Святой Иаков Испания

Кафедральный Собор в Сантьяго, построенный в честь Апостола Иакова, является самым ярким памятником архитектуры романского периода на территории Испании и одним из главных центров паломничества христиан, стоящий в одном ряду с Римом и Иерусалимом.

Тысячи паломников посещают каждый год город Сантьяго, проходя Путь Святого Иакова по религиозным мотивам или просто для того, чтобы увидеть этот величественный памятник архитектуры, объявленный Культурным Наследием, как и весь «старый город” Сантьяго де Компостела.

Вам также может быть интересно: Что посмотреть в Сантьяго де Компостела

Апостол Иаков и Собор

Вопреки тому, что многие так думают, однако,останки Апостола не всегда покоились под этими камнями.

Первоначально, после обнаружения гробницы, король Астурии Альфонсо II приказал построить небольшую каменную часовню в том месте, где был найден мраморный алтарь и гробница, построенные апостолами для погребения Святого Иакова.

Этот храм был довольно прост, он состоял только из одного этажа, где в центре хранилась гробница с останками Апостола, которая была окружена колоннадой.

Позже, по указу Альфонсо III, храм был расширен из- за огромного количества посетителей, приходящих к гробнице. Было создано еще одно вспомогательное здание вокруг старого храма, более широкое, чем предыдущее.

Но почти в конце X века, мусульманские войска уничтожили эту дороманскую работу, однако, чудесным образом сохранилась сама гробница, что позволило тысячам верующих продолжать приходить к ней.

В 1075 году по приказу Альфонса VI (Alfonso VI) и Диего Пелаес (Diego Peláez), который через несколько лет стал епископом уже известным, как Диего Гельмирес (Diego Gelmírez), был построен новый храм в романском стиле.

Строительство нового храма заняло несколько лет. В Кодексе Каликста говорится о том, что его последний камень был заложен в 1122 году. С этого момента, как сам король Альфонсо VI, так и сам епископ неустанно трудились с целью привлечения паломников в это святое место, нынешний Собор Сантьяго.

Несмотря на то, что храм первоначально был построен в романском стиле, уже в XVII веке он пережил некие изменения и его облик приобрел вид в стиле барокко. Изменения были сделаны в основном на главном алтаре и на куполе собора, а также в это время была спроектирована знаменитая Святая Дверь.

Внутренняя часть собора

Внутренний облик храма разделен на три нефы, расположенных по кругу одного этажа в виде латинского креста. Его протяженность составляет 97 метров и достигает приблизительно 32 метра в высоту под куполом. Это самый большой романский храм во всей Испании.

Внутри собора находится всего 16 капелл, некоторые из которых сохранили характерные черты романского стиля. Они находятся в проходах вокруг алтаря, которые так же ведут к знаменитой Святой Двери Платериас (Platerías) и ко входу Тимпано де Клавихо (Tímpano de Clavijo).

В главном алтаре можно увидеть образ Сантьяго в одежде паломника, украшенной фигурами ангелов.

Еще два важных символа Собора, это Ботофумейро, который со времен средневековья радует паломников и посетителей храма, и его великолепная крипта Врата Славы (Pórtico de la Gloria), примерно XII — XIII века.

Под сводчатыми потолками и тысячелетними камнями Собора находится настоящий музей XVI века, где вы сможете найти останки времен романской и готической культуры.

Внешняя часть Собора Сантьяго

Несколько площадей окружают Собор Сантьяго.

Святая Дверь Платериас (Platerías) -единственная оставшаяся часть фасада, сохранившая романский стиль.

С другой стороны Собора находится площадь Пласа де ла Кинтана (plaza de la Quintana), где находится вход в собор через Святую Дверь. Вокруг этой площади расположились здания Каса де ла Парра (la casa de la Parra) и монастырь Кинтана де Вивос (Quintana de Vivos).

Еще с одной стороны, Собор охраняется площадями Пласа де ла Инмакулада (plaza de la Inmaculada) и Асабахериа (Azabachería). Сегодня, как и много лет назад, здесь можно найти сувенирные палатки.

Стоит уделить особое внимание верхней части Собора- его крыши. Сюда можно попасть по предварительному бронированию в рамках экскурсии Паласио де Хелмирес (palacio de Gelmírez), которая начинается во дворце Хельмирес. Несомненно, вид сверху заставит затаить дыхание любого.

Посещение Собора Сантьяго

Посещение Собора Сантьяго станет для вас долгожданной заслуженной наградой за долгий путь. Чем дольше ваш путь, тем больше радости приносит эта встреча и незабываемые впечатления каждому паломнику.

В этом году 2019 до 2020 года его внутренняя часть находится на реконструкции, однако, Собор открыт для посещения.

Са­мо­му древ­не­му па­лом­ни­че­ско­му марш­ру­ту Ев­ро­пы — пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва в Ис­па­нии по­свя­щен са­мый пер­вый пу­те­во­ди­тель для па­лом­ни­ков. Его ав­то­ром счи­та­ет­ся па­па рим­ский Кал­лист II (XII век). Путь был опас­ным, все вре­мя на­па­да­ли мав­ры-му­суль­мане и мест­ные бро­дя­ги. Обес­пе­чи­ва­ли охра­ну ры­ца­ри Ор­де­на свя­то­го Иа­ко­ва, но ре­ша­лись ид­ти толь­ко ге­рои ду­ха (и су­дя по ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­кам, их бы­ло нема­ло). Се­го­дня Путь апо­сто­ла Иа­ко­ва охра­ня­ет­ся ЮНЕСКО. А па­лом­ни­кам, его про­шед­шим, вы­да­ют «пас­порт пи­ли­гри­ма».

В Ис­па­нии лю­бой ка­то­лик вам рас­ска­жет пре­да­ние: ко­гда апо­стол Иа­ков (Зе­ве­де­ев), стар­ший брат Иоан­на Бо­го­сло­ва, сын Гро­ма (как на­зы­ва­ли его ис­пан­цы), был каз­нен в Иеру­са­ли­ме в 44 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом вну­ком Иро­да Агрип­пой (Иа­ков стал пер­вым из апо­сто­лов, при­няв­шим му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за про­по­ведь Хри­ста), уче­ни­ки тай­но по­ло­жи­ли те­ло апо­сто­ла в лод­ку и пу­сти­ли по Сре­ди­зем­но­му мо­рю. Та чу­дес­ным об­ра­зом при­ста­ла к ис­пан­ско­му бе­ре­гу, в ме­сте, где сей­час на­хо­дит­ся го­род Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла.

В на­ча­ле IX ве­ка жив­ший в этой мест­но­сти мо­нах-от­шель­ник Пе­лайо яс­ным сол­неч­ным днем уви­дел в небе яр­кую звез­ду, по­шел на ее свет и об­на­ру­жил ков­чег с нетлен­ны­ми мо­ща­ми апо­сто­ла. Об­ре­те­ние мо­щей свя­то­го Иа­ко­ва про­изо­шло в опас­ную для Ис­па­нии по­ру: мав­ры по­ко­ри­ли по­чти весь Пи­ре­ней­ский по­лу­ост­ров, у хри­сти­ан оста­вал­ся толь­ко неболь­шой кло­чок зем­ли в го­рах Асту­рии. По­это­му чу­дес­ное об­ре­те­ние мо­щей Иа­ко­ва вос­при­ня­ли как знак свы­ше и обе­ща­ние по­мо­щи. На ме­сте об­ре­те­ния бы­ла по­став­ле­на неболь­шая цер­ковь, ве­ком поз­же — ба­зи­ли­ка свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва. С тех пор оста­лось нема­ло сви­де­тельств чу­дес­ной по­мо­щи Иа­ко­ва в за­щи­те мно­го­чис­лен­ных хри­сти­ан­ских го­су­дарств, су­ще­ство­вав­ших в IX-XI ве­ках на тер­ри­то­рии Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва, — Ара­го­на, На­вар­ры и Ка­сти­льи, — от мав­ров. Вско­ре свя­той Иа­ков (по-ис­пан­ски Santiago) стал небес­ным по­кро­ви­те­лем ис­пан­цев, а как апо­стол, пред­при­няв­ший, по пре­да­нию, да­ле­кое пу­те­ше­ствие из Свя­той зем­ли в Ис­па­нию, — по­кро­ви­те­лем па­лом­ни­ков. Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла, где бы­ли об­ре­те­ны и по­ко­ят­ся мо­щи апо­сто­ла Иа­ко­ва, уже с XII ве­ка счи­та­ет­ся, по­сле Иеру­са­ли­ма и Ри­ма, глав­ным па­лом­ни­че­ским цен­тром всех за­пад­ных хри­сти­ан. В сред­не­ве­ко­вом ис­кус­стве со­хра­ни­лось мно­го изо­бра­же­ний апо­сто­ла Иа­ко­ва в об­ра­зе пут­ни­ка в укра­шен­ной ра­куш­ка­ми шля­пе (и се­го­дня ра­куш­ка — сим­вол па­лом­ни­ков, иду­щих по пу­ти апо­сто­ла), с по­со­хом и су­мой.

Путь апо­сто­ла Иа­ко­ва — па­лом­ни­че­ство к его мо­щам в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла — са­мый древ­ний па­лом­ни­че­ский марш­рут Ев­ро­пы. Са­мый-са­мый древ­ний — па­лом­ни­че­ство в Свя­той град к Гро­бу Гос­под­ню, но это уже Ев­ро­па-Азия. По­кло­нить­ся мо­щам апо­сто­ла ста­ли хо­дить (толь­ко пеш­ком) с X ве­ка — то­гда и по­яв­ля­ет­ся путь, ко­то­рый уже в са­мом на­ча­ле имел несколь­ко марш­ру­тов, за­мет­но от­лич­ных друг от дру­га. Но глав­ная ма­ги­страль про­хо­дит по се­вер­но­му по­бе­ре­жью Пи­ре­ней, на­чи­на­ясь в го­ро­де Пам­плоне. Дли­на пу­ти — око­ло 800 км.

Пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва был по­свя­щен и са­мый пер­вый в ми­ре пу­те­во­ди­тель, на­пи­сан­ный, по пре­да­нию, рим­ским па­пой Кал­ли­стом II в XII ве­ке. Его и сей­час мож­но счи­тать об­раз­цом жан­ра: ав­тор за­бо­тил­ся как о бы­то­вой сто­роне марш­ру­та, так и о, на­при­мер, куль­ту­ро­ло­ги­че­ской и на­столь­ко про­фес­сио­наль­но опи­сы­вал мест­ные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти, что совре­мен­ные ис­кус­ство­ве­ды, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на ро­ман­ском сти­ле, до сих пор ис­поль­зу­ют этот пу­те­во­ди­тель как спра­воч­ник. Со­став­лен­ный гра­мот­ной и за­бот­ли­вой ру­кой, пу­те­во­ди­тель на­зы­вал го­ро­да, через ко­то­рые бы­ло удоб­нее до­брать­ся до ме­ста, наи­бо­лее без­опас­ные до­ро­ги, церк­ви с мест­ны­ми свя­ты­ня­ми и ре­ко­мен­да­ци­я­ми, от че­го ка­кие мо­щи по­мо­га­ют (а го­во­рят, толь­ко пра­во­слав­ные этим увле­ка­ют­ся), мо­на­стыр­ские го­сти­ни­цы для от­ды­ха, ре­ки, от­ку­да нель­зя пить во­ду и по­ить ло­ша­дей, ло­доч­ные пе­ре­пра­вы, где мень­ше бе­рут де­нег за про­езд.

С X ве­ка путь апо­сто­ла Иа­ко­ва по­чти не из­ме­нил­ся, раз­ве что стал на­мно­го бо­лее ком­форт­ным и без­опас­ным. Се­го­дня по нему мож­но пе­ре­дви­гать­ся на ве­ло­си­пе­де или ло­ша­ди. Чтоб не за­блу­дить­ся, по­всю­ду по­став­ле­ны спе­ци­аль­ные ука­за­те­ли с изо­бра­же­ни­ем звез­ды с рас­хо­дя­щи­ми­ся лу­ча­ми в фор­ме ра­ко­ви­ны — сим­во­лом па­лом­ни­ков, иду­щих по пу­ти. Нет ни­ка­ких про­блем с тем, как по­есть-от­дох­нуть: вдоль все­го пу­ти по­стро­е­ны бес­плат­ные «ноч­леж­ки» с ду­ше­вы­ми и бес­плат­ны­ми же мед­пунк­та­ми. На двухъ­ярус­ных ле­жа­ках есть мат­ра­цы и по­душ­ки (без бе­лья). Ко­го толь­ко здесь не встре­тишь: фран­цу­зы, ита­льян­цы, нем­цы, бри­тан­цы, да­же ку­бин­цы. На всех оста­нов­ках — ре­сто­ра­ны, пред­ла­га­ю­щие «ме­ню пи­ли­гри­ма». Де­ше­во и вкус­но. Идут па­лом­ни­ки с вос­хо­да солн­ца до по­лу­дня — по­том слиш­ком жар­ко. Аму­ни­ция: обя­за­тель­ный го­лов­ной убор, солн­це­за­щит­ные оч­ки и мак­си­маль­но удоб­ная обувь — с нос­ка­ми, чтобы не на­бить мо­зо­ли.

Но вся эта ин­фор­ма­ция для нас — на пер­спек­ти­ву: пра­во­слав­ные по Ев­ро­пе па­лом­ни­ча­ют недав­но, по­это­му в ор­га­ни­зо­ван­ном ви­де, через агент­ства, «пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва» по­ка не осво­и­ли. Но к са­мим мо­щам апо­сто­ла в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла вас до­ста­вят. Мо­щи апо­сто­ла по­ко­ят­ся в неболь­шой ка­пел­ле (ча­совне) со­бо­ра его име­ни. Обыч­но она за­кры­та (у ка­то­ли­ков так при­ня­то — хра­нить осо­бо чти­мые свя­ты­ни под спу­дом и мо­лить­ся ря­дом), но ес­ли по­про­сить, да­же в неуроч­ное вре­мя — на­при­мер, груп­па за­поз­да­ла, все­гда от­кро­ют, да­же ес­ли при­дет­ся спе­ци­аль­но ид­ти за клю­чом.

А еще в со­бо­ре Апо­сто­ла Иа­ко­ва каж­дый день в 12 ча­сов дня под вы­со­кие го­ти­че­ские сво­ды взмы­ва­ет огром­но­го раз­ме­ра ка­ди­ло и дол­го рас­ка­чи­ва­ет­ся. Слу­жи­те­ли со­бо­ра объ­яс­ни­ли, что это — сим­вол на­шей мо­лит­вы. В их сло­вах мне по­слы­ша­лось что-то зна­ко­мое, а, вот: «Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя, яко ка­ди­ло пред то­бою» — Пса­лом 140, стих 2. Ну да, че­го удив­лять­ся, Псал­тырь — это наш об­ще­хри­сти­ан­ский ис­точ­ник.

Со­бор апо­сто­ла Иа­ко­ва — па­мят­ник ро­ман­ско­го ис­кус­ства, хо­тя и с под­нов­лен­ным ба­роч­ным фа­са­дом, — рас­по­ло­жен на пло­ща­ди Об­ра­дой­ро в ста­ром квар­та­ле го­ро­да. Во­круг двор­цы, церк­ви и мо­на­сты­ри: смесь ро­ман­ско­го сти­ля с ба­рок­ко и нео­клас­си­циз­мом, по «кам­ням» мож­но про­чи­тать ис­то­рию лю­бо­го ис­пан­ско­го го­ро­да. За зда­ни­ем со­бо­ра — два мо­на­сты­ря XVI ве­ка: Сан-Мар­тин-Пи­на­рио и Сан-Пе­лайо, здесь мож­но по­про­бо­вать пи­рож­ные и ли­мон­ное пе­че­нье, ко­то­рые соб­ствен­но­руч­но вы­пе­ка­ют мо­на­хи­ни.

В Сред­ние ве­ка пи­ли­гри­мы в Сантья­го-де Ком­по­сте­ла шли со всех стран Ев­ро­пы, при­но­ся с со­бой но­вые куль­тур­ные и ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции: на­при­мер, счи­та­ет­ся, что гре­го­ри­ан­ские хо­ра­лы по­яви­лись в се­вер­ных мо­на­сты­рях Ис­па­нии (в Рио­хе и На­вар­ре) имен­но бла­го­да­ря пер­вым па­лом­ни­кам, при­шед­шим на­ве­стить мо­щи свя­то­го Иа­ко­ва. Ко­гда-то путь Сантья­го не толь­ко стал глав­ной хри­сти­ан­ской ар­те­ри­ей ста­ро­го кон­ти­нен­та, но и объ­еди­нил хри­сти­ан всей Ев­ро­пы.

Ка­то­ли­кам, про­шед­шим путь апо­сто­ла Иа­ко­ва, по тра­ди­ции в со­бо­ре, по­сле спе­ци­аль­ной служ­бы для па­лом­ни­ков, вы­да­ет­ся сви­де­тель­ство: «пас­порт пи­ли­гри­ма». Еще в 70-е го­ды XX ве­ка та­кой пас­порт по­лу­чи­ли все­го 13 па­лом­ни­ков. А в 1999-м — 150 ты­сяч. Сот­ни ты­сяч лю­дей со все­го ми­ра каж­дый год вы­би­ра­ют этот путь: кто ищет чу­дес, кто — се­бя; кто хо­чет прой­ти те­ми же до­ро­га­ми, по ко­то­рым шли их пред­ки де­сять ве­ков на­зад; кто про­сто осмат­ри­ва­ет до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти. На­вер­ня­ка не все, иду­щие пу­тем апо­сто­ла, прак­ти­ку­ю­щие хри­сти­ане. Но тра­ди­ции сво­ей ве­ры чтут, а не во­ю­ют с ни­ми. Мо­жет, по­это­му каж­дый год чис­ло же­ла­ю­щих прой­ти по пу­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва рас­тет?

Адрес: Ис­па­ния, го­род Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла, пло­щадь Об­ра­дой­ро, со­бор Апо­сто­ла Иа­ко­ва.
Мо­щи апо­сто­ла Иа­ко­ва на­хо­дят­ся в спе­ци­аль­ной ка­пел­ле (ча­совне) со­бо­ра. Со­бор от­крыт с 9.00 до 19.00.
В со­бо­ре есть му­зей, в ко­то­ром со­бра­на бо­га­тая кол­лек­ция ис­пан­ско­го ис­кус­ства IX-XIX ве­ков, в том чис­ле го­бе­ле­ны, вы­пол­нен­ные по эс­ки­зам Ру­бен­са, Гойи и дру­гих ве­ли­ких ма­сте­ров.
Как до­брать­ся: са­мо­ле­том — аэро­порт Сантья­го-де-Ком­по­сте­ла Lavacolla на­хо­дит­ся в 11 км к во­сто­ку от го­ро­да. На по­ез­де — до Мад­ри­да от стан­ции Chamartín; 42,20 ев­ро).

Текст: Яна СКАЗКИНА, при под­держ­ке Па­лом­ни­че­ско­го цен­тра свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы в Ев­ро­пе

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *