Священник мусульман

Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен продолжению темы взаимоотношений ислама и христианства. Наши сегодняшние гости – Фарит Фарисов, заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России, автор пятитомника «Тайны татарского народа», один из основателей Исламского института в Москве, и православный, сопредседатель Международной ассоциации «Христианство и ислам» Дмитрий Пахомов.

Дмитрий Вячеславович, каковы цели вашей ассоциации?

Дмитрий Пахомов: Главная цель – чтобы христиане и мусульмане помнили о своих общих авраамических корнях и жили в дружбе, вместе созидали любое государство, в котором они живут, будь то Россия, Турция, Ливан или Сирия. В любом государстве, где живут христиане и мусульмане, они должны быть братьями и вместе созидать светлое будущее своих стран.

Яков Кротов: Фарит Фарисович, как бы вы оценили уровень мира в христиано-мусульманских отношениях?

Фарит Фарисов: Мое субъективное мнение: разъединение между христианством и исламом искусственное. Многие вещи были просто забыты у истоков. У нас, мусульман, учителем является муфтий Шейх Равиль Гайнутдин. Чему он нас учил? Христиане – это наши братья, Бог один, пути к нему могут быть разные. Нельзя забывать, что первых мусульман спасли христиане – монах Бахира увидел пророка в пятилетнем мальчугане. И мы этого не забываем. Мы не должны забывать, что в Коране наш пророк Иса (Иисус Христос по христианской вере) упоминается гораздо больше, чем сам пророк Мухаммед.

Яков Кротов: Но все-таки, как оценить состояние православно-мусульманских отношений, например, в каком-нибудь 1565 году? Вряд ли они были стопроцентно мирными.

Фарит Фарисов: Но тогда, может быть, с точки зрения христианства посмотрим, какие были отношения в 1210 году между Константинополем и Римом?

Яков Кротов: Не напоминайте…

В Коране пророк Иса (Иисус Христос) упоминается гораздо больше, чем сам пророк Мухаммед

Фарит Фарисов: Видите, мы приходим к тому, что когда идет разъединение, ему дают определенную окраску, чтобы реализовать свое безверие и бесчестье.

Яков Кротов: Если принять взятие Казани за нулевую точку, то как на сегодняшний день складываются отношения?

Дмитрий Пахомов: Любой разумный историк констатирует, что русские и татары – это два государствообразующих народа России. Мы взяли Казань, но Казань стала Москвой, ставка хана переместилась в Кремль. Российское государство во многом основано именно на татаро-монгольских принципах. Татарское ханство, Астраханское ханство – прямые наследники Золотой Орды. И вот Москва, которая, казалось бы, пошла с экспансией, по сути, сама стала правопреемником не только Византийской империи, но и той же Золотой Орды.

Яков Кротов: Когда в 38-м Киев взяли монголы, это были все-таки именно монголы, татары тогда очень мало во всем этом участвовали. Это же советский штамп – «татаро-монгольское нашествие».

Фарит Фарисов: Это даже не советский, а немецкий штамп, это была западная идеология, которую мы сейчас проповедуем. Все ищут источники в истории, потому что наслаждаться настоящим можно только в том случае, если у тебя есть предсказуемое будущее. Будущего не может быть, если у тебя искаженное прошлое, потому что настоящее – это практически зеркало прошлого. Возьмите Александра Невского: это наш брат, Батый сажал его с левой стороны, ближе к сердцу, считал его вторым сыном: один сын был мусульманин, а второй христианин. Идем дальше: когда в Козельск пришли монголы, Булгария 13 лет в одиночку противостояла самому Чингисхану и не пустила их на Русь.

Яков Кротов: Чингисхан, как и Батый, в то время были еще язычниками.

Фарит Фарисов: Да, но они ведь многие государства не завоевывали, а присоединяли, потому что у них был толерантный подход. Когда появились золоченые купола в церквях? И что это было за иго? Князь оставался князем, язык оставался русским, было свое войско, свои деньги, своя вера. Нужно было платить 10% за охрану территории. Не забывайте, в то время самым большим и коварным врагом Руси, так называемой Белой Орды, был папа римский, который уговаривал Батыя иметь с ним какую-то связь. На это Батый говорил: все христианские переговоры ведет только православный священник.

Фарит Фарисов

И еще я хотел бы отметить, что падение Казани – это следствие. Иван III – вот что нужно рассматривать. Это был 1472 год, когда стала распадаться сама Орда, и она распалась из-за того, что элита начала заниматься собой, а не процветанием нации, смотреть на свое богатство и престолонаследие. Ее интересовала только борьба за власть, и отсюда Орда распалась на Ногайскую, на Астраханское ханство, Казанское ханство, Сибирское ханство. Москва в это время присягнула крымскому хану (даже не совсем крымскому, потому что Крым входил тогда в Османскую империю). Мы не можем правильно дать оценку, потому что те 25 академиков 1710 года, которые были немцами, уничтожили библиотеку Ивана Грозного, так как она была на старотатарском языке. Иван Грозный великолепно разговаривал на татарском.

Яков Кротов: Вы тем самым принимаете отчасти на татар большие вопросы, связанные с царствованием Ивана Васильевича. Я бы, например, остерегся…

Фарит Фарисов: А я не остерегаюсь, потому что он прямой потомок Мамая.

Яков Кротов: Вырезать половину Новгорода и треть Пскова – это зависит от человека, а не от предков.

Фарит Фарисов: Но это не умаляет достоинств российского государства. Мы должны праздновать праздники, которые объединяют.

Яков Кротов: Означает ли это, что общее у христиан и мусульман в России – это ненависть к католичеству?

Дмитрий Пахомов: Это совсем не так. Общее, что есть между нами, это не ненависть, а наше отношение к Богу, которое у нас во многом идентично. Мы, христиане, и наши братья, мусульмане, в равной степени почитаем Бога Отца, Творца всего сущего, поклоняемся ему, трепещем перед ним. Мы считаем, что наш путь в современном состоянии несколько неверен, наши стези ушли в сторону, что нам нужно вернуться на круги своя, в лоно отчее. И мусульмане, и христиане хотят одного и того же, и наши пророки, которые тоже во многом общие, об этом говорят. Христианство, ислам и иудаизм – я бы сказал, это нечто общее, нельзя разделять эти религии между собой, на мой взгляд, они дополняют друг друга, каждая восполняет недостающее в других религиях.

Яков Кротов: Послушаем интервью с востоковедом, мусульманином Ахметом Ярлыкаповым о том, что общего и что различного у христианства и ислама.

Достаточно принципиальное различие состоит в том, что христиане и мусульмане по-разному понимают спасение

Ахмет Ярлыкапов: И христианство, и ислам – теистические религии. Они утверждают, что весь окружающий нас мир существует благодаря Богу. Тут есть некоторые различия. Мусульмане, например, считают, что Бог не покидает этот мир, все время творит его, что каждый миг этот мир творится заново Богом, и именно поэтому он существует. Но в основе теистический принцип. Нет практически никаких различий между подходами мусульман и христиан к морали. Именно поэтому в исламе есть понятие «люди Книги», «держатели Книги» относительно христиан и иудеев: мы, мусульмане, с христианами и иудеями следуем одному закону. Мусульмане считают, что изначально иудаизм и христианство были версиями ислама, это одна традиция. У двух этих религий одни корни, скажем так.

Ахмет Ярлыкапов

Конечно, как очень родственные религии, ислам и христианство постоянно находятся в состоянии дискуссии, потому что есть довольно мелкие различия, которые при этом оказываются очень принципиальными. Достаточно принципиальное различие состоит в том, что христиане и мусульмане по-разному понимают спасение. В христианстве именно из этого вырос культ Иисуса Христа, понимание Богочеловека, Сына Божьего. Для мусульман, которые считают, что те события, которые происходили во времена Адама и Евы (то, что в христианстве называется грехопадением), не оказали такого губительного воздействия на человеческую природу. Соответственно, каждый человек рождается чистым верующим, и в этом смысле человека не надо спасать, человек сам себя либо спасает, либо обрекает на гибель в течение всей своей жизни. И это, наверное, одна из основных точек, откуда берут начало различия между исламом и христианством.

Яков Кротов: Для меня это новое замечание – прежде всего, о творении. Фарит Фарисович, вы согласны, что это точка расхождения ислама и христианства: Создатель продолжает творить и творит мир ежеминутно?

Фарит Фарисов: В моем видении, прежде всего, нужно поверить. Самая лучшая проповедь, которую я видел в своей жизни, это образ жизни муфтия Шейха Равиля Гайнутдина. В одной из проповедей он сказал хорошую вещь: «Это и для христиан, это и для мусульман. Неверующие говорят: увижу – поверю. Ответ такой: поверишь – увидишь».

В Москве есть замечательная мечеть. В 1994 году мы стояли около окна, и я говорю: «Нам бы такой большой красивый храм, и было бы, наверное, здорово». И он сказал: «Поверишь – будет». И мы наблюдаем это. Сила веры очень велика. И мы каждый день находимся на джихаде, но не том джихаде, о котором люди, противостоящие исламу, думают, что джихад – это значит убить неверного.

Яков Кротов: Это джихад в представлении исламофобов.

Фарит Фарисов: Да. На самом деле ислам – это борьба со своими пороками. Неверный – это может быть не обязательно христианин или иудей, но и мусульманин, который нападает на твою семью, противоречит законам мироздания, а законы мироздания одинаковы что для мусульман, что для христиан. Вот вы говорили о разнице между христианством, исламом и католицизмом. Ни один глубоко верующий человек не оправдал фашизм, как это сделал папа римский во времена фашистской Германии. Никто не вспоминает о том, что газават, священная война мусульман против фашизма, была объявлена здесь, в стенах московской мечети. Это разве не объединительный фактор?

Яков Кротов: Слово «джихад» получило негативное значение именно в христианской культуре, а между тем, английское «crusade» – это не просто крестовый поход, а это может быть борьба за экологию и так далее, и, видимо, это аналог слова «джихад».

Дмитрий Пахомов

Дмитрий Пахомов: Скорее всего, да: и этимологически, и фактологически. Дело в том, что джихад с самим собой – это Великий пост в православной традиции. И когда монахи уединяются для того, чтобы совершенствоваться, бороться со своими страстями при помощи Божией молитвы, это тоже джихад с самим собой. И здесь нет никакого противоречия. Что касается представления о джихаде как о походе для освобождения какой-то территории от неверных, к сожалению, этим грешили и христиане, и мусульмане. Это неправильное представление, искажение самой сути христианства и ислама. Это часто происходило не в традиционных странах, где христиане и мусульмане жили рядом на протяжении тысячелетий. Взять тот же Ливан, где, согласно Конституции, до сих пор существует принцип разделения властей, и президент должен быть христианином, премьер-министр – суннитом, а председатель парламента – шиитом. Такая вот схема дружбы и добрососедства существовала на Востоке.

Джихад среди традиционных мусульман воспринимается как борьба с самим собой, а не как что-то экспансионистское

А как раз католический Запад и протестанты с этим боролись и были правы, и Мартин Лютер, когда боролся против римского представления о христианстве, исходил из правильных презумпций и боролся, в том числе, и против представления о христианстве как о чем-то воинственном, где нужно огнем и мечом искоренять неверных. На Востоке этого не было. И до сих пор в ряде традиционных обществ, где сохранилось такое добрососедство, мы видим гармонию. И здесь джихад среди традиционных мусульман, традиционных христиан, в традиционных обществах воспринимается именно как борьба с самим собой, а не как что-то экспансионистское.

Яков Кротов: Вот Ливан – христиане, шииты, сунниты, а если человек – агностик, куда ему податься в этом ливанском парламенте? И еще одно: мы не можем сказать, что папа римский поддержал фашизм, потому что это очень сложная история.

Фарит Фарисов: Но это исторический факт.

Яков Кротов: На практике Ватикан, конечно, не посылал швейцарских гвардейцев воевать с Муссолини или с Гитлером, но была энциклика 1936 года: папа с глубокой скорбью осудил расистское учение Гитлера. И эта энциклика была запрещена в Германии. Можно сказать, что это был первый пример самиздата, ХХ века: ее переписывали от руки и распространяли католики, в том числе и в Германии. Если Гитлер был католик по рождению, то по своим взглядам он, конечно, был врагом Католической церкви. И в то же время были православные, которые поддерживали нацистов, когда те приходили. Были и мусульмане, которым пришлось сражаться в войсках Третьего рейха. Везде были исключения. Поэтому, чтобы было ясное будущее, хочется понять, где в прошлом человек совершает личный выбор, а где он просто выбирает религию, а затем к ней пакетом прилагается все, расписанное до мелочей. Совпадает ли в этом смысле отношение христианства и ислама к свободе личности?

Фарит Фарисов: Я вырос в татарской традиционной семье, и когда я был молодым, в исламе, и, например, у комсомольцев и коммунистов были одни и те же заповеди: нельзя воровать и обманывать, нужно уважать старших… В семье, прежде всего, учили любить свою родину: это было одинаково и для христиан, и для мусульман. Сейчас родина – Россия, но для меня родина – все равно Советский Союз, я ей присягал. И лично для меня нет разницы – белорус, украинец, я отстаиваю интересы всех их в моей республике.

Дмитрий Пахомов: В защиту Католической церкви (хотя я тоже ее критиковал): был эпизод, связанный с нахождением немецких войск в Риме. Немецкие войска хотели взять Ватикан, и швейцарские гвардейцы переоделись в полевую форму, окопались, взяли в руки пулеметы и гранатометы и не пустили туда фашистов. После этого римский папа фактически навязал определенные правила игры Третьему рейху. Так что с Католической церковью тоже не все так просто.

Яков Кротов: «Лучше чалма, чем тиара» – якобы говорили афонские монахи в XV веке.

Дмитрий Пахомов: Я бы не стал так говорить, я все-таки ищу единства, общности. Вот современное католичество: папа Франциск в этом году посетил Абу-Даби, столицу Объединенных Арабских Эмиратов, где наследный принц организовал Форум авраамических религий, была принята замечательная декларация.

Фарит Фарисов: Я сам родом из Татарстана, и там очень толерантно живут, например, татары, русские православные и христиане. Отец Феофан сейчас живет в Татарстане, и, узнав о проблеме с Татарским культурным центром в Москве, он приехал его защищать.

Дмитрий Пахомов: В Москве надо построить больше мечетей. Сейчас у нас не дают строить мечети, исходя их неправильной презумпции представлений, в том числе, о нашей истории. В Москве нужны мечети, и мы призываем решить этот вопрос положительно.

Фарит Фарисов: В коммунистическом Пекине 80 мечетей, в Берлине – 60.

Яков Кротов: Взаимоотношения христианства и ислама, как ни странно, в XXI веке оказались больше в центре внимания людей, чем в ХХ и даже в XVI. Прошел много веков обуревавший европейцев страх, что мусульмане их завоюют, и теперь европейцы часто боятся, что мусульмане не будут завоевывать, а потихонечку превратят Нотр-Дам в мечеть. Где страх, там неверие. Где неверие, там агрессия. Поэтому я думаю, что диалог христиан и мусульман направлен, прежде всего, не столько на обращение друг друга в свою веру, сколько на изгнание страха, как из верующих душ, так и из пока неверующих.

В шатре Рамадана в Москве у Равиля Гайнутдина есть полки для кроссбукинга, а Камиль Самигуллин накануне уразы пробежал 42 километра

Первый ифтар совершили накануне после захода солнца мусульмане всего мира. Шатры Рамадана открылись, в частности, в Москве и Казани. В российской столице шатер расположился традиционно возле Мемориальной мечети, а основные мероприятия здесь будут посвящены науке. В татарстанской же столице АПМ РФ собрал религиозных и светских VIP’ов в «Туган авылым», где духовные лидеры призвали всех, независимо от конфессии, выступить против «мерзости перед Богом».

«АЛЛАХ ПРОЩАЕТ ВСЕ НАШИ ГРЕХИ, ЕСЛИ НАШИ УМЫ, НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВСЕ НАШИ ДЕЛА БУДУТ ЧИСТЫМИ»

В Москве шатер Рамадана по традиции расположился возле Мемориальной мечети на Поклонной горе. Сюда еще за час до официального открытия начали подтягиваться верующие и гости мероприятия. Вскоре тут, среди толпы серьезных мужчин и женщин в ярких стильных платьях и хиджабах, появился сам председатель совета муфтиев России (СМР), муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он степенно шел в сопровождении муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, которого можно было принять за простого гражданского — он был не в привычном халате, а в костюме с небесно-голубым галстуком. Вдвоем они вместе с группой окружавших их мужчин сразу удалились в мечеть, откуда уже спустя буквально полчаса вышли к собравшимся на ифтар. Случайные люди в этот день тут не находились, попасть в шатер на открывающий Рамадан ужин можно было лишь по пригласительным. Но справедливости ради добавим, что для других желающих расставили столы возле шатра, где верующие могли также поучаствовать в первом ифтаре Рамадана-2019.

Тем временем перед началом действа Равиля хазрата, кажется, ни на мгновение не оставляли одного. То и дело к нему подходили его знакомые и просто те, кто хотел засвидетельствовать свое почтение. Вот, например, председатель РОО «Татарская национально-культурная автономия Москвы» Фарит Фарисов, известный своей дружбой с Гайнутдином, долго с ним что-то обсуждал, потирая подбородок. Сюда же, поближе к Равилю хазрату, спешили другие приглашенные лица, например, начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями администрации президента РФ Евгений Еремин или его заместитель, постоянный гость шатра Рамадана Алмаз Файзуллин.

Наконец, в 18:30 Гайнутдин вместе с Аляутдиновым подошел к давно заждавшейся прессе. «Сердечно хочу поздравить всех братьев и сестер, всех мусульман мира с наступившим священным месяцем Рамадан. Месяц, который мы ждем в течение года. Каждый мусульманин понимает, что в этот месяц он выполняет повеления нашего Господа Всевышнего Аллаха. Он в священном Коране сказал: «Месяц Рамадан, в котором ниспослан священный Коран как руководство для людей, как указывающая книга праведной, правильной дороги не только к Всевышнему Аллаху, к счастью человека»», — обратился Равиль хазрат. Он напомнил, что за все те деяния, которые человек совершает в этот месяц, соблюдая пост и остерегаясь грехов, ждет «великое вознаграждение — очищение наших душ». «Аллах прощает все наши грехи, если наши умы, наше поведение, все наши дела будут чистыми», — степенно говорил Гайнутдин. С радостью муфтий шейх указывал, что с каждым годом в шатер Рамадана приходят все больше верующих, соблюдающих пост, а также тех, кто хочет как можно больше понять ислам. Отметим, что каждый вечер шатер Рамадана готов принять до 500 человек, а сколько еще верующих собрались вокруг него — тех, кто хотел услышать и увидеть, что там происходит, хотя бы прислонившись к двери. Все они уже потом стремились попасть внутрь, когда первая партия приглашенных закончили трапезу.

«ДАВАЙТЕ СТАНЕМ БОЛЕЕ МУДРЫМИ»

Меж тем пока официально белоснежный шатер не открыли, так что Гайнутдин направился к входу, где была натянута красная лента. Пригласив в свои ряды Еремина, Гайнутдин и Аляутдинов, вооружившись огромными ножницами, мгновенно перерезали красную полоску. «Шатер Рамадана открыт! Приглашаем каждый день, каждый вечер!» — возвестил с улыбкой Равиль хазрат. Вся процессия двинулась внутрь.

Поскольку в этом году шатер Рамадана посвящен науке, то при входе расположились огромные шкафы с книгами — своеобразная библиотека, работающая по принципу кроссбукинга. По задумке каждый пришедший на ифтар должен насыщаться не только обильной и вкусной едой, но и духовной пищей. Так что все желающие могут как что-то взять оттуда, так и пополнить эту библиотеку, делиться с другими знаниями. Одно условие — книги должны быть полезными. А каждый вечер будет посвящен рассказам об ученых, труды которых изучают в университетах всего мира. «Шатер посвящает каждый вечер мудрости востока и мудрости науки. Давайте станем более мудрыми, так как шатер — дом мудрости», — призывал Гайнутдин со сцены. Однако, по его словам, мудр не тот, кто стар, а тот, кто «воспитывает себя смолоду», получая знания, расширяя свой кругозор, учится понимать смыслы своей жизни, того, что ему было даровано. «Каждый понимает, что сегодня необразованный, не получивший хорошей специальности, не ставший хорошим работником человек не сможет добиться тех успехов, о которых он мечтает», — пояснил Равиль хазрат.

Следом на сцену поднялись почетные гости этого вечера. Так, Еремин с жаром утверждал, что ислам — неотъемлемая часть культуры и традиционная религия России. «Всевышний даровал верующим этот месяц для того, чтобы мы могли еще раз заглянуть в свою душу, в свое сердце, чтобы победить соблазны, сделать добро, подумать, как мы живем, и сделать жизнь еще лучше», — заявил он. А то, что ислам в России развивается, — это, по мнению начальника департамента, заслуга как президента РФ Владимира Путина, так и Гайнутдина. Данные слова чиновник произнес под одобрительные аплодисменты собравшихся. «Развитие такой благословенной исламской жизни в стране — заслуга каждого мусульманина, который своим трудом украшает нашу страну, который своей грудью всегда готов встать на защиту нашей единой общей Родины», — добавил он, желая верующим победить все свои соблазны.

Заместитель руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Константин Блаженов соглашался, что столица — это город, где мусульмане жили с момента его основания. «Мусульмане — неотъемлемая часть нашей московской культуры, население нашего города», — отметил он. И, наконец, заместитель полпреда РТ в РФ Эмиль Файзуллин от имени своего шефа Равиля Ахметшина говорил: «Дни Рамадана — время благих помыслов и дел, укрепления духа. Еще один повод стать милосерднее и добрее».

«В ГЛАЗАХ НАШИХ СОСЕДЕЙ МЫ ВОПЛОЩЕНИЕ РЕЛИГИИ ИСЛАМА»

На этом с официальными речами покончили. А на экране уже появился мотивирующий ролик, который обещали запускать каждый вечер в течение Рамадана. В нем Аляутдинов напоминал верующим, что быть мусульманином — большая ответственность. «Все смотрят на нас и по нашим поступкам судят о нашей религии. Они смотрят на нас, на то, как мы одеты, как поступаем. В глазах наших соседей мы воплощение религии ислама. Это очень и очень большая ответственность. Помните об этом», — наставительно говорил Ильдар хазрат, советуя оставаться мусульманами в обычной жизни, за пределами мечети.

Примером для верующих должны стать выдающиеся личности, с которыми организаторы шатра Рамадана обещали также знакомить каждый вечер. Первый из них справедливо был посвящен Салиху Ерзину — меценату, который пожертвовал 40 тыс. царских рублей на строительство Соборной мечети в Москве. «Человек, всей своей жизнью показывавший, как можно успешно реализовывать свой духовный потенциал в большом многонациональном городе, не теряя своей идентичности», — пояснил ведущий.

Вообще, тема образования и успешности красной нитью проходила через весь вечер. И, по ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», воплощением успеха стал проповедник и богослов Шамиль Аляутдинов, известный своими мотивирующими выступлениями и книгами. В этот вечер он, как заправский коуч, наставлял, что каждый мусульманин должен быть активным членом общества, созидать, ставить цели и достигать их. Сам богослов в качестве примеров активных людей привел свою мать и Гайнутдина. И если свою маму, у которой есть два сына и 10 внуков, он хвалил за активность в 65 лет, то, говоря о Равиле хазрате, вспоминал, с каким сопротивлением столкнулся муфтий, пожелавший старую Соборную мечеть в центре Москвы превратить в «глобальную». «Это лишь один из многих проектов муфтия шейха», — добавил Аляутдинов. Даже ту Мемориальную мечеть, рядом с которой в этот день все собрались на ифтар, по словам Шамиля хазрата, не хотели строить. Опять ситуацию спасла «активность Гайнутдина». «Какое уважение к нему в странах СНГ и Европы, активность на протяжении десятилетий — не просто сидеть в кабинете, а проект за проектом реализовывать, — продолжал славить главного муфтия Аляутдинов. — Чтобы потенциал РФ, который на самом деле огромен, еще больше раскрывался для россиян, иностранцев. Активность должна быть в сердце каждого из нас на каждом уровне. Активность — умение довести до победного конца, взять выше твоих возможностей. Надо, чтобы таких людей становилось больше».

И вот уже стрелки часов возвещали о закате. После молитвы все дружно приступили к трапезе. Такие вечера будут проходить ежедневно в течение всего Рамадана. Вечер, посвященный Татарстану, запланирован на 30 мая.

«Я ДРУЖУ С БРАТЬЯМИ-МУСУЛЬМАНАМИ МНОГО-МНОГО ЛЕТ»

Тем временем в Казани муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, которого татарстанцы привыкли видеть либо в специальных одеяниях мусульманского священнослужителя, либо же в спортивной форме типа кимоно, на открытие шатра Рамадана, которое состоялось в ресторанном комплексе «Туган авылым», пришел с новым аксессуаром — тросточкой. Дело в том, что накануне духовный лидер мусульман республики участвовал в казанском марафоне – 2019 и пробежал весь маршрут — 42 км, что и для тренированного человека непросто. Говорят, для подготовки нужен целый год, у муфтия же, как он сам признался «БИЗНЕС Online», ушло на это в два раза меньше времени.

«Около полугода готовился к марафону, не ослаб, просто ноги к такому диссонансу не привыкли, поэтому на всякий случай взял трость, — рассказал Камиль хазрат. — Ураза в прошлые года была длиннее, поэтому сейчас вполне комфортно. Нужно учитывать, что мы после утреннего намаза можем немножко поспать до работы и сама ураза начинается непосредственно, когда ты просыпаешься. Когда спишь, ты же не испытываешь никаких трудностей. Поэтому не надо думать, что у тебя 17–18 часов без пищи. Также мы вспоминаем наставление нашего пророка, он говорил, что ангелы просят прощения за постящегося человека и эта милость Аллаха настолько велика, раз ангелы — безгрешные создания — просят такое длинное время за нас прощение».

Для организаторов мероприятия, ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдара Шагимарданова ифтар в «Туган авылым» в первый день Рамадана стал уже традицией. Почетные гости те же самые — представители трех традиционных религий России: ислама, православия и иудаизма. Визитной карточкой этого авыз ачу стал и член фракции КПРФ в Госсовете РТ Александр Комиссаров, который недоумевает, когда «красных» называют безбожниками: «То, что коммунисты — противники религии, является заблуждением. У нас в партии есть люди верующие, из разных конфессий, нет никакого негатива, у меня и дети крещенные, и меня в детстве крестили. Я дружу с братьями-мусульманами много-много лет. Если зовут на ифтар члена КПРФ, мне это очень приятно. А друзья меня охотно зовут».

Были здесь и сразу два татарстанских министра — Фарид Абдулганиев и Дамир Фаттахов, а также турецкий консул Ахмет Садык Доган. Апээмовцы пригласили на разговение и своих конкурентов – партнеров из международной ассоциации исламского бизнеса, которую возглавляет Марат Кабаев.

«Я БУДУ ПОСТИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ЖЕЛУДКОМ, НО И ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ»

Азан из мечети «Туган авылым» возвестил о том, что первый день священного месяца Рамадан позади и все запреты, которые были днем, снимаются. Гости, пришедшие в ресторанный комплекс, после разговения совершили закатный намаз, а сразу же по окончании молитвы приступили к трапезе. Ведущий предоставил слово муфтию Татарстана, но тот передал микрофон митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану. Владыка в своей речи подметил один факт: только что у православных завершился 40-дневный пост, а у мусульман ураза начинается, да и вообще у верующих очень много общего, поэтому надо быть вместе.

«У нас сейчас, у верующих людей, у мусульман и православных, есть один заклятый враг: имя ему — сатана. Он в различных формах выступает против людей веры. Будь то распущенность Запада с его новыми веяниями — браками, которые называют однополыми, а по сути мерзости перед Богом, и многое другое, — приводил привычный пример митрополит. — Настало время, когда мы — люди веры — должны быть едины, едины в защите именно веры, ибо в противном случае, разделяя нас на различные течения, практически ослабляют путь веры».

После этого Феофан внимательно слушал «брата Камиля», рассказавшего, что нужно делать в начале священного месяца. «В начале Рамадана нам следует сказать себе: «Я вознамерился в этот священный Рамадан сохранить от запретного свое сердце, свои руки, свой язык и свои глаза. Я буду поститься не только желудком, но и всем своим существом, я вознамерился украшать не только стол во время ифтара, но и свое сердце. Я вознамерился уходить ко сну с намерением поклонения». И надо сделать дуа: «О, мой господь, дай мне получить в полной мере пользу от этого месяца, и пусть он будет благословенен каждому, кто с искренним сердцем ждал его начала и переживал, когда он уходит»», — отметил муфтий Татарстана.

Главный раввин Татарстана Ицхак Горелик появился на ифтаре неожиданно, во время выступления Самигуллина, и сразу же после него призвал людей больше думать о душе и благодарить Господа за все: «У нас есть такая фраза, которую мы говорим каждое утро: «Благодарю тебя за то, что ты вернул мне душу». Когда человек спит, то душа уходит. Самое главное, я благодарю за доверие. В этот день мы должны исправить предыдущий, и Всевышний дает нам день лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня».

Праздник продолжился выступлениями артистов, исполнивших татарские, арабские мунаджаты и песни, а люди потихоньку покидали шатер, чтобы успеть на ночные бдения в мечетях, где в течение всего Рамадана совершают таравих-намаз.

Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию

Верующий в своей жизни сталкивается с разными обстоятельствами, и отвечать на те или иные жизненные ситуации он должен так, как предписывает ему ислам. Для каждой ситуации в жизни существуют мусульманские фразы или слова, которые в определенной ситуации будут подходящими и уместными.

Когда мусульманин начинает какое-то дело, он произносит «Бисмиллях», что в переводе означает: «С именем Аллаха», и когда он произносит это, то вверяет дело, которое начинает, воле Господа.

При встрече с другим мусульманином произносится приветствие «Да пребудет с вами мир, благополучие, милость Аллаха и Его благодать!».

В любой ситуации в своей жизни верующий воздает хвалу Аллаху, величию власти Всевышнего и Его могуществу. Поминанием Аллаха верующий свидетельствует, что кроме Аллаха нет божества, достойного поклонения, и нет сотоварищей Ему и помощников у Него, а также нет посредников между Господом и Его рабами.

Нужды и мольбы каждого своего раба Аллах (Allah) знает и слышит.

Всевышний послал Пророка Мухаммада ﷺ в мир с призывом встать на истинный путь, и верующие обращаются к Господу с мольбой ниспослать мир Посланнику и благословить его.

Хадисы

Фраза «Храни тебя Аллах» — это слова, которым обучил Пророк Мухаммад ﷺ мусульман, как сказано в хадисе от Абдуллы ибн Аббаса. Рассказывается, что однажды он ехал вместе с Посланником ﷺ, сидя позади него, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ему: «Юноша, я тебя обучу некоторым словам: «Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя. Храни Аллаха – и найдёшь перед собой Его. Если просишь, то проси Аллаха, если помощи ищешь, то ищи её у Аллаха. И знай: если соберутся все люди, чтобы принести пользу тебе, то не принесут никакой пользы они тебе, кроме пользы, что предписал тебе Аллах. А если соберутся все люди, чтобы нанести вред тебе, то никакого вреда они не нанесут тебе, кроме вреда, что тебе предписал Аллах. Письменные трости подняты, а чернила высохли».

Значение этого хадиса очень велико для верующих, и людям необходимо это великое знание, которое передал Посланник ﷺ в этом хадисе, на протяжении всей их жизни и в любых жизненных ситуациях. Для богобоязненных мусульман это знание, которое передал Пророк Мухаммад ﷺ в этих словах, словно свет озаряющая праведный путь.

Смысл фразы «Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя»

Пророк ﷺ завещал в этом хадисе хранить Бога в своем сердце всем верующим, соблюдать веления Всевышнего и отказываться от того, что запрещено Им, выполнять те правила, которые предписывал Господь, а также исполнять законы религии ислама. Пророк Мухаммад ﷺ завещал чтить те границы, которые установил Создатель, и не нарушать их. В них заложено великое и важное знание, которое предписывает сохранять заветы Бога в душе и сердце своем, в своих поступках и на протяжении всей своей жизни, и тогда Всевышний будет хранить его на протяжении всей жизни мусульманина. Если кто-то в молодости, когда будет сильным, будет хранить Аллаха, то в старости сохранит его Всевышний, укрепит его и сохранит ему рассудок, зрение и слух. Сказано мусульманскими учеными: «Мы, когда были молоды охраняли наши руки, ноги и другие органы от грехов, и Создатель сохранил их для нас в здравии, когда постарели мы».

Если Всевышний хранит мусульманина, то забота его простирается и на тело верующего, и на его детей, и на имущество его. О потомстве праведного отца будет заботиться Всевышний и сохранит его потомство, даже после смерти. Баракат, польза, благодать, которые исходят от праведности верующего, распространятся и на детей его как в земной жизни, так и в жизни вечной.

В Священной Книге Коран рассказана история о том, как Всевышний повелел пророку Хидру и пророку Мусе отремонтировать стену, которая стояла одиноко, чтобы она не обвалилась, поскольку под этой стеной лежало богатство, предопределенное Всевышним для двух сирот. Дети должны были найти это богатство, когда вырастут и окрепнут. Хидр же, говоря о том, почему Всевышний проявляет такую заботу об этих детях, сказал, что отец этих детей был праведным.

В словах «Храни Аллаха, и храни тебя Аллах» заложено великое значение: человеку следует бережно относиться к тем правам другого человека, которыми наделил его Создатель: мусульманин должен соблюдать аманат (то есть хранить доверенное ему другими людьми), быть надежным, чистосердечным и справедливым, стремиться в своей жизни во всем к достоинству и благонравию – и в отношениях с людьми, и в отношениях с Богом. Он должен всегда стремиться стать лучше, удерживать душу свою от дурных намерений и поступков, ища и обретая для нее большие блага.

Верующему следует помнить о том, что Всевышний все видит, Он всегда смотрит на своих рабов, на их дела и их сердца, ведь сказано Им в Священной Книге Коран: «Аллах наблюдает за всем сущим» (сура Аль-Ахзаб | Союзники: аят 52), а Пророк Мухаммад ﷺ сказал в хадисе, что «Благодеятельность (ихсан) – это поклонение Аллаху так, словно ты Его видишь, ведь даже если ты Его и не видишь, то Он всё равно видит тебя».

Всевышнему известны все людские секреты, Он видит души людей до самых их глубин, и для Него нет скрытого – все явно для Создателя, и не может укрыться от глаз Его всевидящих ни одна песчинка ни на земле, ни и на небе.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и после скверного дела совершай благое, которое сотрёт прежнее, а общаясь с людьми, соблюдай благонравие», предписывая мусульманам своей уммы жить под божественным взором на себе, чтобы были они богобоязненными не только на людях, но и наедине с самими собой.

«Храни Аллаха и храни тебя Аллах» — в этих словах подразумевается, что человек всегда должен помнить о Всевышнем – и когда совершает поклонение Ему, и когда ведет дела, и когда находится в своей семье и воспитывает своих детей. Пророк Мухаммад ﷺ предписывал этими словами помнить Создателя и о Его заветах во всем: и в отношении своих близких, и в отношении всего общества.

Посланник Всевышнего ﷺ часто прибегал в своих молитвах к таким словам: «О, Аллах! Храни меня предо мною и позади меня, справа от меня и слева от меня, и храни меня надо мной». Когда человек хранит Творца в своем сердце и чтит Его законы, то Всевышний будет хранить его, окружать его милостью Своей и заботиться о нем, Создатель будет сопутствовать ему во всех его делах, будет помогать ему в трудных ситуациях в жизни и указывать правильный путь.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал такие слова: «Храни Аллаха – и найдёшь его перед собой», подразумевая, что перед праведным Всевышний раскроет врата Своей милости, поддержит его Своим могуществом, наделит его от Своей щедрости. По словам Посланника ﷺ, когда Всевышний хранит своего раба, то сердце мусульманина наполнится умиротворением, а душа обретет покой и счастье как в земной жизни, так и в жизни вечной.

Аллах сказал: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь» (сура Ат-Тагабун (Взаимное обделение), 11-й аят). Ибн Аббас так объясняет эти слова: Господь наставит сердце праведника, внушит ему убежденность, и тогда праведный увидит, что те трудности, которые его постигли, не могли миновать его, и никак не могли произойти с ним те вещи, которые обошли его стороной. Все пророки были убеждены в этом — как сказано в Священной Книге Коран, пророку Худу принадлежат такие слова: «Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за чуб. Воистину, мой Господь – на прямом пути» (сура Худ, 56-й аят).

Также Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Воистину, Аллах ревнует, и ревность Его проявляется, когда верующий совершает то, что запретил Аллах». В этом завете содержится побуждение верующему оберегать от пороков самого себя и оберегать руки свои от совершения дурных дел, оберегать свои ноги от того, чтобы ступили они на запретный и неправедный путь, а зрение свое и слух беречь от того, что запретно, что отравляет душу и поражает сердце, ведь сказано Всевышним: «Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу».

Только благое должен говорить мусульманин, только благочестивые речи должен он произносить, в которых не будет места легкомысленности и пошлости.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ , «Кто мне гарантирует непорочность того, что у него между челюстями и между ногами, тому я гарантирую Рай», подразумевая, что человеку предписано Создателем быть богобоязненным, зарабатывать себе на жизнь только теми путями, которые дозволены, и имущество свое расходовать только дозволенные вещи. В пищу употреблять только то, что является разрешенным: еда верующего должна быть халяльной.

Исламские фразы

Исламская фраза «Храни тебя Аллах» может быть использована при пожелании блага и защиты собеседнику или при прощании. Переводиться как «Аллах йахфазуку» — الله يحفظك, однако наиболее употребительная фраза при прощании, помимо саляма является «фий аманиЛлах», что переводится как «Да защитит Аллах».

Важные слова поминания Аллаха, используемые в мусульманских фразах такие, как слова «Пречист Аллах», которые произносит мусульманин в моменты своей жизни, когда случается с ним что-то хорошее, когда он слышит хорошие новости.

Мусульманин благодарит Бога, произнося «Альхамдулиллях», что означает: «Хвала Аллаху». Мусульманин произносит «МашалЛах», что означает: «на то была воля Аллаха», когда мусульманин намеревается что-то совершит и надеется на помощь Господа и Его волю во всех его земных делах, ведь праведник знает, что то, что произойдет в будущем, произойдет лишь по воле Господа.

Если мусульманин беспокоится о чем-то, боится чего-то, испытывает страх по какому-то поводу, то он произносит слова «Хасбуналлах ва ни‘маль вакиль», что означает: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!».

Если же голову мусульманина посещают нехорошие мысли или намерения, если возникает желание совершить нечто запретное, то он произносит «А’узубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», что означает: «Я прибегаю к Аллаху за помощью для защиты от проклятого шайтана, который лишен Его милости».

Если же мусульманин совершил грех и кается в нем, или увидел, как кто-то совершил грех, то он произносит «Астагфируллах» или «Да простит меня Аллах».

Если же мусульманин чувствует свою беспомощность в чем-то, то он произносит «Валлахуль муста‘ан», что означает, что помощи Бога ему достаточно.

Когда же мусульманина постигает утрата, он слышит новости о смерти, то ему следует произносить «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи‘ун», что означает: «Мы Аллаху принадлежим, и к Нему наше возвращение».

Когда же мусульманин достигает в чем-то успеха, успешно справился с порученным ему заданием, то он скажет: «Ва ма тауфики илля биллях», что означает, что его успех — только от Всевышнего.

Если же верующий хочет отблагодарить другого человека, то он в знак благодарности скажет: «Баракаллаху фика», и слова эти означают: «Да одарит тебя Аллах благодатью!».

При упоминании имени Пророка Мухаммада ﷺ мусульмане говорят: «Салляллаху аляйхи ва саллям», прося Всевышнего, чтобы Он ниспослал свою милость Посланнику ﷺ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *