Святые отцы о душе

ТЕЛЕСНО-ДУХОВНЫЙ СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА

Учение святых Отцов Православной Церкви говорит о человеческой природе как о троечастном составе духа, души и тела – так называемый трихотомизм. Однако есть и другой взгляд на природу человека: как на соединение души и тела (дихотомизм). Православная Церковь принимает оба эти учения. Католический Запад всегда признавал только дихотомизм. В Православии среди Отцов и Учителей Церкви были дихотомисты: святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин, прп. Иоанн Дамаскин. Но были и трихотомисты: Тертуллиан, святой Иустин Философ, преп. Ефрем Сирин. В XX веке большинство русских православных авторов склонялось к трихотомизму.

Дихотомисты видят в «духе» высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. «Душа бо человеческая, – говорит святой Тихон Задонский, – как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть». То есть дух должен находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна питаться духом; тело должно жить душой, – таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Дух пораженный, отошедший от Бога, вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаться тем, что мы обычно по-мирски называем «духовными ценностями» (художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела. Когда душевное преобладает над высшим (духовным), человек начинает падать, когда же преобладает духовное, – оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. По учению Православной Церкви, человек «состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Православный Катехизис).

Мысль о душе человеческой как сущности, особенной и несравненно превосходящей по своему значению все чувственное, проникает все откровенное учение о человеке Ветхого и Нового Заветов.

Говоря в Книге Бытия (гл. 2) о творении человека, боговидец Моисей дает подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа: И созда Бог человека, персть взем от лица земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Тело человека Бог создал из земли – этим в человеке представлен материальный мир, вдохнул в него дух жизни – этим в нем представлен духовный мир. Творение человека – это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое.

Телесно-духовный состав человека подтверждают и другие места Священного Писания. Иов, обращаясь к утешающим его друзьям, говорит: Умолчите, да возглаголю, и почию от гнева, вземля плоти моя зубами, душу же мою положу в руце моей (Иов. 13, 13–14). Псалмопевец Давид взывает пред Богом: Еще же и плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс. 15, 9–10). Екклесиаст о кончине человека: И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже дал его (Еккл. 12, 7).

В Новом Завете читаем слова Самого Христа Спасителя: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче Могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28), – из которых явствует, что человек состоит из тела и души. Апостол Иаков пишет: Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). Также и апостол Павел учит: Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Фес. 5, 23). Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20).

В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа – существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими совершенствами и преимуществами. Она есть дыхание Божие и имеет природу не земную, а премирную, небесную. Она есть высшая и превосходнейшая часть человека.

ДУША

Богообразная душа – существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное – невидима, как животворное – бессмертна.

Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение душе: «Душа – сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, не имеющая определенной формы – пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения. Душа свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли. Все это душа получила от благодати Сотворителя (Творца), от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы».

Святитель Григорий Богослов учит так: «Душа есть существо умносозерцаемое, вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божественного (конечно, не в собственном значении сего слова), струя невидимого Божества и бесконечного света. Божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере (в теле), однако Божественный и неугасимый».

«Животных существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы, другие имеют ум, дух, душу, тело и дыхание – каковы люди, иные имеют дыхание и душу – каковы животные, а иные только жизнь – каковы растения, в которых жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия» (преподобный Антоний Великий).

«Естество души человеческой в отличие от естества ангельского имеет дух животворящий и своей деятельностью оживотворяет соединенное с ним земное тело» (святитель Григорий Богослов).

«У людей душа разумная, а у животных чувствующая» (святитель Иоанн Златоуст).

Святой Ефрем Сирин говорит, что душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его.

* * *

Душа есть существо невещественное, простое. Так учит Слово Божие, когда называет душу духом: Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8, 16); Кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 11).

Душу нельзя видеть очами телесными, нельзя осязать, ощущать никакими телесными чувствами: душа есть духовное естество, бестелесная сила.

Преподобный Максим Исповедник опровергает мнение о телесности души, как духа – образа Бога, следующим образом: «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри. Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много. Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа – не тело, так как не причастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаем эти качества. Как образ нетелесного – и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

Итак, душа, как и Ангелы, есть определенная субстанция, однако бестелесная и невещественная.

Душа – существо свободное. Мысль о свободе человеческой души выражается в бесчисленных местах Святого Писания. Во-первых, во всех тех местах, где даются человеку заповеди и от него требуется повиновение закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей человеку предлагаются разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются виновному разные наказания, временные и вечные.

Например: Живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: избери живот, да живеши ты и семя твое (Втор. 30, 19); Аще не угодно вам служити Госповеди, изберите сами себе днесь, кому послужите (Нав. 24, 15); Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения (Сир. 15, 14–15); Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17).

Святые Отцы и учители Церкви доказывали свободу души человеческой тем, что мы имеем сознание о своей свободе, что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного и отличает человека от низших животных, что только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу, а без свободы нет ни религии, ни нравственности, ни заслуги.

Как дух душа человека бессмертна. Душа имеет свою разумную, духовную жизнь, которую можно четко отличить от жизни тела. Поэтому душа как дух при распадении тела не распадается вместе с ним, но остается бессмертной.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 4 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
, , рифмы на rifme.net

Синоним, количество Частота
1 душевная сила (28)
2 высокие чувства (27)
3 большая душа (29)
4 высокое чувство (26)

Не нашли нужный синоним?

С тем же началом: возвышенная цель, возвышенная любовь

С таким же окончанием: родственная душа, щедрая душа, широкая душа, добрая душа, открытая душа

Слова по отдельности: возвышенная, душа

Другие слова на букву в

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: допрашивавший, основанный на опыте, свернутый

Доброго времени суток. Этот сериал просто не сможет оставить равнодушным никого. Фильм, о котором я хочу рассказать сегодня, называется «Отец душа». И это самый добрый турецкий сериал, который я вообще когда-либо посмотрела. Сюжет сериала привлекает с самых первых минут. Главный герой сериала, как понятно и из самого названия, отец семейства. Случилось так, что он должен был заменить своим детям и мать и отца. И главного героя, как мне кажется, это очень хорошо получилось. Сериал с самых же первых минут очень сильно трогает. Определенно в нем есть все, что нужно, чтобы смотреть от начала и до конца. Это вам не привычная история, которую мы можем наблюдать в сериалах. Сюжет не банальный и именно поэтому с самых первых минут вы проникаетесь к главному герою теплотой. Я даже и не думала, что можно снимать так трогательно, как это происходит здесь. Сюжет сериала логичный, но от этого не менее интересный. Это сериал о любви внутри семьи. О жизни. И мне кажется, что не полюбить такую историю просто невозможно. Я лично сериалом очень довольна. Мне кажется, что это очень достойный проект, который просто необходимо посмотреть каждому. Сериал трогает до глубины души, когда сморишь, как главный герой заботится о своих детях и проносит эту заботу через всю жизнь. Определенно этот сериал берет своими эмоциями. С самых первых минут история героев захватывает. Вот вроде бы в самом сюжете нет никаких хитростей или чего-то сверх того, что происходит в каждой семье каждый день. И тем не менее, смотреть очень интересно. Я бы даже сказала забавно, потому что порой любовь отца семейства переходит просто все грани. Сериал наполнен курьезными моментами. Мне кажется, что такой сериал посмотреть не то, что можно, а даже нужно. И лучше это сделать всей семьей. Я нахожу главных героев весьма интересными. И несмотря на то, что в этом сериале их много, каждый успел раскрыться и показать себя просто во всей красе. Кроме того, что много интересных персонажей, в сериале вас ждет и хорошая музыка и много всего интересного. К примеру, в любом турецком сериале очень большое внимание уделяется природе. В этом сериале без красот турецкой земли также не обошлось. Могу отметить сразу, что этот многосерийный телевизионный проект как-то расслабляет и отвлекает. Смотришь и реально забываешь о каких-то проблемах. Давно я не встречала фильмов, снятых настолько по доброму. Видно, что несмотря на то, что над сериалом проделана большая кропотливая работа, он легкий. Такое ощущение, что те, кто снимали этот сериал, взяли свою историю из жизни и перенесли на экран. Я определенно буду советовать этот сериал к просмотру. Он невероятный и открытый. Вроде бы для просмотра такой сериал и не ищешь отдельно, но когда он попадается тебе на глаза, просто невозможно не посмотреть его. Так и в этом случае. Если бы в сети интернет поискали отзывы на этот проект, то с большой вероятностью, вы бы их не нашли. И это мне кажется, что очень несправедливо, потому что сериал то на самом деле очень толковый и про жизнь. Да и вышел он давно. Не думаю, что мало зрителей его посмотрели. А вот оценили по достоинству по настоящему мало. Это было одним из оснований написать хотя бы пару слов о сериале, чтобы такой замечательный проект не остался незамеченным. Тема отцов и детей всегда будет острой и актуальной. И среди многочисленных тяжелых проектов на эту тему встретить по настоящему легкий и непринужденный сложно. Этот многосерийный фильм именно такой и он мне очень нравится. Советую и вам познакомиться с главными героями этой картины и посмеяться от души над такими простыми жизненными ситуациями, которые с лихвой описаны в этом сериале. Приятного просмотра.

Дата публикации на сайте: 01.03.2019

14.04.2016 10:15

В весеннее время у многих людей проявляется апатия. В жизни любого человека, вне зависимости от пола, возраста или профессии наступают моменты, когда его одолевают вялость и уныние. У кого — то это чувство быстро проходит, другие же могут впасть в это состояние на неопределенный срок. Чтобы бороться с апатичным настроением, прежде всего надо понять, что его провоцирует.

Как часто при возникновении у нас личных проблем нам хочется поделиться с кем-то, «излить душу». Врач лечит наше тело, а психолог – это лекарь человеческих душ. Выслушать, понять, а также определить по сотням жестов, мимике, тональности голоса настоящую сущность, личность человека, помочь ему осознать и справиться со своей проблемой — может хороший специалист-психолог. С одним из них мы сегодня и познакомимся. За поддержание психологически благоприятной рабочей среды в Комсомольском ЛО МВД России на транспорте отвечает капитан внутренней службы Попова Наталья Валентиновна.

Наталья Валентиновна, психология – это наука о гармонии человека и души, что повлияло на выбор вашей профессии?

— К профессии психолога я пришла не сразу. После окончания школы поступила в Комсомольский педагогический университет на специальность «Русский язык и литература». Успешно окончив учебу, вышла замуж и переехала с мужем, а он у меня военный, в город Амурск Хабаровского края. Но глубоко в душе я понимала, что преподавание в школе это не то дело, которым я хотела бы заниматься всю жизнь. Наука психология всегда привлекала меня. Я шла к своей мечте, получила второе высшее образование по специальности «Психология». Сначала устроилась на работу в колонию. Наверно, это и можно считать отправной точкой в моем профессиональном пути «психолога в погонах». Затем перешла на работу в Комсомольский ЛО МВД России на транспорте, где и несу службу до сих пор. Работа в органах внутренних дел требует от каждого сотрудника полной самоотдачи. Поэтому психолог должен создать такую атмосферу в своем рабочем кабинете, чтобы приходя к нему, человек мог отвлечься от рабочих моментов, сменить обстановку и расслабиться.

Расскажите, как проходит исследование кандидата при поступлении на службу?

— Грамотный психолог начинает свое исследование, как только человек переступает порог его кабинета. Внешний вид кандидата играет немаловажную роль. Нормы поведения, грамотная речь — всё это отмечается в первую очередь. Также исследуются интеллектуальные способности кандидата – владение базовыми знаниями. Не стоит забывать, что всех желающих поступить на службу в органы внутренних дел обязательно ждет целый комплекс иных психологических исследований. Полицейский — профессия, требующая наличия особых черт характера, особой стрессоустойчивости и терпения.

Сейчас очень много говорят о демисезонных перепадах настроения, что вы думаете об этом?

— Конечно, в межсезонье всё чувствуется острее. Но для меня «эмоциональные качели» — это всегда определённого рода нечувствительность человека к самому себе. Это маркёр внутренней неопределённости, это сниженный, или отсутствующий вовсе, уровень осознавания своих потребностей и желаний. Любое человеческое чувство, будь то радость или печаль, страх или гнев, вина, обида, боль, имеют под собой вполне витальную основу, какую-то очень-очень важную для человека потребность, которая непременно должна быть удовлетворена. И, когда это происходит, человек счастлив! Он вдруг, неожиданно для самого себя, становится очень живым и настоящим в этой точке.

Я думаю, что от хандры и апатии следует не бежать и уж тем более не бороться с ней. Эти состояния, наоборот, необходимо учиться слушать, становясь тем самым чуть-чуть ближе к себе, к своей сути, открываясь новому опыту, отдаваясь жизни без всяких волевых потуг в попытке контролировать её. Да, это тревожно. Да, это всегда страшно. Да, это никак не укладывается в концепцию нашей рациональности и стремления всему найти объяснение и всё разложить по полочкам. Но мне видится, что это единственная возможность быть живым и счастливым!

Главное помнить, что улыбка – это здорово! Но здорово это только тогда, когда улыбаются и наши глаза. Естественная улыбка является результатом волны возбуждения, которая проходит вверх, просветляет лицо и зажигает глаза так же, как зажигаются окна, когда кто-то находится дома. Поэтому я за естественную улыбку. За улыбку, где у меня есть возможность соприкоснуться взглядом с другим человеком, подарив ему тем самым поток энергии и любви.

Дарья Литвинова

Пресс-служба Комсомольского ЛО МВД России на транспорте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *