Священная библейская история

Аннотация:
Архиепископ Вениамин (Борис Николаевич Пушкарь) — выпускник Московской Духовной Академии. В 1967 г. он защитил диссертацию по кафедре Основного богословия на тему «Доказательства бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». В том же году был оставлен стипендиатом при кафедре Основного богословия, подготовил стипендиатский отчет на тему: «Немецкая философия XIX века и ее влияние на русскую религиозно-философскую мысль». С 1968 по 1992 г. преподавал Священную библейскую историю, а также вел курсы Основного богословия и формальной логики в Московской Духовной Академии. Всего преподавательский стаж в Московских духовных школах составляет 24 года. В 1988 г. Б. Н. Пушкарь был рукоположен в священники. В сентябре 1992 г. принял монашеский постриг с именем Вениамин, и в том же году по определению Святейшего Патриарха и Священного Синода русской Православной Церкви был назначен епископом Владивостокским и Приморским. В 1995 г. открыл Владивостокское Духовное училище, ректором которого является. Епископ Вениамин выступил с поддержкой инициативы ректора ДВГУ В.И. Курилова по открытию в университете образовательного направления «теология». На отделении теологии и религиоведения он читает курс библеистики. В 2001 г. издательство ДВГУ выпустило учебное пособие еп. Вениамина «Священная библейская история». Еп. Вениамин — член Петровской Академии наук и искусств. Он имеет многочисленные церковные, общественные и правительственные награды: Орден преп. Сергия Радонежского III степени, Орден св. благоверного князя Даниила Московского II степени, Орден св. Андрея Первозванного, Орден Дружбы народов.

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история — Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Текст хорошего издания Евангелия обязательно сопровождается так называемыми параллельными местами — ссылками на книги Ветхого Завета. Они свидетельствуют о том, что многие эпизоды Священной истории Ветхого Завета воспринимались в Новом Завете как события прообразовательные, символические и связанные с событиями христианской истории.

Другими словами, Ветхозаветная история, помимо буквального прочтения, предполагает и особое понимание и истолкование, ибо она оказывается наполненной символами, прообразами и предсказаниями.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели — ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Итак, Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды” (Исх. 2. 10).

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами” (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах”, что в переводе означает «прохождение”, ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, — праздник избавления Израиля из египетского плена.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”, — говорит Христос (Мф. 5. 17). В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения. «Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”, — сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви. А в замечательном произведении II века, поэме святого Мелитона Сардийского «О Пасхе” Христос говорит о Себе: «Я — Пасха спасения, Я — Агнец, закланный за вас, Я — искупление ваше, Я — жизнь ваша, Я — воскресение ваше, Я — свет ваш, Я — спасение ваше”.

Если Пасха Ветхого Завета знаменовала собой избавление избранного народа, то Новозаветная Пасха стала знаменем искупления, спасения и освобождения всего человечества от «тьмы и сени смертной” (Иов. 10. 21).

Знание Священной истории, то есть Ветхого и Нового Заветов, конечно же, было частью воспитания любого ребенка XVIII – XIX веков. Изданий, посвященных библейской истории, выходило в свет огромное множество. У данного проекта нет цели представить их все – хотелось бы показать лишь наиболее характерные.

Издания, расcчитанные на детей младшего возраста, чаще всего изобиловали иллюстрациями и содержали только основные сюжеты Библии. Надо сказать, такие иллюстрации всегда были высокого качества, насколько это было возможно в то или иное время. Они создавались, как и в этой книге, вышедшей в 1820 году, с произведений «искуснейших художников», из «коллекции известной под названием Loges de Raphael, Библейские фигуры». Здесь имеется в виду знаменитая галерея – Ложи Рафаэля Ватиканского дворца. В галерее – тринадцать лож, каждая из которых имеет по четыре картины в каждом своде. Композиции этих пятидесяти двух картин, известных под общим названием «Рафаэлевской Библии», принадлежат самому Рафаэлю, а исполнение – его ученикам: Дж. Романо, Фр. Пенни, Перино дель-Вага, Полидоро Караваджо и др. Недаром у этого издания есть и другое название – оно появляется только на 9-й странице: «Священная история в эстампах».

Содержание такого рода книг обычно было традиционным и включало все основные вехи Священной истории, основные сюжеты Ветхого и Нового заветов. Составители или переводчики брали на себя миссию определения количества этих сюжетов или сцен из Библии.

Предисловие к этому изданию говорит нам о целях и задачах книги: «Вера есть основание всякой нравственности и единственный источник всех добродетелей». Сразу становится понятным, какое место отводилось подобного рода детской литературе и какого качества такая литература должна была быть. Авторы-составители всегда старались «оживить» страницы Священной истории, чтобы детское воображение лучше усваивало христианские заповеди и появлялось стремление к учению. Действительно, всегда в подобных изданиях в начале давались все необходимые полезные исторические данные. В нашем издании «юным читателям и читательницам» предлагают таблицу разделения лет от сотворения мира до наших времен.

Иллюстрации часто печатались в лист, чтобы их можно было лучше рассмотреть и уяснить. Здесь каждый лист разделен на четыре части (опять же в подражание Ложам Рафаэля), где последовательно расположены четыре сюжета. В конце каждой главы всегда есть виньетка – как некая пауза в чтении и просто украшение.

Тиражи таких изданий были очень велики по тем временам, но это никак не сказывалось на качестве книг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *