Святые о воспитании детей

Как воспитать ребёнка в добродетели

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Преподобный Макарий Оптинский

В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать, переведи речь на его собственные проступки.

Святитель Иоанн Златоуст

Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда.

Старец Порфирий (Баирактарис)

Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

Старец Паисий Святогорец

Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях.

Старец Иероним (Апостолидис)

С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребёнок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим её, иначе же он её порвёт. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведём его, куда пожелаем.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Мы должны помогать нашим детям до определённого момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел Хранитель рядом.

Старец Паисий Святогорец

Нужно ли наказывать

Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы были исправными и добрыми. Хотя они ныне, пока молоды, и испытывают боль телесную (при наказании), но зато потом тебе не придётся испытывать о них боль сердечную… Однако умеренность во всём похвальна.

Святитель Тихон Задонский

Раны промываются вином, излечиваются маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.

Святитель Амвросий Медиоланский

При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его – пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Почему у нас «чужие» дети

Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей.

Старец Паисий Святогорец

Детей отчуждение – дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?

Святитель Феофан Затворник

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже не радят о детях с их душою.

Святитель Иоанн Златоуст

Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами – диавола. С диаволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми.

Старец Порфирий (Баирактарис)

Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребёнка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть, – похожим на них.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Как научить ребёнка молиться

Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума пред Богом.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Цитаты и высказывания известных людей о духовно-нравственном воспитании.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»

В.Белинский

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

В.Сухомлинский

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Д.Медведев

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

К.Ушинский

Вот слова Отцов Церкви на эту тему:

Александрия в Египте служила центром знаний в четвертом веке до нашей эры. Знаменитая библиотека Александрии привлекала многих ученых, и естественно, что этот город был одним из наиболее подходящих мест для расположения лучших школ. Филон, греческий еврей, живший в Александрии, уже написал много работ, демонстрирующих единство греческой философии и иудаизма (Великая традиция, 154). Позднее отцы церкви прибегали к аналогичным аргументам, чтобы связать греческую философию и христианство. Климент Александрийский (ок. 150-215 г. нашей эры) продолжил развитие этой темы, демонстрируя, что изучение греческой философии было полезно для христиан. Он определял философию как «подготовительную науку для христианства», которая приведет человека к созерцанию мудрости и подготовит его сердце для принятия Христа (169). Климент также пришел к выводу, что философия готовила ум к точности в обсуждении вопросов веры и, таким образом, помогала предохранять христиан от заблуждений под влиянием ложных учений.

Ориген (ок. 185-254 г. нашей эры), изучавший как Писание, так и в греческую литературу, сравнивал классическое христианское образование с израильтянами, ограбившими Египет перед Исходом. В своем сравнении Ориген отметил, что золото и серебро египтян-язычников применялось для изготовления священных сосудов, используемых в Скинии (178). Делая вывод из этого сравнения, он призывал учеников использовать сокровища греческих философов и поэтов для укрепления священной веры христианства.

Св. Василий Великий (ок. 329 – 379 г. нашей эры), епископ Кесарии, считал изучение древних писателей, поэтов и ораторов подготовительными занятиями для глубокого изучения Священного Писания. Он уподоблял мышление спортивным упражнениям. Святитель Василий утверждал, что осознанное изучение мудрости древних веков посредством анализа философии и аргументов, наряду с принятием истинного и отвержением ложного, готовило христианина к тому, чтобы стать твердым защитником веры. Другими словами, если христиане должны воздействовать на мир вокруг них, они должны тщательно подготовиться к этой задаче. Вселенские святители и православные учителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст получили отличное домашнее образование, а матери первых двух прославлены в лике святых (святые Эмилия и Нонна).

Святой Иероним (ок. 347- 420 г. нашей эры), переводчик Библии на латинский язык, был известен своей борьбой с любовью к светской литературе. Он доказал, что апостол Павел цитировал строки из греческих поэтов для того, чтобы убедить греков в истинности Христа. При этом Павел демонстрировал, что «он научился у праведного Давида, как вырвать меч противника из его рук и его собственным клинком отрезать голову самоуверенному Голиафу» (209). Снова и снова эти отцы Церкви доказывали, как светское обучение вполне может использоваться в служении Христу. Современник Иеронима, Блаженный Августин (ок. 354 – 430 г. нашей эры), также получил хорошее классическое образование до обращения в христианство и служения Церкви. В своей знаменитой работе «Исповедь» Августин утверждал, что чтение Цицерона обратило его сердце к мудрости Божьей (220). Ключевую роль в его жизни сыграла его мать Св. Моника, которая дала ему дома блестящее образование и весьма почитается до сих пор у западных христиан.

В Афинском университете святой Василий учился так, что ему не было равных – он не был средним, серым, незаметным студентом, учившимся «от и до», о его знаниях ходила настоящая слава: «”Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому”. Он был филологом, оратором, философом и диалектиком. «Легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда он находил сие нужным”. Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставляли его изучить врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, «это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы”» (Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий).

Впоследствии святитель Василий ответит на такой насущный для многих и сегодня вопрос – нужно ли христианину читать языческих авторов, и какой в этом смысл. «Займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.» (Святитель Василий Великий. Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).

Иоанн Златоуст: Каждый из вас — отцов и матерей — подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают ее красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотесы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у нас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование — чтобы его умножить, какой недостаток — чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных. Лучше всего, прежде чем он успеет изведать этого, приучи его быть трезвым, побеждать сон, бодрствовать на молитве, все слова и дела свои отмечать знаком Креста.

Серафим Роуз:
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего.
Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.
В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.
Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

Свт Иоанн Златоуст
Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями.

Цит. по: Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. Перевод с древнегреческого: А Десницкого. — М. Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке. 2009 г. С. 53-54
Египетские сокровища.
Так Моисей выводит народ из Египта. И всякий, кто идет по стопам Моисея, таким же образом освобождает от египетской тирании всех, кто его послушается. Полагаю, что тем, кто следует за вождем к добродетели, не стоит отказываться от египетского богатства и лишаться сокровищ иноплеменников. Они должны получить будто бы в долг все, чем владел прежде противник, как это и повелел сделать народу Моисей (Исх. 12: 35-36). Пусть никто не принимает поверхностного толкования, будто бы законодатель приказывает грабить состоятельных людей и учит несправедливости. Мнение, что таковы предписания законодателя, не соответствуют действительности, если посмотреть на его последующие законы, в которых от первого до последнего слова запрещается несправедливость по отношению к ближнему, — хотя и может показаться разумным объяснение, что с помощью этой уловки израильтяне получили с египтян плату за труды. (Такое толкование можно найти, например, у Филона Александрийского «Жизнь Моисея», 1.25.141, Климента Александрийского «Строматы», 1.23.157 или Иринея Лионского «Против ересей», 4.46). Но и такое толкование никак не избавляет повеление Моисея от обвинения во лжи и обмане. Ведь когда один человек взял у другого вещь в долг и не вернул, то, если эта вещь ему не принадлежит, он совершил кражу; но если даже он завладел тем, что ему причитается то заслужил имя лжеца, поскольку обманул надежду владельца на дальнейшее пользование этой вещью.
Итак, возвышенное понимание подходит здесь больше приземленного. Тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни, таким образом предписывается запастись богатствами языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию (нравственная философия – этика; естественная философия – естественные науки – физика, биология и т.д.), геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви, наставник в добродетели повелевает перенять будто бы в долг у тех, кто обогатился всем этим в Египте. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божиего таинства словесным убранством. Те, кто приобрел это богатство, приносят его Моисею, когда он начинает работу над скинией свидетельства (Исх. 35:21-29). Каждый делает свой вклад в устроение святилища – то же самое мы можем видеть и сегодня. Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученное ими языческое образование, как, например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, затем, принес его Богу и украсил им Церковь – истинную скинию.

Ирина Баранская ​ ​ ​

Десятки лет назад ритм жизни был совсем другим. Интересно, какие напутствия давали тогда родители своим детям? И как с течением времени менялись наставления наших прародителей? Мир не стоит на месте, время идёт, социальные устои меняются, а вместе с ними сдвигаются приоритеты и жизненные ценности. Даже если у вас нет детей, можно поразмышлять о том, какие советы можно было бы им дать сейчас.

Вы достаточно хороши для любого дела

Большинство людей не делают что‑то только из‑за страха, что они недостаточно хороши для этого. Боятся, что не справятся. Запомните, что вы достаточно хороши для всего. Не бойтесь браться за что‑то новое, для этого не нужно одобрение окружающих.

Всё, что нужно для счастья, находится внутри

Некоторые люди ищут счастье в еде, алкоголе, наркотиках, покупках, вечеринках или сексе. Но так его и не находят. Это происходит, потому что они ищут счастье извне и не понимают, что всё необходимое для его обретения есть внутри. Это благодарность, сочувствие, забота, умение создавать и делать что-то пусть даже небольшое, но значимое.

Прислушивайтесь к своим учителям и никогда не переставайте учиться

Они бывают не только в школе, учителя могут быть повсюду. Ими могут стать родные и близкие, друзья, люди в интернете. И даже собственные ошибки — одни из лучших учителей. Учитесь на своих ошибках, миритесь с ними и отбрасывайте их так, чтобы они не влияли на вашу уверенность в своих силах.
Каждый день понемногу узнавайте что‑то новое и со временем это обретёт огромный смысл.

Не нервничайте по пустякам

Попробуйте посмотреть на проблему в перспективе: будет ли она иметь для вас значение через пять лет? В большинстве случаев ответ будет «нет». Если же ответ всё-таки «да», уделите проблеме больше внимания.

Наслаждайтесь жизнью

Это могут быть не только привычные удовольствия. Будьте рады незнакомцу в автобусе. Случайному солнечному свету, падающему на ваше лицо во время прогулки. Утренней тишине. Времени, проведённому с любимым человеком. Моменту одиночества. Вашему дыханию.

Откройте сердце

Жизнь удивительна, если вы не закрылись от неё. Другие люди тоже удивительны. Откройте своё сердце и будьте готовы к тем ранам, которые можете получить, открываясь миру. Но только так вы сможете испытать всё самое лучшее в жизни.

Пусть любовь станет вашим правилом

Любите свою семью, друзей, сотрудников, незнакомцев. Любите даже тех, кто считает себя вашими врагами. Любите животных. И прежде всего любите себя. Но помните, что вы — не центр Вселенной. Кто‑то другой не менее важен, чем вы сами. Выгляните за пределы своей маленькой раковины и попробуйте посмотреть на мир глазами других людей.

Любите здоровую пищу

Постепенно переходите на правильное питание. Научитесь готовить для себя, пробуйте вкусные и полезные рецепты.

Получайте удовольствие от активной жизни

Можно получать огромное удовольствие от вредной пищи, от сидения дома, от телевизора, фильмов, сериалов и видеоигр. Но еще больше удовольствия и радости вам принесут прогулки и игры на свежем воздухе, плавание, скалолазание, дружеские соревнования и многое другое. Это путь к здоровой жизни, к здоровому сердцу и к более острому энергичному уму.

Вы можете начать свой собственный бизнес

Многие думают, что собственный бизнес — это занятие только для богатых людей. На самом деле, всё совершенно не так. Практически каждый может открыть своё дело. Может быть не сразу всё будет получаться, но вы получите ценный опыт.

Тратьте меньше, чем вы зарабатываете

Хотя бы на 30% меньше. Многие люди тратят все заработанные деньги на совсем необязательные вещи. Научитесь довольствоваться малым и тратить деньги только на необходимое.

Отказывайтесь от второстепенных источников заработка по мере роста общего дохода

Не распыляйтесь и сфокусируйте свои усилия. В будущем вы будете благодарны себе за это.

Не избегайте дискомфорта и приспосабливайтесь к изменениям

Все стараются избежать дискомфорта, но это большая ошибка. Если относиться к этому, как неизбежному явлению на пути к росту, то вы сможете менять свою жизнь как пожелаете. Изменения — это неотъемлемая часть жизни. Вы будете страдать, если легко привязываетесь к вещам. Учитесь отпускать, учитесь быть гибкими умом. Не привязывайтесь к комфорту и не закрывайтесь от всего нового и неудобного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *