Святой с головой собаки икона

Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.

Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии.

Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.

Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным. В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит. Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.

В качестве еще одного аргумента можно привести записки средневекового путешественника Марко Поло, который во время своих странствий встретил в Центральной Азии племя киноцефалов. Это были обычные люди, но согласно обычаю, они рассекали себе рот, чтобы он казался огромной пастью и остро затачивали зубы. Кроме этого, киноцефалы бинтовали черепа младенцев, чтобы они деформировались и приобрели вытянутую вперед форму. Поло утверждает, что эти люди выглядели жутко и напоминали ему мастифов.

Но вернемся к гиганту Репреву. Каким образом язычник с собачьей головой стал одним из самых почитаемых в Европе святых? Одна из версий говорит о том, что однажды, пересекая пустынные земли, Репрев увидел бурный поток, у которого стоял маленький мальчик. Ребенок попросил могучего путника перенести его через реку и тот согласился.

Но едва киноцефал ступил в воду с мальчиком на плечах, то он почувствовал невероятную тяжесть и стал опасаться, что упадет под своей ношей. Видя сомнения Репрева, дите сказало, чтобы он смело шел дальше, так как ничего плохого случится не может. Мальчик сообщил воину, что он Христос и тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей.

На другом берегу Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор, то есть «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.

После крещения Христофор вернулся в Рим, где продолжил службу императору. Но при этом воин активно проповедовал христианство и многих обратил в веру. Заслышав об этом, Деций Траян приказал послать к христианину блудниц, чтобы те соблазнили его, но потерпел фиаско — Христофор и тех убедил уверовать в Иисуса.

Император не хотел лишаться одного из лучших воинов, но пришлось прибегнуть к самым крайним мерам. Воина-проповедника схватили и бросили в раскаленный медный ящик. Как и следовало ожидать, огонь не нанес вреда Христофору, поэтому римлянам пришлось отсечь ему голову. После этого мученик умер, а его тело забрал один из учеников — Петр Атталийский и увез в египетскую Александрию.

Разумеется, проверить то, соответствует ли легенда о собакоголовом мученике истине, сейчас невозможно. Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей».

«Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом. Она тверда как кремень — наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению!».

Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии. Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань. Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.

Крепость города Раб

Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.

Интересно, но псоглавость святого характерна лишь для православия. В католицизме такой вариант всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство. Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» достаточно резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого святого и даже понизила его до мучеников местночтимого значения. День поминовения святого исключен из католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.

Иероним Босх. Святой Христофор

В западной традиции Христофора изображали гигантом с ребенком на плечах — именно таким он предстает перед зрителями на полотнах Иеронима Босха, гравюрах Дюрера и Кранаха. Несмотря на отношение официальной католической церкви, святой Христофор очень популярен в Европе, особенно в Испании и Литве. Испанцы молятся Христофору, чтобы тот защитил их детей от инфекционных болезней, а литовцы считают святого покровителем свой столицы, города Вильнюс.

Напоследок стоит добавить, что в христианстве есть еще три святых с таким же именем: Христофор Римлянин, Христофор Никомедийский и Христофор Коряжемский.

Смотрите также: Как в Бельгии благословляют животных

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: Европа • культура • мир • религия Теги: икона • образ • собака • христианство

Один из авторов книги — Сергей ЗотовФото: Facebook

Словосочетание «Страдающее Средневековье» у многих ассоциируется с соцсетями: там в какой-то момент начали появляться странные средневековые миниатюры с забавными подписями. Но книга, вышедшая в издательстве АСТ, куда глубже и сложнее: средневековая христианская иконография предстает в ней в совершенно неожиданном ракурсе.

САНДРА БУЛЛОК И ИКОНКА НА РУССКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

— Началось все с того, что двое студентов исторического факультета Высшей школы экономики организовали паблик «ВКонтакте», — рассказывает Сергей Зотов. — Просто им хотелось разнообразить свою жизнь после занятий. Наши друзья, Юрии Сапрыкин и Константин Мефтахудинов, выкладывали средневековые миниатюры, которые на современный взгляд выглядели комично, придумывали к ним смешные подписи, а потом подписи стали придумывать и другие участники… Паблик стал суперпопулярен — у них появились сотни тысяч подписчиков. А потом к ним пришло издательство АСТ и предложило сделать книгу. А они позвали Михаила Майзульса, Дильшат Харман и меня — так эта книга и была создана. Но «Страдающее Средневековье» — фундаментальное исследование про парадоксы христианской иконографии, какого в России пока что не было.

— Но сами картинки остались в изобилии, и современного читателя они могут шокировать.

— Ну да: когда он видит в храме святого с головой собаки или мастурбирующего человека, в ужасе думает: что это такое? Сейчас все это абсолютно недопустимо. Странно, смешно, необычно. Но для средневековья это было достаточно типично и популярно.

— Поговорим по святого-псоглавца. Иконка с его изображением появляется в фильме «Гравитация» — ее видит Сандра Буллок на русской космической станции.

— Это святой Христофор. В православной традиции он собакоголовым и изображался — если вы придете в Архангельский собор Московского Кремля, увидите его на южной колонне. В XVI веке это считалось нормальным, и только при Петре Первом Святейший Синод категорически запретил пририсовывать ему песью голову… Тогда вообще многие образы святых пересмотрели, и св. Христофор обрел наконец человеческий облик. Но сохранилась, например, икона с собачьей головой в Ростове Великом, а в Свияжске — даже и с лошадиной.

В Средние века ведь считалось, что вне Европы — в Индии, Иране, Африке — живут удивительные создания. У одних огромные уши. У других — только одна, зато гигантская нога, которой они прикрываются от палящего солнца. У третьих нет головы, а лицо находится на груди. Ну, а у четвертых — собачьи головы. И вот таким псоглавцем, киноцефалом якобы был св. Христофор. По одной из версий легенды, он пришел вместе с апостолами Варфоломеем и Андреем в земли парфян – то есть в современный Иран. Господь послал апостолам собакоголового великана из местных дикарей, чтобы он их охранял от нехристиан. Его крестили, и произошла трансмутация — он стал обычным человеком, смирным и кротким. Но потом Христофора и апостолов поймали враги христианства, посадили в темницу и прислали к ним тигров и львов, чтобы они пожрали проповедников. Тогда Господь велел, чтобы Святой Христофор приобрел свою изначальную форму – превратился в огромного великана с собачьей головой. Он стал десятиметровым гигантом и сам сожрал всех львов и тигров…

ЛЮДИ ЧЕТКО ПОНИМАЛИ, ЧТО ЖИЗНЬ — ЭТО НЕНАДОЛГО

— Средневековье ведь действительно, без шуток, было страдающим. И люди, которые сегодня восхищаются рыцарскими турнирами и прекрасными дамами, часто этого не понимают.

— Уровень жизни и комфорта был несоизмеримо ниже, чем сейчас. Нельзя говорить, что средневековье было грустной эпохой, когда все поголовно страдали. Но была, например, чума, которую постоянно изображали в искусстве как скелет, стоящий над душой у человека и эту душу у него забирающий. И помимо чумы — огромное количество болезней, которые сейчас лечатся сравнительно легко, а тогда были смертельным приговором. И все люди тогда очень четко понимали, что жизнь, которой они сейчас живут — ненадолго. Потом они умрут, и всех их будут судить.

Книга «Страдающее Средневековье» стала бестселлером 2018 года

— И при этом мы все помним «Декамерон» с его фривольностью. В другой хорошей книге про средневековье и Возрождение, «Безобразном Ренессансе» Александра Ли, утверждается, что именно эпидемия чумы, «черной смерти», привела к сексуальной распущенности — люди понимали, что гибель рядом, и словно хотели «перед смертью надышаться».

— Церковь рассматривала любые проявления плотских утех как запретные. Но никто не отменял огромную средневековую светскую культуру. И до, и после, и вместо чумы люди занимались сексом, стремились хорошо и много есть и пить, ну и так далее.

Мы видим в церквях средневековые картинки, от которых у современного христианина глаза на лоб полезут, если он к ним присмотрится. Люди с фаллосами, женщина с задранными юбками… В одной каталонской церкви есть изображение жонглера-калеки с обнаженным причинным местом, он занимается самоудовлетворением. Зачем это было рисовать в церкви? Потому что клирики пытались показать не только хорошую, праведную сторону жизни, но и плохую. А чтобы показать грехи в их самом мерзком, отталкивающем виде, нужно было их адекватно нарисовать. И те, кто работал над книжными миниатюрами, и те, кто писал фрески, с одинаковым упоением рисовали и Господа, и дьявола; и воплощение благодетелей, и воплощение грехов; и рай, и ад. Было важно в красках показать грешным людям, что с ними будет, когда они умрут. И христианская традиция в этом смысле не уникальна: на буддистских изображениях мы видим во всех подробностях, как люди страдают в аду, как у них вырывают кишки, как их топят в расплавленных металлах…

Название «Страдающее Средневековье» закономерно выросло из этих практик. Наша книга не только о страданиях, но и о том, как люди пытались выразить религиозные идеи. Очень часто — способами для нас непривычными, странными и непонятными. Мы сегодня не понимаем, зачем рисовать Троицу как человека с двумя ногами, тремя телами и тремя головами, так, что это выглядит как нечто инфернальное. А ведь рисовали, потому что пытались найти визуальный эквивалент для сложнейшей богословской и философской концепции Троицы! А иногда Троицу пытались нарисовать как современную инфографику. Тогда мы уже видим треугольник с кружочками, в которых нарисованы голубь, крест и рука…

Сама идея Троицы была сформулирована как догмат только в IV веке, после Вселенского Собора, на котором формулируется знаменитый Никейский символ веры. В это же время существует могущественная ересь — арианство: священник Арий утверждает, что Христос не равен Богу-Отцу, а как бы второстепенен по отношению к нему, ибо создан им. Идет яростная борьба. И из-за этого потом, в том числе на православных иконах, Ария изображали как человека, который сидит в туалете и испражняется! Про него придумали легенду, что умер он от несварения желудка. Это подавалось как следствие греховности Ария: Бог его проклял, он пошел облегчиться, прямо в туалете и умер.

Противников в религии устраняли очень жестко – и идеологически, и иконографически в том числе. Потом католики изображали как демона Мартина Лютера, вождя Реформации. Лютер в ответ снарядил целую иконографическую контратаку: папа Римский изображался его сторонниками как Вавилонская блудница или зверь из Апокалипсиса. Рисовали монстров, которые испражнялись в папскую тиару… Это была фактически война средневековых «комиксов». И эти же приемы потом были унаследованы в военных и политических карикатурах: царей государств-противников рисовали в самом непотребном виде. Схема была та же: все сводилось к телесному низу, к дьявольщине.

ДОМОХОЗЯЙКЕ И ОХОТНИКУ НАДО ПО-РАЗНОМУ РАССКАЗЫВАТЬ О РАСПЯТИИ

— Витражи в европейских церквях часто сравнивают с комиксами: священную историю людям преподносили через картинки. Грамотных было мало.

— Готические соборы еще в средневековье называли Библией для бедных. В какой-то момент теологи решили, что храм Божий должен показывать вообще весь Божий мир, во всем его многообразии, включая флору и фауну. Поэтому мы там видим и знаки Зодиака, и фазы аграрного цикла — как люди пашут землю, доят коров. Но мы видим там и диковинных монстров – сирен, кентавров и прочих гибридов вроде тех же псоглавцев. Хотя были совершенно противоположные точки зрения: Бернард Клервоский, знаменитый проповедник и святой, говорил, что это только отвлекает от молитвы, от соединения души с Богом. Но все равно, человек бедный, необразованный в средневековом готическом соборе мог видеть то, что иначе никогда бы не увидел. Книг-то он в руках мог и не держать никогда.

— Как средневековые художники справлялись с изображением исторических реалий?

— По-разному. В XII веке у европейских художников египтяне, допустим, выглядят примерно как рыцари XII века. В XV веке это уже совершенно другая одежда – по моде XV века, такие вполне себе франты на конях. А в XVIII веке на украинских иконах мы видим распятие Христа, а вокруг стоят евреи, в таких же шапочках, в которых евреи ходили в XVIII веке на Украине. Люди изображали исторические реалии так, как они их видели у себя за окном. Они не пытались совершать археологическую реконструкцию, тем более, что еще не были на это способны. И потом, им это было абсолютно неинтересно: они хотели, чтобы за евангельским сюжетом, за распятием, был вид родной Флоренции. Чтобы изображение было настолько близко к человеку, насколько возможно.

Если бы на сегодняшней иконе римские солдаты, которые распинают Христа, выглядели как омоновцы, это показалось бы нам недопустимым и богохульным. Не так уж много современных художников, которые пытаются что-то подобное делать. В России это не приветствуется, в католических странах до последнего времени тоже очень осторожно с этим играли, а в Средние века и в эпоху Ренессанса это было обычным делом, богословски оправданным — нужно было приблизить человека к страданиям Христовым.

— Он должен был сам прочувствовать их?

— Обязательно. И для этого было очень много способов. Проповедник по-разному рассказывал разной аудитории, как Христос страдал. Женщинам-домохозяйкам он объяснял, что страдания Господни подобны стирке. Мы трем белье, мы его окунаем в воду, — и он сравнивал кровь с водой, а белье – с телом Христа. Когда приходили охотники, дворяне, он им рассказывал, что страдания Христовы подобны охоте…

— Чем отличаются католические изображения святых от православных?

— В первую очередь, в католическом искусстве такого поклонения иконам не было. На отдельных православных Соборах устанавливались, например, такие правила: «Не лобызающим икон – анафема». Было предельное почтение к иконе, любить, почитать и лобызать икону считалось обязательным. А в католическом мире это, скорее, картина, иллюстрация, которая может быть аллегорической и символической. Мы отъезжаем в сторону Белоруссии или Украины и видим там православную икону с пеликаном, который клюет себя в грудь и, разрубая свой стан, кровью кормит птенцов. Тогда считалось, что пеликаны в природе именно так и поступают, и это была аллегория Христа — потому что, умерев за грехи человеческие, он даровал вечную жизнь в Царствии Небесном людям. Но для русской православной иконописи это абсолютно безумная вещь…

У нас были определенные каноны, подробно было прописано, как кого нужно рисовать. А в католическом искусстве такого не было: у художников была определенная свобода, и им за свободный полет фантазии ничего не было. Некоторые епископы в Средние века одобрительно цитировали Горация: «Знаю: все смеют поэт с живописцем — и все им возможно, что захотят».

ЗАЙЦЫ В РОЛИ РЫЦАРЕЙ

— В средневековой иконографии множество животных — зайцев, медведей и так далее.

— Тогда восприятие животного было не как в передаче у Николая Дроздова. Оно было символическим. И в разных странах и традициях иногда диаметрально противоположным. Змеи — опасные существа, и считались, как правило, воплощением дьявола — но в кельтских рукописях мы находим упоминания о том, что змея сбрасывает кожу, поэтому она в чем-то напоминает Христа, который умер, а потом воскрес. Медведь тоже запросто мог быть воплощением дьявола, но одновременно в средневековых бестиариях, книгах о животных, рассуждали о том, что медведица вылизывает свое потомство (которое будто бы появляется на свет мертворожденным), чтобы оно ожило, встало и пошло. Поэтому медведя тоже сравнивали с Христом! Лев считался мучителем ранних христиан, которых отдавали львам на растерзание. Но и он параллельно рассматривался как символ Христа — считалось, что он кисточкой на своем хвосте заметает следы, чтобы его не нашли охотники, подобно тому, как Христос «замел следы» и не дал дьяволу узнать о том, что он воплотился в человеческом теле.

А заяц мог значить бесчисленное количество вещей. Очень часто зайцев рисовали на маргиналиях, то есть на полях религиозной рукописи: идет священный текст, а рядом зайцы сидят на свиньях и, как рыцари, дерутся копьями. Есть много теорий, как возникли эти изображения — русский ученый Владислав Даркевич, например, связывал эти маргиналии с народной культурой. Люди выходили на площадь, хотели повеселиться и звали специально обученных людей, которые умели веселить. Это жонглеры, фокусники, дрессировщики животных, которые брали смешную живность – кошку, зайца, — сажали ее на свинью и изображали рыцарский турнир. Мир переворачивался с ног на голову… И в книге заказчик получал все и сразу — и священный текст, и веселые, а иногда и очень фривольные картинки.

— Были еще и карнавалы — истории совсем богохульные, с сегодняшней точки зрения. Люди пародировали Святую Троицу, Христа, Крестный ход.

— Многие историки описывали, как эти карнавалы возникали и как священники пытались их победить. И побеждали очень часто. Но пародии в Средние века не считались богохульством. Люди были верующие. Они критиковали конкретные религиозные моменты, высмеивали их иногда по-доброму, иногда по-злому, но не отрекались от Господа. В Средние века такая проблема вообще не стояла. Все верили. Просто какой-то конкретный человек мог верить не так, как сосед — и тогда подключалась святая инквизиция…

Была и сексуальность — в пределах допустимого. Были средневековые монахини, для которых эротический аспект религии был очень важен. Одной монахине, которой были постоянные видения, являлся Христос, говорил «Будь моей женой» и протягивал кольцо, сделанное из крайней плоти. В других случаях мы видим на средневековых изображениях, как монахиня лежит в постели голая с Христом — но это означало совокупление душ, а не тел. С помощью таких приземленных, даже эротических, интимных метафор показывалось, что человек пришел к Богу, он в крайней степени единения с ним.

Анубис в исполнении SirenD.

Анубис (греч.), Инпу (др.-егип.) — древнеегипетское божество, покровитель умерших. Его священным животным был чёрный египетский шакал — точнее, саб, образ этого животного в древнеегипетской культуре. Анибус изображался в виде саба или с головой саба. Это один из самых известных ныне богов Древнего Египта, пользующийся большой популярностью среди фуррей.

В Древнем царстве Анубис являлся богом Дуата (место пребывания умерших). В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут, по другой версии Баст. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь (то есть «город собаки»). Согласно древнеегипетской «Книге мёртвых», Анубис на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает перо богини правосудия Маат.

История

Египетский рисунок Анубиса.

В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам, «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству.

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Древнем царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Животное-прообраз

Статуэтка бога Анубиса из гробницы Тутанхамона, ΧΙV век до н. э. Основная статья: Сабы

Анубис изображался в виде или с головой египетского саба — собирательного образа диких волчьих Древнего Египта, основанного в основном на египетском шакале. До сих пор не ясно, является ли египетский шакал подвидом шакала, волка или самостоятельным видом, однако традиционно животное Анубиса называют шакалом. Согласно одной из теорий, египтяне выбрали такой облик для покровителя умерших потому, что сабы жили на границе пустынь, особенно предпочитая районы захоронений. Возможно, традиция строительства гробниц появилась именно для защиты тел мёртвых от волчьих падальщиков. Чёрный цвет, не свойственный волчьим Египта, был символом смерти, ночи, возрождения; также это цвет, который приобретает тело в процессе мумификации.

Именно благодаря популярности Анубиса многим известна эстетика саба. Художники могут придавать персонажам черты саба, сами того не подозревая и черпая вдохновение у образа Анубиса.

Кроме саба, священными животными Анубиса были собаки, и нередко его изображали именно с чертами собаки. Зачастую нельзя различить, принадлежат звериные черты египетскому шакалу или собаке — но древние египтяне, возможно, скрещивали их, получая гибриды.

Связанные божества и создания

  • Инпут (др.-егип.) — богиня Дуата. Изображалась в виде женщины с головой собаки. В Кинопольском номе считалась женой Анубиса. Иногда почиталась как женская форма Анубиса.
  • Упуаут (др.-егип. «Открывающий пути»), Офоис (греч.) — бог в образе волка, одна из ролей которого — проводник умершего в Дуат, хотя первоначально Упуат наделялся качествами воинственного божества. Центр его культа — город Сиут, где также почитали Анубиса. Упуаута часто отождествлялся с богом Анубисом.
  • Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) — один из покровителей загробного мира, близкий в этом плане к Анубису. Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде саба. В Поздний период отождествлялся с Анубисом.
  • Дуамутеф — бог с головой саба, сын Гора. Покровитель канопов — сосудов для органов, извлекаемых во время бальзамирования. Голова Даумутефа отмечала сосуд с желудком.
  • Амат (др.-егип. Пожирательница) — чудовище, совмещающее черты крокодила и льва. Чаще всего изображалось в образе льва с головой крокодила. Когда Анубис взвешивал на весах сердца умерших в Зале Двух Истин, тех, чьи сердца оказывались тяжелее Маат (или страусиного пера), Амат пожирала.

Персонажи

Анубис из «Mummies Alive!»
Анубис несколько раз переходит Западные врата в ответ на зов колдуна Скарабея или преследуя свои цели. Он часто действует в составе псоглавых Охотников Душ или вместе с Сетом, который здесь также псоглавец. В Анубисе, как и в других псах, проявляется шутливый киноморфизм: например, во второй серии его вместе с другими отвлекают от преследования кошкой. Однако хотя у него есть черты комического персонажа, Анубис наиболее рассудителен из группы, владеет магией и обычно предводительствует.
Анубис из Dungeons & Dragons
В ролевой игре Dungeons & Dragons Анубис впервые описан в руководстве «Deities & Demigods» в 1980 году (первая редакция правил). Он считается младшим божеством, чей гнев можно навлечь разграбленеим гробниц или воскрешением мёртвых (кроме создания мумий-стражей). Грабёж на глазах у статуи Анубиса, особенно если место было посвящено ему через жертвоприношение, грозит тем, что статуя оживёт как разгневанный аватар бога.
Анубис из «Sandman»
Эта версия Анубиса появляется и в комиксах DC, и в повести Нила Гаймана «Американские боги». В древности Анубису поклонялись, он был одним из могущественных божеств. Однако в наше время боги прошлого увядают, оставшись без поклонения. В отличие от Баст, Анубис уже потерял надежду на возвращение былого величия. Он может собраться с силами и предстать в своём прежнем внушительном облике, но силы и память о прежних временах покидают его.

Анубис из «Бессмертные. Война миров»

Анубис и Баст отпустили Гора в Нью-Йорк, а сами остались в парящей над городом пирамиде. Пока Гор отсутствовал, Анубис с Баст играли в «Монополию».

Антибус из «Королевского госпиталя»

Баш на баш, ты мне — я тебе.
Действие сериала происходит в мрачном госпитале. Антибус обитает в пространстве Сведенборга, между миром живых и миром духов. Он часто сопровождает девочку Мэри, одного из призраков госпиталя. Когда-то она оказалась в пожаре на фабрике и погибла бы с остальными рабочими (в основном детьми), если бы её не вывел странный бледный человек. На вопрос, почему он ей помогает, незнакомец ответил, что он — её друг. Когда девочка спросила его имя («ведь друзья должны знать имена друг друга»), человек представился Анубисом. Не запомнив необычного имени, Мэри стала звать его Антибусом — похоже на anteater, англ. муравьед. Такую форму и принял Анубис для её сопровождения.

Анубис из «Gargoyles»

Он один из детей Оберона (эльф с сильнейшей магией, муж Титании и предок всех монстров и богов, например Одина). В серии «Grief» его вызвал Эмир чтобы он вернул ему умершего сына иначе на Земле больше никто не умрёт. Эмир держал его в волшебном поле (от чего Анубис не мог исполнять свои обязанности бога смерти), но Анубис не реагировал на угрозы. Тогда Эмир решил переместить Анубиса в себя, чтобы самому управлять смертью (используя папирус Тота). Но когда это происходило, его оттолкнул Шакал, и Шакал получил власть Анубиса. Через некоторое время над ним сделали такое же заклинание, и Эмир всё же получил способности Анубиса. Но Эмир всё осознал, и не стал злоупотреблять силой. Ещё Анубис был показал в серии «The Gathering», где он вместе с другими богами и существами пришёл на Авалон к Оберону.

  • «Я оказываю всем лишь одну услугу, о смертный, и тебе окажу когда наступит твой черёд.i»
  • «Смерть всегда бессмысленна… В этом её смысл.i»
  • «Напротив, смерть есть высшая справедливость; бедные и богатые, молодые и старые, в смерти равны.i»

Anpu из Marvel Comics

В комиксах Marvel есть Анубис (Anpu). Член известной древним египтянам расы Ennead из параллельного мира. Первое появление в комиксе «Son of Satan» № 5 (август 1976).

Анубис из «Египтус» (Egyxos)

Персонаж итальянского мультсериала про мистическую цивилизацию которая была затерянна в пространстве-времени, но смогла вернутся на землю.

Анубис из «Xena: Warrior Princess»

Персонаж телесериала и комикса про Зену.

Анубис из «Настоящих охотников за привидениями»

В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» Анубис был показал в серии «Охотники в Париже» (The Ghostbusters in Paris). В серии сообщается что Гюстав Эйфель построил башню как автоматический уловитель привидений (и был первым охотником, как оказалось), и за многие десятилетий в металле башни накопилось их множество. Но в наше время рабочие проникли в личный кабинет Эйфеля, и сломали лампы в приборе. От чего призраки постепенно начали выбираться из башни. Начиная с самых агрессивных. В том числе и Анубис. Доктор Рэй Стэнц встретил его в Лувре, когда отправился туда за записями Эйфеля. Выглядит как большой мускулистый человек с чёрной головой в золотых одеждах. На человеческих пальцах (немного костлявых, то есть усохших), не ногти а когти. Также в музее есть Гор и мумифицированный человек. Всех их Рэй взорвал протонным ускорителем, и они повидимому были ожившими экспонатами (в данном случае статуями). Серия вышла 23 октября 1987, а в России впервые показана 17 октября 1993 года на «Останкино».

Мигель из «Радужно-бабочково-единорожная кошка» (Rainbow Butterfly Unicorn Kitty)

Анубис-подросток из расы анубисов (в сериале был и взрослый бог), будущий бог загробного мира. Собака породы чихуахуа, с египетским и мексиканским стилем. Друг Фелисити, радужно-бабочко-единорожной кошки (мифического существа, как и все персонажи сериала). Может призывать электрогитару и играя пускать молнии.

Произведения

  • Anubis: Dark Desire — эротический комикс, посвящённый эстетике Анубиса.
  • Anubis II — игра для PlayStation 2, Wii и Windows, в которой Анубис в стиле super deformed спасает Египет.
  • Shattered Myth — веб-комикс о трудном времени древних богов.
  • «Гримм» (3-й сезон, 15-я серия) — Анубисы — один из видов существ, которых в Древнем Египте считали богами. Согласно мифологии сериала, заживо мумифицированного Анубиса хоронили вместе с фараоном, чтобы фараон тоже мог стать богом.
  • «Утренняя чистка» — йифф-комикс, один из персонажей которого — самка-Анубис Найтшейд.
  • «Школа Монстров» — в мультсериале мумиям-фараонам прислуживают Анубисы.
  • «Мумия возвращается» — в фильме присутствует армия шакалоголовых воинов Анубиса.
  • Might and Magic VI: Mandate of Heaven — в пирамиде, которую героям предстит посетить по сюжету есть охранные киборги, срисованные с Анубиса.
  • Среди персонажей игры Sacred 2 есть киборг похожий на Анубиса — Страж Храма.

Это неполный список .

Примечания

Ссылки

  • Боги Египта furry и yiff — тема на форуме Yiff.ru
  • Бог древнего Египта Анубис

В этой статье есть часть материалов Википедии.

ВикиФур распространяет информацию на основании лицензии CC 3.0 SA. Список авторов доступен в истории правок.
Источник: Анубис

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *