5. Рассказы о спасительности молитв за умерших.
Блаженный кир-Лука рассказывает о самом себе, что, когда умер родной его брат в крайнем небрежении, он просил Бога открыть ему участь умершего. Стоя однажды на молитве, старец увидел душу брата своего в руках бесовских. Тогда он послал некоторых из братии осмотреть келью умершего. Посланные нашли золото и дорогие вещи, которые старец приказал отнести в ближайший город и раздать бедным и нищим. Сделав это, старец опять стал молиться и увидел судилище Божие и ангелов света, спорящих с бесами за душу его брата. Бесы вопияли: «Ты праведен, так суди же: душа наша, ибо она творила дела наши». Ангелы говорили, что она избавлена милостыней, розданной за нее. Бесы противились и восклицали: «Да разве он роздал милостыню? Не сей ли старец?» Устрашенный подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Тогда бесы исчезли, и видение кончилось (Пролог, августа 24 дня).
Преподобный Макарий, задав вопрос сухому черепу, узнал важные истины касательно состояния умерших. Он, между прочим, спросил: «Ужели вы никогда не чувствуете никакого утешения?» (Преподобный обыкновенно совершал молитвы за усопших и желал знать, служат ли они в пользу). Милосердующий о душах Господь восхотел открыть об этом своему угоднику и, чтобы уверить раба своего, вдохнул иссохшему черепу слова истины: «Когда, – ответствовал череп, – ты приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое утешение» (Слово об усопших в вере).
Св. игуменья Афанасия завещала сестрам своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в течение сорока дней после её смерти, в память ее. Но сестры исполняли это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение её воли вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер, она сказала: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание алчущих и молитвы священников ум ил оставляют Бога: если души усопших грешны, то чрез это они получают от Господа отпущение грехов, а если безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» («Чет. – Мин.» и Пролог 12 апреля).
Св. мученица Перпетуя, во время общей молитвы в темнице, нечаянно произнесла имя своего ум ерш его брата Динократа. Вразумленная этой нечаянностью, она стала молиться о нем Богу и в следующую ночь удостоилась видения. Она видела брата выходящим из темного места, в сильном пламени, мучимого жестокой жаждой, нечистого видом и с раной на лице, с которой он умер. Между ним и св. мученицей была глубокая пропасть, так что они не могли приблизиться друг к другу, а подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем (колодезь), край которого был гораздо выше его роста, так что брат её никакие мог достать напиться из него. Из этого св. мученица уразумела, что брат её находится в муках, и с сильным плачем и слезами стала ежедневно молиться о спасении его. Вскоре она удостоилась второго видения: темное место, в котором находился её брат, сделалось светлым, и брат ее, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждался прохладой: от раны остался только след ее, край водоема был теперь по пояс ему, и на краю водоема стояла полная золотая чаша, из которой он пил, и потом стал веселиться. Этим и кончилось видение, из чего св. Перпетуя поняла, что он освобожден от мук («Деяния мучеников Рюикара.» Изд. 1802 г. III. гл. 7 и 8: страдания святой Перпетуи).
Св. Иоанн Дамаскин повествует, что «у одного из святых мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть застигла его в таковой беспечности. Милосердый Отец небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим в пламени даже до выи, подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притче о Лазаре. Когда же святой подверг себя строгим посту и молитвам, страстно умоляя Бога, то увидел его, объятого пламенем до пояса, наконец, когда св. муж присоединил болезни к болезням (то есть еще более усилил свою молитву), то Бог в видении явил его (юношу) старцу изъятым из пламени и совершенно свободным» (в Слове об усопших в вере).
В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын – чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почта в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим»… печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой» («Странник» 1864 г., декабрь).
Содержание
- 3. Миф о спасительности страха
- Свв. мученики Аникита и Фотий (О спасительности мысли о Божием всемогуществе)
- Молитв
- Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах
- Рассказы
- Св. священномученик Игнатий Богоносец (О пользе и спасительности призывания имени Спасителя)
- Рассказы о Сведенборге.
- 14.3. Теология дополнения: противоречит ли идея спасительности христианства идее спасительности иудаизма?
- Глава 3 РАССКАЗЫ О ЯВЛЕНИЯХ ДУШ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ В БЫТИИ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
- А. Решение некоторых вопросов и недоумений относительно молитв за умерших
- Рассказы об услышании молитв, почерпнутые из церковной истории и, житий святых.
- Рассказы о явлении умерших
- Рассказы разных лет
3. Миф о спасительности страха
3. Миф о спасительности страха Мы летаем, кружимся Нагоняем ужасы… Из мультфильма …А других страхом спасайте, исторгая из огня… Иуд. 1:23 Один мой хороший знакомый, брат во Христе, однажды сказал мне: «Хорошо, что у нас есть Послание Иуды! Единственное место в Новом
Свв. мученики Аникита и Фотий (О спасительности мысли о Божием всемогуществе)
Свв. мученики Аникита и Фотий (О спасительности мысли о Божием всемогуществе) I. Свв., ныне прославляемые в церковных песнопениях и чтениях, мученики Аникита и Фотий вместе со многими другими христианами пострадали при императоре Диоклетиане, в IV веке, в Никомидии.
Молитв
Молитв Отче наш…Или:Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даёшь пищу в нужное время, открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь всё
Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах
479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов Милость Божия буди с вами! Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в
Рассказы
Рассказы Алешино место В нашей церкви долгие годы прислуживал батюшке Алеша, одинокий и, как казалось, несчастный горбун. Ему на войне повредило позвоночник, его лечили, но не вылечили. Так он и остался согнутым. Еще и одного глаза у него не было. Ходил он круглый год в
Св. священномученик Игнатий Богоносец (О пользе и спасительности призывания имени Спасителя)
Св. священномученик Игнатий Богоносец (О пользе и спасительности призывания имени Спасителя) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. священномученика Игнатия Богоносца.На него донесли однажды светские власти императору Траяну, что он не дозволяет христианам
Рассказы о Сведенборге.
2. Рассказы о Сведенборге. В екатерининское время в высшем обществе, с легкой руки масонов, сильно интересовались контактами с духовным миром. Сочинения Сведенборга были любопытным чтением некоторых из наших вельмож. Особенно много рассказывал про Сведенборга граф
14.3. Теология дополнения: противоречит ли идея спасительности христианства идее спасительности иудаизма?
14.3. Теология дополнения: противоречит ли идея спасительности христианства идее спасительности иудаизма? Вопрос: Ясно ведь, что если спасение в христианстве (строго говоря, в Иисусе), то в иудаизме его нет, и наоборот!Ответ № 1: (Ответ был дан одним из участников дискуссии в
Глава 3 РАССКАЗЫ О ЯВЛЕНИЯХ ДУШ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ В БЫТИИ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
Глава 3 РАССКАЗЫ О ЯВЛЕНИЯХ ДУШ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ В БЫТИИ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ 1. О явлениях душ по разлучении их с телом, по Священному Писанию. Так как продолжение существования души по разлучении её с телом и её бессмертие есть несомненная истина, так как сам
А. Решение некоторых вопросов и недоумений относительно молитв за умерших
А. Решение некоторых вопросов и недоумений относительно молитв за умерших Нельзя оставить без разрешения некоторых вопросов и недоумений, которые или сами собой возникают в уме при рассматривании церковного учения о молитвах за умерших, или предлагаются и
Рассказы об услышании молитв, почерпнутые из церковной истории и, житий святых.
11. Рассказы об услышании молитв, почерпнутые из церковной истории и, житий святых. 1. Жители одного села пришли к преп. Феодору, именуемому Сикеоту, и со слезами молили его придти к ним и прогнать саранчу, которая, подобно облаку, спустилась на нивы их и виноградники и
Рассказы о явлении умерших
Рассказы о явлении умерших Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, говорит: «Из древних сказаний видно, что вера в безсмертие души постоянно соединялась с верою в явления умерших. Сказания о сем безчисленны… Есть явления умерших или их действия, кои не
Рассказы Христос в детской У маленького Коли случилась большая неприятность: раздавился заводной гусар.Вечером он положил его с собою спать, утром забыл совсем, нечаянно облокотился рукой, и гусар «раздавился».Когда Колю вместе с шестилетней сестрой Олинькой вели
Рассказы Серебряная метель До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снежной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам, поет в церкви за всенощной «Христос рождается, славите» и снится по ночам в виде веселой серебряной
Рассказы разных лет
Рассказы разных лет На чужой стороне На вокзале не было обычной суматохи: наступила святая ночь. Когда прошел курьерский девятичасовой поезд, все поспешили докончить только самые неотложные дела, чтобы поскорее разойтись по квартирам, вымыться, надеть все чистое и в
Издательство Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» выпустило книгу Жан-Клода Ларше «Жизнь после смерти согласно Православной Традиции». Перевод с французского иерея Иоанна Димитрова, С.О. Чернова, П.К. Доброцветова.
Ларше Жан-Клод. Жизнь после смерти согласно Православной Традиции: Пер. с фр. / Сретенская духовная семинария. — М. : Изд-во Сретенского мона с тыря, 2017. — 400 с. — (Православное богословие).
Смерть — это великая тайна. Как отмечали многие философы, она является единственным определенным фактом нашего будущего и вместе с тем остается одним из самых неопределенных явлений, если говорить о природе смерти и ее последствиях.
Священное Писание подчеркивает непредсказуемый характер смерти (не знаете ни дня, ни часа — Мф. 25: 13), но при этом дает нам сведения о ее истоках (см.: Рим. 5: 12). Оно возвещает нам будущее воскресение тел и вечную жизнь грядущего Царствия, однако не дает практически никаких указаний о том периоде времени, что отделяет смерть каждого человека от Страшного и Всеобщего Суда и воскресения, которые должны произойти в конце времен. Кроме того, примечательно, что в рассказах о воскрешениях сына Наинской вдовы (см.: Лк. 7: 11–16) и Лазаря (см.: Ин. 11: 1–44) воскресшие не говорят ничего о том, что они пережили в период между смертью и возвращением к жизни. К тому же мы видим, что Бог не позволил умершим открывать живым их состояние даже с полезной для них целью — предупредить их; Сам Христос говорит в одной притче: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их (Лк. 16: 29).
В этой книге мы представим учение Православной Церкви. По некоторым пунктам оно значительно отличается от католического и протестантского. Расхождения между восточной и западной традициями существуют еще с V века, однако резко они проявились в XII столетии, когда Запад, по выражению историка Ж. Ле Гоффа, «придумал чистилище». Между тем в своих истоках латинская традиция полностью согласуется с восточной. Итак, несмотря на то, что чаще всего мы будем ссылаться на греческих святых отцов, также мы будем цитировать совпадающие и дополняющие свидетельства и наставления древних латинских отцов и житий святых.
Таким образом мы надеемся лучше донести до православных христиан учение их собственного Предания, часто разрозненное и потому плохо известное, а также открыть католическим и протестантским читателям учение, им не известное или давно переставшее быть составляющей их веры, но все же остающееся частью богатого наследия единой древней христианской традиции, которая, в принципе, для всех является или должна являться единой.
Об авторе
Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; р. в 1949 г.) — современный французский православный богослов и патролог, доктор философии, доктор теологии Страсбургского университета. Становление Ж.-К. Ларше как православного богослова происходило под влиянием его духовного отца архимандрита Сергия (Шевича), а также благодаря общению с преподобным Иустином (Поповичем), архимандритом Софронием (Сахаровым), учениками старца Иосифа Исихаста — старцами Ефремом Катунакским и Харалампием, со старцами Ефремом Филофейским, Иосифом Ватопедским и преподобным Паисием Афонским.
Жан-Клод Ларше — автор 27 книг, переведенных на 17 иностранных языков, 150 статей и около 700 рецензий. Он считается одним из ведущих современных православных богословов и одним из редких авторов, способных совмещать в своих работах научную строгость и живое восприятие внутренней жизни Церкви.
Издательством Сретенского монастыря выпущены следующие книги Ж.-Кл. Ларше: «Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом», «Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков», «Патриарх Павел. Святой наших дней», «Болезнь в свете православного вероучения».
Оглавление
Предисловие
Глава I. Смерть: ее происхождение и духовный смысл
Первая причина смерти — прародительский грех
Духовная двойственность смерти
А. Положительный аспект смерти
Б. Отрицательный аспект смерти
Победа Христа над смертью и ее значение
Глава II. Момент смерти
Испытание наступлением смерти
А. Природа этого испытания
Б. Важность семейного и церковного соприсутствия с умирающим
Что переживает человек перед тем как умереть
А. Ретроспектива всей жизни
Б. Сверхъестественные явления, видения и звуки
В. Опасность заблуждения
Г. Пограничный опыт и его ценность
Глава III. С первого по третий день после смерти:отделение души от тела
Природа смерти: отделение души от тела
Разделение души и тела проходит более или менее легко
Присутствие души на земле в первые три дня после смерти
Смерть как процесс
Этические последствия
Отделение души от тела как испытание
Духовная поддержка умирающего со стороны его окружения и Церкви
Духовное состояние души после смерти
Сохранение связи души с телом в постоянстве ипостаси
Духовное состояние тела после смерти
Глава IV. С третьего по девятый день: прохождение воздушных мытарств
Восхождение души к небесам
Действия демонов, стремящихся завладеть душой
Прохождение воздушных мытарств
Глава V. С девятого по сороковой день: введение в мир иной
Глава VI. Сороковой день: частный суд
Частный суд
Кем совершается частный суд
Частный суд как следствие выбора самого человека
Частный суд как осуждение человека его собственной совестью
Частный суд и Всеобщий Суд
Глава VII. От сорокового дня до Последнего Суда: промежуточное состояние
Природа промежуточного состояния
Временный и частичный характер промежуточного состояния
Ложная концепция: сон души
Еще одна ложная концепция: переселение душ
Глава VIII. Проблема чистилища
Латинская позиция
А. Латинское учение о чистилище
Б. Новизна латинского учения о чистилище
В. Согласованность с принципами латинского богословия
Защита учения о чистилище латинянами и его опровержение православными богословами на Флорентийском соборе
А. Изложение латинской позиции кардиналом Чезарини
Б. Первое слово святого Марка Ефесского
В. Слово Виссариона Никейского
Г. Второе слово святого Марка Ефесского
Д. Третье слово святого Марка Ефесского
Учение православных богословов после Флорентийского собора
Краткий итог католической и православной позиций
А. Католическая позиция
Б. Православная позиция
Глава IX. Связь между живыми и умершими
Взаимоотношения живых с умершими
А. Запрещение Церковью оккультных связей с умершими
Б. Необходимость молитвы за умерших
В. Различные формы ходатайств за усопших
Г. Заупокойные молитвы возносятся за всех усопших
Д. Польза молитвы и иных форм ходатайств за усопших
Е. Ответственность живых за положение и участь усопших
Ж. При каких условиях усопшие получают пользу от того, что за них ходатайствуют
З. Какую пользу получают сами живые от своих молитв за усопших
Взаимоотношения умерших с живыми
А. Забвение мира при сохранении интереса к тем, кто остался жив
Б. Предстательство умерших за живых
В. Общность христиан умерших и живых в лоне Церкви
Взаимоотношения умерших между собой
Глава X. Воскресение и Последний Суд
Воскресение
А. Время и особенности воскресения
Б. Воскресение коснется всех людей
В. Природа воскресшего тела
Г. Состояние, которое является следствием воскресения
Д. Значение и конечная цель воскресения
Последний и Всеобщий Суд
А. Кто творит Суд
Б. Судимы будут все люди
В. Объект Cуда
Г. Природа Суда
Д. Критерии Суда
Е. «Страшное Судилище Христово»
Ж. Истинный и окончательный характер Суда
З. Итог Суда
Глава XI. Жизнь вечная. Царство Небесное и преисподняя
Введение
Царство Небесное
Ад
Вопрос апокатастасиса
Глава XII. Подготовка к смерти и к загробной жизни
Смысл понятия о загробной жизни
Память смертная
Размышления о конечных судьбах
Специфика христианского понимания
Библиография
Список сокращений