В Евангелии говорится: когда Господь преобразился на горе Фавор, он воссиял ярким светом. Но что это был за свет — природный, как свет солнца, или какой-то другой, особенный? Ищем ответ в изречениях святых отцов и евангельском тексте о Преображении Господнем.
Итак, Господь преображается перед апостолами, являет им Свою Божественную славу: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17: 2). Из Евангелия мы знаем, что Сам Христос часто именуется Светом: Он — Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1: 9); Господь ясно говорит о Себе Сам: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12); Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9: 5); Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46).
Именно поэтому некоторые святые отцы (например, блаженный Августин и святитель Феофан Затворник) говорят о том, что Господь просиял на Фаворской горе перед Своими апостолами тем удивительным Светом, чтобы зримо подтвердить эту истину: Господь Иисус Христос — есть подлинный и высший духовный свет миру.
Содержание
- Читайте: Кто хочет сделать из Беларуси Западную Россию — досье
- Читайте также: От неонацизма и борьбы с «иудо-христианской оккупацией» — до телестудии Давыдько: предводитель «Румола» Сергей Лущ
- Директор Российского института стратегических исследований: Независимой Беларуси быть не может
Фаворский Свет: сияние нетварных Божественных энергий
Какова же была природа того Света, который увидели на Фаворе апостолы и которым здесь сиял Господь — Его лицо и Его одежды? В своих проповедях на Преображение святые отцы возвращаются к этому вопросу неоднократно. Святоотеческая традиция говорит о Фаворском Свете как о небесном, как о нетварном, как о Свете, источником которого является Божественная природа Господа Иисуса Христа как Сына Божия, о том, что этот Свет — общий для всех Трех Лиц Пресвятой Троицы, что он есть сама, чудесным образом видимая для глаз апостолов, Божественная благодать.
Вероучительный вопрос о природе того Света, которым просиял Господь перед апостолами на Фаворе, был поставлен в ходе богословской полемики, состоявшейся между святителем Григорием Паламой и еретиком Варлаамом Калабрийским в XIV столетии.
Варлаам заблуждался, считая, что тот Свет, который открылся во время Преображения Господня ученикам Христовым, был обычным физическим светом, строго говоря, мало чем отличающимся от, например, солнечного света — пусть даже он и сиял не меньше, чем само солнце. Святитель Григорий Палама, напротив, настаивал на том, что на Фаворе апостолы сподобились видения особого — духовного — Света, имевшего совсем другое происхождение, иной Источник, чем любой свет, видимый человеческим глазом в окружающем нас материальном мире.
Свет этот отнюдь не сотворен Богом, как сотворены Создателем вселенной свет солнца или звезд; напротив, Фаворский Свет — это сияние Самого Бога. Он — нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности, из единой и общей природы Пресвятой Троицы, как сияние Ее благодати. Такой Божественный Свет может быть отчасти познан человеком — конечно, если это сияние откроет ему Сам Господь. Более того, христианские святые оказываются способны — по дару благодати — даже приобщиться этому Божественному Свету, сами внутренне просияв им.
Спор о Фаворском Свете между святителем Григорием и Варлаамом перерос в их богословскую полемику о Божественной сущности (природе) и о Божественных энергиях. По учению святителя Григория Паламы, Бог сокрыт, непознаваем и непричаствуем по Своей Божественной сущности. Однако вместе с тем Бога возможно познать и Ему приобщиться по Его обращенным на нас нетварным Божественным действиям, силам, энергиям. Этими Своими нетварными Божественными энергиями Бог создал вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает человека. Те из энергий, действием которых Бог спасает и освящает человека, принято именовать Божественной благодатью.
По учению святителя Григория, между сущностью и энергиями в Боге имеется «богодостойное различие». Нетварные Божественные энергии исходят из неприступной для творения Божественной сущности, не отделяясь от нее, но в то же время проницая собой все мироздание. Божественные энергии — это Сам Бог, творчески и промыслительно действующий в мире вне Своей сокрытой Божественной сущности.
Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может. Явлением в мире одной из таких нетварных Божественных энергий как раз и стал Фаворский Свет, осиявший апостолов на горе в момент Преображения Господня: и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).
Нетварные Божественные энергии вечны, и их бытие в Боге никак не зависит от существования нашего мира, от необходимости Божественного промысла о нем. Каждая из них принадлежит сразу всем Трем Лицам Пресвятой Троицы.
Это учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью. Следует подчеркнуть, что оно основывается на надежном фундаменте древней святоотеческой традиции. Так, многие святые отцы — еще задолго до Паламы — высказывали свою убежденность в Божественном и нетварном характере Фаворского Света, в том числе и в своих проповедях на Преображение.
Так, святитель Иоанн Златоуст утверждает: то Фаворское сияние было откровением и зримым явлением апостолам славы Божией — намного более яркой, чем даже солнечный свет. В гомилии Ефрема Сирина утверждается, что Свет Фавора был Собственным светом Сына Божия, исходившим из Него Самого, и что этот Свет был явлен апостолам в ту меру, в которую они могли его вместить. При этом «Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Своего».
Преподобный Иоанн Дамаскин именует Фаворский Свет «Светом невещественным»; он утверждает, что апостолам здесь было явлено Христово «земное тело, блистающее Божественным сиянием, смертное тело, источающее славу Божества». Этот Свет, по мысли Дамаскина, исходил из самой Божественной природы Господа и вместе с тем был явлен в Его обоженной человеческой природе, целиком пронизанной Божественной благодатью; он сиял невещественным блистанием в телесности Спасителя: «О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но изнутри, от неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова»; «Господь же Иисус имел украшение славы не приобретенное, но происходящее от врожденного Ему сияния Божественной славы».
Преподобный Григорий Синаит возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет был явлением «облистания Божества», откровением Его «Божественной и умной, вечной лучезарности», «вечного Света и Божественного сияния». Сам Христос есть «пучина этого Света»: того Света, который в то же время есть общее благодатное сияние, принадлежащее всей Пресвятой Троице, — «богоначальный Свет и трисиянное блистание».
Однако Свет этот был явлен на горе апостолам лишь в ту меру, которую они могли выдержать и воспринять: по степени наших слабых человеческих — в сравнении с Божественным бытием — сил и способностей; и потому-то преподобный Григорий Синаит поясняет, что ученикам на Фаворе открылся лишь «слабый луч Божества».
Святитель Григорий Палама прямо утверждает нетварный характер этого Света, говорит, что он есть предвечная Божественная сила, общая энергия, присущая всей Пресвятой Троице. На Фаворе этот Свет исходит не только от Христа, но также затем из облака, которое сияет тем же самым Светом, что и преобразившаяся плоть Христа. Облако это есть образ явления апостолам Духа Святого. Из этого светлого облака обращается к апостолам со словами свидетельства о Божестве Сына Бог Отец.
Некоторые древние церковные писатели в своих гомилиях на Преображение ставят знак равенства между понятиями «Фаворский Свет» и «Божественная энергия»: ведь Свет Фавора и есть одна из нетварных Божественных энергий. Так, например, епископ Василий Селевкийский в своей «Гомилии на Преображение» прямо говорит о том, что, когда Христос «внезапно преобразился», от Его «человеческого образа стали исходить лучи, посылаемые Божественными энергиями».
По убеждению святых отцов, одной из важнейших причин того, зачем Христос возвел апостолов на Фавор, было желание Спасителя явить ученикам Его нетварный Божественный Свет: Господь хотел открыть им Свое вечное сияние и этим блистанием их преисполнить. Так, по словам святителя Андрея Критского, «Спаситель возводит учеников на гору, чтобы что сделать или чему научить? Для того, чтобы показать сверхвоссиявшую славу и светлость Своей Божественности», а также ради того, чтобы и в апостолах «соделалось это дивное и странное таинство». Отныне, по убеждению преподобного Иоанна Дамаскина, благодаря откровению Фавора, «невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной природы, стал вместим» для человека через наше приобщение Его Божественной благодати.
И именно этим Светом и будут сиять во Христе святые в жизни Будущего века в Небесном Иерусалиме. По словам Дамаскина, «так в Будущем веке мы всегда с Господом будем (1 Фес. 4: 17), зря Христа, сияющего Светом Божества».
Сияние этой благодати, свечение Фаворского Света, явленного апостолам на горе Преображения, отныне непрестанно влечет к себе святых, зовет всякого ищущего Бога к соединению с собой. Подобно тому, как на яркий свет горящей лампы ночью собираются мириады мотыльков, так и на нетварное сияние Фавора, блистающее посреди непроглядной ночи, окружающей нас тьмы греха, устремляются все жаждущие ясно узреть Солнце Правды — Христа. Так, по мысли святителя Филарета Московского, именно Фаворский Свет привлек Моисея и Илию на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом.
Больше о том, что говорили святые отцы о скрытых смыслах такого важного евангельского события, как Преображение, можно прочитать в книге Петра Малкова «Преображение Господне: антология проповедей»
Картина на обложке: Рафаэль Санти. Преображение
В Забайкалье сегодня вспоминают земляка, героя России Евгения Эпова
2 0
В Забайкалье сегодня вспоминают земляка Евгения Эпова. Выполняя боевое задание во время командировки в Республике Дагестан, он ценой своей жизни спас сослуживцев. С теми, кто лично знал героя России, встретились наши корреспонденты.
Это кадры из досье. Евгений Эпов вошёл в элиту спецназа внутренних войск и получил право носить краповый берет.
— Я рядовой Эпов, пулемётчик второго штурмового отделения, второго взвода, третьей группы специального назначения.
Он служил по контракту в Челябинске. Молодой, 23 года, а уже успел побывать в четырёх командировках: Чечня, Дагестан.
— Конечно, было страшно, ночью себя как-то успокаиваешь мысленно. Домой, мама ждёт, мама и всё! Мама, мама.
Однако 27 января 2012 года в ходе боя с так называемой кизлярской группировкой, которая всего за год до этого осуществила ряд терактов на территории Дагестана, Евгений, спасая жизни сослуживцев, накрыл своим телом гранату. Указом президента сержанту Эпову было присвоено звание Героя России. Посмертно… В Суворовском военном училище вспоминают подвиг героя. Из Челябинска в Читу приехали сослуживцы Евгения.
Евгений Яхин, военнослужащий подразделения 23-го отряда ОМОН: «Был жизнерадостный, весёлый. Всегда навстречу шёл, всегда помогал. Даже когда я в командировку уехал, он помогал моей жене всегда, даже если что-то забрать, приехать».
О сержанте Эпове сегодня снято десятки фильмов. На его малой родине в посёлке Мильгидун Чернышевского района в местной школе настоящий музей, в котором бережно хранятся школьные тетради, военная форма. Всё это перед смертью передала мама Евгения. Её не стало в прошлом году.
Татьяна Неронова, учительница средней школы п. Мильгидун: «Мама- молодцом! Она сохранила все прописи, тетради, контрольные работы. Я до сих пор помню, когда мы учились писать, у Жени не получалось, он плакал, у него слёзы градом на пропись капали. Он посидит, поплачется и заново начинал писать».
Про Евгения вспоминают, что он был жёстким как спецназовец, и очень открытым и весёлым как обычный человек. На всех кадрах — видео, фото — герой России с улыбкой на лице.
Грустят сегодня небеса,
Скорбят по русскому солдату.
И на столе стоит портрет
Бойца из группы «Оберег».
Екатерина Вершинина, Олег Сукач, 27 янв 2020, 21:37
Связанные теги: героизабайкальцы
Просмотреть все новости из этой рубрики: Вести 24
Просмотреть все новости для этого города: Чита
Следующая новость >>
Сообщить об ошибке — выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
В течение последних лет в России вышло немало книг, ориентированных на белорусского читателя. Авторы — так называемые «западноруссисты», отрицающие право Беларуси на независимость. Там и Бендин, и Криштапович, и автор заблокированного в Беларуси «Спутника и погрома» Аверьянов-Минский.
Ранее мы подробно писали об этом круге.
Читайте: Кто хочет сделать из Беларуси Западную Россию — досье
Все они вместе и по отдельности штамповали произведения, где доводили мысли о «общерусском пути», который только и может привести Беларусь к процветанию.
Вот и новые три книги готовятся к выходу. Кто это оплачивает?
Как выяснила «Наша Нива», средства на написание русофильских книг, нацеленных на белорусскую аудиторию, выделяет российская организация CIS-EMO.
Помочь расследованиям
Это своеобразная организация. CIS-EMO расшифровывается как аббревиатура Commonwealth of the Independent States — Election Monitoring Organization. Она была создана как противовес БДИПЧ ОБСЕ и наблюдательным миссиям ОБСЕ.
CIS-EMO последовательно признавала свободными и справедливыми выборы в России, Беларуси, Казахстане, Таджикистане и других странах, где наблюдатели ОБСЕ констатировали или фальсификации, или страх и отсутствие конкуренции.
Но со временем организация CIS-EMO вышла за пределы первоначальной миссии.
Они выдает сборники типа «Нарушения прав человека в Литве», «Новая Европа Владимира Путина» (на обложке — Путин с Ле Пен), «Кровавые преступления бандеровской хунты».
Саму эту организацию создали в 2003 году, во главе стал российский политтехнолог Алексей Кочетков, работавший в Госдуме РФ и отвечавший там за связи со странами бывшего СССР. В настоящее время он возглавляет фонд «Народная дипломатия» и имеет связи в том числе с белорусским «Румолом».
Российский государственный социальный университет в Минске, 28 октября 2016. Российский фонд «Народная дипломатия» представляет студентам «известного черногорского журналиста». Рядом в очках сидит Сергей Лущ. Напомним, что в Черногории недавно была сорвана попытка государственного переворота, организованная российскими структурами.
Читайте также: От неонацизма и борьбы с «иудо-христианской оккупацией» — до телестудии Давыдько: предводитель «Румола» Сергей Лущ
С 2013 года CIS-EMO возглавляет Александр Бедрицкий, сотрудник Российского института стратегических исследований. Он позиционирует себя как знаток американо-российских отношений и специалист по информационным войнам.
Директор Российского института стратегических исследований: Независимой Беларуси быть не может
Вот список некоторых книг, изданных CIS-EMO за время его работы:
К. Аверьянов-Минский, В. Мальцев. «Белорусский национализм против Русского мира»
Л. Криштапович, А. Филиппов. «БССР и Западная Белоруссия: 1919-1939»
А. Бендин. «Михаил Муравьев-Виленский. Усмиритель и реформатор Северо-Западного края Российской империи».
Н.Н. Малишевский. «Белая гвардия Белой Руси» (Серия «Славные имена Белой Руси»).
Материалы молодёжного форума «Общее культурное наследие России и Белоруссии». (24 апреля 2017 г.)
Гордость Советской Белоруссии. Книга I. (Серия «Славные имена Белой Руси»).
Материалы международного круглого стола «Цивилизационные основы государственности России и Белоруссии»
А откуда средства на это? Организация CIS-EMO получает деньги из государственного бюджета России: президент ежегодно издает Распоряжения, которые имеют целью грантовую поддержку «некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека».
Вот это распоряжение за 2016 год, например, на сайте президента России.
Гранты, в свою очередь, обычно проходят через Национальный благотворительный фонд России, либо через Российский союз молодежи, в чьих «конкурсах» «побеждает» CIS-EMO.
Сколько грантов от президента России получили эти авторы на свои книжки?
Мы нашли некоторую информацию.
Так, в 2016 году они получили два с половиной миллиона российских рублей(около $ 45 тысяч) на «разработку гуманитарного фундамента российско-белорусской интеграции, противодействие фальсификации истории».
Что включает проект? «Разработку и издание тематической литературы по белорусской истории и общей истории России и Беларуси и ее распространение среди экспертного сообщества, студенческого и массового читателя».
Как говорится в решении о выделении средств, «проект нацелен на восстановление общерусской идентичности граждан России и Беларуси,
противодействие фальсификации истории путем освещения прошлого Беларуси без националистических искажений и передергиваний. В результате у граждан Беларуси должен сформироваться позитивный образ России, что будет способствовать укреплению двусторонних отношений в рамках Союзного государства РФ и РБ».
Это не единственный грант в том году, полученный загадочной CIS-EMO, к которой прибились белорусские публицисты, поэтому мы не можем сказать, сколько книг написано конкретно за эти $ 45 тысяч.
Столько же денег CIS-EMO, например, получила на подготовку экспертного доклада «Стратегия взаимодействия с зарубежными НПО на постсоветском пространстве«. Треть этого «экспертного доклада» посвящена Беларуси, которую там обвиняют в разжигании сепаратизма (!) на Смоленщине и в Калининградской области. Доклад вышел в 2016 году.
На этот доклад также были потрачены 2 500 000 российских рублей (около $ 45 тысяч) президентского гранта. Причем в этом случае видно, что деньги брались «на Крым», а получился доклад о Беларуси и Казахстане.
Но вернемся к тем $ 45 тысячам за доклад. Таким образом, не цена ли это за одну книгу?
Эти книги распространяются отчасти бесплатно, но продаются и за деньги — в отдельных православных интернет-магазинах Беларуси, типа «Света Фавора».
Некоторые университеты, например, Могилевский государственный имени Кулешова, даже имели в прошлом году неосторожность провести в своих стенах презентацию книги «Несвядомая» история Белой Руси». Ее провел заходнерусист Лев Криштапович.
В планах CIS-EMO сейчас — выбить деньги на изучение «перспектив сотрудничества приграничных областей Российской Федерации и Республики Беларусь».
«Союзное государство России и Беларуси существует уже 20 лет, но интеграционные процессы идут не так быстро, как предполагалось вначале. Одна из причин этого, как представляется, малая разработанность проблемы сотрудничества приграничных областей РФ и РБ», — пишут авторы в заявке на грант.
Похоже, что CIS-EMO из «мониторинговой организации» превратилась в структуру, параллельной задачей которой стало продвижение идей «русского мира» и финансирование лиц, отстаивающих выгодные для России идеи. Причем если в странах Евросоюза это идеи выхода стран из ЕС, то в Беларуси это мысль о несамостоятельность белорусов как нации и необходимости Беларуси российского зонтика.
Помочь расследованиям
Артем Горбацевич
Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм