Содержание
- Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского
- Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского
- Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших
- Богослужение Недели Всех святых, в земле Русской просиявших
- Неделя всех Афонских святых
- Афонские подвижники в истории России
- Великомученик Феодор Стратилат
- Священное Писание
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- Силуан Афонский о Рае
- Из книги сербского православного писателя Павле Рак «Приближение к Афону»
- Молитвословия
Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.
В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.
Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».
Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.
Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 (21) февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского
Святой великомученик Феодор Стратилат был предан мученической смерти в 319 году по Рождестве Христовом. В дословном переводе с греческого слово «стратилат» означает «высокий воин», в литературном переводе – «воевода», «военачальник». Происходил святой Феодор из города Евхаиты, ныне Марсиан на севере Малоазиатского нагорья в Турции. Благая весть святого Евангелия в эти места принесена еще в апостольские времена.
Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие. Храбрость святого воина стала многим известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаиты. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь. Доехав до поля вблизи пропасти, где жил змей воин Христов слез с коня и лег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия. Она была преклонная летами. За несколько лет перед этим она испросила тело святого мученика Федора Тирона, несгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта). Благочестивая Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. Мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником в городе Гераклее близ Черного моря, недалеко от Евхаит. Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.
В это время начались жестокие гонения на христиан. Император Ликиний (307–324 гг.), умертвивший сорок мучеников Севастийских, обрушил свои гонения не на простой народ, а на просвещенных поборников христианства, в которых видел серьезную угрозу для отмиравшего язычества. Прослышав о храбром военачальнике, император захотел его увидеть и послал за ним своих приближенных. Святой Феодор принял послов с честью, но не хотел оставлять своего города. Предвидя намерения императора, мученик Христов хотел пострадать в своем городе, поэтому он ответил императору, что не может сейчас покинуть Гераклию и просит его пожаловать к нему. Накануне прибытия нечестивого правителя святой Феодор удостоился чудесного видения. Во время молитвы он вдруг увидел себя в храме, крыша которого разверзлась, над храмом воссиял небесный свет и раздался голос: «Дерзай, Феодор, Я с тобою!». Укрепленный видением, святой мученик обратился к Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить свои силы для предстоящего подвига. Император приехал, захватив с собой золотых и серебряных идолов. Он благосклонно отнесся к святому Феодору, хвалил его за хорошее управление городом и повелел ему принести перед народом жертвы идолам. Святой просил императора оставить идолов на ночь в своем доме. Император согласился. Завладев истуканами, святой Феодор разбил их на многие части и раздал кусочки золота и серебра нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и на обломках язычества утверждал законы христианского милосердия. Мученик Христов по приказу императора был схвачен, и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!» После мучений святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и оставили на ночь. Мучители надеялись, что он умрет ночью на кресте. Однако Господь решил прославить своего святого перед всеми жителями Гераклии. Утром воины, участвовавшие в казни увидели святого мученика живым и невредимым. Убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое крещение. Мученик Феодор удержал жителей и воинов, уверовавших во Христа от мятежа, говоря им: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Мученик Христов добровольно отдал себя в руки мучителей. Идя на казнь, святой одним словом открывал двери темниц и освобождал узников. Жители Гераклии, прикасавшиеся к его одежде, исцелялись от болезней и освобождались от бесов. Перед тем как предать себя в руки палача, мученик Феодор завещал похоронить свое тело в Евхаитах в имении родителей. Своему слуге Уару приказал записать все мучения, которым он был подвергнут, для назидания будущих поколений христиан. Затем мученик Христов долго молился и, наконец, произнеся слово «аминь», преклонил под меч свою честную и святую главу. Казнь совершилась 8 (21) февраля 319 года в субботу, в третий час дня. Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21) июня того же года они были торжественно перенесены в Евхаиты. Во время перенесения тела святого и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа Бога, Ему же со Отцем и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.
Святой великомученик Феодор Стратилат, верный до смерти Господу Иисусу Христу, бесстрашный и жертвенный военачальник, храбрый солдат, издревле почитается как покровитель православного воинства.
В память великомученика Феодора Стратилата строились храмы во всех православных странах. По молитвам к нему, от Его икон совершались многие чудеса. Так святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 г.) и Иоанн Дамаскин (ок. 780 г.) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени, все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.
См. также: «Страдание св. вмч. Феодора Стратилата» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Перенесение мощей св. вмч. Феодора Стратилата» в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Святой великомученик Феодор Стратилат ( + 319) происходил из города Евхаит. Он был наделен разнообразными и яркими дарованиями, которые в сочетании с природной красотой выделяли его среди окружающих. В довершение Своих милостей Бог просветил великодушное сердце святого Феодора глубоким познанием христианской истины. Будучи военачальником в городе Гераклее, святой Феодор нес как бы двойное послушание: сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти вся Гераклея приняла христианство.
В то время император Ликиний (307—324) начал жестокое гонение на христиан. Желая разрушить новую веру, он обрушил свои преследования не на простой народ, а на благородных и просвещенных поборников христианства, в которых видел серьезную угрозу для отмиравшего язычества. В числе последних оказался и святой Феодор. Произошло это так. Прослышав о храбрости и красоте святого, император захотел его видеть и послал за ним своих приближенных. Святой Феодор принял послов с честью, но решил пострадать в своем городе. Поэтому он ответил императору, что не может сейчас покинуть Гераклею и просит его пожаловать к нему. Император приехал, захватив с собой золотых и серебряных идолов. Он обласкал святого, очень хвалил его управление городом и, чтобы еще более улучшить положение, повелел ему принести перед народом жертвы идолам. Святой Феодор обещал выполнить повеление, но просил сначала перенести идолов на ночь в свой дом. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого Феодора. Однако его ожидания были обмануты. Завладев многоценными истуканами, святой Феодор разбил их на куски и роздал нищим. За это он был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Нотарий (писец) святого Феодора, святой Уар, едва находил в себе силы записывать, каким тяжелым мучениям подвергали его господина.


Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор обратился к Богу с молитвой: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей». Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора, как и вся его жизнь, принесла благие плоды для ближних. Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым. Убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился «яко день светозарен» для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами».
Святой Феодор, не желая избежать мученической смерти за Христа, добровольно вновь отдал себя в руки Ликиния. Он удержал множество уверовавших во Христа от мятежа против мучителей такими словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь мимо тюрьмы, святой мученик словом своим отверз темничные двери и освободил заключенных от уз. Люди, прикасавшиеся на пути к его одежде, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов.
По приказу императора святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал святому Уару: «Запиши день кончины моей, а тело мое положи в Евхаите, земле предков моих». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «Аминь», святой Феодор преклонил голову под меч. Казнь совершилась 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Тропарь, глас 4:
Дни памяти: 8 февраля, 8 июня
Великомученик Феодор Стратилат
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей». Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
2-я неделя по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 8 июня по ст. ст.
В этот день совершается память:
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Глас 1-й.
Великомученика Феодора Стратилата (319).
Святителя Феодора, епископа Суздальского (1023). Обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501). Преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Преподобного Зосимы Финикийского (VI). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).
Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.
Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших
Праздник Всем святым, в земле Российской просиявшим, совершавшийся ещё в Древней Руси, но не имевший широкого распространения, был восстановлен Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Инициатор его восстановления — профессор Петроградского университета Б. А. Тураев, который вместе с иеромонахом Владимирского Рождественского монастыря Афанасием (Сахаровым), будущим священноисповедником, рассмотрев древнюю службу XVI века «Всем святым новым чудотворцам Российским», решили позаимствовать из неё лишь немногое и составить новую службу. Часть песнопений они сложили заново, а часть взяли из отдельных служб русским святым. За короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) новая служба была составлена, одобрена Поместным Собором и затем издана отдельной брошюрой.
Богослужение Недели Всех святых, в земле Русской просиявших
Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, имеет несколько интересных особенностей. Прежде всего, в молитве, читаемой на литии, предлагается поминать всех русских святых поимённо, по чинам святости; соответственно, даже при быстром чтении такое перечисление занимает более часа. Кроме того, хотя богослужение должно совершаться в воскресный день и, соответственно, необходимо петь на вечерне «на стиховне» воскресные стихиры, в службе наряду присутствуют и праздничные стихиры, которые, согласно указанию автора последования, поются, если служба совершается не в воскресенье, а в другой день. Таким образом, эти песнопения, по преимуществу, остаются вне праздничного богослужения. Между тем именно эти стихиры стали наиболее известными и любимыми песнопениями службы, гимном Святой Руси: «Земле Русская, граде святый, украшай свой дом, в немже божественный велий сонм святых прослави… Новый дом Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Неделя всех Афонских святых
Однажды Петр Афонский в видении узрел Пресвятую Богородицу, Которая указала ему место обретения покоя: «На Афонской горе… Это место есть Мой жребий, данный Мне Сыном Моим и Богом, чтобы здесь отвергшиеся мирского волнения и взявшие по силе духовные подвиги, с верой и любовью призывая Мое Имя, без печали проводили эту временную жизнь и ради богоугодных своих дел наследовали жизнь вечную. Я очень люблю то место и желаю умножить чин иноков, от которых не отступит никогда милость Сына Моего и Бога, если они будут соблюдать спасительные заповеди. Я распространю иноческие обители на той горе… И иноки будут обладать этой горой от моря и до моря, и имя их прославится по всей вселенной. Я буду защитой тех, которые станут терпеливо подвизаться в посте на Афонской горе». Так было положено начало монашеской жизни на Афоне, где в святости просияло множество подвижников.
Афонские подвижники в истории России
Более 150 афонских подвижников просияли в святости со времен первых монахов Святой Горы. Святые Афона неразрывными узами связаны с историей России. Достаточно вспомнить святителя Киприана, насельника Святой Горы, ставшего митрополитом Московским и всея Руси после святителя Алексия Московского и поддержанного преподобным Сергием Радонежским, несмотря на противление со стороны великого князя Московского Димитрия Донского. Постриженником Афона был и один из ближайших учеников преподобного Сергия, Сергий Обнорский. Большую роль в становлении духовной учености на Руси сыграл Максим Грек. Он немало пострадал как заступник простого народа перед государем. Среди русских подвижников, глубоко принявших в сердце афонскую духовную традицию, были преподобный Нил Сорский, долгое время проведший на Святой Горе, преподобный Иннокентий Комельский, а в ХХ веке — преподобный Силуан Афонский, бывший родом из тамбовского села. Неоценимый вклад в развитие традиции исихазма среди российского монашества внес преподобный Паисий Величковский, основавший на Афоне скит Святого Илии.
Великомученик Феодор Стратилат
Великомученик Феодор Стратилат пострадал за веру во Христа в 319 году в городе Гераклея, где служил воеводой. Это случилось во время гонений на христиан, устроенных правителем Ликинием. Слово «стратилат» переводится с греческого как «воин, воевода». Святого так называют за то, что он, будучи воеводой земного царя, показал себя «предобрым воеводой Царя Небесного». Его почитание началось сразу после кончины. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) рассказывает о чуде, которое произошло от фрески великомученика Феодора в храме, освящённом в его память, в местечке Карсата под Дамаском. Этот храм сарацины превратили в жилище. Один из них пустил стрелу в изображение великомученика. Из плеча святого, там, где стрела вонзилась в стену, истекла кровь. В скором времени сарацины, жившие в храме, погибли один за другим.
Священное Писание
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Мф., 9 зач., IV, 18-23
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Рим. 2, 10-16; Мф. 4, 18-23
Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер — вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В сонме русских святых были люди разного социального положения, разных умственных способностей, разной степени материального благополучия. Это были и цари, и князья, и вельможи, и полководцы, и простые люди; монахи, священнослужители, епископы, и даже изгои тогдашнего общества — юродивые. Что же соединяет этих столь разных людей — царя и юродивого, патриарха и послушника в монастыре, человека просвещенного, знатного и простолюдина? Соединяет одно — все святые имели чистое сердце, потому что только чистые сердцем… Бога узрят (Мф. 5, 8), как сказал Сам Господь. Ведь какой же это святой, если он с Богом в жизни не соприкоснулся, если не увидел Бога в своей душе, в своей жизни, в окружающем мире, в истории своего народа?
Силуан Афонский о Рае
Может ли кто сказать о рае, как там будет? Слово о рае может сказать лишь тот, кто в Духе Святом познал Господа и Его любовь к нам. Господь так мил и любезен, что от любви Его душа не может вспомнить ни о чем другом. Благодать Святого Духа настолько сладка и так изменяет всего человека, что забудет он даже родителей своих… Благодать Святого Духа влечет душу любить Господа в полноте, и в этой полноте любви Господней душа не прикасается миру, хотя и живет на земле… Мы горделивы умом и потому не можем стоять в этой благодати, и она удаляется от души, и душа тогда скучает по ней и слезно ищет ее снова, и плачет, и рыдает, и зовет ко Господу: «Боже Милостивый, Ты видишь, как печальна душа моя, и как скучаю я по Тебе».
Из книги сербского православного писателя Павле Рак «Приближение к Афону»
Можно много говорить об Афоне… Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление, обычно, — всего лишь неопределенное воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство ее сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, — все дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.
Молитвословия
Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату
глас 4
Воинствословием истинным, стpастотеpпче,/ Небеснаго Цаpя воевода пpедобpый был еси, Феодоpе:/ оpужиями бо веpы ополчился еси мудpенно/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси стpадалец./ Темже тя веpою// пpисно ублажаем.
Кондак великомученика Феодора
глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Молитва святому Феодору Стратилату
О, преславный и прехвальный великомученниче святый Феодоре, великий Стратилате! Не отрини грешных сия малыя молитвы и приношения, но яко имея дерзновение ко Всемилостивому Владыке, потщися к нам недостойным скорою твоею помощию и явися ходатай за ны теплый у Христа Бога, да не погибнем вси во грехах наших, но да сотворит с нами по великой милости Своей, да умирит мир и сохранит нас от всякаго злаго обстояния, да даст нам тихое и безмятежное житие пожити в чистоте и благочестии, и по исходе душ наших неосужденно предстати судилищу Его и деснаго стояния сподобитися, да выну поем и славим Его Всесвятое имя со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Молитва всем святым, в земле Русской просиявшим
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Теги: Великомученик Феодор Стратилат православный календарь
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .