Свободное воспитание

Плюсы

Отсутствуют шаблоны. Детей не ставят на один уровень. Подход к каждому индивидуальный. Нет определенного алгоритма, как и что нужно делать. На ребенка не давят со всех сторон взрослые. Малыш учится отстаивать свое мнение и строить свое отношение к миру.

Доверие. Когда родители не указывают на недостатки и слабость, ребенок воспринимает семью в качестве своего друга. Он с легкостью может поделиться с вами секретами и обратиться за помощью.

Свобода выбора. Дети сами строят режим дня. Они сами придумывают свой досуг и распределение дел по часам. Малыш свободен в своем выборе. Он создает собственные цели и осуществляет мечты. Такие дети всегда знают, чего хотят.

Открытость. Дети способны открыть сердце миру. Они полны уверенности и умеют отстаивать свои позиции. Ребенок активно принимает участие в диалогах и соревнованиях. В этом возрасте закладывается отличная основа для будущей карьерной борьбы.

Развитие творчества. Ребенок имеет возможность выбрать любой способ самореализации. Здесь нет границ и запретов. Дети могут определять собственные интересы и следовать за ними.

Ответственность. Как говорит Вячеслав Моше Кантор (ЕЕК), любой выбор заставляет человека нести за него ответственность. Малыш учится обдумывать решения и самостоятельно решать возникшие проблемы. В процессе накапливается ценный опыт, который поможет в будущем избежать многих неприятностей. И ребенок не станет возлагать ответственность на чужие плечи.

Здоровая психика. Психологическая свобода и дружеские отношения положительно влияют на детское развитие. Малыш не подвергается наказаниям и насилию. В его душе не поселились страх и тревога. А эмоциональный уровень стабилен.

Минусы

Избалованность. Так как не существует запретов, то дети становятся избалованными. В жизни существуют правила, которых нужно придерживаться. И любое отклонение от нормы может быть встречено негативно. Когда ребенок выходит на улицу, он сталкивается с критикой и нетерпимостью к его баловству.

Нет требовательности к себе. В воспитании детей необходимы требования. Так они ориентируются в жизни. Свободное воспитание не учит быть требовательными к себе. Поэтому попадая на запреты, ребенку сложно понять, что теперь делать. При таких обстоятельствах агрессия выльется наружу.

Завышенная самооценка. Ставить ребенка на один уровень со взрослыми не всегда рационально. Его уверенность в своих силах способна затмить малышу мозг. Самоуверенность может привести к обратным результатам.

Не каждому подойдет. Не все дети способны контролировать свои действия. Для некоторых правила обязательны. Так легче объяснить хорошие и плохие поступки. Если сразу не установить границы, ребенок станет капризным, и окружающие станут зрителями детских, истеричных концертов.

Фильм «Твои, мои и наши»

Свободное воспитание.

Фильм «Твои, мои и наши»

Свобода против порядка.

Фильм «Твои, мои и наши»

— Я считал, иногда хороший шлепок не повредит делу! — Нет. Моих детей бить нельзя.

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, было сильно продолжено Л.Н. Толстым. Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель… Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания — просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся осохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом.

Они убеждены, что все дети сами всегда тянутся к лучшему, если, конечно, им создать благоприятные условия. По их мнению, ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения, поэтому родители, взрослые и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно. Выбор своего жизненного пути — естественное право самого воспитанника.

Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.

Конкретное видение свободного воспитания сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Чаще всего свободное воспитание воплощается в моделях, где убираются социальные запреты и ребенок развивается, встречаясь с природными обстоятельствами (модель «Чисто поле, лес густой») и в подходах, где социальные запреты минимизируются до предела (модель «Просторный дом»). Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.

Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером — это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание — это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.

Однако на практике, в школах и семьях, где провозглашается свободное воспитание, вседозволенность нередко и практикуется, и разрешается. Основных причин две: когда-то осознанный радикализм, чаще — недостаток ума…

Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для достаточно обдуманных поступков. В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и жестокости взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание — это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.

По крайней мере Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. Это подход Тактика и Манипулятора. Это — идеология Руссо.

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания. Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.

Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.

Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.

Непредсказуемость результатов. Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее — ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное — у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→

В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→

Непригодность к воспитанию элиты. Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.

Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания. Если эти два условия уходят, уходят и впечатляющие результаты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Самойличенко, Наталья Владимировна, 1998 год

1. Аза Л.А. Воспитание как философско социальная проблема : Монография Киев : Наукова Думка, 1993.- 120 с.

2. Алфёров С.Ю. Развитие педагогических идей утопического социализма и опыт их осуществления. М., 1985.-26с.

4. Антология педагогической мысли России I -ой половины XIX века. М. : Педагогика, 1987.-560с

6. Асмус В.Ф. Историко-философские .-М.: Мысль, 1984.-348 с.

7. Бахтин Н.Н. Руссо и его педагогические воззрения // Русская школа. 1912 .№9-12.

8. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века: размышления о будущем // Педагогика. № 6. С.103-112.

9. Бим-Бад Б.М. О перспективе возвращения педагогической антропологии //Советская педагогика . 1988. №11. С.38-43.

10. Ю.Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX в.: Лекции по антропологии и философии образования. М., 1994.-117с

11. Бим-Бад Б.Д. Образование для свободы в России // Педагогика.№3. С.3-8.

12. Блинников Л.В. Великие философы: Учеб.словарь-справочникю2-е изд.перераб. и доп.-М.:»Логос», 1997.-432 с.

13. З.Богуславский М.В. Мир вступает в век Человека // Воспитание школьников. 1988. №5.С. 12-14

14. Борисов Г.Т. Толстой педагог// Звезда. 1978. №8. С .Mb -Мб.

16. Буровский A.M. Конпеция ноосферы В.И.Вернадского и создание новой школы // Педагогика.1993.№:.С.13-17

18. Буткевич В.В. История педагогики : ( теорет. курс авториз. изл. ): Изд-во Моск.экстерн.гуманит.ун-та.- М., 1992.- 167с.

19. Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.Ж.Руссо // в 2-х т. / Под ред. Джибладзе. М., 1981.- Т.2.-336с.

20. Василькова Н. Прогресс педагогической мысли // Вестник воспитания. 1894. № 1-2.

21. Вейкшан В.А. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении.-Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. М., 1953.- 144с.

22. Вейкшан В.А. Зарубежные педагоги о Л.Н.Толстом // Советская педагогика. 1958. №9. С.67-80.

23. Вейкшан В.А. Вопросы дидактики в педагогической системе Л.Н. Толстого // Советская педагогика 1945. №11. С. 17-23.

24. Вейкшан В.А. Ж.Ж.Руссо и Л.Н. Толстой // Советская педагогика 1962. № 2. С. 9-28.

25. Вейкшан В.А. Лев Толстой как педагог // Коммунистическое просвещение. 1935. №6. С.38-49.

26. Величие здравого смысла : Человек эпохи Просвещения : Кн. для учителя / С.Я. Карпов М.: Просвещение, 1992.- 284с.

27. Вендровская Р.Б. Школа 20 -х годов поиски и результаты: Автореф. дис.канд.пед.наук.- М., 1993.-19 с.

28. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления //Свободное воспитание. 1908 1909. № 8,9.

29. Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Свободное воспитание. 1908 1909. № 4.С.45-52.

31. Вентцель К.Н. Свободное воспитание : Сборник избранных трудов / Сост. Л.Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993.-169 с.

33. Вентцель К.Н. Формула развития жизни // Образование. 1900. №7 10.

34. Вентцель К.Н. Среда как фактор нравственного воспитания. // Образование. 1900. № 1 6.

35. Вентцель К.Н. Этика, педагогика и политика // Вестник воспитания. № 3.

36. Вентцель К.Н. О высшем принципе нравственности //Образование. 1902. №2,3.

37. Вентцель К.Н. В чем основа воспитания и образования. // Русская школа. 1910. № 8.

38. Вистин К.К. Педагогические основы литературы Л.Н. Толстого: Дис.канд.пед.наук.- М., 1953.-384с.

39. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания М.: Новая школа, 1994.-78 с.

40. Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном пространстве //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей и родителей. М., 1993. № 41.

42. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа -Пресс., 1995.- 448с.

43. Герье В.И. Руссо как личность // Советская педагогика. 1992. №11-12.

44. Годнев Д. Педагогические воззрения графа Л.Н. Толстого // Русская школа. 1907. № 1,2.

45. Гончаров Н.К. Л.Н. Толстой педагог — гуманист // Советская педагоги-ка.№9.-С. 104-113.

46. Гончаров Н.К. Педагогические идеи и критика Л.Н. Толстого // Народное образование. 1993. № 1,6.

47. Гончаров И. Школа отживающая и восходящая // Народное образование.-1993 .№1-6.

48. Горбунов -Посадов И.И. Два пути нравственного воспитания // Свободное воспитание. 1908- 1909. № 4.С.53-55.

49. Горбунов-Посадов И.И. Утопии и трезвая действительность // Свободное воспитание. 1908 1909. № 1.С.2-7.

51. Гуревич П.С. Философский словарь М.: Олимп, 1997.- 320 с.

52. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой в его педагогических высказываниях. М.: Работник просвещения, 1928.- 106с.

53. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой (материалы к биографии с 1870 по 1881 г.).-М.:Изд-во Академии наук СССР, 1963.-694с.

54. Гусейнов АА. Великие моралисты.-М.:Республика, 1995.-351с.

55. Декларация прав ребенка //Народное образование.1993. №%.С.22-40.

58. Державин К.Н. Вольтер читатель «Эмиля» Руссо // Известия АН СССР. Отдел общественных наук. 1932. №4.

59. Дивильковский А. Авторитет и свобода воспитатели // Вестник воспита-ния.1915.№5. С.29-51.

61. Диомидов И. Встреча с Толстым//Народный учитель. 1928. №9. С. 1-17.

62. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности ( Гольбах, Гельвеций, Руссо ). М. : Наука, 1995.- 221с.

63. Днепров Э.Д. Методологические проблемы ист. пед. процесса. // Советская педагогика. 1986. №8. С.95-102.

64. Дроздов А. Яснополянские очерки // Народный учитель. 1928. № 9.С. 1824.

65. Дягилев В.В. Хрестоматия по занимательной философии: экс-пер.учеб.пособие.- М.: Изд.цент. A3, 1996.- 208с.

66. Егоров Е.Ф. Портрет педагога: Л.Н. Толстой // Перспективы : вопросы образования. 1989. № 3. C.133-1VSL

67. Ежеленко В.Б. Методы в педагогическом процессе: Автореф. Дис.д-ра пед.наук.-Спб., 1992.-40 с.

68. Елаев Н.К. Философия и история образования.-Улан-Удэ: Изд-во Бур.гос.ун-та, 1997.-124 с.

69. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России (очерки).- М.: Педагогика, 1978.- 208с.

71. Ив-в В. Мария Монтессори и её предшественники и критики//Вестник воспитания. 1915. № 4, 5.

72. Из избранных мыслей Эллен Кей.//Свободное воспитание. 1909 -1910. №3,4.1915 №4,5.

74. Кантор В.К., Киселёва М.М., Толстой Л.Н. «руссоизм», русская культура // Философские науки. 1991. № 2. С.30-43.

75. Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика. 1996 г. № 6. С.77-84.

76. Квик. Реформаторы воспитания//Вестник воспитания. 1892. № 1-8.

77. Кеберле Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель ): Дис.канд.пед.наук. СП б., 1995.- 192с.

78. Кемниц Е. Очерк воспитания и обучения с древнейших веков // Учитель. 1866. № 15, 16.

79. Щ 89.Кобеко Д.Ф. Екатерина П. Ж.Ж.Руссо// Исторический вестник. 1883. №6. С.603-617.

80. Ковалёва О.В. Проблема педагога в гуманистической концепции С. Т.Шацкого : Дис.канд.пед.наук.- М., 1992.- 218с.

82. Колядко В.И. Философия как основа гуманистического воспитания и образования // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании Курск, 1994.- С. 90-91.

83. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология; М.: Просвещение, ^ 1969.- 311с.

84. Коноплёв Н.К. Л.Н. Толстой о народном учителе // Советская педагогика. № 12. С.120-123.

86. Корнетов Г.Б. Гуманизация образования : традиции и перспективы: Монография М.: ИТП и МИО РАО, 1993.- 135с.

90. Кудрявая Н.В. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н.Толстого // Советская педагогика. 1988.С.86-92.

91. Кудрявая Н.В. Педагогические искания Л.Н.Толстого //Советская педагогика. 1987 №9. С. 104-107.

92. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н.Толстого: философские аспекты//Педагогика.1993.№1 .С. 82-87.

93. Кузьмин Н.Н. Педагогическая мысль России на рубеже двух веков // Советская педагогика. 1991. №11. С .140-141.

95. О.Лебедева В.А. Л.Н. Толстой в педагогических трудах Н.К. Крупской.-Тула, 1971.-110 с.

96. Ш.Лев Толстой и русские цари. Сборник. Письма царям. Сост. Н. Попова. Ред. и автор прим. И. Попов. М. : Кстати, 1995.- 192с.

97. Лезурн Ж. Образование и общество: вызов 2000 году. Реферат М.,1989.-17 с.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед.учеб.завед. и слушат. ИПК и ФПК.- М. : Прометей, 1992.-528 с.

100. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. №2. С.35-40.

102. Магомедов М.Н. Методологические и социально педагогические основы теории и практики свободного воспитания: Дис.д-ра пед. наук. -М, 19947344с.

104. Малинин В.И.Л. Толстой: диалоги // Советская педагогика. 1991. № 3. С.90-103.

105. Марков Е.Л. Теория и практика Яснополянской школы // Русский вестник 1862. №5,6.

106. Мережковский Д.С. Руссо //Русское богатство. 1889. №11. С.66-80.

108. Миронов В.Б. Век образования. (Человек на рубеже XX века).-М.: Педагогика, 1990.-176с.

110. Михайлова М.В. Дом свободного ребенка // Советская педагогика. 1983. С.102-106.

111. Д 126.Мнение Ж.-Ж.Руссо о баснях, как материале для детского чтения // Воспитание и обучение. 1887. №4.С. 103.

112. Муравьёва О.С .Как воспитывали русского дворянина. М. : Линка -Пресс, 1995.-170с.I

113. Описание рукописей статей Л.Н. Толстого / Сост. Э.Е.Зайденберг,I

114. П -ва А. Ж.Ж. Руссо (по отзывам нынешних французов) // 1890. №6. С.114-129.

117. Петров А.К. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого: Дис.канд. пед. наук. -М, 1953.- 394с.

119. Плутарх Избранные жизнеописания. В 2 т. / Пер. с древнегреч., вступ.ст. и прим. М. Томашевская и Вл. Медведев. М.: Правда, 1986.-592с.

120. Португалов В. Горячий поклонник природы или рациональная система воспитания // Вестник воспитания. 1894. № 5-6. С.87-93.

122. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики//Советская педагогика. 1985. № 10. С.47-54.

123. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 110-117.

124. Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко педагогического процесса// Советская педагогика. 1986. № 5. С.53-58.

125. Ратеб А. Теории воспитания во французском просвещении (Ж.Ж.Руссо, К.А. Гельвеций): Дис. .канд. филос. наук. М., 1994. -195с.

126. Рахманов А. Свободное воспитание с точки зрения психологии // Вестник воспитания 1907. №1. С.7-22.

127. Рогожина Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм. Педагогический аспект. -Пермь: Пермский гос. пед. ин-т., 1994.- 120с.

129. Русанов Н.С. Обозрение иностранной жизни//Русское богатство. 1912. № 7.С.

130. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогические сочинения : в 2-х Т./ Под ред. Г.Н. Джибладзе.- М., 1981.- Т.1. 656с.

131. Руссо Ж.Ж. Проект воспитания г-на де Сент Мари // Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе.-М. 1981. Т.2.-336с.

132. Руссо Ж.Ж. Рассуждения о науках и искусствах. Там же.

133. Руссо Ж.Ж. О политической экономии. Там же.

134. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре. Там же.

135. Руссо Ж.Ж. Исповедь / Избр. соч. в 3- х т.- М.: Худож. литер., 1961 Т. 3.-726с.1 бО.Руссо Ж.Ж. Прогулки одинокого мечтателя. Там же.

137. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. и авт. вступ. ст. Г.Б. Корнетов М.: Изд -во РОУ, 1995.-224с.

138. Серебренников А.П. Л.Н.Толстой о курсах подготовки народных учителей//Советская педагогика. 1938. № 12.

139. Сингх P.P. Образование в условиях меняющегося мира//Перспективы. 1993. № 1. С.12-20.

142. Д 1994.-Т.1. 186с.; Т.2.-244с.; Т.3.-224 с.

144. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и заI

145. Соэтар М. Портрет педагога Ж.Ж.Руссо //Перспективы. 1992. № 1,2.

146. Соловьёв И. Руссо и современная педагогика // Вестник воспитания. №6.

147. Станиловская М.М. Семейный детский сад // Свободное воспитание 1910, №2,3.

149. Стефановская Т.А. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. -Иркутск, 1996.- 97с.

150. Сыркина О.Е. Л.Н. Толстой и «свободное воспитание» // Советская педагогика. 1938. № 12.С.106-119.

152. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для пединститутов ML, 1991.- 123с.

153. Тебиев Б. К. Правительственная политика в области образования и общественно -педагогическое движение в России конца XIX -нач. XX в.в.: Ав

154. Щ тореф. дис.д-ра пед.наук. М., 1991.-29с.

155. Тебиев Б.К. Хроника общественно-педагогического движения в России // Советская педагогика. 1991. С. 108-111.

156. Толстой и ненасилие: Материалы Всероссийской конференции «Толстой и ненасилие » М.: Славянская школа, 1995.- 92 с.

157. Толстой Л.Н. О воспитании//Свободное воспитание. 1909-1910. № 2. С.1-7.

158. Тол стой Л.Н. О методах обучения грамоте // Ясная Поляна. 1862. Февраль. С.7-27.

159. Толстой Л.Н. О религиозном воспитании (письмо к американцу)//Свободное воспитание. 1908-1909. №12. С.1-4.

160. Толстой Л.Н. В чем главная задача учителя (из беседы с народными учителями) // Свободное воспитание. 1909-1910. №3. С. 1-6.

161. Толстой Л.Н. О свободном возникновении и развитии школ в народе //Ясная поляна. 1862. Февр.аль.

162. Толстой Л.Н. Проект общего плана устройства народных училищ//Ясная Поляна. 1862. Март.

163. Толстой Л.Н. Ясно -Полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Ясная Поляна 1862. Январь. С.35-63.

164. Толстой Л.Н. Несколько мыслей из новых писем // Свободное воспитание. 1909 -1910. № 9. С.43-46.

166. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Там же. -Т. 1.

167. Толстой Л.Н. Четыре русские книги для чтения. Там же.-Т. 10.

168. Толстой Л.Н. Моя жизнь. Там же. С. 498-503.

169. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? Там же .-Т. 15. С. 10-33.

170. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Там же. С. 41-221.

171. Толстой Л.Н. Об искусстве. Там же. С. 37-40.

172. Толстой Л.Н. О языке народных книжек. Там же. С. 330-335.

173. Толстой Л.Н. О том что называют искусством. Там же. С. 343-373.

174. Толстой Л.Н. О народном образовании. Там же. Т. 16. С.7-28.

175. Толстой Л.Н. Воспитание и образование. Там же. С.29-65.

176. Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования . Там же. С.66-96.

177. Толстой Л.Н. О переписи населения в Москве. Там же. С.97-105.

178. Толстой Л.Н. Исповедь. Там же.С.106-165.

179. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Там же. С. 166-396.

180. Толстой Л.Н. О жизни. Там же. Т. 17. С. 7-135.

181. Толстой Л.Н. Ответ на определение синода от 20 -23 февраля. И на полученные мною по этому случаю письма. Там же. 199-216.

182. Толстой Л.Н. Письма. Там же. Т. 18.

183. Толстой Л.Н. Дневники. Там же. Т. 21,22

184. Толмачёва Т.П. Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля: Дис. .канд.пед.наук.- Чарджоу, 1992.- 193с.

187. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. перераб. и до-пол.- М. : Политиздат, 1991. — 560с.

188. Философия образования: Сб. научн. статей.- М.: Фонд Новое Тысячелетие, 1994.- 117 с.

189. Французские критики о педагогических взглядах графа Л.Н.Толстого // Вестник воспитания. 1890. №5-6. С. 133.

190. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы.-М. : Педагогика Пресс, 1992,- 128с.

192. Чехов Н.В. Педагогическое и художественное творчество Толстого // Народное просвещение. 1928. № 8,9.

193. Шаталов А.А. Проблема народной школы в педагогике Л.Н. Толстого : Дис.д-ра пед.наук.- Орехово -Зуево, 1995.-397с.

195. Шварцман К.В. и др. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания: Монография.-М.: Луч, 1993.-118 с.

196. Ширяев В.И. Русские революционеры -демократы XIX в. о воспитании молодого поколения в духе гуманизма.-М. 1967.

197. Шкловский В.Б. Лев Толстой.-М.: Молодая гвардия, 1963.-864с.

198. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. -М.: Советский писатель, 1970.-376с.

199. Шкловский В.Б .Яснополянская школа // Наука и жизнь. 1964. №2. С. 109117.

200. Шелгунов Н.В. Вперед или назад // Дело.1875.№9.С.1-25.

203. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОЙ

204. Какова же эта цель? Эта та самая, ко- «Воспитание должно иметь идеалом соторую имеет природа.

205. Природа зовет человека к человеческой жизни, жить- вот ремесло.»необходимо воспитывать человека для него самого .»

206. Чем человек естественней, тем счастливей его жизнь. «

207. Делать человека годным для всех человеческих состояний.»общественный человек.»вершенного человека.

208. Воспитывая, образовывая, развивая, или как хотите воздействуя на ребенка, мы должны иметь . одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра.»

209. Цель воспитания формирование самосознательной личности, высоко духовного человека.»всякая внешняя цель. в деле воспитания делает его несвободным.»

210. Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания.»

211. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ1. Л.Н. ТОЛСТОЙ

212. Пора смотреть на ребенка как на нравственное существо.»

213. Идеал наш сзади , а не впереди.»ребенок стоит ближе к идеалу гармонии правды, красоты и добра.»детский возраст есть первообраз гармонии»критериум педагогики есть только один свобода».

214. Насилие не возможно .не приводит ни к каким результатам.»ум может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.»

215. Главное искусство учителя при обучении состоит в предоставлении большего выбора.»

216. Ребенок настоящего момента есть солнце, вокруг которого должна вращаться вся система воспитания»

217. Воспитание. получается нами от природы «.чтобы урок был соразмерен .Природа хочет, чтобы дети были детьми, ника.» прежде чем стать взрослыми.»

218. Обращайтесь с вашим воспитанником сообразно его возрасту»

219. Ко всем детям нужно относиться одинаково, так как от природы все обладают равными способностями.»

220. Примем за неоспоримое . что первые природные движения всегда правдивы.»

221. Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании . не выигрывать нужно время, нужно тратить его.»

222. Всякому возрасту .свойственно желание1. К.Н. ВЕНТЦЕЛЬнений из-за своих убеждений.»

223. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей, дарований.»

224. Каждый ребенок предлагает свою систему воспитания, (сколько детей, столько и систем воспитания)»теория свободного воспитания считает основой индивидуального ребенка»

225. Теория переходных ступеней в особенности должна быть отброшена в области воспитания, где применение ее может явиться даже преступлением в отношении ребенка»чпр0д11. ОЛЖЕНИЕсоздавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность.»

226. Ребенок ваш должен делать не в силу послушания, а в силу необходимости.»

227. Станем брать за образец всегда инстинкт»

228. В человеке нужно рассматривать человека, в ребенке ребенка.»

229. Воспитывать человека с помощью разума.это значит начинать с конца .»

230. Употребляйте с детьми силу, а со взрослыми разум таков естественный порядок».

231. Нужно, чтобы он зависел, а не повиновался;нужно, чтобы он просил, а не приказывал.»

232. Любить детство, с его милым инстинктом.»

233. Природа создала детей, чтобы мы их любили и приходили к ним на помощь.»

234. Любовь есть единственная разумная деятельность человека».

235. Любить доброго ребенка не велика заслуга, полюбить дурного и испорченного вот где познается истинное призвание».

236. Всякая жизнь.развивается только путем свободного обнаружения.»

238. Ребенок торопясь устроить склад вещей на своем острове, проявит больше страсти к учению, чем учитель к преподаванию. Он захочет знать все, что полезно для этого и при том только полезно; вам не нужно будет руководить им, придется лишь сдерживать его.»

239. Каждый ребенок! Рождающийся на свет каково бы ни было социальное положение его родителей имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий.»

240. Ребенок равен в правах со взрослыми.»

241. Опыт или бессилие должны одни заменить для него закон.»воспитывать должен не только воспитатель ребенка, но и ребенок воспитателя»

242. Бездействие, принужденное состояние . мешает ребенку расти.»1. Жить значит действовать.»

243. Это его дело жить, искать, находить.»

244. Опыт предшествует урокам.»давать детям больше истинной свободы и меньше власти, представлять им больше действовать самим».больше руководить, чем обучать.»

245. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

246. Л.Н. ТОЛСТОЙ К.Н. ВЕНТЦЕЛЬ1. Ж.Ж. РУССО

247. Пусть они учатся тому, что будут делать, став взрослыми мужами.»

248. Главные направления воспитания.-научение элементарным трудовым навыкам и нравственным нормам»

249. В основу всякого воспитания должно стать прежде всего.религиозное понимание жизни.»

250. Цикл знаний и сведений определят конкретные дети.»

251. Надо обучать полезным и необходимым предметам: географии, ботанике арифметике, письму и др.»

252. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА1. Л.Н. ТОЛСТОЙметод естественных последствий.»не нужно иной книги, кроме мира: не нужно наставления, кроме фактов.»

253. Великая тайна воспитания заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные служили друг для друга отдохновением.»своим болтливым воспитанием мы создаем лишь болтунов.»

254. Бывают упражнения чисто механические, которые содействуют укреплению тела.»не выучивать науку, а выдумывать ее.»я не люблю голословных объяснений. Вещей! Вещей давайте!.

255. Для укрепления тела и содействия его росту природа имеет свои средства, которым никогда не следует противодействовать.»

256. Никогда не приказывайте ему ничего на свете, решительно ничего! не допускайте у него даже представления, что выединственным методом образования должен стать опыт.’всякого

257. Всякая метода хорошо и всякая одностороння; всякая удобна для известного ученика и для известного языка и народа.»

258. Наш мир детей должен оставаться чист от самообманывания в том, что чувство мести становится справедливым, как скоро его назовем наказанием.»

259. Желание наказывать есть желание мести, не свойственное разумному существу.»

260. Не запрещайте ему того, от чего он должен воздержаться, поставьте ему только препятствие, без объяснений, без рассуждений, что ему позволяете, позволяйте с первого слова, без упрашивания, без просьб и особенно без условий.»

261. Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков; он должен получать их из опыта; не налагайте на него никаких наказании.»никак не тем, чтобы заставлять их силой делать то, что нам хочется.Заставлять.-это самое лучшее средство внушить им отвращение.»

262. Воздействовать. на сердце можно только гипнотизацией, заразительностьюпримера.»все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни.»уроки ваши должно заключаться скорее в действиях, чем в речах.»

263. Как никогда не следует налагать на детей как наказание.оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка.»о

264. Бывают столь благородные занятия, что им нельзя предаваться за деньги.- таково именно ремесло наставника.»

265. Воспитатель! -какая возвышенная нужна тут душа!. Поистине, чтобы создать человека, нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком.»

266. Наставники! Бросьте жеманничать, будьте добродушны и добры!»

267. Я желал бы, чтобы он сам был ребенком .чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе его доверие, разделяя с ним забавы его.»

268. Как может хорошо воспитать ребенка тот, кто сам не был хорошо воспитан.»

269. Прежде, чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми, нужно, чтобы в вас самих был образец.»

270. Вы различаете учителя от воспитателя,-новая нелепость! Разве вы отличаете учени

271. Учитель лицо, имеющее общее свежее образование и знающее практику педагогического дела.»

272. Любить доброго ребенка не велика заслуга, полюбить дурного и испорченного вот где познается истинное призвание».

273. Новый педагог будет чувствовать «священный трепет» перед каждой детской душой»

274. Педагог из управителя и повелителя становится другом, помощником и деятельным сотрудником ученика в его самобытном стремлении к знанию.»

275. Воспитатель должен быть великим сердцем.»

276. Главные его качества .любовь, симпатия, преодоление раздражения.творчество художника-воспитателя.великое напряжение творческих сил.проникновенная интуиция.»

277. Ж.Ж. РУССОЛ.Н. ТОЛСТОЙК.Н. ВЕНТЦЕЛЬка от воспитанника?» «Деятельность учителя должна носить характер педагогической импровизации.»воспитывать должен не только воспитатель ребенка, но и ребенок воспитателя»

278. Вероятно, никогда не один человек не считал свое дело столь важным, каким я полагаю дело воспитания.»

279. Дело не то, чтобы первой важности, а самое важное на свете «

280. Лучше я останусь при рутине, нежели буду употреблять полумеры.»

281. Настало уже время не скидывать понемногу, а опрокинуть.»бюрократическую школу, так же как систему управления не чинить и латать, а совсем уничтожить надо.»

282. Невежество никогда не было причиной зла.»

283. Образованные люди хуже детей и народа.

284. Образование, основанное на насилии и принудительных программах есть зло.»1. On

285. Делайте противоположное тому, что при- «Чем больше испорчен ребенок, тем мень-нято и вы будете на истинном пути.» ше его нужно воспитывать.»

286. Первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в том, чтобы научить ребенка истине или добродетели, но в том, чтобы предохранить сердце его от порока, а ум от заблуждения.»

287. Великое дело- охранение детской чистоты и праведности от всегда угрожающего им развращающего влияния старших.»

288. Воспитание в возрасте первого детства должно быть следящим (только предостерегающим, охраняющим), но отнюдь, не предписывающим, решающим, насильственным.»

289. Вся наша мудрость состоит в рабских предрассудках,.в подчинении сгибании и сдерживании себя.»

290. Добродетели из подражания суть добродетели обезьян.»

291. С первых же лет безрассудное воспитание поощряет наш ум и извращает суждения.»

292. Жалкая предусмотрительность делать человека несчастным теперь, в надежде -будь она верна или нет — сделать его счастливым потом.»1. Воспитание портит.’

293. Истинная человеческая нравственность не может быть создана на подражании.»

294. Детство это не подготовка к жизни, а сама жизнь»о\l/1

295. Худший способ воспитания- это заставлять его (ребенка) колебаться между его волей и вашей.»

296. Надо предупреждать коллизии между его (ребенка волею законною) и волею других.

297. Кто хочет следовать системе, изложенной в «Эмиле», тот должен принять или все, или ничего.»

298. Ни одно звено теории свободного воспитания не может быть выпущено.»1. Ж.Ж. РУССО

299. Трактат этот предполагает удачные роды, ребенка хорошо сложенного, крепкого и здорового.»

300. Единственной привычке нужно дать возможность развиться в ребенке: это не усваивать никаких привычек.»

301. Чем больше испорчен ребенок тем меньше нужно его воспитывать.»

302. Образование, имеющее своей основой религию, то есть божественное откровение, в истинности и законности которого не может сомневаться, неоспоримо должно быть прививаемо народу, и насилие в этом, но только в этом случае, законно.»

303. Границы свободы определяет учитель.»1. К.Н. ВЕНТЦЕЛЬ

304. Воспитывать должен не только воспитатель ребенка, но и ребенок воспитателя.»

305. Чем больше ребенок склонен к послушанию, тем больше в нем надо будить самостоятельность.»

307. Не имея возможности предупредить порок, мы здесь поставлены в необходимость его наказывать.»

308. Что нужно сделать для образования естественного человека? Без сомнения очень многое : нужно воспрепятствовать, чтобы что-нибудь было сделано.»я разрешаю его вопросы не тогда, когда ему угодно; но когда сам сочту нужным.»1. К.Н. ВЕНТЦЕЛЬ

  • Авторы
  • Файлы

Валеев А.А. 102 KB

Сегодня, в период социально-политического раздрая в общественной жизни нашей страны особую актуальность приобретает проблема свободы. С утверждением гуманизма как философского направления и как общественного движения наше внимание особенно возрастает к категории свободы, поскольку она всегда являлась ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения и практики.

В своей педагогической практике приверженцы теории свободного воспитания А.Нейлл, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, Л.Н. Толстой и др. рассматривали данную проблему, прежде всего, в контексте способности ребенка разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Для них многие вопросы педагогики в той или иной степени возводились к рассматриваемой философской проблеме — проблеме свободы. В своей практической деятельности они ориентировались, прежде всего, на развитие у детей свободоспособности, ставя для себя задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания и свободной деятельности. Проблему образования личности они выстраивали в проблему индивидуального развития, а сам педагогический процесс в субъект-субъектные отношения, где на первый план выступает сотворчество взрослого и ребенка.

Так, М.Монтень в своих «Опытах» писал, что ребенку внушают готовые истины, когда он еще не способен судить об их достоверности. По Монтеню, человеку надо помочь научиться самому наблюдать мир, и на основании этих наблюдений размышлять, сравнивать, оценивать, вырабатывать самостоятельные суждения. Воспитателем для ребенка должна явиться сама природа, а способность к суждению возникнет в опыте из сопоставления разума с действительностью.

Что касается Локка, то он утверждал, что все развитие человека зависит в первую очередь от того, каким оказался его конкретный индивидуальный опыт. Он считал ребенка существом, обладающим самостоятельной ценностью и требующим к себе уважения, и полагал, что руководить обучением следует, опираясь на естественные склонности ребенка. А дети и сами, что отмечают последователи свободного воспитания, не любят праздности, они стремятся к свободной и разнообразной деятельности.

Аналогичные идеи высказывал и Ж.-Ж Руссо. Он полагал, что человек рождается на свет совершенным, но его уродует воспитание. Он считал, что ошибка преждевременного воспитания состоит в том, что ребенка окружает чрезмерно широкая периферия культурных впечатлений, которая разлагает еще только зарождающуюся в нем центростремительную силу. Поэтому преждевременное воспитание, в котором предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, зачастую воспитывает безличных людей. По Руссо, ребенка необходимо побуждать к самостоятельному приобретению личного опыта. Педагоги, проповедующие свободное воспитание, также призывают уважать в ребенке личность и предоставлять ему свободу развития, для чего необходимо соответствующим образом организовывать вокруг него воспитательное пространство.

Последователь Руссо Песталоцци также призывал следовать за естественным развитием ребенка, постоянно подчеркивал необходимость уважать его личность и предоставлять свободу, преодолевая при этом принуждение в образовании. Что касается Г.Спенсера, то он призывал всячески поощрять в процессе спонтанного развития ребенка самостоятельность последнего.

Свои мировоззренческие идеи педагоги свободного воспитания также черпали из философского течения экзистенциализма, которое возникло накануне Первой мировой войны. В частности, из доктрин таких авторитетных философов, как Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др., суть которых заключалась в том, что человек должен поверить в себя, в свои силы и творить себя сам. Это самосозидание, происходящее в постоянно возникающих жизненных ситуациях, когда приходится осуществлять выбор и принимать решения, должно опираться на основополагающие для человеческого существования категории — любовь, терпение, помощь, доброту и доверие. Данное воззрение базируется на положении, что каждому человеку присущ свой уникальный путь развития, в силу чего он полностью ответственен за свою собственную судьбу. Для экзистенциалистов фундаментальным фактом существования является свобода выбора своей судьбы, себя самого и нести за это ответственность. Педагоги-практики свободного воспитания, исходя из философских воззрений, проповедующих идею свободы, призывают своих последователей любить ребенка не как себя, а как его, со всеми его достоинствами и недостатками. Следуя идеям экзистенциалистов, надо, по сути, буквально и основательным образом учиться вместе со своими воспитанниками, каждый раз, по сути, заново решая проблему содействия развитию уникальной личности каждого ученика.

Библиографическая ссылка

Валеев А.А. ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=41 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *