С наступлением жары турист все больше тянется к природной свежести. Путеводитель по Московской области исследовал родники, источники и колодцы Подмосковья и выбрал те, где самая чистая вода и наиболее увлекательный легендариум.
Легенды легендами, но все же стоит напомнить: сырая вода нуждается в кипячении, так надежнее. А природа вокруг источников нуждается в поддержании чистоты. Соблюдение этих двух правил поможет сделать отдых незабываемым в самом позитивном понимании этого слова.
Содержание
- Гремячий ключ, Сергиев Посад
- Святой источник в Ширяево, Клин
- Родник в «Есауловском лесу», Орехово-Зуево
- Святой источник «Неупиваемая Чаша», Коломна
- Источники в Лужецком Ферапонтовом и Колоцком монастырях, Можайск
- Казанский источник и Белый колодец, Зарайск
- Родник в Сабурово, Воскресенск
- Три шатурских демографических родника
- Святой источник в поселке Большое Руново, Кашира
- Троица-Чижи, Павловский Посад
- Родник в Гридино, городской округ Егорьевск
- Родник у деревни Замошье, Шаховская
Гремячий ключ, Сергиев Посад
Пожалуй, самый известный источник Подмосковья — Гремячий ключ. По преданию, вода из скалы начала бить после молитвы Сергия Радонежского. Она невероятно бодрящая. Говорят даже, что она похожа на Нарзан или Боржоми, но это вряд ли. Зато популярности у нее точно не меньше, чем у этих минеральных источников.
К ключу, который больше похож на небольшой водопад или горную речку (высота водяных струй над подошвой холма – около 13 метров), стремятся паломники со всего мира. Многие приезжают с огромными флягами, чтобы впрок набрать чистой святой воды. Немало отважных окунаются в источнике, для них поставили бревенчатую купель.
До начала 1990-х годов здесь был один ручей, потом началось обустройство источника. Сейчас тут 12 потоков воды для купания и питья. Пройти можно ко всем источникам, постоять на верхней площадке, посидеть-отдохнуть, зайти в сад или сходить в храм на службу.
Адрес: Сергиево-Посадский городской округ, сельское поселение Березняковское.
Контакты: +7 (965) 441-00-33.
Святой источник в Ширяево, Клин
В городском округе Клин немало родников. Один из наиболее обустроенных и популярных в народе – святой источник в честь Смоленской иконы Божией Матери, который находится на южной окраине деревни Ширяево на Зубовском повороте. По преданию, около 1825 года мимо деревни везли колокол для строящейся Смоленской церкви села Воронино. Колокол упал с повозки, и из точки падения забил чистейший родник. Вскоре тут возвели деревянный сруб, на месте которого помещик Ширяев поставил кирпичный бювет. В 1952-1953 годах, когда строили автодорогу, на него водрузили бетонное кольцо и сделали слив из железной трубочки.
Источник бьет из правого берега небольшого ручья, левого притока реки Лутосня. Рядом с ним стоит деревянная часовня, территория благоустроена: над источником возведена сень, стоит лавочка, есть красивые цветочные клумбы и, конечно, удобный подход к воде.
Адрес: городской округ Клин, деревня Ширяево. Добраться можно из Клина или Дмитрова по трассе А-108, часовня находится возле дороги, между населенными пунктами Опалево и Ширяево.
Родник в «Есауловском лесу», Орехово-Зуево
В «Есауловском лесу» прямо на окраине города десятки лет бьет родник – Святой источник, как его называют местные жители. Они же считают, что воды источника обладают целебными свойствами. Он представляет собой несколько ключей, весело звенящих у подножия крутого берега реки Клязьма. Из основной трубы, вбитой на двухметровую глубину, вытекает до 70 литров воды в час. С 2012 года тут стоит деревянная купальня-сруб с купелью и колодец, сделан удобный спуск. Родниковая вода чистая, прохладная и вкусная. Родник и поклонный крест освящены во имя Казанской иконы Божией Матери.
Чтобы прийти к роднику, после поворота направо по указателю «Орехово-Зуево» надо проехать до стелы «Орехово-Зуево», свернуть налево и на первом регулируемом перекрестке снова свернуть налево до конечной остановки. Там, собственно, и начинается Сауловский (Есауловский) лес.
Адрес: городской округ Орехово-Зуево. Добраться можно на машине: от Москвы по Горьковскому шоссе 88 км, поворот направо по указателю «Орехово-Зуево». На электричке: Курский вокзал, Горьковское направление, поезд: Москва-Петушки, Москва- Владимир, Москва-Крутое, остановка — станция Крутое, далее 15 минут пешком.
Святой источник «Неупиваемая Чаша», Коломна
Источник известен с XVIII века и почитается как чудотворный — многие получили от него исцеление и помощь. По свидетельствам старожилов местных деревень, когда-то здесь произошло чудо спасения людей от мора. С приходом советской власти и повсеместным закрытием храмов про источник стали забывать. Работы по его благоустройству начались в июле 2006 года. Они проводились вручную, поскольку никакая техника подойти в тот момент к источнику не могла, а глинистая почва создавала дополнительные трудности. Вскоре была построена купальня — первая на Коломенской земле.
Сейчас рядом с источником стоит деревянная часовня во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В этих местах можно помолиться, отдохнуть, погрузиться в купель, попить чаю (угощение чаем – традиция на источнике).
Адрес: Коломенский городской округ, село Богдановка.
Источники в Лужецком Ферапонтовом и Колоцком монастырях, Можайск
На северной окраине Можайска, на берегу реки Москвы, расположен Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь. Одна из главных его достопримечательностей — колодец со святой водой в расположенной за монастырем деревне Исавицы. Считается, что он был выкопан самим старцем Ферапонтом Белозерским, основателем монастыря.
В 2003 году прилегающая к источнику территория была облагорожена – построены храм-часовня, купальня, созданы скамьи для отдыха, открыта чайная. Чай на травах, заваренных в местной чистейшей воде, бодрит невероятно.
Колоцкий монастырь основан в 1413 году в двадцати километрах к западу от Можайска на Старой Смоленской дороге. В 500-х метрах к югу от него находится святой источник. Вода в нем не замерзает зимой, а летом не становится теплой. Предание гласит: на месте явления чудотворного Колочского образа Божией Матери местному крестьянину Луке забил целебный источник. Вода хлынула из-под корней дерева, на котором явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Еще один памятный источник находится недалеко от села Замошинское Можайского городского округа, на 148-м километре трассы М1 Беларусь, у истока Москвы-реки. Прямо с дороги видна небольшая часовня, посвященная иконе Богородицы «Живоносный источник». Внутри – большая чаша с 40 питьевыми фонтанчиками. Здесь же установлен символический первый мост через Москву-реку, ставший местом притяжения молодоженов.
Адрес: Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь — Моржайск, улица Герасимова, 1; Успенский Колоцкий женский монастырь — Можайский городской округ, деревня Колоцкое.
Казанский источник и Белый колодец, Зарайск
Сильный по напору источник выбивает на краю высоких кустарниковых зарослей на южной окраине деревни Кувшиново, что в 20 минутах езды от Зарайска по Каринскому шоссе. Первая Казанская церковь в Кувшиново была построена в 1683 году, а в 1786-1797 годах взамен обветшавшей была сооружена новая, кирпичная, с Предтеченским и Никольским приделами. Ее разрушили в середине XX века. На месте церкви теперь – деревянная часовня и купель с кристально чистой ледяной водой.
Местные жители говорят, что окунувшись, можно обрести блаженное состояние, когда все мысли остановились, ощутить необыкновенную чистоту и легкость внутри.
С источника Белый колодец у Никольской церкви начинается история Зарайска. По легенде, икону Николы Зарайского принесли в город по повелению Святого Николая еще в 1225 году. Встречал святыню удельный князь Феодор Юрьевич. Когда он взял в руки святой образ, из-под земли забил родник.
Со временем люди заметили чудотворные свойства воды из источника, способность излечивать как физические, так и душевные немощи. Находящийся в центре города Белый колодец является излюбленным местом горожан, туристов и паломников. Необыкновенные виды открываются на спуске к источнику и охватывают пойму реки Осетр, церкви, Водонапорную башню и Зарайский кремль. Здесь можно набрать святой воды, искупаться в благоустроенной купели.
Адрес: окраина Зарайска, правобережье реки Осетр.
Родник в Сабурово, Воскресенск
Родник, святой источник во имя Казанской иконы Божией Матери находится в селе Сабурово, на берегу Москва-реки. Источник благоустроен: есть место для набора воды и купальня, где можно окунуться в живительные родниковые воды в любую погоду. Эти места любят туристы и прихожане. Добраться до источника из Москвы достаточно несложно. По Новорязанскому шоссе доехать до деревни Степанщино, за ней на светофоре свернуть налево. После Ратчино на развилке повернуть направо. Слева за железнодорожным мостом будет тропинка через поля, ведущая к источнику.
Адрес: Воскресенский городской округ, сельское поселение Фединское, село Сабурово.
Три шатурских демографических родника
В последнее время широко пошла молва, что вода Аннушкиного родника помогает женщинам излечиться от бесплодия. Впрочем, воду здесь брали всегда и никаких особенных свойств не замечали. То, что в Шатурском крае рождаемость хорошая, с воздействием целебной воды никто не связывал, пока не стали к роднику приезжать женщины со всей области. Тихо журчит маленький Аннушкин ручеек, к нему не зарастает народная тропа. Сейчас волонтеры установили два железобетонных кольца, чтобы не заиливалось дно ручья.
Если ехать из Москвы по Егорьевскому шоссе и после села Шарапово свернуть направо к деревне Новошино, можно увидеть поклонный крест. Он стоит на месте Покровской церкви, бывшей центром прихода в 1300 прихожан – ее разрушили в 1930-е годы. За ней в лесу находится святой источник, освященный в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость». Источник находится достаточно далеко от деревни. Дорога к источнику очень красива и таинственна. Она идет сначала берегом речушки Новошинки, которая впадает в речку Летовку, а уже та — в реку Цну. Сюда за водой идут не только жители окрестных деревень, но и приезжие. Говорят, местная водица помогает при эпилепсии, проклятиях, усталости, упадке сил, болях, бронхите, мужском бесплодии. Над источником установлена резная часовенка.
Еще один источник в шатурских краях находится недалеко от Покровского храма в селе Власово (на фото), на опушке леса, у реки Поля, и освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Несколько лет назад неравнодушные местные жители решили облагородить этот источник с чистой живой водой. Построили часовенку-купальню, где люди могут окунуться и умыться. На месте, где пульсирует родник, сделан деревянный сруб.
Святой источник в поселке Большое Руново, Кашира
Родник у погоста Спас-Детчин, что в поселке Большое Руново (бывшая деревня Бесово), выбивается в овраге из правого берега небольшого ручья, правого притока реки Оки, в 200 метрах к западу от Преображенского храма. Найти его просто – по указателю в поселке. Источник освящен в честь Преображения Господня. Около него поставлен небольшой крест с иконами. Рядом с основным источником есть и другой выход воды, но там еле течет тонкая струйка. Подход к источнику обустроен, к нему ведет лестница, а для удобства набора воды сделан деревянный мостик.
Адрес: городской округ Кашира, поселок Большое Руново. Добраться можно на машине по трассе Р-115 на Озеры до левого поворота на поселок Большое Руново.
Троица-Чижи, Павловский Посад
Родник, освященный в честь Живоначальной Троицы, находится на территории бывшего погоста Троица-Чижи, на правом берегу реки Дрезна, в 1,9 км северо-западнее деревни Часовня и в 1,1 км юго-восточнее деревни Власово, рядом с Павловским Посадом. История этого места начинается с чуда. По преданию, давным-давно заночевавшим у реки торговцам во сне явился яркий свет и голос, произнесший: «Место сие свято есть». Проснувшись, путники увидели на берегу реки икону Святой Троицы, а прямо под ней – источник. Сейчас он находится на зеленом лугу, окруженном со всех сторон лесом.
Рядом – раздевалка, открытая купель, чудотворный колодец, храмовый комплекс погоста Троице-Чижи, часовня Сергия Радонежского и водосвятная часовня.
Адрес: городской округ Павловский Посад, деревня Часовня. Добраться можно на машине: надо ехать в сторону деревень Фатеево и Быково, потом по главной дороге – до поворота на деревню Часовня, направо и далее по указателям по грунтовой дороге, которая упирается в деревянные Троицкие ворота.
Родник в Гридино, городской округ Егорьевск
Источник, состоящий из трех небольших ключей, находится на левом берегу реки Шувойки, в 20 метрах от ее русла. Предание связывает его появление со временами польского нашествия XII века. Согласно легенде (исторические факты это подтверждают), русские ратники вступили здесь в сражение с одним из польских отрядов. Обе стороны понесли жестокие потери, и на месте пролитой крови явилась икона Казанской Божией Матери и ударили три ключа. В знак чудесного события жители села решили построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Заготовили лес для строительства, но на утро следующего дня обнаружили его на более сухом и высоком берегу. Подумали, что это шутка. Переправили на старое место. Но на следующее утро повторилось то же самое – и построили храм уже на новом месте.
В начале семидесятых роднички попытались засыпать, но ничего не вышло. Местные жители с большой верой относятся к целебной силе, которой обладает эта вода и спешат к святому источнику в любое время года.
Адрес: городской округ Егорьевск, деревня Гридино. Добраться можно от Егорьевска автобусом № 28, автомобилем – по Егорьевскому шоссе, налево, за железнодорожный переезд возле села Ильинский Погост, далее – через деревню Цаплино и село Устьяново до деревни Гридино.
Родник у деревни Замошье, Шаховская
Родник появился тут еще до революции, он был освящен в честь иконы Божией Матери Казанской. Со слов старожилов, в один из православных праздников в реке была выловлена икона Божией Матери Казанской, и тут же забил родник – Святой ключ. Место, где явилась икона, было выложено кирпичной кладкой и сохранилось до настоящего времени. На каждом кирпиче кладки выбиты буквы Ф.Б. – в начале прошлого века в соседнем селе Муриково находился кирпичный завод Ф.Ф. Безобразова. В 2011 году родник был обустроен: появились часовня, колодец, купальня с крышей и раздельная раздевалка. Родник пользуется популярностью, а на Крещение здесь очень людно – это самое комфортное место для купания в проруби.
Многие местные верят в чудодейственную силу родника. Вода действительно отличается от других, она не портится годами. Поэтому за ней едут со всего округа, берут про запас, используют дома для питья и приготовления пищи. Доступ к роднику всегда открыт, дорога грунтовая, но хорошая даже зимой.
Адрес: городской округ Шаховская, деревня Замошье. Добраться можно от Шаховской по Волочановскому шоссе до Муриково, затем поворот на юг. Через 2,6 км будет правый поворот к источнику (указателя нет), до которого 1 км.
Вы можете помочь Храму Успения Пресвятой Богородицы
У речки Коломенки в селе Андреевском недалеко от храма Успения Божией Матери находится древний источник Святителя Николая Чудотворца. Источник назван в честь Святителя, потому что в патриарших книгах 1639 года рядом значилась церковь Николая Чудотворца. Усилиями верующих села и местной администрации этот родник был обустроен: обложен камнями, летом вокруг разбиты клумбы с цветами. К источнику ведет лестница, выложенная плиткой. 19 декабря 2005 г., в день памяти святителя Николая, Святой источник в с.Андреевское Коломенского района был торжественно освящён. Устроена купальня. Купание, здесь не прекращается круглый год. Постоянно служится молебен, приезжает много не только коломенцев, но и людей из других мест в надежде получить исцеление, попросить помощи у Угодника Божия. Первоисточник: работа Тихомировой Марии «Святые источники Коломенского края». Далее предлагаем Вам прочитать житие святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, опубликованное на сайте «Православие.ру»: «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6. Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг. Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!» Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины. Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием! Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели. По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях. По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!» Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!» Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа, чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай. Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!» По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!» При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала. Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа. Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего. Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа. Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти. «Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?» «Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!» Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод. «Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая. «Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!» Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!» До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город. Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы. Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия. Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже — 22 июня 1197 года. Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом. Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями».
Видео: Святой источник Николая Чудотворца (с.Андреевское)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с.Андреевское)
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца