Суть вопроса

§ 1. Сущность и логическая структура вопроса

Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одно­временным указанием на ее недостаточность с целью получения новой ин­формации в виде ответа.

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предло­жения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в рито­рическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится ут­верждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме рито­рических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение — «Не хотите ли чаю?», резкое по­буждение — «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение — «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва — «Ребя­та, не Москва ль за нами?» и пр. В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением. Например, так формулируются вопросы учебных занятий, а также вопросы, выносимые на экзамены и зачеты. В социологических исследованиях, кроме того, широко ис­пользуются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с неза­полненными местами, множества вариантов ответов и т.д.

Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema — преграда, трудность, задача) — вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе позна­ния. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и заканчивается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная нео­пределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы — вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколько-ни­будь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, одна­ко, четкой границы. Проблемная ситуация — это всякая ситуация, теоретиче­ская или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Логическая структура вопроса такова: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незна­ния (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому зна­нию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.

Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного, неопреде­ленного знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополни­тельную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следо­ватель направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, мес­то, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, яв­ляется необходимой его частью.

Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с по­мощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?» не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозрева­емому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и по­терпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно счи­тать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего.

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логи­ческие предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информа­ция, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Важно также отметить, что вопрос является требованием найти, сооб­щить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он вы­ступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потреб­ности в устранении этой разности.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существо­вании предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. На­пример, позитивной предпосылкой вопроса «Преступление совершил Джон или Смит?» является суждение «Преступление совершил Джон или Смит». Позитивная предпосылка вопроса «Какие акции котируются на рынке цен­ных бумаг?» может быть представлена суждением «Существуют акции, поль­зующиеся повышенным спросом на рынке ценных бумаг».

Кроме того, выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негатив­ной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией отрицатель­ных ответов на вопрос или суждением о существовании предмета, которому не принадлежат свойства, зафиксированные основой вопроса.

В судебной практике важно иметь в виду, что вопросы могут обладать силь­ным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с за­требованием информации, в своих предпосылках заключает определенные све­дения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опас­ным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. В этом плане исследования психологов XIX века уже приобре­ли юридически значимую интерпретацию. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось влияние внушения на свидетельские показания. Экспериментально автор доказывал, что формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения свидетеля в заблуждение. В связи с этим он указывал на необходимость в протоколах судебных заседаний излагать как от­веты свидетелей, так и вопросы, которые им задавались, так как вопрос образу­ет вместе с ответом одно неразрывное целое.

Следующая глава >>

Содержание

3.2. Логическая структура высказываний

3.2. Логическая структура высказываний Различие между высказываниями и предложениями проявляется в их структуре. Грамматическая структура повествовательных предложений состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. В логике суждения также

§ 3. Логическая структура понятия

§ 3. Логическая структура понятия Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия «право»

§ 2. Логическая структура суждения

§ 2. Логическая структура суждения Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суж­дения являются: субъект, предикат, связка и квантор.Субъект суждения — это

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и

§ 2. Логическая структура доказательства

§ 2. Логическая структура доказательства Доказательство как особый логический способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает: тезис, аргументы, демонстрацию. Каждый из этих элементов в логической структуре доказательства выполняет свои

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ

IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛbНОЙ ФОРМЫ 1Закон «золотого деления» как в искусстве вообще, так и в музыке может считаться вполне установленным и общепризнанным . Не входя в конкретный анализ художественных произведений, построяемых по этому

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии»

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии» За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации

Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала»

3. Система экономических категорий в связи с системой логических категорий. Логическая структура «Капитала» Каждая отдельная наука оперирует своими специфическими категориями. Специфичность категорий каждой данной науки двояка: во-первых, все они отличаются друг от

Сущность и назначение аналогии, ее структура

1. Сущность и назначение аналогии, ее структура Происхождение и сущность аналогии. Аналогия — одна из самых древних мыслительных операций. Она возникает из объективного противоречия между потребностью познания человеком качественного многообразия мира и наличными

§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки

§ 67. Вопрос о событии раскрытости как исходный пункт для решения вопроса о мире. Возвращение вопроса о мирообразовании и мире в направление, раскрытое истолкованием глубокой скуки Мы хотим развернуть эту проблему в том направлении, откуда начали, — в направлении трех

Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии

Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии § 1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии Названный вопрос пришел сегодня в забвение, хотя наше время числит за собой как прогресс, что оно снова положительно относится к «метафизике».

§ 2. Формальная структура вопроса о бытии

§ 2. Формальная структура вопроса о бытии Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности. Потому надо кратко разобрать, что вообще принадлежит к любому вопросу, чтобы отсюда суметь

      1. Глагол как часть речи. Две глагольные основы

Система древнерусского глагола имеет большое сходство с системой глагола старославянского языка и других славянских языков. Эта система характеризуется категориями вида, времени, залога, наклонения, лица, числа, а в прошедшем времени — и рода. Таким образом, древнерусский глагол обладал теми же категориями, что и современный русский язык. Однако способы выражения этих категорий существенно отличались от современных. Наиболее значительные отличия имелись в видо-временной системе. В современном русском языке категория вида выражается главным образом внутрисловно при помощи суффиксации, префиксации, чередования, ударения и т. д. В древнерусском языке для обозначения видовых различий помимо суффиксации (ср. тълкати—тълкнути) использовалась и временная система, которая была довольно развитой. Она включала в себя настоящее время, четыре формы прошедшего времени и три формы будущего времени.

Все глагольные формы разделялись на простые и сложные. Простыми являлись формы настоящего времени, простого будущего времени, аориста, имперфекта, повелительного наклонения; сложными были формы перфекта, плюсквамперфекта (давнопрошедшее время), сложных будущих времен, сослагательного наклонения.

При образовании глагольных форм использовались две глагольные основы — основа настоящего времени и основа инфинитива.

Основа настоящего времениустанавливается путем отбрасывания окончания в формах2-го лица единственного числа и 3­го лица множественного числа:

2 л. ед. ч. читае-ши;

3 л. мн. ч. читаю-ть.

Основа инфинитиваустанавливается путем отбрасыванияокончания -ти:чита-ти.

У глаголов на -чии большинства глаголов на-стиоснова инфинитива устанавливается путем реконструкции праславянской формы:

мочи: основа инфинитива мог-, *mog-tei;

течи: основа инфинитива тек-, *tek-tei;

вести: основа инфинитива вед-, *ved-tei.

От основы настоящего времениобразовывались формы 1) настоящего времени, 2) простого будущего времени, 3) повелительного наклонения, 4) причастий настоящего времени.

От основы инфинитиваобразовывались формы 1) прошедшего времени, 2) причастий прошедшего времени.

      1. Классы глаголов (по основе настоящего времени и по основе инфинитива).

По основе настоящего времениглаголы древнерусского языка делятся напять классов: четыре тематических и один нетематический.

Тематические(греч.thema»суффикс, гласный звук») классы выделялись по суффиксу, при помощи которого личные окончания глагола присоединялись к основе настоящего времени.

У нетематическогокласса личные окончания глагола присоединялись непосредственно к основе.

Глагольный класс лучше всего определять по формам 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа настоящего времени.

I классхарактеризовался тематическим суффиксом e, чередующимся с ㅿ (ㆎ  *on):

2 л. ед. ч. нес-е-ши;

3 л. мн. ч. нес-оу-ть (исконно здесь был тематический суффикс *о: *nes-o-nti).

II классхарактеризовался тематическим суффиксомне, чередующимся сну(нㆎ  *non):

2 л. ед. ч. ста-не-ши;

3 л. мн. ч. ста-ноу-ть (исконно здесь был тематический суффикс *no: *sta-no-nti).

III классхарактеризовался тематическим суффиксом㆘, чередующимся сю(㆔  *jon):

2 л. ед. ч. зна-е-ши;

3 л. мн. ч. зна-ю-ть (исконно здесь был тематический суффикс *jo: *zna-jo-nti).

Если основаглаголовIII классаоканчиваласьна согласные, топод воздействием*jтематического суффикса происходилаj-товая палатализация:

плачеши, пишеши, мажеши, мечеши, вънемлеши.

 

*kj*sj*zj*tj*mj

Следует иметь в виду, что у глаголов III класса смягченныепод воздействием*jсогласные выступаютво всей парадигме настоящего времени:

Ед. ч. Мн. ч. Дв. ч.

1-е л. плачу плачемъ плачевㅷ

2-е л. плачеши плачете плачета

3-е л. плачеть плачоуть плачета.

Не путатьс глаголами I класса с основойна заднеязычные. У этих глаголов лишьв ряде словоформнастоящего времени выступали шипящие согласные, возникшие перед гласным переднего рядае(тематический гласный) поIпалатализации:

Ед. ч. Мн. ч. Дв. ч.

1-е л. реку речемъ речевㅷ

2-е л. речеши речете речета

3-е л. речеть рекуть речета.

IV классхарактеризовался тематическим суффиксомичередующимся с㆓ (ㆍ  *in):

2 л. ед. ч. мол-и-ши;

3 л. мн. ч. мол-㆓-ть (исконно здесь был тематический суффикс *i: *mol-i-nti).

По основе инфинитиваглаголы древнерусского языка делятся на шесть классов.

К I классуотносятся бессуффиксальные глаголы, подразделяющиеся на две группы:

1) глаголы с основой на согласный:

нес-ти,вез-ти.

Примечание.У глаголов на-чии большинства глаголов на-стиоснова инфинитива устанавливается путемвосстановления праславянской формы:

речи: основа рек-, *rek-tei;

вести: основа вед-, *ved-tei;

плести: основа плет-, *plet-tei;

2) глаголы с основой на гласный:

да-ти, жа-ти.

Ко II классуотносятся глаголы с суффиксом-ну-:

дви-ну-ти, то-ну-ти (исконно здесь был суффикс *on: *topn-on-tei).

К III классуотносятся глаголы с суффиксом-h- (*ē) или-а-(*ē после шипящих и *j):

вид-ㅷ-ти, крич-а-ти, сто-㆓-ти.

К IV классуотносятся глаголы с суффиксом-и-:

люб-и-ти, мол-и-ти.

К V классуотносятся глаголы с суффиксом -а-(*ā),-㆓-(*jā):

дел-а-ти, рож-а-ти.

30 августа 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «сущность» применяется в разных областях, поэтому его обычно относят к общеупотребительным.

Нам же с вами предстоит разобраться, что конкретно подразумевают, когда используют это слово и какие синонимы к нему чаще всего подбирают, когда хотят поточнее выразить свою мысль.

Сущность — это…

Самое простое и доступное для понимания значение этого термина дается в популярных толковых словарях любого из именитых энциклопедистов – Д.Ушакова, В.Даля, С.Кузнецова, С.Ожегова. Там, в частности, объясняют, что такое сущность, при помощи элементарных понятийных ассоциаций:

это что-то главное, некий определяющий набор признаков в предмете, явлении или действии. Это то, в чем заключен смысл, идея или назначение любых вещей.

Впервые обозначить понятие попытался один из основоположников афинской перипатетической школы и «праотец» формальной логики Аристотель.

В своих трактатах, посвященных систематизированию всех ответвлений философии, под сущностью он подразумевал одну или несколько материальных характеристик, свойственных какому-либо предмету или явлению.

Много позже последователи великого мыслителя начали отождествлять его трактовку с формой или отличительным содержанием вещей, дающим начало движению:

«то, что есть», «необходимо-сущее», «внутренняя субстанция, которая определяет существование».

С древнегреческого языка, давшего термину «oysia» два основных смысловых оттенка – «einai» (быть, бытие) и «hypostasis» (существенный, личный),

– слово «сущность» переводится как «то, что есть на самом деле», «природа предмета/явления, которая не меняется в зависимости от внешних факторов», «определенность, которая всегда остается такой же».

В позднелатинском языке тоже есть такое понятие, но смысл его базируется на основе слова «essentia» – «отличительная черта любой действительности», «неизменное свойство», «главная определенность вещи или явления».

Все эти оттенки смысла хорошо прослеживаются на термине, который употреблялся еще в Древней Руси.

В письменных литературных и религиозных источниках конца VIII – начала IX вв. для обозначения понятия сущности использовали слово «естество» или «суть» – то есть нечто естественное, свойственное, характерное для того или иного явления или вещи.

Примечательно, что в русском Синодальном переводе Библии также применяется это определение, но исключительно по отношению к человеку (женщине) либо к дьяволу, бесу – здесь оно тоже обозначено как «естество».

Теперь понятие сущности используется практически во всех науках или учениях.

Разные значения и сферы употребления

Несмотря на то что каждый философ или источник определял значение этого слова по-своему, его смысл всегда сводился к тому,

что сущность – это некая основная идея, определяющая особенности, свойства и отличительные характеристики предмета или явления.

Чуть-чуть могут отличаться оттенки смысла, но ключевое содержание термина везде остается неизменным:

  1. в эзотерике – маги и колдуны под сущностью подразумевают своеобразную субстанцию, которую образует любое астральное тело (не важно – с положительной или отрицательной энергетикой).В этом случае речь идет о неуправляемых простым смертным сгустках энергии, которые обладают собственным сознанием и которые своими действиями могут нанести человеку вред или, наоборот, помочь в затруднениях;
  2. в логике сущность – это особое свойство реальности (явления, вещи), утратив которое эта реальность перестанет существовать.Речь идет о характерной для реальности форме, неразрывно связанной именно с этим явлением или вещью, и без этой формы реальность полностью утрачивает свою определенность;
  3. в философии, когда говорят о сущности, имеют в виду некое внутреннее содержание, заключенное в предмете, явлении – то, что отражает его бытие (существование).Даже изменившаяся внешняя форма не способна менять внутренние свойства действительного. Суть остается, поскольку представляет собой основную идею явления, главное назначение вещи, ключевые характеристики человека или предмета;
  4. в религии сущность – внутреннее состояние живого организма, отражающее его глубинные качества. Под воздействием высших сил (Бога или дьявола) это состояние может меняться как в положительном отношении, так и в негативном плане.Нередко это слово применяется в устойчивом обороте «божественная сущность», когда речь идет об исконной природе (естестве) Бога, не зависимой от его действий или помыслов;
  5. в экономике под сущностью подразумевают особые финансовые условия договора, которые регламентируются действующими на момент его заключения нормами закона. Это так называемые существенные условия.

Как правило, указав на сущность того или иного предмета и при этом не назвав его, человек понимает, о чем идет речь.

При этом важно то, что понятие отражает суть явления на данный момент, ибо в какой бы области ни употреблялся этот термин, его определение остается прежним.

Сущность в разговорной речи

Однако в обычной, разговорной речи это слово «в чистом виде» применяется довольно редко – гораздо чаще мы просто заменяем его синонимами в зависимости от тематического контекста:

Тем не менее слово «сущность», если употреблять его грамотно и адекватно, сделает речь человека более живой, богатой и точной.

Не нравится, как оно звучит?

Используйте самые простые и близкие по смыслу обороты – «в принципе», «такой же».

К примеру, можно сказать так: «Высокомерный человек – это в принципе тот же гордец». В данном случае определение не меняет истинных качеств человека, характерных именно для него и отражающих именно его суть.

В литературе (особенно в художественной) нередко встречаются фразы наподобие «вся ее женская сущность требовала рождения ребенка», и мы понимаем, что автор таким образом отражает предназначение женщины как продолжательницы рода.

Так поступил, в частности, Л.Толстой в произведении «Война и мир»: он использовал такое определение, чтобы обозначить истинную природу женщины, все естество которой – материнская любовь, забота и защита.

Часто можно услышать словосочетание «хочу понять его (ее) сущность». В данном случае человек хочет сказать, что стремится понять истинные качества человека – свойства личности, характер, предпочтения, внутреннее содержание.

В этом контексте термин более всего актуален у психоаналитиков – чтобы помочь человеку, они должны четко понимать его сущность.

И запомните, пожалуйста: «сущность» употребляется только в настоящем времени! Хотите узнать больше о сущности человека? Посмотрите ролик:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *