Святые князья

В день Крещения Руси в Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне отмечается особый праздник – Собор всех святых русских государей.

Торжественное Всенощное бдение с Божественной литургией в этот день было совершено в храме равноапостольного князя Владимира, великой княгини Ольги и благоверного князя Александра Невского. Ранняя божественная Литургия была совершена в храме Всех святых русских государей, который именуется также «царским храмом».

Празднование Собора всех святых русских государей было установлено в обители в 2013 году по благословению игумена Русского монастыря на Афоне схиархимандрита Иеремии (Алехина).

Созданный в обители образ всех благоверных государей включает в себя представителей обеих династий – Рюриковичей и Романовых и насчитывает 150 правителей Руси. Каждый из них официально прославлен Церковью (Отечественной или Зарубежной). Среди них два царя: Феодр Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай II Александрович из династии Романовых; 40 великих князей и 91 – из удельных князей и княгинь дома Рюриковичей; 17 представителей дома Романовых. Многочисленность лика благоверных государей подразумевает и многообразие подвигов христианского благочестия, которыми каждый из них угодил Богу и снискал добрую память и благоговейное почитание соотечественников. Среди них есть равноапостольные святые, 52 мученика (37 из дома Рюриковичей и 15 из дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.

Память благоверных русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском монастыре на Афоне. Пока что – это единственный такой храм в мире.

Факт многочисленности этого лика святых, угодивших Богу не в монастыре или в пустынном уединении, но на самой опасной стезе, таящей множество соблазнов и опасностей для христианской нравственности, говорит о глубокой религиозности русской души, о распространении христианства не только на широте географических просторов, но и в глубине человеческих сердец, от простолюдина до князя и царя. Это явление можно назвать одним из феноменов «русской святости». Ни в одном другом народе не было явлено такого большого числа не просто выдающихся, но и благочестивых правителей. Во всех странах Европы к лику святых причислены всего около двух десятков королей, герцогов, графов и членов их семей. Причем девять из них прославлены еще до 1054 года и являются святыми Соборной Православной Церкви. Из пяти французских святых венценосных особ двое, преподобная Эмма и преподобный Феликс, являются потомками королевы Анны – дочери святого благоверного Ярослава Мудрого, Великого князя Киевского и сына святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси. Примечательно, что оба отпрыска русской крови прославились в аскетическом подвиге и, по сути, являются единственными преподобными среди святых западных венценосцев.

Глубокой ошибкой было бы считать, что Русская Православная Церковь канонизирует в своих святых князьях национальные и политические заслуги. Такой упрек в адрес Церкви нередко приходится слышать со стороны сторонников не православных идеологий. Будучи аполитичной, Церковь без всякого смущения причисляла к лику святых князей, являвшихся политическими противниками друг другу. Например, святые князья Андрей Боголюбский и его соперник Мстислав Великий, Михаил Тверской и Иоанн Калита. Из этих и подобных примеров важно сделать вывод, что Церковь не «канонизирует» какую-либо политику – ни новгородскую, ни московскую, ни тверскую, ни киевскую, ни иную другую.

Прославление святых государей – это не просто канонизация «политических деятелей» и вместе с ними – политических идей и программ. Князья и цари – это тоже члены Церкви; это миряне, промыслом Божиим поставленные на высоте социальной лестницы. Прославляя их, Церковь отнюдь не выходит за рамки самой себя и не склоняется угодливо перед властью, но прославляет своих же собственных членов, констатируя факт святости и богоугодности их жизни и смерти. Канонизация – это и есть свидетельство Церкви, что данная личность угодила Богу и прославлена Им Самим в памяти народной, а, нередко – и в чудесах.

За 2000-летнюю историю Церкви и собственную 1000-летнюю истории Русского Православия сформировались особые критерии святости государей.

Сопоставляя общие повторяющиеся черты, мы получаем устойчивый образ святого государя или идеал княжеской (царской) святости. В русском святом государе на первый взгляд может не быть ничего аскетического, но он обязательно должен быть полон мужественности, великодушия и ответственности за православную веру, отечество и народ.

Благочестие его выражается прежде всего в преданности Церкви, в усердии к молитве и богослужению, в строительстве храмов, уважении к духовенству и любви к монашескому чину. Одним словом, благоверный государь – это ктитор и покровитель Православной Церкви. Всегда отмечается его нищелюбие, заботы о слабых, сирых и вдовицах, то есть – широкое социальное служение. Таким образом, его общественный (а не только личный) подвиг является социальным выражением заповеди любви. Военные доблести благоверного государя представляются как наивысшее выражение подвига христианского самоотвержения «за други своя», но в более расширенной форме: за свой град, за Землю Русскую, за всех обиженных и обездоленных, за православных христиан, за веру во Христа. Венцом как мирных общественных трудов, так и воинских подвигов, является мученическая жертвенная смерть. В самоотречении до самопожертвования, в жертвенной любви, конечно, и заключается христианская идея княжеского служения. Даже не окончив свою жизнь мученически, в сердце своем, в решимости своей, он всегда готов к этой жертве. И именно преданность до самопожертвования своему долгу являлась главным фактором почитания государя. Герой-воин, строитель-государственник и хозяйственник, блюститель социальной справедливости и первый мирянин Церкви всегда готов стать страстотерпцем – высшим примером княжеской святости. В церковном и народном понимании призвание к государственному служению (по наследственной системе или выборной) – это отнюдь не допуск к привилегиям и роскоши, а призвание к служению и подвигу с максимальным самопожертвованием и максимальной ответственностью. В этом смысле смертный человек, призванный к такому служению, уже призван к стремлению быть «святым», не по наименованию, а по делам. Для образа благоверного государя немыслимы вероломство, коварство, ложь, измена, насилие. Наличие подобных качеств исключало возможность прославления даже почитаемых и уважаемых в народной памяти за те или иные заслуги государей.

Церковь чтит в лице благоверных государей, если угодно – пастырей, положивших душу свою за вверенную им паству, что не обязательно подразумевает кровный подвиг, но обязательно требует внутреннего решительного самоотвержения. Их политика может быть иногда ошибочной, их деятельность в национально-государственном смысле – не вполне удачной, но Церковь прославляет и «неудачников», оценивая не результаты, а намерения и жертвенную ревность служения. Примером таких «неудачников» в политическом смысле слова, можно назвать Тверских князей, собиравших Русь в преждевременное противостояние Орде. Однако Церковь чтит их страстотерпческий подвиг, личное мужество, христианское самопожертвование и мученический венец.

Совокупное почитание Собора всех святых русских государей является одним из важнейших факторов, не только сближающих, но и сплачивающих историческую Русь, ныне раздираемую на части. Русские князья, правившие каждый свои уделом, являются в то же время прозябением многоплодной Русской Земли. Будучи в подавляющем своем большинстве представителями одного рода, коллективно правившим Русью, они и поныне являются ее обладателями и блюстителями, а она, в свою очередь, – их законной и неотъемлемой отчиной. Издревле существовало в Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству. Каждый из них по отдельности является молитвенником за Русскую Землю. Вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси!

Так в 1240 году, перед Невской битвой, которая состоялась в день равноапостольного князя Владимира, произошло чудесное событие. На восходе солнца ижорский старейшина Филипп услышал шум и увидел шедший по морю насад. В нем стояли в червлёных одеждах, положив друг другу руки на плечи, святые благоверные страстотерпцы Борис и Глеб. Святой Борис сказал: «Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». В одном из повествований о чудесах благоверного князя Александра Невского рассказывается о чуде, совершившимся в ночь на 8 сентября 1380 года у его гробницы во Владимире: «… два старца честна изыдоста от святого блаженного Александра и глаголаста: «О господине Александре, возстани и ускори на помощь правнуку своему великому князю Димитрию…» И в тот же час святой великий князь Александр возта из гроба и со обемы старцема вскоре невидими быста». В 1571 году во время нашествия на Москву Девлет-Гирея инок Владимирского Рождественского монастыря Антоний, молясь ночью о победе воинства царя Иоанна Васильевича, видит юных всадников, святых Бориса и Глеба, которые входят в церковь и как бы «будят» лежащего во гробе святого князя Александра Невского: «Восстании, брат наш, да ускорим на помощь сроднику нашему царю Иоанну». Выйдя из собора, трое всадников мчатся в Успенский собор к сродникам своим, святым князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу. И вот уже все семеро, перенесясь через городскую стену, несутся в Ростов, чтобы поднять с собой царевича Ордынского Петра. Так собиралась небесная рать князей русских для обороны Святой Руси, на великую Молодинскую битву, отчасти забытую историей.

Русские благоверные князья и цари не только внесли какой-то вклад в нашу историю на определенном этапе ее развития. Они все до сих пор присутствуют в жизни нашего Отечества, потому что молятся за Русь, за всю Землю Русскую.

Каждый из святых государей был поставлен промыслом Божиим перед судьбоносным выбором. Каждый – перед своим: христианство или идолослужение; благочестие или нечестие; верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены; власть, богатство, слава – или монашеское послушание, кротость, бесчестие и безвестность. Удивительно, что выбор, сделанный каждым из них, повлиял на историческую судьбу всей Русской Земли, сформировал историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называем Святой Русью. Их личный подвиг создал образ благоверного государя, «доброго царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этот образ настолько устойчив, что задает критерии оценки деятельности всех последующих правителей Руси, от императоров – до президентов.

Верим, что создание и освящение в Русском монастыре на Святом Афоне первого в истории храма святых русских государей станет примером, которому последует создание подобных храмов в разных уголках исторической Святой Руси.

Дополнительно см.:

Смотри также

По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия. Потому и называются … Строительство данного комплекса началось в 1894 г. Работой ру­ководил настоятель афонского Ильинского скита (с 1887 г.) архиман­дрит Гавриил (1849–1901), который … 4 июля Церковь чтит память преподобного Максима Грека – афонского монаха, писателя, переводчика, филолога. Грек по происхождению, родившийся в состоятельной …В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре более 130 лет хранится нетленная и чудотворная десница святого праведного Иоанна Русского, нового Исповедника … Имя схимонаха Иннокентия (Сибирякова), известного русского миллионера и благотворителя, тесно связано с возрождением русского Свято-Андреевского скита на Афоне. Здесь он … При помощи своих двоюродных братьев, подвизавшихся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, он также вступает в переписку с прп. Силуаном …В Русской Православной Церкви есть особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». … 25 января (7 февраля н.ст.) 1893 года преставился русский афонский старец и подвижник иеросхимонах Евгений (Дурново), происходивший из знатного рода, … 8/21 января 1914 года на Святой Горе почил афонский старец, духовный сын известного старца Хаджи Георгия и сподвижник старца Стефана … 5/17 января 1884 года в Константинополе преставился известный афонский подвижник, бывший настоятель Афонского Свято-Ильинского скита иеросхимонах Гавриил (Чедаев). …

№11 (103) / 1 июня ‘99

Проповедь

В этой теме:

Проповедь

Прибегая к Царице Небесной

Проповедь

Обычай молиться перед едой

Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители Православной Руси — благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием. Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого Православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, принявший постриг с именем Алексия.

Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского — князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершали 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.

А младший сын святого Александра Невского, Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь монастырь в честь небесного покровителя своего — святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там — в центре Русской Православной Церкви, в официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — они и пребывают ныне на радость всем нам. Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой лавры — Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитровской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Но мало кто вспомнит, что супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершали 20 июня. А вот еще одно позабытое теми, кому недороги ни вера отеческая, ни история России, такое дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь Ростовского князя Дмитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271–1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.

Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 года. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».

В пределы Тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана — Агафье. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его — князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафья внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что Агафью отравили, и он вызвал князя Михаила в Орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе Тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить за други своя… Xудшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтырь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И как перед приездом в Орду, князь выбрал свою мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедовался и причастился Святых Xристовых Тайн. 22 ноября 1318 года — а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского — в Орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.

Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в Орде, о муже, о старшем сыне Дмитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329) Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилию басурман, сталкивающих русских для властвования и дани. И не только по ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих — крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом!

К сожалению, и ныне, когда совершаем мы память благоверной великой княгини Анны Кашинской, многострадальное Отечество наше расколото на многие части. Междоусобицы политические, расслоение экономическое, жестокость преступников и непонимание поколений грозят разрушить Россию. Как никогда нуждается наша Родина в тех, кто труды свои будет строить не на сиюминутной выгоде, не на противостоянии кому-либо, а на прочном фундаменте веры Отеческой, веры Православной. Кто бы ни был такой человек — простой труженик или правитель — да будут ему примером благочестивые предки наши — благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдшии». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!

Имена этих братьев, нареченных во святом крещении Роман и Давид, навсегда вошли и в русскую историю, и в церковное предание. Своей гибелью они исповедовали слова Евангелия о непротивлении злу. Борис и Глеб — первые святые, канонизированные Русской Церковью.

Как свидетельствуют исторические источники, святой равноапостольный князь Владимир имел двенадцать сыновей. Борис и Глеб — младшие из них. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии.

Князь Владимир горячо любил Бориса, выделяя его между сыновьями, и, возможно, видя в нем преемника на киевском столе. Это бы нарушило порядок наследования власти, ведь место отца после его смерти должен был занять старший сын Святополк, но последний уже пытался составить заговор против отца, за что был заключен в темницу, а затем посажен на княжение в Вышгороде, пригороде Киева.

Святой Борис еще при жизни родителя получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов; правда, битвы тогда не произошло. В это время князь Владимир умирает. Скорбная весть достигла Бориса, и войско предложило ему идти в Киев, чтобы занять престол. «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать теперь за отца!» — ответил Борис. Зная, что князь Борис остался с малым числом людей, Святополк подослал к нему убийц. Борис узнает об этом, но решает не оказывать сопротивление, а принять мученическую кончину. Тело князя было перевезено в Вышгород и положено в храме во имя святого Василия Великого.

Брат Бориса Глеб получил в удел Муром. Горожане-язычники, не желавшие иметь пришлого князя, поначалу отвергали его. Глеб выстроил себе двор и положил начало утверждению в Муроме христианской веры, поставив деревянную Спасскую церковь, — на этом месте был впоследствии устроен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Святополк присылает младшему брату письмо, извещая о болезни отца, и Глеб спешно едет в Киев. Он был уже под Смоленском, когда получил весть от брата Ярослава (позднее получившего прозвание Муд­рый) о том, что отец их умер, а брат Борис убит. Глеб вслед за братом-страстотерпцем отказывается следовать ветхозаветному «око за око» и гибнет от руки убийц, подосланных Святополком. Позднее Ярослав Мудрый найдет его тело и доставит в Выш­город, где оно будет покоиться рядом с князем Борисом.

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором, по православному вероучению, зиждется духовная жизнь человека и всякая разумная жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — писал преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не сподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Мощи святых Бориса и Глеба, прославившиеся многочисленными чудесами, были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородский храм, выстроенный и освященный в их честь, был разрушен.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Празднование Собора всех святых русских государей было установлено в обители в 2013 году по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским государям.

В Собор святых русских государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых. Среди них два царя – Феодор Иоаннович и Николай Александрович; 40 великих князей и 101 удельный; 17 представителей рода Романовых. Каждый из них официально прославлен тем или иным собором Русской Православной Церкви или Русской Православной Церкви Заграницей.
Собор святых русских государей разделяется по ликам: лик равноапостольных, лик великомучеников, мучеников, преподобномучеников, преподобных и благоверных. Память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре.
По словам русских святогорцев, почитание Собора святых русских государей особенно важно в наше время, поскольку большинство из них были членами одного, фактически, рода (ведь роды Рюриковечей и Романовых тесно переплетены друг с другом – связующим звеном между ними является благоверный царь Феодор Иоаннович, который по отцу был Рюрикович, а по матери – Романов). Будучи родственниками, все они коллективно правили Русской Землей. И поныне они являются ее блюстителями и предстателями.
В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. «Издревле существовало в Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству. Каждый из них по отдельности является молитвенником за Землю Русскую, вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси», — убеждены русские святогорцы.
В новосозданном на Святом Афоне Царском храме также поминаются на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении возносятся имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями русской святогорской обители.
И
Tags: Афон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *