Священномученик киприан карфагенский

Некоторые особенности:

Киприан старался, чтобы ни один день не проходил без чтения отрывка из сочинений Тертуллиана.
Он просил своего секретаря: «Дай учителя» (Da magistrum), т.е. какую-нибудь из книг Тертуллиана.

Происхождение:

Полное имя Киприана: Тасций Цецилий Киприан. Тасций — прозвище, под которым его знал весь Карфаген и которое упомянуто и в официальных документах.

Родился он около 210 г. (точная дата неизвестна) в богатой карфагенской семье, получил превосходное по тому времени образование.

Был преподавателем в риторской школе и занимался адвокатской практикой.

Христианская преемственность

В христианство он был обращен в зрелом возрасте (245 или 246 г.) пресвитером Цецилием.

На Киприана оказал огроимное влияние Тертуллиан.

Деяния:

Вкоре после обращения Киприан был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским (ок. 248–249 гг.), сменив почившего епископа Доната.

Во время гонения Декия (250 год) Киприан удалился из Карфагена и издалека руководил Церковью и наставлял ее своими посланиями.

Около 253 года в Карфагене началась эпидемия чумы. Св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками.

Оппозиции служению:

  1. Оппозиция Новата и Фелициссима
      • в начале служения

      Примерно через год служения пресвитером Кириан избран был епископом Карфагенской Церкви, хотя и имел себе конкурента — старшего пресвитера Новата. Новат был недоволен этим избранием и отделился от Киприана вместе с др. пятью пресвитерами и самовольно избрал диаконом Фелициссима. Эта история получила именование как раскол Новата и Фелициссима

      • во время гонения

      Удаление Киприана из Карфагена подало повод Новату решительно отказаться от повиновения епископу

      • в вопросе о принятии отпавших во время гонения

      В гонение Декия было очень много падших.

      Св. Киприан не хотел принимать отпавших обратно в Церковь без предварительного серьезного покаяния.

      Церковь же Новата и Фелициссима принимала падших в общение без предварительного покаяния.

  2. Оппозиция Рима в вопросе о крещении еретиков

    Киприан придерживался практики перекрещевания еретиков при вступлении их в Церковь, признавая их крещение неправильным. Римский епископ Стефан (253-257) был против этого и грозил Киприану отлучением от общения.
    Киприан собирал по этому поводу соборы в Карфагене.
    Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии был решен в соответствии с мнением папы Стефана. (?)

Соборы в Карфагене:

Св. Киприан созывал соборы епископов Африки («Африкой” называлась римская провинция на северо-западной части Африканского континента, между Сахарой и Египтом).

Об Африканских соборах:

— Книга правил Африканской церкви (середина V в.)

  • каноны соборов, созванных Киприаном
  • правила более поздних Карфагенских соборов

— Правила Карфагенского собора

  • сокращенная византийская (и славянская) редакция перевода вышеуказ. книги
  • именуется так ошибочно, как будто бы все эти правила принимал один и тот же собор.

О Карфагенских соборах >>>

Творения:

«..они сияют ярче солнца»
Иероним Стридонский

ТРАКТАТЫ

Св. Киприан Карфагенский. Творения / Пер. с лат. Т. 2. Киев, 1891.

1. «Книга о суете идолов» (248 г.)

— апологетическое сочинение,
— компиляция из «Октавия» (автор – Минуций Феликс) и «Апологетика» Тертуллиана.

2. «Три книги свидетельства против иудеев» к Квирину (ок. 248 г.)
(Киприан Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 89–190.)

— сочинение апологетико–полемического характера.
— состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Свящ. Писания.

Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение.

Вторая книга доказывает, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия.

Третья книга различные нравственные правила обосновывает ссылками на Свящ. Писание .

3. «Книга об одежде девственниц» (248 или 249 гг.)

— указывается образ жизни и поведения для девственниц соответственно данному ими обету.

4. «О падших» (251 г.)

— излагаются условия принятия в общение падших.

5. «О единстве Церкви» (251 г.)

В 251–м г. по поводу расколов в Карфагене и Риме св. Киприан составил свое известное сочинение , в котором нашло свое лучшее выражение его учение о Церкви.

из этого трактата:

«вне Церкви нет спасения»
«кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец»

6. «О молитве Господней» (нач. 252–го г.)

— одно из лучших произведений в святоотеческой литературе, посвященной этому предмету, хотя и не настолько обширное и многоученое, как подобные произведения Тертуллиана и Оригена.

7. «К Деметриану»

— направлено против суеверия язычников, объяснявших все общественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам.
«Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях»

8. «О смертности» (252 г.)

Трактат написал к карфагенскому народу.
Цель — утешить в скорби по поводу появления чумы.

9. «О благотворении и милостынях»

10. «О благе терпения»

— остроумное вступление
— о различии между терпением стоическим и христианским.

11. «О ревности и зависти»

составлен во время спора о крещении еретиков,
цель – успокоить разбушевавшиеся страсти.

12. «Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству»

— было написано пред началом гонения Галла в 252–м г.
— конспект, пользуясь которым, Фортунат мог проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.

«О зрелищах»
«Похвала мученичеству»

— принадлежность св. Киприану сомнительна

ПИСЬМА

(Св. Киприан Карфагенский. Творения / Пер. с лат. Т. 1. Киев, 1891.)
(Киприан Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 407–687.)

Составление писем падает на время епископского служения св. Киприана (248–258 гг.)

Счет посланий в существующем русском переводе и в западных изданиях различный.

По изданию Киевской духовной академии, известно 66 писем, принадлежащих св. Киприану (в др. изданиях имеются еще 16, адресованных ему).

Письмо 1
К Донату о Благодати Божией

св. Киприан изображает:

— что привело его к обращению в христианство
— возрождение, совершавшийся в его душе во время нахождения в числе оглашенных (он тогда жил в доме Цецилия, изучая Свящ. Писания)
— возростание после крещения

Письмо 2
К Евкратию о комедианте

Письмо 3
К Помпонию о девственницах

Письмо 4
Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа.

Письмо 5
К клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем
пресвитера Фавстина опекуном

Письмо 6
К пресвитерам и диаконам

Письмо 10
Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим

Письмо 11
Письмо к народу

Письмо 12
К клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти

Письмо 25
Письмо к клиру о молитвах к Богу

Письмо 33
Павшим

Письмо 34
Письмо к народу о пяти пресвитерах, приставших к возмущению Фелициссима

Письмо 46
Фиду о крещении младенцев

Письмо 47
К Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима

Письмо 48
К фиваритянам, с увещеванием к мученичеству

Письмо 51.
К пресвитеру Максиму

Письмо 54
К Флорентию Пуппиану, с упреком за доверие клевете

Письмо 55
К христианам Легиона и Астурики, о павших епископах

Письмо 57
К Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков

Письмо 58
К Квинту Корнилию о крещении еретиков

Письмо 59
К папе Стефану о соборе

Письмо 63
К Цецилию, о таинстве Чаши Господней

Письмо 64
Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопии

Письмо 65
К Сукцессу, о возвращении послов из Рима с известием о гонении

Письмо 66
Письмо к клиру и народу, о временном удалении своем пред страданием.

На русском языке издано:

1. Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.

4. Слова: О зависти и злобе. — «Христианское чтение», 1825. ХVIII, с. 3-122.

5. О благочинии и одежде девственниц. — Там же. с. 123 слл.

б. О терпении. — Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.

7. О милостыне. — Там же, 1835, IV, с. 3 слл.

9. О единстве Церкви. — Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.

10. О падших. — Там же. 1847. II. с. 161 слл.

11. Беседа о молитве Господней. — Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.

14. Пастырские наставления в письмах святого Киприана, епископа Карфагенского. — «Журнал Московской Патриархии», 1977. N 2, с. 73-79.

Кончина

В 257 году император Валериан снова воздвиг гонение.
Св. Киприан сначала был был сослан в городок Курубис, а через год, был усечен мечом в самом Карфагене. Это было 14 сентября 258 года.

Свидетельства:

  • «Проконсульские акты Киприана» — протоколы его допросов у проконсула Африки Галерия Максима.
  • «Житие Киприана» — составленны его диаконом Понтием.
  • Св. Григорий Богослов в похвальном слове Св. Киприану Карфагенскому
    и императрица Евдокия в своих стихотворениях (Фот. код. 184):

Киприан до обращения занимался волхованием.
Исповедница Иустина разрушила его колдовские чары знамением крестным
Это побудило его сжечь свои колдовские книги

Но этот образ свмч. Киприана легендарен.
(На Востоке житие Карфагенского епископа объединилось с житием обратившегося в христианство волхва — мученика Киприана).
Исторически два Киприана — совершенно разные лица.

День памяти: 31 августа (13 сентября)

Известно, что он был воспитан в языческой среде и сделал карьеру юриста. Обстоятельства его обращения неизвестны. Был поставлен во епископа спустя два года после крещения и фактически сразу оказался в условиях развернутого императором Децием гонения на христиан и был втянут в тяжелые споры о раскаянии вероотступников.

Под страхом пыток многие, в том числе и несколько епископов, отвергнули Христа, а после окончания гонений решили вернуться в Церковь. Киприан настаивал на том, что только епископ или поставленный им пресвитер может давать отпущение грехов (а не исповедники – те люди, которые не отринули своей веры, но по каким-то причинам избежали смерти), а вопрос о приеме падшего епископа решается лишь собором его бывших собратий. Любые же таинства, совершенные падшим епископом до его принятия собором являются недействительными.

Дело дошло до споров серьезного конфликта с папой Стефаном, не разросшегося только из-за ареста и казни последнего. Спустя несколько лет был арестован, отправлен в ссылку, а затем и казнен и сам Киприан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *