Свято николаевский собор г стаханова

Свято-Николаевский храм – это не только удивительный исторический и архитектурный городской памятник, это его живая душа и бесценное достояние. По общеизвестным данным, в тогдашнем селении Николаевка, чуть поодаль уже давно имеющейся деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, около 1898 года осуществилась закладка и началось строительство нового каменного пятикупольного Свято-Николаевского храма с колокольней над притвором. Строительство храма осуществлялось по проекту архитектора Петра Николаевича Савельева (9 окт. 1836 г.-+12 июн. 1908 г.), надгробный памятник которого по сей день находится на церковной территории храма. Вероятно, Свято-Николаевский храм был основан на средства некоего помещика Николаева (по другим данным, помещика Николая Стефановича Чутина), а также на пожертвования простого народа, в основном, крестьян и ремесленников, заселивших данную местность с разных губерний Малороссии и Великороссии.

Храм, со всех сторон окруженный балками, рощами и родниками, как и само селение, расположился в довольно живописном месте недалеко от речки Камышеваха. По данным «Справочной книги Екатеринославской Епархии» (издание 1908 г.), в с. Николаевка каменная церковь была построена в 1902 году на средства администрации и рабочих Максимовского рудника с одним престолом – во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. Сооруженный храм имеет крестово-купольную форму, с полукруглой алтарной апсидой на восточной стороне. На его кровле пять куполов: один большой и четыре малых (барабан центрального купола восьмигранный, купол также восьмигранный шатровый, увенчанный маковкой с крестом). Над притвором возвышается четырехугольная колокольня с четырьмя полукруглыми проемами и с восьмигранным барабаном и восьмигранным шатровым куполом, увенчанным малой маковкой с крестом.

В западной, северной и южной части храм имеет три входные двустворчатые железные двери с папертями перед ними. В барабане центрального купола размещено восемь больших окон (4,5 м в высоту и 1,5 м в ширину). Шестнадцать больших окон таких же размеров расположены в храме: двенадцать в средней его части, два в алтаре и два в притворе, что делает храмовое помещение светлым и уютным. Одно небольшое окно имеется в пономарке, и одно — в ризнице храма. Длина храма – 37 м, ширина (в самой широкой части) – 25,5 м. Общая площадь храма – 363,5 кв.м. Фундамент и стены храма возведены из бутового камня с красным кирпичом. Снаружи стены оштукатурены с рельефными декоративными элементами. Пол средней части храма вымощен метлахской плиткой. Перед храмом сооружена входная каменная арка с тремя проемами. На колокольне нового храма установлены колокола, собиравшие своим звоном на богослужение людей со всей округи.

Известно, что в начале XX ст., в честь 300-летия возведения на всероссийский престол императора Николая II (1613-1913), перед храмом был воздвигнут постамент с бюстом царя (ныне прославленный Церковью как страстотерпец в сонме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской). Не прекращая богослужений, храм пережил тяжелые 1917-1918 гг. революционные и последующие за этим события, и только в 30-е годы ХХ ст. (возможно, в 1932 г.), при новой жесточайшей волне гонений на Церковь, храм был закрыт распоряжением местной власти. Колокола были сняты, храмовое имущество разграблено и уничтожено, а само храмовое помещение на некоторое время превращено в зернохранилище. Очень скоро здание храма пришло в большое запустение, местами прохудилась кровля, осыпалась штукатурка, но от разрушения сам храм чудесно уцелел.

Богослужение в храме возобновилось в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Около 1943 года запустевший и покинутый храм был открыт, скромными усилиями прихожан очищен и кое-как приведен в порядок. Тогда, под его темным куполом и в неотапливаемых сырых стенах, возносилась горячая слезная молитва за живых и усопших, за фронт, за Родину и будущую Победу. Но богослужения в храме в это сложное время не могли быть регулярными, в какой-то момент храм даже пострадал от пожара. Только после войны возобновились регулярные богослужения и первым послевоенным настоятелем, как известно, стал протоиерей Фёдор Васильевич Лукьянов. В 1961 году митрополит Одесский Борис (Вик), управляющий и Ворошиловградской епархией, вынужден был подписать распоряжение о присоединении Кадиевского Свято-Георгиевского прихода к Николаевской церкви п. Чутино, вследствие чего приход Свято-Николаевской церковь стал одним из самых мощных на Луганщине.

Возрождение храма и церковной жизни началось с 90-х годов ХХ ст., во многом благодаря трудам протоиерея Николая Михайловича Ромера — настоятеля Свято-Николаевского храма с 15 мая 1989 года до дня своей смерти 1 декабря 2007 года (похоронен на церковном кладбище на территории Свято-Николаевского храма).

Духовная Мудрость

# Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю. горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу (св. Иоанн Кронштадтский).

# Пост гонит врагов нашего спасения, он ужасен злодеям нашей жизни (свт. Иоанн Златоуст).

# Если мы не простим ближним, то через это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку.

# При недостатке безмолвия внешнего исчезает безмолвие внутреннее: нет тишины и спокойствия в уме и нет мира в сердце… Безмолвие отврашает умный взор человека от мирских соблазнов и направляет к внутренним состояниям души.

# Хотя празднословие всегда вредно, однако ж и строгое молчание не всегда благопотребно и полезно. Если мы, хорошо зная невинность человека, увидим его ложно обвиняемого, то неужели равнодушно сохраним свое молчание, когда одно слово правды может спасти нашего брата от неправедного суда? Когда являются люди, которые или по неразумению, или по злонамеренности неправо толкуют учение Христово и производят общий соблазн, то неужели мы в молчании попустим распространяться сему соблазну, между тем как живое исповедание нашей правой веры может заградить уста лжеучителей!

# Недостаточно только жить благочестиво и добродетельно, надобно еше заботиться о сознательном усвоении христианского учения, о христианской жизни именно надобно узнать, в чем состоят добрые дела, как должно творить их, под каким условием они могут быть богоугодны. Не знающий ничего подобного находится в опасности под именем добрых дел творить совсем не добрые или не получить никакой пользы для души от творения добрых дел, если по невежеству будет творить их без смирения, с пренебрежением других нравственных обязанностей… Кроме нравственных истин христианин обязан упражняться в познании догматов веры. Незнание их может вести к грубейшим заблуждениям, к ереси, суемудрию, к суеверию, и потому не менее пагубно, как нехристианская или ложно-христианская жизнь.

# По учению нашей Православной Церкви мы не должны осуждать родителей своих, терять к ним уважение и любовь из-за их недостатков (преп. Серафим Саровский).

# Грех расстраивает здравие души и повреждает все силы, все отправления ее. помрачает ум, расслабляет волю, заглушает голос совести до того, что грешник утрачивает понятие о различии добра и зла. Грех, подобно проказе, заразителен. Проводником греховной заразы служат гнилые речи и безнравственные поступки. Те и другие вносят семя растления в души неутвержденных в благочестии и добродетели слушателей и зрителей. Грех лишает человека мира духовного. Самолюбие — всегдашний источник их внутренних мук. Удовлетворенные нечистые желания оставляют в них скуку и пустоту, неудовлетворенные только раздражают их. По временам пробуждается в них совесть и терзает жгучими упреками.

# Иные говорят: священник худо живет. Но что тебе до этого? Ты за него не будешь отвечать, а он за тебя будет. Так молись за него. Он — тоже человек и может согрешать. Доброму учению следуй, а худому не подражай. Пастыря должно любить, как отца, почитать, как учителя, ведущего ко спасению, и благодарность к нему иметь за его труды (свт. Иоанн Златоуст).

# Не воздающие сану священников должной чести гораздо преступнее Лафана и его сообщников и достойны тягчайшего наказания. В том причина всех зол, что исчезло должное повиновение духовным начальникам, нет ни стыда, ни страха. «Повинуйтеся, — говорит Апостол, — наставникам вашим и покоряйтеся», — а ныне все извращено, ниспровергнуто…

# Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим, не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим (свт. Иоанн Златоуст).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *