Священник в индуизме

Содержание

молитвы разных народов о мире

Индуистская молитва о Мире

О Боже, веди нас от не реального к Реальному.О Боже, веди нас от тьмы к свету.
О Боже, веди нас от смерти к бессмертию.
Мир, Мир, Мир всем.
O Господи, Боже Всемогущий, да пребудет Мир во всех царствах небесных.
Да будет Мир на Земле.
Да будут воды спокойными.
Да будут травы целебными, и да будут деревья и растения приносить Мир всем.
Да принесут нам Мир все благодетельные существа.
Пусть Закон Вед распространяет Мир во всём мире.
Да будет всё источником Мира для нас.
Да наградит всех Миром твой собственный Мир.
Да придёт этот Мир и ко мне.

Буддийская молитва о Мире

Пусть все существа, страдающие недугами тела и ума,
освободятся без промедления от своих болезней.
Пусть напуганные расстанутся со страхом,
и пусть освободятся порабощенные.
Пусть слабые обретут силу,
и пусть люди подумают о том, чтобы стать друзьями.
Пусть тех, кто блуждает в ужасных, непроходимых потёмках, – детей, стариков, беззащитных, ведут доброжелательные небесные существа,

И пусть они быстро достигнут Просветления.

Зороастрийская молитва о мире

Мы молим Бога избавить мир от всех страданий:

чтобы понимание восторжествовало над невежеством,
чтобы щедрость восторжествовала над равнодушием,
чтобы доверие восторжествовало над презрением,
и чтобы истина восторжествовала над ложью.

Джайнистская молитва о Мире

Мир и Безусловная Любовь – сущность Евангелия, проповедуемого всеми Просветленными.
Господь проповедовал, что безмятежность есть Дхарма.
Я прощаю всех существ,
и пусть все существа простят меня.
Я доброжелателен ко всем и не враждебен ни к кому.
Знай, что насилие – первопричина всех страданий в мире.
Насилие есть основа рабства.
«Не причиняй вреда живым существам» –
таков вечный и неизменный путь духовной жизни.
Любое, даже самое мощное оружие,
всегда можно победить еще более мощным,
но никакое оружие не может превзойти
ненасилие и любовь.

Молитва о Мире африканских аборигенов

Боже Всемогущий, Великий Перст,

без которого мы не сможем завязать ни один узел:
Громовые раскаты, раскалывающие могучие деревья;
всевидящий Господь в вышине, видящий
даже следы антилопы на земных скалах.
Ты без колебаний откликаешься на наш зов.
Ты краеугольный камень Мира.

Индейская молитва о Мире

O великий дух наших Предков, я поднимаю трубку свою в твою честь;
Я обращаюсь к твоим посланцам в четырёх ветрах и
к Матери-Земле, заботящейся о твоих детях.
Дай нам мудрость научить наших детей любви, уважению и доброте друг к другу,
чтобы они росли с Миром в душе.
Да научимся мы делиться всеми прекрасными вещами,
которыми ты обеспечил нас на Земле.

Мусульманская молитва о Мире

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.
Хвала Господу Миров, сотворившему нас и разделившему на племена и народы,
чтобы мы познали друг друга,
а не чтобы презирали друг друга.
Если враг склоняется к Миру, склонись к Миру и ты и доверься Богу,
ибо Господь – тот, кто слышит и знает всё.
Среди слуг Бога самые Милосердные те, кто ходит по земле в Смирении,
и обращаясь к ним, мы говорим: «МИР».

Бахаистская молитва о Мире

Будь щедр в богатстве и благодарен в трудные времена.
Будь честен в суждении и осторожен в речи.
Будь светочем тем, кто бредёт во тьме, и пристанищем для странника.
Будь глазами слепому и направляющим светом блуждающему.
Будь дыханием жизни в теле человечества,
росой на почве людского сердца,
плодом на древе смирения.

Сикхская молитва о Мире

Бог судит о нас по делам нашим, а не по нашей одежде;
Эта истина превыше всего, но еще выше праведная жизнь.
Знай, что мы постигаем Бога, когда любим,
а истинная победа наступает лишь тогда, когда никто не побежден.

Христианская молитва о Мире

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Еврейская молитва о Мире

Взойдём на гору Господню, чтобы идти путями Всевышнего.
Перекуём мечи свои на орала, а копья на садовые крюки.
Народы не поднимут меча друг на друга и более не будут учиться воевать.

И никто не будет в страхе, ибо так говорят уста Господа нашего.

Индуистские молитвы читать

Многие люди во время медитативной практики, с целью усовершенствования и самопознания предпочитают произносить индийские святые звуковые мантры. Как было уже сказано, они представляют собой необычные слова, которые исполнитель должен повторять определенное количество раз при максимальной концентрации, до тех пор, пока не добьется полного погружения в себя.

Известно, что многие заболевания на физическом уровне имеют духовное начало, поэтому перед тем как приступить к лечению, необходимо привести в норму свой внутренний мир. Лучше всего этому способствуют индийские мантры. Они позволяют глубоко погрузиться в себя и понять основную проблему заболевания, но чтобы это сделать, надо знать специальные техники, которые помогут максимально сосредоточиться.

«Мантра» в переводе с древнего индусского языка означает молитва. Многие молитвы, применяемые в Индии для воплощения в жизни хороших намерений – это стихотворные строчки из Вед. Также существуют мантры, которые следуют индийским писаниям — Тантрам, и ими люди пользуются как во благо, так и во зло.

Многие столетия песнопения охранялись .

Достичь успеха в любых начинаниях можно .

Произношение индийских молитв рассматривается как некий инструмент самопознания, который способствует укреплению воли и ума, взаимосвязи между женским и мужским началом и т.д.
Мантры Индии несут в себе умиротворение. Читая святые слова, человек сливается со всей Вселенной, перестает задумываться о существующих проблемах и приводит свои мысли в порядок. Важным является то, что святые молитвы нужно повторять в течение определенного времени, нельзя торопиться и следует придерживаться одного ритма.

Даже если человек не является убежденным последователем восточных религий, чтение мантр принесет ему только пользу, как для духовного, так и физического здоровья. Благодаря священным словам и концентрации на самой медитации, будет легче забыть о различных заботах и исправить проблемы со здоровьем.

Святые мантры Индии

Многие люди во время медитативной практики, с целью усовершенствования и самопознания предпочитают произносить индийские святые звуковые мантры. Как было уже сказано, они представляют собой необычные слова, которые исполнитель должен повторять определенное количество раз при максимальной концентрации, до тех пор, пока не добьется полного погружения в себя.

К мантрам также относятся и индийские песнопения, в которых под звуки свирели в единое целое гармонично сливаются женские и мужские голоса.

Известно, что в каждом вероисповедании есть определенные молитвенные слова, после произнесения которых к человеку приходит ощущения успокоения и умиротворения. Конечно, различные народы придерживаются различных вероисповеданий, а это означает, что в своих молитвах они обращаются к различным богам. Однако, несмотря на это, в результате и у буддиста, и у христианина конечный итог будет одинаковым – достижение мира и полного спокойствия в душе.

Это объясняется так: во-первых, верующий человек, читая священные слова, мысленно соединяется со своим богом в единое целое, а во-вторых, при произношении молитв верующий глубоко уходит в себя, полностью отвлекаясь и забывая быт и повседневные проблемы.
Поэтому, главное правило при чтении индийских молитв — нужно уметь концентрироваться на самих словах и полностью отстраняться от существующих забот. Каждая из мантр поможет исполнителю правильно сосредоточиться и научиться сдерживать свое внимание на поставленной цели.

Как нужно читать мантры Индии?

Чтобы получить желаемый результат, во время произношения индийских молитв следует соблюдать определенные правила. Повторять слова мантры необходимо в течение 20-25 минут. Проговаривать этот текст следует медленно, соблюдая умеренно-ритмичный темп. При этом необходимо стараться ставить ударение именно на последний слог.

Если человек новичок в чтении, то ему сначала нужно слушать индийские священные мантры, запоминать и повторять, копируя тон. Таким методом можно быстрее овладеть удивительным мастерством произношения подобных молитв.

Хорошо, если человек во время чтения текста от самого его начала и до конца все мысли сфокусирует исключительно на нем.

Чем дольше и чаще человек станет повторять слова мантры, тем скорее он сумеет овладеть этим уникальным искусством в совершенстве. Однако стоит знать, что чем лучше запоминается текст, тем сложнее на нем сосредоточить свое внимание. Поэтому надо будет приложить много усилий, чтобы концентрировать свое внимание именно на ней.

В таких ситуациях некоторые верующие предпочитают сменить одну мантру на другой текст, но специалисты по медитации не рекомендуют этого делать. И объяснить это можно тем, что при повторении одних и тех же священных слов в течение многих месяцев разум и тело человека успокаивается, в итоге мозг начинает связывать 2 процесса (чтение текста и расслабление) в единое целое. Другими словами, за поступающим условным сигналом сразу же идет реакция.

Так при мысленном произношении одних и тех же слов, которые стали уже хорошо знакомы, разум человека словно посылает команду успокоиться и расслабиться. И так как с происходящим процессом ассоциируется конкретный текст, получается что-то похожее на гипноз или самовнушение.

Польза от священных мантр

Специалисты по медитации считают, что даже если человек очень далек от буддизма, то ему все равно надо попробовать начать практиковать произношение индийских молитв. Подобный процесс имеет отношение не столько к какой-то религии, сколько к чему-то возвышенному и часто такому необходимому. Медитативная практика всегда приносила и будет приносить большую пользу.

Мантры помогают познать себя и обрести желаемую гармонию с окружающим миром

Правильное и регулярное чтение индийских текстов способствует расслаблению и успокоению разума, избавлению от повседневных стрессов и снятию напряжения. Кроме того, медитация с применением священных мантр уже долгие годы является наиболее эффективным и лучшим инструментом для самореализации и саморазвития.

Разновидности индийских молитв

Наиболее распространенная индийская молитва – это мантра, состоящая из слога «Ом» («Аум»). Если придерживаться индийских ведических текстов, то сила вибрации подобного звука настолько огромна, что все живое и неживое на Земле возникло именно от этого священного слога. Кроме того, звук «Ом» является символом 3-х главных индийских божеств – Бога Вишну, Бога Шивы и Бога Брахмы. И, конечно, во всех мантрах, в которых прославляется каждый из перечисленных Богов, этот звук присутствует. То есть редко когда индийская молитва обходится без слова «Ом».

Из всех существующих мантр Индии главными являются 3 из них – это «Гаятри-мантра», «Панчакшара-мантра» и «Махамритьюмджая-мантра».

является самой старинной из всех молитв, она взята из древнеиндийской литературы – сборника мантр, название которого «Ригведа». Она способна подарить человеку такие необходимые качества как пробуждение сознания, всеобщую мудрость и просветление.
Гаятри-мантра считается самой могущественной мантрой, присутствующей в индийских писаниях. Она универсальная и упоминается во всех 4-х ведах, а также в Тантрах (один из видов индийских текстов). Кроме того большая значимость этой молитвы отражается в одном из главных ритуалов индуизма – «упанаяна» (это ритуал «посвящения» мальчиков, когда они приходили в дом учителя, чтобы получить определенные знания). Одним из элементов подобного обряда и есть посвящение в Гаятри-мантру.

Однако священная молитва считается больше женской и ее можно услышать практически во всех местах Индии.
Текст старинной молитвы гласит:

«Ом Бхар Бувах Сваха
Тарт Саватур Вареньям
Бхаго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нарх Прачодаят»

Переводится этот текст следующим образом:
«Ом! Благо Небесному, Великому и Земному Мирам! На яркий свет Савитара, который олицетворяет божественную силу Ишвары, медитирую! Да пусть озарит Он разум наш!».

является молитвой, которая способна победить смерть. Она прославляет Трехглазого Бога Шиву и считается, что если человек будет регулярно работать со звуками священного текста, то он подарит ему удивительные способности, которые поспособствуют омоложению тела, замедлению старения и в результате абсолютного освобождения.
Текст мантры гласит:

«Ом! Траямбакам Йаджамахе Сугандхим Пусти-Вардханам
Урварукам Ива Бандханан Миртор Муксия Мамртат».

Что в переводе означает:
«Почитаю Трехглазого Бога Шиву, Благоухающего и приносящего только Благо. Подобно спелому плоду, да пусть избавит он меня от темной смерти ради жизни, бессмертия».

— очень известная индийская пятислоговая молитва Богу Шиве, переводимая как «Поклонение Блаженному Господу Шиве» и произносимая как «Ом Намах Шивая». Ее текст ведет свое происхождение от «Кришна Яджур-веды» и считается основным гимном шиваистов.

Молитва мантра в индуизме и буддизме

Считается, что мантра дает человеку силу, очищает весь организм, душу и мысли. Данное сакральное слово известно благодаря буддизму и индуизму. Слова считаются в ней действительно священными, они способны очищать, наполнять человека позитивной энергетикой.

И молитва, и мантра считается духовным общением с Высшими силами. Главное отличие состоит в отсутствии материальной составляющей во время произношения. Звуком определяется основа мироздания.

Универсальная мантра

Этот звук символизирует начало, который связывает творение и разрушение одновременно. Вибрация, которая наблюдается в процессе, помогает успокоиться, почувствовать гармонию, обрести душевный покой. Для того чтобы осознать окружающий мир, понять Господа достаточно произношения данной мантры.

Волшебная мантра пятого измерения

Видео (кликните для воспроизведения).

ОМ НАМО ТЭА ТЭА АЛО

ЭЛО ЭЛО ЭВА ТЭА РАТЭ

ИХТАР ИЛЛА САТЭ САТЭ

ОМ НАМО ЭЛО ГАТЭ».

Другое ее название – универсальная, ведь применяется при любых пожеланиях. Вы можете хотеть исцелиться, очиститься. Таким образом, вы сможете освободить свои мысли от лишней информации, концентрировать внимание на действительно важных вещах.

Мантра на здоровье

Используя данную мантру, следует поститься в течение целого дня, а также медитировать в лечебных целях. На следующее утро повторите слова. При регулярном повторении в утреннее время суток вы заметите улучшение своего самочувствия.

Гармоничное развитие

«ГОУР РА АНГ ГА, ХА-РИБОЛ НИТАЙ-ГОУР НИТАЙ-ГОУР ХАРИБОЛ, ГОПАЛА ГОВИНДА РАМА МАДАНА-МОХАНА».

Данная молитва мантра помогает вам, как личности расти и постоянно развиваться. После внутреннего диалога, возможно, внутренних конфликтов следует произнести текст. При желании, напевайте, или придумайте свою мелодию.

Мантра для блага других

Ее произносят для того, чтобы у других людей были необходимые блага.

Мантра, исцеляющая болезни

«ОМ БХАЙКАНДЗЕ БХАЙКАНДЗЕ МАХА БХАЙКАНДЗЕ РАТНА САМУ ГАТЭ СОХА».

Во время произношения следует визуализировать вашу просьбу, радостно повторяя слова во время утра или вечером.

Мантра на любовь

Для лучшего эффекта стоит медитировать и поститься на протяжении целого дня. Произносите негромко текст на протяжении четырех раз. Повторяйте до того времени, пока не встретите свою любовь. Не ждите мгновенного результата, но он обязательно будет.

Мантра для изобилия, радости души и успеха во всем

«ОМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ КАМАЛЕ КАМАЛАЛАЙЕ ПРАСИД ПРАСИД ШРИМ ХРИМ ОМ МАХАЛАКШМИМЙЕ НАМАХ»

Временной промежуток 16.10 – 15.11 считается лучшим временем для произношения данных слов.

Мантра для исцеления (мантра для сердечной чакры)

Необходимо развести руки. Таким образом, вы позволяете энергии протекать между ладонями и сердцем. Представляйте этот процесс, визуализируйте свою чакру.

Мантра для избавления от зависимости

«АУМ ШРИ ГАЙЯ АДИ ШИВА ГАЙЯ АДИ КАЛИ ГАЙЯ АДИ КАЛА БХАЙРАВА НАМАХ ФОРАМ».

Мантра для закрепления результата после любых изменений

«КАТЕ КАТЕ ПОРО КАТЕ ПОРО СОМ КАТЕ БОДЕ СОХА».

Мантра для обретения удачи во всех начинаниях

Мантра для достижения социального успеха и процветания бизнеса

«ОМ ХРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ШРИМ ЛАКШМИ МАМ ГРАХЕ ПУРАЙЕ ПУРАЙЕ ЧИНТА ДУРАЙЕ ДУРАЙЕ СВАХА».

Мантра для избавления от страха

Возьмите камень гранат, который используется к чакре Муладхара. Она находится в области основания позвоночного столба. К данному место прижмите камень, затем на протяжении нескольких минут произносите мантру. Вы должны почувствовать звуки, активировать, таким образом, поврежденные на энергетическом уровне точки.

Очистительная мантра

Данный текст способствует моментальному очищению. Для лучшего результата следует визуализировать, четко представить ваше пожелание. Повторяйте слова на протяжении 108 раз. Ее распиванием занимаются буддисты, причем процесс происходит не только в храме, но и в домашних условиях.

Мантра Будды медицины

«ОМ БХАЙКАНДЗЕ, БХАЙКАНДЗЕ МАХА БХАЙКАНДЗЕ РАТНА САМУ ГАТЕ СВАХА».

Визуализируйте такую картинку. У вас над головой находится Будда Медицины, тело которого имеет темный, голубоватый оттенок. Семь раз распевайте слова утром и вечером. Регулярность имеет весомое значение. Спустя некоторое время вы почувствуете улучшение своего самочувствия. Произносите священные слова за близки, родных, которые нуждаются в этом.

Мантра для радости, наслаждения жизнью и любовью

«ОМ ШРИ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИДЖАНА ВАЛАБХАЙЯ НАМАХ».

Мантра для успокоения сердца и защиты от всякого зла

«ГАТЭ ГАТЭ ПОРО ГАТЭ ПОРО СОМ ГАТЭ БОДХИ СВАХА».

Она защищает от негативных действий, это своего рода совокупность любви Господа. Именно оно оберегает от злых сил, неприятностей, которые поджидают человека.

Мантра жизнедающая, исцеляющая, наполняющая силой и радостью

«ОМ ТРИЙЯМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТИЙОР МУКШИЙЯ МАМРИТАТ».

Перед тем, как выйти в свет, произнесите священные слова. Такая процедура поможет вам настроиться на нужный лад, наполниться радостью, обрести уверенность. Она способна уберечь человека от болезней, или наладить отношение в семье. Для незамужних девушек – это отличный помощник в скором времени поменять ситуацию, обрести истинную любовь.

Мантра, устраняющая препятствия и дающая радость жизни и духовное озарение

«ОМ ШРИ РАМА ДЖАЙЯ РАМА ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ РАМА».

Мантра для легких

Вибрация в легких ощущается при произношении данного звука. Считается, что при продолжительном потягивании, вы ощутите энергию из космоса, которая вас наполнит.

Мантра для женщин

«АУМ ПАРАМАТМАЙЯ БРАХМА АУМ ТАТ САТ, СОХАМ, ВИДЖАМ».

Мантра для нормализации менструального цикла и женской сексуальности

Считается, что такие слова оказывают очищающий и мощный эффект. Они помогают избавить человека от негативных мыслей, настроить его на позитивные эмоции.

Сильная очищающая мантра

ЙА ИСМАРЕД ПУНДАРИКАКШО

СА ВАХИЙЯ АБЬЯНТАР СУЧИХ АУМ».

Нечистое и злое уходит, покидает жизнь человека после произношения очищающей мантры.

Видео на тему: 9 золотых мантр

Выводы

Мантра – это также способ духовного общения. Выделяют множество его вариаций, подберите для себя нужный вариант и смело используйте.

Считается, что для большего успеха, вам необходимо записать ваше пожелание кратко и наиболее конкретно на листе бумаги. Важно самостоятельно написать его, печать будет в этом случае неприемлемой. Необходимо 108 раз переписать слова, при этом постоянно произносить их вслух.

Ом. Радующийся да защитит мою голову, сверху да защитит меня Радующий!
Самодовольный да защитит мои брови, межбровье – Повелитель ганов.

Играющий с ганами – глаза, нос – Повелевающий ганами.
Развлекающийся с ганами да защитит моё лицо ради обретения всех сиддхи.

Язык да защитит всегда Прекрасноликий, шею – Безобразный.
В сердце и в груди да защитит меня Устранитель препятствий.

Повелевающий ганами да защитит всегда мои суставы,
Создатель препятствий – чрево, Уничтожитель препятствий – всё тело.

Слоноликий, Обладатель одного бивня – мои бёдра,
Толстобрюхий да защитит в тайном месте мою красоту!

Да защитит всегда мои стопы Обвитый священным шнуром,
Повторяющий мантры Владыка ганов да защитит всегда мои колени и голени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рыжеватый Повелитель ганов да защитит всегда все члены моего тела!

молитвы разных народов о мире

Индуистская молитва о Мире

О Боже, веди нас от не реального к Реальному.О Боже, веди нас от тьмы к свету.
О Боже, веди нас от смерти к бессмертию.
Мир, Мир, Мир всем.
O Господи, Боже Всемогущий, да пребудет Мир во всех царствах небесных.
Да будет Мир на Земле.
Да будут воды спокойными.
Да будут травы целебными, и да будут деревья и растения приносить Мир всем.
Да принесут нам Мир все благодетельные существа.
Пусть Закон Вед распространяет Мир во всём мире.
Да будет всё источником Мира для нас.
Да наградит всех Миром твой собственный Мир.
Да придёт этот Мир и ко мне.

Буддийская молитва о Мире

Пусть все существа, страдающие недугами тела и ума,
освободятся без промедления от своих болезней.
Пусть напуганные расстанутся со страхом,
и пусть освободятся порабощенные.
Пусть слабые обретут силу,
и пусть люди подумают о том, чтобы стать друзьями.
Пусть тех, кто блуждает в ужасных, непроходимых потёмках, – детей, стариков, беззащитных, ведут доброжелательные небесные существа,

И пусть они быстро достигнут Просветления.

Зороастрийская молитва о мире

Мы молим Бога избавить мир от всех страданий:

чтобы понимание восторжествовало над невежеством,
чтобы щедрость восторжествовала над равнодушием,
чтобы доверие восторжествовало над презрением,
и чтобы истина восторжествовала над ложью.

Джайнистская молитва о Мире

Мир и Безусловная Любовь – сущность Евангелия, проповедуемого всеми Просветленными.
Господь проповедовал, что безмятежность есть Дхарма.
Я прощаю всех существ,
и пусть все существа простят меня.
Я доброжелателен ко всем и не враждебен ни к кому.
Знай, что насилие – первопричина всех страданий в мире.
Насилие есть основа рабства.
«Не причиняй вреда живым существам» –
таков вечный и неизменный путь духовной жизни.
Любое, даже самое мощное оружие,
всегда можно победить еще более мощным,
но никакое оружие не может превзойти
ненасилие и любовь.

Молитва о Мире африканских аборигенов

Боже Всемогущий, Великий Перст,

без которого мы не сможем завязать ни один узел:
Громовые раскаты, раскалывающие могучие деревья;
всевидящий Господь в вышине, видящий
даже следы антилопы на земных скалах.
Ты без колебаний откликаешься на наш зов.
Ты краеугольный камень Мира.

Индейская молитва о Мире

O великий дух наших Предков, я поднимаю трубку свою в твою честь;
Я обращаюсь к твоим посланцам в четырёх ветрах и
к Матери-Земле, заботящейся о твоих детях.
Дай нам мудрость научить наших детей любви, уважению и доброте друг к другу,
чтобы они росли с Миром в душе.
Да научимся мы делиться всеми прекрасными вещами,
которыми ты обеспечил нас на Земле.

Мусульманская молитва о Мире

Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.
Хвала Господу Миров, сотворившему нас и разделившему на племена и народы,
чтобы мы познали друг друга,
а не чтобы презирали друг друга.
Если враг склоняется к Миру, склонись к Миру и ты и доверься Богу,
ибо Господь – тот, кто слышит и знает всё.
Среди слуг Бога самые Милосердные те, кто ходит по земле в Смирении,
и обращаясь к ним, мы говорим: «МИР».

Бахаистская молитва о Мире

Будь щедр в богатстве и благодарен в трудные времена.
Будь честен в суждении и осторожен в речи.
Будь светочем тем, кто бредёт во тьме, и пристанищем для странника.
Будь глазами слепому и направляющим светом блуждающему.
Будь дыханием жизни в теле человечества,
росой на почве людского сердца,
плодом на древе смирения.

Сикхская молитва о Мире

Бог судит о нас по делам нашим, а не по нашей одежде;
Эта истина превыше всего, но еще выше праведная жизнь.
Знай, что мы постигаем Бога, когда любим,
а истинная победа наступает лишь тогда, когда никто не побежден.

Христианская молитва о Мире

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Еврейская молитва о Мире

Взойдём на гору Господню, чтобы идти путями Всевышнего.
Перекуём мечи свои на орала, а копья на садовые крюки.
Народы не поднимут меча друг на друга и более не будут учиться воевать.

И никто не будет в страхе, ибо так говорят уста Господа нашего.

Индуистские молитвы читатьОценка 5 проголосовавших: 1

Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.

Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4

Key words: virtual communication, virtualization, information society.

4. Ronchi A. M. E-Culture. New York, 2009. 486 p.

6. The web international company 2013. Available at: http:// www.alexa.com (accessed 19 January 2014).

УДК 141.411

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШИВЫ, ЧЕЛОВЕКА И «ПРОЯВЛЕННОГО» МИРА В ФИЛОСОФИИ ШИВАСИДДХАНТЫ

Богомаз Татьяна Павловна —

аспирант кафедры теологии и религиоведения, Саратовский государственный университет E-mail: tamaralint17@gmail.com

Исследование посвящено рассмотрению тематики творчества и специфики взаимоотношений Бога, человека и природы с точки зрения философского обоснования одной из основных терминологических триад агамического шиваизма, направления шивасиддханты, а именно «Пати, Пашу и Паша». «Пати» — это Сам Шива, верховное божество и создатель мира, «Пашу» — индивидуальная душа человека, называемая в некоторых текстах «атманом», и «Паша» — это «путы», «связывающие» душу и препятствующие её освобождению от перерождений, вызванных существованием мокши как основы «проявленного» мира. В данной парадигме творческий аспект Шивы проявляется в способствовании освобождению, а человека — в стремлении к нему при помощи преодоления бхоги как основного аспекта Паша. Ключевые слова: творчество, проявленный мир, Сатьяджоти, бхога, Шива.

Тематика творчества чрезвычайно популярна среди философских исследований, и, безусловно, её невозможно обойти в отношении индийской философии. Одним из самых разви-

тых и многообразных её направлений является шиваизм, впитавший в себя наследие доведиче-ских культур вместе с концепциями сангхи, йоги и других направлений. Стоит сказать, что шива-итский канон, основываясь на текстах различных Агам, представляет собой репрезентацию пяти Уст Шивы. Бахчи в «Учениях в Тантре» поясняет, что сами Агамы подразделяются по этим группам, а именно — Вамадева, Татпуруша, Агхора, Сатьяджота и Ишана, — соответствующие северу, востоку, югу, западу и высшему (небесный мир) и проявляющиеся в аспекте Иша, Ишана, Ишвара, Брахма и Садашива. Можно отметить, что уста Сатьяджота, которые воплощает Брахма, проявляются в западном лице . Именно о данном направлении философии шиваизма пойдёт речь в этой статье. Основываясь на тексте «Шива-Пураны», в котором выделяется четыре разновидности шиваизма (сиддханиты,

© Богомаз Т. П., 2014

Т. П. Богомаз. Взаимоотношения и аспекты проявления творческой деятельности Шивы

пашупаты, махавратадхары и капалики) , мы будем характеризовать это направление как пуранический шиваизм, или сиддханта-марга, в востоковедческой исследовательской литературе для его наименования принят термин «шивасид-дханта», которым для удобства мы будем пользоваться. Главной особенностью школы является то, что, по сути, именно её авторы разработали основные доктрины шиваизма, касающиеся космологии и сотериологии, так как к ним относят большую часть легендарных восемнадцати великих шиваитских учителей (а именно — Уград-жоти, Руру, Сатьяджоти, Нараянакандху, Агхора Шиву и пр.). Интерес в изучении особенностей данного направления представляет и тот факт, что оно старается сохранять равновесие между авторитетом ведического канона и инновациями своей системы, подчас не совместимыми друг с другом, но тем не менее складывающимися в одну стройную систему картины мира и места в нём человека.

Для агамического шиваизма характерно восприятие вселенной в целом, с одной стороны, как манифестации творческого начала Шивы посредствам энергии Шакти, а с другой — как проявленного мира, иллюзии (мокша), от которой стоит избавляться для того, чтобы познать истинную природу реальности и освободиться от череды перерождений. Безусловно, доктрина шивасиддханты очень подробно и в то же время лаконично и ясно рассказывает об устройстве мироздания и положении человека в нём. Помимо привычных для ведической философии терминов, например «бхакти» и «джняна», мудрецы вводят свои понятия для объяснения новых направлений мысли и метафизических аспектов, ранее не затронутых или кардинально переосмысленных. К сожалению, нет ни одного исследования на русском языке, посвящённого данной проблематике, что, вероятно, связано с отсутствием переводов текстов основоположников шивасиддханты.

Я предлагаю рассмотреть эту проблематику и её особенности на примере текстов Сатьяд-жоти и комментариев к ним Агхора Шивы и Рамакандха Второго, опираясь на исследования В. А. Бороди «Бхога Карика Сатьяджоти» , Др. Т. Ганешана «Шиваджнянабодха с Лагху-тикой Шиваграйоги» , Леона Е. Ханнотте «Философия Бога в дуализме Кашмирского Шиваизма: Сатьяджоти и его комментаторы» , Ричарда Х. Девиса «Таттва Трайя Нирнайя Сатьяджоти» , являющиеся переводами док-тринальных текстов мыслителей с санскрита на английский язык. Трактаты данных авторов выбраны неслучайно, именно здесь подробно

описываются взаимоотношения Шивы, человека и мироздания, а также Сатьяджоти является автором практических руководств к достижению освобождения, которые помогут во всей полноте раскрыть проблематику творчества.

Сатьяджоти (VIII в. н. э.) является одним из основоположников философской традиции агамического шиваизма западного направления, стремившегося обосновать свои идеи в соответствии с ведическим каноном, чьи тексты считаются шрути (каноном священных текстов индуизма) и дают развитие самому умеренному направлению шиваизма, как говорилось выше. Стоит сразу отметить, что существует большое количество вариантов разделения шиваизма на школы, связанное с тем, что различные тексты упоминают различные названия и их авторы дают разнообразные обоснования преемственности тех или иных доктрин. Отсюда возникает проблема авторства шиваитских трактатов, в историческом ключе связанная с тем, что большинство текстов, существовавших в период оформления основной доктрины шиваизма, утеряны, однако ссылки на них и отдельные стихи присутствуют в сохранившихся трактатах авторов различных направлений, по-разному их интерпретирующих, а подчас приписывающих написание тех или иных отрывков различным мудрецам, в соответствии с традицией, приверженцем которой является автор. Исследователям ничего не остаётся в этом случае, кроме как доверять авторам сохранившихся текстов и их комментаторам, но при этом учитывать различные вариации упоминаний и ссылок, находящиеся в текстах остальных направлений. Соответственно, это осложняет возможность разделения на философские школы внутри течения и чёткого разграничения доктрин агамического шиваизма и других направлений мысли Индии, например йоги и пр. Однако в случае текстов Сатьяджоти не возникает особой проблемы в отношении философского направления, так как они являются одними из основополагающих в доктрине и изучаются во всех шивадаршанах, но подчас со своими поправками. Сатьяджоти считается наследником философии Руры, который по легенде получил свои знания напрямую от Шивы. Как нам известно, у Сатьяджоти было два основных комментатора — Рамакандха II и Агхора Шива, — первый из Кашмира, второй из Тамила, к тому же они жили в разные века, что ещё раз подтверждает вышесказанное.

Относительно проблематики творчества, а особенно мирового начала, манифестирующего вселенную из себя, конечно же, стоит рассматривать отношения Шивы и его Шакти как потен-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4

ции и энергии, необходимо взаимосвязанных в данном акте взаимодействия. Эта тема подробно разбирается в Пуранах и Упанишадах, относящихся к традиции шиваизма. В большинстве из них говорится, что Шакти в своей проявленной сущности является причиной «связанности», т. е. нахождения в неведении человека. Но всё дело в том, что в текстах шивасиддханты Шакти не рассматривается как женское проявление Шивы, и связано это с тем, что, по-видимому, мудрецы — сиддхи (аскеты) и, в частности, Сатьяджоти писали свои работы задолго до оформления концепции дуализма Шивы-Шакти и их внимание было направлено на рассмотрение таттв и взаимоотношений бхоги (наслаждения) и мукти (освобождения). Вполне вероятно, что, совершая полную аскезу, они нечасто сталкивались с женщинами и поэтому не затрагивали аспекты манифестации энергии в своих философских изысканиях. На мой взгляд, основной причиной отсутствия рассмотрения данной тематики в сиддхизме является тот факт, что на западе не было распространено почитание женщин, так как в основном в тот период на данной территории господствовали ведические концепции, выросшие в брахманизме, которым совершенно неизвестна доктрина женского «рождающего» аспекта мира. Например, в Ригведе только несколько стихов посвящено женским божествам: «Ушас — один из немногочисленных женских персонажей, встречающихся в ведах, возможно, ипостась Великой матери. Если не принимать во внимание абстрактные женские божества (Адити, Дити, Вач, Шраддха), то la parte feminine пантеона вед окажется представленной, помимо Ушас, всего четырьмя богинями — Притхиви, Илой, Сарасвати и Лакшми» . Однако слово «шакти» упоминается в работах Сатьяджоти и остальных, но только как «сияние», свет Шивы, дающий возможность освобождения. Довольно часто используется метафора источника света и лучей, распространяющих тепло, в отношении Шивы и его проявлений, что напоминает метафоры авторов сангхьи по отношению к пракрити и пуруше как к костру и разлетающимся от него искрам .

Шивасиддханта рассматривает проблему взаимоотношений Бога, человека и природы в категориях (таттвах) Пати, Пашу и Паша. Пати — это Шива, Пашу — индивидуальные души и Паша — это путы, которыми связаны души в их мирских проявлениях . Шива предстаёт перед нами в аспектах шкала (имманентном) и нишкала (трансцендентном). Хотя Шива и находится «вне» мира, в своём проявлении как Садашива он вовлечён в него.

Садашива описывается в Агамах как создатель времени и «всего», включая Богов, проживающий всё внутри себя, т. е. Садашива — «мировая душа». Для описания Шивы и его деятельности используются разнообразные солярные образы: Шива описывается как источник света, в то время как мир и есть этот свет. Шиваджняна, как в ней говорится, взывает к высшему «сиянию» всех тех, кто ослеплён тьмой связанности (неведения). Хотя Шива лишён «примесей» тьмы и неведения, он проявляется в них в целях очищения и освобождения запутавшихся душ. Разделение Шивы и мира, проявляющееся в дуалистической доктрине шиваизма, начинается с того, что различные боги веданты описываются как «лучи света» Шивы, выполняющие свои особые функции. Садашива, например, называется «защитником» и «властелином» времени, однако «время» и «сияние» в Агамах сиддханты относятся к до-таттвовому (до-проявленному) периоду. Особо стоит отметить, что рассматриваемые тексты не считают душу таттвой, т. е. пу-рушататтвой, как это делают остальные учения, что выявляет ещё одну причину отсутствия темы Шива — Шакти в данной доктрине как следствие отсутствия дуализма Пуруша — Пракрити . Стоит ещё раз подчеркнуть, что Шива не является материальной причиной мира, а исключительно метафизической, вследствие чего его помощь в освобождении душ становится возможной. Собственно, данный аспект его деятельности и является творческим в том плане, что его занятием является наиболее понятное и впоследствии осуществимое объяснение путей, ведущих к освобождению: он творит своё учение и помогает его осуществить, поэтому все канонические тексты приписываются Самому Шиве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема творчества в отношении человека представляется как обратный его аспект, а именно «не-деяние», который характеризуется планомерным отказом от совершения каких-либо действий, а точнее, отказом от необдуманных, не осознаваемых поступков, они должны совершаться в строгом соответствии с предписаниями, что должно привести к «освобождению» от кармы и познанию истинной природы мира. Но нельзя сказать, что, действуя в таком ключе, человек лишается «творчества», так как все предписания он должен выполнять с абсолютной преданностью и любовью к Шиве, апеллируя к его милости и, по сути, «творя» себя самого, можно сказать, заново. Сатьяджоти вводит термин «бхо-га», означающий трудности души, вовлечённой в космический дуализм, буквально его можно перевести как «обладание», т. е. постоянное стремление ума к изменениям, так называемое

Научный отдел

Т. П. Богомаз. Взаимоотношения и аспекты проявления творческой деятельности Шивы

«мерцающее сознание» . Именно преодоление бхоги как основного аспекта Паша, так как она непосредственно относится к омрачённому состоянию человеческого сознания и восприятия реальности, приводящему к кармическому рабству, является центральной творческой деятельностью человека в мире. Процесс усмирения ума предполагает приведение его в не-ограниченное, свободное состояние единения и покоя, с преодолением чувственных привязанностей, порождаемых бхогой, приводящих человека к иллюзорному ощущению отречённости от мира и впоследствии к череде перерождений, в конечном счёте, окончательно лишающей его возможности единения и осознания.

Подводя итог, можно сказать, что творческим аспектом в отношениях человека и проявленной реальности является как раз преодоление мокши, «иллюзии», которая, в свою очередь, оказывается проявлением непосредственно творческой энергии, не относящейся к Шиве, но появляющейся вследствие его деятельности, касающейся создания и разрушения им этой проявленной реальности. Сама же мокша проявляет творческую потенцию в отношении человека как бхога, а точнее, как захватывающая души, имеющие «тройственные связи», стараясь как можно дольше оставлять его в подчинении у кармического закона. В отношении Шивы настоящее творчество проявляется не в разрушении и созидании, а милосердии и помощи в преодолении последствий этой деятельности. Тем самым процесс человеческого освобождения от пут сансары представляется как непрерывное взаимодействие с божеством, обусловленное слиянием творческих потенций воедино и имеющее своим результатом постижение человеком истинной природы бытия.

Список литературы

1. Bagchi P. Ch. Studies in the Tantras. Calcutta, 1939. 125 p.

2. Shiva Purana. Book 1. Bombay, 1920. 146 p.

3. Borody W. A. Bhoga Karika of Sadyojyoti. Delhi, 2005. 177 p.

4. Ganesan Dr. T. Sivajnanabodha. Delhi, 2003. 74 p.

6. Davis Richard H. Sadyojyoti’s Tattvatraya Nirnaya // Journal of Oriental Research, Madras. 1997-2000.

Vol. 68-70. . P. 190-206.

7. Королёв К. М. Индийская мифология : энцикл. М., 2004. 191 с.

8. Дасгупта С. Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли. СПб., 2008. 352 с.

T. P. Bogomaz

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: tamaralint17@gmail.com

Key words: creation manifestation world, Satyojyoti, bhoga, Shiva.

1. Bagchi P. Ch. Studies in the Tantras. Calcutta, 1939. 125 p.

2. Shiva Purana. Book 1. Bombay, 1920. 146 p.

3. Borody W. A. Bhoga Karika of Sadyojyoti. Delhi, 2005. 177 p.

4. Ganesan Dr. T. Sivajnanabodha. Delhi, 2003. 74 p.

Индуизм — традиционная религия, которую исповедует более 80 процентов населения Индии. Суть религии: карма — непреложный закон причины и следствия, определяющий судьбу, и непрерывная череда перерождений живых существ. Согласно закону кармы, плохие и хорошие поступки и намерения определяют судьбу человека и его последующие перерождения. Но при этом любой человек в силах выйти за пределы этого круговорота.

Индуизм — политеистическая религия. В ней признается существование целого пантеона сверхъестественных существ, управляющих миром. Каждый из богов имеет свои специфические функции.

Брахма

Брахма — высшее абстрактное божество, творец Вселенной. Именно он контролирует весь мировой порядок, силу, материю и энергию. Брахма — перворожденный, владыка сущего, по одной из версий появляется из золотого зародыша, — яйца, плавающего в первобытных водах. Живет Брахма сто лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Силой мысли он разделяет яйцо на две половинки, в результате чего создаются небо и земля, а также пространство между ними. Далее по воле Брахмы возникают пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), а также звезды, время, горы, моря и равнины, и, наконец, люди и их чувства — страсть, гнев, радость, покаяние и т.д. Согласно мифам, передвигается Брахма верхом на лебеде — эта птица символизирует божественную справедливость.

Брахма — часть триады верховных богов индуизма (Тримурти). Помимо Брахмы в Тримурти входят также Вишну и Шива.

Вишну

Если Брахма — создатель, то Вишну — хранитель мира. Это один из важнейших индуистских богов, в его задачи входит защита и покровительство существующей Вселенной, сохранение нравственного и общественного порядка. Изображается Вишну прекрасным юношей с синей кожей и четырьмя руками. В одной из них он держит раковину (которая производит звук Ом), в другой — чакру (космическое сознание), в третьей – палицу (обозначает ментальную и физическую силу), в четвертой — лотос (символ развития мира). Также Вишну носит венок из драгоценностей или благоухающих цветов. Имя Вишну означает «всеобъемлющий», таким образом, он — внутренняя причина, благодаря которой все существует. А синий, «грозовой» цвет кожи Вишну — это знак космоса и бесконечности.

Шива

Неординарное божество, которое обладает взаимоисключающими качествами. С одной стороны, это бог аскезы и отшельничества, с другой — чувственности и танца. Шива в верховной индуистской триаде (Тримурти) является бог-разрушителем, но также и богом-создателем. Традиционно Шиву изображают четырехруким и трехглазым. Его третий глаз, видящий то, что скрыто, расположен в центре лба. Выражением космической энергии Шивы является его притягательный и неповторимый танец. Танцующий Шива (Шива Натараджа) — это классика индийского искусства вот уже тысячу лет. Танец Шивы предполагает поднятую левую ногу, две пары рук и слегка повернутый корпус и символизирует неуловимую силу двойственной природы, — своего рода борьбу милосердия и жестокости.

Лакшми

Прекрасная супруга бога Вишну, богиня счастья, процветания и красоты. Лакшми обычно изображается сидящей на лотосе и практически всегда ассоциируется с этим прекрасным цветком. Главной целью богини Лакшми является вечное счастье для людей на Земле. Считается, что благосклонность этой богини заслужит человек благочестивый, чистоплотный, упорно строящий карьеру, трудолюбивый, проявляющий уважение к другим людям. Важный момент состоит в том, что для абсолютного счастья человеку недостаточно только материальных благ — существует еще и духовность. Лакшми учит тому, что человек будет счастлив лишь тогда, когда задумается об окружающих людях.

Сарасвати

Супруга и помощница Брахмы. Считается богиней искусства, музыки, творчества и всех отраслей наук. Сарасвати всегда ассоциируется с белым цветом, — цветом истинных знаний и чистоты. Это богиня, вдохновляющая творческих людей, художников, музыкантов, ученых, философов. Считается, что при правильном чтении мантры богине Сарасвати человек может достичь больших успехов в учебе и работе (вплоть до получения идеальной памяти).

Парвати

Парвати — вторая супруга Шивы. Согласно легенде, первая жена Шивы, Сати, совершила обряд самосожжения, но спустя некоторое время возродилась в образе Парвати.

Ганеша (сын Шивы и Парвати)

Бог удачи и предпринимательства, благоразумия и мудрости, начальник «свиты» своего отца Шивы. Обычно изображается с огромным животом и головой слона. Рук у Ганеши, как правило, четыре. Ганеша устраняет всяческие помехи перед началом любого дела, покровительствует путникам, — и поэтому является весьма почитаемым богом индуистского пантеона. Скульптурное изображение Ганеши в доме или офисе — мощный символ везения. Именно Ганешу — «божественного ребенка» — призывают все индуисты перед началом любого дела.

Кама (сын Вишну и Лакшми)

Бог любви. Изображается юношей, восседающим на колеснице или попугае. Согласно мифологии, Кама всегда носит с собой лук из сахарного тростника. Тетива этого оружия сделана из пчел; стрелы — из живых цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то возбуждают в них любовную страсть.

Боги в индуизме требуют поклонения, которое обозначается словом «пуджа». Богам поклоняются в храмах и дома. Пуджа — это приношение богам цветов, фруктов и благовоний, чтение священных текстов, музыка, произношение мантр (особых звуков, способных влиять на организм и состояние сознания). При этом каждый приверженец индуизма помнит о дхарме. Это комплекс этических заповедей, отражающий ключевые общечеловеческие ценности: желание познать истину, честность и доброта.

Важно помнить, что взгляд на индуизм, как на строгую религиозную систему, недопустим. Индуизм — это целое семейство традиций, идей и течений, знак из глубокой древности, мощный пласт истории и культуры. В нем мирно уживаются самые разнообразные черты и мифы, порой противоречащие друг другу. В то же время, вполне очевиден один из объединяющих принципов, характеризующий эту удивительную религию — принцип ахимсы или ненасилия. Индуисты уважают жизнь во всех ее проявлениях. Изучение этого принципа и будет первым шагом в понимании индуизма для светского человека, далекого от восточной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *