Святой родник

Как и почему водные источники становятся святыми, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала в беседе с белорусским этнографом Татьяной Володиной.

Скрещенье двух мировоззрений

— Почитание святых источников в Беларуси — одна из отличительных традиций народной культуры, которая зародилась в языческие времена и сохраняется по сей день, — говорит заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси доктор филологических наук Татьяна Володина. — История этой традиции непростая. На заре христианства епископ Туровский, святитель Кирилл, выступил категорически против почитания криниц, расценив это как идолопоклонство. Однако культ уже настолько укоренился на землях наших предков, что со временем православные и католические духовные лидеры вынуждены были адаптировать и включить его в церковные практики. Сегодня поклонение святым источникам — яркий пример так называемого народного христианства, в котором пересекаются два мировоззренческих пласта.

По данным белорусских этнографов, в Беларуси приблизительно 200 сакральных криниц. Но специалисты подчеркивают: эта цифра условная. Одни источники зарастают и исчезают, другие, прежде неизвестные, открываются и освящаются.

Как источники становятся святыми

Основным толчком к наделению природного объекта статусом святого служит его положение в мифопоэтической картине мира местного населения. Обычно его расположение отмечено легендарными событиями и считается территорией, где реальный, земной мир соприкасается с миром духов, высших сил, способных откликнуться на наши просьбы и оказать помощь. Нередко такие криницы находятся на святой горе, рядом со святыми камнями или деревьями и вместе образуют особо почитаемое место.

Вода большинства сакральных источников отличается исключительной чистотой, прозрачностью, замечательным вкусом, а также (и это доказывают исследования!) высоким содержанием полезных веществ: минералов, солей и т.д. Поводом к мифологизации криниц нередко становится и тот факт, что они не замерзают зимой и не прогреваются летом; круглый год вода в них остается одной и той же температуры.

— В Беларуси есть святые источники, которым поклоняются на протяжении многих веков, — обращает внимание Татьяна Володина. — Например, Голубая криница, или Синий колодец, возле деревни Клины Славгородского района Могилевской области, самый большой родник на территории Беларуси и всей Восточно-Европейской равнине, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. Но выстраивать иерархию источников, определять степень их сакральности абсолютно неверно. Каждый такой объект значим для своей территории.

Здымак Т.Валодзінай

Голубая криница, или Синий колодец, возде д. Клины

Вначале было чудо

В зависимости от историй своего рождения, все святые источники условно делятся на несколько групп.

Одни из них, согласно поверьям, возникли после проявления в каком-то месте божественного, сакрального. Например, на дереве или камне проявилась икона или лик Иисуса Христа, Божией Матери, святого Николая. Или они приснились кому-то из местных жителей и указали, где искать чудесную воду. В Быховском районе есть криница, которая называется «Под Николкой». На этом месте регулярно видели лик святого Николая. Этот знак побудил церковнослужителей освятить родник. В деревне Горы Краснопольского района есть подземный источник, который, согласно преданьям, стал бить там, где остановилась во время своего пути Богородица.

51Святая крыніца ля в. Горы, Краснапольскі раён. Здымак Т.Валодзінай Подпись: Святая криница возле д. Горы

Возникновение других источников связано с метаморфозами. О знаменитой Голубой кринице в Славгородском районе рассказывают разные легенды. Одна из них гласит: была у богатого помещика дочь Екатерина, которая полюбила простолюдина Степана. Отец противился такому выбору, хотел выдать ее за зажиточного Ивана. И предложил соревнование: пусть оба молодца возьмут по валуну и бросят их — чей камень дальше улетит, тому и достанется дочь. Вышли Степан и Иван на берег Сожа помериться силой, и победил Иван. Тогда девушка взобралась на Иванов камень и сказала: «Чем с нелюбимым жить, лучше буду водой служить». И разлилась зеркальной гладью.

Есть в Беларуси святые криницы (например, возле деревни Витовка Дзержинского района), которые появились, согласно легендам, на месте провалившихся под землю храмов.

Здымак Т. Валодзінай

Источник возле д. Витовка

Встречаются и такие родники, которые будто бы выкопали животные. Рассказывают, что источник рядом с деревней Морговица Докшицкого района вырыла свинья. В Петриковском районе есть криница, которую, как гласит молва, выбил копытом вол.

Здымак У.Лобача

Источник Святой колодец возле д. Морговица

Однако больше всего святых источников в Беларуси связано с преданиями о чудесных исцелениях. О Пустынковской кринице, что в Мстиславском районе, ходит такая легенда. Слепому князю Лугвену Симеону привиделся сон, в котором богообразный старец советует ему отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Князь так и поступает, в результате чего прозревает. Первое, что он видит в ветвях растущей рядом липы, — икону Богородицы. В память о выздоровлении Лугвен Симеон повелевает построить храм и заложить мужской монастырь.

Здымак А. Боганевай

Пустынковский источник Мстиславского района

Или история Раковского источника, известного с XV века. Говорят, жил в тех местах больной незрячий мужчина. Во сне Пресвятая Дева повелела ему выйти на окраину города. Он послушался, но из-за слепоты заблудился в лесу и случайно набрел на родник. Утолив жажду и умывшись, мужчина прозрел и исцелился. Там же, у источника, на дереве он увидел сияющую в лучах света икону, которая получила название Раковской иконы Пресвятой Богородицы. А вскоре здесь возвели небольшую церковь.

При каких недугах обращаться

Вода из святых источников считается целительной не только для тела, но и для духа; ее наделяют способностью избавлять от самых разных недугов, а также поддерживать здоровье, не впускать внутрь себя хвори. Некоторым криницам приписывается более узкая «специализация». В Беларуси больше всего тех, которые имеют славу глазных лекарей. За этим кроется и мифологический мотив: родник часто воспринимается как око земли. Бытует поверье: если промыть глаза водой из трех святых источников, то в течение года не будет проблем со зрением. К слову, Крупецкий источник в столичном микрорайоне Веснянка именно из их числа.

К некоторым криницам (например, у Свято-Николаевского храма в Логойске, в деревне Сорочино Ушачского района, в деревне Черневичи Глубокского района) народная молва рекомендует обращаться женщинам, страдающим бесплодием. Витебский источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, по словам посетителей, помогает при болезнях ног. Есть источники, вода которых очень эффективна, как уверяют, при кожных патологиях.

Дар за дар

Святые источники по сей день воспринимаются в народном сознании как живые. Они чутко реагируют на отношение к себе: могут сердиться, обижаться, наказывать за недостойное поведение. Считается, что ухаживать за ними, поддерживать их чистоту могут только невинные, непорочные девушки или честные вдовы. Легенды рассказывают, как вода надолго исчезала из тех мест, где это правило нарушалось. А в некоторых криницах, гласит молва, вода закипает и может даже обжечь, если к ним подходят люди со злыми помыслами.

Традиция требует соблюдения определенных правил поведения в святых местах. При обращении к воде, которая наделена сверхъестественными свойствами, во многих регионах Беларуси остается актуальным принцип «дар за дар». Прежде в криницы символически бросали монетку, клали рядом кусочек хлеба, пирога, яблоки. На деревья, кустарники возле них вешали рушники, ленточки.

В зоне Поднепровья до сих пор распространена практика обета, жертвы в отношениях со святой водой. В благодарность за исполнение просьб и желаний обратившиеся обязуются на протяжении года расчищать источник, поставить возле него крест, регулярно наведываться с дарами и т.д. Конечно, приехать к святому месту и набрать воды можно в любое время. Но у большинства криниц есть праздник особого почитания. Обычно он совпадает со Спасом (яблочным, медовым или ореховым); Троицей или днем Святых — Яна, Ильи, Николая, Бориса и Глеба, Параскевы Пятницы и т.д. По случаю таких торжеств священники совершают молебен, благословляют крестный ход. После этого разворачивается фэст, с ярмарками и игрищами.

Святые источники Минска и Минской области

Минск: микрорайон Веснянка, Крупецкий источник.

Минская область:

Борисовский район, д. Барань Свято-Ксениевский женский монастырь.

Воложинский район, г. Раков.

Воложинский район, д. Лоск.

Дзержинский район, д. Витовка.

Логойск, Свято-Николаевский храм.

Логойский район, д. Горно.

Минский район, д. Кукелевщина, Святые криницы на территории Красносельского лесничества.

Минский район, д. Липовая Колода, источник в честь Божьей матери.

Пуховичский район, д. Орешковичи.

Слуцкий район, д. Покрашево.

Слуцкий район, д. Греск.

Фото предоставлено Татьяной Володиной

В Московской области среди коттеджных посёлков есть три, если можно так выразиться, святыни – это КП «Святая гора», КП «Святой источник» и КП «Святой источник-2». Теперь появилась четвертая – коттеджный посёлок «Святые ключи», сайт которого обнаружил в сети по адресу http://святые-ключи.рф.
Прочитав название КП, я ассоциативно связал его с ключами Апостола Петра. Ключами не простыми, а открывающими дверь в Царствие небесное. Но, как это часто бывает, поверхностная образованность сыграла со мной злую шутку. Владелец (или владельцы) поля, выбранного под строительство посёлка, имели в виду не одного из основателей Христианской Церкви, а всего-навсего, непосредственное (через забор) соседство посёлка со святым источником «Во имя сорока Севастийских мучеников».

Название источника мало о чём скажет большинству читателей. Но я недавно познакомился с этой печальной историей. Она про то, как в армии римского императора Константина Великого (IV век нашей эры) было устроено многодневное судилище над 40 легионерами-христианами. В результате все они погибли, но за подвиг веры были причислены Церковью к лику святых. Источник изумительно чистой и, по утверждению многих, целебной ключевой воды был открыт местным священником как раз в день поминовения 40 святых воинов, потому и получил соответствующее название.
Любопытно, что местность вокруг дороги, соединяющей Ашукино и Алёшино (дорога № 46К-8140, съезд с Ярославского шоссе), географически расположенная на значительном удалении от мест боевых действий будь то советской, красной или даже российской императорской армий, члены поискового клуба «Романтик», местный игумен и многочисленные ветераны стараются связать с военной историей России. Как они это делают? Да просто строят мемориалы, организовывают музеи, открывают памятники. В Ашукино, к примеру, рядом с железнодорожной платформой разбита «Аллея памяти военнослужащих Софринской Бригады ВВ МВД, погибших на Северном Кавказе». Если проезжаешь посёлок на машине, обязательно заметишь Аллею памяти, в начале которой установлен памятник ашукинцам, погибшим в Великой Отечественной войне, а в конце, на бетонном постаменте, современный фронтовой истребитель МИГ-29. Где-то в районе Мураново я видел указатель «Музей военной техники». У дороги, ведущей в Артёмово, прямо в лесу стоит памятник майору Ерёменко С. А. – лётчику пилотажной группы, пилоту отряда «Русские витязи», самолёт которого разбился неподалёку.

А в нескольких метрах от часовенки, построенной над Святым источником в Артёмово, установлен памятник погибшим подводникам. Вот так, всё одно к одному, не просто какой-то музей, а целый район воинской славы, начиная с древних времён. И это не считая усадьбы Мураново – одного из популярнейших среди туристов музея-заповедника. Такое место – святость, военные подвиги, творчество и, конечно, природа.

Постоянные читатели, наверное, помнят сколь большое внимание я не так давно проявил к посёлкам, расположенным в окрестностях Мураново, какой набор эпитетов использовал в описании местности, в которой они находятся. Кто захочет, сможет ознакомиться с материалами про КП «Артёмово» и ДП «Мураново».
А мы обратимся к сайту проекта. Сразу скажу, он показался мне несколько лукавым. Объясняю. Сайт у посёлка красивый, с удобной навигацией, но всего его наполнения – фотографий, планов и текстов, хватило лишь на одну страницу.

Там много истории и общих фраз про замечательную экологию, но всё это, на мой взгляд, чистый силикон. Объём есть, а смысла почти ноль. Примерно то же самое делают некоторые автодилеры, засчитывая обогрев заднего стекла в автомобиле, как дополнительную опцию. По-настоящему нужную потенциальному покупателю информацию оказалось возможным получить только в телефонной беседе с представителем посёлка.
Дозвониться по, указанному на сайте проекта, контактному номеру оказалось очень просто. Трубку подняли, не дождавшись третьего гудка. Голос у менеджера был молодой и слегка усталый. Видимо, я не первый, кто ему звонил в тот день. Или играет человек, такое тоже случается.

Поговорили. В частности, узнал, что, кроме обозначенной в генеральном плане суммы, покупателю придётся заплатить 15 000 руб. За эти дополнительные деньги приобретаемый им участок земли получит чёткую кадастровую привязку и ТУ (технические условия) на подключение 15 кВт электроэнергии. В эту же сумму войдёт и оплата юридического оформления сделки купли-продажи. Сразу скажу, это весьма недорого, потому что определение координат границ участка с вызовом специалиста на место стоит, обычно, 10 000 руб. плюс один ваш свободный день. Получение ТУ на электричество – 500 руб. плюс 2 ваших свободных дня. Юридическое оформление сделки – 30 000-60 000 руб., в зависимости от аппетитов нотариуса. Поэтому к продавцам у меня никаких претензий.
Претензии, а точнее беспокойство появляется, когда пытаешься выяснить, кто конкретно землю продаёт. С кем нужно будет заключать договор? Ответ – частное лицо.
Понимаю, это история про едва ли не половину посёлков Подмосковья. Владеют землями конкретные граждане, которые, дабы избежать изъятия в государственную собственность неиспользуемых участков, каждые 3 или 4 года вынуждены менять их формальных собственников. Но хотя бы создали какую-то фирму, представляющую посёлок, с поэтичным названием. Все так делают, а здесь бюджетный вариант. Будто с цыганом в степи сделку совершаешь жаркой ночкой тёмной. Плюнули на ладошки, обменялись рукопожатием и пошли от костра каждый в свою сторону. Один с реальными деньгами, другой – неизвестно с чьей кобылой.
Теперь самое интересное. Почему так недорого участки стоят? 195 000 руб. за участок!

Цена одной сотки в посёлке составляет сейчас 45 тыс. руб. у участков, прилегающих к лесу и 30 тыс. руб. у всех остальных. Смотрим цены у соседей:
В КП «Мураново» цена сотки стартует с цифры 73 тыс. руб.
В КП «Артёмово» ещё дороже – минимальная стоимость сотки 125 тыс. руб.
Разница разительная. Так в чём же подвох?
Подвох в том, что названные мною посёлки продают землю с коммуникациями и с инфраструктурой. Пусть не всё ещё там построено, но возведение, создание, прокладка и проводка всяких инженерно-технических, коммунальных и культурно-спортивных благ продавцом хотя бы провозглашены. Деньги на все эти работы уже собраны. Обязательства взяты. А в «Святых ключах» ни о чём таком и речи не ведётся.
Соответствующая цитата из Евангелии так и просится на язык: «Будьте, как птицы небесные». В смысле, ни о чём не беспокойтесь, товарищи! Всё само со временем придёт!
Расшифровываю. В «Святых ключах» продаётся только земля, ибо ничего другого на поле за селом Артёмово сейчас нет. Раньше хоть капуста и буряк росли, а теперь там только поле, расчищенное и выровненное грейдером. Без забора по периметру и без вагончика охраны на въезде. Без прорезанных дорог (грейдеру дороги ни к чему), даже без столбов с проводами. В планах продавца – провести межевание участков в июне месяце. Прорезать дороги, проложить электричество в августе и, собственно, всё.
А как же отсыпка дорожного полотна? Как прокопка дренажных канав (место-то там холмистое)? Кто будет строить детские горки и монтировать шлагбаум с дистанционным управлением на входе? А ТСН (товарищество собственников земли) будет. Оно, родимое, всем этим списком «необходимостей» и займётся. Проложит, возведёт, выкопает и установит, предварительно собрав с членов нужные средства.

Я же говорю, бюджетный вариант, рассчитанный на долгое-долгое освоение. Вся эта история пахнет не годом и даже не двумя, лет пять уйдёт на то, чтобы посёлок приобрёл хоть мало-мальски освоенный вид. И то при условии, что земля разойдётся быстро.
А пока человек, с которым я говорил по телефону, считает, что так всё оно и будет. Для этого у него есть свой резон, потому что продажи в посёлке только-только стартовали, а куплено уже 18 участков и 6 зарезервировано.

А вот теперь пришла пора, как мне кажется, познакомить читателей с выборочной таблицей, имеющихся в «Святых ключах», предложений. В этой, составленной мною табличке, представлены все типовые цены, а также самые низкие и самые высокие из имеющихся.
Таблица 1.

№ участка

Площадь участка (сотки)

Цена за сотку (руб.)

Цена участка (руб.)

7,22

9,44

10,47

11,07

13,8

Размер участков большим разнообразием не отличается. Площадь 7-8 соток удел подавляющего большинства. Все более или менее «размерные» наделы имеют выход к лесу.

Уже в конце беседы молодой человек, видимо, почувствовав мой скептицизм по поводу перспектив развития посёлка, сказал, что уже после размежевания цены на землю в «Святых ключах» непременно начнут расти. А после того как сюда проведут электричество (замечу, за счёт продавца), стоимость сотки, скорее всего, удвоится.

Возможно и так, а возможно, что и по-другому. Жизнь, ведь она всякие примеры предлагает.
Закончив разговор, и продолжая мучиться сомнениями, а нужно ли, вообще, писать о таком «сыром» проекте, я, в конце концов, всё-таки решился ехать в Артёмово. Свой поступок внутренне оправдывал тем, что окрестности Мураново мне нравятся, погода для загородной вылазки чудесная, да и нужно заканчивать начатое расследование.
В Артёмово лучше всего ехать по навигатору. Хотя мой ни про какие «Святые ключи» слыхом не слыхивал.

Дорога от МКАД по Ярославскому шоссе до храма Страстной иконы Божей Матери села Артёмово, а это 48 км, заняла около полутора часов. Ехал, почти не стоял (даже на железнодорожном переезде), двигался не то чтобы очень быстро, но и не плёлся.

У пары рабочих, укладывавших плитку перед входом в храм, спросил правильно ли еду. Про посёлок «Святые ключи» они тоже слышали впервые, но сказали, что на бывшем колхозном поле, возле Святого источника, там, где стоит деревянная часовенка, грейдер равнял землю, а самосвал сваливал щебень. До источника отсюда метров 800, а чтобы никто не сбился с пути, у дороги поставлен указатель. Я поблагодарил вежливых работников и поехал в указанном ими направлении.

Вот как нужное мне место выглядит на спутниковой карте. Территорию посёлка обвёл красным маркером.

А так оно выглядит в жизни.

Единственный возможный доступ к полю через ложбину, видимо, был насыпан тем самым самосвалом и разровнен тем самым грейдером.

Поле занимает вершину холма, поросшего глухим и неприбранным лиственным лесом. Тут есть и дубы, и берёзы, и осины, и рябины с орешником. Хвойные, конечно, тоже встречаются, но эпизодически.

К реке с мрачноватым названием Сумерь я пройти не решился. Бурелом, трава всякая, а в траве клещи. Нет уж, увольте.

Воздух здесь словно мёдом наполнен. Это цветёт черёмуха. Её тут много, на границе с лесом.

Святой источник с постройками действительно находится по соседству, через забор. Там никого, только псы лают на незваного фотографа. Не зло, а для порядка.

В кустах стоят ульи. Наверное, ещё до пришествия грейдера пчёлы кормились с этого поля годами. Сейчас никакого жужжания я не услышал. Может быть, зиму не пережили? Или ещё не проснулись.

За деревьями на северо-востоке стоит вышка телефонной связи и видны крыши артёмовских дач и коттеджей.

Среди них есть всякие, но в последнее время народ строит всё больше солидные каменные особняки. Видимо, место приобретает популярность

Впрочем, интернета в моём телефоне, пока я стоял в поле, так и не обнаружилось.
Вот такое путешествие получилось, не пожалел, что поехал. А вы запомните – ДП «Святые ключи», земля без подряда, с разрешением на дачное строительство. Недорого. Но это пока, если верить утверждениям менеджера по продажам.
Таблица 2. Стоимость участков без подряда в посёлках районе Пушкинского района Московской области

Название

Площадь участков (сотки)

Объявленные коммуникации

Стоимость участка (руб.)

КП «Зелёный бор»

Дороги, электричество, водопровод, канализация, газ, телефон, интернет

5 300000 – 11 300 000

КП «Лесная подкова»

Дороги, электричество, водопровод, канализация, газ

1 250000 – 7 966 000

КП «Фонтебло»

Дороги, электричество, водопровод, канализация, газ

2 301750 – 5 445 000

ДП «Святые ключи»

Электричество

180000 – 621 000


Григорий Николаев, специально для портала dompodberem.ru

Уважаемый читатель! У Вас есть возможность познакомиться с обзорными статьями, посвященными исследованию Коттеджных Поселков.

Статьи написаны независимыми авторами и содержат в себе их мнение относительно достоинств и недостатков конкретного объекта, присутствующего на рынке жилой недвижимости Подмосковья.

Итоговая оценка по 10-балльной шкале выводится из совокупности нескольких важных составляющих, которые учитываются автором статьи в комплексе. Она ни в коем случае не является абсолютным показателем. Иными словами, оценка 9 баллов, данная поселку эконом-класса, в котором продаются земельные участки без подряда и оценка 8 баллов, полученная поселком бизнес-класса, в котором продаются участки с построенными коттеджами, вовсе не означает, что первый поселок лучше второго. Сравнивать поселки и оценки, полученные ими, следует, исходя из принадлежности их к той или иной категории (от эконом до элитного класса), от него, что, собственно, предлагается продавцом (участки с подрядом или без, дома, коттеджи, таунхаусы и т.д.).
Критерий, т.е. существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка конкретного поселка, включает в себя ряд его особенностей, могущих быть как достоинствами, так и недостатками. Речь идет о расположении (дальность, удобство подъезда, загруженность прилегающих дорог, наличие лесных массивов, рек и водоемов, общее экологическое состояние местности), коммуникациях (наличии или перспективы проведения газа, электричества, водопровода, канализации, телефонии и т.п.), внутренней инфраструктуре (охрана, детские площадки, прогулочная зона, гостевой парковки и т.п.), внешней инфраструктуре (парковые и природоохранные зоны, исторические и культурно-значимые объекты архитектуры, медицинские и социальные учреждения, спортивные и торгово-развлекательные комплексы, железнодорожные станции и т.п.). Учитываются соотношение стоимости и качества, уровень обслуживания Клиента отделом продаж, возможные риски при покупке, репутация Компании-продавца на рынке.



Опубликованные статьи не несут в себе рекламного или какого-либо иного заказного характера. Мнение, выраженное автором статьи, может не совпадать с мнением редакции.

«Вода — источник жизни на планете» — тезис, известный всем и не требующий доказательств. Вспомним школьный курс биологии: человек, как и большинство живых организмов, в большой степени состоит именно из воды. Без воды мы можем прожить всего лишь несколько дней — она необходима любому живому существу для поддержания жизнедеятельности. Родники дарят нам кристально чистую, поистине живую воду (как в сказках). В питании нуждаются не только люди и животные, но и реки, и озёра — родник питает собой и эти водоёмы, и именно с них, с родников, ручейков, начинаются большие полноводные реки. Вот такой уникальный природный водоем — родник. С родниками связано много легенд и преданий, а также обычаев в каждой местности. Часто на месте родника с целебной водой появляется санаторий или курорт — такую воду используют для лечения и профилактики различных заболеваний. А есть и вовсе необыкновенные родники — возле них сооружены часовни, а вода в них считается святой. У таких родников самая удивительная история. Правду говорит народная молва: пройти мимо родника и не напиться хрустальной ледяной воды или хотя бы не умыться просто невозможно! Нужно ли говорить об уникальной красоте каждого такого водоёма!

Жизнь и деятельность людей связана с водой. Народная мудрость гласит: «Где кончается вода, там кончается жизнь». Вода – основа всего живого на Земле.

В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.

Партия «Единая Россия» разработала партийный проект «Чистая вода». Он лег в основу программы «Чистая вода». Эта программа начала действовать с 2010 года. В разработке программы принимали участие все жители России.

«В этом проекте может и должен участвовать каждый. Мы должны беречь воду, сохраняя её первозданную чистоту. Бережное отношение к воде должно стать нормой нашей жизни. Необходимо знать особенность воды своего родного края, своей малой Родины» — сказал В.В. Путин. Водная стратегия России разработана до 2020 года. Значимость этой проблемы велика. Именно это побудило нас заняться изучением состояния водоснабжения и качества воды в нашем селе Старояшкино.

Водоснабжение у нас осуществляется за счет подземных водоисточников — по водопроводу. Огромные башни качают ее из водоносного слоя. А водоносные горизонты нашей местности легко уязвимы, так как они не имеют сверху надежного водоупорного слоя и могут загрязняться с поверхности. Всем известно, от того, какое качество у воды, зависит очень многое. Поэтому объект для исследования нами выбран был не случайно, так как эта проблема – качество питьевой воды и её наличие давно перешли в фазу Глобальных проблем человечества. А для жителей нашего села Старояшкино вопрос о водоснабжении вызывает каждодневную головную боль.

Администрация нашего села решает эту проблему. Второй год меняют водопровод по улицам Советской, Кооперативной, Кировской. На это лето планируют произвести замену труб по улице Молодёжной и Строителей

На улицу Кооперативную, к единственной колонке, не прекращается поток людей с улицы Молодёжной

Периодическая нехватка воды в весенне-летний период стала уже привычной. Который год конце зимы перемерзает основная трасса, снабжающая водой улицу Молодёжную, детский садик, больницу, дом культуры, учительский дом. Трасса «отходит» при наступлении тепла.

Всё это время приходится запасаться водой впрок. Когда вода есть — её не замечаешь, её отсутствие останавливает всё.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой

Наслаждаются, неведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима

Для жизни, ты — САМА ЖИЗНЬ!

Именно в такие дни мы вспоминаем о роднике.

Проблему нехватки воды в селе можно компенсировать родниковой водой. Мы решили провести учет всех водоисточников нашего села, исследовать и сравнить воду из водопровода и родников, убрать территорию, прилегающую к родникам.

Цель проекта: Провести оценку состояния водоснабжения жителей нашего села. Выработать рекомендации по сохранению родников в селе и улучшению их экологического состояния.

Цель исследования: Исследовать количественные характеристики водоисточников на территории села Старояшкино.

Задачи работы:

*Определение водоисточников, используемых в водоснабжении села.

*Определение жизненного состояния родников.

*Организация и участие в благоустройстве родников.

Объект исследования: водоисточники, находящиеся на территории села Старояшкино.

Предмет исследования: Родниковая вода, водопроводная вода.

Методы исследования:

* Визуальный метод.

*Метод полевых исследований.

*Исследование качественных и количественных характеристик воды.

*Социальный опрос посетителей родника.

* Изучение литературы по теме исследования.

Из истории происхождения родников

Есть названия стран, городов, улиц, деревень. А вот русский народ, особенно на селе, назовет своим собственным именем и горку, и тропинку, и ручеек, и дерево в лесу приметное. Но со временем стираются с лица Земли деревни, забываются их названия. А названия родников передаются из поколения в поколение.

Много лет тому назад жил в нашем селе, на улице Кооперативной, Абарников Степан Ермилович. Для себя и рядом живущих людей расчистил он выбивающие из земли родниковые ключи, огородил их. Гораздо позднее срубил для родника сруб, а вблизи посадил яблоневый сад. Делал этот человек людям много добра, а погиб страшной смертью от руки изувера. Все жители села были шокированы этой трагедией. Но не только односельчане скорбели о деде Степане. Стали замечать люди, что деревья поникли, а позднее сад засох, видно не перенес потери своего хозяина. Но до сего дня бьёт из под земли родниковый Степановский ключ.

А вблизи улицы Кировской разрослись могучие деревья осин, тополей. В тени этих деревьев сейчас журчат ручейки от 2 родников.

Мы побеседовали со старожилами улиц Кировской и Садовой. Свотина Екатерина Герасимовна рассказала о происхождении названия первого родника – Дунюшин родник. Много лет тому назад жила на селе девушка Дуня, красавица местная. Все ходили по воду в эти родники, в то время их было там очень много. С одних родников брали воду для питья, в другие ходили бельё полоскать. Ушла Дуня за водой ближе к вечеру. Смеркаться стало, а её нет. Забеспокоились родители, пошли её искать, да опоздали. Нашли у родника тело Дуняшино, бездыханное… Правду говорят, что время уходит, а названия остаются.

«Истории этой более ста лет» — подтверждает Ёрхова Валентина Кузьминична. Ей 82 года. О родниках слушала она рассказы своей бабушки. А второй родник в Осинках назван по фамилии человека, сделавшего его. Папилов, или уважительно Кирилычев родник.

В нашем селе уже 2 года ремонтируют старый водопровод, укладывают новые трубы. Лето. Жара. Водопровод без воды. Не прекращается поток людей, идущих за водой в родники.

Это стало возможным после того, как мы убрали подходы к родникам.

Когда мы пришли к родникам, то нашему взору представилась такая карт

Дунюшин родник

Степанов родник

Папилов, или Кирилычев родник

Мы пришли с ребятами нашей школы не посмотреть, а оказать реальную помощь природе, родникам. Ходили мы не один раз. Объём работы был большим. Здесь было много бытового мусора (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, банки из — под консервы). Родники находятся в гуще деревьев, поэтому нам пришлось убирать сушняк и опавшую листву. Эту работу здесь давно не проводили. Русло родников освободили от ила, а у Кирилычева родника мальчики смастерили водоотвод.

Поочерёдно мы убрали территорию у родников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *