Святого патрика

9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах.

17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.

Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение.

Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова «Святые древней Ирландии» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)).

***

Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского. Апостольское служение тройственно, оно предполагает учительство («научите все народы»), священнодействие («крестя их») и управление («уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (см.: Мф 28, 19–20)).

Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок. 460 г.) вероучительный фрагмент, иногда называемый «Правилом веры в Троицу Кельтской Церкви»: «Ибо нет иного Бога, и не было никогда, и никогда не будет, кроме Бога Отца, нерожденного и безначального, от Которого все имеет начало и Который господствует над всем, как мы были научены; и Его Сына Иисуса Христа, Которого мы исповедуем всегда бывшим с Отцом, Который был духовно и непостижимо рожден прежде начал времен и прежде сотворения мира и Который сотворил все видимое и невидимое. Он был соделан человеком, победил смерть и был принят на небеса Отцом, Который дал Ему всю власть над всяким именем небесных, земных и преисподних, чтобы каждый язык мог исповедать Иисуса Христа Господом и Богом, в Которого мы веруем. И мы ожидаем, что Он скоро придет снова, судить живых и мертвых, чтобы воздать каждому по делам его. И Он изливает на нас в изобилии Своего Духа Святого, дар и залог бессмертия, творящего тех, кто верит и повинуется, сынами Божиими и сонаследниками Христу. И мы исповедуем Его и поклоняемся Ему, Единому Богу в святоименной Троице».

Священнодействие, включающее в себя совершение Таинств крещения (с миропомазанием), Евхаристии, а также и рукоположение в священство. Вновь обратимся к «Исповеди» святого Патрика как к драгоценному первоисточнику: «Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе и после миропомазаны и что повсюду рукополагались клирики для них. Итак, нам надлежит расширить наши сети, чтобы мы могли великое множество и тьму людей уловить для Бога и чтобы везде могли быть клирики, крестящие и убеждающие тех, кто этого жаждет и в этом нуждается. Среди прочих была и красивейшая, счастливая, уже вполне зрелая женщина благородного происхождения из скоттов, которую я крестил (и которая) получила откровение стать невестой Христовой. Я крестил столь многие тысячи. И я ходил среди вас повсюду чтобы крестить, или рукополагать клириков, или совершать миропомазание».

Собор свт. Патрика в Арме

Церковное управление. В 445 году святой Патрик основывает главное архиепископство в Арме (Armagh) в графстве Даун. Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви.

Предназначение на миссию благовестия. Святой Патрик описывает свой личный мистический опыт: вначале ему явился в видении некий пришедший из Ирландии муж Виктор, принесший послание под названием «Голос ирландцев». И далее: «…в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали за лесом Фоклут, что у западного моря, и они взывали как одним голосом: «Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас”. И в другую ночь, «в теле ли или вне тела, — Бог знает, я не знаю” (цитирует апостола Павла — см.: 2 Кор 12, 2), я был призван еще более ясными словами, которые слышал, но не мог понять, кроме окончания сказанного, что гласило: «Тот, Кто отдал за тебя Свою жизнь, Он говорит с тобой”».

Подвиг свидетельства. Вся жизнь и подвижничество святого Патрика являются подвигом свидетельства; он сам развивает эту тему в конце «Исповеди» (которая тоже является свидетельством!): «Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом».

Чудотворение и власть над злыми духами. В «Исповеди» содержится рассказ святого о том, как по его молитве голодавшие спутники-язычники обрели свиное стадо, а затем мед. По своей скромности святой прямо не называет чудо чудом, но ирландские христианские предания рассказывают о нескольких чудесах святого Патрика. Король Лоэгайр, опасаясь за свою власть, подослал к святому убийц, но когда тот прочел гимн «Мольба оленя» (иначе «Крик оленя»), он и его спутники предстали перед убийцами в облике прекрасных оленей. Этот гимн сохранился до сих пор и, судя по архаичному ирландскому языку, может вполне принадлежать Патрику.

Место смерти Патрика было окружено множеством поющих птиц, в которых его современники увидели Ангелов. Ирландцы считают, что святой изгнал с их острова змей: он собрал их в коробку и кинул в море. Эта легенда имеет два толкования: буквальное (в Ирландии действительно не водятся змеи) и аллегорическое (победа святого Патрика над друидами и ниспровержение их учения; змея считалась одним из символов друидов. Эта легенда легла в основу иконографического образа святого Патрика — от ног святителя в разные стороны расползаются змеи.

Преследования и мученичество. Святого и основанную им общину преследовали ирландский король Лоэгайр из Тары и шотландский король Коротик из Думбартона. Святой пишет: «Святейший Бог часто избавлял меня — от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей».

Святительский подвиг также органически входит в подвиг апостольский; другое дело, что не все равноапостольные являлись святителями, но святой Патрик исполнил и святительский подвиг. Мы видим и духовную мудрость, ниспосланную от Бога, личностный подвиг аскезы (подвизание в галльских монастырях), чудотворение, смирение, милосердие. Особо выделим его противостояние с королем Коротиком: стояние за Православие и бесстрашие перед неправедными или нехристианскими властителями, а также забота о вверенной пастве являются одними из характерных черт святительского подвига.

Духовные наставники святого Патрика — святой Иоанн Кассиан и святой Герман Оксеррский. Они подвизались в Палестине, в Вифлеемской киновии, затем посетили египетские монастыри, беседовали с отшельником и духовным писателем Евагрием Понтийским, после чего прибыли в Константинополь, где пребывали под духовным наставничеством святого Иоанна Златоуста, рукоположившего Иоанна Кассиана в сан диакона, а Германа — в пресвитера. Позднее святые вернулись в Галлию.

Таковы основные грани духовного подвига святого равноапостольного Патрика. Его плоды начали появляться еще при жизни святого (на проповедь в Ирландии Господь отвел ему около шестидесяти лет!). Была создана Ирландская Церковь. Многие тысячи ирландцев обратились ко Христу: в их числе и «благородные», и местные князьки «короли» (Евграф Смирнов указывает в своей «Истории христианской Церкви», что Ирландия в первой половине VI века «уже вся была страною христианскою»). Получило начало монашество (святой Патрик не только строил церкви, но и основывал монастыри), и через это на ирландской земле укоренилась сиро-палестинская монашеская традиция, переданная святому Патрику его учителем Иоанном Кассианом. Святой Патрик даровал ирландцам алфавит и письменность и основал много христианских школ. Ученики и последователи святого Патрика продолжили его дело не только в Ирландии, но и за ее пределами, порой заново открывая свет учения Христова европейцам. В древнейших ирландских святцах (VIII век) содержалось уже триста пятьдесят имен прославленных святых. Таковы итоги миссии святого Патрика.

Христианизация Ирландии в V веке по Р.Х. — явление уникальное. Просвещение этой, совершенно дикой в то время, варварской страны произошло не «сверху», через указы римских императоров или местных королей, но благодаря многолетнему подвижничеству святого Патрика, просиявшего в апостольском служении, основавшего Ирландскую Церковь и обратившего ко Христу тысячи людей. Ряд исследователей полагает, что успеху миссии святого Патрика содействовало стремление высших слоев ирландского общества освободиться от власти друидов. Так или иначе, христианизация Ирландии прошла бескровно, и миссия святого Патрика принесла обширные плоды. Через своих учителей — святых Иоанна Кассиана и Германа Оксеррского — святой Патрик принес на ирландскую землю духовные сирийско­палестинские традиции. Служение равноапостольного Патрика находит полную аналогию с миссионерством святого апостола Павла и в целом характеризуется пастырством (учительство, священнодействие и церковное управление). Оно включает и такие аспекты, как избранность, благовестнические труды, подвиг свидетельства, дарованная от Бога мудрость, посвящение в Божественные тайны, чудотворение.

«Щит святого Патрика» знаний також як «Молитва оленів» або «Лоріка» — з латини «панцир». За переказами про цього святого, Патрик із товаришами мали пройти через ліс, у якому друїди влаштували на них засідку. Однак, ідучи лісом, вони молилися цю молитву, і друїди побачили тільки оленяче стадо, яке пройшло повз них.

Це молитва, яка використовується для захисту від всіляких впливів зла. Вона також допомагає у боротьбі з поневоленнями та духовним пригніченням. Її початкові слова (ірландською «Criost», англійською «I arise today») відомі через російський переклад, який каже «я виходжу в дорогу/ я вирушаю в путь». Тут очевидний зв’язок дороги св. Патрика через ліс і такого варіанту перекладу; однак у самій молитві немає згадки про початок шляху. «Я встаю, повстаю, воскресаю, виникаю, народжуюся, обумовлююся». Такий спектр можливих перекладів цілком прекрасний і жодним відтінком не випадає з підходу християнської віри. За потреби, початкове слово можна міняти, залежно від своїх обставин. Хтось повстає проти зла у собі чи в своєму житті; хтось починає жити заново і «воскресає» після сповіді та Причастя; когось обумовлює віра, з якої походять усі вчинки. Молімося з вірою та повним розумінням того, як і про що ми молимося. У християнстві жодний щит, навіть найбільш «патентований» іменем святого, не спрацьовує автоматично.

Щит св. Патрика

Я постаю
З великою міццю, яку дає поклик
Пресвятої Трійці,
з вірою в Троїчну Єдність,
із Творцем всесвіту.

Я постаю
з міццю Христового Втілення
і Його поховання,
з міццю Його Воскресіння
і Його Вознесіння,
з міццю Його пришестя на Судний день.

Я постаю
з силою любові серафимів,
із послухом ангелів,
зі служінням архангелів,
з надією на воскресіння по нагороді,
з молитвою Патріархів,
пророцтвами Пророків,
проголошенням Євангелія Апостолами,
вірою Ісповідників,
чистотою святих дів,
з учинками людей праведних.

Я постаю
з міццю Небес,
із ясністю сонця,
білістю снігу,
красою вогню,
зі швидкістю блискавки,
прудкістю вітру,
глибиною моря,
надійністю землі,
з твердістю скель.

Я постаю
з Божою силою, аби мене провадила,
з Божою міццю, аби мене підтримувала,
з Божою мудрістю, аби мене повчала,
з Божим оком, аби наді мною чувало,
з Божим вухом, аби мене слухало,
з Божим Словом, аби дало мені мову,
з Божою рукою, аби мене провадила,
з Божою дорогою, аби стелилася переді мною,
із Божим щитом, аби мене закривав,
із Божою армією, аби мене оберігала:
від сітей демонів,
від впадіння у вади,
від пожадань тілесних,
від кожного, хто снує плани, аби мені зашкодити,
чи близько він, а чи далеко,
чи він один, а чи їх багато.

Закликаю нині всі ці чесноти
проти всілякої ворожої безжальної сили,
яка могла би накинутись на моє тіло чи душу,
проти захоплення фальшивими пророками,
проти чорного закону поганства,
проти фальшивих законів єресей,
проти підступного поклоніння людині,
проти чар жінок, ковалів і друїдів,
проти всілякого знання, що засліплює людську душу.

Христе, оберігай мене нині
від отрути, від згоряння,
від утоплення, від поранення,
аби я міг отримати прещедру нагороду.

Христос зі мною, Христос переді мною,
Христос за мною, Христос у мені,
Христос по моїй правиці, Христос по моїй лівиці,
Христос, коли я лежу, Христос, коли я сиджу, Христос, коли я встаю.

Христос у серці кожної людини,
яка думає про мене,

Христос в устах кожної людини,
яка говорить до мене,
Христос у кожному оці,
яке мене бачить,
Христос у кожному вусі,
яке мене чує.

Я постаю нині
з великою міццю, яку дає поклик
Пресвятої Трійці,
з вірою в Трійцю в Єдності,
із Творцем всесвіту.

Спасіння приходить від Господа,
спасіння приходить від Христа:
нехай Твоє Спасіння, Господи,
залишиться з нами назавжди.

За матеріалами: stacja7

«Крест Святого Патрика» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о других значениях, см. Список крестов Святого Патрика . Не путать с Бургундским крестом .

Флаг Святого Патрика: красная солома на белом поле

Saltire Святого Патрика или Крест Святого Патрика является красным Saltire (X-образный крест) на белом поле, используемый для представления острова Ирландии или Святого Патрика , на покровителе Ирландии. На геральдическом языке это может быть эмблема Argent , или saltire gules . Флаг Святого Патрика ( Bratach Naomh Pádraig ) — это флаг, состоящий из Saltire Святого Патрика.

Связь красной соломы со Святым Патриком восходит к 1780-м годам, когда Орден Святого Патрика принял ее в качестве эмблемы. Это был британский рыцарский орден, учрежденный в 1783 году Георгом III . Было высказано предположение, что он происходит из рук могущественной династии Джеральдин или Фитцджеральдов . Большинство ирландских националистов отвергают его использование для представления Ирландии как «британского изобретения».

После его принятия Орденом Святого Патрика он стал использоваться другими учреждениями. Когда Акт Союза 1800 года присоединился к Королевству Ирландия с Королевством Великобритании , солитер был добавлен к британскому флагу, чтобы сформировать флаг Союза, который все еще используется Соединенным Королевством . Солдат иногда служил неофициально, чтобы представлять Северную Ирландию, и считался менее спорным, чем другие флаги, которые там развевались .

Остров Святого Патрика и залив Пил, вид с холма Пил.Вид на дамбу, соединяющую остров Святого Патрика с Пилом.

Остров Святого Патрика ( Мэн : Ynnys Pherick ) — это небольшой приливный остров на западном побережье острова Мэн в Ирландском море , в значительной степени занятый замком Пил и известный своими привлекательными и относительно хорошо сохранившимися историческими руинами замка .

История

Археологические исследования показали, что остров Святого Патрика постоянно проживает в эпоху поздней бронзы. Руины на острове Святого Патрика включают церковь Святого Патрика и круглую башню в ирландском стиле, бывший собор Святого Германа и более позднюю резиденцию лордов Манн . В XVIII веке древний собор пришел в упадок, и его больше никогда не восстанавливали. Крутые и скалистые края острова сделали его идеальным оборонительным форпостом. Считается, что это место, где Святой Патрик впервые ступил на остров Мэн в 444 году, возвращаясь из Ливерпуля в Ирландию. Утвердив христианство, он назначил Германа епископом для наблюдения за дальнейшим развитием церкви. Тем не менее, ведутся споры о том, возникло ли название «Остров Святого Патрика» до тринадцатого века.

Островок теперь туристический объект с крепостными стенами , работающих близко к береговой линии. Есть общественная прогулка вокруг замка, который тянется вдоль побережья островка. Это связано с городом Peel на острове Мэн по дамбе над Fenella Бич, названный в честь персонажа сэра Вальтера Скотта «s Peveril Пика . В дополнение к историческим руинам, остров частично является заповедником морской жизни.

Остров Святого Патрика первоначально назывался Инис (или Иннис ) Патраик на острове Мэн .

внешние ссылки

  • Географические названия острова Мэн, 1925 год — приход Кирка Патрика
  • Isle-of-Man.com Замок Пил и остров Святого Патрика с аэрофотосъемкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *