Святой град Иерусалим

Дорогие друзья!

С радостью сообщаем вам, что издательский проект «Путешествие в Небесный град Иерусалим» успешно завершен.

Подписчики (те, кто сделали предоплату издания по льготной цене) могут получить комплект по изучению Божественной Литургии для детей (книга, карта иаудиодиск) с 5 сентября 2013 г. по будним дням с 11 до 18 часов на радио по адресу: наб. Лейтенанта Шмидта, дом 39.

Благодарим за участие в нашем проекте и за ваше долготерпение!

О дате и времени проведения методического семинара по программе изучения Литургии для детей, а также о датах и местах проведения презентаций издания и встреч с его автором – редактором детских программ на радио «Град Петров» Ольгой Антиповой – будет объявлено позже.

Все желающие приобрести комплект пособий по изучению Божественной Литургии для детей также могут обращаться на радио в указанное выше время.

Заказать через интернет-магазин

См. также:

Новый издательский проект официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»: «Путешествие в Небесный град Иерусалим». Образовательная программа по изучению Литургии для детей 10-14 лет. Комплект: книга, карта, аудиодиск

Новый издательский проект официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»: «Путешествие в Небесный град Иерусалим». Образовательная программа по изучению Литургии для детей 10-14 лет. Комплект: книга, карта, аудиодиск

Ольга Антипова
«Путешествие в Небесный град Иерусалим»
Образовательная программа по изучению Литургии для детей 10-14 лет

Этот курс был разработан и опробован в воскресной школе храма святой Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, руководитель — Ольга Антипова. Цель курса — познакомить детей с главным Таинством Церкви, рассказать о порядке совершения службы, об истории её формирования, о важнейших христианских символах. Помочь глубже понять и полюбить Литургию.

Как сделать это так, чтобы детям было понятны и интересны эти уроки?
Для этого были разработаны два пособия: книга и карта.

Во-первых, создана карта Литургии — по сути, подробная образная схема службы, позволяющая увидеть важнейшие системные связи, наглядно объяснять многие вещи, следить за ходом службы. Это карта страны, по которой Церковь совершает путешествие в Небесный Иерусалим — в Царствие Божие.

Во-вторых, составлена книга «Божественная Литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей». В ней содержится чинопоследование Литургии с переводом малопонятных слов и выражений, краткими комментариями и — главное — с большим количеством иллюстраций. Ведь все любят книжки с картинками! Эти иллюстрации — шедевры мирового христианского искусства. Иконы, фрески, мозаики, книжная миниатюра и резьба по камню — эти творения великих мастеров раскрывают перед нами глубинный смысл соответствующих моментов службы.

Курс дополняется аудиодиском, содержащим 27 уроков воскресной школы с подробным разбором книги и карты. Специально для этого диска была сделана запись детско-юношеского церковного хора при Иоанновском монастыре (регент — Ксения Кирилловна Головкина). Хор исполняет песнопения Литургии, о которых рассказывается в этих передачах. Нам кажется важным, чтобы дети, знакомящиеся с курсом, услышали не профессиональных певчих, а таких же детей, как и они сами.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСОБИЕ

— взрослые могут прослушать диск с книгой в руках и картой перед глазами, а затем брать книгу в храм, следить за ходом богослужения и вспоминать все то, что слышали в радиопрограммах;

— учителя воскресных школ тоже прослушивают курс, чтобы затем самостоятельно строить соответствующие уроки (Внимание! Приступать к изучению курса могут дети не младше 10 лет и уже имеющие определенную подготовку!);

— карта Литургии с благословения настоятеля может находиться в храме во время службы, что поможет детям — с помощью учителя — следить за её ходом;

— родители могут прослушать курс самостоятельно, а затем изложить детям, или слушать и разбираться во всем ВМЕСТЕ с детьми.

Другими словами, наивно думать, что вы усадите ребенка перед магнитофоном, дадите в руки книгу и карту, запрете в комнате и часов через 12 получите знатока и любителя Литургии.

Более подробные рекомендации можно будет получить на семинарах, которые состоятся сразу после издания пособия.

Следите за нашими объявлениями!

1 Принимаясь рассказывать об этом городе, сразу хочу оговорить тот немаловажный момент, что я провел в Иерусалиме всего лишь несколько часов – приехал поздним утром, а уехал обратно ранним вечером. Подобную степень знакомства с городом сложно назвать даже поверхностной, однако чем богаты, тем и рады. На всякий случай напомню, что о двух важных иерусалимских достопримечательностях я ранее рассказывал отдельно: это храм Гроба Господня и Гефсимания; таким образом ниже уделять им внимание уже не стану.

2 Такими пригороды Иерусалима предстают путешественнику, приближающемуся с юга, от Мертвого моря. Наверное, восприятие нагромождения похожих домов желтоватого цвета, цепко впившихся в однотонные скалы, лишь изредка разбавляемого тускловатой зеленью выгоревших под лучами безжалостного солнца растений во многом зависит от личного отношения к этому городу. Для кого-то это едва ли не скопище старых камней среди безрадостной пустыни, для кого-то – самая желанная цель на свете.
Иерусалим является святыней для трех мировых религий, в двух из которых – в иудаизме и христианстве – занимает важнейшее место. Для евреев этого историческая столица еще со времен царя Давида позднее разбросанного по всему миру народа, для христиан – место распятия Иисуса Христа. Да и для мусульман тоже священный город.

3 В наши дни Иерусалим, как и в течение тысячелетий его древней истории, продолжают буквально рвать на части; статус города толком не определен. И Израиль, и Палестинская автономия считают его своею столицей, что, однако не находит понимания ни у оппонентов, ни у международного сообщества. Даже важнейший союзник Израиля – США – держит свое посольство в Тель-Авиве, который обозначен столицей этого государства на политических картах большинства стран мира. Тем не менее все израильские правительственные учреждения находятся все-таки в Иерусалиме.

Царящие противоречия, может быть, точнее даже сказать, что противостояние бросаются в глаза даже не самого внимательного туриста. Город разбит на обширные сектора, отделенные друг от друга стенами и колючей проволокой – как в седую старину разделялись исторически сложившиеся кварталы, населенные разными народами, исповедующими разные религии. Иерусалим начала XXI века поделен на две основные части: процветающую израильскую и откровенно бедную палестинскую, как иглами, утыканную минаретами мечетей.
Погружаться в размышления о различиях в менталитетах или стартовых позициях, а также следующих из этого различий в уровнях жизни я не стану. Равно как не буду вступать в споры о национальной принадлежности Святой земли или решать вопросы на темы кто виноват и что делать. Занятие это чрезвычайно неблагодарное и в общем-то малоперспективное. Отмечу лишь оставленное у меня даже сонным в жарких лучах солнца Иерусалимом ощущение некоторой нервозности и неуверенности в будущем. Оно, разумеется, может быть исключительное субъективным, так что и философствовать на эту тему нечего.

4 За кольцом серо-желтых стен лежит самая знаменитая часть Иерусалима – Старый город. Приковывает внимание сияющий Купол Скалы – исламская святыня, стоящая приблизительно на том же месте, где некогда находились храм Соломона (Первый храм) и его преемник. Впрочем, подробнее об этом месте я расскажу во второй части альбома.
Гораздо правее можно видеть доминанту бенедиктинской церкви Сна. Слева у самой границы кадра начинается склон знаменитой Масляничной горы.

5 Своей гармоничной песчано-желтой гаммой Иерусалим обязан британской администрации. В 1917–1947 годах город являлся центром подмандатной Соединенному королевству Палестины, и проявившие чувство вкуса британцы запретили возведение в нем зданий, выкрашенных в цвета, отличные от традиционного. На мой взгляд это решение оказало на облик Иерусалима скорее положительное влияние, во всяком случае даже сравнительно новые дома в общей массе и при взгляде издалека совсем не искажают облик древнего города.

6 А Иерусалим действительно город чрезвычайно древний, один из старейших в мире. Первые поселения на его территории датируются V–VI тысячелетиями до нашей эры. Первое письменное упоминание города относится к 2300 году до н.э., но поскольку оно вызывает сомнения, за «нулевую отметку» возраста принимают XIX–XX века до н.э. Однако даже такая сдержанная оценка означает практически четырехтысячелетнюю историю!
Город многократно менял и своих хозяев, и свое название. До завоевания около 1000 года до н.э. еврейским царем Давидом (прав. ~1005–965 гг. до н.э.) он долгое время являлся вассалом Египта. Затем более чем на четыре столетия стал столицей Иудейского царства. В 598 и 586 гг. до н.э. город был взят Вавилоном, после второго захвата на полстолетия он превратился в центр оккупированной провинции. Освободила Иерусалим только победа перса Кира II Великого (прав. 559–530 гг. до н.э.) над Вавилонией. В 333 г. до н.э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления были присоединены к империи Александра Македонского, что положило начало греческого периода в жизни города. Впрочем, вскоре город был вновь взят и разграблен, а потом еще и еще… В 63 году до н.э. Иерусалим после трехмесячной осады вошел в состав Римской империи. Затем в 67–70 годах последовала Иудейская война, из которой город вышел в руинах и запустении. Именно это время стало отправной точкой расселения евреев по миру. В 130 году на развалинах Иерусалима строят римский город Элия Капитолина, вскоре вспыхнула Вторая Иудейская война (132–136 гг.). После временных побед евреев римское владычество было восстановлено, а иудеи изгнаны.

Следующим этапом был христианский, или византийский период жизни Иерусалима. В 614 году город был завоеван персами, Византия отбила его с трудом и не сразу. Однако вскоре – в 638 году – ей пришлось уступить Иерусалим новым энергичным завоевателям – арабам. Под их властью город находился до 1099 года, когда был взят крестоносцами и стал центром нового Иерусалимского королевства. С конца XII века город вновь переходит из рук в руки и подергается осадами и штурмам, пока в 1244 году не была перевернута последняя страница его истории под властью европейских рыцарей. В 1517 году Иерусалим без боя отходит Османской империи, с владычеством которой было покончено только в XX веке – ближе к завершению Первой мировой войны.

7 Обычные многоквартирные дома. Машины около них стоят достаточно старые и скромные (как мне подсказали, желтые номера принадлежат израильтянам, синие – палестинцам, а зеленые – палестинским такси).

8 Дома посолиднее, да и автомобили тут явно более дорогие. Наверняка здесь живут не палестинцы, а евреи. Смущают маленькие окна, но, вероятно, в здешнем климате это весьма разумное решение.
9 Встречаются в городе и особняки в британском колониальном стиле.
10 И, разумеется, старые храмы. Над этой церковью Св. Андрея развевается флаг Шотландии.
11 Современный пласт архитектуры в Иерусалиме, конечно, тоже имеется, но мое знакомство с ним не состоялось. Удалось разве что издалека увидеть комплекс зданий Еврейского университета.
12 Если ничего не путаю, за этим забором, вдоль которого поднимаются две палестинки с сумками, наполненными не то мандаринами, не то апельсинами, раскинулись огромные раскопки древнего Иерусалима времен царя Давида. Еврейская столица тех времен находилась несколько в стороне от современного Старого города, относящегося преимущественно уже к Средним векам.
13 Арабское завоевание XIII века стало для Иерусалима началом длительного периода упадка, несмотря на возведение здесь ряда важных для ислама культовых объектов. К середине XIX столетия население древней столицы едва достигало 11 тысяч человек. Возрождение интереса к Святой земле пришлось на 1850-е годы, вместе с чем в Палестину хлынул поток еврейских переселенцев и инвестиций и пожертвований как отдельных частных меценатов, так и целых государств. К 1860 году появились первые еврейские кварталы за пределами стен Старого города, а к 1915 году численность еврейского населения Иерусалима превысила отметку в 100 тыс. человек.
14 Для справки: сейчас в городе около 770 тыс. жителей, две трети из которых составляют евреи, а около трети – мусульмане-палестинцы. Христиан здесь всего лишь около двух процентов.
15 В местном климате и при обилии бесплатной и даже излишней солнечной энергии вполне разумно использовать солнце для нагрева воды. Самым бюджетным вариантом, популярным у палестинцев, является обычный черный бак.
16 Более состоятельные иерусалимцы используют более совершенные технологии, а именно полноценные солнечные радиаторы.
17 Так и не смог понять, что же это за похожее на западноевропейский средневековый замок здание. Понятно, что построено оно было, скорее всего, в конце XIX или начале XX века, когда в Европе возродился интерес к неклассическим архитектурным формам, откуда эта мода пришла в Палестину вместе с деньгами меценатов. Так или иначе, а смотрится сооружение очень даже величественно.

18 Левее рукотворной скалы отеля «Царь Соломон» возвышается достаточно примечательная мельница. Она – свидетель упомянутого выше времени, когда евреи перестали бояться селиться за пределами кольца городских стен. Построили мельницу на средства филантропов для возникшего на этом месте нового квартала мукомолов. Правда, из-за того, что при проектировании не была учтена роза ветров, мельница так в итоге никогда и не заработала.
19 Длинные ряды белых камней – это надгробия самого почитаемого у иудеев кладбища на Масличной горе. Считается, что именно отсюда начнется воскресение мертвых, так что похороненные тут станут первыми. Поэтому многие стремятся покоиться здесь после смерти и при жизни готовы выложить огромные суммы за крошечный клочок скалистой кладбищенской земли. Насколько я понимаю, из-за ограниченности территории при огромном спросе тут давно уже хоронят во много слоев, ведь само кладбище не просто старинное, а поистине древнее. Шутят, что место тут стоит дороже хорошей квартиры в Тель-Авиве.
20 Еще одно примечательное место – Геена Огненная. Считается, что в этом овраге до завоевания Иерусалима царем Давидом обитавшее здесь племя иевусеев приносило человеческие жертвы. Позднее это место стало принято ассоциировать со входом в ад. В настоящее время на дне оврага разбит вполне приятного вида сад.
21 Серый купол принадлежит наиболее значительной мусульманской святыне Иерусалима и третьей в исламском мире – мечети Аль-Акса. Хотя истоки ее лежат еще в VIII веке, нынешнее сооружение было построено только в 1035 году, так как мечеть неоднократно страдала от разрушительных землетрясений. Здание вполне благополучно пережило период завоевания крестоносцев, временно совмещая в те годы функции дворца и христианского храма.
22 Городская стена Иерусалима XVI века, построенная по указу османского султана Сулеймана I Великолепного (р. 1494–1566, прав. 1520–1566) между 1536 и 1539 годами.
23 Комплекс, кстати, достаточно обширный и впечатляющий, хотя в пору возведения население города едва ли превышало 20 тыс. человек. Общая же протяженность стен составляет четыре километра, а наибольшая их высота – двадцать метров. В стенах было восемь врат, обращенных на все стороны света.
24 Сионские ворота (их иногда называют воротами Давида) были построены в 1540 году. Их камень испещрен следами пуль – немых свидетелей боев 1948 года, когда новому Израилю впервые пришлось отстаивать само свое существование.
25 Золотые ворота являются старейшими в Иерусалиме – их построили византийцы около 520 года. Рядом были обнаружены остатки еще более древних крепостных врат. Золотые ворота ведут прямо к Храмовой горе, и считается, что именно через них в город въедет новый Мессия. Эта легенда стала причиной того, что османы предпочли заложить обе воротные арки, таким образом обезопасив себя от конца света по сценарию оппонентов по вере.
Во второй части альбома я покажу Старый город изнутри и в первую очередь, конечно, знаменитую Стену плача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *