Святогорск, где это?

История Святогорска

История Святогорска (Святогорья)

Мы всегда умеем остановиться, оглянуться, осознать себя в истории. Между тем формирование человека как личности не может осуществляться вне памяти, вне сознания того, что каждый из нас – звено в общем историческом процессе. Нельзя построить свой мир чувств, если не знать, что любили и ненавидели, над чем размышляли, чем восхищались люди предшествующих поколений, каков был их идеал добра и зла, красоты, справедливости.

Этот богатейший эмоциональный опыт накоплен в произведениях искусства, и общение с ними необходимо человеку именно потому, что они несут в себе бесценную радость сопереживания. Только через искусство можно не узнать, не изучить, а лично пережить чужой опыт.

Неисчерпаемые возможности в этом плане нам, жителям Донецкого края, предоставляет Святогорье. Каждая из эпох оставила свой след на берегах седого Северского Донца, и сегодня по архитектурным памятникам, отдельным деталям, незначительным фрагментам можно прочесть захватывающую летопись этой древней Святогорской земли. Героические сказания пронесшихся веков удивительным образом сплелись здесь с праздником созидания, апофезом вечноживущего искусства.

Святогорская крепость

Можно достоверно утверждать, что местность, где расположен Святогорский монастырь (ныне Святогорская Лавра), была известна издревле. Археологические раскопки вдоль Северского Донца подтверждают пребывание в этих местах древнего человека. Но его ли это дело – прорытие в меловом утесе пещеры – пока не известно.

Впервые меловые горы упоминаются в 1526 году в книге немецкого посла при Московском дворе Герберштейна «О Московии». Он писал, что русские ежегодно имеют сторожи вдоль Донца с «идеей разведки и сдерживания татарских набегов». Упоминание об этих местах есть в Никоновской летописи. А в «Книге Большому чертежу» значится что горы те были «на Донце с крымской стороны».

В 1571 году о Святогоркой крепости говорится в «Росписях донецких сторож»: «Местные пограничники следили за районом от Валуек до городища и меловых гор, и Изюмским путем».

Хотя в середине XVI столетия татарское иго было свергнуто, разгромлены Казанское и Астраханское ханства, вплоть до конца XVII века ногайские и крымские татары совершали набеги на южные границы московского государства, Правительство Российской державы издало указ об усилении их охраны.

Святогорская крепость занимала очень удачное для обороны место на границе Дикого поля. Здесь с севера скала отвесная и с напольной стороны – глухая меловая гряда. В крепость стекались сведения о готовящихся и уже осуществленных набегах, направлениях движения и численности неприятеля. Так в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» Филарета читаем; «Посылал он, валуйский воевода, с Валуйки в Святогорский монастырь для проведения вестей станичников атамана Наума Богословского и 26 апреля (1654 года) прибежал на Валуйки их Святогорского монастыря
Наум с товарищами и сказал: сказывал им в монастыре игумен Феофан,… что крымский царь поднимается на государевы городы».

Сюда бежали с невольничьих рынков и из плена русские и украинские пленники. Здесь они получали приют и защиту, пересказывали новости о намерениях «крымцев». На этот счет была издана специальная государева грамота, что ежели придут полоняники с важными вестями, то чтобы в монастыре их не задерживали.

Оборона Святогорской крепости

Огромное значение для крепости имел тот факт, что здесь стояли государевы воинские люди, сюда привозили порох из Валуек и других городов. На вооружении крепости числилось несколько пушек (одна из них демонстрируется в Донецком краеведческом музее). В крепость можно было попасть только через перекидной мост, специальные ходы связывали ее со сложным лабиринтом меловых пещер. На случай осады были прорыты несколько тайных подземных ходов. По внешнему обводу вала, на котором, словно птичьи гнезда, размещались бойницы, проходи ров. Мост поднимался и опускался с помощью специального механизма, установленного в крепости.

Сражались защитники мужественно, не раз обращая врагов в бегство. В минуты опасности вставали на защиту не только служивые люди, но и насельники. Но случались и черные дни. Когда неприятелю удавалось овладеть крепостью, не было пощады и святой обители. «В 1679 году монастырь ограбили и разгромили, захватили в плен архимандрита Иоиля и братию. Церковь и государство собирали тогда огромные подаяния на выкуп пленных».

Смена власти в Святогорском монастыре

После походов Петра I татарские набеги прекратились. Святогорская крепость утратила свое оборонное значение и полностью перешла во владение монахов. Они наладили здесь образцовое хозяйство. Купили большие мельницы на реке Оскол, приобрели хутор Осинец под Купянском, вместе с крепостными крестьянами, возвели ряд хозяйственных построек.

К этому периоду относится и строительство Николаевской церкви. «В скале Донецкой, по длине 200 саженей, идет подземный ход все выше и выше; в верхних его частях уклоняется он то налево, то направо и по сторонам его темные келии. Нелегкий ход выводит, наконец, на тесную площадку. Украшенную пятью меловыми конусами. Здесь подвижники устроили себе храм – Николаевскую церковь – шедевр зодчества».

Основная его черта — композиционное единство мелового утеса, церкви и живописного родного ландшафта. Церковь как бы венчает меловую громаду вырастая из ее плоти. В своем комлозиционно-плановом решении она восходит к трехкамерным деревянным украинским церквям, Весьма оригинально построение глав, различающихся по форме и величине. Восточная башенка — декоративная, вырубленная из мелового конуса. Центральная башня — двухъярусный восьмерик, который завершается восьмигранным куполом и барабаном с маковкой грушевидной формы. Западная часть с колокольней не сохранилась, была разрушена в годы гражданской войны. Обращают на себя внимание разноразмерные оконные проемы северного фасада. Маленькие, прямоугольные — бойничные — более ранние
проемы больших размеров сделаны позже. Это связано с тем, что церковь не раз восстанавливалась и перестраивалась. Особый интерес вызывает соединение в
одном памятнике зодчества, двух материалов мел и кирпич.

Из поколения в поколение передается легенда о чудесном явлении меловой церкви. Простодушная паства верила, что она возникла за одну ночь. На самом деле стену-ширму после окончания строительства подрубили, и она рухнула» в воды Донца. Перед взорами людей предстала белокаменная, златоглавая, прекрасная, как сказка, церковь. Чтобы все осталось в тайне, строителей уничтожили. Возможно, это их кости до сих пор находят в тщательно замаскированных нишах. В самом конце XVII столетия было положено основание архитектурному ансамблю на «подоле», то есть на плато, у подошвы мелового утеса. Время почти не сохранило этих памятников.

В 1698 году началось строительство старого каменного Успенского собора. Он был сооружен усердием томского полковника Федора Васильевича Шидловского, известного в крае своей храбростью и благочестием. Освящен собор в мае 1708 года. Но к 1800-му году он пришел в негодность, и его разрушили Сам Шидловский похоронен в Святогорском монастыре, сохранилась и деревня Шидловка названная его именем.

В 1774 году академик Гильденштадт, посетив Святогорск, сделал следующую запись в своем дневнике: «У подножия крутых гор лежит Славяногорский монастырь. Монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, в котором живет архимандрит, окружены 4-угольной стеной».

Отрывочные сведения дают возможность сделать вывод, что в стенах монастыря складывалась местная школа иконописи и резьбы. История сохранила имя мастера, автора ряда иконостасов, Василия Рудецкого. «Рудецкий был набожный и искусный живописец, безвозмездно написавший и иконостас Малиновского храма и, по местному преданию, за таковые же труды свои в обители получил святые мощи».

Не всегда монахи соблюдали правила святой обители, показывали пример благочестия. В «Указе духовной консистории» (1728 год) игумену Святогорского монастыря было предложено «содержать монастырь и братию во всяком опасении, дабы сам и вся братия каждый день в церковь Божию непременно и в своем послушании были чинно с прилежанием; неленостно и безропотно монастырскую казну содержать по регламенту…»

В 1788 году, вследствие проведенной Екатериной II частично секуляризации церковных владений, монастырь и земли перешли во владения государства, обитель закрыли. Владельцем земель и крепостных крестьян стал наибогатейший помещик России — князь Потемкин- Таврический.

Устное предание гласит: «Князю Таврическому полюбилось это место, и он испросил себе «нашу рощу», как он ее называл, чтобы основать здесь великолепные палаты. Странно, почему светлейший пожелал уничтожить здесь обитель, когда в то же время он сооружал Корсунскую для единоверцев на устье Днепра? Мудрено это объяснить одним произволом или пристрастием к живописной местности. Когда же через 60 лет суждено было носящим то же громкое имя обновить святое место, утратилось уже предание о былом».

Екатерина II подарила своему фавориту «рай земной», как она любила говорить «Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович! Дав тебе «рай земной» сегодня, как ты называешь ту дачу, которую ты у меня просил, прошу тебя, если вздумаешь оную паки продать, предпочтительно мне оную продать. Прощай, Бог с тобою, я ужасно как слаба», — писала она Потемкину.

Монахи были высланы. За короткое время крепостные мастера, привлеченные со всей России построили Потемкину роскошный дворец с фонтаном на одной из меловых гор, расположенных на правом берегу Донца. Вокруг были посажены липы. При возведении дворца использовались лучшие достижения отечественной архитектуры, имевшей уже многовековые традиции. Но автор проекта неизвестен. Князь приказал построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей (купальни в то время назывались банями, отсюда и название озера — Банное, и одноименного села).

После смерти князя Потемкина-Таврического наследником стал его племянник, генерал Энгельгардт. После кончины последнего имение должно было разделиться на четыре части, но княгиня Юсупова скупила все земли, продав свои в Курской губернии. Затем наследовали имение Потемкин Александр Михайлович и его супруга Татьяна Борисовна. По преданию, однажды, гуляя в лесу, Татьяна Борисовна поцарапала щеку о ветку. Александр Михайлович приказал вырубить в этом месте все деревья и основать деревню Татьяновку, которую впоследствии отписал монастырю. Последним владельцем Святых гор был граф Рибопьер. Святогорский монастырь вновь открылся в январе 1844 года, по указанию Николая I. Он щедро наделяет его лесами и пахотными землями. Началось усиленное строительство церквей и служб. Одной из первых восстанавливается и

и частично достраивается Николаевская церковь, сохранившаяся с XVII века.

Это привело к изменению общею архитектурного облика ансамбля. На вершине мелового утеса, на уровне куполов Николаевской церкви, был сооружен верхний павильон паломников, или «Андреевская часовня», по идее Андрея Николаевича Муравьева, известного литератора, брата декабриста Н. Н. Муравьева, товарища А. С. Пушкина. Павильон был построен в середине 50-х годов XIX века и очень удачно гармонирует с башнями Николаевской церкви.

В это же время появляются Нижний паломнический павильон и Кирилло-Мефодиевская лестница, соединявшая вход в пещеры и Николаевскую церковь. Лестница представляла собой крытую галерею, украшенную ликами и сюжетами из жизни святых. Чтобы подняться в меловую церковь, надо было преодолеть более 500 ступенек и 16 площадок, на которых стояли скамейки и медные кружки для пожертвований с надписью «Да не оскудеет рука дающего!» Сейчас от этой лестницы остались две полуразрушенные кирпичные арки на склоне горы.

К западу от собора разместился Нижний павильон паломников, который как бы врезается в меловую гору. Представляет собой трехкамерное сооружение, в его боковых частях берут начало подземные коридоры, а центральная является входом на второй ярус. Главный фасад декорирован колоннами, арочными нишами.

Память народная хранила воспоминания о каком-то пещерном храме, но его долго никто не видел. И лишь где-то в 1760-х годах один юноша случайно наткнулся на подземный храм, получивший имя преподобных киев­ских затворников Антония и Феодосия. Расположен он в северно-восточной стороне, в 200 саженях от Успенского собора. Иноки того времени имели намерение восстановить его, но последовавшее упразднение монастыря оставило их замыслы неисполненными. Храм был восстановлен в 1846 году, на что изюмский купец Яков Дехтярев пожертвовал 712 рублей серебром.

На площадке рядом с церковью хоронили людей знатных фамилий, внесших вклад в казну или на строительство монастырских сооружений. В усыпальнице похоронены: князь Б. А. Куракин, В Ф. Голицына и И. Б. Голицын, соратник Суворова и Кутузова, атаман Донского казачьего войска М. И. Платов, все настоятели монастыря. Ныне в этом и подземном сооружении ведутся реставрационные работы.

Одним из первых строений возрожденного монастыря стала Покровская церковь с колокольней (1851 год).

В «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» читаем: «Над Покровским храмом устроена колокольня, в которой висит восемь колоколов: большой из всех весом в 394 пуда 22 с половиной фунта: он пожертвован госпожою Иловайскою». Один из колоколов демонстрируется в Славяногорском музее. По всему периметру его надпись: «Колокол вылит в заводе почетного гражданина Данилы Рожкова в Харькове».

В церкви находилась монастырская ризница и библиотека. Отсюда начинался крестный ход по праздникам. Сохранилось отверстие наверху колокольни, в которое были встроены часы, упомянутые А. П. Чеховым в его рассказе «Перекати-поле» (1887 год): «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Весьма интересна история этих часов и трагична судьба их создателя, которого В. И. Немерович-Данченко назвал «святогорским Эдисоном». Простой русский мужик-самоучка, став отцом Антонием, пытался найти применение своему таланту, но его исследовательский дар так и остался невостребованным

Одновременно с Покровской церковью были поставлены настоятельский и казначейский корпуса. К дому настоятеля были пристроены архирейские покои для высоких гостей.

Успенский собор заложили в 1859 году на месте старого. Строили его 9 лет по проекту петербургского академика архитектуры, ученика Жилярди А. М. Горностаева. «Для этого архитектора основным было сочетание византийского стиля с романским и кое-что из старомосковского. Так у него выглядит часовня у Гостиною двора в Петербурге, Святые ворота и базилика в Сергеевской пустыне близ Стрельны, гостиница в Валаамском монастыре. Алексей Максимович русский стиль вздумал проводить не путем воссоздания древних построек, а путем перенесения вышивок полотенец в архитектурные мотивы. Горностаев соблазнил этими полотенцами целую плеяду архитекторов» (П. П. Гнедич, «История искусств»).

Использование византийских форм и традиций в русском зодчестве характерно и для Успенского собора в Святогорском монастыре Он представляет собой каменное монументальное здание кубовидной формы, увенчанное

пятью восьмигранными главами с высокими шатрами и декоративными луковицами. Внушительные размеры со- бора: по линии запад — восток 42 метра, высота с крестами достигала 53 метров. «Несмотря на всю свою массивность, он кажется чрезвычайно легким. Меня поразила в этом соборе соразмерность и красота линий, соответствие частей» (В. И Немирович-Данченко)

Подкупольная часть расписана фресковой живописью, в центре находился великолепный иконостас и икона Николая Чудотворца — неповторимое произведение искусства. Византийская иконография создала аскетический облик этого святого, несгибаемого ревнителя веры, отрешенного от мирской суеты. Трепет и благоговение вызывал у верующих тонкий изможденный лик иерарха. Он считается покровителем обездоленных, на его поддержку может рассчитывать каждый страждущий.

Интересно, что собор возводился под руководством простого владимирского крестьянина, не имевшего технического образования. Интуиция и талант русского мужика помогли ему блестяще справиться с трудной задачей. До нас дошло его имя — Яков Сергеевич Еремня.

По свидетельству очевидцев, в период строительства вырвались подземные воды, и один из опорных столбов дал трещину. Однако к 1868 году собор был построен. Кирпичная кладка велась так тщательно, что не нуждалась в штукатурных работах. В интерьере собора использован мрамор. В западной части комплекса — келейные корпуса, привлекающие внимание простотой и чистотой декора, Корпус иеромонахов возведен в 1886 году, после пожара 1884 года. В восточной части расположен гостиничный двор, центральным памятником которого является «дворянская гостиница», достроенная около 1900 года (ранее в ней было два этажа). Интерес вызывают еще два идентичных памятника архитектуры, один из которых примыкает к зданию гостиницы, а другой находится в западной части комплекса. Это башни крепостной

монастырской стены, реконструированной в 1850-51 годах они представляют собой двухэтажные сооружения с шатровыми перекрытиями.

Замечательный историк русской церкви, архиепископ Филарет Гумилевский так живописует местоположение обители: «…инокам было еще в глубокой древности полюбить и избрать местом созерцаний своих Донецкую скалу, столько живописную до себе и по красоте ее обстановки, Донецкая скала» дивное создание дивного ху­дожника — природы».

Андрей Николаевич Муравьев побывал в этих места дважды. «Что вам сказать о Святых горах? Отрадно благоговейно служение в пещерных церквях и невольно потрясается сердце при выходе из скалы когда, еще исполненный звуками божественных песен, внезапно встречаешь перед собою чудесные виды и мирный Донец в его глубокой долине, окованный всюду меловыми утесами, и неотразимую лесную дебрь, как море зелени, на окраине коей белеют опять меловые горы. Обитель Святогорскую можно назвать миссионерскою, в полном смысле этого слова, для целого края.

«Как бы ни одной тревожной думы на его светлом лице, хотя много ратных тревог, искони и еще недавно, от Половцев и до Крымцев, оглашали его дикие берега, и славен он в древней песне о полку Игореве».

На правом берегу Северского Донца на белых острых меловых скалах в объятиях зелени сверкает православная жемчужина — Святогорская Успенская Лавра — одна из крупнейших и наиболее уважаемых святынь Восточной Украины.
Существует несколько версий основания монастыря. По одному из церковных преданий монастырь был основан во времена иконоборчества. Тогда, еще в VIII в. , жители греческих монастырей и храмов бежали от преследований и переселялись в северное Причерноморье. Именно они, поднимаясь по водным артериям Дона и Северского Донца, и основали на их берегах много пещерных монастырей.
Вторая версия более привычная — первые иноки появились здесь в середине XIII столетия, спасаясь от татаро-монгольского ига из Киево-Печерской Лавры. Они нашли место для пустынножительства в Донецких горах, основав там свою обитель.
Первые достоверные письменные упоминания о монастыре начинаются с XVI в. Святые Горы неоднократно упоминаются в Московских и Львовских летописях. В это время Святогорский монастырь был один из ведущих форпостов на южной границе Руси. Укрепленный для отвращения набегов крымских татар, монастырь приобрел вид настоящей крепости, этому способствовала сама природа в виде неприступной со всех сторон скалы.
Несмотря на хорошую известность монастыря и его богатство, в 1787 по Екатерининской реформе обитель подлежала закрытию … Лишь через пятьдесят семь лет благодаря стараниям супруги Александра и Татьяны Потемкиных обитель вновь была открыта. По решению Синода из Глинской пустыни сюда пригласили 12 иноков во главе с игуменом Арсением (Митрофановым). Для монастыря была введен строгий Глинский устав по чиноположению Святой Горы Афон. На начало 1917 монастырь имел 8 храмов, 5 скитов, всего проживало примерно 700 монахов.
В январе 1918-го со становлением советской власти в монастырь пришли большевики. Догадаться, какие трагедии здесь происходили, не трудно. В 1922 году монастырь был полностью ликвидирован, в его стенах устроены Дом отдыха для тружеников Донбасса.
8 октября 2000, после завершения реставрации Успенского собора, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир совершил его освящение. В 2004-м, по благословению Патриарха Алексия II, Святогорский Успенский монастырь получил статус Лавры. Это третья православная Лавра в Украине. (После Киево-Печерской и Почаевской).

Святогорские пещеры — одна из главных святынь монастыря. Вход в них под павильоном, известным под названием «Пещерник», неподалеку Успенского храма. Длина пещеры около километра, ход проложен до самой вершины горы, на которой находится церковь святителя Николая. В отличие от Киевских пещер, где после небольшого спуска идешь ровной поверхностью, в Святогорских — ход поднимается постоянно вверх.
Николаевский храм является продолжением самих пещер и подземного хода. Интересно, что фундамент, алтарь и южный притвор церкви вырублены из мела, и только крыша с куполами кирпичный. Ранее, на этом месте стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы, но оползень разрушил вершину скалы и повредил церковь. В пещерах кажется все сделанное из мела. Но это не совсем так. Мел — порода непрочная. На самом верху стены пещер обложены кирпичом и побелены так, что кажется все меловой. Внутри Святой Горы находятся две пещерные церкви, много затворов для монахов-отшельников и более десятка ниш с погребения, куда, по Афонскому обычаю, составляли кости подвижников через три года после их смерти.

Главным храмом монастыря считается Успенский собор. Он возведен в русско-византийском стиле с двумя приделами и пятью куполами. . В храме находятся нетленные мощи известного Святогорского подвижника — преподобного Иоанна, который провел в затворе 17 лет.
Преподобный Иоанн Затворник (в миру Иван Крюков) родился в 1795 году в г. Курск. Не смотря на то, что он с детства мечтал принять постриг, жить в монастыре затворнической жизнью, он не нарушил воли своей матери. После жизненных испытаний и только после смерти своей жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета. В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и будущий сподвижник, переехала в возрожденный Святогорский Успенский монастырь.
Оставленный в должности эконома, преподобный много потрудился для благоустройства Святогорской обители. Расчищая пещеры, он вспоминал, как в детстве мечтал о подвиге затворничества. И по благословению настоятеля, в 1850 г. он затворился в одной из меловых келий.
Вот как передает А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание быта его скромной келии: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его келий была устроена печь). Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада — удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн… в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам…
Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца».
В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. 24 августа 1867 года скончался на хуторе Ахтырской Божей матери, куда его за неделю до смерти перевели из келии. А 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного — 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается несколько тысяч паломников.
Рядом с Успенским собором находится храм-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня имеет восемь колоколов, призывающих верующих на молитву и службу.
Великая святыня, собирающая Святогорскую Свято-Успенскую Лавру тысячи паломников, икона Божией Матери Святогорская, считается одной из главных и величайшей святынь Донбасса.
В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна — древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая — один из ее списков, который и поныне хранится в монастыре.
Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 г.. Некоторые жители города Славянска получали от нее исцеление. Но после закрытия монастыря в 1922 г. икона исчезла и ее местонахождение до сих пор неизвестно.
Нынешняя Святогорская икона Божией Матери была написана около XIX в. По преданию, один из афонскх старцев, приехавши в Святые горы и побыв в новооткрытом в 1844г монастыре, очень полюбил обитель. Сожалея о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар монастырю написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В начале становления советской власти святой образ буквально переносили из села в село из дома в дом, тем самым спасая. До 1992 г. Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. А осенью этого же года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.
Посмотреть фильм «Чудесное творение Художника природы»

«Лента.ру» продолжает серию репортажей с Украины. Чтобы понять, чем живет сегодня страна и что беспокоит украинцев, мы попросили журналиста Игоря Ротаря поделиться впечатлениями от его поездки по украинским регионам. В предыдущем материале мы рассказали о том, как живут деревни Донбасса, оказавшиеся на линии фронта. В этот раз наш корреспондент под видом паломника посетил православный монастырь в Донбассе, чтобы узнать настроения верующих.

Святогорск — небольшой городок в «украинской» части Донбасса, известный далеко за пределами Украины. В былые времена в Свято-Успенскую Святогорскую лавру приезжали паломники со всей Российской империи, в том числе знаменитости: монастырь посещал Антон Чехов, описавший его в своем рассказе «Перекати-поле», Иван Бунин и Федор Тютчев. Бывала здесь и Марина Цветаева — в 1914 году у нее завязался роман с поэтессой Софией Парнок, жившей неподалеку. Знаменит Святогорск не только своим прошлым. Здесь в августе 2014 состоялось памятное выступление Андрея Макаревича перед беженцами из зоны конфликта, после которого музыканта объявили врагом России. Депутаты Госдумы предлагали лишить его всех званий и наград. «Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, еще когда перешел на сторону врагов Российской Федерации», — заявил тогда депутат от «Единой России» Евгений Федоров.

В последнее время Святогорск, а точнее Свято-Успенская лавра вновь оказалась в центре внимания. На этот раз из-за так называемого раскола в Украинской Православной церкви (УПЦ). После того как Константинополь предоставил Украине автокефалию, по стране поползли слухи о скором захвате православных святынь и передаче их новой украинской церкви. С тех пор паломники в Святогорск едут чуть ли не со всей страны.

1/3СвятогорскФото: Игорь Ротарь2/3Святогорский скитФото: Игорь Ротарь3/3СвятогорскФото: Игорь Ротарь

Паломники-сепаратисты

Святогорская лавра принадлежала и принадлежит УПЦ Московского патриархата — ранее единственной канонической православной церкви страны. Она не признала итоги проведенного Порошенко и Вселенским патриархом Объединительного собора и образованную на нем Православную церковь Украины (ПЦУ). И хотя в самом Святогорске ополченцев ДНР/ЛНР (самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики — прим. «Лента.ру») никогда не было, сразу же после победы Майдана о монастыре стали распространяться «нехорошие слухи». Говорили, что здесь прячется Виктор Янукович, что под видом паломников сюда стекаются боевики-сепаратисты, а храмы и кельи превращены в склады с оружием. Более того, по информации Службы безопасности Украины (СБУ), в 2014 году в лавре распространяли иконки Божией Матери с «молитвой пророссийского содержания».

Конечно же, все эти обвинения выглядят нелепо, но нельзя не отметить, что святогорские монахи не стали публично предавать анафеме «агрессора-Россию» или «террористов», сохраняя нейтралитет. Интересно также, что охрану монастыря несет так называемый «Святогорский казачий полк» (к слову, эти ряженые малообразованные люди в папахах довольно грубы). Я говорил с их атаманом Виталием Кушиным четыре года назад, и он мне сообщил, что уволился из Вооруженных сил СССР после «предательского беловежского соглашения», так как не хотел присягать на верность Украине. Кушин не скрывает, что является сторонником воссоздания Российской империи, а распад Советского Союза считает делом рук предателей.

Впрочем, святогорские иноки своего отношения к идеям «русского мира» никогда открыто не выказывали. В отличие от священников расположенного по соседству Славянска. Во время боевых действий весной 2014, когда украинская армия зачищала город от ополченцев Игоря Стрелкова (бывшего командующего армией самопровозглашенной ДНР), на баррикадах вместе с «сепарами» стояли старушки с иконами. Выполнить свой «священный долг» их призвали настоятели городских храмов. Да и сами батюшки не раз были замечены на передовой. Священники проводили молебны, исповедовали и причащали ополченцев.

А священник Виталий Веселый, по совместительству известный в городе поэт, даже читал перед собравшимися свои произведения:

«Люблю я русского великого солдата,
Насмерть готового за Родину стоять,
Ее, любимую, от монстров типа НАТО,
И прочих хищных террористов защищать!»

Другими словами, украинские власти и спецслужбы имеют достаточно причин, чтобы не доверять «пророссийской» УПЦ и тем более ее представителям из восточных регионов страны.

Под видом паломника я решил узнать, чем живет Святогорская лавра после предоставления автокефалии. Ведь, по сути, настроения ее паломников и насельников являются срезом взглядов прихожан УПЦ во всей Украине. По крайней мере восточной ее части.

1/2Свято-Успенская Святогорская лавраФото: Игорь Ротарь2/2Свято-Успенская Святогорская лавраФото: Игорь Ротарь

Попытка официально посетить знаменитую Киево-Печерскую лавру и, возможно, встретиться с предстоятелем УПЦ МП митрополитом Онуфрием провалилась: в пресс-центре лавры говорить со мной отказались, сославшись на то, что «сейчас все начальство в Москве». Поэтому в Святогорской лавре я решил пойти другим путем и попросился к ним в качестве паломника. На этот раз обошлось без формальностей. Достаточно было предъявить паспорт, и мне сразу же показали свободную комнату в гостинице для паломников.

Приобщение к монастырской жизни я начал с местной трапезной и простой, но сытной пищи: картошка, соленые огурцы, мед. К слову, здесь кормят всех желающих, и хотя бы за это стоит сказать монахам большое спасибо. Монастырь дает нуждающимся не только еду, но и кров: сегодня здесь проживает около 150 беженцев, а в 2014-2015 годах — в период активных боевых действий на юго-востоке Украины — в лавре укрывалось до тысячи человек.

К слову, об общепите. Рядом с монастырем расположен поражающий своими размерами ресторан «Монарх», стены которого увешаны фотографиями членов семьи последнего Российского императора Николая II. Увы, готовят в этом помпезном тематическом заведении на удивление плохо, и единственное, что позволяет примириться с этим, — великолепный вид на лавру.

Русская Малороссия

В монастыре очень много нищих, причем все они уверяют, что являются пострадавшими от военных действий. Я разговорился с 75-летней Натальей, вынужденной переселенкой из Донецка. Наталья выглядит как нищенка, но интеллигентности за время мытарств не растеряла.

— Все вынужденные переселенцы должны встать на учет, иначе тебе просто не будут платить пенсию. Сначала я с 45-летним сыном-инвалидом (его зверски избили в армии) жила в одном из святогорских пансионатов, но затем снялась с учета и переехала на новое место, где сразу же зарегистрировалась. Прошло уже полгода, но пенсию мне и сыну платить так и не начали. Таких, как я, пенсионеров-беженцев без копейки, очень много. На месте Владимира Путина я бы этим воспользовалась и давала бы таким деньги, чтобы показать людям, кто есть кто.

Выслушав еще несколько советов российскому президенту, я решил взглянуть на монашеский скит, расположенный в лесу, неподалеку от монастыря. Прогулка получилась не слишком веселой. То и дело мне на глаза попадались собирающие хворост пожилые люди.

1/2Для святогорских пенсионеров сбор хвороста — хорошая возможность сэкономитьФото: Игорь Ротарь2/2Нищие Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь

— В Святогорске большинство домов топится дровами. У меня пенсия две тысячи гривен (около пяти тысяч рублей), дрова слишком дороги. Вот и приходится собирать хворост в лесу, — говорит мне пенсионерка Светлана, между прочим, бывший главный бухгалтер одного из святогорских предприятий.

В номер монастырской гостиницы я пришел уже вечером. Кроме меня здесь остановились двое жителей Харьковской области; мужчина из соседнего Краматорска, сильно напоминающий типичного бандита 90-х; мужчина средних лет из прифронтовой Авдеевки и молодой бородач, похожий на ополченца самопровозглашенной ЛНР.

Мои соседи были очень доброжелательны и угостили меня чаем, а «браток» из Краматорска расщедрился и выложил на стол пирожки от жены. Стоит ли говорить, что скоро разговор зашел о политике. Дружно повозмущавшись «сатанинским» поступком Константинополя, предоставившего автокефалию новой украинской церкви, мои собеседники перешли к геополитике.

— Ты пойми, нет такого народа — украинцы. Все мы русские, и так называемые украинцы, и белорусы. И страны такой — Украина — нет, а есть русская провинция Малороссия, — под одобрительный гул собравшихся объясняет мне Алексей из Харькова.

Не обошлось без дискуссии. Тот же Алексей заявил, что «Майдан — это божья кара Малороссии за грехи», и верующим стоило смиренно наказание принимать, а не сопротивляться. С его позицией решительно не согласился «браток».

— Когда Стрелков к нам в город пришел, понабирал к себе всякий местный сброд, алкашей, наркоманов, в общем, не нравились мне они. Но чтоб вообще не сопротивляться — это ты брось! Когда эти майданутые в Киеве бузить начали, то надо было нам туда ехать их мочить, порешить этих тварей на месте! А потом уже поздно было что-то делать, только в итоге пол-Донбасса расхерачили, — заключил он, понурив голову.

Луганский пророк

Сергей из Луганска поначалу вел себя со мной довольно настороженно, по-видимому, опасаясь, что я агент Киева, но потом и его прорвало.

— Весь мир, в том числе и Россия, пали перед дьяволом, только у нас в ЛНР и ДНР еще сохранилось истинное православие! Приведу такой пример: у нас нет электронных чипов, этого дьявольского изобретения, распространившегося по всему миру. О том, что спасение миру придет от нас, проповедовал и святой Филипп Луганский, живший в нашем городе в прошлом веке. Этот святой старец предрек распад СССР и торжество антихриста в Малороссии. Но он же предрек, что очищение мира начнется из Луганска и царство православное вновь восторжествует!

На этой торжественной ноте в беседу врывается Рома из Авдеевки и первым делом обращается ко мне:

— Так ты из Америки уехал потому, что понял, что ей скоро каюк наступит? Нет, еще вернешься туда?! Ну, тогда передай американским православным: пусть бегут оттуда, пока не поздно. И сам беги, не тяни. Очень скоро Бог уничтожит США за грехи! А Сергей дело говорит. Уже и старец в Донбассе появился, которому новый русский царь присягать будет. Перебьем мы тогда жидов и построим царство православное!

Выясняется, что Рома отчаянный антисемит. По его мнению, евреи давно уже подменили Путина и с помощью его двойника управляют Россией. Аккурат как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Другие мои собеседники иудейский народ открыто не ругают, но по их молчаливому согласию с концепцией Романа стало понятно, что в «сионистский заговор» они тоже верят. На мой более чем недоуменный вопрос о двойнике Путина мне дипломатично, но с доверительным тоном отвечают, что «такая версия существует».

1/2На территории Свято-Успенской Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь2/2На территории Свято-Успенской Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь

Страшный грех

Узнав взгляды моих соседей по монастырскому приюту, я решил, что этого достаточно и терпеть их храп ночью будет совершенно лишним. Так что перед «отбоем» я благополучно отбыл в более комфортное жилище. Само собой, мое исчезновение не осталось незамеченным, и по монастырю поползли слухи, что «казачок-то засланный». Несмотря на это (а скорее, именно поэтому), из аппарата настоятеля ко мне прислали «представителя руководства». Но священнослужитель сразу оговорился, что беседовать со мной он будет как частное лицо, поскольку не получил благословения на интервью. И уж точно не стоит объяснять, почему монах при любом удобном случае напоминал о нейтралитете лавры в конфликте, «разорвавшем страну на две части», ведь церковь, по его словам, вне политики.

По поводу же предоставления автокефалии украинской церкви монах сказал, что неожиданностью это не стало.

— Мы давно ожидали этого. После того как в 2014 году в Украине произошел госпереворот, беззакония стали обычным явлением, и нынешний раскол вполне вписывается в эту вакханалию. Но я думаю, что это испытание пойдет на пользу нашей церкви, так как мы очистимся от сорняков.

Бывал я в православных монастырях США, и русские, и украинцы, которых я там встречал, тоже в целом придерживались идей «русского мира», прозвучавших в комнатке монастырской гостиницы и за ее пределами. Но не было в них такого радикализма, и явного антисемитизма не было, при этом к Путину и там демонстрировалось большое уважение.

Нетерпимость донецких православных является прямым следствием глубочайшего раскола в украинском обществе, где взаимная ненависть разрушает семьи, превращает в непримиримых врагов ближайших родственников. Увы, злоба и нетерпимость захлестнула не только светское общество, не избежали этого и верующие, для которых гнев есть грех. Причем страшный…

Disclaimer. В моем репортаже практически нет фамилий. Я не привожу их сознательно, чтобы не навредить людям, которых я описываю. У многих из тех, с кем я общался, в Славянске остались родители, бабушки и дедушки, родственники. Люди, у которых были повреждены или сгорели дома и предприятия больше не уверены в завтрашнем дне, поэтому боятся, что их слова будут использованы против них. И их можно понять.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Утренний вокзал в Харькове ничем не отличается от того, который хорошо запомнился мне со времен Евро. Те же желтые башни, большие синие буквы с названием города и площадь с фонтаном. Только вот праздник футбола и братание всей страны сменилось военными действиями и ссорами внутри семей, члены которых живут в разных регионах.

Из Харькова в Святогорск — 180 километров. На выезде из города — военная фура с пустым прицепом, рядом стоит несколько украинских военных. «Наверное, где-то здесь танк выгрузили», — говорит мой водитель Рома как-то наугад, без знания дела. Активист харьковского Автомайдна, он всю дорогу возмущается работой российских телеканалов и ситуацией в Донецкой и Луганской областях. В феврале, накануне активизации противостояния между протестующими и «Беркутом», Рома отвез на киевский Майдан двух девушек и одного парня из Харькова. Его, как потом узнал Рома, застрелили 20-го на Институтской. «Я этих девушек встречаю через какое-то время и спрашиваю, а где ваш друг? А они мне отвечают, что умер. Три дня в реанимации и все — скончался от ран. Сколько ни смотрел — ни в каких списках погибших его не видел».

На втором блокпосту, который нам нужно проехать, с переднего сидения я слышу вопрос украинского военного: «А что это у вас за номера в багажнике?» Оборачиваюсь с нехорошим предчувствием. Оказывается, у Ромы в багажнике со времен автопробега завалялась наклейка на номера — «Птн Хйл». Военный просит ее себе как подарок, и Рома без колебаний отдает. Что бы с нами сделали ополченцы, попади она им в руки, представлять не хочется.

Последний на нашем пути блокпост — около одного из сел рядом со Святогорском. Тут досматривают тщательней — просят открыть оба моих рюкзака. После того, как ты его проезжаешь, визуально война вроде бы заканчивается. Но не для большинства людей, которых ты встречаешь на улице.

Едем с Ромой к кафе «Пирамида», куда мне рекомендовали заехать зарубежные коллеги. Они же советовали обратиться к Паше, хозяину кафе, который занимается гуманитарной помощью для переселенцев. Паша оказывается дружелюбным молодым мужчиной в серой футболке, на которой изображен вставленный в землю автомат и каска, символизирующие солдатскую могилу. На оружии сидит маленькая красная птичка с открытым клювиком. Сбоку — английская надпись: «Павшие, но не забытые».

Последние десять лет Паша провел, мотаясь из родного Славянска в Святогорск (между ними около 35 км), где в 2004-м открыл кафе. Когда начался массированный арт-обстрел города, он перевез в Святогорск жену с дочкой и мамой. Сейчас периодически ездит в Славянск по делам, но старается свести количество таких поездок к минимуму.

Рассказывает, что в начале июня начал узнавать на улицах Святогорска своих знакомых из Славянска. «Разговаривая с ними, я понял, что люди срывались со своих домов с паспортом и в тапочках. Многие приехали на выходные, на 2-3 дня. Думали в понедельник вернуться. Но им пришлось остаться в Святогорске, они не смогли выехать. И, общаясь с ними, я понял, что денег они брали с собой на неделю. В чем они были, в том и приехали». Через товарища из Харькова Павел в соцсетях организовал сбор гуманитарной помощи для переселенцев. Возле памятника Ленину в Харькове поставили палатки для сбора пожертвований. Первая машина пришла уже 6 июня. Потом подключились Харьков, Запорожье, Чернигов, Одесса, Донецк, Львов, Киев. Была посылка из Израиля. Ежедневно Паша ходит в местное отделение Новой Почты, чтобы получать такие грузы.

«Было две машины от UNHCR (Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев). Одна со средствами личной гигиены и бытовой химией, другая — с продуктами. Большая машина с помощью прибыла накануне визита в регион Петра Порошенка». Но этого, по словам Паши, недостаточно для обеспечения около 15 тыс. временно переехавших в Святогорск славянцев. «Город нуждается в гуманитарной помощи, чтобы не было гуманитарного коллапса. С каждым днем количество людей, у которых остались деньги, уменьшается», — говорит он. После короткого раздумья отвечает, что в неделю необходимо две 25-тонных фуры с гуманитарной помощью, чтобы более-менее обеспечить Святогорск всем необходимым.

На мой вопрос, сколько такая система может функционировать, у Паши короткий ответ — «до первых холодов». Большинство баз отдыха Святогорска, рассчитанных на отдыхающих в теплое время года, не имеют систем отопления, а те, которые ими оснащены, просто не справятся с такой нагрузкой.

Пока мы с Пашей беседуем, на летнюю террасу кафе начинают сходиться люди. Команда волонтеров, она же его семья, организованно выдает гуманитарную помощь по спискам, пришедшим из горисполкома. Все проходит более чем спокойно — люди становятся в очередь, называют свою фамилию. Здесь те, кому позвонили или прислали сообщение. Некоторым уведомления еще не приходили — они просто знают, что в кафе «Пирамида» выдают гуманитарную помощь. Им советуют подождать. Люди, не пререкаясь, уходят.

Когда очередь иссякает, иду забросить вещи в гостиницу, которую мне рекомендовали коллеги. Бреду по городу уже довольно долго, потому решаю спросить дорогу у двух подростков, гуляющих с коляской.

— Ребят, а где … ?

— Мы не местные.

— Со Славянска?

— Да.

И в ответ после короткой паузы, так, больше из любопытства: «Вы тоже?» К концу дня я понял, что у людей, гуляющих по улице с маленькими детьми, спрашивать направление чаще всего бесполезно.

Лилия Ивановна, хозяйка небольшого постоялого двора, где я поселился, тоже оказывается из Славянска. У нее там остался дом, куда время от времени наведывается сын, чтобы там не поселились ополченцы. Разоткровенничавшись со мной, констатирует: «Это все тоска по Советскому Союзу. Это раз. И второе — мы слишком бедно жили, наша область. Люди, я думаю, процентов 50, если не больше, не выезжали за пределы области. У них есть только Россия, и вот это сказка. Все из-за того, что люди бедные — они нигде не были и ничего не видели. Беда нашего правительства, которые было все эти 20 лет, что ему было абсолютно все равно. Всех настраивали только на Россию. Люди оказались заложниками того, что происходит».

К горисполкому Святогорска стоит очередь из нескольких десятков людей. Слева от входа — переселенцы, которые хотят пройти регистрацию. Справа — те, кто хочет переоформить пенсию, чтобы ее выдавали из Пенсионного Фонда Донецка или Харьковской области. Часть этих людей — местные из Святогорска, не видевшие пенсию уже два месяца из-за того, что город относится к Славянскому району. «Мы не хотим страдать из-за этой нестабильности», «Вон села, в 20 км от нас, все получили, а мы что, хуже?», «Если вспомнить историю, как раньше было, то Святогорск принадлежал к Изюмской губернии», — вспоминают женщины в очереди.

Внутри здания легкая суматоха. К кабинету, над котором висит надпись «Зал укладення шлюбу», и тянется эта очередь. Людям выдают бланки. На стенах масса образцов, но нужных почему-то нет. Пенсионерам приходится «списывать» друг у друга. Кто-то забыл очки.

Мне запрещает фотографировать сотрудница горисполкома, мотивируя это тем, что я не получил разрешение от городского главы. Все же журналисты, знающие русский язык, на Востоке вызывают подозрение — они обязательно или те, или другие. «Потом покажете по российским каналам и все перекрутите», — говорит ее подруга. Эта фраза, вернее, осознание этого факта, вселяют надежду.

К вечеру начинается дождь. В одном из лагерей, где живут переселенцы из Славянска, подростки играют в американскую карточную игру Uno. Диалог мало чем отличается от обычного, только иногда в нем проскакивает какие-то страшные слова «подвал», «СБУ», «списки ополчения». Спрашиваю у девочки лет двенадцати с очень серьезными глазами: «А каково это — слышать выстрелы и видеть разрушения в своем городе? Страшно?», на что получаю неожиданно взрослый ответ: «Не страшно, ведь страх нам не принадлежит. Это неприятно». Эта девочка провела 9 дней, сидя в подвале. Их местные использовали как бомбоубежища.

Женщины, самоорганизовавшиеся в команду, которая занимается готовкой пищи на завтрак, обед и ужин (всего в этом лагере таких команд четыре, работают посменно), обменивается последними новостями из Славянска. Один из парней-волонтеров, помогающих на кухне, показывает фотографии, на которых видны разрушения, дыры в домах.

«Когда подбили украинский самолет, который летел над городом и пилоты сделали все возможное, чтобы не упасть в какой-нибудь дом, люди на пляже, которые видели его, горящий, в воздухе, хлопали в ладоши и радовались». Его друг добавляет: «У меня сосед вышел на улицу и чуть не станцевал ламбаду по этому поводу». Этого парня чуть не забрали в ополчение, когда он с матерью проезжал один из блокпостов. «Остановили на блокпосту и сказали: «Выходи!» Вставай, говорят, в наши ряды. Спасло наверное, только то, что я с мамой был».

За ужином в этом лагере мужчина лет сорока на мою реплику о том, что я не понимаю, как люди, живущие в самом Славянске, могут верить российским СМИ, отвечает: «Много ты видишь сидя в колодце? Нет. А когда ты наверху, то видишь все. Их накрыло облаком депрессии. А когда ты выходишь из этого облака, то смотришь на все совсем другими глазами».

В кафе «Пирамида» этим вечером посетителей уже куда меньше. Терапевт Наталья, оставшаяся без работы после переезда в Святогорск, сидит за ноутбуком в «Пирамиде». Оборачивается, когда слышит от меня слово «Славянск». Говорит, чтобы я даже не думал туда ехать, иначе рискую оказаться во всемирно известном подвале. Возмущается, почему украинские телеканалы не выступают с опровержением информации, которая звучит из уст российских СМИ. «Противно смотреть политические передачи. Если у людей есть выбор, посмотреть новости, но с пропагандой, или ток-шоу, то что они выберут?»

Официантка Лена, в недавней мирной жизни — студентка 2-го курса украинской филологии ДГПУ и кассир супермаркета «Браво», в минуты, свободные от работы, просматривает последние новости на том же компьютере, на котором оформляет заказы посетителей. Рассказывает, что ее вместе с другими сотрудницами магазина, которые согласились уехать, организованно эвакуировали в конце мая. В Славянске у Лены остались родные — прабабушка, привязанная к дому, и отец, который боится, что в его отсутствие квартиру могут занять ополченцы.

На мой вопрос о ее прогнозах она отвечает: «Мы всего лишь пешки в чужой игре и прогнозы есть только у тех, которые эту игру устроили. Я даже не знаю, что думать. Единственное, что мне хочется мира, мира и покоя. Потому что я такое только в кино видела. Это жуть. Я здесь сижу, я не верю до сих пор, что там стреляют. Пока я сама этого не вижу, я не верю. Мне страшно ехать домой, но очень хочется. Безумно хочется вернуться. Мой родной Славянск, как говорится — «все равно его не брошу, потому что он хороший».

На летней террасе кафе в такое позднее время — только старший брат Паши, Стас, у которого в Славянске осталось предприятие, приносившее в месяц неплохую прибыль даже по киевским меркам. У Стаса тоже семья, жена и дочка, они. Он пьет гранатовый сок и набирает кого-то на мобильном — и я уже знаю, куда он будет звонить и что он будет спрашивать у собеседника.

Вспоминаю Пашину фразу из нашего вчерашнего разговора: «Люди часто подходят ко мне и задают вопросы, что будет дальше и когда это все закончится. Раньше я как-то отшучивался. Теперь уже не шучу, говорю им: «Ребята, скоро все это закончится».

Успенская Святогорская лавра

Дата создания: XV в. Описание:

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, наместника Киево-Печерской лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Святогорский Арсений.

Страна: Украина Город: Святогорск Адрес: 84131, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3 Телефон: +38 (06262) 5-30-24 (дежурный, с 6.00 до 22.00) Web-сайт: http://svlavra.church.ua E-mail: svyatlavra@mail.ru Наместник: Арсений, митрополит Святогорский, викарий Донецкой епархии (Яковенко Игорь Федорович)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *