Святой олаф

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА ПОЧТИ ЧТО РОССИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ ОЛАВИНЛИННА

«Когда Олаф конунг решил вернуться домой,
он сообщил об этом Ярицлейву конунгу и его
жене Ингигерд. Они стали его отговаривать и
говорили, что у них в стране он может получить
владения, подобающие ему. Они просили его
не ехать навстречу врагам с таким небольшим
войском. Тогда Олаф конунг рассказал им о
своем сне и сказал, что, как он думает, то было
знаменье божье. Увидев, что конунг твердо решил
ехать, они предложили ему воспользоваться их
помощью и взять в дорогу все, что ему нужно…»
(Сага об Олаве Святом)
Леном он пятнадцать,
Олаф, полных правил
Зим, да принял, рьяный,
Смерть в стране норвежской.
Вождь какой превыше
Конунга — он кончил
Рано жизнь — в сей горний
Край допреж рождался?
(Сигват скальд)

ПОСЛЕДНИЙ СВЯТОЙ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЦЕРКВИ
Строительство крепости в глуши земли Саво в конце XVв. поддерживала светская власть в лице регента Швеции Стена Стуре (старшего) и церковь в лице епископа Конрада Битца. Она получила название Олафсборг (Олавинлинна) в честь одного из наиболее почитаемых тогда святых – короля-мученика Олафа, покровителя и крестителя Норвегии (Олаф II Харальдссон, 995 — 29.VII.1030).
Обычно его называют католическим святым. Это не совсем верно. Прославление Олафа произошло 3 августа 1031г, то есть до Великой схизмы 1054г. Случилось это так: через год после смерти конунга его останки решили перенести. Когда открыли захоронение, оказалось, что тело осталось нетленным. Он был возведен местным епископом в святые и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей.
Канонизация его Римским папой Александром III состоялась в 1164г., после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии – perpetuus rex Norvegiae.
В православии он почитается, как Св.благоверный Олаф Норвежский.

Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св.Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов».Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке – королевские регалии (скипетр или яблоко-держава), либо ампуллу — сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.
Иногда вместо топора в руке святого изображается копье, реже — меч, которыми ему были нанесены раны, а вместо дракона — змея или демон в ином обличье.
Расшифровать иконографию Св.Олафа порою непросто. Самое необычное, когда попираемый им дракон имеет лицо самого Олафа. Возможно, это символизирует языческое прошлое святого, либо демона в его обличье, который совершил поступки, порочащие конунга, и которого святой победил ценою пролитой своей крови.

Судьба Св.Олафа, как и крепости, названной его именем, тесно связана с русской историей. Он был другом князя Ярослава Мудрого. Очень теплые чувства и взаимная привязанность связывали его с супругой князя – Ингигерд (Ириной). В Северной Руси имя Св.Олафа было очень почитаемо, но память о нем постепенно ослабела. В Новгороде уже в конце XI в. стояла церковь Св.Олафа, построенная для готландских купцов. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе.

О жизни Св.Олафа и его пребывании на русской земле хочется рассказать подробнее.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КОНУНГА ОЛАФА
«Олаф сын Харальда из Гренланда рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив». Так начинается Сага об Олаве Святом, входящая в «Круг земной» — свод car о норвежских конунгах с древнейших времен до 1177г.
Олаф Харальдссон – праправнук основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого. Он родился в 995 г., в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен шведской королевой Сигрид Гордой. Мать Олафавскоре после гибели Харальда вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики.
«Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».
Уже в 12 лет Олаф отправляется в поход с викингами. Он пробыл в походах 8 лет, побывал на службе у короля Англии Этельреда II Неразумного и герцога Нормандии Ричарда I IДоброго, проявив себя как смелый воин и талантливый предводитель. Крещение Олаф принял, скорее всего, в 1013г. в Руане.
После этого он вернулся в Англию, где нес оборону страны и обходил ее побережье на боевых кораблях. Вскоре Этельред умер, и датский король Кнут, по прозванию Могучий, женился на его вдове Эмме.
Ссора с новым королем заставила Олафа покинуть его двор. Он намеревался предпринять поход в Святую Землю. «И когда Олаф конунг стоял в Карлсаре (Кадикс) и ждал попутного ветра, чтобы плыть в Нёрвасунд (Гибралтарский пролив), а оттуда в Йор-салахейм (Иерусалим), ему приснился замечательный сон, будто подошел к нему статный и видный, но внушающий ужас муж и заговорил с ним. Он просил Олафа отказаться от своего намерения плыть в дальние страны: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии».
Сей муж был предшественник Олафа, король Олаф I Трюггвасон (963-1000). Наш герой понял этот сон так, что он будет править страной и своими соотечественниками долгие времена.

Вернувшись на родину ок.1015г., Олаф Харальдссон приступил к воплощению своей заветной идеи – объединению разрозненных частей страны в единое целое – Норвегию. В короткий срок большая часть страны признала его власть.
В 1024г. на тинге в Мостере, после 9-ти лет миссионерских трудов конунга Олафа христианство объявляется единственной дозволенной религией. Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели он действовал жестко, отнимая власть и лишая имущества непокорных бондов. Но никогда не мстил за себя лично. Так, например, отняв власть у пяти местных властителей, замышлявших убить его, он долго держал при себе одного из них, оказывая подобающий почет, и только после того, как тот трижды покушался убить Олафа, его отправили под охрану в другое место, где он жил на полном обеспечении.

Были искоренены воровство, коррупция и разбой: «Раньше в Норвегии было заведено, что сыновья лендрманнов и бондов отправлялись добывать себе добро на боевых кораблях и грабили как в других странах, так и внутри страны. Олаф установил мир в своей стране и запретил грабежи. Те, кто нарушал этот порядок, подвергались наказанию. Конунг приказывал убивать виновных или калечить их, и здесь уже не помогали ни просьбы, ни выкупы».
Как не знать, что сотням
Викингов великий
Вождь велел затылки
Сечь мечом точеным.
Счастлив в битвах, Олав
Вождь умножил славу.
Магнусов для многих
Был грозен воспитатель.
К тому же Олафу неизменно сопутствовала удача. Однажды он поспорил с королем Швеции (тоже Олафом, именуемым Шётконунг) по поводу пограничного района. Согласились решить спор жребием, бросив кости. «Конунг шведов выбросил две, шестерки и сказал, что Олафу конунгу уже незачем бросать. Тот ответил, встряхивая кости в руках:
— На костях есть еще две шестерки, и моему Господу Богу ничего не стоит сделать так, чтобы я их выбросил.
Он метнул кости и выбросил две шестерки. Тогда метнул кости конунг шведов и снова выбросил две шестерки. Тут снова бросил кости Олаф конунг Норвегии, и на одной из костяшек было шесть, а другая раскололась, и на ней оказалось семь, и он выиграл». Конунги тогда расстались с миром.
ОЛАФ И ИНГИГЕРД
Удача в этом мире, увы, вещь непостоянная. Олаф Харальдссон посватался к Ингигерд дочери Олафа Шведского Шётконунга.
Она отвечала взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира. Олафа Шведского принудили дать клятву в том, что он выдаст Ингигерд за Олафа Норвежского.
Но конунг шведов в душе ненавидел Св.Олафа и однажды сказал дочери:
«— Знаешь, Ингигерд, как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за такого правителя, который достоин моей дружбы. Но я никогда не стану другом человека, который захватывал мои владения и причинял мне много ущерба грабежами и убийствами».
Следующей весной прибыли из Хольмгарда (Новгорода) послы Ярицлейва конунга (князя Ярослава, позднее прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга шведов. Олаф Шведский пошёл на клятвопреступление и выдал дочь за русского князя. Её условием было получить, как вено, все владения ярла Алдейгьюборга (Старой Ладоги) и сам Алдейгьюборг.
Ингигерд, получившая в православии имя Ирина — это будущая Вел.княгиня киевская, а позже (наиболее вероятно) –Св.княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Петербург.
Этот брак был счастливым: «Конунг Ярицлейв правил в Гардарики и княгиня Ингигерд, дочь конунга Олафа Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что он почти ничего не мог сделать помимо ее воли».

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве . 1040-е — начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в.
Потеряв Ингигерд, Св.Олаф женился на ее сводной сестре Астрид.
В ХОЛЬМГАРДЕ-НОВГОРОДЕ
«Олаф одинаково наказывал и могущественных и не могущественных, но люди считали такие наказания слишком жестокими, и многие, теряя родичей, становились врагами конунга, даже если те были виноваты и приговор конунга был справедлив. Народ в стране потому выступил против Олафа конунга, что не хотел подчиняться его справедливым приговорам, а он был скорее готов потерять звание конунга, чем поступиться справедливостью. Незаслуженны упреки в том, что он был скуп к своим людям. Он был очень щедр к своим друзьям. Народ потому пошел против него, что его считали слишком жестоким и беспощадным в наказаниях, а Кнут конунг раздавал деньги направо и налево. Знатных людей он обольщал также тем, что каждому обещал высокое звание и власть».
Главным противником Св.Олафа был Кнут Могучий, король Дании и Англии. Он воспользовался тем, что многие в Норвегии тяготились необходимостью выполнять христианские законы. Посылая большие суммы золота и серебра некоторым из них, Кнут Могучий добился согласия принять его, как своего короля.
После нескольких неудачных сражений Олаф принимает решение покинуть страну, где его присутствие уже не было желанным. Он отправляется сначала в Швецию, а оттуда в Хольмгард (Новгород), где жила сестра его жены – Ингигерд, ставшая женой князя Ярослава Мудрого. Астрид, жена Конунга, и Ульвхильд, дочь конунга, остались в Швеции, а Магнуса, своего сына, конунг взял с собой на восток.
Св.Олаф был очень тепло принят в Новгороде Ярославом Мудрым и княгиней Ириной и провел на Руси почти целый год.

В Новгороде он предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. «Ярицлейв конунг и его жена Ингигерд предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария» (по-видимому, предлагали земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Но когда он рассказал об этом своим людям, те стали отговаривать его и убеждали вернуться в Норвегию. У Олафа была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Иерусалим, став монахом. Но чаще всего он думал о том, как вернуть свои владения в Норвегии. Он вспоминал, что в первые 10 лет его правления все шло легко и удачно, а потом, что бы он ни делал, все давалось с трудом, и все благие начинания были безуспешны. И сомневался, стоит ли испытывать судьбу и отправляться с малым войском навстречу своим врагам, когда весь народ примкнул к ним и выступает против него. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося знамения, как ему лучше всего поступить. Эти мысли не давали ему покоя, и он не знал, что ему делать, ибо видел, что ему не миновать беды, как бы он ни поступил.
«Однажды ночью Олаф лежал в своей постели и долго не мог уснуть, думая о том, на что же ему решиться. На душе у него было очень неспокойно. Наконец он заснул. Он увидел сон, но такой ясный, что ему казалось, будто он не спит, а видит все наяву. Он увидел у своей постели высокого благообразного мужа в богатых одеждах. Конунг подумал, что это Олаф сын Трюггви (Олаф IТрюггвасон). Этот муж сказал ему: «Ты мучаешься и не знаешь, как поступить? Меня удивляет, что ты никак не можешь принять решение, а также, что ты собирался сложить с себя звание конунга,которое дано тебе от Бога или хотел остаться здесь и получить владения от иноземных конунгов, которых ты совсем не знаешь. Лучше возвращайся в свои владения, которые достались по наследству. Ты долго правил там с Божьей помощью и не позволял своим подданным запугивать себя. Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть — пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело? Ты не должен обманывать себя. Поэтому ты можешь смело возвращаться в свою страну, и Бог даст тебе знамение, что она — твое владение»

После этого сна его оставили все сомнения, и он твердо решил ехать обратно в Норвегию…
К пребыванию в Новгороде относятся и первые чудеса, совершенные Св.Олафом. У сына одной знатной вдовы в горле вскочил большой нарыв, и мальчик не мог ничего есть. Считали, что дни его сочтены. Тогда мать его пошла к княгине Ирине, так как была с ней знакома.
«Пойди к Олафу конунгу, — говорит она, — он здесь лучший лекарь, и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу».
Вдова сделала так, как ей сказала княгиня. Олаф подошел к мальчику, провел руками по его шее и долго ее ощупывал, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял кусочек хлеба, размочил его и положил крестом себе на ладонь. Потом он положил этот кусочек хлеба мальчику в рот, и тот его проглотил, У мальчика сразу прошла боль, и через несколько дней он был совсем здоров.

Св.Анна Новгородская. Современная икона
В начале 1030г. Св.Олаф отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам.Княгиня Ирина уговорила его оставить сына Магнуса на воспитание при дворе Ярослава Мудрого.
ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА
Когда на море сошел лёд, Олаф отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский конунг Эмунд дал ему еще 480 чел. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 чел. против 14400 армии короля Кнута — самой большой, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда конунг Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, и у него осталось всего лишь 1300 чел.
Почему он так поступал? Наверное, не хотел, чтобы из-за него гибли люди, коим не открыто Царство Небесное. Но те, кто соглашались креститься, получали от него наставление в вере. Вот почему он не пренебрегал брать и разбойников, что приводило к их исправлению. Духовенство короля Кнута не преминуло воспользоваться слухами о том, что Св.Олаф принимает разбойников в свое войско, и тут же организовало лицемерную пиар-кампанию против него среди жителей Норвегии.
Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030г. в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма.
Ночью он долго бодрствовал и молился за себя и своих людей. Только к рассвету задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.
Сага говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». По данным современной астрономии, полное затмение солнца имело место 30 июля 1030г.
Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!»
Войско Олафа занимало лучшую позицию, но благодаря значительному превосходству в силе противник отбил первоначальную атаку и успешно перешел в наступление. Около полудня Св.Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал биться.
Он погиб так:
Худ. Петер Николай Арбо (1831 – 1892). Св.Олаф в битве при Стиклестаде.

«Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним».
Тело конунга было тайно погребено. Сигват скальд сказал так:
Был раскол средь рати,
Коль не всяк чтил Бога.
Двадцать он изведал
Битвищ, витязь смелый.
Князь крещеных, мощный
Духом, ставил справа.
Прими ж к себе мужа
Праведного, Боже.
После победы над Олафом ставленники Кнута стали угнетать норвежцев, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. «Те, кто не сражался против Олафа конунга, говорили: «Вот вы… стали друзьями Кнютлингов и получили от них награду за то, что сражались против Олафа конунга и убили его. Вам обещали мир и лучшие законы, а получили вы кабалу и рабство, к тому же над вами издеваются и унижают вас».
Ответить на это было нечего. В ту зиму многие стали говорить, что Олаф конунг был святым, и рассказывали о многочисленных свидетельствах его святости. Многие стали взывать к нему в своих молитвах, прося помочь в их нуждах. Такие молитвы помогали многим, одни получали исцеление от недуга, другие удачу в путешествии или что-нибудь еще, в чем они нуждались.
Прошел ровно год, и тело погибшего конунга чудесным образом было найдено нетленным.Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов.
Тело Св.Олафа было положено в алтаре величественного собора в Тронхейме, ставшего местом многочисленного паломничества до наших дней.
Кафедральный собор Нидарос в Тронхейме (1070г.)
Св.Олаф на западном фасад собора
Алтарная картина собора с житием Св.Олафа
Сын Св.Олафа – Магнус, оставшийся в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, в 1035г. был провозглашен конунгом Норвегии, получив имя Магнус I Благородный, или Добрый. Власть датчан была сломлена. В 1042г. он стал и конунгом Дании.
О нем шла молва, как о непобедимом воине, которому помогает сам Св.Олаф.
СКУЛЬПТУРА СВ. ОЛАФА В КРЕПОСТИ ОЛАВИНЛИННА
Большая, в два человеческих роста скульптура Св.Олафа была выполнена Вилле Вальгреном в 1912г. Говорят, что раз в год Олаф оживает и обходит свои владения. Если вы его встретите, бояться не надо, святой никому не причинит зла.
P.S. Еще одна скандинавская сага — Прядь об Эймунде Хрингссоне — завершается фразой «они любили друг друга тайной любовью». Из чего некоторые исследователи делают вывод о близких отношениях Олафа конунга и Ингигерд в Новгороде. Подтверждений исторической достоверности этого факта, кажется, не обнаружено.
P.P.S. Ингигерд-Ирина является небесной покровительницей Ингерманландии. Совсем рядом с этой землей находятся, по крайней мере, три крепости или церкви, посвященные Св.Олафу – Олавинлинна, Выборгский замок с башней Олафа и Олевисте в Таллинне. Как будто напоминание, что некогда мы были одним этносом, хотя и многоязычным.
ПРИЛОЖЕНИЕ. РУССКИЕ ИКОНЫ В ОЛАВИНЛИННЕ
В Олавинлинне есть маленький зал православного музея. Там размещено несколько великолепных русских икон и церковных предметов, по виду XVIII-XIX вв. Информация о них крайне скудная. Скорее всего это то, что осталось в крепости от русского гарнизона.

Олаф Святой, король Норвегии

Однажды к святой княгине Анне Новгородской, жене Ярослава Мудрого, пришла одна знатная вдова с просьбой помочь в лечении сына. Анна посоветовала обратиться к норвежскому конунгу, который тогда гостил на Руси:

— Он здесь лучший лекарь — и попроси его коснуться рукой того, что болит у твоего сына, а если он откажется, то скажи, что я его об этом прошу.

Когда вдова пришла к норвежцу, он, обладая очень смиренным нравом, поначалу не согласился ей помочь, говоря:

— Я не лекарь, а тебе надо обратиться именно к лекарю.

Но потом конунг уступил, подошёл к больному мальчику, осмотрел его и дал кусочек размоченного хлеба, разложенного крестообразно на ладони. Мальчик проглотил хлеб и тут же стал чувствовать себя лучше, а потом совсем выздоровел. А тот, кто его исцелил, навсегда остался в памяти человечества как Олаф Святой, которого ещё издревле называют «вечным королём Норвегии»…

С детства участвуя в военных походах, Олаф проявлял не только безмерную удаль, но и жестокость, участвуя в разорении христианской Англии. Всё изменилось, когда 18-летний вождь норвежцев сознательно принял крещение и стал защитником и проповедником веры.

За несколько лет Олафу удалось объединить большую часть Норвегии, прекратить беспорядки и разбои, повсеместно насадить христианскую веру.

С проповедью Христа он объехал почти всю Норвегию, устраивая в селениях народные сходы – тинги – на которых призывал людей принять христианство. Заботясь о том, чтобы семена веры не только сеялись, но и давали рост, Олаф направлял в объезженные им области священников и строил храмы.

Олаф строго запретил старые языческие обычаи Норвегии, включая кровную месть и разбои. При этом конунг стремился действовать мирно, уговорами, и только по исчерпании этих средств применял военную силу.

Олаф был очень благочестивым человеком, и это проявлялось в повседневной жизни, чего многим из нас так не хватает. Так, историк оставил трогательные свидетельства о том, как святой Олаф пел псалмы, Едучи на коне, вставал рано утром и первым делом шёл на церковную службу.

Даже когда святому Олафу приходилось решать дело силой, он не только не испытывал ненависти к врагам, но даже заботился об их спасении. Накануне своей последней битвы, в которой Олаф погиб, он отдал много серебра одному из подчинённых и сказал:

— Эти деньги ты должен сохранить и потом разделить. Часть из них пусть пойдёт церквям, часть — священникам, часть — беднякам, а часть на молитвы за души тех, кто погибнет, сражаясь против нас.

Своих людей Олаф тоже ценил и перед битвой выстаивал многие часы, молясь за себя и воинов. А в бой его дружина шла с кличем:

— Вперёд, вперёд, люди Христа, люди креста, люди конунга!

Поражение и гибель святого Олафа в его последней битве чудесным образом стали его великой победой. Ведь так часто и бывает у христиан: проигрывая по мирским меркам, они оказываются победителями в Господе.

Святость Олафа проявилась сразу после его смерти: убивший Олафа воин по имени Торир быстро исцелился от боевой раны, как только прикоснулся к окровавленному телу конунга. Как говорит историк, «Торир был первым из знатных людей в войске врагов конунга, кто признал святость конунга».

Прославление же Олафа в лике святых состоялось уже через год после его смерти. В Скандинавии, Прибалтике, на Руси и даже в Константинополе появились храмы во имя святого Олафа, а сам святой король Норвегии прославился многими исцелениями и чудесами.

ОЛАФ ШЁТКОНУНГ — шведский ко­нунг (около 995-1020 годов), свя­той Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Сын шведского ко­нун­га Эй­ри­ка По­бе­до­нос­но­го и Сиг­рид Гор­дой (отож­де­ст­в­ля­ет­ся не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми с од­ной из до­че­рей Меш­ко I; по со­об­ще­ни­ям саг, дочь шведского хёв­дин­га). Зна­че­ние его про­зви­ща спор­но, ве­ро­ят­но, про­ис­хо­дит от древнешведского skatt («дань, по­дать») и ука­зы­ва­ет на дея­тель­ность Олафа Шётконунга по упо­ря­до­че­нию сбо­ра по­да­тей. В пер­вые го­ды прав­ле­ния ус­пеш­но вое­вал с Да­ни­ей, но по­сле бра­ка датского ко­нун­га Све­на I Ви­ло­бо­ро­до­го с его ма­те­рью всту­пил с ним в со­юз про­тив норвежского пра­ви­те­ля Ола­фа Трюгг­ва­со­на. По­сле по­бе­ды в бит­ве у острова Свёльд и ги­бе­ли Ола­фа Трюг­гва­со­на ов­ла­дел юго-восточной ча­стью Нор­ве­гии (современный Бо­гус­лен). Не­од­но­крат­но со­вер­шал по­хо­ды в южную и восточную При­бал­ти­ку, во вре­мя од­но­го из них за­хва­тил в плен дочь венд­ско­го во­ж­дя Эд­лу, от ко­то­рой имел сы­на Эмун­да и дочь Ас­т­рид. Был же­нат на обод­рит­ке Эс­т­рид, их деть­ми бы­ли Анунд Якоб (шведский ко­роль в 1020 — около 1050 годов) и Инги­герд (Ин­ге­герд). Олаф Шётконунг — пер­вый шведский ко­нунг-хри­стиа­нин. Пред­по­ло­жи­тель­но при­нял кре­ще­ние около 1008 года в Ху­са­бю (Гё­та­ланд). В 1014 году, как пред­по­ла­га­ет­ся, спо­соб­ст­во­вал ос­но­ва­нию епи­скоп­ст­ва в Ска­ре. По­сле при­хо­да Ола­фа Ха­ральд­ссо­на к вла­сти в Нор­ве­гии к Олафу Шётконунгу был от­прав­лен ряд по­сольств с це­лью при­ми­ре­ния и сва­тов­ст­ва норвежского ко­ро­ля к Ин­гигерд. Не­смот­ря на тре­бо­ва­ния зна­ти и бон­дов ус­та­но­вить мир­ные от­но­ше­ния с Нор­ве­ги­ей и вы­дать Ин­гигерд за­муж за Ола­фа, Олаф Шётконунг пред­по­чёл её брак с Яро­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем Муд­рым (1019; на Ру­си Ин­гигерд из­вест­на как Ири­на), с ко­то­рым он, ве­ро­ят­но, под­дер­жи­вал со­юз­нические от­но­ше­ния и рань­ше: на про­тя­же­нии 1015-1019 годов нов­го­род­ский князь по мень­шей ме­ре два­ж­ды по­лу­чал во­енную по­мощь из Шве­ции. За Ола­фа Ха­ральд­ссо­на бы­ла вы­да­на свод­ная се­ст­ра Ин­гигерд Ас­т­рид, а на­зре­вав­шая вой­на бы­ла пре­дот­вра­ще­на со­гла­ше­ни­ем, дос­тиг­ну­тым при встре­че шведского и норвежского пра­ви­те­лей в Кунга­хэл­ле на реке Гё­та-Эльв. Тем не ме­нее кон­фликт со зна­тью Свеа­лан­да (центральная Шве­ция), часть ко­то­рой про­дол­жа­ла при­дер­жи­вать­ся языческих ве­ро­ва­ний, ве­ро­ят­но, про­дол­жил­ся. В 1020 году Олаф Шётконунг бе­жал в Гё­та­ланд (южная Шве­ция), где и умер. В прав­ле­ние Олафа Шётконунга, по всей ви­ди­мо­сти, про­изош­ло бо­лее тес­ное объ­е­ди­не­ние центральной и южной Шве­ции при до­ми­ни­ро­ва­нии пер­вой; су­ще­ст­вен­но ук­ре­пи­лось эко­но­мическое по­ло­же­ние ко­нун­га, что по­зво­ли­ло на­чать пер­вую в ис­то­рии Шве­ции че­кан­ку мо­не­ты (в Сиг­ту­не) по об­раз­цу анг­ло­сак­сон­ских пен­ни.

Олаф Трюггвасон

Единственный известный тип монеты Олафа Трюггвасона, в четырех известных экземплярах. Имитация монеты типа Crux Этельреда Неготового .

Король Норвегии

Царствовать

995–1000

Предшественник

Свейн Вилобород

Преемник

Свейн Вилобород

Родившийся

960-е годы
Норвегия

Умер

9 сентября 1000
Сволдер , Норвегия

Супруга

  • Гейра из Вендланда
  • Гида Дублина
  • Гудрун Скеггесдаттер
  • Тайра Дании

Проблема

Трюггви Самозванец (возможно)

Отец

Трюггве Олафссон

Мать

Астрид Эйриксдаттер

Олаф Трюггвасон (960-е — 9 сентября 1000 г.) был королем Норвегии с 995 по 1000 год. Он был сыном Трюггви Олафссона , короля Викена ( Вингулмарк и Ронрике ), и, согласно более поздним сагам, правнуком Харальда Фэйрхейра. , первый король Норвегии.

Олаф рассматривается как важный фактор в обращении норвежцев в римско-католическую религию . Многие из этих новообращенных были обращены под угрозой насилия. Говорят, что он построил первую христианскую церковь в Норвегии в 995 году и основал город Тронхейм в 997 году. Статуя Олафа Трюггвасона находится на центральной площади города.

Историческая информация об Олафе скудна. Он упоминается в некоторых современных английских источниках и в некоторых стихотворениях скальдов . Самый старый источник описательной упоминая ему кратко является Адам Бременский «s Деяния архиепископов гамбургской церкви от около 1070.

В 1190 — х годах, две латинские версии » Olafs сага Tryggvasonar » были написаны в Исландии , по Оддру Сноррасона и Ганнлафр Лейфсона — они теперь потеряли, но , как полагают, являются основой позже скандинавской версии. Снорри Стурлусон подробно рассказывает об Олафе в саге о Хеймскрингле около 1230 года, используя сагу Оддра Сноррасона в качестве основного источника. Современные историки не считают эти поздние источники точными, и их достоверность подвергается сомнению. Наиболее подробный отчет носит название láfs saga Tryggvasonar en mesta («Величайшая сага об láfr Tryggvason») и записан во Флатейярбоке и в Бергсбоке в начале 15 века .

Sjusta Runestone память варяга , который умер в церкви Святого Олафа в Новгороде.

Церковь Святого Олафа в Новгороде была церковью для варягов, которая существовала с 11 по 14 века в русском городе Новгороде .

Церковь находилась в постоянном варяжском торговом центре на торговой площади Новгорода ( торговая сторона ), которая по древней традиции называлась Готским двором. Функции церкви заключались не только в том, чтобы служить местом поклонения, но также в качестве казначейства и склада, как это обычно имело место для церквей в варяжских и ганзейских торговых колониях. Как и другие средневековые церкви, это, вероятно, также было оборонительное сооружение, о котором может свидетельствовать рунический камень Сьюста в Уппланде , Швеция , который был воздвигнут в честь человека по имени Спьяллбони, который умер в церкви. Омельян Прицак , с другой стороны, предполагает, что Спьялбони, возможно, погиб в результате пожара c. 1070–1080 гг., Одно из нескольких разрушений церкви.

Святого Олафа начали почитать как святого почти сразу после его смерти в 1030 году, а в 1050 году культ пришел в Англию. Святой Олаф имел особые связи с городом Новгородом, поскольку его великий князь Ярослав I Мудрый был не только зятем Олафа, но и воспитывал при его дворе сына Олафа Магнуса I.

Церковь Святого Олафа упоминается не только на руническом камне Сьюста, но и в двух письменных источниках. Acta Санкти Олави Регис и др martyris была написана Трондхейм архиепископа Эйстейн Ерлендссон в третьей четверти 12 — го века. Сообщается, что в церкви Святого Олафа в Новгороде ( Холмегардер ) служил латинский священник по имени Стефан . Существует также проект германского договора с Новгородом, датируемый ок. 1230 г., и в нем говорится о Curia gotensium cum ecclesia et cimiterium Sancti Olaui , что означает «готический двор (т.е. Готский двор ) с церковью и кладбищем Святого Олафа».

В Новгородской Первой летописи говорится только о церкви варягов ( cerky … variaz’skaja na T «rgovišči ). Летопись упоминает ее четыре раза из-за пожаров. В 1152 году церковь сгорела вместе с восемью другими церквями, в 1181 году он сгорел от удара молнии. В 1217 году церковь упоминается как Варяжская божница , «варяжская святыня», и сообщается, что значительное количество товаров, принадлежащих варягам, было полностью потеряно в результате пожара. Последнее упоминание датируется 1311 годом, когда он сгорел вместе с семью другими церквями.

В Acta Sancti Olavi говорится о чуде, сотворенном Святым Олафом во время пожара в Новгороде, а Прицак предполагает, что это был пожар 1152 года.

Ноты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *