Святая тавифа

Во все времена женщина была и остается женщиной, для которой важно не только, быть красоткой и ловить на себе восхищенные взгляды окружающих, но самое главное, удобно и комфортно обустроить быт своей семьи. Определенной породе дам (наделенный фантазией, терпением, и конечно талантом) на выручку в этом всегда приходит, рукоделие. Рукодельницы всех времен и народов ткут, прядут и валяют, вяжут и шьют, штопают и вышивают под чутким, заботливым, однако не всегда и не всем заметным, взором своих небесных покровительниц. Так, рукодельницы Египта почитали свою заступницу — богиню Нейт, соткавшую, согласно легенде, весь мир.

Рукодельниц индейцев майя оберегала богиня луны и ткачества по имени Иш-Чель.

На Гавайях поклонялись богине-мастерице — Кахоу-по-канэ.
Была своя покровительница рукоделия и у до Христианских славян — богиня Макошь , которая ассоциировалась как ткачиха, пряха и вышивальщица.

Богиня Макошь является столь же древней, как и сам великий Род. Она настолько велика и могущественна, что родила богов и саму жизнь. Род и Макошь две противоположности — мужское и женское, то от которых быть стала сама вселенная. Имя богини Макоши происходит от двух слов: «кош» или «кошт», то есть «судьба», «предначертанное», и приставка «ма», сокращенный вариант слова «мать». Получается, что Макошь — это Мать всего ею порождённого и владычица их судеб.
Макошь изображали, как женщину с большой головой и длинными руками. Символичными знаками богини были пряжа, клубки шерсти и веретено. Согласно легенде, ночами Макошь пряла свою божественную нить судьбы — основу людской жизни, из которой сам человек, на протяжении всей своей жизни, и день, и ночь ткёт полотно своей жизни. Были у Макоши две помощницы Доля и Недоля, которые помогали Богине ткать полотно мироздания, связывая воедино прожитые жизни и совершенные деяния. Если прислушаться к слову «сутки», можно найти созвучие со словом «соткать», и это не случайно, ведь древние славяне так и относились к своей жизни, как к ткачеству. Человек сам ткал свою судьбу из божественной нити судьбы, которую Макошь сплела ночами. Длина нити, для каждого человека отмерялась богиней, а каким получится полотно судьбы зависит от самого ткача, от его поступков. У доброго и справедливого человека будет белое, ровное и чистое полотно — достойная и счастливая жизнь, ну а у человека, выбравшего худую дорогу и полотно будет, соответствующее. Почиталась богиня Макошь в пятницу. В этот день женщины не притрагивались к рукоделию и не пряли, только блудницы и падшие женщины могли не придерживаться этого правила.
Шло время, менялся мир и мировоззрения людей, на смену язычеству пришло христианство. С его приходом славянские рукодельницы не остались без небесного покровительства. На смену язычнице Макоши пришла святая Параскева (или Прасковья).

Родилась святая в 3 веке в Иконии. Родители ее были настоящими христианами и особо почитали пятницу — день страданий Христовым, поэтому и назвали, новорожденную дочь Параскевою, что значит «пятница». Выросшая Параскева решила посвятить свою жизнь Богу, дала обет безбрачия и посвятила свою жизнь обращению язычников в Христианскую веру, за что и была замучена и казнена, через отсечение головы, язычниками в Крымских горах, в урочище Топлу (в те времена, Крым был отдаленной провинцией Римское империи). На месте, где пролилась кровь казненной святой, открылся святой источник, который не разу не пересыхал на протяжении 19 веков. Этот источник почитался не только христианами, но и мусульманами тоже. Позже, на мести гибели святой был открыт монастырь, который является действующим и сегодня.
Во все времена на Руси почитали Параскеву-Пятницу, как «бабью святую», покровительницу семьи , брака, женщин и всей женской работы, особенно той, которой занимались зимой — шитье, ткачество, прядение, вязание, работ связанных со льном т.е. различных видов рукоделия.
В день памяти святой Параскевы (10 ноября) приносили в церковь оттрепанную первину льна, её посвящали святой и привешивали к иконе Параскевы . В этот же день устраивали «льняные смотрины»: женщины выносили вытрепанный лен — первак на улицу и показывали друг другу. Девушки старались, что бы парни и будущие свекрови увидели результаты их рукоделия. На неделе Параскевы женщины и девочки показывали друг другу свои работы.
На севере России делали куклу Параскеву, которая становилась хранительницей мелких предметов рукоделия. На нее навязывали кусочки тесьмы, всякие ленточки, шнурочки, прикалывали булавочки, иголки, пришивали пуговицы — всю мелочевку, которая так нужна в рукоделии.

Тавифа, еще одна православная святая — покровительница рукодельниц.

Её имя означает «серна». Тавифа была ученицей апостолов. Она шила одежду и рукоделием зарабатывала себе на жизнь, а также «творила милостыню» обшивала бедных сирот и вдовиц. Обшитые ею обездоленные очень любили Тавифу. Когда заболев она умерла, горе и слезы этих людей увидел апостол Петр. Он попросил оставить его одного с телом умершей. После горячей молитвы, совершенной Петром, Тавифа воскресла, своим воскресение, она заставила многих прийти в Христианство.
И это, наверняка не полный перечень заступников и покровителей рукодельниц и рукодельников. А если так много у нас защитников, значит наше дело доброе и оно ни когда не умрет и не забудется, всегда будет полезным, будет приносить радость, и нам, и тем для кого мы рукоделим.

Праведная Тавифа Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…

Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример. «Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец. Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!

Праведной Тавифе (тропари, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 4:

Днесь ве́ра Христо́ва утвержда́ется ка́менем ве́ры,/ и ликовству́ет в весе́лии Иоппи́я,/ псало́мски славосло́вят Жизнода́вца Сы́на Бо́жия ве́рнии,/ ви́дяще соверша́емо ве́лие чу́до:/ первоверхо́вный апо́стол глаго́лет,/ и уме́ршая востае́т от гро́ба,/ ю́же Низложи́тель сме́рти да́рует Це́ркви,/ да украша́ются во о́браз ея́ доброде́тельми лю́ди./ Прииди́те у́бо, христиа́не,/ принесе́м ко святе́й моле́ния на́ша:/ блаже́нная Тави́фо и милосе́рдная,/ вознеси́ на́ша воздыха́ния Пресвяте́й Тро́ице,/ и моли́ся со дерзнове́нием,/ да сы́нове све́та Преве́чнаго бу́дем,/ да сподо́бимся Бо́жия ми́лости,/ да пребыва́ем в любви́ Боже́ственней,// и да ца́рствует мир во вселе́нней.

Ин тропарь, глас 4:

Апо́столом сотаи́ннице, ми́лостивая Тави́фо, / оби́тели же́нския нача́ло положи́ла еси́ / и бе́дным одея́ние была́ еси́, / послу́шнице смире́нная, / сло́ву апо́стола Петра́ повину́вшися, / из ме́ртвых си́лою Христо́вою возста́ла еси́ / и ны́не на Небесе́х све́тло пра́зднуеши. / Те́мже моли́ Христа́ Бо́га // всем, помина́ющим тя, дарова́ти живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:

Ужаса́хуся Иоппи́йстии лю́дие, и дивля́хуся А́нгели Бо́жии,/ егда́ Исцели́вый Енне́я воззва́ от ме́ртвых се́рну нарица́емую, милосе́рдием преукра́шенную,/ о не́йже к нему́ взыва́ху вдови́цы неиму́щия./ И ны́не, Тави́фо блаже́нная, услы́ши моли́твы на́ша, к тебе́ приноси́мыя,/ и испроси́ у вся́ческих благ Пода́теля ми́лости и щедро́ты ве́рным Его́,/ да блажа́ще тя, вопие́м ти:// ра́дуйся, доброде́тели нас науча́ющая.

Ин кондак, глас 8:

Первонача́льная Це́рковь ликовству́ет, / Иоппи́я тобо́ю, Тави́фо, просвеща́ется, / из ме́ртвых твоему́ воскресе́нию ра́дующися, / и мы, па́мять твою́ ны́не пра́зднующе, / сла́вим Победи́теля сме́рти – Христа́ Бо́га, // о́бщаго свята́го Воскресе́ния ча́юще.

Молитва

О пресла́вная учени́це Христо́ва, све́тлая звездо́ Иоппи́йская, свята́я пра́ведная Тави́фо! К тебе́, ны́не на Небесе́х су́щей, с ве́рою притека́ем в моли́тве, ты же, я́ко ми́лостивая в жи́зни свое́й бы́вша, не лиши́ и нас, смире́нных, милосе́рдия твоего́. Принеси́ усе́рдныя моле́ния твоя́ Спаси́телю всех, Христу́ Бо́гу, да да́рует нам, хла́дным, любо́вь, малове́рным – те́плую ве́ру, леня́щимся – ре́вностное трудолю́бие, гордя́щимся – ти́хое смире́ние, иноки́ням – свято́е послуша́ние, нача́льствующим – ра́зум и милосе́рдие, боля́щим – здра́вие и облегче́ние, бе́дным – по́мощь и заступле́ние, уныва́ющим – Бо́жие упова́ние, оби́телям – мир и спасе́ние, лю́дем – во благо́м поспеше́ние, всем в ско́рбех – утеше́ние. Наипа́че моли́ Го́спода на́шего, апо́столом Петро́м тя воскреси́вшаго, да и мы сподо́бимся по о́бщем всех Воскресе́нии ста́ти в Це́ркви Его́ одесну́ю и с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *