Священно церковнослужителей

Совершители богослужения (клир, причт) разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Богу.

Церковнослужители – лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужений. Им может быть преподано благословение на несение своих обязанностей епископом через обряд хиротесии.

Священнослужители Православной Церкви различаются по степеням священства. Этих степеней три:

1. Диакон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в диакона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Духовенство делится на «белое» и «черное». К «белому» духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к «черному» духовенству – диаконы и священники, принявшие монашество. Архиереем может стать только представитель «черного» духовенства.

Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатымили же приняв монашество. С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия (coelibatus — на латыни «холост»). Диаконы- и священники-целибаты также относятся к «белому» духовенству.

Диакон (греч. диáконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание диакона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6:3). С того времени диаконское служение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень священства. Диакона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

– иеродиаконом, если он состоит в монашеском чине;

– протодиаконом (первым диаконом), если он несет должность старшего диакона в «белом» (женатом) духовенстве;

– архидиаконом (старшим диаконом), если он несет должность старшего диакона в монашестве.

К диаконам обращаются «отец диакон», либо «Ваше боголюбие».

Служение диакона украшает службу, но его участие в богослужении не является обязательным – священник может служить и один.

Пресвитер (греч. пресвúтерос – старец), либо священник, иерей (греч. иерéос – священник) – священнослужитель, который может совершать все Таинства, кроме Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в диаконский чин. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестию. Священнику в церковной иерархии подчинены диаконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

– иеромонахом, если он состоит в монашеском чине;

– протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

– игуменом называется первый среди иеромонахов;

– архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения).

К пресвитерам принято обращаться следующим образом:

к иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие»; к протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».

Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексúй» или «отец Иоанн». Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка».

Епископ (греч. епúскопос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх или святитель.

Архиерей должен быть безбрачен.

Все архиереи равны между собой по степени благодати, но по своим административным должностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов.

Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.

Викарный епископ (лат. викарий – заместитель) (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области архиепископу или митрополиту.

Архиепископ – старший епископ.

Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подчинены несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Церкви, высший чин церковной иерархии. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство Церковью пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

К архиерею в официальных случаях принято обращаться следующим образом:

К епископу: «Ваше Преосвященство».

К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство».

К Патриарху: «Ваше Святейшество».

К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство».

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек).

Как внешне отличить диакона, священника и архиерея? Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию (иконку с изображением Богородицы), священник – только крест. У диакона же на груди ничего нет.

Выяснить, какое звание носит тот или иной архиерей, можно, посмотрев на их священный головной убор. Так, в Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы — черный клобук с крестом, епископы — черный клобук без креста.

Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней, которые являются как бы приготовительными.

Первое место между церковнослужителями занимают иподиаконы; они участвуют в богослужении при епископах.

В древние времена в обязанность иподиаконов входило приготовление воды для умовения рук священнослужителей. Иподиаконы выводили из храма оглашенных после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» и охраняли святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел внутрь алтаря. В настоящее время иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Иподиаконы пользуются правом ношения стихаря и ораря, которым препоясываются крестообразно. В современной церковной практике обязанности иподиаконов чаще всего выполняют чтецы.

Чтец – это читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца также возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнослужителями.

Для исполнения богослужебного пения Церковь установила также институт певцов, или псалтов (псалмистов). К IV веку поставление специальных псалтов в храмах утвердилось: они должны были вести строго благочестивую жизнь; главной их обязанностью было предначинать пение в храме и управлять им. Собрание певцов называется лик, хор, клирос.

Парамонарь (пономарь) – приставник, привратник. Его обязанностью в древней Церкви было, главным образом, безотлучное пребывание при священных местах, например в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их, так и для удобства паломников. Они наблюдали также за имуществом храмов, возжигали светильники перед богослужением и гасили их после окончания его. Со временем к их обязанностям было отнесено чтение и пение за богослужениями, принесение в алтарь просфор, вина, воды, фимиама и огня, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению с помощью колокольного звона и уборка алтаря и храма.

В монастырских храмах пению стихир обычно предшествует возглашение того, что следует петь. Поэтому особые лица возглашают как глас напева и запевы перед стихирами, так и самые стихиры по частям, а певцы с их слов, также по частям, поют их. Такое возглашение стихир называется канонаршение, а возглашающий их – канонарх.

Параекклисиарх, «кандиловозжигатель», по Церковному уставу испрашивает благословение настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.

Посвящение в церковнослужители называется хиротесией. Это не Таинство Священства, а только обряд, совершаемый архиереем.

В настоящее время поющие и читающие в православных храмах редко имеют епископское поставление (над женщинами хиротесия вообще не производится, хотя в древности пожилые одинокие женщины посвящались в диакониссы). Только иногда ставленники возводятся в некоторые степени церковнослужителей через чин хиротесии во чтеца и, затем, во иподиакона (поставленному иподиакону после этого уже запрещается жениться).

В наши дни в храмах почти все обязанности церковнослужителей исполняют псаломщики. В обязанности псаломщиков входит исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении им прихожан для совершения духовных треб, чтение синодиков-поминаний на проскомидии. Псаломщику может быть позволено чтение акафиста при совершении молебна. Псаломщик на время богослужения должен надевать стихарь, если он посвящен в него, и испрашивать благословение у служащего священника перед началом каждой службы.

Руководитель церковного хора называется регентом.

Кроме того, при каждом храме существуют и другие сотрудники, которых так же часто называют церковнослужителями: староста, звонарь, казначей, просфорник, свечник, продавец в иконной лавке, уборщица, сторож, и т. д.

Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.

Каждая епархия разделяется на церковные округа – благочиния. Священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенном ему благочинии, называется благочинным.

Облачения священнослужителей

Священнослужители для совершения Богослужений должны облачаться в особые священные одежды. Эти одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Одежды диакона составляют стихарь, орарь и поручи.

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную по сравнению с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения — скуфья и камилавка.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица – это четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же, как и у архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор — слово греческое и означает «наплечник». Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит «Всесвятая». Это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник — крест.

Богослужебные цвета

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность — белый цвет, и противоположность последнего — черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также — цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа — Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников — пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет — слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в День Святого Духа.

Голубой, или синий — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это — цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.

Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный — цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.

Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Литература:

  1. «Закон Божий». Сост. прот. Серафим Слободской.
  2. «Азы Православия». Сост. К. Слепинин.
  3. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М.: Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2007.

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы

14185 14187

По горизонтали:
— Продолжение докторских ушей
— Житель Северной Африки
— Приставка, означающая «зам»
— Вид шёлковой ткани
— Официальное распоряжение
— Она всю жизнь проводит на колёсах
— Американская актриса прошлых лет Ава ..
— Жильё, что красно не углами, а пирогами
— Сан иерарха, архиерея
— Имя голливудского актёра Сазерленда
— Добровольцы в обороне
— «Разоблачение» вокруг шеста
— Аналог адъютанта при архиерее
— Второй по малым размерам штат США
По вертикали:
— Толстый многолетний морской лёд
— Искусство, лишённое творческого начала
— Самостоятельно сидящие на носу очки
— Отделен от моря Арбатской стрелкой
— Узел трепальной машины для льна
— Одно из блюд грузинской кухни
— Оценка по достоинству
— Старое название драгоценного металла
— Остап на югославский манер
— Столичный город индонезийцев
— Узел механизма передачи
— Воображала и задавака
— «Приют певца угрюм и тесен, и на устах его …» (Лермонтов)
— Зелёный островок в пустыне
— Процесс откачки воды из трюма
— Обращение к французу
— Самолёты «Ту» в прошлом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *