоже не способствует страсти, ведь у отцов с дочками секса не бывает). Нужно проявить себя взрослой – взять часть хлопот на себя. Поначалу будет сопротивляться – покажите ему, что всегда готовы подставить плечо, что не только он – ваш щит, но и вы его тыл. Если отношения вменяемые, доверительные, он успокоится.

Но сплошь и рядом мы наблюдаем невменяемые отношения. Например, жена возьми и ляпни мужу: «Маловато денег принес! Нет денег – нет любви». Она, может, пошутила, а у мужика эти слова наложились на его страхи: он сам боится «неуспешности», как огня. Ведь ему вся массовая культура талдычит: секс и деньги едины, как Ленин и партия. И человек бессознательно включает «задний ход»: лучше я сам откажусь сейчас, чем она меня потом отвергнет.

Психолог — сексолог Анна Котенёва согласна: «Мужчина очень зависим от того, насколько он социально адаптирован. Его психическое равновесие сильно влияет на его сексуальную успешность. Тем более сегодня мы наблюдаем подмену понятий во всем – в том числе – в семье. Вместо теплых, искренних отношений между собой, супруги устремляются во внешний мир, предпочитают тратить время не на ухаживание, не на поддержку ближнего, а на поиски своего места под солнцем – якобы успех, а не любовь близких принесет нам счастье. Мы стали умнее и решили, что можем обмануть природу.

Психолог Павел Волженков считает, не стоит переоценивать значение стресса: не так он страшен, когда люди живут в эмоциональном контакте друг с другом.

— В семьях, где есть любовь и взаимоуважение, супруги вырабатывают некие ритуалы, которые создают стену между семьей и внешним миром – источником стресса. Пришел муж домой не в духе – жена ему ужин, или просто салат, или предлагает посмотреть кино, или посидеть обнявшись – все что угодно. Перед добрыми ритуалами даже страх увольнения меркнет.

2. Взаимные претензии.

— Представляешь! Секса не было два года! – моя подруга Люся обхватила голову руками и трагически гипнотизирует кофе на столе. Этот кофе бы вскипел от негодования, если бы узнал, что Люся замужем почти 13 лет, растит дочь и трудится, как пчелка. А ее муж Вова – форменная скотина. Не работает, пропивает Люсину получку и обижается, что жена его не уважает.

— А ты сама-то его хочешь? – говорю Люсе.

Не дает ответа.

Но четко формулирует: она перестала его уважать, когда он возлюбил пиво больше семьи. Его позиция: он возлюбил пиво, когда она перестала его уважать. Пока родители ведут философский спор «о курице и яйце», дочка не дает им развестись: она любит папу и панически боится, что мама его выгонит. Если подобные супруги идут к психологу – дело нередко кончается разводом. Оба разобиженные вусмерть, каждый «исполняет» со своей табуретки и уже никогда с нее не слезет.

— Застарелые конфликты – злейшие враги секса. – говорит Ирина Петрова. – Есть пары, которые «гасят» скандалы в постели, якобы после ругани чувства острее. Они, возможно, и острее, но потом острота уходит. У обиды большой накопительный эффект. Ведь близость – это союз не гениталий, а личностей. Нормальный человек не сможет испытывать страсть к тому, кто его регулярно обесценивает, потому что секс – высшая форма признания, вишенка на торте, испеченном до постели. Например, у меня в клиентской практике такая тенденция: муж утратил влечение к жене (и хочет уйти к любовнице). Оказывается, что жена – крайне конфликтная личность. В «предвыборный» период она его заводит: ах, какая дерзкая штучка! Дрючит официанта, стюардессу, свою мамашу. Хорошо: с тещей не будет проблем. Да, с тещей, может, и не будет. Но от жены затошнит со временем. Есть опасность, что с мамаши она переключится на мужа. Бывает, люди годами живут в таких парах, добирая «нормальной любви» на стороне.

КСТАТИ

В 2011 году группа российских ученых под руководством главного уролога Минздрава Дмитрия Пушкаря провела первое в России медицинское исследование сексуальной силы наших мужчин. В опросе приняли участие жители самых населенных округов России числом 1200 человек от 20 до 75 лет. Результаты показали, что у 90% есть проблемы, связанные с эректильной функцией.

3. У него другая… в голове!

«Я точно знаю, что он мне не изменяет!» — приходится слышать подобное от подруг, у которых муж есть, а секса нет.

— Это такое явление, – комментирует психолог Павел Волженков, — у меня масса случаев, когда мужчина не хочет сознаться в измене даже под дулом пистолета. И готов предоставить любые оправдания, почему у него нет секса с женой – вплоть до физиологических затруднений. Люди очень изобретательны: если их, например, опрашивать, они могут здорово исказить статистические исследования. Кстати, замужние женщины тоже так поступают. «Не хочу мужа, потому что мне секс не нужен!» — а у самой пятый любовник. Есть интересная прослойка «брачных асексуалов», которые не изменяют физически, но в уме держат уже новую любовь. В частности, это молодые люди, для которых морально невозможна измена и любовница. Познакомился с новой девушкой, влюбился – и с женой разладилось. По вечерам он переворачивается от супруги на другой бок, потому что — бессознательно — бережет либидо для новых отношений. Даже если перспектива эфемерна. Я наблюдал эту двойственность: супруга уже не нравится, но она ценна, потому что первой утвердилась в его иерархии привязанностей. А дама, о которой он мечтает – ценна тоже, потому что нравится больше жены. Он любит и ненавидит обеих, как источник своего внутреннего конфликта. И, конечно, ему не до секса – у него в душе раскачивается огромный маятник. Но выбор он не делает, потому что бессознательно «раскачивая» себя, человек изучает свои психологические возможности: «Насколько я могу владеть собой? Насколько контролирую ситуацию?»

4. Пещерные стереотипы.

Ах, сколько женщин пострадало от этого «бабушкиного» убеждения: «Надо быть скромной в постели». Последствия сто раз описаны в психологических заметках. Но представьте себе – огромное количество мужчин страдают от подобных стереотипов.

Моя соседка Юля удивляется, как мало близости у нее с мужем Севой. Сначала было вроде ничего, а прошел год после свадьбы — и муж все чаще ускользает от супружеского долга. Юля поставила бутылку и вызвала Севу на откровенность. Между ними состоялся эпический диалог:

— Сева, я хочу больше секса.

— А вдруг ты раскачаешься? Войдешь во вкус? Захочешь другого мужика?! Вон Санёк свою Ленку по пять раз в неделю это самое — а она после этого ушла!

И как объяснить, что Лена ушла не оттого, что Санёк пять раз в неделю, а оттого, что он ей по щам прописывал по средам и пятницам. Весь двор по ней календарь сверял: если Лена со свежим бланшем – значит, среда. Или пятница.

— Этот миф очень популярен среди «реальных пацанов», — говорит Ирина Петрова, — чаще у возрастных: мол, если женщину баловать регулярным сексом, у нее разыграется интимный аппетит, и она начнет изменять. Лучше я сам пойду поизменяю – это не опасно для семейной стабильности. Откуда взялся этот пещерный стереотип? Из тех махровых времен, когда книги об интимных отношениях не были доступны широкому читателю. Удивительно: многие люди до сих пор живут этими заблуждениями. Но все-таки молодое поколение меньше.

5. Мужу не двадцать пять

Самая простая причина: мужчина уже не мальчик резвый, а жена по-прежнему ждет, чтобы он выдавал «спорт высоких достижений».

— С возрастом либидо у мужчин снижается, — говорит психолог-сексолог Анна Котенёва, — причем в последнее время эта проблема «помолодела» и заняла лидирующее место среди основных сексуальных дисгармоний. При любой интимной осечке у мужчины может возникнуть синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. А тревожно-фобическому состоянию подвергнут каждый 2-й представитель сильного пола.

Еще одна проблема – отношение женщин. Прекрасный пол сейчас получил безграничное право на удовольствие, которое несколько «затмило» мужские сексуальные возможности. Мужчина воспринимается, как неугомонный секс-робот. В гармоничном союзе женщина тоже должна осознать свою ответственность за спокойное мужское удовольствие. Ведь мужчина, по природе, главный, кто отвечает за репродукцию. И он же, так устроено, сексуально более уязвим, особенно с возрастом. После 35 лет – если инициатива не делится пополам, мужу все труднее тащить груз двойной ответственности за близость, могут возникнуть большие проблемы в сексуальной коммуникации.

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллах ва баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам охватывает все аспекты жизни мусульманин и дает им ясное руководство обо всем, что касается этой и последующей жизни. Имам Муслим сообщил, что евреи прибыли к Салману Аль-Фариси и сказали ему: «Ваш Пророк научил вас всему, даже правилам ответа на зов природы». И он сказал: «Да, это так».

Ислам дает определенные указания и в сексуальной сфере, запрещая некоторые виды интимных отношений и разрешая другие. Они (эти указания) призваны сделать эту важную сферу жизни как можно более счастливой и чистой.

Сексуальные отношения — это один из тех важных жизненных вопросов, по которым ислам дал пояснения и предписания о надлежащих действиях и правилах, дабы возвысить над животным удовольствием и физическим желанием. Ислам ставит его в зависимость от праведности намерения, молитвы и надлежащих действий. Это поясняет Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Имам Ибн Аль-Кайим (да смилостивится над ним Аллах) написал в своей книге «Ат-тибб Ан-Набави» («Медицина Пророка»): «Что касается сексуальных отношений, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принес самое совершенное руководство, благодаря которому можно сохранить здоровье, получить удовольствие и достичь трех целей, для которых они были предназначены:

1. Сохранение и размножение человеческой расы, покуда число душ в этом мире не достигнет постановленного Аллахом числа.

2. Извержение спермы, которая навредит телу, если будет долго в нем храниться.

3. Удовлетворение физических желаний и сексуальное наслаждение. Лишь это свойство сохранится в раю, ибо там не будет ни произведения на свет потомства, ни задержания того, что необходимо освободить путем семяизвержения.

Лучшие врачи считают секс одним из средств поддержания здоровья. Еще одна его полезная сторона такова, что он помогает опускать взор, способствует самообладанию, позволяет воздерживаться от запрещенного, в том числе и женщинам. Это приносит человеку пользу как в этом мире, так и в будущей жизни.

Следовательно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также имел регулярные интимные отношения со своими женами, сказав :

«В вашем мире дорогими для меня были сделаны женщины и благовония” (Ахмад и Ан-Нисаи)».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

«O юноши, те из вас, которые могут это себе позволить, пусть женятся, ибо это поможет им опускать взор и защитит их целомудрие. А кто этого не может, пусть постится, и это будет для него защитой” (Аль-Бухари и Муслим).

Важные моменты, которые необходимо учитывать при половых отношениях:

1. Наличие искреннего намерения вступить в них только ради Аллаха. Вступать в них нужно с намерением защитить себя и жену от запретного и увеличить численность мусульманской уммы ради возвышения ее статуса, ибо в больших числах — честь и гордость. Необходимо знать, что человек будет вознагражден за секс, даже если те, кто этим занимаются получают непосредственное удовольствие. Абу Зарр сообщил такие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Когда любой из вас имеет половое сношение, он получает за это награду” (имеются в виду половые отношения с женой).

Они сказали, «O Посланник Аллаха, когда любой из нас удовлетворяет свое желание, он будет за это вознагражден?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Разве вам не понятно, что если бы человек это делал запретным образом, он был бы за это наказан? А если он делает это разрешенным образом, он будет вознагражден” (Муслим).

2. Сношению должны предшествовать добрые слова, игривость и поцелуи. Всемогущий Аллах говорит:

«Ваши жены — Ваша пашня . Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя , бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой верующих» (Коран, 2:223).

Большинство толкователей Корана утверждают, что фраза «готовьте для себя » касается важности любовной игры перед половым актом для возбуждения и облегчении самого процесса.

3. Вступая в половые отношения со своей женой, мужчина должен сказать: «Бисмиллах, Аллахумма джанниба аш-шайтан ва джанниб аш-шайтан ма разкътана (Во имя Аллаха. O Аллах! Держи нас подальше от сатаны и держи сатану подальше от того, что Ты нам даруешь (наших детей))”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Коль Аллах решит, что у них будет ребенок, сатана никогда не причинит ему вреда” (Аль-Бухари).

4. Мужу разрешено иметь сношение с женой во влагалище любым способом, то есть сзади или спереди, но заметим, что это необходимо делать только во влагалище, которое является местом, откуда рождается ребенок. Аллах говорит:

«Ваши жены — Ваша пашня . Приходите на вашу пашню, когда (или как) возжелаете» (Коран, 2:223).

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Евреи говорили, что коль человек сношался со своей женой во влагалище сзади, у ребенка будет косоглазие”. И тогда снизошел аят:

«Ваши жены — Ваша пашня . Приходите на вашу пашню, когда (или как) возжелаете» (Коран, 2:223).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Спереди или сзади, коль это совершается во влагалище” (Аль-Бухари и Муслим).

5. Мужу ни под каким предлогом не разрешено заниматься с женой анальным сексом. Пророк (мир и благословения, находиться на него) сказал:

«Проклят тот, кто сношается с женщинами в задний проход”.

Анальный секс не совместим с фитрой (естественными склонностями человека) и поэтому противен тем, кто имеет нормальную человеческую природу, а также лишает женщину удовольствия. Задний проход – это грязное место, но есть и другие причины, которые подтверждают запрет на секс через него.

6. Если мужчина имел половое сношение с женой и хочет повторить его с ней, он должен совершить омовение, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Коль кто-то из вас имеет половое сношение с женой и хочет его повторить, пусть совершит омовение между этими двумя (действиями), ибо это придает больше сил во второй раз” (Муслим).

Это желательно, но не обязательно. Если человек может совершить гусль (полное омовение) между двумя половыми актами, ему следует это сделать на основании хадиса от Абу Рафи, который рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обошел своих жен в один день и делал гусль в каждом доме. Он (Абу Рафи) сказал Пророку: «O Посланник Аллаха, почему ты не сделал один гусль?» Пророк сказал:

«Это лучше и чище” (Абу Дауд и Насаи).

7. Запрещено иметь половое сношение с женщиной в ее менструальный период, ибо Аллах говорит:

«Oни cпpaшивaют тeбя o мeнcтpyaцияx. Cкaжи: «Этo — cтpaдaниe». Oтдaляйтecь жe oт жeнщин пpи мeнcтpyaцияx и нe пpиближaйтecь к ним, пoкa oни нe oчиcтятcя. A кoгдa oни oчиcтятcя, тo пpиxoдитe к ним тaк, кaк пpикaзaл вaм Aллax. Пoиcтинe, Aллax любит oбpaщaющиxcя и любит oчищaющиxcя!» (Коран, 2: 222).

Однако мужу разрешено наслаждаться своей менструирующей женой, не вступая с ней в половой контакт, на основании хадиса от Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказала:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил одной из нас, когда у нее была менструация, чтобы она обернула нижнюю часть тела, и тогда ее муж ложился с нею» (Принятый единогласно как достоверный).

8. Мужу разрешено прибегать к азль (прерванному половому акту), если он не хочет иметь ребенка. По аналогии ему разрешено использовать презервативы, но при согласии жены, поскольку она имеет право на удовольствие и на то, чтобы иметь детей. Это явствует из хадиса от Джабира ибн Абд-Аллаха (да будет доволен им Аллах), который рассказал:

«Мы прибегали к азль во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слышал об этом и не запрещал это нам” (Аль-Бухари и Муслим).

Но это лучше не делать по нескольким причинам, в том числе и потому, что это уменьшает или сводит на нет удовольствие для женщины, а также не реализует одну из вышеупомянутых целей брака — увеличение количества потомков. 10. Обоим супругам запрещено разглашать подробности своей супружеской жизни. Ведь – это поистине один из самых больших пороков. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Среди наиболее порочных из людей перед Аллахом в Судный День будет тот, кто приходит к своей жене, сношается с ней, а потом рассказывает об ее тайнах” (Муслим).

Асма бинт Язид сообщила, что когда она, а также другие мужчины и женщины сидели в обществе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Говорят ли мужчины о том, что они делали со своей женой? Говорят ли женщины другим, что они делали со своим мужем?”


«Не противоречит ли субботнему покою супружеская близость? Что об этом говорит иудаизм?» Эти вопросы часто задают наши читатели-христиане, соблюдающие субботний покой согласно постановлению Моисея.

Действительно, согласно Иудейской традиции, отраженной в Мишне, в трактате Кетубот, мужчина обязан был исполнить свой супружеский долг в субботу. Неисполнение супружеской обязанности приводило к тому, что жена имела право заподозрить мужа в неверности, и, основываясь на этом факте, требовать в раввинском суде развода.

Исключение допускалось лишь в случае, если муж по профессии был погонщиком караванов или корабельщиком. С точки зрения, прежде всего гигиенической, суббота являлась самым подходящим днем для интимных отношений. Дело в том, что после шести дней работы, день приготовления, пятница, был также и банным днем. В другие дни простые рабочие люде не имели возможности и времени для омовений, а потому суббота всегда являлась традиционным днем для супружеской близости. С точки зрения Торы, исполнение супружеского долга является одной из Божьих заповедей, а потому ни коим образом не нарушает святость субботы, а наоборот, возвышает ее.

Однако же в христианстве, к субботе отношение было совсем иное. В частности, в ранней Восточной Церкви, где, в отличие от Католицизма, суббота теоретически не отрицалась, в субботу существовал пост. Но практика поста в субботу всегда была чуждой для израильского народа. Согласно записанному в книге Исаии субботний день является отрадой, днем радости, а не печали. К сожалению, особенно под влиянием сталинских гонений, для некоторых адвентистов из бывшего СССР, суббота являлась днем, который надо было отстаивать в армии, на работе и даже в тюрьме. Из-за этого на понимание некоторых адвентистов, прошедших гонения, был наложен соответствующий отпечаток. Однако понимание того, что интимные отношения в субботу являются греховными не встречается ни в Библии ни в трудах Уайт. Подобная интерпретация сложилась под влиянием традиционного исторического христианства, где интимные отношения, даже между законными супругами имеют греховную подоплеку. Такое понимание появилось в христианстве под влиянием греческой стоической философии. Согласно же Торе, воздержание практиковалось только в исключительных случаях.

Психолог и сексолог рассказали, почему в долгих отношениях партнеры теряют интерес друг к другу и что делать в такой ситуации, пишет intex-press.

— Нам с мужем почти по 40 лет. Мы в браке 15 лет. Начали встречаться в университете, а после учебы поженились.

10–15 лет назад наши отношения сильно отличались от нынешних: мы были влюблены, молоды, эмоциональны. Мы изучали друг друга и всегда пробовали что-то новое. Долгое время брак не влиял на количество романтики и качество секса. Но недавно я поймала себя на мысли, что отношения будто изжили себя.

Мы знаем друг о друге все, отношения стали скучными, из-за этого страдает и интимная сторона: секс только по графику в одной позе, а вся романтика заканчивается на просмотре фильма перед сном.

Когда общаюсь с подругами, они рассказывают, как у них в паре все замечательно: муж внимательный, секс страстный. Я хочу так же, но не знаю, как сказать об этом супругу.

Как-то я пробовала намекнуть, что пора бы разнообразить наши отношения, но он воспринял это без энтузиазма и сам не предложил идеи. Сказал, что его все устраивает. Я чувствую себя неудовлетворенно.

Как исправить ситуацию и напомнить супругу о том, что было 15 лет назад?

Анастасия Капустинская, психолог, гештальт-терапевт:

– В течение жизни меняемся мы и наши отношения. Это неизбежно.

У этой пары до того, как парень с девушкой встретились, не было за плечами опыта и тех впечатлений, которые они приобрели за эти 15 лет. Поэтому вернуть то, что было, не получится. Но это не значит, что сейчас партнерам не может быть хорошо вместе.

Женщина рассказывает, что у подруг «муж внимательный, а секс страстный». Похоже, ей не хватает внимания от своего мужа. И, к сожалению, в таких ситуациях намеки не работают. Женщине нужно разобраться, какого внимания ей не хватает: комплиментов, цветов, походов в кино. И попросить об этом мужа. Может быть так, что для него внимание – это просто сидеть рядом и смотреть фильм, а для нее – это вечер в баре.

Сексуальное желание также во многом зависит от того, как мы относимся к партнеру. «Хотеть» внимательного мужа и довольную и благодарную жену проще, чем того, кто не уделяет время и постоянно недоволен.

В долгих отношениях секс – один из важных аспектов. Он сильно связан со всем, что происходит с супругами. Спустя время в сексуальной сфере многое меняется – например, физиология возбуждения. Причем у мужчин и женщин это происходит по-разному: секс не будет, как в 20 лет. И если не ждать от мужчины тех реакций, которые были в молодости, если понимать, что его возбуждение сейчас не такое «легковоспламеняемое», возможно, женщине будет легче взять на себя инициативу. И мне кажется, что на предложенную «авантюру» муж откликнется с большим интересом, чем на укор, что «пора бы разнообразить отношения».

Важно помнить, что в отношениях нужно честно разговаривать с партнером. Молчать о своей неудовлетворенности – путь в никуда. Муж и не подумает что-то менять. По его мнению, в отношениях все и так хорошо.

Василий Шевляков, сексолог:

– В продолжительных отношениях страсть уходит первой, дальше они поддерживаются с помощью близости и доверия между партнерами. Постепенно происходит отдаление, так как пропадает потребность делиться друг с другом всеми переживаниями и проблемами, как это было в начале отношений. Партнеры знакомятся с новыми людьми, между ними возникает близость и доверие. Это в итоге снижает качество семейных отношений.

На определенном этапе отношений пропадает близость, ее заменяет привычка и комфорт. В первую очередь это сказывается на сексуальных и интимных отношениях в паре.

Чтобы возобновить страсть, нужно понять, что уже не будет так, как раньше. Поэтому важно относиться к партнеру с пониманием: он отличается от того человека, с которым все начиналось.

Отношения разрушаются, когда партнеры считают, что «я хорошо знаю своего мужа/жену, он уже не изменится». Это самое большое заблуждение. Супруг может сильно измениться, и отношения могут завершиться тогда, когда партнеры слишком отстанут друг от друга в своем личностном росте.

Этой ситуации нельзя избежать, но, чтобы она не усугубилась, следует поддерживать взаимный интерес друг другу: постоянно говорить о своих фантазиях, переживаниях. Кроме того, стоит как можно чаще целовать, обнимать партнера и не забывать поддерживать его в саморазвитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *