Святые места иордании

Святые места Иордании. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Иордании.

Центр притяжения последователей сразу трех мировых религий — иудаизма, христианства и ислама, Святая Земля сегодня, как и тысячелетия тому назад, привлекает многочисленных паломников, желающих поклониться священным для них местам. Именно здесь находятся корни современной цивилизации — и в религиозном, и в историческом смысле. На жарких землях Ближнего Востока человек научился сеять зерно и собирать урожай, одомашнил животных, изобрел орудия труда, выплавил первый кусочек стекла и изобрел письменность. Наконец, именно здесь он задумался о смысле своего земного существования и уверовал — сначала в таинственные и непостижимые высшие силы, затем — в единого Бога. Пожалуй, нет на планете региона, более насыщенного религиозными, в первую очередь библейскими, памятниками: от места братоубийственного раздора Каина и Авеля в сирийской Сайднайе и строительства Ноева ковчега в израильском Яффо до множества мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, его распятием и воскресением, проповедями апостолов, житиями мучеников и святых.

Паломнические туры на Святую Землю дают верующим пищу для духа, возможность приобщиться к истокам нашей общей истории, отринуть суетное и погрузиться в вечное. Неудивительно, что такие религиозные путешествия приобретают в последнее время все большую популярность: в нашем вечно бегущем куда-то мире так важно сделать в какой-то момент паузу и обратиться к непреходящему. Еще одна отчетливая тенденция недавних лет — «омоложение» паломников и расширение их «социального среза»: в поездки отправляются и семьи с детьми, и юные пары, и люди старшего возраста, а разброс профессий при этом — от рядовых менеджеров до первых лиц крупных корпораций.

Итак, что же представляют собой сегодня религиозные туры по Святой Земле, какие варианты программ предлагаются и что нужно знать, отправляясь в паломническую поездку?

Отправляясь в паломническую поездку, важно помнить, что это совершенно особый вид путешествия, заметно отличающийся от привычного нам развлекательного туризма. Если коротко, на отдыхе — смотрят, в паломничестве — чувствуют.

Что такое Святая Земля

Святой Землей принято считать территорию на Ближнем Востоке, расположенную между Средиземным и Красным морями, окрестностями озера Кинерет, Мертвым морем и рекой Иордан. Смысл у этого названия самый прямой: здесь произошли значимые события, фактически заложившие основу для трех религий единобожия. Для христиан это земная родина Спасителя. Благовещение, Сретение Господне, Крещение Иисуса, его явление в Фаворском свете Преображения произошли тут. По этой земле пролегали пути Христа, здесь звучали его проповеди, совершены его великие чудеса, состоялась Тайная вечеря. В этих местах Спаситель был предан Иудой, претерпел страдания, прошел Крестным путем на Голгофу и был распят на кресте. Здесь произошло Воскресение Христово и вознесение Спасителя на Небеса, сошествие Святого Духа на апостолов, жизнь Матери Божьей и ее славное Успение.

Во времена пророков Святая Земля была единым пространством — древней Палестиной, не знавшей границ и визовых формальностей. Сегодня паломникам приходится пересекать границы нескольких государств: большая часть святых мест находится на территории Израиля (для посещения которого, как известно, виза россиянам больше не требуется), остальные достопримечательности распределены между Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном.

Разумеется, большое количество памятных мест, известных монастырей и храмов, усыпальниц святых и христианских реликвий находится и в других странах: чего стоит хотя бы греческий Афон, итальянский Бари или базилики Царьграда-Стамбула, города, из которого православие пришло на русскую землю. Однако «припасть к истокам» можно только в Палестине. Нужно отметить, что и на пограничных пунктах, и собственно в святых местах, независимо от того, на территории мусульманского или иудейского государства они находятся, к паломникам всегда особое, бережное и почтительное отношение — перед лицом вечного даже чугунно-бюрократические препоны теряют силу.

Ввиду огромного количества святынь и памятных мест посетить их все в ходе одной поездки, конечно, невозможно. Совершающие паломничество в первый раз в 99 % случаев выбирают посещение наиболее значимых в христианстве святых мест Израиля; святыни же Ливана и Сирии больше представляют интерес для «продвинутых» паломников. Иордания и Египет часто идут «в комплекте» с Израилем. Посещение здешних святых мест для паломников предельно упрощено, а ехать недалеко и удобно: до Синая можно быстро добраться на экскурсионном автобусе, а Иордания и вовсе видна с израильского берега реки Иордан.

Святые места

О святых местах Израиля уже сказано столько, что повторяться в рамках небольшой статьи было бы неразумно. Поэтому на сей раз мы решили сделать акцент на Иордании. Эта страна знаменита многими библейскими событиями: именно здесь жил и проповедовал Иоанн Креститель, возвещавший о скором приходе Иисуса Христа и рождении новой веры. Происходило это в местности под названием Вифания, известной по многим библейским, византийским и средневековым текстам. Сегодня здесь ведутся археологические раскопки, и найденные артефакты подтверждают богатейшую и древнюю историю этой земли. Кроме всего прочего, Вифания — одна из первых паломнических остановок ранних христиан, приходивших сюда на богомолье уже в 1-2 веках н. э. С этой местностью также связано библейское предание о том, как пророк Илия вознесся на колеснице в небо в сияющем вихре (гора, на которой произошло это событие, носит название Тель-Мар-Ильяс — «Холм пророка Илии»).

Гора Нево, или Небо — еще одно библейское место. Связана она сразу с несколькими событиями. Во-первых, именно отсюда, с продуваемого всеми ветрами холма, возвышающегося над Иерихонской долиной и Мертвым морем, Господь показал Моисею Землю обетованную, землю Ханаана, на которую ему так и не суждено было ступить. Во-вторых, на горе Нево пророк Иеремия по Божественному откровению скрыл Ковчег Завета, Скинию и кадильный жертвенник. Сегодня на вершине Нево паломники посещают базилику 5-6 веков, некоторые камни в кладке которой до сих пор сохранились от первоначального храма, воздвигнутого в увековечивание памяти Моисея. А перед базиликой стоит символический посох праотца — металлическая конструкция в форме креста, обвитого змеей. Одновременно это и напоминание о распятии Иисуса.

Местность Анджара знаменита церковью Богоматери на Горе. Это пещера, воссозданная на предполагаемом месте остановки Христа с матерью Марией на пути с берегов Галилейского моря в Иерусалим. На холме Мукавир некогда располагалась крепость Ирода Великого Антипы. В его укрепленном дворце на вершине был заточен, а затем обезглавлен Иоанн Креститель. Эти четыре святых места были включены Ватиканом в юбилейный паломнический маршрут 2000 года.

Благодаря большому количеству святынь паломнические программы на Святую Землю бывают самыми разными. Можно совершать паломничества туда несколько лет кряду — и так и не увидеть всех библейских мест.

Говоря о библейских местах Иордании, нельзя не упомянуть берега реки Иордан и, в частности, место, где был крещен Иисус Христос. Оговоримся сразу: это не иорданский «эксклюзив» — на противоположном берегу, на территории Израиля, тоже есть обустроенная купальня. По отзывам паломников, обстановка на иорданском берегу более теплая и непринужденная, на израильском — более строгая и официальная (что неудивительно, так как в этом случае для посещения купален требуется специальное разрешение). Спустившись к реке по каменным ступеням, можно погрузиться в воды Иордана на месте крещения Спасителя, или омыть лицо в купели для крещения младенцев.

В современном Умм-Кайсе, в древности носившем имя Гадара, Иисус исцелил бесноватого. Согласно этой библейской истории, изгнанные бесы вселились в стадо свиней, после чего те бросились с холма в озеро Кинерет и утонули. Руины базилики 5 века редкого архитектурного плана свидетельствуют о том, что это место почиталось как святое еще с византийских времен.

Столица Иордании, Амман, знаменита как место памятного поединка Давида и Голиафа. И сегодня там можно увидеть массивные укрепления, где Давид (предок Христа) обрек на смерть Урию, чтобы жениться на его вдове Вирсавии.

В Хирбат-аль-Вахадине паломники посещают место рождения пророка Илии, а в Эссалте — гробницу Иова и места захоронения сыновей Иакова — Гада и Асира. В Пелле Иаков боролся с Богом, принявшим обличье человека, после чего получил имя Израиль. Там же находится наиболее хорошо сохранившееся сооружение ветхозаветных времен — масштабный храм, относящийся по времени постройки к бронзовому или железному векам.

Юго-восточная часть Мертвого моря — место, где когда-то стояли, а потом были разрушены библейские города Содом и Гоморра, а также местность, связанная с жизнью праведника Лота. И хотя ослушавшаяся Бога жена Лота превратилась в соляной столп, сам праведник и две его дочери были спасены и укрылись в пещере близ города Сигор, современного Сафи. Позднее византийцы построили здесь церковь и монастырь во славу святого Лота.

Город Умм-ар-Расас упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Он знаменит своими мозаиками в византийском стиле, а также церковью Св. Стефана с замечательно сохранившимся мозаичным полом.

Предыдущая фотография 1/1Древняя ПетраПогружение в воды Иордана Вид из ущелья на дворец Эль-Хазна

Находясь в паломнической поездке по Иордании, непременно стоит посетить так называемую Царскую дорогу, являющуюся древнейшей в мире непрерывно функционирующей транспортной артерией. По этой дороге проходил Авраам, общий праотец иудеев, христиан и мусульман, направляясь из Месопотамии в Ханаан. Царская дорога упоминается и в более древнем предании из Книги Бытия, повествующем о том, как четыре царя с севера пошли войной на Содом, Гоморру и три других города долины.

Нельзя обойти стороной и знаменитую Мадабу — древнюю Медеву, неоднократно упоминающуюся в библейских повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Месы против Израиля. Кроме того, Мадаба известна и своими удивительными напольными мозаиками, наиболее выдающаяся из которых — мозаичная карта Иерусалима и Святой Земли 6 века н. э., которая сохранилась на полу православной церкви Св. Георгия. Эта древнейшая религиозная карта Святой Земли из тех, что в том или ином виде дошли до наших дней.

Столица набатейского царства, скальный город Петра, известна еще и тем, что в ее окрестностях, в долине Вади-Рам, по преданию, находится источник Моисея — то место, где пророк ударил жезлом по скале и из нее потекла вода. Кроме всего прочего, именно Петра почти наверняка была местом последней остановки перед Вифлеемом трех волхвов, которые несли ладан, золото и миро в дар младенцу Иисусу. А на горе Джебель-Харун, где похоронен брат Моисея Аарон, сегодня действует не только христианская церковь, которую посещают православные паломники, но и мусульманский мавзолей. Такое вот замечательное смешение религий!

Паломничество: что ожидать

Отправляясь в паломническую поездку, важно помнить, что это совершенно особый вид путешествия, заметно отличающийся от привычного нам развлекательного туризма. Если коротко, на отдыхе — смотрят, в паломничестве — чувствуют. Конечно, древние храмы, многие из которых представляют собой шедевры зодчества, богато украшенные базилики и соборы, величественные монастыри интересны и своей «житейской» красотой, но главное для верующих — ощущение Божьей благодати, пронизывающее эти места. Словом, стоит настроиться на поклонение святыням, молитву и богослужение, а не на восхищение человеческим гением, создавшим столь замечательные памятники (хотя этого, разумеется, никто не отменял). Кстати, вплоть до начала 20 века паломников в России называли поклонниками, что, пожалуй, более точно выражает суть религиозной поездки.

Кроме того, нужно быть готовым к «базовой» степени комфорта: гостиницы предлагаются в основном трехзвездочные, расселение обычно по 2-4 человека в комнате. В отдельных случаях можно доплатить за одноместное проживание, но это не столь распространено, как на отдыхе. Варианты питания — только завтраки (чаще) и полупансион (реже). Обедают паломники за свой счет. Также в личные траты входит заказ молитв за здравие и за упокой в святых местах — часто список имен рекомендуют составить дома и размножить в нескольких экземплярах, чтобы не тратить драгоценное время на маршруте.

Паломнические туры на Святую Землю дают верующим пищу для духа, возможность приобщиться к истокам нашей общей истории, отринуть суетное и погрузиться в вечное.

Собираясь в паломничество, нужно понимать, что темп передвижения по святым местам будет довольно высоким. Обычная продолжительность тура — 8 дней, в течение которых его участникам предстоит посетить массу святынь и памятных мест, которые хотят осмотреть и группы из других стран. Поэтому на маршруте ни в коем случае нельзя опаздывать, и для посещения каждого святого места отводится строго определенное время. Тем, кто желает прикоснуться к какой-либо конкретной, именно им важной святыне и провести у нее больше времени, лучше заказать индивидуальный тур.

Другие рекомендации паломникам — удобная обувь плюс запасная пара, достаточное количество немнущейся одежды (стирать и гладить в поездке будет некогда), подходящей для посещения святых мест — достаточно длинной и непрозрачной, а также базовый набор лекарств «на все случаи жизни».

Как выбрать паломнический тур

Благодаря большому количеству святынь паломнические программы на Святую Землю бывают самыми разными. Можно совершать паломничества туда несколько лет кряду — и так и не увидеть всех библейских мест. Условно программы туров можно разделить на маршруты «для начинающих» и «для продвинутых». В первые включены в основном святые места Израиля — там самая высокая «концентрация» духовных достопримечательностей, чего стоит хотя бы один Иерусалим. Уже побывавшие в таких турах обычно выбирают более «узкоспециализированные» маршруты: с посещением Синая, монастырей Ливана, храмов Алеппо и Хомса в Сирии. Святыни Иордании, как правило, включаются и в базовые, и в специальные маршруты. Кстати, они различаются еще и тем, что программы «для продвинутых» обычно рассчитаны на меньшее число паломников — так что прикоснуться к святыням можно в более спокойной обстановке.

Важно учитывать, что в даты религиозных праздников закономерно повышается спрос на паломнические поездки. С одной стороны, это великолепная возможность встретить Пасху или Рождество у истоков, с другой — столпотворения у святынь не избежать. Что лучше — личный выбор каждого паломника. Что касается стоимости паломнических туров на Святую Землю, то она колеблется от 30 до 50 тыс. рублей за маршруты, рассчитанные на 8-11 дней. Еще раз напомним, что в них паломников ждет базовый набор услуг и приемлемый — но не более того — уровень комфорта.

В финале — несколько слов об индивидуальном паломничестве, когда верующий отправляется в самостоятельную поездку по святым местам. Это имеет прямой смысл, если главная цель паломника — побывать у какой-либо «его» святыни (и, разумеется, если самостоятельные зарубежные поездки для него не внове). Если же задача путешествия — поклониться библейским местам Святой Земли «в общем», стоит ориентироваться на групповой тур. Во-первых, группу сопровождает профессиональный экскурсовод (как правило, с богословским образованием). Во-вторых, «житейские» аспекты тура — переезды, проживание, питание обеспечивают организаторы и, следовательно, ничто не отвлекает участников от приобщения к вечному. Ну и наконец, многие сходятся во мнении, что атмосфера в группе паломников царит особая: радость от поклонения Святым местам, Божья благодать, взаимная любовь и уважение.

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа: Греция (Афон), Италия
  • Россия: Дивеево, окрестности Санкт-Петербурга
  • Израиль: Иерусалим
  • Иордания
  • Ближний Восток (Сирия и Ливан)
  • Турция (по святым местам Византии)

Тонкости паломнических туров

  • История православного паломничества
  • География паломнических туров
  • Паломничество и религиозный туризм — сходства и отличия
  • FAQ о паломнических турах

Иордания лежит в самом сердце Святой Земли. Во время путешествия ваш путь пройдет через долины, равнины, холмы, горы и ручьи, чьи названия навсегда останутся в памяти человечества, благодаря деяниям и заветам пророков Мухаммеда, Авраама, Моисея, Лота, Аарона, Ильи, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Столица Иордании — Амман — столица современной Иордании , в истории он известен как Раббат-Аммон. Амман — может по праву называться «белым городом». Потому что большая часть зданий Аммана построены из белого известняка. Наравне с тем, что здесь еще не все умеют читать и писать, здесь много современных, из стекла и бетона зданий, которые соседствуют с древними мечетями. Это древний город, громадный, хаотичный, ориентироваться в нем — занятие непростое. Улицы запутанные, названия непонятные. Не стоит тратить на Амман много времени — достаточно беглого осмотра, например, стоит посетить Старый Город с тесными улочками, лавками, и рынком Сук Ал-Дахаб.

Город является крупным коммерческим и административным центром с большим количеством прекрасных отелей, ресторанов, картинных галерей и музеев.
Венцом города является Цитадель — холм с руинами храма Геркулеса, где расположен археологический музей, ряд экспонатов которого относится ко времени первых поселений в этом регионе, появившихся около 700 тысяч лет назад. У подножия Цитадели лежит римский амфитеатр, рассчитанный на 5 тысяч зрителей.
Чтобы получить более полное впечатление об этом городе, имеет смысл прогуляться пешком от крупнейшей мечети современного Аммана — Мечети Короля Абдаллы, до расположенного в пяти минутах ходьбы здания Иорданского Парламента, чрезвычайно напоминающего Израильский Кнессет. Представляет интерес Военно-Патриотический музей, выставка военной техники. Находится музей внутри огромного спортивного городка, включающего стадион, теннисные корты и многое другое в фешенебельном районе западного Аммана — Шмейсани.
Столица, названная Раббат-Аммон в 6ОО году до poждества Христова, сменила много названий, переходя из рук в руки от Лагидов к Селецидам. Она была перестроена Птолемеем II, который назвал ее Филадельфией, ставшей одним из десяти городов декаполиса. Позже Амман был перестроен римлянами, бурно развивался в течение всей эпохи Византии и стал важным процветающим городом на перекрестке караванных путей. Сейчас Амман — богатый город, раскинувшийся на Семи Холмах.
От греко-римской цивилизации здесь остались восхитительный амфитеатр в самом сердце старого квартала «Центра города» («Down Town») и развалины римского храма Геркулеса II века.
От христианской цивилизации эпохи Византии осталась Цитадель, соседствующая с помпезным дворцом Губернатора постройки начала эпохи Оммеядов (восьмой век новой эры). В Аммане также находится квартал восточных рынков (Сук), где бурлит жизнь, музей иорданского фольклора, в экспозиции которого находится интереснейшая коллекция о жизни кочевников, а также музей народных традиций, в котором представлены различные стороны жизни бывших бедуинов.
Амман часто называют «Белым городом» из-за необычной его белизны — результата использования в строительстве белого камня — известняка. Строительство ведется довольно быстро, а главное, трудно найти два одинаковых здания, поэтому новые районы Аммана, такие как Абдун, похожи на архитектурный музей под открытым небом. Дома в городе живописно расположились на склонах холмов. Первоначально их было семь. Сейчас же разросшийся город занимает не менее пятнадцати.
Иордания — уникальная и благословенная земля, упоминавшаяся в Ветхом и Новом Заветах. Земля, где появился Ислам. Названия ее исторических мест — Эдом, Моав, Аммон, Гилеад, Гад, Перея — составляют существенную часть библейского справочника географических названий.

Крупнейшие города: Акаба, Джераш, Амман
Джераш — город выстроен прямо на руинах римского города Гераса. Иногда его еще называют «Ближневосточными Помпеями» — из-за масштаба раскопок и хорошо сохранившихся руин — хотя вулканы в истории городка (да и вообще — страны) не сыграли решительно никакой роли. Долгие годы Гераса входила в знаменитую «группу десяти» — Декаполис — в компании с Дамаском, Филадельфией (нынешним Амманом) и другими античными городами. Расцвет городка пришелся на I век до нашей эры, когда рядом с ним пролегли важные торговые пути из Аравийского полуострова в Сирию и Средиземноморье. Позже Гераса превратилась в любимое место отдыха римского императора Адриана (в результате появилось множество достопримечательностей, названных в честь него, — например, Арка Адриана), а спустя еще несколько столетий обзавелась статусом христианского города под властью Византийской империи. Впереди Герасу ждала эпоха войн и разрушений, землетрясения и Крестовые походы едва не стерли ее с лица земли, однако нынешний Джераш сумел мастерски сохранить копилку уникальнейших древнеримских сооружений.

Аджлунский замок — один из наиболее сохранившихся образцов арабо-мусульманской средневековой военной архитектуры. Его отличительные черты — сухой ров, подъемный мост, ведущий к основному входу, хорошо укрепленные ворота с декоративными каменными голубями, массивная южная башня. Внутри замок представляет собой лабиринт сводчатых проходов, винтовых лестниц, пандусов, обеденных залов, конюшен, а также личных покоев управителя замка.
Изначально замок имел четыре башни с бойницами для лучников, и был окружен рвом шириной 16 и глубиной 15 метров. В 1215 году мамлюкский губернатор Айбак-ибн-Абдулла расширил замок, добавив еще одну башню на юго-восточном углу и соорудив мост, украшенный фигурками голубей, который можно увидеть и сегодня.
В Аджлуне также находится храм Аль-Хадир (св. Георгия). Среди других святых мест — место рождения пророка Илии в Листибе и церковь Илии пророка в Хирбет-Мар-Ильяс. Неподалеку находится гробница почитаемого сподвижника пророка Мухаммеда Икримы-ибн-Аби-Джахаля.
В окрестностях Аджлуна также расположено немало достойных к посещению мест. Например, потрясающей красоты заповедник, по которому проходят два туристских маршрута. Здесь можно остановиться на ночь прямо на территории заповедника, в домиках-шале.
В деревене Тубна стоит осмотреть мечеть Зейдани, зал собраний 1750 года, а также дворец «Ал’али Шрейда» — бывшая резиденция местного губернатора. Интересно древнее поселение в деревне Зубия, которое по сей день называют «монастырем» — здесь находятся руины византийской церкви. Кроме того, в этих местах сохранилось несколько домов и конюшен, возраст которых насчитывает несколько веков.

Петра
Древний город Петра является одним из сокровищ Иордании. Он находится в трех часах езды к северу от Акабы.
Петра — это наследство, оставшееся от Набатеев, отважных воинов и трудолюбивых каменотесов, которые обосновались на юге Иордании более 2 тыс. лет назад. Особенность Петры составляет его удивительное местоположение в самом сердце пустыни. Город расположен в горах, которые в зависимости от времени суток окрашиваются в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвет. Петра тянется вдоль долины реки Вади Араба, от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море. От главного входа посетители проходят через устрашающий «Сик», огромную трещину в песчанике, протяженность которого 3 км между отвесными скалами. Самый известный памятник Петры — Сокровищница, которая является завершением «Сика»; а вокруг — сотни зданий, фасадов, склепов, бань, траурных залов, храмов и, конечно, театр на 3 тыс. мест, построенный в 1-ом веке до н.э. Английский поэт и путешественник Дин Бургон описал Петру следующими словами: «поистине уникально это необыкновенное чудо, красно-розовый город моложе лишь самого времени». Однако Петра это не только набатейцы. Всего в 15 минутах езды от города расположены поселения каменного века в Бейде и Баете, руины городищ библейского народа эдомитов, обширные развалины крепости римских легионеров в Узрахе.

Мадаба — находится в 30 км. к югу от Аммана. В центре города до сих пор сохранились остатки дороги и городских сооружений. Расположенная здесь греческая христианская церковь св. Георгия в Мадабе знаменита вмонтированной в ее пол картой Ближнего Востока, созданной в период правления императора Юстиниана. На карте отображены города, реки, Мертвое и Средиземное моря. Город часто называют «городом мозаик» — их тут действительно множество. Можно посмотреть знаменитый археологический парк Мадабы с его руинами церквей, вилл и улиц.

Мемориал Моисея на горе Небо — именно тут по преданию был похоронен пророк Моисей. Отсюда, с вершины высокого холма, с которого просматривается Мертвое море, долина реки Иордан и Иерихон, он увидел земли, к которым вел свой народ 40 лет. От Аммана до Мадабы и горы Небо около 1 часа пути.

«Замки пустыни»
Так в Иордании называют остатки замков, крепостей, сторожевых башен, караван-сараев и укреплённых дворцов. Основное место среди них занимают замки крестоносцев и омейядские дворцы. Их можно посетить следуя в Акабу (курорт на Красном море) или в восточные районы страны. В Караке и Шобаке находятся 2 средневековых замка, построенных крестоносцами в XII в. Два других замка — Хабиса и Вуейра — находятся в Петре. К XII в. относится и Аджлунская крепость, служившая опорной базой Салах-Эддину ( Саладдину ) во время ведения кампании по изгнанию крестоносцев из Иордании и Палестины. Каср («дворец» по-арабски) Амра с его фресками, загадочный Каср Хараана, Каср Халлябат, Азракский замок из чёрного базальта и другие удивительные сооружения, мало известные широкой публике.

Карак, один из бастионов крестоносцев. Этот город привлекает немало туристов большим количеством хорошо сохранившихся османских построек 19 в. Но, конечно, его главная достопримечательность — это Каракский замок. Город построен на треугольном плато, на узком южном конце которого и построен замок (длина 220 м, ширина 125 м в северной части и 40 м в южной части). Замок является цитаделью города, расположен на высоте 1000 м над уровнем моря и окружен с трех сторон долиной. С крепостных стен Карака можно разглядеть Мертвое море, а у подножия в настоящее время проживает порядка 200 тыс. человек. После перехода к мусульманам Карак играл стратегическую роль в регионе в течение следующих двух столетий. В 1263 г. правитель мамелюков Бейбарс укрепил замок и построил на северо-западе дополнительную башню.
Перед тем как зайти в замок, стоит потратить пять минут на изучение карты, висящей у входа. Она поможет сориентироваться и даст полезную справку об истории этого места. Залы и коридоры, сохранившиеся лучше всего, находятся под землей. Как туда можно попасть подскажут сотрудники в кассе. При посещении замка и его подвалов, стоит прихватить карманный фонарь — в глубине встречается много тоннелей и проходов, в которых отсутствует освещение.

Крепость Шобак (ее второе название – Монреаль) – величественный памятник былой славы крестоносцев. Она была построена в 1115 году первым королем Иерусалимского королевства Балдуином I. Обосновавшись на тысячеметровой высоте (на высоком и вполне живописном холме), замок получил возможность контролировать проходящие мимо караваны и взимать с них богатую дань. Увы, уже через 75 лет после постройки крепость сдалась правителю аюбидов Саладину (Салах ад-Дин). Правда, взяли ее в результате двух лет осады лишь измором. После этого Шобак утратил свою значимость и стал постепенно разрушаться. Позже здесь еще успели похозяйничать мамлюки, перестраивая крепость на свой лад.Сегодня на территории замка можно увидеть старинную церковь и часовню. За крепостной стеной находятся 375 ступеней, ведущих внутрь холма к источнику с пресной водой. На каменных стенах сохранились затейливые арабские письмена – летопись замка Шобак. Крепость открыта для посещения в любое время суток, никаких экскурсий тут не проводится. Местонахождение – современный поселок Шобак в 190 км от Аммана, в 120 км от Карака и в 35 км от Петры (около часа езды).

Пелла (Табакит-Фахль) или, как ее здесь часто называет, «любимица археологов» невероятно богата древностями. Помимо развалин греко-римского периода, в частности, великолепного Одеона (театра), здесь можно найти следы энеолитического поселения, датируемого 4 тысячелетием до нашей эры, остатки укрепленных городов бронзового и железного веков, руины византийских церквей, а также жилой квартал, относящийся к раннеисламскому периоду.

Современный иорданский город Умм Кайс находится на месте древнего греко-римского города Гадара (или Антиохии), известного как место, где Иисус чудесным образом исцелил бесноватого. Сейчас от разрушенного землетрясением античного города остались руины византийской церкви VI века с восьмиугольными колоннами из базальта и черными резными саркофагами, подземный мавзолей, развалины двух амфитеатров, обрамленная колоннадами главная улица, две бани, нимфей (фонтан), форум и городские ворота. В городе работает археологический музей. В отреставрированном доме турецкого губернатора выставлены греческие статуи и христианские мозаики. С холмов Гадары открываются потрясающие виды на долину реки Иордан, Галилейское море и Голанские высоты.

Пещера Лота
История Лота в Библии неразрывно связана с историей печально известных Содома и Гоморры, испепелённых Господом около 4-х тысяч лет назад за царящий в них разврат, жестокость и распущенность нравов.
Лота, который жил праведной жизнью, его жену и двух дочерей Господь с помощью ангелов вывел из пылающего огнём Содома живыми и невредимыми, строго запретив им оглядываться назад.
Жена Лота, нарушившая запрет и оглянувшаяся на разрушающийся город, превратилась в соляной столп. Камень «жена Лота», напоминающий очертаниями человеческую фигуру, находится рядом с пещерой.
Пещера расположена на высоком холме, возвышающемся над Мёртвым морем, возле небольшого родникового источника. Согласно библейским текстам именно в этой пещере, обе дочери Лота зачали и родили детей от своего отца, предварительно напоив его до беспамятства.
Монастырский комплекс включает в себя действующий монастырь, жилые и служебные помещения для монахов и паломников, а также несколько гробниц. Также у подножия холма находится прекрасная византийская церковь с мозаичным полом.

Вади-Рам — удивительное место, неподвластное времени и нетронутое цивилизацией. Ветер и солнце в течение тысячелетий так сильно воздействовали на местный ландшафт, в результате чего здесь образовались уникальные скалы, арки, каньоны и колодцы. Здесь найдут себя и любители походов, и скалолазы и просто любители истории. Ведь некоторые наскальные рисунки на территории заповедника Вади-Рам насчитывает свыше четырех тысяч лет. А с июня 2011 года пустыня Вади-Рам включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.Сотрудники патруля пустыни Вади-Рам носят, пожалуй, самую колоритную униформу на всем Ближнем Востоке. Длинное одеяние «диш-даш» цвета хаки перехвачено ярко-красным патронташем, на поясе — кинжал, в руках — винтовка, на голове — традиционный красно-белый платок иорданских бедуинов (скуфия).

ДОЛИНА РЕКИ ИОРДАН И «БЕТАНИ (ВИФАНИЯ) ЗА ИОРДАНОМ»
В геологическом отношении долина реки Иордан представляет собой северную оконечность Восточно-Африканской Зоны Разломов. После опускания к Мертвому морю, эта долина достигла отметки 400 метров ниже уровня моря, что является самой нижней точкой на земной поверхности в масштабах всей планеты. Климат в долине — типично средиземноморский, с мягкой зимой и жарким летом. Благодаря своему уникальному геологическому положению, долина является настоящим естественным парником, существующим в режиме регулярной подпитки обогащенной минералами водой, непрерывно стекающей сюда со склонов так называемых вадис – выше расположенных по обеим сторонам долины равнин и плоскогорий. С незапамятных времен долина реки Иордан является одной из самых плодородных областей на всем Ближнем и Среднем Востоке. На щедрой земле этого региона взошло немало древнейших человеческих цивилизаций. Сегодня плодородие здешних почв поддерживается благодаря разветвленной системе ирригационных каналов и дамб. Человек благодарит природу за ее щедрость – и она возвращает ему эту благодарность сторицей: неслучайно на всем протяжении благословенной долины в глаза бросаются яркие краски безудержно цветущей жизни. В любое время года, и особенно весной, проезжающего по этим землям путешественника восхитят изумрудный блеск густых дружных всходов на пшеничных полях, радужные переливы фруктовых садов и сочная зелень овощных грядок.

«Вифания за Иорданом»
Долина реки Иордан имеет не только важное экономическое значение для своего региона; это место исполнено также глубочайшего духовного смысла для съезжающихся сюда со всего света религиозных паломников. Земли напротив Иерихона уже две тысячи лет назад были прославлены как земли, где состоялось крещение Иисуса Христа. Потрясающие археологические находки, сделанные в 1996 году в ходе раскопок между рекой Иордан и Тель ель-Харраром, подтвердили, что именно эта область именовалась в Библии «Вифанией за Иорданом» и что именно здесь состоялась встреча Христа с жившим в этой местности Иоанном Предтечей, который и крестил Его. Тель ель-Харрар имеет и другое арабское название: Тель Мар Элиас, то есть Гора Святого Илии – место, откуда Илья Пророк был живым восхищен на Небо. На Горе Святого Илии, ставшей одной из центральных достопримечательностей Священной Земли Крещения, сохранились руины древнего монастыря, в состав которого входили несколько византийских церквей, большая крещенская купель и хорошо отлаженная водосборная и водосберегающая система.
Находки, относящиеся к началу первого века нашей эры, неопровержимо свидетельствуют о том, что во время жизни Иисуса и Иоанна Крестителя эти земли были обитаемы и достаточно плотно заселены. Некоторые здешние находки являются уникальными в полном смысле слова. Так, чудом сохранившиеся в этих местах до сегодняшнего дня постройка третьего века нашей эры идентифицируется специалистами как «молельный дом» первых христиан, и если трактовка ученых верна, обнаруженная ими постройка является храмом, или предтечей храма, во всем мире. Также благодаря изучению местоположения и анализу многочисленных письменных свидетельств христианских паломников установлено, что находящаяся на одном из склонов Горы Святого Илии пещера и является той самой пещерой, в которой жил и рядом с которой проповедовал и крестил всех приходящих к нему уверовавших людей Иоанн Предтеча. В ходе недавних раскопок были обнаружены руины церкви, выстроенной вокруг и частично над пещерой, и остатки канала, проведенного когда-то прямо в пещеру. Все эти находки теперь открыты для приезжающих на Святую Землю многочисленных паломников. Ближе к реке Иордан обнаружены еще четыре византийских церкви и большие купели с внешней (открытой) водопроводной системой. Эти объекты упоминаются в письменных свидетельствах многих православных паломников, также связывающих их с обрядом Крещения Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *