Священник психолог

Жизнь многообразна и одной из ее важнейших составляющих является внутренний мир человека. Но, несмотря на то, что он был и остается загадкой, попытки его понять продолжаются. Кто-то хочет видеть мотивы других людей, кто-то – помочь близкому преодолеть душевные травмы, кто-то – научиться разбираться в людях, а кто-то – лучше понимать тех, кто рядом. И более всего приблизиться к реализации этих целей помогает психология, ведь именно она изучает человеческую природу. Однако вставший на путь изучения психологии должен быть готов к серьезному труду и кропотливой работе. Одной же из самых серьезных проблем здесь является начало. И мы хотим рассказать вам о том, с чего начать изучение психологии самостоятельно.

Психология: начало изучения и принципы психолога

Первым и, пожалуй, наиболее важным шагом на пути самостоятельного изучения психологии станет понимание того, для чего и зачем вам вообще нужно изучать психологию. В первую очередь необходимо осознать и осмыслить личные мотивы. Что вас мотивирует:

  • Изучение детской психологии?
  • Правильное воспитание детей?
  • Улучшение отношений с окружающими?
  • Построение гармоничной семьи?
  • Достижение успехов в деловой сфере?
  • Помощь людям в решении проблем?
  • Желание личностно расти и развиваться?
  • Получение новой профессии?

Причин, по которым возникает желание освоить основы психологии, может быть множество, и каждый должен определить их сам, погрузившись внутрь себя. Психология – это умение работать с внутренним миром человека, и начинать нужно с себя.

Другой стороной этого вопроса является этическая: вы хотите изучать психологию для себя и улучшения своей жизни или чтобы научиться воздействовать на окружающих? Второе может показаться менее этичным, все-таки здесь затрагиваются отношения с другими людьми. Но психология обладает уникальным свойством менять сознание того, кто ее изучает. И даже если это начинает делать «плохой» человек, велика вероятность того, что эта наука сделает его лучше, и он переоценит и себя, и свои мотивы, и свои поступки. Если вам удастся пробраться через дебри психологии и вы проникнетесь ею, вы обязательно придете к пониманию, что это наука не просто гуманитарная, но и гуманистическая – она обращена к личности, ее интересам, свободам и правам, и она любит человека. Изучая психологию, человек сам становится человечнее.

Но все же мы должны указать на несколько принципов, которых обязан придерживаться любой психолог как при работе с собой, так и при работе с другими:

  • Компетентность. Как психолог, вы не должны заниматься тем, в чем не разбираетесь, браться за то, чего не умеете. Вам дозволено только то, что входит в круг ваших обязанностей, как специалиста, и только то, что не идет вразрез с этическими нормами. Кроме того, нельзя предлагать людям свою помощь, лишь начав изучать психологию.
  • Безоценочность. Принимать любого человека нужно таким, какой он есть. Ни в коем случае нельзя «чесать всех под одну гребенку» и навешивать ярлыки. Люди, к которым относятся так, навсегда закрывают доступ в свой внутренний мир.
  • Добровольность. Вы не имеете права принуждать кого-либо взаимодействовать с вами или навязывать свою точку зрения. Каждый по своему собственному желанию принимает решение, работать ему с психологом или нет.
  • Конфиденциальность. Абсолютно все, что вы узнаете о других людях, должно оставаться только между вами и ими. Разглашать информацию и выносить ее на всеобщее обозрение не допускается.
  • Бескорыстность. Все, что вы узнаете о тех, с кем будете работать, нельзя применять с целью заработка или получения другой выгоды, со злым умыслом и т.п. В противном случае можно нанести непоправимый урон другому человеку, а также заработать себе нелицеприятную репутацию.

Разбираясь, с чего начать изучение психологии личности, мы не можем не сказать, что начинающий психолог должен неустанно работать над собой и развивать в себе необходимые качества. Не познав себя, вы никогда не сможете приблизиться к познанию кого-то еще.

Науку о человеке невозможно постичь, если нет любви к человеку. А эта любовь проявляется в искренности, способности поставить себя на место другого и представить его эмоции и чувства. Не менее важно обладать способностью к саморефлексии и самоанализу – умениям, позволяющим разбираться в своих собственных состояниях и действиях.

Еще одним ключевым моментом для новичка в психологии является развитие осознанности. Это незаменимое качество помогает лучше воспринимать происходящее вокруг и свое окружение, налаживать контакт, понимать себя, решать проблемы и эффективно работать с собственными тревогами, страхами, комплексами.

Не будет лишним сказать также и о соблюдении определенной дистанции при общении психолога с другим человеком. Только находясь на некотором расстоянии от клиента (физическом, психологическом, эмоциональном), психолог может объективно взглянуть на состояние своего собеседника и распознать его внутренний настрой.

Конечно же, есть немало других принципов и правил теоретической и практической психологии, но все они, так или иначе, приводят нас к одному выводу. Изучение и применение психологических знаний должно быть полезным не только для исследователя, но и для всех других людей, с кем этот исследователь взаимодействует.

Думаем, что вам будет полезно и это видео, где вкратце рассказывается, с чего начинать изучение психологии самостоятельно. После его просмотра мы переведем разговор в более практическую плоскость.

Изучение психологии: основы и база знаний

Не важно, чему вы хотите в дальнейшем посвящать время – уделять его изучению детской психологии, психологии личности или социальной психологии – в первую очередь необходимо усвоить основы. Другими словами, начинать нужно с освоения азов, и все они содержатся в базовом курсе этой науки – общей психологии.

Общая психология теоретически и экспериментально исследует закономерности, по которым возникает, развивается и функционирует человеческая психика. В этом разделе представлены общие понятия, термины, критерии, принципы, методы и законы психологии. Лишь разобравшись в них и получив базовые знания, человек будет способен оперировать ими, выносить собственные суждения, осмысленно решать проблемы и изучать другие разделы, которые включает в себя психология.

Начало обучения происходит с книг. Литературы на эту тему существует просто невероятное количество. Примером замечательной книги служит учебник известного советского и российского психолога Роберта Семеновича Немова. Он так и называется – «Психология. Книга 1. Общие основы психологии».

Вы можете смело к нему обращаться, ведь его используют для обучения в вузах студентов. Перечислять все мы, конечно, не будем, но скажем, что из этой работы вы узнаете о предмете психологии, ее задачах, методах и историческом развитии (в краткой форме). Познакомитесь с понятиями внимания, деятельности, мышления, ощущения и восприятия, памяти, воображения и речи, характера и темперамента, способностей, эмоций, мотивации, общения, воли. Также есть раздел, посвященный интимным межличностным отношениям.

Прочитав эту книгу, вы уже сможете сказать, что знаете, что такое психология. Но на этом, естественно, останавливаться нельзя. Помимо вышеназванного учебника, есть масса других прекрасных учебных пособий по психологии, и они вполне подойдут для начала обучения. Это работы столпов мировой психологии: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Карен Хорни, Эриха Фромма и, безусловно, Зигмунда Фрейда.

А вот несколько относительно более легких книг, которые пригодятся в самом начале:

  • Сергей Рубинштейн «Основы общей психологии»
  • Юлия Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
  • Геннадий Старшенбаум «Энциклопедия начинающего психолога»
  • Александр Морозов «История психологии»
  • Анатолий Маклаков «Общая психология»
  • Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты»
  • Алла Болотова «Перспективные направления психологической науки»

Наряду с базовой информацией, в учебниках вы встретите много интересных, необычных и даже поражающих воображение вещей, о которых не знали раньше. И почти все это пригодится вам на практике и принесет пользу.

Как только общая психология будет более-менее освоена и ваш уровень возрастет, беритесь за другие разделы науки. Так, есть смысл посвятить время изучению истории психологии и узнать, какие существуют психологические направления, например гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ и т.д. Вы обязательно будете сталкиваться со ссылками на первоисточники, поэтому обращайтесь и к ним, ведь большинство таких работ принадлежит выдающимся деятелям психологии, признанным мировым научным сообществом.

Хорошим продолжением станет знакомство с ответвлениями психологической науки, такими как конфликтология, психология личности, психология мотивации, организационная психология, возрастная психология, социальная психология, семейная психология. Сюда же относится и изучение детской психологии.

Тут уже можно говорить о личных интересах и намечать пути дальнейшего движения. Выбирайте направления, которые более всего интересны вам с практической стороны или актуальны на сегодняшний день. Находите литературу (в том числе и авторские работы), где подробно описываются конкретные проблемы, полезные практические рекомендации, советы, техники и упражнения. Это источник, откуда вы будете черпать то, что впоследствии будете применять на практике.

Большинство учебников и учебных пособий можно без проблем найти в свободном доступе в Интернете и традиционных библиотеках. Но мы все-таки рекомендуем приобретать литературу для себя в книжных магазинах – к ней всегда легко обратиться, можно делать закладки и записи, не нужно рыскать глазами по экрану в поиске нужной заметки.

Важное дополнение к поиску литературы: сегодня, как мы и сказали, есть тысячи книг по психологии, и очень важно отличать стоящие труды от дилетантских. Поэтому, заинтересовавшись какой-то книгой, обязательно узнайте все о ее авторе. Желательно обращаться к работам профессиональных психологов с опытом работы не менее десяти лет, а также имеющих авторитет и вес в научных кругах. Касаемо психологии, преимущественно такие авторы достойны, чтобы опираться на их идеи и книги.

И еще несколько слов о книгах: психология тесно взаимосвязана с социологией и философией, поэтому, если позволяет время, читайте книги и по этим направлениям. Они будут способствовать формированию гуманитарного мышления, необходимого для освоения психологических основ. В то же время не забывайте, что много полезной психологической информации содержится в художественной литературе. Есть немало писателей, которые отлично анализируют природу поступков, мотивов и вообще внутреннего мира людей. К тому же чтение таких книг разбавит атмосферу и отвлечет от сугубо научных трудов.

Небольшой список художественно-психологической литературы:

  • Донна Тартт «Щегол»
  • Людмила Улицкая «Искренне ваш, Шурик»
  • Стивен Кинг «Темная башня»
  • Бернар Вербер «Тайны богов»
  • Фабио Воло «Мое большое маленькое Я»
  • Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
  • Ганс Фаллада «Каждый умирает в одиночку»
  • Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
  • Франсуа Саган «Сигнал к капитуляции»
  • Герман Гессе «Сидхартха»

Было бы неправильным обойти вниманием русских классиков. Психологические темы замечательно раскрываются в творениях А. И. Куприна, Ф. М. Достоевского, А. С Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и других известных авторов.

Помимо всего прочего, не приминайте пользоваться Интернетом – на бескрайнем информационном пространстве есть куча публикаций и ресурсов, посвященных психологии, среди которых имеются и сайты разных образовательных учреждений. Обратите внимания на такие электронные издания:

  • Журнал «Psychologies»
  • Журнал «Экзистенциальная и гуманистическая психология»
  • Журнал «Экспериментальная психология»
  • Издание «Российский психологический журнал»
  • Издание «Психологическая газета»

Авторами материалов на этих ресурсах часто являются квалифицированные сотрудники институтов и университетов, а сами статьи носят научный характер. Но есть и публикации, рассчитанные на широкого читателя.

Теперь же давайте рассмотрим еще один вопрос на тему того, с чего начать изучение психологии личности. Хотя, по сути, здесь речь пойдет больше о том, как вы хотите это делать.

Изучение психологии: формы обучения

Выбор формы обучения играет не менее важную роль в изучении психологии, чем все остальное. Но зависит это от того, какую цель вы изначально перед собой поставили. Если ваша задача – полноценное изучение детской психологии, реальная практика, работа психологом в государственном или коммерческом учреждении, лучшим выбором, безусловно, станет вуз, где можно освоить соответствующую специальность. Обучением там занимаются профессиональные преподаватели, студентов обеспечивают самой разной практикой, знания даются в четкой систематизированной форме, проверенной десятками лет.

Если же задача состоит в том, чтобы просто научиться лучше разбираться в людях, понимать особенности человеческой личности, овладевать навыком самопомощи и помощи близким в сложных жизненных ситуациях, или просто саморазвитие и повышение уровня своего образования и интеллекта, вполне подойдут и самостоятельные занятия.

Сегодня постоянно проводятся тренинги и семинары по обучению психологии для неспециалистов, организуются курсы и другие образовательные мероприятия. В книжных магазинах и Интернете можно найти немало достойных самоучителей, учебных пособий, программ и других материалов, из которых любой желающий может узнать основы психологии и взять для себя то, что ему нужно.

Особое внимание мы хотим обратить и на наш собственный бесплатный курс «Психология человека». Он посвящен основным разделам психологической науки, таким как общая психология, методы психологии, психология личности, мотивация, психология развития и социальная психология. Также из него можно узнать о лучших книгах и учебниках, множестве психологических эффектов, интересных экспериментах и играх. А после прохождения курса предстоит сдать два экзамена: один – по теории, второй – по практике.

Таким образом, изучить психологию самостоятельно может каждый. Единственное, что нужно понимать, – это то, что освоить эту поистине потрясающую науку за пару дней, недель или месяцев не получится. Во-первых, сделать это не позволит колоссальный объем информации, которую нужно прочитать, изучить и понять. Во-вторых, полученные знания обязательно придется применять на практике, что тоже требует немалого времени. И, в-третьих, само направление психологической науки непрестанно развивается, становится шире и многогранней, а это значит, что нужно постоянно обновлять свою базу знаний, изучать новые тенденции и шагать в ногу со временем.

Если вы твердо решили начать изучать психологию, не исключено, что вы посвятите ей всю свою жизнь. Но это достойный путь, проходя который вы будете становиться лучше, умнее, опытнее и мудрее. Так что анализируйте жизнь и людей, наблюдайте, выстраивайте причинно-следственные связи, задавайте вопросы и ищите на них ответы. Изучение психологии – начало новой жизни, и эта жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

В завершение предлагаем вам узнать о пользе изучения психологии для человека еще больше. Отдохните от чтения, расслабьтесь и уделите час своего времени просмотру видео с участием психолога, доктора психологических наук, психотерапевта Европейского и Всемирного реестров, автора свыше тридцати книг и учебных пособий Сергея Викторовича Ковалева.

Ключевые слова:1Самопознание

Вильгельм Вундт известен как основоположник экспериментальной психологии как науки, а также как один из пионеров когнитивной и социальной психологии (психологии народов). Им была открыта первая психологическая лаборатория. Будучи энциклопедически образованным человеком, Вундт имел широчайшие эрудицию и сферу научных интересов. В психологии же его исследовательский подход был чрезвычайно скрупулезным: в его видении, психика человека представляет собой состоящий из отдельных деталей механизм, который можно разобрать и составные части которого можно рассмотреть по отдельности.

Научное сообщество времен Вундта относилось к самой возможности экспериментального подхода в психологии весьма скептично. Действительно, как можно давать глубинную психологическую интерпретацию внешней реакции на внешний же стимул и что вообще эта реакция может сказать об устройстве человеческой психики? С точки зрения экспериментальной науки того времени, реакция на стимул — нечто так или иначе наблюдаемое, физиологическое (сокращение мышцы, возбуждение нерва), но не внутренние, субъективные «ощущения» испытуемого (которые Вундт считал важнейшим показателем, точкой соприкосновения физического и психического).

Вундту удалось соединить в своем методе эмпирическую основательность физиологического эксперимента с чисто психологическим набором экспериментальных процедур. Ключом к этому стал изобретенный Вундтом знаменитый метод «интроспекции», или самопознания.

В научной среде у этого метода было множество противников, ведь он, как кажется, подразумевал, что изучающий и изучаемое — одно лицо, а человеческое сознание, будучи несовершенным, не может одинаково успешно справляться с двумя задачами одновременно: испытывать ощущение и интерпретировать его. Вундт запросто разрешил этот парадокс: при интроспекции следует рассматривать в первую очередь неожиданные, неумышленные психические реакции, и затем описывать их, не пытаясь при этом дать психофическое объяснение и обосновать такую реакцию физиологически. В методе Вундта соблюдались обязательные для любого эксперимента условия: была контролируемая переменная (внешние факторы, стимул), и неконтролируемый, исследуемый фактор — психическая реакция, отображаемая тремя переменными: качеством, интенсивностью и «тоном ощущения» (Gefuehlston).

Перу Вундта принадлежат бесчисленные статьи о физиологии людей и животных, о гипнозе, об истории, политике, философии, языкознании и о многом другом. Несмотря на широту своих интересов, Вундт не считал себя «мультидисциплинарным» исследователем; наоборот, его главным устремлением было создание всеобъемлющей научно-философской системы.

Геннадий Личинский

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

УДК 614.25:2

ВРАЧИ — ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ХХ ВЕКА

А.А. Краснощеков, О.В. Родионов, А.В. Попов, П.П. Пароваев, С.В. Левкин

Госпиталь ГУВД Волгоградской области

Целью настоящего исследования является анализ информации о медиках, ставших в ХХ веке православными священниками и выяснение результатов совмещения занятий медициной и религией.

Если исходить из положения, что лечение может быть адекватным лишь в случае благоприятного воздействия на качество жизни (что есть «адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу ), то пациент нуждается не только в медикаментозном воздействии на организм, но и духовном влиянии на его нравственные начала. Уже в ветхозаветное время болезнь рассматривалась не как что-то отдельное от духовного состояния человека, а как прямое следствие этого состояния. А также и исцеление от болезни наступало или не наступало в зависимости от осознания или не осознания человеком своего греха. Исход 15:26: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой».

Во всех древних цивилизациях существовали врачи. В плане этического учения Православная церковь продолжает постоянно учить об ответственности христианина за заботу о здоровье.

В Россию христианство пришло в десятом веке через Кирилла и Мефодия. Возникло понятие монашеского целительства, то есть больниц, существовавших при монастырях. После падения Константинополя Россия стала единственным независимым православным государством. В Средневековье на Западе образец исцеления и подготовки медиков следовал образцу православных церквей на Востоке. Медицинская подготовка была связана с церковными монастырями, где студенты получали богословское и медицинское образование. Бог не отменяет медицину.

В советское время законодательство запрещало Церкви заниматься благотворительностью, о чем свидетельствует закон «О свободе совести» 1929 г. Нарушители этого закона несли уголовную ответственность. Поэтому от того расцвета благотворительности, который был до революции 1917 г. — Церковь имела свои богадельни, больницы, дома для подростков — в годы советской власти не осталось и следа.

Поэтому вполне логично в настоящее время совмещение многими медиками с профессией священника .

На первый взгляд, врач — обычная человеческая профессия. Но вместе с тем — это профессия, особо отмеченная Богом. Не случайно многие служители Церкви совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих) с профес-

сией врача (исцеление тела).

Конечно же, наиболее показателен пример В.Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961), который после окончания Университета им. свт. Владимира в Киеве работал в земских больницах. В 1921 г. становится священником. В течение двух лет, будучи заведующим кафедрой оперативной хирургии в Туркестанском университете, в рясе читал лекции. В 1923 г. принимает постриг с именем Лука. Начался период ссылок и тюрем. В годы войны оперировал в военных госпиталях. Его главный научный труд «Очерки гнойной хирургии» отмечен Сталинской премией. В 1946 г. стал архиепископом Крымским и Симферопольским. Отошел в вечность 11.06.1961.

Интересна судьба отца Дмитрия (Крылова). Он являлся студентом медицинского факультета Томского университета. За участие в революционной деятельности (был членом общества «Народная воля») был исключен с последнего курса, арестован и в 1900 г. выслан на арестантские работы в г. Змеино-горск Алтайского края. После отбытия наказания поступил в Томскую духовную семинарию, окончил ее и был рукоположен в священники. Отправлял свой долг священнослужителя и врача в 1918-1920 гг. по просьбе партизан 7-го Кулундинского полка, воевавших против Белой армии. Служил в приходах Алтайского края. Звание протоиерея и благочинного заслужил в Локтевском приходе. В 1929 г. арестовали. Конфисковали все ценности и отправили в г. Бийск. Больше родным о судьбе отца Дмитрия ничего не известно.

Отец Максим (Жижиленко Михаил Александрович), епископ Серпуховский. После окончания медицинского факультета Московского университета в 1912 г. работал в Сокольниках психиатром. В 19121914 гг. врач Министерства путей сообщения в г. Благовещенске и в Москве. С начала Первой Мировой войны до января 1918 г. участвовал в боевых действиях в Галиции врачом Кубанского пластунского батальона. После октябрьского переворота и окончания войны занимал различные медицинские должности, в том числе и в Красной армии. В августе 1919 г., будучи главным врачом полевого госпиталя Красной армии, находился в плену у казаков знаменитого генерала Мамонтова. До 1928 г. работал врачом в Таганской тюрьме в Москве. В 1928 г. тайно посвящен в сан священника. В сентябре того же года, продолжая работать врачом, принял монашеский постриг с именем Максим. Арестован 24 мая 1929 г. в Серпухове и приговорен Коллегией ОГПУ к трем годам. Работал тюремным врачом с 1929 г. в Соловецком лагере, а затем в Белбалтлаге. Приговорен к смертной казни в Москве 18 февраля и расстре-

ФТ^оПФ

лян 4 июня 1931 г. за участие в антисоветской цер-ковно-монархической организации. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Отец Николай (Муравьев-Уральский Владимир Михайлович), епископ Муромский. Родился в 1882 г. в г. Екатеринбурге. С 11-летнего возраста прислуживал при богослужениях. В 1910 г. окончил Военно-медицинскую академию, а в 1912 г. в качестве вольнослушателя — Петербургскую духовную академию. В этом же году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, а потом возведен и в сан архимандрита. Во время первой империалистической войны был полковым священником и врачом на юго-западном фронте (1914 г.). До 1924 года работал врачом в частях Красной Армии и начальником лазарета в Ленинграде. 29 марта 1931 г. хиротонисан во епископа Кимрского. 3 мая 1934 г. уволен на покой. В последние годы работал в больницах по своей специальности, как врач-отоларинголог. Скончался 30 марта 1961 г. в г. Угличе. Погребен возле алтаря Угличской св. Димитрия церкви.

Преподобномученик Феодор (в миру Олег Богоявленский, 1905-1943). В связи с болезнью матери ушел с 4-го курса медицинского факультета МГУ. Служил в санитарном отделе Московского военного округа. В 1930 г. принял монашеский постриг. В 1933 г. арестован. В лагере был помощником врача, поэтому ассистировал более чем при ста аппендэк-томиях, удалял зубы, принимал роды, как иеродиакон укреплял словом больных и умирающих. В 1937 г. его освободили, в том же году рукоположили в иеромонаха. В 1941 г. сотрудники НКВД подсунули ему конверт с портретом Гитлера и арестовали. Скончался в тюрьме г. Балашова.

Известен настоятель домового храма преп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии и искусственных органов иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук. После окончания медицинского училища он работал медбратом в Институте нейрохирургии. А потом, прослужив в армии, поступил во 2-й Московский мединститут на педиатрический факультет. На 5 курсе его решили выгнать из института, несмотря на то, что был ленинским стипендиатом, единственным на курсе. Сказали: «За аморальное поведение. Вы, будучи комсомольцем, ходите в церковь и верите в Бога!» После окончания института (не дали «диплом с отличием») остался на кафедре нервных болезней педиатрического факультета. Окончил ординатуру, затем аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, остался на кафедре преподавателем, ассистентом, затем доцентом. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Инфекционные нейротокси-козы у детей». И тогда же принял сан диакона. Назначили директором реабилитационного центра для инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Так исполнилось его желание быть и священнослужителем, и врачом одновременно. В Москве организовал Православный медицинский консультационно-диагностический центр. Занимался

3-2006 |

организацией медицинского факультета при Российском православном университете.

Несколько лет назад был организован церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Председатель — ректор санкт-петербургской академии и семинарии, кандидат медицинских наук епископ Тихвинский Константин.

Есть в Петербурге церковная благотворительная больница имени святой блаженной Ксении Петер-буржской. Здесь зримо воплощаются евангельские заповеди любви и милосердия. Медперсонал под руководством главного врача больницы священника отца Артемия (Темирова) искренне заботится о своих пациентах, и записываются сюда на лечение заранее. Больница эта благотворительная. Ежедневно в домовой церкви совершается утреннее и вечернее молитвенное правило, а в день памяти святой блаженной Ксении Петербуржской — Божественная литургия.

Профессор, доктор медицинских наук, отец Сергий (Вогулкин) — настоятель храма при госпитале ветеранов войн в Екатеринбурге — за свои пастырские труды был удостоен Патриархом Алексием ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Отец Сергий окормляет четыре больничных храма Екатеринбургской епархии, является председателем Общества православных медицинских работников, проректор по науке и развитию Уральского гуманитарного института, декан факультета психологии.

Священник Вячеслав Зайцев, настоятель храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского г. Екатеринбурга, врач-терапевт с более чем 20-летним стажем.

Священник Георгий Викторов, клирик НовоТихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, врач-хирург с 20-летним стажем.

Настоятель храма святителя Николая в с. Ромаш-ково Московской области и клирик домового храма Божией Матери «Целительница» при Центре психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН), врач-психиатр протоиерей Алексий Бабурин считает, что актуален вопрос о формировании больничного духовенства.

Священник Валентин Жохов (тоже врач по светской специальности) читает лекции в медицинском училище при Марфо-Мариинской обители (г. Москва).

Отец Филипп (Филиппов), настоятель Свято-Казанского храма г. Сыктывкара. Его опыт врача и священника, трезвый консерватизм представляют особую ценность.

Протоиерей Сергий Филимонов, канд. мед. наук, является председателем Санкт-Петербургского общества православных врачей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священник Вадим Гурин, настоятель Свято -Троицкого храма п. Билимбай, врач-инфекционист, закончил Уральский Медицинский институт в 1995 г., несет свое медицинское служение и в настоящее время.

Иеромонах Димитрий (Байбаков), настоятель

| 3-2006

Свято-Пантелеимоновского больничного храма Екатеринбурга, курирующий еще несколько больничных приходов, врач-психиатр, закончил Уральский Медицинский институт в 1994 г.

При Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в Коломне с конца 1997 г. действует православный медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Медицинскую помощь оказывают три насельницы монастыря, имеющие медицинское образование. Главный врач центра монахиня Екатерина.

В Ярославле настоятель церкви Великомученицы Параскевы Пятницы врач Александр Зайцев.

В начале прошлого столетия в пределах нынешних границ Ненецкого автономного округа действовало 10 церквей. В Благовещенскую церковь в Неси (единственный храм в округе, сумевший сохраниться до наших дней) священником определен отец Антоний (в миру Антон Антипов), уроженец Санкт-Петербурга, имеющий медицинское образование, выходец из интеллигентной профессорской семьи.

Яновский Феофил Гаврилович, который не стал священником, но его называли «святым доктором». Ибо всю жизнь был настоящим христианином, человеком верующим, как его воспитали глубоко верующие родители, и он не отрекался от своих убеждений никогда. Он был терапевтом, бактериологом, патологоанатомом, знатоком лабораторного дела и курортологии. Именно Яновский основал и возглавлял первую в Киеве бактериологическую лабораторию, был основателем первых пригородных санаториев в Боярке и Пуще-Водице, возглавлял Общество ночных врачебных дежурств — предтечу станции скорой помощи. Всю жизнь он не уставал повторять: «Ближе к больному! Как можно ближе к больному! » Феофил Гаврилович находил еще силы и время работать над первым в стране учебником по туберкулезу, который был напечатан в 1923 г. В 1928 г. хоронил его весь Киев, отпевали представители всех религиозных конфессий и всех церквей.

Преподобномученица Великая княгина Елизавета (1864-1918). После убийства в 1905 г. террористами мужа Великого князя Сергея Александровича, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В связи с тем, что уже в то время сестры милосердия стали настолько свободомыслящими, что многие к ним относились отрицательно, она решила организовать что-то среднее между монастырем и больницей. Больница состояла из четырех палат, отдельных комнат для тяжелобольных, операционной и перевя-

зочной. Рядом разместилась аптека, амбулатория с 6 кабинетами (в частности, зубоврачебным), библиотека. В саду гуляли выздоравливающие пациенты, играли дети приюта и отдыхали сестры обители. Душистые цветы в большинстве своем были белого цвета. Сама Елизавета Федоровна ассистировала при операциях, делала перевязки. Если больной умирал, всегда была при его последнем вздохе и молилась за отходящую душу. В часовне над покойником беспрерывно до дня погребения читались псалмы, причем ночами читала всегда сама Елизавета Федоровна. Больницу на 15 пациентов возглавлял доктор медицины А.Л. Никитин, работали лучшие специалисты города, 34 врача. Операции производились бесплатно. В обитель из других больниц направляли самых тяжелых пациентов. Аптека отпускала лекарства бедным бесплатно, остальным — со скидкой. За один только 1913 г. было 10 814 амбулаторных приема. Некоторые кровати носили имена лиц, внесших крупную сумму в фонд общины. 18 июля 1918 г. чекисты Елизавету Федоровну с другими мучениками сбросили в 60-метровую шахту железного рудника г. Алапаевска, забросали гранатами, завалили хворостом, валежником и подожгли. Местные крестьяне еще в течение 3 дней слышали пение молитв. А некоторые палачи впоследствии сошли с ума.

И в наше время сложно быть православным врачом. И в первую очередь, в связи с молчаливым недовольством администрации. Поэтому профессионализм должен быть высоким не только подкрепленным документами, но и делами, подлинным уважением со стороны коллег, чтобы не дать повода лишиться места работы по профессиональным качествам. Врачу, обратившемуся к Богу, не стоит менять профессию. В подтверждение этого мы имеем ясное Слово Божье, обращенное к верующим врачам: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:24). Врач, уверовавший в Бога и ставший христианином, должен оставаться врачом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубцов С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. — М., 1999.

2. Дубинский А.Ю. Московская Духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов. — М., 1998.

3. Петров В.И.., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. — Волгоград, 2001.

В предыдущей беседе с православным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной была затронута такая важная тема, как место научной психологии в Православии. Логическим продолжением этой темы является вопрос о разграничении «сфер» священника и психолога в духовной жизни православного христианина. Бывает, что человек годами приносит на исповедь горечь печальных наблюдений за собой, но так же годами не только не избавляется от мучений, но даже не получает облегчения. О том, в каких случаях достаточно совета священника и аскетического подвига, а когда требуется серьезная коррекция медицинского характера, о роли священника и психолога в духовной жизни православного христианина очередная беседа с православным психологом Ольгой Лысовой-Бродиной.

– Какой характер, с вашей точки зрения, должны иметь отношения науки и религии по вопросам духовной жизни человека: взаимодополняющий или нужно просто поделить сферы ответственности и компетентности?

– Здесь возможна и уместна синергия, союз психологии и богословия, сотворчество психолога и священника. Более того, есть много серьезных проблем, к решению которых желательно привлекать других специалистов: психотерапевтов, психиатров, невропатологов, неврологов. Часто приходится сталкиваться с непониманием, в чем разница между психологом, психиатром, психотерапевтом и невропатологом. Все они занимаются психофизическим, психосоматическим здоровьем человека, часто взаимодополняют друг друга. Психолог помогает обратившемуся к нему человеку в решении повседневных проблем, возникающих в общении с близкими, на работе, в воспитании детей, в разрешении и профилактике конфликтов, в выборе профессии, а также проводит диагностику в случае выявления отклонений от нормы. И в зависимости от тяжести заболевания дает рекомендацию, к какому специалисту дальше обратиться, если это необходимо: либо к психотерапевту, занимающемуся лечением неврозов (пограничных состояний между нормой и патологией) и психопатий, либо к психиатру, лечащему серьезные психические заболевания – психозы. Психолог помогает справиться с легкими психосоматическими нарушениями: тревожностью, утомляемостью, апатией, раздражительностью. В союзе с психотерапевтом и психиатром психолог занимается профилактикой неврозов, коррекцией акцентуаций. Психология, психотерапия и психиатрия вместе составляют комплекс наук, занимающихся здоровьем души, нервной системы. Также очень помогают в лечении различных психосоматических заболеваний эндокринолог и невропатолог, фитотерапия и гомеопатия. Грамотный психолог всегда может увидеть, подсказать, достаточно ли только консультации или для выхода из тяжелого состояния понадобится помощь какого-либо из перечисленных выше специалистов. Чем дольше человек живет с неврозом, тем сложнее будет из него выбраться, тем больше времени понадобится на его лечение. Сегодня хорошо лечатся и неврозы, и психозы, и даже такие тяжелые заболевания, как шизофрения. Сейчас существует масса хороших препаратов как растительного, так и химического происхождения. Грамотный врач поможет подобрать лекарство, определить длительность курса и легко «снимет» с препаратов.

– А бывает так, что человек приходит на исповедь с тем, что на самом деле требует уже не просто осмысления и сожаления об этом, но серьезного лечения?

– Да, бывает, и не так редко, как кажется. К примеру, человек может годами исповедоваться в унынии, тоске, печали, агрессивных состояниях, а они не уходят, мучают, приносят разлад в семью, разъедают душу, очень тяжело отражаются на детях. Между тем, психологическая наука на сегодняшний день располагает обширными, богатейшими знаниями о причинах и терапии различных тяжелых душевных состояний. Специалист поможет человеку разобраться в истоках его переживаний и, когда нужно, предложит лечение. Ведь человек трехсоставен: дух, душа и тело непрерывно взаимодействуют. Недаром существует такое понятие, как психосоматика.

Часто приходится слышать: «Психология только отвлекает, лучше святых почитать, к священнику сходить». Очевидно, что у многих людей путаница в голове. Одно не мешает другому! Всему есть свое время и место. Кроме того, священник занимается в основном духовными вопросами: борьба со страстями, взращивание добродетели, молитва, покаяние, исповедь, таинства, учение о стяжании благодати. А психолог помогает человеку более детально разобраться в психологических и педагогических проблемах. На самом деле сегодня уже редко встретишь батюшку, который не признает психологию помощницей в пастырском служении. И если древние святые отцы считали, что философия – служанка богословия, то святитель Феофан Затворник, митрополит Антоний Сурожский, священник Александр Ельчанинов признавали, что научная православная психология – его, богословия, помощница. Возьмем, к примеру, такую серьезную проблему, как уныние, печаль, тоска, отчаяние. Сегодня чаще всего приходится сталкиваться с тем, что в науке называется депрессией. Дело в том, что уныние – это страсть, а депрессия – это болезнь, сложный комплекс духовно-душевно-телесного (соматического) происхождения. И практика показывает, что не всегда достаточно бороться только со страстью. И часто священник сам направляет к психологу и психотерапевту, а в особо острых случаях и к психиатру. И это ничуть не умаляет роли священника в процессе оздоровления и спасения души. Это будет говорить, скорее, о его образованности, смиренномудрии, неравнодушном отношении к духовному чаду.

А если к православному психологу или психиатру обращается невоцерковленный человек, то врач обязательно поделится своим взглядом на лечение, объяснив, что без помощи Божией и духовной работы над собой исцеление не будет полным и устойчивым. А если обратившийся за консультацией человек проявит заинтересованность, то психолог поможет найти внимательного священника, подскажет, какую литературу почитать. Вот такое сотрудничество священника и врача очень плодотворно.

Ведь одним словом «уныние» не очерчивается весь спектр проблем. При очень детальном исследовании выясняется, что депрессий огромное количество видов. Приведу только некоторые из них: реактивная (реакция на стресс и дистресс), невротическая (в основе – глубокий внутренний конфликт), экзистенциальная (поиск смысла жизни), кризисная (возникает на фоне возрастных перестроек организма и при переоценке жизненных ценностей, под воздействием сложных жизненных ситуаций), эндогенная (возникает при нарушении биохимии мозга – недостаточной выработки таких веществ, как серотонин, дофамин, норадреналин). Вот такое разнообразие видов депрессий. Часто здесь необходима лекарственная терапия, и если она правильно подобрана, то даже в случае, когда содержание этих веществ падает до нуля, то, принимая необходимый препарат, человек, страдающий от тяжелой депрессии, может жить полноценной духовной, семейной и профессиональной жизнью. Как продолжают жить заболевшие диабетом благодаря инъекциям инсулина. А вот если депрессию не лечить, то может дело дойти и до непоправимого – суицида. Ведь психические заболевания не грех, а тяжелейшее испытание. И священник в союзе с психологом и психотерапевтом способны помочь в несении этого креста страждущему и его близким. Поэтому игнорирование научных достижений в области психологии и психотерапии это уже грех. Часто мы просто прикрываем свои лень, невежество, самоуверенность, косность псевдодуховными лозунгами, вроде таких: «Без психологии жили наши предки, и мы проживем», или: «Мне хватает чтения святых отцов, а остальное пустое», или же: «Я Фрейда не читал и читать не буду» и т.д. т.п. Конечно, Фрейда совсем не обязательно читать непрофессионалу, как не стоит ему и блуждать по всем дебрям научной и околонаучной психологии. Но тем, кто хочет, как говорится, «держать руку на пульсе» и быть в состоянии, например, убедительно отвечать своим подрастающим детям на их непростые, а порой и шокирующие вопросы, нужно искать чистые информационные источники. И они все чаще появляются в православных книжных магазинах в разделе «Психология и философия». А мы, психологи, должны постоянно вырабатывать противоядия против старых и новоиспеченных опасных для души психологических теорий и техник. Сегодня необходимо не запретами, а серьезными аналитическими творческими усилиями очищать психологическое информационное пространство!

Среди отзывов на предыдущую беседу был и такой: «У святых нужно учиться всему, а значит, изучать жития святых, а не Фрейда и других теоретиков и не сидеть, не выбирать, что в их учении подходит для православного христианина, а что нет. Это пустая трата времени». Я с такой позицией не могу согласиться, и вот почему. Сегодня очень много мечущихся и запутавшихся людей, особенно молодежи, находящихся в поисках смысла, истины, читающих книги по психологии, эзотерике. Их не убедишь не читать Фрейда, Юнга. Такие лозунги только отталкивают от Церкви. И мы, православные психологи, не можем, просто не имеем права отмахнуться от этой категории людей. «Мы истину узнали, все поняли, теперь всех «построим”, а психологию долой!» – разве так нужно рассуждать? Слишком похоже на рассуждения горе-строителей «новой жизни» начала XX века. Чтобы помочь людям как можно меньше блуждать и вредить своей душе, мы, православные психологи, должны взять на себя труд по созданию сильной убедительной психологической школы, в сердцевине которой будет святоотеческое учение о человеке, но также будет собрано все лучшее и полезное из научной психологии и психотерапевтической практики. Другое дело, что заниматься этим должны люди, горящие желанием помочь другим и имеющие на это благословение духовника. И практика показывает, что православный психолог обязательно сделает все от него зависящее, чтобы запутавшийся, страдающий человек дошел до храма, до священника, смог найти ответы на терзающие его душу вопросы, прежде всего, в святоотеческой литературе и, перестав метаться и искать помощь в еретических учениях, остался бы в Церкви. Хочу подчеркнуть, что православная психология и обращение к психологам – это, конечно же, не обязательное условие воцерковления. Нет! Это всего лишь один из вариантов оказания помощи тем, кто мучительно ищет истину и может надолго застрять в пути без поддержки тех, кто уже нашел ее. Ведь, окончательно запутавшись в сетях информационной паутины, они вообще могут не дойти до храма. Тот, кто сам был искушен, может помочь и искушаемым (ср.: Евр. 2: 18).

– Не секрет, что к тяжелому психическому повреждению могут привести и невежество и фанатизм в вере. Нужна ли профессиональная помощь психолога человеку, заболевшему на религиозной почве, то есть человеку, находящемуся в прелести? Или же тут возможна только духовная помощь?

– Конечно, в вопросах, касающихся психологических повреждений, возникающих на религиозной почве, за советом нужно, прежде всего, обращаться к священнику. Но дело в том, что находящийся в прелести, в духовном повреждении ни к священнику, ни к психологу за помощью и советом не пойдет. Ведь в чем основная проблема человека, впавшего в прелесть или ересь? В гордости, в уверенности в том, что он все понимает, все делает правильно, обладает истиной в первой инстанции и в советах не нуждается. Поэтому священники и психологи чаще всего общаются с близкими заболевшего, помогают им выработать правильную линию поведения по отношению к попавшему в беду человеку. Родственники не только сами страдают от неадекватного поведения больного, но могут и усугублять своим неправильным поведением его и без того тяжелое патологическое состояние. Часто священник направляет родных за советом к психологу, психотерапевту. Они помогают определить тяжесть, степень, причину заболевания и, если есть необходимость, направляют к другим специалистам – психиатру, эндокринологу.

Приведу один пример. Женщина впала в тяжелую депрессию на религиозной почве. У нее начались видения. Она стала агрессивной. Опытный психолог посоветовал сдать анализы на гормоны щитовидной железы. И оказалось, что причина патологических состояний была в том, что мозг постепенно отравлялся огромным количеством гормонов щитовидной железы. Ее пролечили, и все прекратилось. А можно было упорствовать в том, что психологи и психотерапевты вредны и обращаться к ним, тем более в таком, казалось бы, очевидно духовном случае заболевания, нет смысла. Что, мол, все это у нее от гордости, она в прелести, и лечить ее нужно только духовными средствами. Но ведь нельзя забывать, что человек трехсоставен, и поэтому большинство болезней необходимо лечить, охватывая все три уровня – духовный, душевный и телесный.

– Будущее за альянсом священника и психолога?

– Да, и этот союз предвидел святитель Феофан Затворник. Это не мое частное мнение. Психология уже давно плотно вошла в нашу жизнь и в жизнь Церкви. У меня самой есть опыт работы при храме. Около десяти лет я работала «в паре» со священником, моим духовником. Еще задолго до нашей встречи, будучи человеком очень образованным, с большим богословским багажом, батюшка этот отчетливо понимал, что есть духовные проблемы, есть психологические и психические. Все они глубоко взаимосвязаны, но каждая имеет свою специфику. Очень часто бывает так, что к психологу за советом, за помощью приходит человек, богословски подкованный, но при этом остро нуждающийся в психологических знаниях.

– А приходят именно подкованные?

– Не всегда, конечно. Иногда, наоборот, приходят психологически образованные, начитанные, а в духовной области совершенно безграмотные, запутавшиеся. И в том, и в другом случае возникает ряд проблем, которые совместными усилиями священника и православного психолога решать получается гораздо эффективнее. Богословски образованным людям помогают в решении проблем психологические знания, а психологически образованным – богословские. Как сегодня часто бывает? Воцерковленный, богословски образованный человек всех осуждает, ругается зло с ближними, на детей постоянно кричит, домашних оскорбляет, не может справиться со своими страстными эмоциями, желаниями. И в одни прекрасный момент он понимает, что у него раздвоение личности, такая легкая духовно-душевная «шизофрения»: в храме он стоит благоговейно, возведя очи горе, в пределе всем любезно улыбается, а выходит из храма, и пошло-поехало – лезет все негативное из глубин его души. Так мучается он сам несколько лет, а заодно изводит и своих близких, пока не попадает на прием к православному психологу или не прочитает какую-нибудь стоящую книжку про свои психологические проблемы. И тут человек понимает, что он давно живет с неврозом или что у него психопатия – иными словами, что он давно живет с заболеванием, которое требует не только духовной коррекции, но и психологической или даже психотерапевтического вмешательства. Иногда для выхода из патологического состояния бывает достаточно просто серьезного переосмысления каких-то вопросов, взглядов на вещи, самообразования как духовного, так и психологического. Но часто выясняется, что необходимо также обращение к психотерапевту, эндокринологу и гомеопату. Есть ряд проблем, с которыми человек в одиночку, как бы он ни старался, справиться не может. Православная психология помогает человеку через подключение логического анализа и различных знаний (от святоотеческого взгляда на душу до важнейших научных открытий) прояснить причины того, что его смутно терзает и чему он сам не в состоянии найти объяснения. А если и находит причину, то не может преодолеть патологический комплекс проблем, заставляющий его бегать по замкнутому болезненному греховному кругу. Мы часто чувствуем гнездящуюся в душе греховность, боль, агрессию – а справиться с ними годами не можем. Психология, находящаяся в послушании у святоотеческого учения, может помочь прояснить человеку картину его души, более отчетливо высветить и раны, и страсти, и добродетели, а в союзе со священником может помочь нащупать выход на свет Божий. Психолог силен не только в диагностике и коррекции уже существующих у человека проблем, но и в профилактике. Хорошо зная врага в лицо, можно, с Божией помощью, не допустить его до своей души или души своих детей. Например, не допустить, чтобы у ребенка развился тяжелейший невроз, акцентуация не переросла в психопатию и т.д. Также психология может помочь человеку адаптироваться к различным возникающим жизненным и внутренним проблемам, сложностям и не получить серьезного нервного срыва при входе в кризисный переходный возрастной период. Если же невроз уже есть и быстрого абсолютного исцеления в ближайшее время ожидать не приходится (например, если это такие заболевания, как логоневроз (заикание), энурез, истерия, невроз навязчивых состояний (внутреннее заикание), депрессивный невроз – все они требуют продолжительного лечения), то психолог может помочь максимально смягчить страдания того, кто несет непростой, но при правильном внутреннем устроении очень плодоносный благодатный крест болезни. Также он может помочь близким лучше понять заболевшего, перестроиться и перестать своим неправильным, психологически безграмотным поведением усугублять его и без того тяжелое состояние.

– Вы упомянули о своем опыте сотрудничества со священником. Но ведь, наверное, есть и такие современные люди, которые вполне могут ограничиться помощью священника?

– Конечно, есть. Просто сегодня не так часто можно встретить психологически устойчивого, уравновешенного человека, без глубоких психологических травм, внутренних конфликтов, не обремененного сложным комплексом семейных проблем. Мало людей, умеющих строить теплые, доверительные отношения с противоположным полом. Более того, сегодня мало кто способен жить в мудрой простоте, находиться в послушании у старших. Слова «надо», «послушание», «должен» чаще всего вызывают негативную реакцию. Очевидно, что для многих гораздо ближе фраза «Я никому ничего не должен». Люди очень невротизированы. Сегодня эмоции гуляют отдельно, разум отдельно, духовная жизнь для большинства – темный лес. При этом надо помнить – и это не для кого не секрет, – что у священников из-за большого наплыва людей не всегда есть возможность уделить каждому приходящему в храм из мира столько внимания, сколько требуется для высвобождения человека из тех разрухи и хаоса, в которых пребывает его душа. И тогда человек, нуждающийся в психологической помощи и поддержке, обращается к психологу для более детальной работы над своей проблемой. Но бывает, что человек духовно крепок, душевно бодр, его эмоциональное и рациональное начала не подавляют дух, не конфликтуют между собой. У него с близкими нет тяжелых и серьезных постоянно повторяющихся конфликтов, его эндокринная и нервная системы работают без серьезных сбоев, у него есть духовник, есть любовь к чтению Евангелия и творений святых отцов. Вот в таком случае православные психологи и психотерапевты могут отдыхать и спокойно спать. Но, к сожалению, у большинства из нас переразвиты как рациональное, так и эмоциональное начала. Мы нервничаем по поводу и без. Мы мечемся, постоянно анализируем, философствуем, сомневаемся, спорим. И нам бывает очень тяжело войти в простое послушание Богу, Церкви, духовнику.

– Посадить дерево вверх корнями или поливать безжизненную трость, о чем мы читаем в патериках, уже невозможно для большинства современных людей?

– Я думаю, что описанные в патериках высокие подвиги смирения, полного отсечения «здравого смысла» и своей воли, благодатного послушания, предстающего перед рациональным миром как глупость, безумие, во все времена были следствием глубокого духовного устроения. Ведь мало кто рождается с установкой на полное безусловное послушание. А до духовного благодатного нужно внутренне дорасти. Ведь не всех и не всегда нужно слушаться. Недаром трезвение – трезвый, духовно выверенный, выстраданный взгляд на вещи – является одной из самых ценных добродетелей. Но сегодня мы, психологи, родители, часто сталкиваемся с тем, что дети в пять-шесть лет уже начинают оказывать такое бурное сопротивление старшим, даже по самым мелким, незначительным вопросам, какое еще лет пятнадцать назад не каждый сложный подросток проявлял. То, что вчера казалось само собой разумеющимся, сегодня агрессивно, дерзко оспаривается. Свобода от всего, кроме своих (далеко не всегда безобидных) желаний, становится идолом, идеологией, активно навязывается не только всеми СМИ, но и нами самими, родителями, педагогами. Многие, не прочитав ни одной психологической или педагогической книги, не имея опыта духовного послушания, ни с кем не советуясь, считают, что знают, как им воспитывать детей. А при этом своим своеволием, осуждением, упрямством, раздражительностью и грубостью, уверенностью в своей правоте отталкивают от себя детей. Мы часто говорим о светлом таким мрачным тоном, что детям хочется только одного – уйти с головой в какой-то другой мир. Тут-то их и подстерегают субкультурные сообщества, алкоголизм, наркомания, блуд. И до тех пор, пока мы, взрослые, не будем меняться, духовно и психологически развиваться, сами слушаться Бога, искать ключи к душам наших детей, ничего не изменится к лучшему. Очень отрадно бывает на душе у православного психолога, когда, по милости Божией, удается на консультациях делиться бесценными знаниями о христианской любви, о тайне смирения и послушания, об учении о стяжании благодати, подаренном нам Христом и святыми. Большое утешение видеть, что происходит с человеком, с его душой, как меняются его отношения с людьми, когда он знакомится со святоотеческим учением о Боге и человеке, с важными психологическими, педагогическими открытиями, соприкасается с удивительным учением о смиренномудрии, о возможности бесконечного обновления и преображения человеческой души.

– Даже это возможно? Привести человека через ratio к тому, что такое смирение?

– Православный психолог может только приоткрыть дверь в духовную жизнь, поделиться тем, что знает об исцеляющей и преображающей силе смирения и смиренномудрия. Раскрывает же тайну смирения человеку только Господь. А для того, чтобы это произошло, необходим глубокий, серьезный личный духовный опыт. Большинство людей, приходящих к психологу на прием, ничего не знают о жемчужине Православия – смирении. Слово слышали, а что за ним стоит, какие глубины оно таит в себе, не знают. Чаще всего смирение считают синонимом покорности, принятием того, что нельзя изменить. Но и те немногие, кто читает о смирении, смиренномудрии, благодатном самоукорении, сталкиваются с серьезными внутренними проблемами. Ведь как часто бывает: ходим в храм, слушаем проповеди о смирении, молимся о даровании его нам, а выйдя из храма, начинаем раздражаться, злиться, своевольничать, роптать. Часто вместо самоукорения мы самоутверждаемся через осуждение или самоукоряемся до уныния, подогревая в себе неизжитые комплексы неполноценности. Вместо того чтобы соединять самоукорение с надеждой на помощь Господа, с благодарностью Ему за жертвенную любовь к нам, с решительным и радостным исправлением себя, мы начинаем заниматься безблагодатным самобичеванием и бичеванием близких. Если самоукорение не растворено глубоким упованием на безграничное милосердие Божие, то оно может привести душу не к смиренномудрию, а к унынию и саморазрушению.

– Смиренномудрие – это не самоцель, а средство достижения определенного состояния души?

– Настоящее смиренномудрие – это лекарство, врачующее душу, приносящее ей мир и открывающее путь к истинному смирению. А ведь именно смирение святые называли непадательным состоянием души. Только душа, обличенная в ризы смирения, становится максимально защищенной от проникновения в нее зла. А основным препятствием на пути обретения смирения является союз ветхого неочищенного подсознания, зашлакованного сознания и страстей. Они отторгают, рикошетят все то, что мешает им получать желаемое и властвовать над душой. Да еще падшие духи активно им помогают. Сегодня многие даже не задумываются над тем, что большая часть драгоценного времени нами используется для удовлетворения инстинктов, на развитие эмоционального и рационального начал. И все это вместо того, чтобы энергию души, духа, ума в основном направлять на созидание и обновление нашей души. А на духовную жизнь мы тратим ничтожно мало времени и сил, если вообще тратим. Хотя изначально, в раю, все было наоборот. Адам и Ева были призваны к постоянному общению с Богом и сотворчеству с Ним. И только после грехопадения человек стал замыкаться на себе, стало активно развиваться рациональное начало, так как приходилось адаптироваться в новой агрессивной, подчас враждебной среде. Ученые говорят о том, что современный человек использует от 3 до 20% наших нейронов. Остальной запас не востребован. Почему? Да потому, что мы активно задействуем лишь тот процент нейронов, который дан нам для рационального и эмоционального познания мира. Остальной же объем дан нам для духовной жизни: для молитвы, сотворчества с Богом, созерцания. Он активизируется по мере очищения, стяжания благодати и преображения человека. Часто у нас много сил уходит на рефлексию (обращение назад, самонаблюдение, самоанализ), переходящую в навязчивое бесплодное самокопание. Или на самозащиты, которые проявляются в осуждении, критике, борьбе не со своими страстями, а с ближними, с ветряными мельницами, в постоянном страхе чего-то, в конфликтах. В результате у нас активно переразвивается критическое мышление, которое (как и страх) необходимо, но в умеренной дозе. Если же оно начинает доминировать, то усиливается тревожность, раздражительность, активно развивается гордость. Человек, находясь в постоянной борьбе за внешнее выживание, материальное благополучие, в сопротивлении то одному, то другому, постоянно критикуя, пусть даже объективно, культивирует у себя негативный тип мышления. А оно, в свою очередь, начинает разъедать, разрушать и душу, и тело, доводит человека до невроза. И это еще не самое страшное. Постоянно замечая негативное и в себе, и вокруг, человек начинает излучать «радиацию» – отрицательную энергию. А это приводит к тому, что стремительно портятся отношения с близкими людьми и – что самое грустное – с детьми. И образуется патологический замкнутый круг: сталкиваясь с сопротивлением людей, человек говорит себе: «Вот! Я же говорю, что они дерзкие, непослушные, злые!» И снова конфликты, скандалы… А то, что он сам провоцирует их, он уже не видит, так как человек перестает трезво оценивать ситуацию и постоянно укрепляется в своем негативном мировосприятии. Психолог же может помочь человеку увидеть себя объективно, со стороны, тем самым разорвав этот эмоционально-мыслительный патологический круг.

– Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать православный психолог?

– Первое – это искренняя и глубокая любовь к Богу и людям. Второе – горячее желание помогать. Третье – православное мировоззрение, воцерковленность. Православный психолог – это специалист, для которого в основе теории личности лежат Библия, Евангелие и святоотеческое учение о человеке. И практические советы, рекомендации, которые он дает, не могут противоречить евангельскому взгляду на жизнь. В основе православной психологической теории лежит учение о сотворении человека, о нашей бессмертной душе, о грехопадении и также десять заповедей, Нагорная проповедь и заповеди блаженства, Крестная жертва Спасителя и Его Воскресение, благодаря которым стало возможным наше преображение и спасение. Также в нее входит учение о нашей трехсоставности (дух, душа и тело) и о путях восстановления иерархии и гармонии между ними. Этому и посвящено множество книг, оставленных нам в помощь святыми. Для православного психолога ориентиром в работе не может служить теория Фрейда или Адлера или теория и практика, предлагаемые любой другой психологической школой. Все ценное и полезное, что есть в различных школах, может вкрапляться и даже активно использоваться, но не заслонять собой святоотеческое ядро, в основе которого лежит борьба со страстями, развитие добродетелей, а через это стяжание благодати. Многие современные психологи демонстративно игнорируют 2000-летний опыт Церкви. Когда психолог называет себя православным, он этим недвусмысленно дает понять, что для него является основой и опорой в работе. Сегодня с огромной скоростью распространяются различные сомнительные теории, практики, и именно поэтому люди нуждаются в ясности и честности, они должны понимать, представителем какой школы является психолог или психотерапевт, к которому они хотят обратиться.

Еще один важный род деятельности православного психолога – это миссионерский труд. Быть мостиком между миром и бездонным морем святоотеческого наследия. Одна из основных задач православного психолога – работать «переводчиком». Совсем не обязательно что-то изобретать, придумывать, достаточно просто в ту и в другую сторону давать качественную, полезную информацию: рассказывать людям, пришедшим на консультацию из мира, психологически подкованным, насколько все, что их мучает, терзает их душу, может врачеваться в Церкви. А с теми, кто воцерковлен, но чувствует, что он нуждается в психологической помощи, что у него есть ряд проблем, с которыми он не может сам до конца справиться, делиться важными для понимания их причин знаниями. Есть еще одно очень важное и ценное профессиональное качество для православного психолога, необходимое сегодня. Это умение отсеивать все то ложное и опасное для души, что в большом количестве встречается в различных психологических теориях и школах. Если психолог умеет трезво анализировать, выделять полезное и отфильтровывать ядовитое, он сможет помочь людям, которые к нему обращаются за помощью, не плутать в лабиринтах современной психологии, а, наоборот, получить очищенную, профильтрованную информацию, которая не навредит, а только поможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *