Святая троица, это кто?

День Святой Троицы в 2020 году у православных в России отмечается сегодня, 7 июня. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в Троицын день, а также история праздника, его традиции, обряды и обычаи — в материале РИА Новости.

Что такое Троица

Троица – это богословский термин, который отражает христианское учение о триипостасности Бога. Это ключевое понятие православия.

Хотя непосредственно само слово «Троица» в Библии не упоминается, однако о трех ипостасях Бога рассказывается в Новом Завете. Например, во время повествования о крещении Иоанном Предтечей Иисуса Христа.

Евангелист Матфей пишет о том, что когда, крестившись, Иисус вышел из воды, — «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И при этом, пишет евангелист, был «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16-17).

По толкованию святых отцов Церкви, в этом отрывке как раз запечатлена Святая Троица: Бог-Отец, чей голос слышен с небес, Бог-Сын — сам Иисус Христос, и Бог-Дух — в виде спустившегося на Христа голубя. О Боге-Отце и Святом Духе много рассказывал своим ученикам и сам Иисус Христос.

Слово «Троица» было введено в христианский оборот во II веке святителем Феофилом Антиохийским. А самая известная икона на Руси, воплотившая этот образ, — безусловно, «Святая Троица» знаменитого иконописца Андрея Рублева.

Когда отмечается день Святой Троицы

Троица, или Пятидесятница — величайший христианский праздник, относится к «двунадесятым» (12-ти главным) церковным праздникам. Отмечается он всегда в 50-й день после Воскресения Христова (Пасхи) — в память сошествия Святого Духа на апостолов. А поскольку христианская Пасха относится к «переходящим» церковным праздникам (отмечаемым ежегодно в разное время), то таковым же является и Троицын день.

По мнению историков, зародился праздник в конце мая 30 года нашей эры. И совпал с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, установленным в память дарования еврейскому народу Закона Божьего при горе Синай. Поэтому в церковном календаре день Святой Троицы сохраняет двойное название.

Рассказ о главном событии праздника — схождении Святого Духа на апостолов (учеников) Христа — предлагает новозаветная книга «Деяний святых апостолов», продолжающая Евангелия.

После Вознесения Спасителя с Елеонской горы Его ученики вернулись в Иерусалим, и через 10 дней наступил праздник Пятидесятницы. Как пишет евангелист Лука, Божия Матерь и апостолы были «единодушно вместе». Находились они в так называемой Сионской горнице, где в свое время Христос совершил последнюю «тайную вечерю» со своими учениками.

«И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, — говорится далее в «Деяниях». — И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках».

В это время в Иерусалиме было очень много паломников, которые съехались со всех концов Римской империи, «из всякого народа под небом». Услышав неожиданный, необычный шум, они пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Там они пережили настоящий шок, когда увидели простых галилеян, вдохновенно проповедовавших «на разных языках». Причем для каждого из слушателей проповедь апостолов звучала на его родном языке. «Исполнившись Духа Святого», ближайшие ученики Христа получили дар разговаривать на языках, которых не знали ранее, чтобы проповедовать во всем мире.

По слову апостола Петра, в тот же день в Иерусалиме многие, уверовав во Христа, публично покаялись в своих грехах и крестились. Их было около 3 тысяч человек.

«Именно сошествием Святого Духа на апостолов открылась деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог-Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие сошествия Святого Духа на апостолов считается началом христианской Церкви», — поясняет официальный сайт храма Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.

Не случайно день Святой Троицы называют еще днем рождения Церкви. В церковном календаре этот праздник завершает 50-дневный пасхальный период.

Как отмечать

Прямое указание праздновать День Святой Троицы содержится в «Постановлениях апостольских»: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на Вселенском соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триипостасном Боге. На Руси же Троицу начали широко отмечать в XIV веке при основателе Свято-Троицкой Сергиевой лавры — преподобном Сергии Радонежском.

Православные христиане в этот день обязательно идут утром на Божественную литургию, почти все причащаются. Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение.

По учению Церкви, в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому накануне этого праздника, в Троицкую родительскую субботу, Церковь молится также «о всех прежде скончавшихся» православных христианах, чтобы все они были собраны в Небесном царстве, верующие ходят на кладбище.

После литургии в Троицын день сразу служатся «девятый час» и вечерня, во время которой во всех храмах читаются особые коленопреклоненные молитвы, составленные еще в IV веке святителем Василием Великим. В них содержатся прошения о том, чтобы Господь послал верующим благодать Святого Духа, а также упокоил в «небесных обителях» умерших. Впрочем, сама вечерня с тремя молитвами святителя — если следовать церковному календарю — относится уже к идущему вслед за Пятидесятницей Дню Святого Духа.

На Троицу в православных храмах белые облачения духовенства, в которых служили с праздника Вознесения Господня, меняются на зеленые. Зеленый цвет в православии — символ Святого Духа.

Вообще, служба в день Троицы — одна из самых торжественных и красивых. И на Руси издавна этот церковный праздник являлся одним из самых популярных и любимых в народе. Храмы в этот день украшают зелеными ветвями, цветами и травой — в знак обновления.

«На Троицын день в церкви можно видеть срезанные ветви березы, которые прикрепляются к иконам, на полу — трава. Таким образом, храм превращают как бы в пространство — дубраву под Мамврийским дубом, где патриарх Авраам, как это рассказывается в книге Бытия, встречался с тремя Ангелами, которые были иконой, то есть образом Триединого Бога. И мы как бы оказываемся под Мамврийским дубом, где происходила эта встреча», — говорит клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.

В День Святой Троицы нет поста, как и всю последующую неделю (отменяются посты по средам и пятницам). И после службы верующие собираются на праздничную трапезу в своих храмах вместе с другими прихожанами или же дома в кругу семьи.

В связи с пандемией коронавируса в 2020 году в России, как и во многих других странах, число молящихся в храмах ограничено санитарными требованиями, предписано носить маски, нельзя нарушать дистанцию. Поэтому многим верующим в этом году на Троицу придется воздержаться от соблюдения некоторых обычаев праздника, в частности, и от коллективных трапез в приходах.

Чего нельзя и что можно делать

Каких-то запретов, связанных непосредственно с этим праздником, у православных христиан нет. Что можно и чего нельзя делать верующим в этот, как и в предыдущие дни, во многом определяется общей эпидемиологической обстановкой в том или ином регионе.

Так, в ряде субъектов из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции храмы для прихожан продолжают оставаться закрытыми. Им духовенство благословило молиться дома и следить за прямыми трансляциями служб.

Где-то уже постепенно снимают ограничения. Например, в Московской области храмы открылись для прихожан – во внебогослужебное время. Во время же самих богослужений людям можно присутствовать в тех храмах, где службы будут совершаться на улице. Конечно, при соблюдении всех санитарных предписаний, как отметил во время недавней проповеди митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

А вот в Москве с 6 июня, по благословению патриарха Кирилла, храмы уже полностью открываются для прихожан, в том числе и в часы богослужений. При этом молящиеся должны соблюдать социальную дистанцию (1 человек на 4 квадратных метра) и другие ограничительные меры. В частности, необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (маску и перчатки), или же их можно попросить при входе в храм. Там же у пришедших на службу будут измерять температуру. На полу в церквях будет нанесена разметка для соблюдения дистанции.

Однако все эти ограничения и запреты — временные и не связаны с самим праздником, подчеркивает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

«Чего нельзя и что можно делать в этот день?.. Можно и нужно делать добро, и нельзя делать зло: в этот день, как и во все прочие», — сказал отец Макарий РИА Новости.

Какие молитвы читать

Традиционно главные молитвы, посвященные церковному празднику, заключены в песнопениях в его честь во время богослужений.

Перед иконой Святой Троицы собравшиеся в храме поют тропарь, кондак и величание. Краткий торжественный гимн, прославляющий праздник, — это тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» («Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков («ловцов»), ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбец, слава Тебе»).

Также поется кондак: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» («Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и теперь согласно славим Всесвятого Духа»).

Ну, а величание праздника Святой Троицы – наиболее краткая молитва: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».

Традиции, обряды и обычаи

С древности на Пятидесятницу в храмах Византии совершалось крещение новых членов Церкви.

У восточных славян Троица входила в праздничный цикл, который начинался за три дня до Пятидесятницы и завершался обычно Духовым днем (который Церковь отмечает в понедельник после Троицы). В народной традиции этот период был известен также как Зеленые святки, или Русальная неделя.

На Троицу стали совершать некоторые языческие обряды – «майское дерево» (им стала Троицкая береза), «проводы весны», «встреча русалок»… Основные ритуалы «Зеленых святок» были связаны с культом растительного мира, гуляньями и гаданиями девушек, с поминовением усопших, упоминание о чем сохранилось и в летописях. Символом народного праздника при этом была береза.

Не случайно, кстати, и сегодня некоторые верующие срывают в этот день ветки березы — символ жизни, приходят с ними в храм или же просто ставят в вазу у себя дома березовый букет.

К Троице на Руси традиционно мыли и убирали дом и двор, косили траву. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости… Девушки специально шили к празднику наряды, причем головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.

Во многих регионах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.

Поздравления

В этот день не приняты специальные архиерейские (патриаршие) поздравления ко всей пастве и телеобращения, как это бывает на Рождество и на Пасху. Хотя по своему значению и популярности у православных Троица, безусловно, приравнивается к этим двум главным праздникам христианства.

Поздравляя верующих с наступающим Днем Святой Троицы, иеромонах Макарий (Маркиш) емко выразил значение и суть этого праздника:

«Что такое Троица? Бог. А поскольку людям очень свойственно поклоняться идолам вместо Бога, Он открыл нам этот факт Своего бытия для того, чтобы осадить наше детское всезнайство и высокомерное чванство, помочь нашему смирению перед Его непостижимостью и нашей трезвости в попытках узнать Его».

Иными словами, Троица — это Кто, а не что.

Всенощное бдение накануне праздника Пятидесятницы в Хакасии

6 июня, накануне праздника Святой Пятидесятницы, воспоминания Сошествия Святого Духа на апостолов и Дня Святой Троицы, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, в сослужении секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Тимонова и соборного духовенства совершил праздничное Всенощное бдение с литией и освящением хлебов в Спасо-Преображенском кафедральном соборе столицы Хакасии, сообщает abakan-eparchy.ru.

На полиелее перед празднично украшенной иконой Сошествия Святого Духа на апостолов было пропето величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».

После чтения Евангелия архипастырь помазывал молящихся освященным елеем. Число подошедших к елеопомазанию составило 133 человекa.

После первого часа Владыка обратился к собравшимся со словом о празднуемом событии.

Сегодня, 7 июня, в самый день праздника, предполагается совершение архиерейским служением Божественной Литургии, после которой будет совершена вечерня праздника с чтением Троицких коленопреклонных молитв.

Начало служения — в 9 ч. 45 мин.

Размышления накануне Троицы.

Бог есть Троица. Бог и Единица, и Троица. С точки зрения обыденного мышления, такое утверждение может показаться нелогичным, нелепым, а значит неприемлемым. Бог не только выше всякого имени, но и всякого числа…

Если все же умом дерзновенным попытаться ответить на вопрос: можно ли дать объяснение, почему Бог все-таки Бог Троица, а не, скажем, двоица или четверица, то ответ может быть сформулирован таким образом. Именно троичные отношения совершенны, так как выходят за пределы замкнутости, преодолевают противоположение и не устремляются к неуместной множественности. «Божество выступило из единичности по причине богатства и преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, и определилось тройственностью по причине совершенства, чтобы не быть скудным и не разлиться до бесконечности, — первое показывало бы несообщительность, второе — беспорядок», — говорит свт. Григорий Богослов.

Однако эта троичность Ипостасей не есть три Бога: «Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем добавления, говоря: один, два, три, или первый, второй, третий, ибо «Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6). Никогда до сегодняшнего дня не говорили «второй Бог», но поклонялись Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, без разделения природы», — пишет святитель Василий Великий.

Исповедуем различие Ипостасей, без разделения природы…

Если мы можем говорить, что Петр, Иван и Василий обладают одинаковой (человеческой) природой и при этом образуют три человека, то в отношении Бога мы так сказать не можем. Потому что в отношении трех людей говорим, что человек Петр обладает такой же природой, какой обладает Иван и Василий. А в отношении Лиц Пресвятой Троицы должно говорить, что каждое Лицо обладает той же природой, которой обладает Иные Лица.

Ипостась Отца обладает Той же природой, которой обладает Ипостаси Сына и Святого Духа, и в свою очередь Ипостаси Сына и Святого Духа обладают Той же природой, которой обладает Отец. И каждое из Божественных Лиц в полной мере обладает Божественной природой, а не так, чтобы одна Божественная Сущность была поделена между Тремя Ипостасями1.

Таким образом, в отличие от людей, которые хотя и обладают одинаковой природой, однако каждый совершает свое, отдельное от других, действие, все действия Бога есть действия Отца, Сына и Святого Духа: Отец не творит что-то отдельно от Сына и Святого Духа. Действие Бога Троицы есть действие, которое «от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»2.

Можно говорить об особом порядке единого и одновременно троичного действия Божьего в отношении к миру. В. Н. Лосский так разъясняет триединое действие Бога: «Имеющее свое начало в Отце, действие Пресвятой Троицы проявляется в двойной икономии3 Сына и Духа: Один осуществляет волю Отца, Другой завершает ее в добре и красоте».

Этот порядок действия нельзя рассматривать как унижающий, ставивший в подчинении к Ипостаси Отца, Ипостаси Сына и Святого Духа. «Все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как через служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу» — отмечает прп. Иоанн Дамаскин.

Встречающийся в Священном Писании порядок перечисления Лиц Святой Троицы Отец-Сын-Святой Дух (например, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19) и др.) вызван именно таким вышеобозначенным образом триединого действия Бога в мире.

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос — ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине — Что названо в честь Святой Троицы?

  • город Триполи
  • архипелаг Тристан-да-Кунья
  • остров Тринидад
  • пещера Тура-Фрер

Правильный ответ: Остров Тринидад

Остров Тринидад, открытый Христофором Колумбом, был назван в честь Св. Троицы. Легенда гласит, что 35 тысяч аборигенов, обитавших на нем, называли свою землю Йери. Приближаясь к острову, Колумб приказал команде бить в барабаны и танцевать на палубе, чтобы задобрить аборигенов. Те приняли танцы иноземцев за пляску войны и пустили стрелы, которым ответили пушки с корабля. Только налетевший шторм спас команду от кровопролития. Волны и течение сорвали корабль с якоря и унесли в открытое море. Перепуганный Колумб назвал место неудачной стоянки «пастью змеи” и решил никогда не возвращаться на злополучный остров. В результате первое испанское поселение на севере Тринидада появилось почти через 100 лет после этих событий. Кроме того, испанцы искали здесь золото и не осознали ценности других природных ископаемых. Новая эра в истории Тринидада началась в 1797 году, когда островом завладели англичане, которые разбили здесь прибыльные сахарные плантации и привезли тысячи рабов из Индии. Тобаго во времена средневековья бесчисленное множество раз менял своих владельцев, пока права на остров окончательно не закрепились за англичанами, которые в 1889 году объединили два острова-соседа в одну административную единицу. Тобаго получил свое название из-за имени, данному ему местными индейцами – Tavaco (обозначение длинных труб, с помощью которых индейцы курили табак). Позднее европейцы, с различными национальными вариациями, называли остров Tabagua, Tabago. И, наконец, англичане в конце XVIII века закрепили теперешнее его имя. В 1950 году Тринидаду и Тобаго было предоставлено внутреннее самоуправление. С 1962 года это независимое государство. Нефтяной бум 70-х годов XX века принес островам процветание. Сейчас на архипелаге проживает около 1,45 млн. человек. Из них лица европейского и африканского происхождения составляют около 60%, индийцы — 37%, китайцы — 1%, европейцы — 1%. Из конфессий на островах представлен католицизм (36%), англиканская церковь (17%), протестантизм (13%), также проживают индуисты (30%) и мусульмане (6%).

Понравилось? Поделись с друзьями:

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. (тропарь праздника) Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяний святых апостолов” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами своих пророков. Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, – говорит Господь апостолам, – и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, -Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 14:16-17, 26; 15:26). Готовясь к принятию Святого Духа в десятый день после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице.” Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в дни празднования ветхозаветной Пасхи, то сам праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения. И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания другого языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина. Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события – сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола, и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви. Прощальная проповедь Христа, которой мы духовно насыщаемся со строк Евангелия, также наполнена обетованиями о грядущем событии сошествия Святого Духа на апостолов. В Своем заключительном обращении к ученикам, предварившем Его предательство и крестные страдания, Господь неоднократно касается этой темы. Так, в Евангелии от Иоанна, где наиболее тесно сконцентрированы тезисы, касающиеся свойств Святого Духа, мы читаем: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин. 14:16–17). Происшедшее с апостолами в день Пятидесятницы было больше, чем обыкновенное чудо. После того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как кровь Христа очистила его от скверны, благодать входит внутрь человека: человек стал жилищем Святого Духа. Собственно, это и есть день рождения Церкви Христовой. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг Него еще не было Церкви, но стояли те, кто были Его учениками. Когда Он в ночь своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» – однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свой гроб. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью. Отныне – один и тот же Дух живет и в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнце и светила. Христос оставил после Себя не нравственные прописи и не сборники писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после Себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса. А Свой Дух, Свое Тело – Церковь оставил на земле. Причем Господь указывает на это событие не, только как на желаемое, но и как на необходимое для того, чтобы открылась Божия правда о земном мире и человек смог обрести Царствие Небесное. Также Христос уверяет апостолов в том, что этот Дух научит их всему, что Он говорил им за время Своей земной жизни, и даст им силу для дальнейшей проповеди Его Слова. Время неумолимо идёт вперёд, и с апостольской эпохой нас разделяет промежуток почти в две тысячи лет. Можем ли мы сейчас говорить о том, что Господь оставил нас на произвол судьбы, сделав человека одиноким путником на тропе жизни? Никак! Господь ежечасно и ежеминутно с нами «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), как Он Сам нам обещал, возносясь на Небеса. И Он всегда готов одарить нас духовными плодами любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания. От нас требуется лишь признать свое несовершенство, открыть свою душу навстречу Ему, вверить свою жизнь в Его руки и неуклонно следовать за Ним, неся свой крест как через славу и почести, так и через личную Голгофу. Каждый раз мы соприкасаемся с живым Богом, участвуя в церковных богослужениях и Таинствах. Во время Крещения и Миропомазания новоначальный христианин получает печать Духа Святого, то есть крепкое Божественное ограждение от дьявольского воздействия. Более того, мы даже не всегда отдаём себе отчёт, что, принимая участие в Божественной Литургии и причащаясь Святых Христовых Тайн, становимся очевидцами чудесного явления Святой Троицы, когда Бог Отец ниспосылает Святой Дух на хлеб и вино, находящиеся на Престоле, которые, как и в день апостольской Тайной вечери в одночасье становятся истинными Телом и Кровью Бога Сына Иисуса Христа. Таким образом, мы становимся соучастниками Святой Евхаристии, принимая в себя всю полноту триединого Божества. Праздник Пятидесятницы дает повод каждому из нас задуматься о величии Бога и Его любви к грешному человеку. И пусть те дары Святого Духа, которыми нас на протяжении земной жизни так щедро обогащает Господь, будут нами бережно сохранены, приумножены и использованы как для личного духовного возрастания, так и на пользу тем людям, которые ожидают нашей помощи и поддержки. Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице. Именно в Пятидесятницу апостолам открывается тайна Святой Троицы. И хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Пятидесятница не завершается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в Деяниях апостольских. Нет. День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова. Божественная Литургия в этот день напоминает нам о нашем крещении и опять вместо Трисвятого поется крещальное песнопение из послания к Галатам: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Обычные антифоны заменяются соответствующими празднику стихами из псалмов. В апостольском и евангельском чтениях говорится о снисхождении Духа к людям. В кондаке поется о действии Божием, противоположному вавилонскому разделении языков: «Когда сошел, слил языки, объеденил народы, Ты, который раньше разделил язычников. А когда ты раздал огненные языки, тогда Ты всех призвал к объединению». Тропарь провозглашает уловление всей вселенной в сеть Божию работой вдохновенных апостолов: «Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов /в апостолах/, ниспослав им Святого Духа и ими уловивший вселенную, человеколюбче слава Тебе». В этом тропаре говорится, что Иисус Христос ниспослал апостолам Святого Духа и через них привлек к себе весь мир. Апостолы называются ловцами потому, что они, как рыболовы неводом рыбу, уловляли проповедью людей и приводили их к истинной вере. В первый раз после Пасхи поются молитвы «Царю небесный» и «Видехом свет истинный», призывая Святого Духа «приити и вселится в нас» и провозглашая, что мы «прияхом Духа небесного». На великой вечерне, которая следует сразу за Литургией, читаются три длинные коленопреклоные молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклоняют колена. Понедельник после Пятидесятницы – это праздник Святого Духа, а следующее воскресение – праздник Всех Святых. Такая литургическая последовательность вполне логична, потому что Святой Дух проявляется в людях, освящая их, что и является главной целью сотворения и спасения мира: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог Ваш Свят». Теперь подумаем, какое сокровище мы носим в себе и какая ответственность лежит на нас, если Тот, Кто всеял его в нас, придет и увидит его в небрежении, среди всякого хлама и нечистоты. Когда Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы сами по себе со своими страстями, со своей суетой, если земная жизнь пролетит, а небесная так и не начнется? Царю Небесный, очисти нас от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши. Протоиерей Леонид Затовский

Один из главных христианских праздников — День Святой Троицы — отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии он относится к числу двунадесятых праздников и прославляет Пресвятую Троицу. А Пятидесятницей он называется потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Пятидесятница В этот праздник в церквях сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *