Содержание
- Князь Владислав Сербский, дата памяти 7 октября
- Святая мученица Людмила Чешская
- Интересные моменты из истории семьи
- В чем заключалась главная заслуга Владислава перед Сербской православной церковью?
- Почему болгары отказывались возвращать мощи Саввы Первого Сербского?
- Как Владиславу удалось вернуть мощи? Чудесное вмешательство Господа
Князь Владислав Сербский, дата памяти 7 октября
Он был вторым сыном святого короля Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы Сербского. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.
Изначально святой Владислав правил совместно со своим братом Радославом. Но последний проявил недостойное поведение и вызвал недовольство у местной знати. Они и свергли Радослава. На престоле остался царствовать святой Владислав.
И хотя он царствовал с 1235 всего 7 лет, он начал строительство и роспись ныне действующего монастыря в Милешеве (Сербия), известного своими уникальными фресками.
Святой заботился о сохранении сербских земель, о преуспевании своего народа, отличался добротой и милосердием к больным, странникам и бедным. Он отыскал серебряные рудники, что значительно сказалось на благосостоянии державы.
Известен факт о том, что на монетах он подписывался: «раб Христов Владислав». Он изображался, как король, на голове – венец, в длинной одежде, с державой в правой руке.
Со временем он был вынужден уступить престол своему младшему брату Урошу Первому. Скончался святой Владислав после 1267 года. Его похоронили в Милешевском монастыре.
Святая мученица Людмила Чешская
Святой благоверный король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей. Он был вторым сыном св.Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы и внуком родоначальника этой династии сербских правителей – Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.
После блаженной кончины св.Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем благочестивым и «достойным всякой похвалы», но, со временем, по словам церковного писателя Феодосия, «стал покорен жене, от которой и был поврежден умом». Сербская знать была недовольна поведением своего короля, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав, так что «между братьями наступила вражда». Их родной дядя – архиепископ Савва – увещевал братьев жить в мире, но, поняв, что не в силах примирить их, сказал: «Если от Бога то, что вы делаете, да будет воля Господня».
Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он «был лишен той злонравной и лукавой жены», которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, свт.Савва «украсил Радослава ангельским иноческим чином», дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре, по благословению святителя, Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня – Белославе.
Благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде-архиепископу и пребывал с ним в мире и согласии. Когда свт.Савва принял решение оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил святителя изменить свое намерение, но не смог удержать его. В 1233 году свт.Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа своих учеников наследника – блаженного Арсения, мужа «во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди». Владислав со своими вельможами также прибыли на собор, где святитель преподал им наставления и заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года свт.Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи в святых местах.
Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Спустя год после кончины святителя его достойный наследник, архиепископ Арсений обратился к благочестивому Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы мощи свт.Саввы были перенесены в Сербию. «Нехорошо и неприлично перед Богом и перед людьми,– сказал святитель Арсений,– чтобы мы оставили отца нашего равноапостольного, дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами, и всеми установлениями и законами православия – чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле».
Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойнейших людей к своему тестю – царю Асеню, с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава, и выслушав посланника, болгарский царь весьма опечалился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но, так как оно покоится в церкви Божией, и ему воздаются такие же почести, как это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав «утруждает и святого». С этим болгарский правитель отправил посланцев обратно.
Владислав, не удовлетворившись полученным ответом, вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия, и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!».
Царь Асень был в недоумении, как ему поступить, думая, что, лишившись святого, лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом в этом деле. Все они единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава, потому что «вельможи и весь город сильно из-за этого негодуют». Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь, …сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.
Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам отправиться в Болгарию и, взяв с собой «множество своих благородных людей, епископов и игуменов», он послал перед собой гонцов, извещая Асеня о своем скором прибытии. С ними Владислав отправил и подарки для патриарха и царских советников.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.
В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.
Когда по призыву Асеня, его зять вместе с сербскими епископами и вельможами предстал перед ним, то царь готов был исполнить их усердную просьбу. Несколько опечаленный Асень обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святой гроб его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет унесен от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, сына своего, отпустить опечаленным. Итак, приими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости краль Владислав с епископами и своими благородными людьми «пал на землю и поклонился царю».
Потом, «приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из недр земли», Владислав повелел совершать службу святому, а сам со своими епископами «открыл могилу святого и увидел, что тела его не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми, и казалось, что он лежит и спит». Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у его могилы. По словам блаженного Феодосия, благоухание источало не только святое тело преподобного, но даже и дерево, и земля, в которых оно почивало.
Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться ко гробу, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. «Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые выпрямлялись, и глухим святой даровал слух». Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на царя Асеня за то, что он отдал мощи святого Владиславу. Услышав об этом, сербский правитель, из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.
Царь же в это время призвал Владислава на трапезу веселья и любви, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство – святого, ты, придя, получил и отправил его в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца, пускай и мы, молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!». Владислав осыпал щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – краля и всех бывших с ним, и так с любовью они расстались. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг вскоре мощей святого. По сообщению Феодосия, краль ликовал подобно «Давиду перед кивотом завета» и, идя впереди мощей, радостно восклицал:
«Возвеселится душа моя о Господе,
ибо Он облек меня в ризы спасения,
и одеждой веселия одел меня,
даровав мне господина моего,
святого моего отца и учителя,
заступника в молитвах моему отечеству
и почет наследия моего».
И еще:
«Вознесу Тя, Боже мой,
ибо Ты возвеличил на мне милость свою,
и ныне блажен я,
и ныне благоукрасился я,
выше царей земных возвеличился,
более людей обогатился.
Как велика милость Твоя ко мне, Господи,
Как, возлюбив меня, вознаградил,
Боже мой, милость моя!
Буди имя Твое благословенно во веки веков!»
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.
Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево, положили драгоценные мощи во честном гробе в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя благочестивый Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал свое милосердие на нищих.
Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.
После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня, положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные дворяне были не довольны близостью св.Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской властелы, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243 – 1276). Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление Зету и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более двадцати лет. Чем именно была недовольна властела – так и осталось в области различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной недовольства было сильное влияние соседней Болгарии. Однако понять и с достоверностью проследить все перипетии сербской истории не всегда представляется возможным, ввиду малого количества письменных источников, посвященных правлению св.Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол. У Владислава было два сына, Стефан и Деса, и дочь, имя которой не сохранилось. Известно только, что она была выдана замуж за князя Чуру Качича.
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
Кондак, глас 1.
С лики Ангельскими предстоя, блаженне княже Владиславе, наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, и оттуду Благодетельныя дары почерп чудес, всем притекающим верою под твою святыню источаеши цельбам дарование.
Тропарь, глас 4:
Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память
Источник:»Православный календарь».
Интересные моменты из истории семьи
Владислав Сербский – святой в своей семье не единственный. Его дядя Савва, основатель и первый архиепископ автокефальной Сербской церкви, был канонизирован в лике чудотворца, а жизнь прожил монахом. Мирское имя этого человека — Растко Неманич. Приняла постриг и также была причислена к лику святых и мать Саввы. Канонизировали ее под именем Анастасия.
Святого Савву Сербского нередко путают с другим архиепископом, являющимся выходцем из этой же семьи и носившим такое же имя. Один из сыновей основателя династии Неманичей Стефана Первовенчанного Предислав был церковнослужителем. Он дал монашеские обеты под именем Саввы. Был этот человек епископом в спасенном от венгерского нашествия Захумье. А позднее стал архиепископом Сербии, известным как Савва Второй.
На том, что жизнь семьи Неманичей оказалась тесно связана с православием и в этом роду был не единственный Владислав Сербский-святой, интересные факты не заканчиваются. Основатель династии, Стефан Первовенчанный, в конце жизненного пути тяжко болел. Связано с его здоровьем решение об уходе из мирской жизни или же нет, никому неизвестно. Но незадолго до смерти король дал монашеские обеты. Стефан был не только правителем, но и писателем-публицистом. Его литературные произведения, созданные в середине жизни, удивительным образом сочетают в себе детали юриспруденции, описания быта и духовную направленность.
Король основал монастырь Жича, в котором и дал монашеские обеты, приняв духовное имя Симеон. Он был тоже канонизирован и почитается Сербской церковью. В России же об этом человеке практически неизвестно. Также постриг принял спустя годы после потери престола и старший его сын, Радослав, ставший в монашестве Йованом.
Все члены семьи, в руках которой сосредоточилась в период раннего Средневековья как светская, так и духовная власть над страной, захоронены в монастыре Милешева, выстроенном при правлении Владислава.
В чем заключалась главная заслуга Владислава перед Сербской православной церковью?
Без сомнения, каждый правитель прошлого, независимо от того, в какой стране он занимал престол и в какой исторический период это происходило, имел заслуги перед церковью. Речь идет о закладке и постройке храмов, монастырей. Даровании экономических свобод или же особых полномочий представителям духовенства – настоятелям обителей или храмов.
Разумеется, святой Владислав Сербский, житие которого вне периода правления страной описано крайне скудно, не являлся исключением. При его пребывании у власти были основаны и выстроены прекрасные храмы и монастыри, которые и по сей день являются предметом национальной гордости сербов.
Однако основной заслугой правителя перед церковью и сербским народом считается возвращение на Родину мощей святого Саввы, умершего в Болгарии. Первый архиепископ независимой Сербской церкви и ее основатель скоропостижно скончался, будучи гостем болгарского царя Ивана Асена Второго, отца супруги Владислава. Случилось это в 1236 году. Архиепископ остановился при дворе правителя Болгарии во время возвращения домой из Святой Земли, куда он совершал паломничество. Савва был захоронен в храме Сорока Великомучеников, который и ныне стоит в Тырново.
Почему болгары отказывались возвращать мощи Саввы Первого Сербского?
Разумеется, знать и духовенство Сербии были недовольны тем, что прах отца-основателя их автокефальной церкви находится за пределами страны. К Ивану Асену Второму Владислав обращался неоднократно с письменными прошениями о возврате мощей Саввы на Родину. Однако болгарский царь неизменно отвечал на них вежливым, но твердым отказом. Конечно же, правителю Болгарии было не жаль вернуть кости Саввы его родным, причиной отказов являлось вовсе не «капризное настроение» царя.
Архиепископ Сербии был весьма почитаем на Балканах, пользовался известностью и уважением не только у себя на родине. С его мнением считались, и многие люди были уверены в святости этого человека еще при его жизни. Иными словами, вопрос стоял не о возвращении на родину праха обычного человека, а об обретении мощей святого. Имел важность и политический момент. Болгария в те времена являлась своеобразным «противовесом» Византии. Разумеется, для поддержания своих позиций и авторитета на международной арене страна нуждалась в собственных святых и их мощах, которым можно было бы поклониться.
Как Владиславу удалось вернуть мощи? Чудесное вмешательство Господа
Отчаявшись убедить своего тестя, Владислав Сербский, святой дядя которого покоился в болгарском храме, лично отправился с визитом в соседнее государство. На что рассчитывал правитель Сербии, по сей день остается загадкой. Владислав был весьма образованным и мудрым политиком и не мог не осознавать всей призрачности шансов на успех переговоров с царем Болгарии.
Действительно, переговоры с тестем словно бы застыли на одном месте. Король Сербии отправился к месту упокоения своего дяди и долго молился перед его мощами, каялся и слезно просил о содействии свыше в перенесении останков на родину, осиротевшую без своего святого покровителя.
И в эту ночь, во время моления Владислава, случилось чудо. К царю болгарскому во сне явился Ангел Господень и укорил его. Он же повелел вернуть мощи святого Саввы родным для упокоения в сербском монастыре.
Конечно же, противиться воле самого Господа было невозможно. Мощи святого дяди Владислава с огромными почестями доставили в монастырь Милешева, где они покоились до конца шестнадцатого столетия. В 1594 году знаменитый военный и государственный деятель Османской империи, Коджа Синан-паша, повелел вывести останки святого в Белград, где и предал их публичному сожжению на горе Врачар. После освобождения страны от турецкого владычества в этом месте выстроили храм в память о варварском уничтожении мощей старца.
Вмешательство свыше, чудо явления Ангела, повелевшего вернуть тело святого старца на родину, легло в основу сюжета знаменитой фрески, ставшей одним из символов страны, находящейся в соборном храме Вознесения Господня в монастыре Милешева.
И, конечно же, тот факт, что по молитве короля свершилось чудо и господь послал Ангела своего для помощи Владиславу в земных делах, стало одним из поводов для канонизации этого правителя.