Святая зосима уфимская

Глава Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков оценивает число россиян, отправившихся воевать на Ближний Восток за «Исламское государство», в пять тысяч человек. Значительная доля из них — это жители Татарстана и Башкортостана, где радикальный ислам в последние годы набирает популярность среди молодежи. Доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова рассказала «Ленте.ру» о влиянии мигрантов из Центральной Азии на усиление радикального ислама в Башкортостане.

Насколько сильны сейчас националистические и сепаратистские настроения в Башкортостане?

Юнусова: Национализм и сепаратизм — разные понятия, и смешивать их не надо. Причем важно понимать, что сепаратизм не всегда имеет национальную окраску. Сепаратистские настроения могут возникнуть, например, на приграничных территориях в ситуации, когда ослабляются связи с центром и усиливается влияние одного или нескольких соседних государств. Экономические факторы здесь гораздо важнее национальных или религиозных.

Применительно к Башкортостану говорить о сепаратизме не приходится. Башкиры ощущают себя коренным народом России, живущем в самом ее сердце — на Урале, и сепаратизм не соответствует их исторической традиции.

А национализм?

Время расцвета башкирского национализма прошло, все возможности национально-государственного суверенитета исчерпаны. Это не значит, что нет людей, озабоченных национальным вопросом, проблемами развития национального языка, культуры, места этноса в обществе и его роли в государственном управлении. Но национализм как инструмент внутренней политики и взаимоотношений с федеральной властью уже давно неактуален.

Айслу Юнусова Фото: ufaras.ru

Но националистические движения существуют? Насколько они активны?

Башкирское движение как националистическое не имеет своей социальной базы и лидеров, хотя есть башкирские общественные организации: «Кук буре», «Всемирный курултай башкир», Союз башкирской молодежи, «Ак тамыр», «Рух» («Совет аксакалов»), применительно к которым СМИ часто употребляют понятие «националистические». Мобилизационная способность этих организаций весьма сомнительна, достаточно взглянуть на инициируемые ими так называемые протестные акции, которые с трудом собирают до 50 человек. Например, под лозунгом «Сход батыров», который, по замыслу существующей «ВКонтакте» сетевой группы «Башкорт» должен был предотвратить «Русский марш» 4 ноября 2014 года, собралось не более 10 человек из башкирской молодежи.

То есть молодежь слабо реагирует на эти идеи?

По-разному. Анализ сетевого пространства свидетельствует, что именно молодые люди в возрасте 18-35 лет составляют до 60 процентов авторов сообщений в контексте «башкиры/татары/национализм/экстремизм». Протестная активность молодежи может быть направлена в любое русло, в том числе и в националистическое. В республиканском информационном пространстве проявляют активность несколько интернет-ресурсов, назойливо подающих обычные новости с провокационными заголовками, направленными на мобилизацию протестных настроений. В некоторой степени это способствует межэтнической напряженности. Но надо понимать, что интернет не обуздать, это свободное, общедоступное пространство и именно в нем нужно развивать иные — конкурентные, конструктивные и привлекательные для молодежи — ресурсы.

Насколько известно, в Башкортостане, помимо самих башкир, проживает сопоставимое число татар и русских. Существуют ли между ними межнациональные и межрелигиозные противоречия? Как уживаются в республике ислам и православие?

Да, этническая и конфессиональная пестрота населения — это характерная особенность Башкортостана, которая во многом определяет направление его этнокультурного и общественно-политического развития.

Так сложилось исторически. В 80-е годы XIX века мусульмане составляли более 52 процентов от двухмиллионного населения Уфимской губернии, православные — 42,8 процента. Иные верования были представлены католиками, лютеранами, баптистами, иудеями, местными языческими народами, при этом мордовское и подавляющая часть чувашского населения формально числились православными, но большинство марийцев и удмуртов сохраняли традиционные языческие представления, не переходя ни в христианство, ни в магометанство.

Равное соотношение «этнических» мусульман (башкир, татар) и «этнических православных» (русских, украинцев, белорусов), как показывают данные переписи 2010 года, сохранилось и к настоящему времени. Всего в Башкортостане сейчас проживают представители более 130 национальностей.

И кстати, религиозные различия в республике не ограничиваются только исламом и православием. В последние два десятилетия заметно перераспределение верующих между традиционными и новыми конфессиями. Волго-Уральский регион называют исламо-христианским пограничьем, но кроме ислама и православия в регионе исповедуются еще около 30 религиозных течений. Последователи новых протестантских, восточных, межрелигиозных, экуменических учений не соотносят свою национальность с религиозной принадлежностью. Среди них есть представители русского, татарского, башкирского, еврейского, чувашского, украинского и других этносов, которые стали членами новых религиозных обществ как бы «вопреки» этнической традиции.

Например, протестантские общины Башкортостана сегодня на 30 процентов состоят из татар и башкир. Динамичное развитие протестантских общин вызывает недовольство со стороны духовенства так называемых традиционных конфессий, особенно православного, которое определяет протестантизм как сектантство.

1/1Сбор представителей сообщества «Союз башкирской молодежи»Кадр: видео сообщества «Союз башкирской молодежи» в «ВКонтакте»

Существует ли в Башкортостане тенденция роста влияния радикального ислама? И насколько сильно его воздействие?

Известно, что проникновение идеологии радикализма и экстремизма в мусульманскую среду республики связано с усилением потока мигрантов из стран Центральной Азии. В составе трудовой миграции в республику выходцы из стран с мусульманским населением составляют подавляющее большинство (85 процентов). Более половины населения Башкортостана относятся к числу так называемых этнических мусульман (башкиры, татары), мусульманские религиозные объединения здесь составляют 68 процентов от общего числа и значительно превосходят количество объединений Русской православной церкви (19 процентов) и других христианских конфессий (12 процентов). Поэтому в контексте распространения экстремизма на почве ислама проблема миграции очевидна.

Сегодня на 4 с лишним миллиона населения приходится 450 тысяч людей, ставших гражданами Российской Федерации в течение последних 20 лет, то есть население Республики Башкортостан фактически на 11 процентов состоит из мигрантов. Это повлекло за собой изменение этнической карты региона, в городах сформировались точки концентрации представителей мигрантов той или иной национальности.

Насколько успешны в своей деятельности проповедники радикального ислама?

Успешной их деятельность я бы не называла, но динамика роста преступлений экстремистской направленности в республике соответствует общероссийской. Наибольшую опасность для Урало-Поволжья представляет международная террористическая организация — экстремистская религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия», деятельность которой запрещена решением Верховного суда РФ еще в 2003 году. В 2005-2014-м в Челябинске, Магнитогорске, Аргаяше, Оренбурге, Туймазах, Баймаке, Давлеканово, Бугуруслане, Екатеринбурге — во многих областях Урала и Приуралья — были возбуждены уголовные дела по факту деятельности экстремистской религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия» и других радикальных организаций, построенных по системе разветвленных иерархических структур.

В декабре 2014 года Верховный суд Башкирии вынес приговор пятерым участникам террористической организации «Имарат Кавказ», деятельность которой в России была запрещена еще в 2003 году. В ходе следствия было установлено, что члены организации занимались антироссийской пропагандой в селах Башкирии и Челябинской области.

За идею «Исламского государства», провозглашенного 29 июня 2014 года ближневосточными террористами, воюют молодые люди из России, в том числе из Башкортостана. Их рекрутирование осуществляется специальными вербовщиками, в том числе через социальные сети.

1/1Бойцы армии «Исламского государства»Фото: Reuters

Вообще, сайты и социальные сети стали основным неконтролируемым информационным и пропагандистским каналом радикальных движений. По данным мониторинга распространения экстремизма в Башкортостане, Челябинской и Свердловской областях, в 2014 году именно сетевая активность экстремистских сообществ и сетевые способы рекрутирования в международные террористические организации и отряды боевиков на Ближнем Востоке стали новым фактором роста радикальных настроений среди местного мусульманского населения.

В этой связи существует ли реальная угроза исхода русского населения, как это уже произошло в странах Центральной Азии и некоторых республиках Северного Кавказа?

В этой связи нет. Исхода нет, существует обычная миграция людей. Поэтому об исходе именно русского населения я бы не говорила. Выезд трудоспособного населения за пределы республики не имеет определенной этнической окраски. Республика Башкортостан занимает второе место в России по оттоку своих жителей. С каждым годом увеличивается число людей, желающих уехать, предпочитающих работодателей из других регионов и стран, где оплата труда выше, чем в республике. Многие жители республики трудятся в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, молодые люди отправляются в Москву.

Большинство выезжающих — люди с образованием и опытом работы. В 2013 году республику покинули более 135 тысяч человек, в 2014-м — примерно столько же.

№4 (107) / 4 •октября• ‘12

Елена Рысева Паломничество

«Святые… Странные они были», – думает современный человек. Одни раздавали все свое богатство и становились нищими; другие уходили в пустыню и за счастье почитали жить в одиночестве; третьи носили вериги, измождали себя аскетическими подвигами и находили свое счастье в этом ; иные терпели ужасные мучения, пытки, их лишали жизни, но и тогда они были счастливы, потому что с того момента для них открывалась дверь в Жизнь Вечную. Не правда ли, странные?.. А, между тем, все они были такими же людьми, как и каждый из нас. В чем же их тайна?

Что ожидали мы увидеть, отправляясь в паломническую поездку в республику Башкортостан? Знакомиться с нравом этой страны, как называли Башкирию в старые времена, уже можно начинать, колеся по ее дорогам. Башкирия – это бескрайние степи, сменяющиеся богатыми лесами; это край сельского хозяйства; это многочисленные крепкие деревни и добротные дома, проезжая мимо которых, видишь, как где-то в глубине блестит полумесяц на мечети. Удивляться не приходится, ведь в этих местах ведущими религиями являются ислам и православие – но все равно непривычно.

Каждый раз, проезжая новый населенный пункт, с ревностью и надеждой внимательно вглядываешься в вереницу домов, желая отыскать взглядом золотой купол православного храма. (Это позже мы узнали, в каком соседстве живут две эти религии: мусульмане приходят на богослужения в православные храмы, а бывает, что и получают исцеления от святынь). Но вот очередной подъем в гору, и при спуске – то, чего так долго искал взгляд. В Покрово-Эннатский мужской монастырь близ села Дедово заходим с радостью – будто после долгого пути вновь пришли домой.

Особые чувства испытывает душа, когда находишься в новом храме. Нет, он построен не вчера и не на пустом месте. За его плечами, как сказали бы мы о человеке, а применительно к храму – за его куполами, алтарем, колокольней – долгая и святая история. В конце XIX века в эти места (ныне село Дедово Федоровского района Уфимской митрополии) приехали помещики Эннатские – Дмитрий и Софья. Так уж они были очарованы красотой здешней природы, что не только остались тут жить, но и решили поставить храм, да не просто храм, а великолепный собор. Построенному на заре революции храму суждено было просуществовать недолго. Но милостив Господь, и вот через десятилетия храм словно заново родился.

Строили наши предки на века, поэтому, когда в начале XXI века сюда приехал игумен Николай с братией, пред ними предстала картина скорее не разрушенного храма, а опустошенного: снесенные купола, выбитые окна, полная пустота внутри… Восстановить этот огромный собор, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, удалось только спустя семь лет. Сегодня все крупные строительные работы завершены – остались мелкие, косметические и самые приятные: повесить уже приготовленную икону, закончить настенную роспись – все это последние важные штрихи.

Покровский собор прекрасен при взгляде с любой точки. Можно неустанно любоваться им утром, когда нежные солнечные лучи восходящего солнца подкрашивают белоснежный храм теплыми розовыми и оранжевыми бликами. Можно уйти за несколько километров, на монастырские холмы, и встречать, словно плывущий по реке Ашкадар, храм-корабль.

В конце XIX века в храме было образовано сестричество, которое, разрастаясь с каждым годом, к началу ХХ века переросло в женский монастырь. Был сначала построен деревянный храм в честь святителя Николая, и уже после 1900 года, когда умер Дмитрий Эннатский, София решила строить этот красивый собор.

Оценивая величие собора, легко можно представить, как когда-то в монастыре проживало более трехсот сестер. На огромных монастырских угодьях располагался чудный сад, где росли яблоки разных сортов, малина, слива, смородина. В Малинке, как называли сестры участок леса, держали пчел, а в конце деревни стояли мельницы. Были и своя пекарня, и мастерские, из которых особо славились швейные.

Настоятельницей этой славной обители была матушка Зосима, в 2006 году прославленная в святом сонме преподобных. Когда в 1923 году большевики разгоняли сестер монастыря, а сам храм закрывали, матушке Зосиме было уже за 100 лет. Скончалась же святая угодница Божия на 116-ом году жизни. Удивительной была ее жизнь – такой же удивительной, как и ее любовь ко Господу.

Преподобная Зосима Эннатская

Имя Зосима в переводе с греческого обозначает «живой». Удивительная святая Уфимской епархии, преподобная Зосима Эннатская, прожила на земле 115 лет. Родилась она 1 марта 1820, а скончалась 1 марта 1935 года, будучи схимницей Покрово-Эннатского женского монастыря. Сегодня обитель как величайшую святыню хранит ее чудотворные мощи, а люди, притекающие к ним, желают узнать о старице как можно больше.

С детства отличалась подвижница кротостью, молчаливостью и отрешенностью от мирской суеты. Шли годы, Евдокии (так звали ее в миру) прочили замужество, но девица решительно отказывалась. Тогда отец выпорол ее плетью, и послушная дочь вышла замуж за небогатого и богобоязненного парня. Позже мужа убили на русско-турецкой войне, а единственный сын погиб на охоте. Оставшаяся вдовой невестка позже стала келейницей старицы и не покинула ее до самой кончины. Так по Божиему промыслу Авдотья, как звали ее на селе, пришла в монастырь уже в зрелом возрасте.

Известно, что Евдокия неоднократно ходила пешком через Турцию в Иерусалим. Последний раз она была там в 1912 году. Видя схождение Благодатного Огня, она совершенно устремилась в свет Господа Иисуса Христа. Непрестанно молясь, полюбив тишину и уединение, в нескольких километрах от обители она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеления. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней в честь Святой Троицы.

«Вода из источника, который она ископала, целебная, – рассказывает игумен Покрово-Эннатского монастыря отец Николай (Чернышов). – Самое интересное, что больше исцелений получают мусульмане. Но, может быть, это оттого, что православные паломники приехали-уехали, мы и не знаем, что произошло дальше, а люди, живущие здесь, возвращаются в монастырь и рассказывают о благодатной помощи, которую получили».

Когда наступило время гонений на Церковь, матушка Евникия – таково было ее имя при принятии монашеского пострига – приблизительно в 1919 году приняла великую схиму с именем Зосима. С тех пор она уже до конца дней своих спала в кипарисовом гробу, привезенным ею некогда из Иерусалима.

Вскоре монастырь разогнали, и матушке пришлось переехать в дом одного благочестивого семейства. У маленькой кельи во дворе всегда толпилось много народу, приезжавшего к матушке Зосиме со всей России. Ночью старица Зосима молилась, а днем к ней как к «живому храму», как к святому источнику текли вереницы людей не только из Оренбургской, но и из соседних – Уфимской, Челябинской, Самарской и Саратовской областей.

Насельники монастыря часто ездят со святыми мощами по разным городам России. «И вот, когда мы снова приехали в Оренбург, – рассказывает отец Николай, – произошло такое чудо. Мать и дочь пришли к мощам. У 28-летней дочери признали рак груди и должны были делать операцию. Кафедральный собор, куда мы привезли мощи, был открыт всю неделю день и ночь. Они остались в храме на ночь перед операцией и молились, а мы уехали, так и не зная, что случилось потом.

Но когда через две недели мы вернулись, чтобы переехать в другое крыло Оренбургской епархии, то остановились опять в кафедральном соборе, чтобы мощи преподобной Зосимы переночевали в этом храме. И вот эта пожилая женщина с настоящим ревом подошла ко мне. Проплакавшись, она рассказала, что когда ее дочь пришла на операцию, врачи ее вновь обследовали и не нашли опухоли. На другой день эта женщина принесла целую горсть золотых украшений и пожертвовала матушке Зосиме, положив в раку.

Другой случай чудесной помощи матушки Зосимы в наши дни произошел в Орске. «Подошел молодой мужчина, лет двадцати пяти, – вспоминает отец Николай, – и сказал, что у него родился сын и не дышит – легкие не раскрылись, и пришлось подключить аппарат искусственного дыхания. Я ему посоветовал: сейчас закрывается храм, давай попросим, и ты останешься один и помолишься. Утром, когда мы уже уезжали и стали выносить мощи, он откуда-то вынырнул и говорит: «Батюшка! По молитвам преподобной Зосимы ребенок задышал!»

Еще при жизни святая старица исцеляла болезни ног, бесноватых, которых к ней привозили в цепях. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, ведомы были события, поступки, мысли людей. Преподобная провидела будущее и помогала всем, кто к ней обращался.

Вот одна из историй, случившихся при жизни матушки, которую можно назвать пророческой. Однажды, уже в советское время, к ней за советом пришел мужик, который был наслышан о благодатной помощи святой. А матушка Зосима его спрашивает:

– Аким, зачем ты ко мне пришел?

– Как жить и спастись нам, матушка?

Она в ответ:

– Разве мы спасемся? Купим акафист и положим за сундук, не прочитав.

Дала наставление, и он ушел. В скором времени верные люди посоветовали ему уехать, ибо он был в списке на раскулачивание за веру во Христа. Распродав имущество, ночью быстро стали загружать оставшийся скарб на подводу. Когда он отодвинул сундук, то нашел за ним акафист и только тогда уразумел, что имела в виду матушка Зосима.

Покрово-Эннатский монастырь села Дедово Уфимской епархии; Рака с мощами преподобной Зосимы Эннатской

Незадолго до кончины старица объявила своим близким:

– Когда родилась, тогда и умру. Вы смерти моей не увидите. Через три дня после похорон придут чекисты, могилку мою раскопают, в гробу будут что-то искать. Ничего не найдут. Меня перевернут лицом вниз, а вас всех арестуют, кроме одного человека. Вы не скорбите; коли будет так, значит, я у Бога достойная, а если нет – плачьте обо мне – погибла я.

Именно так все и вышло. Умерла старица 1 марта – в свой день рождения. Была ночь, и смерти ее никто не видел. Кто-то заявил в ГПУ, что с матушкой в могилу положили много золота. После похорон чекисты раскопали могилу, открыли гроб, развили ее (монахов по смерти облачают и свивают мантией). Ничего не нашли. Всех духовных чад ее вскоре арестовали, лишь один сумел чудом скрыться.

Святая старица Зосима советовала, чтобы к ней приходили, когда будет плохо. И по кончине ее потянулись люди к убогой могилке. Несли свое горе, просили благословения, спешили сюда со своими духовными и телесными недугами. Ныне святые мощи преподобной старицы Зосимы находятся в Покрово-Эннатском мужском монастыре села Дедово, откуда и начинался ее иноческий путь.

•В других номерах:•

№8 (120) / 10 •февраля• ‘16

Паломничество

Ворота Старого города

Беседовала Светлана Ладина

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Паломничество

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Материал подготовила Марина Буханова, прихожанка и добровольный помощник монастыря во имя святого Георгия в Помории (Болгария)

Нарыстау — это знаменитая мусульманская святыня.
На вершине Нарыстау находится красивый памятник из черного камня с именами сахабов (соратники пророка Мухаммада), окруженная ажурной белой юртой. Рядом с Нарыстау высится Женская гора, на которой исполняются женские желания.
У подножия Нарыстау находится святой источник – Изге Гали, известный своими исцеляющими свойствами (с ионами серебра).
О лечебных свойствах воды из этого родника известно далеко за пределами Башкортостана. Поклониться святым и лечиться святой водой из родника к подножию горы Нарыстау еще в древние времена приезжали паломники со всего мира. Добирались на верблюдах, ишаках, а кто и пешком.
Из воспоминаний местных жителей: «Здешний мулла совершил хадж, и, когда в Мекке узнали, откуда он приехал, удивились: ведь у вас есть место, куда мусульмане должны в непременном порядке совершать паломничество — это горы Идукая и святой источник! И мулла на это ответил так: наш источник — для тела, а Мекка и Медина — для души»

Маршрут:

  • 9.00 — выезд из Уфы
  • Завтрак в кафе (дополнительная плата)
  • Посещение водопада Шарлама (в весенний период)
  • Посещение горы Сатыр — тау и озера Аслыкуль (в летний период)
  • Посещение мечети, подъем на гору Нарыстау, окунание в купели со святой водой, набор воды в священном источнике
  • Возвращение в Уфу

В поездке вас ждёт знакомство в автобусе, тёплое дружеское общение, информация о святых местах, ответы на вопросы.

Стоимость тура:

Сборная группа – 1 750 руб./чел.

Для готовых групп от 12 человек стоимость рассчитывается индивидуально.

В стоимость входит:
— трансфер
— регистрация группы в МЧС
— сопровождение экскурсовода
— экскурсионная программа
— организация тура В стоимость не входит:

— питание в дороге
— проживание
— любые изменения программы, влекущие дополнительные расходы

Памятка туристу:

С собой: термос с чаем, водичка, перекус, полотенце, купальные костюмы, для женщин сорочку (женщинам желательно взять юбку, платок — для посещения мечети — по желанию).

ПРИМЕЧАНИЕ: тур состоится при наборе группы от 10 человек. Компания оставляет за собой право вносить изменения в последовательность выполнения программы без изменения объема предоставляемых услуг. Продолжительность ее отдельных элементов может меняться накануне выезда и в процессе выполнения тура. Элементы программы, зависящие от погодно-климатических условий и неподконтрольных организатору действий служб и организаций (дорожных, местной администрации и т.п.) могут быть исключены из программы, исходя из реальной обстановки на маршруте.

Бронирование

Для предварительного бронирования заполните форму ниже. После обработки заявки с вами свяжется менеджер для подтверждения брони и уточнения нюансов.

Если по какой-то причине вы не нашли интересующий Вас маршрут или пакетный тур, то наверняка наши менеджеры смогут подобрать его в индивидуальном порядке. Просто свяжитесь с нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *