Свод храма

Примеры употребления слова аттик в литературе.

Эвбея, Акарнания, Корфу, Левкида, Ахайя, Коринф, Мегара, часть Пелопоннеса и далекий Византий присоединились к Аттике и Беотии, чтобы осудить Совет Амфиктионии и ее призыв к вторжению македонцев.

Оправившись от раны, Деметрий привел к покорности несколько изменивших ему городов, а затем снова вторгся в Аттику, занял Элевсин и Браврон и стал опустошать страну.

Келей — мифический царь Элевсина в Аттике, жена которого Метанира узнала в доброй старушке, нанявшейся в няньки к ее сыну Демофонту, богиню Деметру и помешала ей сделать мальчика бессмертным, для чего богиня натирала его амбросией и закаляла в огне.

Используя одни только линейки и отвесы эти мастера украсили здания магистратов в городах Карловци, Темишвар и Кикинда простыми фасадами с аттиками и овальными картушами, а затем и ампирными порталами с классической плоскостью фронтона.

Как ни тщился Цицерон раздуть дело с киприотским займом, ни одно из его обвинений, правда, опровергнутых Титом Помпонием Аттиком, не повредило репутации Брута.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Примеры употребления слова неф в литературе.

С южной стороны громада церкви совсем подавляла крохотный садик: полукруглые стены боковой абсиды выходили окнами прямо на грядки, над ними шли ввысь стремительные линии поддерживаемого контрфорсами нефа, а над нефом — огромные крыши, обитые листовым свинцом.

На — чаеред палан-дириель О галадреимин эппорат, Фануилок, ле линнатон Неф аер, си неф аэрон!

Раздавая благословения, Папа вышел в переднюю часть апсиды, повернулся по очереди к каждому крылу трансепта, затем к короткому нефу и, наконец, к продольному.

Был открыт доступ к ее нетленному телу, гроб установили в главном нефе кафедрального собора, на хорах пели аллилуйю, объявленное было состояние войны с Ватиканом прекратилось, толпы народа на площади де Армас славили имя Господа и выкрикивали здравицы в честь мира, незамедлительно была дана аудиенция аудитору Святейшей ритуальной конгрегации, прокурору и постулатору веры монсеньеру Деметрио Алдоусу, прозванному эритрейцем, который прибыл с миссией изучить до мельчайших подробностей жизнь Бендисьон Альварадо, дабы не оставалось ни малейших сомнений в ее святости.

Теперь можно было различить улицу Вокансон, куда выходил хор, и улицу Конте, в идеальном смысле продолжавшую неф.

Поодаль, в главном нефе, как тени двигались силуэты монахов, они тушили гасильниками на длинных шестах свечи в высоко расположенных светильниках.

Стефану ничто не мешало сесть, свободных мест на скамейках было полно, да и дядина бурка оттягивала руки, но он предпочел остаться со своей ношей в нефе — может, и потому, что стоять было тяжело, и он словно бы расплачивался этим за свою недавнюю робость.

Поклонившись в ответ, Келсон удалился следом за неприметным отцом Кароли, который провел его на возвышение в северной части нефа, где уже находился отец Иреней, с жаром демонстрировавший какие-то архитектурные тонкости и символы Моргану, Дугалу и Арилану.

Поперечные нефы перегородили стенками и каучуконосными растениями, выкроив из северного нефа комнату для игр, а из южного — лоджию-солярий, хотя палящий зной полуденного солнца заметно умерялся, пока лучи процеживались сквозь образа Св.

Пропятившись через весь неф, до входной двери, я снова оказался под сенью грозных птеродактилей из проволоки и тряпок, зловещих стрекоз, неведомо чьей оккультной волей засланных под потолок нефа.

После этого я учтиво раскланивался с приезжими и начинал обрушивать на их ошеломленные головы всевозможные рассуждения о склепах и алтарях, нефах, арках, готических и римских архитравах, средниках и контрфорсах.

Ладан и фимиам, горьковатый дымок тлеющей коры каскариллы, ванильный запах горящей смолы стиракса заглушали испарения человеческого скопища, заполнившего все нефы собора.

В соборе святого Фомы, вещая с высот трифория, над серединой нефа, где полукружьем стояли люди, поднявши кверху лица, он вдруг поймал себя на том, что исступленно говорит о шпиле и постукивает кулаком по каменному пюпитру.

И он озирался, заглядывая расширенными глазами в глубь темных нефов, как будто антихрист мог оттуда показаться с минуты на минуту, и я невольно ощутил, что сам готовлюсь к этой встрече.

Презрительно взглянув на Зат Аррас с высокомерной усмешкой на губах, он повернулся и сошел со ступеней трона у нефа Надежды.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Главы Успенского собора в Владимире

Первое, что бросается в глаза, когда мы смотрим на храм – это его купол (ну, или купола, если их несколько). Строго говоря, куполов как раз мы и не видим. Мы видим главу церкви: то есть, цилиндрический или граненый барабан, который перекрыт куполом и купольное покрытие – маковку церкви, и крест на ней. А сам купол виден только изнутри. Но называть куполом купольное покрытие – не самый большой грех, так что мы остановимся именно на этом варианте. Купола – привычнее и понятнее.

Впрочем, сейчас будем говорить не о том, какие бывают купола-маковки, а в целом о конструкции завершения русских церквей – ее главах. И тут тоже есть некоторая путаница в терминах. Традиционно главой называют только купол и крест на нем, поэтому барабан в православной традиции часто называют «шеей». Но в современной архитектурной литературе вполне допустимо говорить о главах как о всей структуре завершения церкви, включающей барабан.

Но вне зависимости от терминологии, глава церкви – это ее завершение, высшая ее точка, то, что видно издалека, то, что маркирует здание как церковь. Важнейшая функция главы – бросаться в глаза, определять узнаваемость церкви и ее место в мире.

Но есть еще одна очень важная функция главы церкви, которая современному человеку не сразу понятна и совсем не бросается в глаза – верхнее освещение храма.

Подкупольный барабан, собственно, нужен не только для возвышения самого купола, но и для того, чтобы сквозь оконные прорези освещались купол и храм. Отсюда и распространенное название этого сооружения – световой барабан.

Как считать главы?

На самом деле, вопрос совсем не простой. Вот, например, Благовещенский собор московского Кремля. Если просто считать главы, которые мы видим, то собор будет девятиглавым. Но четыре из этих девяти глав – это главы приделов. Сам же собор пятиглавый, а изначально и вовсе трехглавый. Та же история и с еще более знаменитым собором Василия Блаженного: мы видим девять глав, но сам собор и вовсе одноглавый, все остальное приделы.

ОСОБЕННОСТИ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

К особенностям романского стиля относятся:
— полуциркульные арки,
— массивные стены,
— цилиндрические и крестовые своды,
— в капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию, — иногда колонны заменяли пилонами — мощными столбами (восьмигранные, крестчатые).

Восточная часть храма выполняется в виде апсиды. Аспида — это архитектурный элемент в форме цилиндра со сводом в форме полусферы, которая символизировала небесный свод.

Традиционно христианский храм обращен входом к западу, а алтарной частью, где совершается богослужение, – к востоку. Такое расположение устоялось еще в начале нашей эры. Так как на востоке восходит дающее жизнь солнце, с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.

Главным элементом романской базилики является неф (от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, продольный элемент в конструкции храма, напоминающее по форме судно или корабль. Если нефов в базилике несколько, то они разделены внутри колоннами или столбами. При этом центральный неф (как правило, самый высокий) вверху освещается окнами второго яруса здания.

Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные. В этом числе заложен символ святой Троицы. В больших кафедральных храмах бывает пять нефов (и пять апсид), что тоже имеет символический смысл — сумма четного и нечетного чисел пятерка представляет собой символ Воплощения — соединения человеческой и божественной природы во Христе.

Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой — апсидой. Постепенно в романских храмах исчезли деревянные строительные фермы, их сменил каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни.

Литургия (богослужение) проводиться в той части храма, которая называется хор, там же расположен алтарь. Алтарная область храма всегда несколько приподнята над уровнем пола, что позволяет лучше видеть священника во время службы. Сюда могут входить только священнослужители или люди, помогающие во время богослужения.

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Характерной особенностью стиля является использование полукруглых арок.

Важным элементом романского стиля был вход в храм. Портал, где начинался символический пути верующего в храме и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглой аркой-тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом.

Недаром латинское слово «arcus» переводится как «арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга». Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». (Евангелие от Иоанна 10:9)

Имел символическое значение и размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Роза — круглое окно на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».

Украшением романского храма становятся скульптуры. Суровость романской архитектуры смягчается обилием декора. Почти вся поверхность стены западного фасада покрыта скульптурой. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры — она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее.

Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Особенно впечатляющие скуптурные композиции есть в Императорском соборе Бамберга, в том числе знаменитый Бамбергский всадник (XII век).

В немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку — леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *