Святая

Кто такие святые и что такое икона. Гость — отец Дмитрий Смирнов.

Ведущая «Вестей ФМ» — Анна Шафран.

Шафран: Отец Дмитрий, кто такие святые?

Отец Дмитрий: Обычно в таком вульгарном сознании святыми именуют очень-очень хороших людей. В каждом народе есть такое представление. И эти представления очень близки, потому что мы как-то различаем негодяев и людей, с которыми вообще невозможно общаться. А есть наоборот.

С точки зрения христианской, церковной, это определение неточное, потому что это — качество души человека, это уже есть продукт святости. А святой — это тот человек, мотивом поступков, слов, мыслей и даже чувств которого являются не обычные страсти человека, потому что каждый человек управляется тоже духами — духом гнева, духом зависти, духом сребролюбия, духом объедения. И вот что духи ему диктуют, то он исполняет и думает, что такова его воля. На самом деле, он полностью порабощен. Особенно это заметно на таких вещах, как, допустим, табак, что человек не может часа прожить, он испытывает дискомфорт, ему надо покурить, он раб сушеных листьев. Или сейчас вообще нарезанной бумаги с отдушками всякими. Он теряет свободу.

Святой человек — это тот, над кем вот эти страсти не властвуют. А он руководствуется в своей жизни повелениями Духа Святого, который в нем живет, который ему и диктует его мысли, чувства, слова и поступки. И вот это уже отражается в качестве жизни, в общении с людьми. Потому что это идет от Бога. Дух Святой — третья ипостась Святой Троицы. Этот человек является проводником воли Божией, проводником благости Божией и даже порой проводником того, что Господь хочет сказать другому. Поэтому быть святым — это значит быть сосудом для Святого Духа. И чем ближе к апостольскому времени, тем таких людей больше.

Сейчас это вообще редкое явление. Но, тем не менее, даже человек еще в жизни не достигший никакой святости, в силу того, что всех создал Бог, каждый человек по своей природе имеет внутри себя некие интуитивные ощущения о том, как настоящий человек должен поступать.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии «Вестей ФМ»

Иоанн был уже пожилым человеком, когда писал первое послание. С высоты своего огромного духовного опыта он взирал на жизнь верующих и видел, с каким множеством проблем они сталкиваются! Эти проблемы создавались лжеверующими, которые заявляли, что знают Бога, но грешили и ненавидели людей. Эти проблемы происходили из-за лжеучений, провозглашавших, что Иисус не приходил на землю во плоти; из-за разделений, когда недовольные церковью люди навсегда покидали ее .

Обилие проблем вызывало у верующих множество мучительных вопросов, и на них нужно было дать ответ. Апостол Иоанн писал свое послание чтобы способствовать радости верующих (1:4), их возрастанию в святости (2:1), защите от лжеучителей (2:26), уверенности в спасении.

Одной из главных была проблема несовершенства верующих. Они согрешали и не знали, хватит ли у Бога терпения их прощать, не истощили ли они Божью благодать, имеют ли они право впредь называться детьми Божьими?

Иоанн обращается с великой нежностью к детям Божьим: «деточки мои, (так звучит дословно в греческом оригинале!) сие пишу вам, чтобы вы не согрешали!» Каждый отец и мать желают видеть своих детей радостными и здоровыми. Их бы печалила постоянная болезнь детей. Так и подлинный духовный отец Иоанн желает своим детям духовного здоровья — святости.

В этом стихе Иоанн указывает на два источника обретения святости – апостольское учение и ходатайство Христа. О них и пойдет речь далее.

Святость обретается через послушание Апостольскому учению

«сие пишу вам, чтобы вы не согрешали»

Апостол Иоанн пишет послание с целью сохранения церкви от греха. Быть правильно информированным – важная составляющая часть в борьбе за святость. Предупрежден – значит вооружен. Иоанн указывает на три момента в апостольском учении, которые способствуют возрастанию в святости.

1.2. Святости способствует верное понимание Божьей природы.

Хотя Божья природа непостижима нашим разумом, ее основное свойство все же достаточно ясно открыто верующим: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5).

Как свет не смешивается ни с чем, и, освещая кучу мусора, нисколько при этом не загрязняется, так и Бог «не смешивается» ни с чем греховным и несовершенным. Он абсолютно свят и находит в этом огромное удовольствие.

Если мы желаем иметь живое общение с Богом и получать от Него милость и помощь, мы должны уподобляться Ему в святости, насколько это возможно в земных условиях. Альтернативой святости может быть только греховная тьма «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Иоан.1:6).

В контексте послания слово «грешить» означает вполне конкретные деяния: заявлять об общении с Богом и в то же самое время ненавидеть братьев, не соблюдать Христовых заповедей, любить мир с его похотями, отрицать божественную или человеческую природу Христа, принимать лжеучение. Все вышеперечисленное мерзостно для Бога. Человек, свободно живущий в грехе, тем самым показывает, что он чужой Богу. Но сердце, преклонившееся пред величием Бога, будет делать для Него приятное — стремиться к святости.

1.3. Святости жизни способствует неизбежная встреча со Христом

Встретить Христа – заветное желание верующего. Оно то и побуждает его очищать себя: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист (1Иоан.3:2,3).

31 июля мне довелось побывать в Оренбургской области на праздновании 100-летия села Сузаново. Село было основано меннонитом Иваном Петерсом, и в советское время там проживало около тысячи немцев. Практически все они в конце 80-х выехали в Германию, и на их место приехали русские, украинцы, южане…

На юбилей ожидался приезд губернатора. Незадолго до праздника улицы села засыпали гравием, скосили бурьян около подворий, устроили большую сцену во дворе школы. Желание не ударить в грязь лицом перед губернатором подвигло местное начальство изыскать средства на реставрацию села.

Ожидать Господа славы намного важнее, чем высокопоставленного чиновника, и, понимая это, дитя Божие очищает себя от всего, что может не понравиться Господу.

1.4. Святости способствует возрожденная природа верующего.

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9).

Между религиозностью и рождением свыше существует такое же огромное различие, как между живыми и искусственными цветами. С виду красивы и те и другие, только в одних есть жизнь, в других ее нет. Точно так же и с людьми – различие лежит в обладании Божьей жизнью внутри. За ней остается решающее слово в борьбе за святость. Новая природа побуждает к святому образу жизни и противится устремлениям плоти.

Когда верующие грешат, они терпят угрызения совести, лишаются благословения, между ними и Богом возникает стена отчуждения. Они не могут постоянно пребывать в грехе, особенно если подвергнутся обличению. «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование , какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор.7:9-11)

Неважно, согрешил ли христианин обдуманно или нет, по мелочи или по крупному, он должен прибегнуть за помощью к Христу, и в Нем он всегда имеет возможность начать все сначала. Христос нужен нам как Спаситель не только в начале пути, но и на всем его протяжении.

Святости способствует непрестанное ходатайство Христа

Апостол Иоанн сознает, что даже при самом серьезном отношении к освящению, дети Божии будут согрешать. Меня глубоко тронуло признание короля проповедников Сперджена о крайнем несовершенстве детей Божьих:»Я посмотрел на свои проповеди и на множество своих трудов для Господа, но едва ли найдется хоть что-то из этого, о чем я осмелился бы думать без слез: все они оказались пораженными грехом и моим несовершенством. Когда я думаю о любом деле, которое я когда –либо совершил для Бога, то я могу только молить: «О Боже, прости беззаконие моих святых дел!»

Если бы ни жертва Христа, мы бы не имели надежды на прощение и очищение:

«…а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за всего мира» (1Иоан.2:1,2).

В этом чудесном тексте показано четыре славных качества Христа — нашего защитника пред непревзойденной святостью Бога.

2.1. Иисус является нашим доступным защитником

«а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая»…

Из этого «мы», к которому обращено слово Иоанна, исключений нет. Молодые и старые христиане, опытные и только что вступившие на путь спасения, — все нуждаются в ходатайственном служении Христа. И каждый из них, без оговорок, без всяких «если», «возможно», «кажется» имеет чудесного защитника в любое время дня и ночи. Он доступен без всяких условий. Стоит только обратиться к Нему — и Он уже рядом. Он не пожалуется на Свою занятость, на сложность нашего дела, на то, что мы не можем как следует отблагодарить Его за услуги. Он не упрекнет за исповеданное прегрешение. В наших болезнях и немощах, в падениях и отчаянии Он всегда на нашей стороне!

Лютер писал: «Многие погибнут из-за нежелания использовать притяжательное местоимение»!

Они не верят, а потому и не говорят: «Христос умер за меня, Он является и моим Спасителем!».

Дети же Божии охотно используют местоимение «мой» по отношению ко Христу. Это является наилучшим свидетельством их спасающей веры. Ее показал апостол Фома, сказавший явившемуся на помощь Христу: «Господь и Бог мой!». Глубокие волнующие чувства сопричастности Христу испытываем и мы:

В часы тревог, унынья и сомненья,

Не видя света, света пред собой,

Душа болит, терзается в волненьи…

Спешу, Господь, прийти к Тебе с мольбой!

Как счастлив я, что я Христа имею!

Как счастлив я, что Он всегда со мной!

Живу я Им, об этом не жалею.

Как счастлив я, что Он со мной, Друг мой!

О образ дивный, кроткий и смиренный,

Христос Господь, живи во мне всегда,

Чтоб в сердце был моем запечатленный,

Не дал упасть под тяжестью креста.

К кому пойду я в горести сердечной,

С участьем кто протянет руку мне?

Лишь Ты один с любовью бесконечной

Меня простил, меня привлек к Себе.

Но мне порой так тяжело бывает,

И кажется, оставил Бог меня.

Но вновь душа словам Твоим внимает:

«Я не оставлю, Я люблю тебя».

2.2. Христос является нашим единственным защитником.

«имеем ходатая пред Отцом»

В известном смысле связи многое решают. На одном из интернет-форумов обсуждался вопрос: как стать нотариусом? Один человек писал: «Да кто тебя туда с улицы пустит, бабки есть? Связи есть? Если нет, то не пытайся! Иди, отпаши сначала помощником нотариуса, присмотрись! Это хорошие деньги — там чужих нет!» Как без связей не станешь нотариусом, так без Христа невозможно прийти к Богу и стать святым.

Невероятно близкое отношение к Всемогущему Богу обеспечивает Христу успех ходатайственного служения: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3).

Нашему Защитнику не нужно назначать время для встречи с Богом. Он единственный, Кто сидит рядом с Вседержителем и говорит с Ним на равных. В видениях на острове Патмос Иоанн Богослов не заметил рядом с Богом на престоле ни Марии, ни Петра, ни Павла — только Агнец восседал на нем, а спасенные люди и ангелы стояли вокруг в глубоком почтении и неизреченной радости.

Иисус — Единственный, Кого Отец бесконечно любит, и потому не отклонит ни одно Его прошение за искупленных. «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь (Иоан.5:20).

Иисус единственный, Чьим аргументом в ходатайстве невозможно пренебречь. Это аргумент Голгофского креста. Небесный Отец в полноте знает цену креста и ради жертвы Сына не отнимает Своей милости от церкви: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:11-14).

2.3. Иисус является нашим эффективным защитником

«мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»…

На компетентных защитников спрос всегда огромен. Их задача — найти аргументы, на основании которых они могут отстоять интересы подзащитного, чтобы оправдать его, либо значительно смягчить обвинения. Адвокат должен уметь воздействовать на судей силой убеждения и аргументов.

Однажды знаменитый русский адвокат Ф.Н. Плевако участвовал в защите старушки, вина которой состояла в краже жестяного чайника стоимостью 50 копеек. Прокурор, зная, кто будет выступать адвокатом, решил заранее парализовать влияние речи защитника, и сам высказал все, что можно было сказать в пользу подсудимой: бедная старушка, нужда горькая, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, и, если позволить людям посягать на нее, страна погибнет. Выслушав прокурора, поднялся Плевако и сказал: «Много бед и испытаний пришлось перетерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Естественно, старушка была оправдана.

Если земному защитнику удавалось успешно защищать виновных, неужели это не под силу защитнику Небесному? Библия говорит: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33,34).

Чтобы верующие твердо помнили об этом, Иоанн приводит все титулы Сына Божьего: «Иисуса Христа, Праведника».

Имя «Иисус» по-еврейски означает Спаситель. Это имя Ему дали при рождении по повелению Ангела и Он многократно оправдал его! Иисус любил говорить о Себе как о Спасителе: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Матф.18:11).

Он не только говорил о Себе, как о Спасителе, но и совершал бесчисленные дела по спасению людей:

Он спасал Своих учеников от нападок фарисеев,

Он спас грешницу от неминуемой смерти,

Он спас одержимого в Гадаре от тирании бесов,

Он защитил право родителей приносить и приводить к Нему детей за благословением.

Он защитил своих учеников от угрозы вечной погибели

На Голгофе, прося о распинающих Его, он защитил их от неминуемой гибели.

Он не откажется и нас защитить, сколько бы раз, и с какой бы бедой мы ни пришли к Нему. Никто не должен допустить мысли, что Христос изменит Своему призванию защитника, потому что это служение неблагодарное и обременительное, потому что, получая оправдание даром, мы не оцениваем Его труд по достоинству, потому что мы слишком часто надоедаем Ему своими проблемами. А вдруг после 2000 лет непрестанной работы Он уже выработал трудовой стаж, чтобы отправиться на заслуженный отдых? Нет и нет! Его титул – Мессия (Помазанный) говорит о Его призвании к служению защитника. И по-другому Он обходиться с нами не может!

Сперджен вспоминал: «…раньше мне казалось, что Христос жесток и злобен. Сейчас я не могу простить себе, что когда-то так плохо думал о Нем. С какой любовью Он принял меня, когда я пришел к Нему я думал, Он будет бить меня, но при виде меня Он не сжал кулаки от злости, а распростер свои объятья в милости… Его глаза были полны слез. Он припал к моей щеке и поцеловал меня».

На эффективность служения защитника указывает также Его характер — «праведник» Из-за безупречного, праведного образа жизни Христа никто ни на небе, ни на земле не может заявить Ему отвод. Праведность Христа была испытана со всех сторон. Его искушал сатана, но Он не поддался ему ни на одно искушение. Его искушали враги, и они были вынуждены признать Его правоту и силу. Он никогда не преследовал Своей цели, не осуществлял своих желаний, грех Ему был всегда мерзок. Он проявил беспримерное послушание Богу до смерти и смерти крестной…

Жена Пилата поняла, что Иисус — праведник Сотник, руководивший распятием Христа, понял, что Он — праведник. Христос понимает святую природу Бога, и говорит Ему о нас на языке Бога, как Бог с Богом.

«…нет ничего такого, чтобы Иисус Христос любил делать больше, чем спасать грешников… вы ошибаетесь, если думаете, что Он хочет, чтобы Его упрашивали и убеждали проявить милость – он дает ее так, словно солнца свет. Павел не проповедовал Спасителя-скрягу, доступного лишь немногим, черствого искупителя, желающего стать главой небольшой группировки, нет, он провозглашал великого Спасителя для великого количества людей, великого Спасителя для великих грешников…наш Господь Иисус Своей смертью приобрел несметные богатства прощающей благодати, настолько безграничной, что никакая вина не может превзойти действенность его драгоценной Крови…»

Последние слова Сперджена особенно важны! Отказаться защищать кого-либо из искупленных означало бы для Христа аннулировать Свой великий труд. Разве Он на это когда-нибудь пойдет? Разве Он может отречься от Своего имени и Своего помазания? Никогда! Мы имеем в ходатайственном служении Христе источник для омытия грехов. Апостол Иоанн увещевал детей Божьих: «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:7-10). Вот почему вы можете постоянно приходить ко Христу для очищения и Он никогда не устанет защищать и освящать вас. Он алчущих исполняет благ, и только самодовольных отпускает ни с чем.

«Дорогой наш Спаситель! Без святости ни одна душа не увидит Тебя, не вкусит сокровенных райских благ. Как бы мы не старались, у нас будут случаться досадные промахи, нас будет одолевать временами греховная природа, будет искушать мир и дьявол. Слава Тебе, что в данном Тобой апостольском учении и в Твоей крестной смерти за грехи наши мы находим наше очищение! Прости, милосердный, наши вольные и невольные прегрешения, надели нас силой Святого Духа жить достойно, по Евангелию и пусть умножается день ото дня наша любовь к Тебе, а вместе с нею и наша освящение»! Аминь!

Рягузов В. С.

Вам так же может быть интересно:

духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную.

о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе.

Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый — что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место — Господь над нами — садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи!

Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово — аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. Седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник.

Новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. Святая неделя, пасхальная, пасха. Святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. Наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. Свят Бог, или: как свят Бог! божба. Святая ж. пасха, светлое Христово воскресенье, велик-день. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу — а Дмитриев по голу, и Святая по тому. Святая пришла, благодать Божью принесла. На Святой да на Блоговещенье солнышко на восходе играет. Не навеки и Святая. В заутреню на Святой можно застать и увидать домового в хлеву. От Святой до Вознесенья люди христосуются. Святость ж. состоянье святого. Святость присяги; — церкви.

Стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. Святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. Помни день субботний, еже святити его, Исх .

Освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. На Иордань пошли, воду святить. Новые знамена святили. Священные, свяченые просвиры. Несвяченной иконе не молятся. Ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. Хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. Да святится имя Твое!

Освящаться или быть святиму. Священье, действ. по глаг. Святец м. стар. святой, праведный муж Святче Божий! привет монаху.

Святоша, ханжа, лицемер. Святки м. мн. время от Рождества до Крещенья. Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани. Славят Христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. Гадают о зиме, по печени и селезенке. О Святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. Темные Святки — молочные коровы; светлые Святки-ноские куры. Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить-уродится слепой. Святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. Святочные игры, песни. Святочничать, праздновать Святки.

Арх. вят. святки. Святина ж. сиб. освященье храма, церкви. Быть на святине. Святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. Береги совесть, как святыню. Священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. Святынный, к святыне относящ. Святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы.

Двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. Он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. Не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! Святик влад. святой ключ, родник, колодезь. Святиковой водицы испить. Над святиком ставят часовенку. У нас медведь пить ходит на святик. Святоша об. стар. святой или угодник, праведник.

Ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек.

Святоша, орл. нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое Богопочитание. Святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. Святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. Святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. Священный, святой;

освященный;

вообще священнослужители. Священство встретило царя со крестами и хоругвями. Священье твер. освященье, напр. церкви. Священничать, быть священником; священствовать, то же;

собственно священнодействовать. Священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. Наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. Муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа Св. Василия. Святожительные монахи. Монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. Святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. Святопомазанный, -ник, православный государь. Святопочивший, блаженной памяти. Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ.

*Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства;

получивший откровение тайн сих. — ученик, последователь -учителя, наставника веры.

Владыка Павел: «Гонка за чудесами не путь святости. Это путь глупости»

В День святого Николая мы решили разобраться, что же такое святость и каковы шансы у современного человека стать святым. На наши вопросы отвечает духовный наставник, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

— Владыка, объясните, пожалуйста: апостол Павел говорит всем христианам: «Вы святы». Что Церковь свята — ясно и понятно. Что угодники Божии, которые с икон на нас смотрят, святы — тоже ясно. Они в пустыню уходили, гонимы были, а порой и убиты за веру. Но вот представить себя в образе святого угодника, ну или соседа дядю Васю, который и в церковь ходил раза два в жизни? Ну уж нет! Какие из нас святые угодники? Это невозможно!

— Почему невозможно? Достичь святости очень просто. Знаете ли вы, что люди счастливее дьявола? Потому что они имеют возможность покаяния, молитвы, ежедневного очищения от греховных помыслов и поступков. Это и есть путь к святости. Живите по заповедям — и будете святы. Что может быть проще? Не имейте идолов, поклоняйтесь единому Богу. Чтите воскресенье, потому что Господь, сотворив мир, на седьмой день почил от дел своих, Христос же воскрес. Это так легко! Не завидуйте, не прелюбодействуйте, не смотрите с вожделением, не злословьте. Все эти заповеди просты, но нужно только захотеть их исполнять. Захотеть! Святая жизнь — это всецелая преданность человека Богу. Волевое решение: мне без Бога нельзя.
Святость начинается в момент, когда мы приносим себя в дар Богу, делаемся Его собственностью, говорит нам митрополит Антоний Сурожский. Хотя, конечно, это не делает нас автоматически святыми! Святость человека была и будет сочетаться с какой-то долей греховности, однако человек Божий, признавая, что в нем еще есть несовершенство, уже стремится к изменениям, переработке своих греховных качеств, которые постепенно должны исчезнуть.

— А можно ли считать младенца святым? Ведь он еще ничего не сделал греховного?

— Даже младенец «заражен» первородным грехом. «Нет человека, который не согрешит», —говорит Христос. При этом Сам же добавляет: «Не запрещайте ко мне приходить детям». Младенец сам не может прийти, потому на седьмой день после его рождения родители приносят его в храм и «смывают» первородный грех Таинством крещения и миропомазания. Только после этого обновляется его жизненная стезя и действует благодать Святого Духа. После чего, действительно, ребенок до семи лет — маленький ангел. А с семи лет, чтобы поддерживать это состояние, родители водят ребенка на исповедь и причастие и сами показывают личным примером стремление к святости.

КАЖДЫЙ ВЕЧЕР — ОТЧЕТ ЗА ДЕНЬ

— Стремление показать можно, а вот как жить, если нет такого дня, чтобы мы не грешили: там обидел, там подумал не так, прогневался. Это нереально.

— Как раз очень реально! Станьте перед иконой сегодня и вспомните, что хорошего вы сделали и сколько сделали противоестественного своей душе и Богу. Станьте завтра и снова посмотрите на свою жизнь. Вы заметите, что вчера вы были чище, лучше. Потому что вчера еще Господь не открыл, что вы гневались и осуждали. А сегодня все иначе. Чем больше подходишь к свету, тем больше видны изъяны. У каждого верующего наступает момент, когда он смотрит на свою душу и в ужасе восклицает: «Какой я грязный! Как я могу так жить! Как Бог меня, такого уродца из навоза земного, терпит?!» Вот первый признак того, что вы идете ко Христу, это первый шаг к святости. Так Дух Святой очищает и дает возможность увидеть, что сам ты немощен. И все твои ощущения собственной значимости — пустота, иллюзия. Потому что она — без Бога. А теперь представь, днем ты пил, гулял с друзьями, а ночью придет «подруга нежданная» — здравствуй, я смерть, идем. И где твой мир? Где твои друзья? Где твои собутыльники-знакомые? В лучшем случае придут подержаться за гроб. А Христос всегда с тобой рядом. Потому, принимая решение что-либо сделать, думай: что бы сказал на это Христос, ведь Его мнение — самое важное. Потому что оно вечное. Как часто бывает, начинаешь себя жалеть — устал, немощен, полежать бы… Нет! Гнать от себя лень-матушку поганой метлой. Встал, взял себя в руки и пошел молиться и трудиться. Чтобы Христу было что о тебе сказать!
какого старца нужно слушать?

— Владыка, сегодня так модно ездить по скитам в поисках святых старцев, которые должны научить тебя уму-разуму. Как понять, святой этот старец или нет? Нужно ли его слушать?

— Вот! Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, почему так мало осталось старцев, он лишь спросил: «А вы готовы их слушать?» Хочешь дружить с миром — будет вражда с Богом. Однако и в миру святых людей любят. Самые последние грешники любят святых людей. Потому что от них мир Божий идет. Подержишься за руку, посидишь возле такого человека — и на душе легче. Ощущение — словно общался с ангелом. У нас в Киево-Печерской лавре есть духовник отец Авраамий, старец старой лавры, затворник. Он никогда никого не осудил. Своим духовным чадам дает один поклон в наказание и говорит: «Знаю, вам же трудно. Сделайте один поклон, остальное я за вас сделаю». Что такое земная жизнь? Это училище благочестия. А жития святых людей — это есть примеры прохождения школы благочестия. Изучай и бери с них пример! Однако людям всегда интересней узнать, когда кто выйдет замуж, будут ли дети, чем знать, что ты грешен и забыл, когда исповедовался. Потому и прежде, и теперь хватает лжепророков и лжесвятых.

КАКОЙ СВЯТОЙ «КРУЧЕ»

— Тогда, выражаясь языком молодежи, какой же святой «круче»? К кому обращаться за помощью и ходатайством пред Господом?

Реклама

— «Круче» тот, кому ты молишься от души. Когда подходишь к иконе, к мощам и чувствуешь там тепло, мир — там ваше место, там ваш так называемый самый «крутой» святой. Сегодня все стоят в очереди к Матронушке или еще к кому другому — чтобы бизнес хорошо шел, чтоб деньги были, чтобы замуж выйти. Причем, как говорил Остап Бендер: «Я бы и рад взять частями, но мне сейчас и все сразу надо». Чуть ли не за грудки ее готовы трясти: «Давай, помогай сейчас, ты же святая!» Такие заявления очень похожи на фразы, которые кричали Христу: «Если ты Бог, сойди с креста!» Гонка за чудесами не путь святости. Это путь глупости.

— Как сейчас становятся святыми?

— Только Господь знает всех святых. На земле же святыми признают людей только после их смерти и только если на месте их погребения начинают происходить чудеса, исцеления. Один из признаков святости — нетление мощей. Но вскрывать гроб дозволяется только через 30 лет. Далее Священный Синод издает постановление и отправляет все документы в специальную комиссию по канонизации святых. Комиссия делает запросы в специальные органы: не состоял ли в политических баталиях в советское время, не участвовал ли в расколе церкви, не отрекся ли от веры под давлением и пытками НКВД. Если никаких негативных данных о человеке нет, мощи приводят в надлежащий вид, помещают в раку, пишется тропарь и кондак (гимны величания святому), и устанавливается чин прославления. Происходит последняя заупокойная лития, читается житие, тропарь и кондак — и умершего причисляют к лику святых. Главное, что все святые прежде были людьми. Словом, стать святым вовсе не так нереально, как вам кажется на первый взгляд. Главное — захотеть!

КАКИЕ БЫВАЮТ ЧИНЫ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ

ПРОРОКИ — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла (например, Илия, Иоанн Предтеча, праведная Анна).

АПОСТОЛЫ — 12 учеников Христа, которые после сошествия на них Святого Духа проповедовали по всему миру христианскую веру и 70 ближайших сподвижников Церкви (первоверховные Петр и Павел, евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ — святые, которые потрудились в обращении ко Христу стран и народов (князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена).

СВЯТИТЕЛИ — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве (Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

ПРЕПОДОБНЫЕ — уподобившиеся Господу монахи (Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Мария Египетская).

БЕССЕРЕБРЕННИКИ — служившие врачеванием (Пантелеимон, Агапит).

ПРАВЕДНЫЕ — будучи семейными людьми, вели угодную Богу жизнь (Иоаким и Анна).

Новости на эту же тему:

В Киев привезли Вифлеемский огонь Путевой дневник монаха: тайна горы Афон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *