Сегодня в 4.30 утра, в Домодедове, «нас приняла родина в объятья», уф.
Знаете, что я сделал первым делом, добравшись до дому? — извлек из неразобранного даже толком рюкзака контейнер со сборами, нашарил некую заветную пробирку, достал из шкапа бинокуляр, и — — —
Помните рассеянного(тм) и потерявшего_очки энтомолога Кузена Бенедикта из «15-летнего капитана»? Да-да, того самого, который на протяжении большей части книги всё не мог сообразить, что попал в Африку вместо Южной Америки (не учивши, видать, в средней школе географию и не зная оттого, что на западе Америки есть видные отовсюду Анды — в отличие от). Ему там добрый негр Геркулес подарил походу паука с оборванной парой ног; он же, будучи лишен очков, всё предвкушал, как опишет зоологическую сенсацию «Шестиног Бенедикта», и лишь попав в свою парижскую квартиру и обзаведясь соответствующей оптикой (очками…) — издал дикий вопль разочарования.
Я же, отловив в эпифитных мхах в поясе cloud forests неких преудивительных микропаучков (меньше мм), и рассмотрев их там лишь в «Машеньку» (китайская штативная лупа «Маша и медведь», неизменная наша спутница в 4-х последних маршрутных экспедициях, возлюбленная нами за соотношение размер-вес/увеличение), пребывал всю остатнюю экспедицию в мучительных сомненьях: а ну как, под нормальной-то оптикой, это окажется _внезапно_(тм) чем-то банальным? Типо, «шестиног Бенедикта»?
Но — хрен. В смысле — оказалось всё, как мною и предполагалось, крайне нетривиально. Такшта — я всё-таки не Кузен Бенедикт.
Есть повод!
31.08.2004
30.08.2004
Добрые 1500 лет назад святой Бенедикт разработал 73 правила общежития в женских и мужских монастырях. Эти правила оказываются полезными и для людей, не являющихся членами бенедиктинского ордена. Составленные Бенедиктом правила остаются в силе и по сей день, в частности, среди менеджеров, занятых в промышленности и экономике. Так, по крайней мере, утверждают бенедиктинцы. Монахи баварского монастыря в Оттобойрене проводят семинары для менеджеров, в ходе которых они знакомят участников с важнейшими из этих правил. Подробности – в репортаже Андреаса Готтшалька.
Если достаточно одного бокала вина, не пей двух, и если достаточно двух картофелин, не съедай пяти.
«Это означает для нас, бенедиктинцев, что мы стараемся во всём соблюдать меру, то есть не впадать в крайности. Так можно создать прочную хозяйственную основу. Следствием этого правила было то, что монастыри всегда оставались мелкими единицами».
Брат Александр на семинарах для менеджеров приходит к конкретному выводу:
«Я, к примеру, считаю, что мелкие предприятия являются существенным элементом экономики. Посмотрите на крупные предприятия. Ведь они смогли стать крупными лишь благодаря тому, что они позволили сохраниться мелким самостоятельным единицам. Те, кто пытался принимать решения лишь в крупных масштабах, терпели неудачу. Я рискну это утверждать».
Брат Александр знает, о чём говорит. Будучи юристом, Александр Хоппер в течение нескольких лет работал на руководящей должности в одном промышленном объединении. 6 лет назад он постригся в монахи и теперь разъясняет менеджерам, что представления святого Бенедикта о человеке должны играть важную роль и в деловой жизни.
«Представления святого Бенедикта о человеке были позитивными, то есть он доверял человеку. Ему был чужд скептицизм, с которым нередко оценивается новый сотрудник при приёме на работу. В экономике, как правило, не проявляют особой терпимости к тому, кто не сразу отвечает предъявляемым требованиям. В монастыре люди гораздо более терпимые».
Однако, как учит святой Бенедикт, терпение не беспредельно. В рамках вежливой беседы вполне допустимо сформулировать свою однозначную позицию.
«Вовсе не обязательно мириться со всем, что делают другие монахи. Однако указывать на это следует в вежливой форме. Вообще, вежливость и корректность имеют большое значение. Если же есть необходимость, то вполне допустимо высказаться и со всей ясностью».
Брат Александр отправился на молитву, а мы присоединились к одному из участников семинара, который направляется на свою фирму. Оскар Горгер – руководитель фирмы, у которой 2 филиала в Аугсбурге и Кемптене. Под его началом работают 70 человек. Горгер строго придерживается правил святого Бенедикта.
«Я действительно ежедневно читаю правила бенедиктинцев. Эти правила построены так, что их можно прочитать трижды в год».
Именно поэтому на своём предприятии Горгер устроил помещение, где его сотрудники во время перерыва могут просто помолчать. В его кабинете нет окон, выходящих наружу. Горгер считает, что тем самым он обеспечивает себе покой для принятия важных решений. Большое значение он придаёт главе 72 в своде правил святого Бенедикта. Там говорится о взаимном уважении и о том, что каждый должен заботиться, в первую очередь, не о собственном благе, а о благе других.
«Если бы Вы слышали, какие выражения были в ходу в обращении друг с другом. Теперь на моей фирме нам удалось сделать отношения друг с другом более человечными».
Впрочем, Горгер без колебаний увольняет алкоголиков и игроков, отказывающихся от соответствующей терапии. Что же касается правил святого Бенедикта, то Горгер полагает, что
«эти правила вполне применимы, однако руководящие работники должны действительно жить по этим правилам. Их нужно хорошо знать. Кроме того, необходимо знать, каких тем они касаются. Очень важно, например, не забывать о смирении».
Правила святого Бенедикта можно приобрести в любой книжной лавке. Это небольшая книжка объёмом в 150 страниц. Читать её можно каждый день по одной главе, ну, а тот, кому не хватает терпения, может прочесть это занимательное сочинение и за один вечер.
Андреас Готтшальк
u u u
Мартин Лёвенштайн – иезуит, священник Католической студенческой общины во Франкфурте-на-Майне. Из его рабочего кабинета видны небоскрёбы крупных банков. Ежедневно Лёвенштайну приходится сталкиваться с тем фактом, что безработица теперь всё больше распространяется и среди энергичных молодых людей, получивших хорошее образование. Для решения проблемы именно этой категории безработных Лёвенштайн разработал проект под названием «Начать всё сначала, но по-другому». Кроме Франкфурта, этот проект осуществляется также в Берлине и Мюнхене. Подробности – в репортаже Ирмтрауд Муллер.
Как ведут себя высококвалифицированные специалисты в кризисной ситуации? По словам 43-летнего священника Мартина Лёвенштайна, этой темой пока ещё никто не занимался. Во Франкфурте, где банки уволили несколько тысяч человек, всё больше людей обращаются к патеру Лёвенштайну за советом. Благодаря тому, что он изучал экономику и в течение 6 лет работал коммерческим директором одного среднего предприятия, Лёвенштайн пользуется доверием. У людей возникает чувство, что он их понимает. Впрочем, как считает Лёвенштайн, одних экономических знаний недостаточно.
«На мой взгляд, люди обращаются к Церкви не потому, что мы разбираемся, как функционирует экономика, а потому, что мы к ней не причастны. Я уверен, что нам как раз следует сохранять определённую дистанцию, чтобы иметь возможность смотреть на вещи как бы со стороны. По-моему, это и есть наша сильная сторона, в том числе и членов ордена».
Особая проблема заключается в том, что эта категория безработных не вписывается в обычную схему. Расхожих объяснений, почему эти люди оказались без работы, не достаточно. Ведь у них, как правило, прекрасное образование, нередко им удавалось сделать блестящую карьеру; по получении диплома они обычно тут же получали работу. Вскоре, однако, эйфорию сменяют размышления над тем, кто я и какие у меня приоритеты. Дать ответ на эти вопросы и является задачей семинаров, проводимых в рамках проекта «Начать всё сначала, но по-другому».
«Следует осознать тот факт, что есть и что-то другое. Ведь можно например работать на общественных началах. Это тоже своеобразный феномен, что люди из этих кругов всё больше начинают заниматься общественной работой. Просто потому, что они понимают: мне нужно заняться чем-то иным. Здесь в сознании происходит сдвиг – по крайней мере, у этих людей».
На семинарах референты выдвигают тезисы, которые затем дополняют участники занятий. Молодая женщина, занимавшая в течение 14 лет руководящий пост в отделе маркетинга и коммуникации, а теперь оставшаяся без работы, рассказывает:
«Особым стимулом является как раз возможность «начать всё сначала, но по-другому», то есть дискуссия о ценностях. Таким образом среди других людей ты можешь получить признание, которого ты в данный момент не находишь в экономике. На мой взгляд, жаль, что в прошлом Церковь слишком мало внимания уделяла общественной работе. И очень хорошо, что теперь Церковь активно вмешивается в жизнь, ведь сегодня многие люди ищут ценности. А от Церкви они отвернулись, потому что никакого ответа на свои вопросы они там не находили».
По словам патера Лёвенштайна, которого средства массовой информации прозвали биржевым священником, постепенно каждый начинает осознавать, что и он может лишиться работы. Поэтому и на безработных люди начинают смотреть по-иному.
«Я вполне могу себе представить, что 2 года безработицы вовсе не должны означать, что карьера человека на этом закончилась. Да и студентам вовсе не следует торопиться с окончанием учёбы. Они спокойно могут выделить время и для других интересов. Спешка ни к чему хорошему не приводит. Она уродует психику. Постепенно всё больше людей это понимают».
Сегодня семинары в рамках проекта «Начать всё сначала, но по-другому» проводятся также в Берлине и Мюнхене. Правда, как считает патер Лёвенштайн, проблемы в этих городах различаются по своему характеру и поэтому требуют дифференцированного подхода.
«В каждом регионе Германии есть своя целевая группа для проекта «Начать всё сначала, но по-другому». Я рад каждому, кто пытается приспособить эту идею к местным условиям».
Ирмтрауд Муллер
u u u
«Никогда не езди быстрее, чем способен летать твой ангел-хранитель». Это легендарное предостережение сформулировал ныне покойный полицейский пастор Рейнгольд Хинтце. Собственно, именно ему пришла в голову идея проводить в Гамбурге богослужения для мотоциклистов. Раз в год у церкви святого Михаила собираются байкеры со всей Европы. В 1983 году их было не больше сотни. В прошлом же году, например, во встрече принимали участие 35 тысяч человек. После богослужения устраивается 40-километровый кросс, из-за чего приходится перекрывать улицы и автострады. Подробности – в репортаже Анны Рютер.
Мотоциклы самых различных марок поблёскивают хромом на солнце. В церкви святого Михаила пастор Эрих Фелинг читает проповедь, которая через громкоговорители передаётся на близлежащие улицы. И на этот раз у проповеди есть свой девиз.
«Горючее жизни» — этот девиз содержит намёк на горючее для мотоциклов. Однако мне хотелось бы побудить людей задуматься над тем, каким, собственно, горючим нам следует заправить нашу жизнь, наше тело и особенно нашу душу».
Среди почётных гостей – и Мария Йепсен, епископ протестантской Церкви. Впервые она сама уселась на мотоцикл и приняла участие в кроссе. На богослужение для байкеров она приходит вот уже несколько лет, хотя сначала к этой идее она отнеслась насторожённо.
«Теперь я действительно избавилась от сомнений. Я убедилась в полезности наших встреч. Меня удивляет серьёзность, торжественность и внимательность присутствующих на богослужениях».
Очень положительно оценивает данное мероприятие и пастор Хельге Адольфсен.
«Каждый раз я прихожу в восторг. От доброжелательности, от энтузиазма участников. И главное, по завершении встречи всё остаётся в полной чистоте. Такое обычно встречаешь не часто».
Сигналом для начала кросса послужил выстрел, произведённый министром транспорта Германии Манфредом Штольпе, который и сам любит ездить на мотоцикле.
«Я знаю, насколько важно для мотоциклистов ощущение общности. Ведь этих людей объединяет чувство солидарности. Я, конечно же, понимаю чувства мотоциклистов. Мотоциклисты – это, как пилоты или моряки: опасность сближает их. В полезности этого мероприятия меня убеждать не нужно. Я и так убеждён».
В 14.30 зевакам не остаётся ничего иного, как затыкать уши и дивиться. На старте – 35 тысяч мотоциклов. Картина очень впечатляющая.
«Я живу здесь неподалёку. И каждый год я прихожу посмотреть. С энтузиазмом? Конечно, с энтузиазмом! С огромным энтузиазмом!»
«Я уже повидала много красивых мотоциклов. И только что я сказала своему мужу: ты посмотри, здесь есть люди, о которых ты бы в жизни не подумал, что они могут сесть на мотоцикл».
А сами мотоциклисты? Большинство из них приезжают в Гамбург ежегодно, и каждый раз они с большим воодушевлением принимают участие в кроссе.
«Сидя на мотоцикле, я испытываю чувство радости. Мне очень нравится ощущать общность. И просто здорово, что мероприятие проходит под покровительством святого Михаила, под покровительством Иисуса Христа. Как верующая христианка я всем сердцем переживаю происходящее».
«Я люблю встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми».
В половине седьмого вечера участники 40-километрового кросса прибывают в Кальтенкирхен, где и происходит торжественное закрытие мероприятия.
Прп. Венедикт Нурсийский
Венедикт Нурсийский (480-543), игумен, преподобный, один из основоположников монашества в Западной Европе
Память 14 марта
В 480 году близнецы – мальчик и девочка – родились в одной знатной римской семье в городе Нурсия в южной Италии. После совместного пребывания в утробе матери, им суждено было вести одну и ту же борьбу за добродетель, а, по кончине, их тела были похоронены в одной могиле, в то время как души их пребывали вместе в раю. Об их детских годах известно мало, но уже в юности святой Венедикт и святая Схоластика стали отвращаться от мирских утех.
В 14 лет Венедикт был послан родителями в Рим для изучения изящных искусств. В столице мальчик обнаружил, что большинство его сверстников проводили жизнь в глупых развлечениях, предаваясь тщеславию и пороку. Пустота их существования испугала его, и потому он оставил Рим, дав обет искать спасения в уединении.
Вначале Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника, св. Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру в Субиако — глухом, пустынном месте в сорока милях от Рима. Он побудил мальчика обосноваться в ближней пещере, где три года тот прожил в полной безвестности, одиночестве и молчании. В определенные дни монахи спускали ему на веревке буханку хлеба, но никаких других контактов с внешним миром у св. Венедикта не было. В конце концов, однако, он был обнаружен пастухами. Видя в нем служителя истинного Бога, многие из них обратились в христианство. В житии святого сообщается, что «его образ жизни стал известен в сельской местности, куда многие приходили к нему, принося с собой потребное для его тела, тогда как они получали из его уст пищу духовную».
Но истинная победа не достигается без борьбы и внутренней брани. Вскоре враг нашего спасения приблизился к св. Венедикту, искушая его сильнее, чем когда либо прежде: «Ибо злой дух представлял его воображению воспоминания о женщине, однажды им увиденной, и он так сильно разжигался плотскими вожделениями, что, почти побежденный ими, собирался покинуть пустыню. Но, по благодати Божией, он вдруг опомнился и, увидев поблизости заросли крапивы и шиповника, сбросил с себя одежду и, обнаженный, кинулся в колючий кустарник. Он катался в нем так долго, что, когда поднялся с земли, на его израненное тело было больно смотреть. Так ранами плоти исцелил он раны души. С тех пор, как он сам сказал своим последователям, он был свободен от этого искушения. Отныне многие, оставляя мир, вверяли себя его духовному руководству. Теперь, избавившись от порока, он вполне заслуженно стал достойным учителем добродетели».
Со временем св. Венедикт основал не менее 12 монастырей. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки. Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.
Наконец Венедикт поселился в Кампанье и на горе Кассино, где основал Монтекассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. На месте монастыря раньше стоял храм языческого бога Аполлона. Множество язычников приносило там жертвы до того, как появился святой, свергнул идола и построил там часовню. В Монтекассино постоянной проповедью и молитвой он сумел привести многих людей ко Христу. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал свой знаменитый устав (см. «Труды» ниже).
Святой Венедикт был не только великим миссионером, молитвенником и духовником – Господь сподобил его и благодати чудотворения. Так, он способен был изгонять бесов из одержимых, имел дар пророчества, мог читать в людских сердцах и умах, исцелять больных, чудесным образом наделять бедных деньгами; святой даже воскресил мертвого.
Простота и искренность святых близнецов Венедикта и его сестры видна из истории их встречи перед кончиной святой Схоластики. Как повествует «Житие»,
Его сестра Схоластика, посвященная Богу с самого детства, раз в год навещала его; чтобы увидеться с нею, святой шел в дом, расположенный неподалеку от монастырских ворот. Однажды она пришла, как обычно; пришел и ее достопочтенный брат со своими учениками. Весь день они провели, восхваляя Бога и ведя благочестивый разговор, а с наступлением вечера разделили трапезу. Когда они еще сидели за столом, сестра упрашивала его, говоря: «Молю тебя, этой ночью не покидай меня, чтобы мы могли до утра беседовать о радостях жизни небесной». Он ответил на это: «Что ты такое говоришь, сестра? Я никак не могу остаться вне монастыря». В этот момент небо было мирным – на нем не видно было ни облачка. Поэтому святая женщина, выслушав отказ брата, сплела пальцы рук, положила руки на стол и, склонившись на них головой, стала молиться Богу. Когда она подняла голову от стола, начался такой ливень с неистовыми молниями и громом, что ни преподобный Венедикт, ни его братья не могли выйти наружу… Тогда человек Божий опечалился и сказал: «Да простит тебя Бог, сестра, что ты наделала?» Она ответила: «Я умоляла тебя не уходить, но ты не внял мне; я помолилась Богу, и Он меня услышал. Теперь, стало быть, если можешь, иди в монастырь, покинь меня». Но он, не в силах выйти наружу, был принужден остаться. Так случилось, что они провели эту ночь в бдении и насладились духовной беседой о небесном. На следующий день достопочтенная женщина вернулась в свою обитель, а человек Божий в свой монастырь. Через три дня, стоя в своей келье, он увидел, что душа сестры покинула ее тело и, как голубка, вознеслась и вошла в небесные селения. Увидев ее в великой славе, он возрадовался, воздал благодарение Богу в гимнах и хвалах и объявил о ее кончине братьям. Он послал их принести тело в монастырь и устроил так, что она была похоронена в той же могиле, которую он приготовил для себя. Таким образом произошло, что как умы их были всегда едины в Боге, так и тела оказались неразлучны после похорон.
Святой Венедикт, великий патриарх западных монахов, почил 21 марта 543 года. Он предсказал свою смерть за шесть дней до нее и велел приготовить могилу. На шестой день он попросил, чтобы его отнесли в часовню, где «он укрепился для исхода, причастившись Телу и Крови Господа». Затем, даже в этот последний момент, являя власть души над телом, «он встал, воздев руки к небу, и со словами молитвы отдал Богу душу».
В этот же день два монаха, находившихся в разных местах, увидели стезю, протянувшуюся от кельи святого к небу и осиянную бесчисленными светильниками. Прекрасный мужчина (по-видимому, ангел), стоявший над нею, сказал им: «Это стезя, по которой возлюбленный Господом Венедикт взошел на небеса».
Труды
Прп. Венедикт Нурсийский. Икона
Святой Венедикт был светочем миру не только из-за своих чудес и аскетической жизни, но и из-за своих поучений. Он написал для монахов «Правило», «отличающееся удивительным благоразумием и ясностью мысли», которое сделалось основным монашеским уставом в Западной Церкви. Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Подробнее см. Правило Венедикта Нурсийского.
Почитание
Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим, епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы «Правило» Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей.
Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце VI века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции.
После того, как в среде римо-католицизма стали оформляться монашеские ордена, монахи следовавшие этому правилу обособились в «орден Бенедиктинцев». Ныне целый ряд римо-католических и протестантских орденов и общин, претендующих на преемство и верность уставу святого, могут называться «бенедиктинцами».
Молитвословия
Кондак, глас 6
Благода́тию Бо́жиею обогати́лся еси́,/ де́лы же извести́л еси́ зва́ние,/ и яви́лся еси́, Венеди́кте, уго́дниче Христа́ Бо́га,/ в моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнен,/ и бы́л еси́ неду́жным исцели́тель, и прогони́тель враго́м,// и засту́пник ско́рый душа́м на́шим.
Ин кондак, глас 4
Возгоре́вся раче́нием Го́рним и Святы́м Ду́хом,/ вся́ просвети́л еси́, о́тче преподо́бне Венеди́кте свяще́’нне,// непреста́нно моли́ Христа́ Бо́га, преблаже́нне, о все́х на́с.