Святой нектарий эгинский


Тропарь, глас 4

Преподо́бнически пожи́в, я́ко му́дрый иера́рх,/ просла́вил еси́ Го́спода/ доброде́тельным житие́м, Некта́рие преподо́бне./ Те́мже, Уте́шителя просла́влен си́лою,/ Боже́ственными мощми́ твои́ми,/ де́моны отго́ниши и боля́щия исцеля́еши,// ве́рою приходя́щия ти.

Перевод: Благочестиво прожив, как мудрый иерарх, прославил ты Господа добродетельной жизнью, Нектарий преподобный. Потому прославлен силой Утешителя, святые мощи твои изгоняют демонов и исцеляют больных, с верой приходящих к тебе.

Кондак, глас 2

Боже́ственный гро́м, труба́ духо́вная, ве́ры насади́телю и отсека́телю ересе́й, Тро́ицы уго́дниче, вели́кий святи́телю Некта́рие, со А́нгелы предстоя́ при́сно, моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Перевод: Божественный гром, труба духовная, веры насадитель и отсекатель ересей, Троицы угодник, великий святитель Нектарий, с Ангелами всегда предстоя, моли непрестанно обо всех нас.

Молитва 1-я

О, мироточи́вая главо́, святи́телю Некта́рие, архиере́ю Бо́жий! Во времена́ вели́каго отступле́ния, нече́стию мир плени́вшу, благоче́стием просия́л еси́ и главу́ прего́рдаго денни́цы, уязвля́ющаго нас, сокруши́л еси́. Сего́ ра́ди дарова́ ти Христо́с врачева́ти я́звы неисце́льны, за беззако́ния на́ша нас порази́вшия. Ве́руем: возлюби́ тя Бог пра́веднаго, да тебе́ ра́ди нас гре́шных поми́лует, от кля́твы разреши́т, от неду́г изба́вит, и по всей вселе́нней стра́шно и сла́вно бу́дет и́мя Его́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я

О, святи́телю Некта́рие, о́тче Богому́дрый! Приими́, блюсти́телю ве́ры правосла́вныя, испове́дание усте́н люде́й христоимени́тых, со́бранных днесь в хра́ме благода́тию Бо́жиею, в тебе́ живу́щею. Весть бо дости́же до преде́л Росси́йских, я́ко ты, ве́лий во святы́х уго́дниче Христо́в, во всех конце́х вселе́нныя призыва́ющим и́мя твое́ явля́ешися и от ра́ковыя боле́зни исцеле́ние да́руеши.
Слы́шахом об иере́е, тебе́ тезоимени́том и храм во и́мя твое́ созида́вшем со скорбьми́ ве́лиими. Ра́ковою у́бо я́звою грудно́ю пораже́н бе, кро́ви на всяк день точа́щейся, и стражда́ше лю́те, де́ла же своего́ свята́го не оставля́ше.
Внеза́пу ты, святи́телю многоми́лостиво, с Небесе́ сшед, ему́ во хра́ме предста́л еси́ в ви́димом о́бразе. Он же непщу́я тя собра́та еди́на от сме́ртных бы́ти, проша́ше моли́тв твои́х и рече́: «Боля́й есмь вельми́, оба́че хощу́ святы́й олта́рь назда́ти, да поне́ еди́ножды святу́ю Литурги́ю вку́пе с прихожа́ны совершу́; после́жде и умре́ти гото́в есмь, смерть бо мя не страши́т».
Ты же, о́тче, безпло́тен сый, слеза́ми лице́ свое́ ороша́ше! и объе́м страда́льца, лобыза́ше и глаго́ля: «Не тужи́, ча́до мое́, я́ко, боле́знию испы́тан, здрав бу́деши. Вси у́бо о чудеси́ сем ве́дати и́мут». Он же, исцеле́н быв, а́бие разуме́, с кем бесе́доваше, тебе́ неви́диму бы́вшу. О, вели́кий уго́дниче Христо́в Некта́рие! Храм о́ный сверше́н есть ны́не, и чудеса́ твои́ а́ки мо́ре преизлива́ющееся умно́жишася! Мы же позна́хом, я́ко моли́тве пра́ведника до́лжно поспешеству́емой бы́ти усе́рдием на́шим к слу́жбе Бо́жией и реши́мостью за Христа́ умира́ти, да здра́ви обря́щемся. Мо́лят тя, о́тче пра́ведный, боля́щая ча́да твоя́: да соверша́ется с на́ми во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная, не хотя́щи сме́рти гре́шнику, но е́же обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́. Ты же, провозве́стниче во́ли Бо́жией, исцели́ ны благода́тным явле́нием свои́м, да вели́к бу́дет Бог на Небеси́ и на земли́ во ве́ки веко́в! Ами́нь.

Минея. 9-е ноября.

  • Глас в Словаре.
  • Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу.
  • Иной акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу.

Тропарь, глас 1-й:

Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2-й:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Молитва:

О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.

Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.

Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде и умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».

Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу.

О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.

Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.

«Кризис» по-гречески – «суд». На Эгине, острове, где находится Свято-Троицкая обитель, основанная святителем Нектарием, думаешь совсем не об экономическом или финансовом кризисе, а о Суде пострашнее. А еще думаешь о том, что Бог, победивший смерть, – это Любовь и благодаря этой любви, верности и надежде многие святые достигли своего настоящего, небесного Отечества. Когда есть любовь, есть и улыбка. Этой улыбкой святые щедро с нами делятся. Предлагаю улыбнуться вместе с ними – может, они и кризис помогут преодолеть? Настоящий, я имею в виду.

Эгина. Монастырь Святой Троицы

На Пасху все полиглоты, даже швабы-свечники

Православный шваб Карл своим добродушием и неофитской какой-то горячностью заставил немножко перефразировать строчку песенки из знаменитого «За спичками», и у меня получилось: «Здесь живут и ангелы, и грешники простые, оттого они милей вдвойне». Насчет ангелов не знаю, нечасто общался, но православный шваб Карл, переехавший на Эгину на ПМЖ из своего Баден-Вюртемберга, вызывает добрую улыбку, заставляющую забывать о чьей-либо греховности, кроме собственной. Любой улыбнется, наверное, увидев аколуфа-свечника-строителя-дворника-и т.д., учащего жизни и правилам поведения в храме всяких там понаехавших – греков, русских, румын, сербов и прочих, не знающих, как правильно поставить свечку, как надо складывать руки перед Причастием и не усвоивших множество других очень важных и необходимых вещей, нюансов и тонкостей. А если активная и немножко грозная ликвидация безграмотности сопровождается ужасающей помесью греческого, кини, знакомых всем по фильмам обрывков фраз вроде «курка-яйки-лос-лос, майн Готт!» и швабского диалекта, торжественная литургическая тишина островной обители, основанной святителем Нектарием Эгинским, может вполне смениться не просто улыбками, а смехом, а то и хохотом. Карл оглядывается недоуменно, потом что-то вспомнит, рассмеется сам и полезет обниматься и христосоваться: «Χριστός ανέστη!», «Christus ist auferstanden!» – и так на всех языках, которые худо-бедно, но освоил. На Пасху и Пятидесятницу все полиглоты. Ну, или полуглоты, как минимум.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Надпись на стене одного из эгинских домов Для Эгины добрая улыбка естественна, как была и остается она естественной для святого Нектария. Не вымученная, деланная, елейная, а – искренняя, полная снисхождения и любви, желания и готовности помочь. Идешь, положим, к Троицкой обители пешком из порта – всего-то несколько километров налегке, смотришь себе на часовенки по пути, любуешься горами и морем, с уважением читаешь надписи на домах, призывающие возлюбить своего ближнего как самого себя, – так ведь нет: обязательно кто-нибудь остановится и, улыбаясь, предложит подвезти до монастыря. «Как – пешком?! Так это ж далеко! Устанете! Ну вы даете! Из России, наверное. А-а, тогда всё понятно. God bless!» А я, может, распух во время Поста хуже некуда, я, может, похудеть желаю! Помолиться, поразмыслить в дороге тоже не мешает, кстати. Да и красиво просто. Вон, кедров сколько – залюбуешься!

– Святитель Нектарий, как и все святые, очень любил природу. Здесь, на Эгине, он посадил 5000 кедров, его примеру следовали и сестры обители – поэтому, кстати, остров такой зеленый. Одно из этих деревьев монахиня Афанасия, сестра монастыря, хотела посадить на том месте, где сейчас находится могила святого. Она услышала голос: «Не сажай кедр здесь, отступи немного: оставь место для могилы». Так повторялось трижды. После этого она подошла к святому Нектарию и спросила его об этом случае. Он ответил: «Да, это будет место для моей могилы». Действительно, когда хоронили святителя, единственное подходящее место оказалось возле алтаря, как раз вот здесь, где и находятся его мощи.

Чудо здесь, на Эгине – как «Добрый день!» Вроде бы, привычно и знакомо, но естественно и приятно

Матушки, несущие послушание в келлии святого, дружелюбны и могут рассказать многое как о земной жизни святителя, так и о посмертных чудесах святого Нектария, которых, по их словам, всё больше и больше. Так и говорят: «Чудо здесь, на Эгине – как «Добрый день!” Вроде бы, привычно и знакомо, но естественно и приятно». Потом очень серьезно добавляют: «Только бегать за чудесами не стоит. Главное чудо – покаяние. А всё остальное помогает к нему приблизиться. Так что – никакой «выставочно-православной магии”, никакого языческого утилитаризма! Если нужен миллион, если он полезен для спасения, то Бог тебе его даст, не беспокойся. Или здоровье атлетическое. Материальное должно служить духовному, а не наоборот. Главное чудо – перемена ума и жизни в направлении к Христу». Здорово утешили, спасибо: самое важное с первых часов на Эгине услышал. Матушки очень не любят фотографироваться и совсем не хотят, чтобы называли их имена – просят молиться, и всё.

Христос и подушечный бой

Кровать святого Нектария Скромная келлия святого. Небольшая кровать – сразу видно, что очень старая. Усыпана лепестками или листьями. Стою, смотрю. Заходит папа с маленьким сыном, сажает его на кроватку. Тот веселится, прыгает-бегает, лепестки взмывают вверх, кружатся – восторг неописуемый. Отец – строго: «Христос, хватит бегать по кровати! Христос, прекрати орать – вся обитель слышит!» – «Ну, па-ап, можно еще, а?» – «Пойдем уже». Малолетний Христос (наверное, Папандреу какой-нибудь) нехотя спускается, берет отца за руку, они подходят к образу Богородицы у окна, молятся несколько минут.

Интересуюсь у матушки:

– Я видел, как отец положил маленького сына на кровать святого Нектария. Ребенок вовсю веселился, прыгал по кровати, отец молился. Как это понять? Местные особенности почитания святого?

– Тут всё просто. Кроватка эта принадлежала еще бабушке святителя. За несколько месяцев до смерти святого к нему приехал его племянник и увидел, что тот очень болен, кроме того, у него нет даже кровати – был только маленький топчан, который он сам и смастерил. Тогда племянник привез ему вот эту кровать, которую семья, уже переехавшая в Афины из Малой Азии, держала у себя. И получилось так, что последние месяцы своей земной жизни святой Нектарий, больной раком, лежал на этой вот кроватке. Мы знаем, что святитель имеет благодать перед Господом ходатайствовать об исцелении искренне обращающихся к Богу людей. Мы знаем также, что к нему за молитвенной помощью обращается очень много людей, страдающих от онкологических заболеваний. И здесь мы своими глазами видим, как люди получают эту помощь – не только в борьбе с онкологией, конечно, но и с другими заболеваниями. И бесноватые полностью исцеляются, и парализованные встают, и многие другие люди получают столь нужную помощь. Некоторые не сразу, а кто-то и моментально – это мы сами видим постоянно. Спросите у других монахинь. Вот, например, постоянно приезжают целые автобусы из Сербии – паломники едут по благословению сербских архиереев. В последний раз среди них было трое инвалидов – из них двое встали с колясок, своими ногами подошли ко гробу святителя. А они были просто прикованы к коляскам. Это всё – видимое свидетельство помощи и благословения Божия.

Ребенок и отвечает: «Как это я пойду? Вон, батюшка рядом со мной говорит, чтобы я с ним посидел…»

А традиция посадить ребенка на кроватку появилась у нас так. Ее установил сам святой Нектарий. Раньше это было запрещено: сестры обители строго следили за тем, чтобы на кровать никто не садился и уж тем более чтобы дети по ней не прыгали, это вроде бы понятно. И вот однажды одно наивное дитя, не зная наших строгих правил, спокойно уселось на кроватку. К нему подбегает строгая сестра: «Ты чего тут расселся?! А ну вставай быстрее!» Ребенок отвечает: «Как это я пойду? Вон, батюшка рядом со мной говорит, чтобы я с ним посидел, – так я лучше с ним и посижу». Это не детская хитрость была: ложь-то ведь всегда можно распознать и по глазам, и по голосу: ребенок смотрел чистыми глазами, говорил уверенно. Да и какой интерес ребенку сидеть на одном месте? Он бы лучше побегал по саду, а не сидел в маленькой комнате. А тут он действительно был увлечен беседой с невидимым и очень добрым батюшкой. Так мы и узнали, что сам святой гораздо снисходительнее и добрее относится к своим гостям, чем как это предписывают некоторые порядки, правила, а то и фантазии. Мы здесь не для того, чтобы своей суровостью пугать сердца людей, а для того, чтобы своей христианской добротой, которая была присуща и святому Нектарию и которую мы призваны воспитать в себе, отпугивать от людских сердец темные силы – помоги нам в этом Бог.

Рассказывают матушки и другие истории.

Не бойся!

Приношения от паломников, получивших ответ на свои молитвы

– Святого Нектария вообще часто видят. Даже не зная его еще, не молясь ему, не прося ни о чем, но уже получая исходатайствованную по его молитвам помощь, – свидетельств тому множество. Совсем недавно две наши трудницы были свидетелями такого случая: в келлию святого заходят паломники, среди них была женщина, приехавшая из Африки, вместе с сыном. Сын учится в Салониках, она приехала его навестить, и они вдвоем отправились в путешествие сюда, на Эгину. Так вот, как только она зашла сюда, она встала как вкопанная – не в ступоре, то есть лицо совершенно разумное, а именно недвижимая. Одна из сестер бежит к сестре Мариам, просит святой воды, чтобы помочь женщине, возвращается – женщина стала немножко двигаться и говорить. Сын перевел ее слова: она поехала в Грецию, оставив дома, в Африке, ребенка 16 лет с раком головного мозга тяжелой степени, то есть надежд практически не было. И как только она зашла сюда, открылась боковая дверь келлии, и вышел, по ее словам, старец в зеленом облачении. Она не могла знать о том, что у нас хранится здесь его облачение зеленого цвета, – она вообще была на Эгине впервые, да и о святом ничего не слыхала. Он сказал этой женщине: «Не бойся, всё будет хорошо с твоим сыном». Потом она позвонила нам из Африки и сообщила, что нашла сына совершенно здоровым.

Чудо как «кαλημέρα!»

Чудо помогает понять: материальное – лишь следствие нашего поиска Царствия Небесного

– Я сама на Эгине всего шестой год, но даже за это короткое время стала свидетелем огромного количества чудес. Как говорят люди, «чудо здесь – как «Добрый день!” Это совершенно естественное явление». Мне кажется, что такие чудеса, их количество – это настойчивая попытка Христа обратить наше внимание на качество жизни современного нам святого, на его образ жизни, на те настроения и чувства, которые мы должны воспитывать в себе по его примеру, живя в нынешних условиях. Так что удивляться чудесам тут перестаешь – удивляешься и поражаешься снисхождению и любви Божией. Главная задача чуда – какая? Сугубо утилитарная, простите за выражение? Не болеть, получить денег, найти работу, жилье и т.п.? Это, конечно, тоже важно, никто не спорит. А важно ли нам – не осуждать, не гневаться, избавиться с Господней помощью от поклонения богатству, зависимости от него? Разве это не важно?! А еще смысл чуда – в том, чтобы вслед за Псалмопевцем благодарно (напомним: «благодарение» по-гречески – «евхаристия») воскликнуть: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» Мне кажется, что посредством дивной помощи в материальном мире святитель Нектарий обращает наше внимание на необходимость видеть в христианстве гораздо большее – Христа, постоянно помнить, что всё это, материальное, земное – лишь следствие нашего заповеданного Христом поиска Царствия Небесного и правды его.

5000 кедров, 5000 гимнов

Эгина. Монастырь Святой Троицы

– Дивный гимн «Αγνή Παρθένε» – «Чистая Дева» – известен далеко за пределами не только Эгины и Греции. Какова история его появления? Правда ли, что святитель Нектарий получил свиток с текстом из рук Пресвятой Богородицы, как это было, согласно преданию, с преподобным Романом Сладкопевцем во время написания им кондака Рождества Христова?

– Нет, это не так. Святитель сам написал этот гимн – разумеется, не без помощи Пресвятой Богородицы, Которую чтил очень высоко. Что же касается явлений Девы Марии святителю, то, как и преподобного Серафима Саровского, его можно, наверное, назвать любимцем Богородицы – Она являлась святителю неоднократно во время его земной жизни. Например, образ Богоматери, который был написан на Святой горе по просьбе старца, выполнен именно так, как он и просил: именно так и являлась ему Приснодева. Афонский иконописец из скита Данилеев выполнил этот образ по описанию святителя. И перед этим образом святой написал пять тысяч гимнов в честь Богородицы. Пять тысяч кедров – пять тысяч гимнов.

– А правда ли, что во время Первой Мировой войны все мужчины с Эгины, которые уходили в армию, вернулись домой?

– Правда. Причем все вернулись, не получив ни единой царапины, хотя и были на войне. На острове живут их правнуки, рассказывают об этом.

Дерзость и дерзновенность

– Матушка, вы сказали, что святителя Нектария можно назвать любимцем Богородицы. У него было особое почитание Девы Марии…

– Да, это так. Во время молитвы святой Нектарий обращался к Ней всегда «на Вы», он говорил: «Госпожа Пресвятая Богородица, очень Вас прошу обратиться к Вашему Сыну с такой-то нижайшей просьбой» и т.д. Тут одновременно была и детская простота, и святая дерзновенность. Например, после такого обращения он говорил в молитве: «Только, простите, Госпожа, нам это нужно очень срочно, у нас просто нет сил и времени, и без Вашей помощи нам будет плохо». Святитель дерзал в молитве, у него были для этого способности и воспитанное в скорбях доброе сердце. Есть пропасть между дерзостью и дерзновением – у святого Нектария была дерзновенная, а не дерзкая душа. Нам до такого идти и карабкаться…

…Путь святых и их душа – огромная, светлая тайна. Она основана, мне думается, на их любви к Христу, которая через страдания не только не уменьшается, а увеличивается, ведя человека в Его Царство. Это естественно, смотрите: как ребенок, который испытывает, как ему кажется, какие-то страшные переживания, испуг или еще что-то, бежит к матери или отцу, ничего вокруг себя не видя, рассказывает им о своих бедах, не обращая внимания на соблюдение тонкостей речевого этикета, но глубоко почитая их, прижимается к ним, любя и плача зачастую, неизменно получает помощь и заступничество, так и святые. Святые – они же дети Бога. Как нам нужно почувствовать себя Его детьми, правда? В этом случае мы должны помнить о правильной, христианской детскости, той самой, о которой говорит Христос: «Будьте как дети». Он же говорит: «Будьте мудры, как змии». Казалось бы, парадокс, но ничего странного тут нет: по словам английского писателя К.С. Льюиса, «в нашем мире только очень глупые дети ведут себя всегда по-детски и очень глупые взрослые ведут себя всегда по-взрослому».

Пострашнее меланомы

– Святитель Нектарий известен как великий помощник в исцелении от разного рода страшных заболеваний – онкологических и т.п. Мы знаем об этом его даре и потому, что он сам страдал он рака, и сейчас, находясь в Царствии Божием, он имеет особую благодать помогать больным: «быв искушаем в этом, может и искушаемым помощи», – тут всё понятно, когда мы говорим об обращении современных людей к святому именно по этому поводу. Насколько я знаю, ничуть не меньше страданий, чем от физических болезней, а то и гораздо больше, святитель испытывал от извращения христианства в людях: его преследовали церковные начальники, на него клеветали собратья-священники, над ним издевались, люди верили клевете – наверное, это страшно. И святой Нектарий с помощью Божией преодолел эти напасти. Сейчас подобных напастей в жизни нашей земной Церкви вряд ли меньше: ни клевета, ни воровство, ни стремление поставить себя на место Бога, увы, никуда не делись, и люди, конечно же, испытывают страдания. Обращаются ли к святителю за молитвенной помощью в этом случае?

Святитель учит и тому, как отвечать на нехристианские, а то и антихристианские явления в земной Церкви

– Конечно, и очень много. Люди видят помощь от него, знают, что он преодолел нестроения и такого рода, что святитель имеет благодать помочь искушаемым и в случае церковных – наверное, самых страшных – нестроений. Святой, который прославился тем, что всю жизнь терпел и снисходил к людским слабостям, помогает и другим не смотреть на эти слабости взором судьи или прокурора. Но помогает и преодолеть нестроения, вызванные отходом от Христовых заповедей. Действительно, сейчас очень многие церковные люди страдают от клеветы, высокомерия, обмана, грабежа от пользующихся священным саном не по назначению. Это не новость для святого – опыт борьбы с этим ужасом у него огромный. И он может научить, как отвечать на нехристианские, а то и антихристианские явления в земной Церкви, да и учит, и помогает.

Возвращение домой

– Батюшка, когда исцеляет тело, исцеляет и душу. Недавно одна семейная пара рассказала о своем чуде. Будучи номинально христианами, они отдалились от Церкви, перестали ходить на службы, участвовать в ее жизни, погрузились почти полностью в пучину мирской жизни. «За сытостью забыли Бога», – как печально признался мужчина. Это бывает, увы. Супруг видит сон: остров Эгина, келлия святого Нектария, маленькое окошко над кроватью, через которое передавали пищу святому. Окошко открыто, через него на молодого человека смотрит худощавый монах, очень печальный, и со вздохом произносит: «Ты меня совсем забыл». Тот в удивлении: «Кто ты, отец?» – «Я – святой Нектарий. Ты бы приехал меня навестить». А до этого семья не только ни разу не была на острове, но даже не слышала почти ничего о святителе – так, обрывки сведений: мол, есть какой-то святой. Супруги приехали сюда, увидели и остров, и келлию, и монастырь – всё было в точности так, как видел во сне супруг. Они долго молились у мощей святого в храме. Как подействовала молитва, мы не знаем, но с тех пор эта семья постоянно приезжает на остров. Стоит думать, что в жизни Церкви они теперь активно участвуют.

Не потому, что «так надо», а по любви к Богу

Могила святого Нектария – Девушка из Питера прислала недавно письмо, в котором рассказывает, что долгое время страдала от меланомы. Она была далека от церковного образа жизни. Но опять-таки – как много зависит от наших собственных усилий, от наших собственных шагов по направлению к Богу! Кто-то из друзей или знакомых рассказал ей о святом Нектарии, о его благодатной помощи. Она выслушала этот рассказ всерьез и решила, что логично будет исповедоваться и причаститься – не «потому, что так надо», а потому, что так ей будет понятнее и ближе святой Нектарий. Она впервые в жизни исповедовалась и причастилась, взяла благословение читать акафист святителю ежедневно. Стала соблюдать посты. Какое-то время она выбирала между лечением и молитвой – решала, отдаться ли полностью во власть медицины или же положиться целиком на волю Божию и помощь святителя. Девушка выбрала второе. Через семь месяцев, по ее словам, от меланомы не осталось и следа. За это время, время искренней молитвы и настоящего покаяния, она стала верующим человеком, христианином. Чудо в избавлении от страшного заболевания – это да, слава Богу. Но это избавление – свидетельство об исцелении от гораздо более страшного заболевания, согласитесь. На Эгину приезжали родители этой девушки, благодарили святого Нектария, Богородицу и Господа. Главное чудо – это обретение веры, обретение Бога. А все остальные чудеса – это так, спутники. Очень хорошие, приятные, часто важные и добрые, но – спутники.

Золотая ручка и правильное обращение с пожертвованиями

Эгина. Монастырь Святой Троицы

– Бывают, и часто, случаи, когда святитель направляет ревность христиан в правильное русло. Причем делает это весьма доходчиво, просто, иногда и с таким грозным, что ли, юмором. Одна женщина в знак благодарности за исцеление руки пообещала святому сделать огромное золотое украшение на икону – тоже в виде руки, есть в Греции такая традиция. Он явился ей и строго так сказал: «Только попробуй! Зачем мне какие-то золотые руки-ноги?! Отдай эти деньги бедным! Если не отдашь, я тебе руку-то и оторву!» Она пожертвовала деньги бедным, конечно. Здоровый юмор, здоровая строгость святости и благоразумию, как мы видим, ничуть не помеха, а еще и благая помощь страждущим.

Смысл христианского чуда – не в золотых украшениях, не в чемоданах с деньгами и билетах бизнес-класса, а в исправлении человеческой души, направлении жизни ко Христу. Речь идет о той самой перемене ума, о «метанойе» по-гречески, то есть о подлинном покаянии.

И многие полностью меняют образ жизни после встречи со святым Нектарием. Многим и не требуется каких-то «громких» чудес: достаточно тихого, спокойного, светлого пребывания здесь, совместной молитвы со святым, чтобы почувствовать благость Бога.

Бывают и серьезные, по-настоящему покаянные размышления над своей жизнью, очистительные слезы, не требующие огласки и ведущие к жизни в Боге, – вот это настоящее чудо. И очень часто мы слышим истории, рассказы, когда именно чистые слезы, мысли, изменение своей жизни приводят к избавлению от многих болезней.

– Что это ты разулыбался? – ворчливо, но по-доброму поинтересовался православный шваб Карл, вытирающий подсвечник.

– Имею право. Хорошо у вас. Хорошо, что ты сюда на ПМЖ переехал.

– А то! Тут Бог рядом. Но если честно, то я на ПМЖ в рай хочу. Ты, это, еще приезжай. России привет. Христос воскресе!

Память 9/22 ноября


Святитель Нектарий Пентапольский, Эгинский Чудотворец

В неостановимом потоке времен святые — эти сияющие звезды Церкви — всегда освещали и согревали души православных христиан. Наша Церковь была богата святыми не только в первые, обагренные кровью века своего восхождения, они появлялись и на более поздних этапах развития христианства. Святые живут среди нас и своей истинно христианской жизнью восходят по тому же пути, по которому первым прошел Господь; по пути, который Он освятил своею добровольной жертвой; по пути, которому с тех пор следовало великое множество людей. Их сонм, по благодати Божией, не перестает пополняться.
Они продолжают возвышающий человека трудный путь, отдавая свою душу — самое ценное, что имеют, — во имя соединения с Творцом.

Такой личностью, сконцентрировавшей в себе все свои духовные силы, посвятившей себя делу внутреннего совершенствования и соединению с Богом, была личность святого отца нашего Нектария — чудотворца, митрополита Пентапольского, подвизавшегося на Эгине.

Святитель Нектарий — тот святой, которого прославил Господь уже в наше время. Он явил собой новую яркую звезду на небосклоне Православия.
Его жизнь, с первых шагов и до благословенной кончины, оставила по себе заметный след в христианских душах Ближнего Востока и Греции. Он стал неугасимым маяком на Эгине, источая свою благодать и благословение на весь мир. Жизнь этого человека была непрестанной борьбой во имя достижения истинного знания и добродетели. Это был трудный путь, но он проходил его победоносно. Житие святого Нектария — это осуществление непоколебимого желания обрести то, к чему так стремилась всеми силами его душа, обрести Бога Истинного.

Он стал победителем в духовной брани, и потому уже через довольно короткое время с момента его кончины слава о нем распространилась повсюду. Святитель Нектарий — крупный иерарх в плеяде отцов нашей Церкви, одна из высочайших ее вершин, столп святости.

Он родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, «в традициях и духе заповедей Господних».

Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.

С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.


Икона свт. Нектария

Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам.
Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».

Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу… с письмом.

Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.

В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.

В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.

7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.

В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь.
Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.

После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.

Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.

Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил.
Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».

Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.

Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.

Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина.
Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.
Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.

В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.

Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.

3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.

Икона со святыми мощами святителя Нектария Эгинского.Дни памяти: 22 ноября , 22 июня , 3 сентября (Перенесение мощей)

Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.

Первые шаги на пути к монашеству и священству

Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.

Несмотря на многочисленные трудности материального характера его родители чтили и славили Бога, благодарли Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.

Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе — к молитвенным песнопениям.

Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.

Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это улерживало его от отчаяния.

Однажды, когда и одежда, и обувь пришли в совершенную негодность, он решился написать и отправить послание Самому Христу. Сообщив Искупителю о своих нуждах, на конверте, где надлежало назвать адресата и адрес, он указал: Господу Иисусу Христу на Небеса. Один из торговцев, встретив его по дороге на почту и взглянув на его босые ноги, взялся лично отправить письмо. Но когда, немного спустя, он взглянул на конверт и увидел, Кому именно предназначалось послание, весьма удивился, не удержался и ознакомился с его содержанием. Сжалившись над Анастасием, он от имени Бога сам отправил ему денежные средства.

Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.

В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.

Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.

В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.

Монашеская жизнь

В 1875 году Промыслом Божьим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.

В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.

Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.

Жизнь в Александрии

После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху — восхождению по иерархической лестнице.

В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.

Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.

Епископское служение

В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.

Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.

Кому-то казалось, что благодаря использованию связей он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.

В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры.

В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.

Опала

В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.

Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.

Деятельность в Афинах

Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто — и хлеба насущного.

После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.

В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.

В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.

Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божьей, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.

Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.

К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.

Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью

В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.

Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.

Эгинская обитель

В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.

В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.

На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.

Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Некатрий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.

В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.

С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по Догматике, Аскетике, Этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.

Под конец жизни святитель Нектарий страдал от болезни. Когда его доставили в больницу, он был положен в более чем скромную палату среди бедняков. Последние дни земной жизни он много страдал, но при этом благодарил Бога. Его смерть наступила 8 ноября 1920 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *