Священник о женщинах

Женское священство

Рукоположение женщин
Род: Равноправие женщин в Церкви

проявление антропологической революции с целью реализации мифа о равенстве неравных. Крайняя разновидность идеологически мотивированной борьбы за равноправие женщин в Церкви. Работа по пропаганде женского священства в Православной Церкви проходит при идейной и финансовой поддержке экуменического движения.

«В святоотеческой традиции нет определенных указаний антропологического, литургического или исторического характера, на основании которых можно было бы говорить о возможности введения в Православной Церкви женского священства. Данная проблема своими корнями уходит не в церковную традицию, а связана с развитием современных феминистских идей, преследующих разрушение полового дуализма и уравнивание социальных ролей мужчины и женщины, что уже катастрофически отражается на состоянии современной семьи».

этапы

Вопрос о женском священстве ставился в советском обновленчестве: «Уже сейчас в Москве они при своем священном синоде и при своей Духовной академии разрабатывают вопрос о том, чтобы в священный сан иереев и архиереев ставить и женщин, потому что-де и в Церкви женщина должна обладать всеми правами».

В 1929 архиеп. Феофан (Быстров) отмечает слухи о введении женского священства в некоторых протестантских деноминациях:

«Желал бы я чтобы в священный пример Богоматери пристально всмотрелись недалеко от нас живущие, но нас, к сожалению, чуждающиеся братия, которые прежде суда Христова, осудив без разбора всякое священство и за то наказав себя произвольным лишением священства, к довершению беспорядка поручают начальствовать у себя в общественном богослужении девам, без сомнения не мудрым, а юродивым. Ибо какая дева, кроме юродивой, дерзнет принять на себя в церкви то, к чему не дерзала приступать Пресвятая Дева Богородица! Не бесполезно пристально всмотреться в этот священный пример Богоматери и всем девам и женам. Он научил бы их почитать, что лучшим украшением их являются не внешние украшения, но, по выражению Апостола, сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3:4)» .

С 1947 работа по пропаганде женского равноправия в Церкви и женского священства как крайней формы такого равноправия проходит под руководством и по инициативе Всемирного совета церквей. Здесь ключевую роль сыграл опросный лист 1947 «Жизнь и деятельность женщин в церкви» («Life and Work of Women in the Church»). Этот опрос по инициативе Виссерт Хуфта в преддверии Первой Генеральной ассамблеи ВСЦ 1948 был разослан в 50 различных Церквей и деноминаций, в том числе в русскую православную диаспору и в Грецию.

В те же годы профессор Евангел Феодору начинает выступать за рукоположение женщин в диакониссы. В 1949 выходит его труд «Героини любви. Диакониссы в истории», в 1954 докторская диссертация «Хиротония или хиротесия диаконисс».

В 1968 — 1972 действовала влиятельная Женская экуменическая координационная группа (Women’s Ecumenical Liaison Group). Группа организовала конференцию в Никосии на Кипре в мае 1972 с участием православных и католиков.

Первое женское православное совещание, 1976

Первая Международная консультация православных женщин (Агапийский монастырь в Румынии, сентябрь 1976) стала ключевым событием в пропаганде равноправия женщин и женского священства.

Совещание было организовано и профинансировано Всемирным советом церквей.

конференция «Женщины в творении Божием»

В апреле 1977 студентки Свято-Владимирской семинарии организовали межправославную конференцию «Женщины в творении Божием». Среди участниц Констанс Таразар и Софья Куломзина.

Вопросы о мужчинах и женщинах народа Божия

В продолжение Первого женского православного совещания в 1979 появляется коллективное письмо «Вопросы о мужчинах и женщинах народа Божия» с предложением рассмотреть вопрос о равноправии женщин в Церкви.

Подписали 36 человек, в том числе Михаил Евдокимов, Оливье Клеман, Мишель Ставру, Элизабет Бер-Сижель.

консультация «К богословию человеческой полноты»

В сентябре 1980 в бенедиктинском аббатстве Нидеральтайх прошла консультация «К богословию человеческой полноты», где поднимались вопросы равенства мужчин и женщин. Среди 18-ти делегатов: Элизабет Бер-Сижель, Екатерина Хиотеллис и Василики Экли.

консультация в Шеффилде

Благодаря финансированию со стороны Всемирного совета церквей в июле 1981 в Шеффилде проходит консультация по вопросу о равноправии женщин. Среди организаторов Тудор Сабев (Болгарская Православная Церковь). Участники — делегаты Поместных Православных Церквей и лица, приглашенные ВСЦ. Среди участников: Элизабет Бер-Сижель, Дебора Белоник, Елена Гундяева, о. Андрей Чижов. В консультации отказались участвовать представители Греции и Румынии.

Элизабет Бер-Сижель выступила с докладом «Православное Предание как источник обновления женщин и мужчин в общине». Бер-Сижель заявила, что «Предание не принадлежит прошлому, а является самой жизнью Церкви и общины». Такое мифическое «Предание», а скорее «дух Предания Церкви», Бер-Сижель обнаруживает в движении за равноправие женщин.

VI Генеральная асамблея ВСЦ

Шестая Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей стала примером успехов борьбы за равноправие женщин. В официальном отчете утверждалось, что вопрос о рукоположении женщин должен оставаться на повестке дня ВСЦ .

В Ассамблее приняли участие 20 православных делегаток, в том числе монахини из России и Румынии: Марфа (Ковалевич), монахиня Евфрасия из Румынской Православной Церкви, Констанс Таразар, Нина Боброва.

2016 год. Александрийская Православная Церковь восстанавливает институт диаконисс

Священный Синод Александрийского Патриархата рассмотрели 16 ноября 2016 года вопрос о возрождении института диаконисс. С докладом по этому вопросу выступил митрополит Камерунский Григорий (Стергиу).

За выступлением митрополита Григория, который отметил, что служение диаконис будет миссионерским, последовало длительное и подробное обсуждение данного вопроса.

Александрийская иерархия высказалась за возрождение института диаконис. На заседании был сформирован комитет в составе трех архиереев, которому поручено самым тщательным образом изучить этот вопрос.

2017 год. Патриарх Феодор Александрийский совершает первое посвящение диакониссПервая женская хиротония

17 февраля 2017 года, в праздник святого мученика Феодора Тирона в конце Литургии Патриарх Феодор Александрийский совершил хиротонию одной из первых участниц миссионерской службы в Лубумбаши. Старица-катехизатор Феано была возведена в сан «Deaconess of the Missions» священной митрополии Катанги. Так же была совершена хиротесия трёх монахинь и посвящение двух катехизаторов. Эти женщины будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (епархия Александрийской Церкви в Конго), особенно в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви. Вместе с Патриархом Феодором сослужили митрополит Никифор Киншасский, митрополит Иннокентий Бурундийский и Руандский, а также митрополит Мелетий Катангский.

сторонники введения женского священства

Активистки православного феминизма: Элизабет Бер-Сижель, Вероника Лосская, Ева Топпинг, Кириаки Фицджеральд, Валери Каррас и др.

архиеп. Христодул Афинский

Архиеп. Христодул придавал большое значение введению института диаконисс. В бытность свою митр. Димитриадским, он совершил «рукоположение» монахини в 1986.

о. Александр Мень

«Вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси, митрополит Ювеналий (Поярков) вызвал отца Александра и попросил подготовить богословский доклад на тему о феномене женского священства, который все чаще стал встречаться в Протестантских Церквях. Священный Синод Русской Православной Церкви решил высказаться по поводу этого явления. Митрополит Ювеналий был изумлен, когда отец Александр, ссылаясь именно на эти строки апостола Павла из Послания к Галатам (Гал. 3, 27-28), заявил, что протестанты в данном случае строго следуют духу и букве Священного Писания» .

о. Владимир Вигилянский В моём лице вы напали на представителя того меньшинства, которое считает служение диаконисс нормальным и относится к этому хорошо. Большинство же более осторожно. Многие полагают, что восстановление чина женщин-диаконисс может разделить церковь, поэтому в этом вопросе надо быть внимательным и не рубить с плеча. Но я считаю, что у нас хоть чин и не восстановлен, но по сути женщины в церкви часто делают работу, связанную с диаконским служением. Только они не «Паки и паки» произносят, а организуют помощь больным и неимущим, уборку храма, надлежащее смотрение за всем, что в храме происходит, украшение его цветами, сохранение красоты обряда и т. п..

организации

Центр св. Фивы.

изображения

  • Первая женская хиротония

  • Совещание «Различать знамения времен»

  • Elizabeth BierSigel(1)

  • «Пострижение в чтицы»

  • Конференция сторонниц «женского священства»

Сноски

  1. Постернак Андрей о. Вопрос о «женском священстве» // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» Москва, 13-16 ноября 2007 г. 2009
  2. Палладий (Шерстенников) митр. Противообновленческое руководство (1929 г.) // Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. — Тверь, 1999. — С. 602.
  3. Феофан (Быстров) архиеп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы архиеп. Аверкий (Таушев). Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. — Jordanville, NY, 1974. — С. 88.
  4. Behr-Sigel Elisabeth. Orthodox Tradition as a Resource for the Renewal of Women and Men in Community // The Community of Women and Men in the Church. A report of the World Council of Churches’ Conference, Sheffield, England, 1981. Geneva: World Council of Churches, 1983. P. 62
  5. Gill David. Gathered for Life, Official Report: VI Assembly World Council of Churches,Vancouver, 24 July–10 August 1983. — Geneva: WCC, 1983. — P. 58.
  6. Александрийская Церковь учреждает чин диаконисс // Антимодернизм.ру. – 2016. – 21 ноября. – Дата обращения: 21.11.2016
  7. Patriarch Theodoros of Alexandria performs first consecration of deaconesses // basilica.ro. – 2017. – 22 февраля. – Дата обращения: 24.02.2017.
  8. Приложения: о прот. Александре Мене // http://www.alexandrmen.ru/books/bychkov/bych13.html#928 02.10.2008
  9. Вигилянский Владимир, о. Новые письма Олимпиаде // Российская газета — Столичный выпуск. — 03.08.2016. — №7039 (171).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *