Святые места Владимирской области

Новость по теме Улицу в Киржачском районе назвали в честь Сергия Радонежского

Россия славится святыми отцами, которые слушают и слышат наши просьбы и мольбы. И наша Владимирская земля богата на святые места и мощи преподобных. Почти в каждом городе можно обратиться с молитвой к «местному» святому. Вот лишь некоторые святые, которым можно поклониться на своей малой родине.

Владимир

— В Успенском соборе находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

— Святые мощи священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, почивают в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире на ул.Б.Московской, 68.

Суздаль

— Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

— Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской. А в Суздальском женском монастыре — святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру — великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Муром

— Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском соборе города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

Новость по теме Ко дню Владимирских святых написана Икона новомучеников и исповедников Владимирских

— Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании — подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

— Святые мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Александров

— Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино — недалеко от Александрова — в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Новость по теме В Коврове облили фекалиями надвратную икону

Киржач

— Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, — в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Юрьев-Польский

— Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме — мощи благоверного князя Гавриила.

Мироточивые иконы

Новость по теме Владыка Евлогий: «Митрополия не рассекает епархию, а укрепляет ее»

Есть на Владимирщине и мироточивые иконы: одна из них — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

Святые источники

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире — святой источник Казанской Божией Матери (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения представила новый проект. На ней обозначены все святые источники Владимирской области. По словам создателей, это лишь часть проекта.
ЕЛЕНА ДОВЛАТОВА, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ: «Уже сегодня эта карта размещена в газете, которая раздаётся в почтовые ящики. Мы постараемся публиковать это в периодической печати. И тех средствах массовой информации, которые захотят это публиковать. Чтобы жители области имели возможность познакомиться со всеми родниками Владимирской области».
Карта — это только начало, — говорит Елена Довлатова. Уже есть макет указателя на дороге — к источнику Александра Невского в Чамерево. В планах — сделать указатели ко всем остальным объектам. В этом помогут спонсоры. Ещё один шаг — обратная связь с жителями. Будет разработан сайт о святых источниках и простых родниках региона. Где можно будет сообщить о ещё неуказанных точках. Это поможет и в привлечении туристов. О каждом источнике будет дана интересная информационная справка. Вообще же в ассоциации ставят цель и мониторинга состояния источников. Чтобы вода в них была по-настоящему «живой» и чистой.

Есть на земле места, к которым не зарастают тропы паломников со всего мира. Одни их называют «местами силы», другие — «мистическими центрами», третьи — «зонами просветления». После посещения таких мест, говорят, человек заряжается положительной энергией и более оптимистично смотрит на мир. А многие и вовсе избавляются от различных хворей, сглазов и прочих напастей. Принято считать, что за просветлением и Божией благодатью надо ехать за тридевять земель. Одни летят в Иерусалим или Вифлеем, другие лезут в Гималаи или на Афон, третьи добираются до чилийского острова Пасхи или японского вулкана Фудзи…

Что же делать тем, кто не может и не хочет поклоняться чужим святыням и искать пророков на чужбине? Ответ на этот вопрос дает эссеист Олег Давыдов, который в свободное от публицистики время занимается составлением мистической карты нашей страны. На практике подтверждая слова афонских монахов: «Землю и небо связывает множество столбов света». Оказывается, таких «столбов света» немало на Среднерусской возвышенности, и, как ни странно, до некоторых «мест силы» можно добраться из Москвы всего за пару часов.

«Монастыри всегда строились на сильных местах, они — зримые знаки пространств, о которых в старину говорили: свято место пусто не бывает, — пишет Олег Давыдов на своем сайте http://www.peremeny.ru/column/uinfo/Oleg/. — Но, даже если место силы временно пустует, его можно найти».

Собирая мифы и легенды, он колесит по стране, и сейчас в его коллекции уже 111 таких мест. Мы решили проехаться по его следам. Заправили джип, взяли карты и спутниковый навигатор, чтобы читатели «КП», которые пойдут за нами, не блуждали по Руси-матушке в поисках «мест силы», а сразу же попадали в нужную точку во времени и пространстве.

Свято-Боголюбовский монастырь

(N56o 11.776,)(E040o 32.113,)

Его и искать-то не надо. Всего 10 километров от Владимира по трассе на Нижний Новгород — и вот он, белокаменный красавец практически нависает над дорогой. Мы даже слегка разочаровываемся: насколько же доступен центр мистической силы. С сомнением проходим в ворота. Чистенький ухоженный монастырь. По центру — огромный Боголюбский собор, вокруг — корпуса с монашескими кельями. Вроде ничего необычного. Хотя…

Обходим собор и попадаем на маленькую площадь перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы, пристроенным к чему-то совсем не свойственному средней Руси. Церквушка в византийском стиле заметно выбивается из всего архитектурного пейзажа. Мы стоим у часовенки, возведенной над святым источником, и не можем двинуться с места, как будто держит какая-то сила. В этой чудом уцелевшей церкви XII века находились палаты святого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Здесь он и принял свою мученическую смерть. А на месте часовни, где мы встали как вкопанные, когда-то произошло великое чудо, послужившее причиной начала строительства обители именно на этом месте.

В середине XII века Андрей Боголюбский княжил в Вышгороде, что недалеко от Киева. Но душа его тянулась на Родину, во Владимир. А в то время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная, по легендам, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Однако с ликом происходило что-то странное. Икона несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе лицом к выходу. Князь Андрей воспринял это как знак и, взяв с собой эту икону, отправился в Ростов, не спросив даже разрешения отца, который в ту пору был князем киевским.

Однако по дороге, недалеко от Владимира, кони, которые везли икону, вдруг встали намертво. И ничто не могло их заставить сдвинуться с места. Андрей разбил лагерь и всю ночь молился перед чудотворной иконой.

— К утру перед ним в неизречимом сиянии предстала сама Пречистая Богородица, — рассказали нам послушницы монастыря. — И сказала: «Не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но во Владимире постави его: на сем месте во имя моего рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави».

Мы стоим на том самом месте, пораженные необъяснимой энергетикой, что те кони князя Андрея. По спине катятся непонятные умиротворяющие волны, хотя холодно, сыро и с неба льет без остановки, а солнца не было с лета. Все, что осталось за воротами обители, кажется совсем неважным, когда стоишь под стенами, возведенными мастерами самого Фридриха Великого. Князь Андрей специально выписал их из далекой заграницы. За столетия своей истории монастырь знал много чудес и знамений. Местные жители рассказывают об исцелении в конце XIX века пятилетнего Ивана Федорова, лишенного возможности ходить из-за недуга. А уже в прошлом столетии, вскоре после возрождения обители после Гражданской войны, в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной фрески с изображением Иисуса Христа, проступили контуры лика Николая II…

— Возьмите эту иконку, — протянула монашка образ корреспонденту «КП», когда мы уже собирались уходить. — Она убережет от внезапной смерти.

Мы переглянулись — послушница мистическим образом угадала внутренний страх одного из нас, страх скоропостижной смерти. А еще, не только нами замечено, в Боголюбове причудливо искажается время — тянется словно резина. Внутренние часы отсчитали несколько минут, а в реальности прошли секунды.

Вослед летящей иконе

(N56o 30.181,)(E038o 42.708,)

В подобных путешествиях нет ничего случайного, и дорога в Свято-Лукиановскую пустынь стала для нас и нашей машины тяжким испытанием. Почти тридцать километров непролазной грязи, которая заляпала даже крышу… Солнце стремительно садилось за край болота, и мысли у нас были только одни: если застрянем здесь, то все — до утра. Какое же было наше удивление, когда мы узнали, что к уединенной Лукиановской пустыни от города Александров Владимирской области идет совершенно шикарная асфальтовая дорога. А болото, которое нам удалось благополучно пересечь, в народе зовется Богородицким. Именно по нему когда-то «блуждала» икона Богородицы, а люди шли за чудотворным образом следом, возводя для него храмы.

В последнем пристанище иконы — мужском монастыре — нас встретил огромный монах, как будто сошедший со страниц летописей: богатырская стать, русая борода, голос, от которого могут звенеть стекла… Брат Назарий нашел для нас несколько минут, чтобы рассказать историю пустыни. Удивительно было слышать ее из уст человека, который связал с «местом силы» свою жизнь.

Первым пристанищем чудотворной иконы была маленькая деревянная церковь в ныне несуществующей деревне Игнатьево. Образ исчез из храма чуть ли не наутро после освящения постройки. Искали образ несколько лет, но безуспешно. Обнаружил его некий пастух по имени Марк. По его словам, икона парила в воздухе над пологим косогором, спускавшимся к болоту. Икону вернули в храм, но спустя какое-то время она опять исчезла. Образ опять нашли на том же месте, и потрясенный игнатьевский батюшка обратился к Патриарху Иову с просьбой о перенесении церкви вслед за иконой. Патриарх разрешил, создав тем самым уникальный прецедент в мистической истории православия и подтвердил своим духовным решением силу этого места…

И в нашем веке эти края не назвать многолюдными, а уж какая жизнь была здесь в позднем Средневековье, и представить страшно. Монастырь не случайно отгородился от окрестных болот почти что крепостной стеной. Внутри пустыни чувствуешь себя цельным и невозмутимым, но стоит выйти за ворота, тебя сразу же начинает «потряхивать» от какого-то беспокойства, в голову лезут старые несделанные дела, позабытые обиды и скорби. Обычное дело, когда выходишь из «столба света» в суетный мир, пересекаешь границу «места силы».

— В 1640 году, — рассказывает брат Назарий, — сюда пришел будущий Лукиан, имя это он получит позже, при пострижении в монахи, и это же имя впоследствии дадут пустыни. Первый насельник этого места был вымоленным у Бога. Его бесплодные родители дали обет постричься в монахи после рождения ребенка. И обет свой соблюли.

На «месте силы», на холме над болотом, стояла перенесенная полуразрушенная церковь без крыши. Но чудотворная икона была цела — время и непогода почему-то не тронули образ. И мальчик, «вымоленный у Бога», остался возле иконы. Вскоре к нему пришел из Вологды иеромонах Феодосий — во сне Богородица отправила его чинить крышу у разрушающейся церкви. Потом пришел пастух Марк, нашедший некогда парящий образ, и тоже принял постриг. Так на «месте силы» сложилось «духовное воинство», которому пришлось претерпеть тяжкие испытания.

— По навету Лукиан был сослан в Чудовский монастырь, который располагался… на территории Кремля. Причудливо ссылали раньше, — смеется брат Назарий. — Из наших болот да в Москву! А монах Марк принял мученическую смерть от разбойников, он умер на руках Лукиана, вернувшегося из своей столичной ссылки.

В Кремле Лукиан прославился трудовыми подвигами, праведной жизнью и получил благословение от Патриарха — строить монастырь на «месте силы». Обитель просуществовала три века и в конце 20-х годов была разорена советской властью. В 1927 году икону поместили в краеведческий музей, но, когда верующие попросили передать образ в Христорождественский храм города Александров, икона пропала бесследно. В 1991 году Лукиановскую пустынь начали возрождать:

— Мы ждем, что образ рядом и он вернется, — совершенно серьезно сказал нам брат Назарий.

На лице его не было ни тени улыбки. В таком месте и такими вещами не шутят.

Русский инь — ян: Ярилина плешь и Синь-камень

(N56o 47.040,)(E038o 49.652,)

Вообще-то нынешнее ее географическое название — Александрова гора. До города Переяславля рукой подать. На протяжении веков православная церковь нещадно боролась с языческими корнями этого мистического «места силы». Однако к нему до сих пор едут поклониться из всех близлежащих областей. Это мы поняли по номерам машин, запаркованных под единственным «лысым» холмом в округе. Неожиданно легко забираемся на него по протоптанной дороге. С вершины Ярилиной плеши, на которой теперь установлен православный крест, открывается фантастический вид на красивейшее Плещеево озеро. Когда-то именно на этом месте лежал огромный синий валун. Его происхождение можно объяснить только сходом ледника — ландшафт вокруг не предусматривает каменистой почвы. Низкую облачность вдруг растягивает, и столбы солнца, как специально, начинают блуждать по окрестностям. Ярило увидел на своем святилище посетителей? По словам местных жителей, летом в округе буйное разнотравье, но плешь почему-то всегда остается плешью.

Естественно, что вокруг холма и каменюки в древние времена был создан культ. Даже сейчас можно четко видеть ямы и ритуальные рвы для костров, выкопанные нашими далекими предками. По поверьям, Синь-камень исцеляет от всевозможных болезней, но главное — повышает мужскую силу и избавляет женщин от бесплодия, а также исполняет желания. Нам же камень показался «темным» и «недобрым» объектом. Мы уже знали, что к Синь-камню не стоит даже приближаться, если ты болен или с похмелья. Камень заберет остатки сил, а может жестоко наказать. Исследователь Олег Давыдов на Синь-камне уснул и расплатился за это страшным солнечным ожогом, хотя, по его словам, было пасмурно и прохладно. Как в подтверждение мы обнаружили в окрестностях камня десятки зловещих объявлений, размытых осенними дождями: «Помогите! Пропал человек!» С трудом, но разобрали письмена на раскисшей бумаге. В августе некий мужчина из Москвы приезжал в эти места и бесследно исчез. Лишь на обочине дороги, напротив камня, спустя неделю нашли его пыльную и запертую машину.

Возможно, некогда светлый Синь-камень страшно обиделся на людей: когда на Руси укрепилось православие, народ не пожелал забыть каменное божество. Как ни стращала церковь, как ни пугала, ничего не действовало на «дремучих людишек». И надумали священнослужители избавиться от камня. Да куда ж его, окаянного, деть? Взяли да сбросили с горы. Однако паломникам это только упростило задачу. Теперь они приходили к подножию Ярилиной плеши. В начале XVIII века по приказу царя Василия Шуйского рядом с валуном вырыли яму, свалили его туда и закопали. Но через несколько лет рыбаки снова обнаружили камень у подножия в прежнем виде. В 1788-м от камня практически избавились. Было решено положить его в фундамент будущей колокольни. «Божество» зимой погрузили на сани и потащили по льду Плещеева озера. Лед треснул, и камень опустился на пятиметровую глубину. Священнослужители облегченно вздохнули. Однако уже на следующий год местные рыбаки заметили, что камень все ближе и ближе к берегу. Через 30 с небольшим лет валун каким-то образом «выполз» на берег.

Мы стоим возле Синь-камня и смотрим на его «след», уходящий в озеро. Точнее, выходящий из озера! Камень двигается вспять, к Ярилиной плеши, на свое законное место. Деревья и кусты вокруг увиты многими тысячами ленточек, платков и даже галстуков — подношения Синь-камню. Глядя на это разноцветное великолепие, чувствуешь себя причастным к древнему культу, который жив и здоров даже в наш циничный атомный век. Присев на Синь-камень, мы загадали по желанию. Одно уже сбылось.

Места силы России: исцеляют и исполняют желания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *