Святые женщины

Портал «Предание» провел лекцию Надежды Беляковой «”Молчащее большинство”» о женском вопросе в Церкви. Смотрите или слушайте лекцию.

К этой лекции подготовили подборку книг: первая часть — о святых женщинах, вторая — богословы, библеисты, историки, писавшие на нашу тему.

Святые женщины

Конечно, первая — Богородица. Можно было бы привести много книг, мы выбрали одну — «Всех скорбящих радость» Вениамина (Федченкова), которую как раз недавно озвучили.

«Митерикон» — собрание высказываний «амм», то есть Матерей Пустыни — женский вариант Патерика.

«Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским).

«Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам. Он взял «Пролог» — одну из самых популярных православных книг в России, популярных с глубокой древности и именно у народа — то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. Это собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. И оказалось, что в «Прологе» тридцать пять «женских» историй, из которых только две имеют негативный характер.
Лесков, конечно, не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведниц), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, это «художественный пересказ» женских историй, содержащихся в «Прологе».

«Раскаяние святой Пелагеи» — типичный житийный сюжет раскаяния блудницы, но необычно поданный. Пелагея была блудницей и раскаялась после встречи со святым Нонном (кстати, он был устроителем первого лазарета). Прекрасно начало этой истории — святой Нонн плачет от красоты Пелагеи.

«Мученичество святой Евгении» — одновременно удивительный и типичный текст. Типичное: девушка-христианка отказывается от замужества и заканчивает жизнь как мученица. Своеобразное: Евгения, согласно Житию, притворилась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и даже стала настоятелем. Житие великолепно говорит об этом, одноврменно сексистки и феминистки: «Евгения превосходила всех монахов, хотя и была женщиной. Из этого видно, что добродетель присуща всем, и для желающего идти праведным путем быть женщиной не помеха».

«Житие и наставления Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако в «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами — Антонием, Арсением и Пименом.

«Житие Марии Египетской» — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

Преподобная Кассия — монахиня-поэтесса, единственная женщина, чьи произведения используются Православной Церковью в богослужении, в частности, на Рождество и в Великую Субботу.
Кассия, по преданию, отличалась необыкновенной красотой, и в юности была одной из одиннадцати девушек, представленных византийскому наследнику для выбора невесты. Наследник отверг Кассию из-за ее остроумия и смелости: на слова наследника «от жены произошло все злое» она ответила «от жены же произошло все лучшее».
Кассия родилась в знатной и богатой семье, и на свое состояние основала монастырь. Она автор литургических произведений и эпиграмм, переписывалась с Феодором Студитом.
В центе поэзии Кассии стоит тайна Богочеловечества, Господь Иисус Христос; кроме того она особенно любила воспевать подвиг мученичества. Кассия умело соединяет высокое богословие с выразительностью и лаконичностью формы.

Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц. В обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, помощь при совершении над женщинами св. Таинств. Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам и наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании.

«Житие Улиании Осорьиной» — уникальный случай: житие святой, написанное её сыном. Шедевр древнерусской словесности и первая биография русской женщины. Житие важно своим превосходным описанием святости — и святости мирянской, женской.

Игумения Арсения (Себрякова) — великий русский духовный наставник, стоит в одном ряду с Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником и оптинскими старцами.

Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего света, она оставила наследие и в философской прозе, и в поэзии, в иконописи. Друг о. С. Булгакова и Н. Бердяева, А. Блока и многих других выдающихся людей, она не была далека от проблем этого мира.
Судьба святой Марии (Скобцовой) показывает, чем мог бы стать Серебряный век, если бы обратился ко Христу. Мария (Скобцова) в молодости — член партии эсеров (она была даже революционным головой Анапы), переболевшая всеми соблазнами своего времени. Ни от чего не отказавшись, она стала подлинно святой XX века: все творческие способности обернув на служение Богу, явив тип кенотической, жертвенной любви к самым униженным и обездоленным людям. Служение людям Мария (Скобцова) ставила выше поддержания форм внешнего благочестия, а во время Второй мировой войны решилась укрывать евреев от Гестапо — что и привело ее в концентрационный лагерь — и к мученическому венцу.

Книги о женщине в Церкви

«Служение женщины в Церкви» — великолепная книга православного богослова, женщины, француженки, протестантки перешедшей в Православие Элизабет Бер-Сижель.

«Рукоположение женщин в Православной Церкви» — три статьи: две Бер-Сижель «Женщины в Православной Церкви» и «Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви» и статья епископа Каллиста (Уэра) «Мужчина, женщина и священство Христово».

«Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность» Андреа Милано — великолепное исследование христианского учения о женщине. Милано сначала рассматривает феминисткую экзегезу, отношение Библии к освобождения женщин, а затем смотрит, что говорит Библия о самой женщине: в книге Бытия, у пророков, в Песни Песен, в иудаизме в общем, в Евангелии, у апостола Павла, в Апокалипсисе. Завершается книга рассмотрением христианской концепции любви: эроса и агапе, личности.

«Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение?» — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей Кураев в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви».

«Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?» — статья выдающегося литургиста Роберат Тафта.

«Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: «Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль».

«Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова.

«Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности.

Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о «женском священстве”».

«Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

«Призвание женщины или священство сердца» Жозетты Круассан — книга о женщине, основанная на библейском учении: феминизм и замысел Божий о женщине; дочь Божия, жена, мать, плоды Духа, дарованные женщине.

«Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.: эгалитарность или патриархальность? Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса, неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина – церковный лидер, женщины – проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство – религия развратников?

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • Праведная жена

    Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Сура 30-«Римляне», 21 аят).

    Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(В Судный День Аллах) встретит раба и скажет: «О такой-то, разве Я не оказал тебе честь, разве Я не сделал тебя предводителем, разве Я не женил тебя, разве Я не подчинил тебе коней и верблюдов, разве Я не позволил тебе главенствовать и не испытывать никаких сложностей?» Он ответит: «Конечно». (Тогда Аллах) спросит: «Ты был убежден в том, что ты встретишь Меня?» Он скажет: «Нет». И тогда скажет (Аллах): «Я предаю тебя забвению также, как ты забыл Меня»» (Муслим 2968).

    Передается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах наделяет человека праведной женой, то помог ему в отношении половины религии. И пусть боится Аллаха в отношении второй половины» (Аль-Хаким 2681. Аль-Байхакый в «Шу’абуль-Иман» 5487. Ат-Табарани в «аль-Аусат» 972. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим из-за других подкрепляющих хадисов. См. «Сахих ат-Таргиб» 1916).

    Передается со слов ‘Абдуллаха бну ‘Амра (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вся земная жизнь — это временное наслаждение (пользование), но самое лучшее из наслаждения этого мира — это праведная женщина» (Муслим 1467).

    Качества праведной жены

    1. Она бережет права мужа.
    Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (Сура 4-«Женщины», 34 аят).

    Передается со слов Абу Хурейры и ‘Абдуррахмана бну ‘Ауфа (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если женщина выполняет свои пять (намазов), постится свой месяц, соблюдает целомудрие и подчиняется своему мужу, то будет ей сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!»» (Ибн Хиббан 4163. Ахмад 1661. Ат-Табарани в «аль-Аусат» 4715, 8805. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 660. и «Сахих ат-Таргиб» 1932).

    2. Она вселяет радость в сердце мужа и легко отзывается на его повеления.
    Передается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что когда спросили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Какая женщина самая лучшая?» Он ответил: «Та, которая радует его, когда он смотрит на нее, подчиняется ему, когда он повелевает ей и не перечит ему в отношении самой себя и своего имущества» (Ан-Насаи 3231. Ахмад 7421. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 3298).

    3. Она добивается довольства своего мужа.
    Передается со слов Анаса, ибн ‘Аббаса и Ка’ба бну ‘Уджры (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о ваших женщинах, которые в Раю? Это каждая любящая и часто рожающая, которая если с ней муж поступил не хорошо, или же она разгневала его, то взяв его за руку, скажет: «Я не усну, пока ты не станешь довольным!”» (Ат-Табарани в «аль-Аусат» 2/206. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим из-за других подкрепляющих хадисов. См. «Сахих ат-Таргиб» 1941).

    4. Она любвеобильна, много рожает, покладистая, сочувствующая.
    Передается со слов Абу Узейна ас-Садафий (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые лучшие из ваших женщин — это любвеобильные, рожающие, покладистые, сочувствующие, если они боятся Аллаха. А худшие из ваших женщин — это те, которые наряжаются выходя из дома перед посторонними и проявляют высокомерие (надменность), они являются лицемерками, из их числа войдут в Рай столько, сколько существует белых ворон» (Аль-Байхакый 7/82. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 1849).

    Передается со слов Ма’кыля бну Ясара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женитесь на любящих и часто рожающих! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед общинами!» (Абу Дауд 2050. Ан-Насаи 3227. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 2940).

    5. Она ухаживает за своим мужем.
    Передается со слов Асма тети Хусейна бну Михсана (да будет доволен ими Аллах), которая сказала: «Я пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по некоторым нуждам». Он спросил: «У тебя есть муж?» Я сказала: «Да». Он спросил: «А как ты относишься к нему?» Я сказала: «Я делаю все возможное (в уходе за ним), кроме того, что мне не под силу». Тогда он сказал: «Будь внимательна к тому, как ты к нему относишься, потому что он твой Рай и он твой Ад» (Аль-Хаким 2769. Ахмад 19025. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргиб» 1933).

    6. Она не обременяет своего мужа непосильными расходами, не расточительствует и не губит имущество своего мужа.
    Со слов Абу Са’ида аль-Худри или Джабира (да будет доволен ими Аллах) рассказывается: «Однажды пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) провел долгую проповедь. Он упомянул вещи, касающиеся мирской жизни и вечной жизни.
    А также упомянул, что первое из-за чего были погублены сыны Исраиля это то, что жена бедняка заставляла его расходовать на одежду и украшения также, как расходует богач на свою жену» (Ибн Хузейма в «ат-Таухид» 2/758. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 591).

    7. Она не проявляет неблагодарности своему мужу.
    Передается со слов Асма бинт Язид аль-Ансария (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Как-то мимо меня проходил пророк (мир ему и благословение Аллаха), а я находилась вместе с ровесницами, он поприветствовал нас и сказал: «Остерегайтесь того, чтобы проявлять неблагодарность благодетелям»». Я сказала: «О посланник Аллаха, а что значит неблагодарность к благодетелям?» Он сказал: «Может быть так, что кто-то из женщин долго остается в девичестве со своими родителями, а потом Аллах наделяет ее мужем и наделяет ребенком от него, а потом случается так, что она разозлится на что-то и говорит, проявляя неблагодарность: «Я от тебя не видела никогда никакого добра»» (Абу Дауд 5204. Ибн Маджах 3701. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 823).

    8. Она уважает и чтит своего мужа.
    Передается со слов ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллаха), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я никому не приказываю делать земной поклон перед кем-либо. А если бы я (и мог) приказать совершить земной поклон кому-то, то непременно приказал бы женщине склониться перед своим мужем» (Абу Дауд 2140. Ибн Маджах 1852. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 3490).

    Передается со слов Му‘аза бну Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не причинила вред своему мужу в мире этом, то обязательно жена его из числа райских гурий, скажет: «Не причиняй ему вреда, да погубит тебя Аллах! Поистине, он у тебя временно, и скоро расстанется с тобой и перейдет к нам!”» (Ат-Тирмизи 1174. Ибн Маджах 2014. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 173).

    9. Она пребывает дома.
    Передается со слов ‘Абудуллаха бну Мас’уда и ‘Абудуллаха бну ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, женщина является «‘аурат»/запретна на чужие взоры/, и если она выходит (из дома), то шайтан делает ее своим объектом. И не может она быть ближе к Аллаху, кроме как (пребывая) в глубине своего дома» (Ат-Тирмизи (частично) 1173. Аль-Баззар 2061. Ибн Хузейма 1685. Ибн Хиббан 5599. Ат-Табарани в «аль-Аусат» 8/101. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 2688).

    10. Она хранит тайны своего мужа, даже после разлуки с ним.
    Передается со слов Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Быть может, кто-то из мужчин иногда говорит о том, что он делает со своей женой. И быть может, кто-то из женщин рассказывает о том, что она делает со своим мужем?» Люди промолчали, и тогда я сказала: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Поистине, женщины говорят это, и мужчины делают это». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как шайтан встречает шайтана женского пола на дороге и совокупляется с ней, в то время как люди это видят» (Ат-Табарани 24/162. Ахмад 27583. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргиб» 2022. Похожи хадис приводит Абу Дауд 2174, от Абу Хурейры. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 7037).

    11. Она не жалуется.
    Передают что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на молитве в праздничный день. Вначале, до проповеди, он совершил молитву, перед которой не произносили ни азан, ни икъама. Затем он встал, опираясь на Биляля, и велел (людям) бояться Аллаха, призвал их к поклонению Ему, сделал для людей наставление, напомнил им. Затем он ушел, и подошел к женщинам, сделал им наставление и напоминание. Затем сказал: «О, женщины, Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда встала одна женщина с темными щеками, сидевшая в центре, и сказала: «Почему, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». Сказал (передатчик хадиса): «И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляля”» (Аль-Бухари 978. Муслим 885).

    Всевышний Аллах сказал: «Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Сура 3-«Семейство Имрана», 186 аят).

    http://files.alhadis.ru/audio/abu_yahya/adab/hutby/h_20_01_10_(1)_pravednaya_zhena_i_ee_ka4estva.mp3

    Причины обретения женой праведности

      1. Ду’а (мольба).
        Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (Сура 40-«Прощающий», 60 аят).
        Всевышний Аллах также сказал: «Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне»» (Сура 2-«Корова», 201 аят).
        ‘Али бну Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал относительно слов «добром в этом мире»: «(Это) праведная женщина», а относительно «добром в Последней жизни»: «(Это) Рай» (Тафсир аль-Багауи)
      2. Поиск религиозной (праведной) женщины.
        Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за её религии. Так ищи же ту, которая придерживается заповедей религии!» (Аль-Бухари 5090. Муслим 1466).
      3. Истихара (просьба у Аллаха дать тебе правильный выбор)
        (Глава 97 — Об истихара).
      4. Обучение женщин, сестер и дочерей.
        Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Сура 66-«Запрещение», 6 аят).
        ‘Али бну Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал относительно слов «Оберегайте себя и свои семьи от Огня»: «Воспитывайте их и учите их»(Тафсир ат-Табари).
        ‘Ато передал от ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) что он, относительно слов «О те, которые уверовали! Оберегайте себя» сказал: «Т.е. прекращением того, что вам запретил Всевышний Аллах и совершением богоугодных поступков», а относительно слов «и свои семьи от Огня» сказал: «Т.е. приказывайте им добро, запрещайте зло, обучайте их и воспитывайте их, таким образом вы защитите их от Огня» (Тафсир аль-Багауи).

    10 июля 2017 15:00

    Некоторое время назад, просматривая по утру ленту Facebook, я прочла у знакомого вынесенную как сабж фразу: «У обычной православной женщины такое выражение лица, будто это ее сын развязал Вторую мировую войну». Это была цитата, выдернутая из статьи на неком православном ресурсе. По языку и стилю было понятно, что писал мужчина. Как потом выяснилось, статья была им написана совсем по другому поводу. И нельзя сказать, что он уж совсем неправ: православную женщину порой легко отличить в толпе. И не только по одежде.

    Спорить и доказывать, что мы — разные и другие, было бы нелепо. Единственно разумным в этой ситуации показалось припомнить некоторых «обычных православных женщин» и рассказать о них. Правда, полное жизнеописание каждой заняло бы изрядное пространство, я решила ограничиться кратким пересказом, делая акцент на отдельных личных качествах моих героинь. А уж с какими лицами прожили свой век такие женщины, представить себе совсем нетрудно любому, кто обладает абстрактным мышлением.

    Например, лицо великомученицы Софии — матери трех девочек. Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9, когда семье пришлось доказывать свою верность Христу. Император Адриан приказал пытать детей на глазах у матери, чтобы они отреклись от веры. Все время, пока девочек истязали, мать разговаривала с ними, уговаривая быть мужественными и не отступить от убеждений. Похоронив их, София через три дня умерла, но от веры не отказалась.

    Совсем другие образы, но не менее запоминающиеся, появились в России два века назад: дивеевские юродивые Пелагея, Параскева и Мария. Причем на путь юродства Пелагею благословил преподобный Серафим Саровский и поручил ей молиться за Дивеевскую обитель. «Эта женщина будет великий светильник!» — сказал он о будущей блаженной старице, которую при жизни называли второй Серафим.

    Пелагея Ивановна Серебренникова родилась в богатой купеческой семье. В 19 лет мать выдала ее замуж. Так случилось, что два сына и дочь Пелагеи Ивановны умерли совсем маленькими, после чего отношение мужа к ней ухудшилось. Тогда они поехали в Саров, чтобы попросить совета у Серафима Саровского.

    Преподобный Серафим принял их, благословил мужа и мать и отпустил их, а с Пелагеей Ивановной проговорил два часа, после чего возложил на нее подвиг юродства и предрек, что она будет жить в Дивеевском монастыре и заменит там его самого. Провожая Пелагею, преподобный поклонился ей до земли и сказал: «Поди, поди, матушка, поди в Дивеево, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру».

    О пути Пелагеи в юродство и монастырь информации предостаточно, чтобы понять — женщина обладала поразительными упорством и мужеством. Что куда важнее, оказавшись в Дивеево, несмотря на внешнее юродство, Пелагея внимательно следила за тем, что делалось в монастыре. Так, во время смуты в обители блаженная принялась воевать за правду и не побоялась, обличая архиерея, дать ему пощечину. Впрочем, когда ситуация разрешилась, блаженную стали видеть на крыльце ее кельи, любующуюся цветами.

    Конечно же, к Пелагее стали приходить за советом: каждому хотелось услышать хотя бы что-то в свой адрес. И она говорила. С одними ласково, с другим грозно, а кого-то могла отогнать от себя, бросая в них камни и жестоко обличая.

    Еще один типаж христианки — Марина Антиохийская. Считается, великомученица явилась в видениях Жанне д’Арк в числе 14 помощников и призывала ее идти спасать Францию. Согласно сочинению Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 года «Золотой легенде», Марина была дочерью языческого жреца Эдессия, которую отец выгнал из-за того, что девочка в 12 лет стала христианкой. Тогда Марина поселилась в поле, где ее заметил римский епарх Олимврий и публично, с подиума префекта, предложил ей руку и сердце при условии, что она отречется от Христа. Девушка отказала незадачливому жениху, и тот решил ее пытать, перед каждой пыткой предлагая прекратить боль ценой вероотступничества.

    Марина оказалась настолько непоколебима, что к ней в темницу явился дьявол. Приняв образ дракона, он проглотил пленницу, но Марина, не прекращая молиться, перекрестилась, и дракона разорвало на части. Но ее подстерегало еще одно испытание, к ней явился сам Вельзевул, которому, как известно, трудно сопротивляться. Тем не менее, Марина вступила в единоборство и с ним. Заметив в углу темницы медный молот, она принялась бить им сатану по голове, удерживая его за рога. После чего, обозвав Вельзевула лжецом и обманщиком, отправила его в преисподнюю с напутствием: «Ступай в адскую бездну до Страшного Суда, пока не дашь ответ за души, которые ты погубил».

    Марина была казнена в возрасте 15 лет. День смерти Марины и еще 85 христиан стал днем массового обращения людей в христианство.

    О том, какой была святая Нина, проповедь которой привела к Христу всю Грузию, немало говорит тот факт, что ее отец Завулон приходился родственником великомученику Георгию Победоносцу (одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство дракона, опустошавшего землю царя в Бейруте. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство). Остается лишь добавить, что мать Нины, Сусанна, была сестрой иерусалимского патриарха.

    Когда Нине исполнилось 12 лет, ее отец ушел в Иорданские пустыни, мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание девушки было поручено благочестивой старице Нианфоре, вместе с которой Нина стала изучать Священное Писание. Постепенно они добрались до места о распятии Христа и девушка спросила, где сейчас хранится хитон Господень, на что Нианфора ответили, что по преданию хитон отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), и что эта страна не является христианской.

    Так у девушки появилась цель: увидеть Грузию обращенной в христианство и найти хитон. С исполнением замысла Нине помогла Богородица. Она явилась девушке во сне, вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы, с напутствием: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой. Иди в страну Иверскую, а я буду тебе Покровительницей». Проснувшись, Нина увидела в руке крест (он хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе). Она рассказала, что с ней произошло, дяде-патриарху, и тот благословил девушку на подвиг апостольского служения.

    По пути в Грузию Нина чудесным образом избежала мученической смерти от рук армянского царя Тиридата и поселилась в Грузии в окрестностях Мцхеты, где начала проповедовать христианство, что сопровождалась необъяснимыми знамениями. Так, в день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения царя Мириана началась сильная буря, во время которой с высокой горы свалились идолы Армаз, Гаци и Гаим.

    Кроме того, Нина вылечила от тяжелой болезни грузинскую царицу Нану, и та стала христианкой. Несмотря на чудесное исцеление супруги, Мириан собирался подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. но внезапно ослеп. Зрение вернулось только после молитвы девушки. И тогда Мириан крестился, что стало примером для его сограждан.

    Нашла Нина и место, где спрятан хитон Господень: там был построен первый в Грузии христианский храм в честь двенадцати святых Апостолов. Но Нина не успокоилась на этом , она решила пройтись по горным областям Грузии, которые оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера и диакона Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, а затем в Кахетию, и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она обратила в христианство царицу Кахетии Соджу, принявшую крещение вместе с придворными и народом.

    Святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, тем не менее, было решено перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но никто не смог сдвинуть гроб с выбранного Ниной места.

    Екатерина Александрийская, как и положено великомученицам, изображается на иконах в короне. Что, конечно, вполне отвечает ее характеру: из подлинных источников известно, что Екатерина пострадала за Христа, когда ей исполнилось 18 лет. Считается, что Екатерина не просто происходила из знатного рода, ее отцом был правитель Александрии, что позволило девушке не просто уметь читать и писать, а получить образование, достойное единиц: она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала сочинения мудрецов древности, сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина. Кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

    Екатерина была обращена в христианство сирийским монахом, а после крещения во сне к ней явился Иисус Христос. Он вручил кольцо, назвав своей невестой.

    Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина II Даза. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, чтобы обратить Максимина в христианство, а тот, сраженный ее красотой, пригласил девушку к себе и попытался убедить оставить веру. На дискуссию были приглашены философы, но Екатерина с легкостью отразила все их доводы, что произвело на императора сильное впечатление: он велел сжечь ученых на костре, в девушку велел пытать, чтобы вынудить ее поклониться языческим богам. Но не смог этого добиться. От пыток Екатерину избавил ангел. А жена императора навестила Екатерину в тюрьме, после чего стала христианкой, что не понравилось Максимину настолько, что он казнил ее, военачальника Порфирия и 200 воинов, также обращенных Екатериной.

    После казни жены Максимин сделал Екатерине предложение стать его женой, если она принесет жертву языческим богам. Та отказалась, и император приказал отрубить девушке голову. Из раны вместо крови вытекло молоко.

    Сестра святителя Василия Великого и святого Григория Нисского преподобная Макрина была старшей из десяти детей в этой семье. Перед рождением девочки некое небесное создание явилось ее матери Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев, мать послушалась, но девочку чаще звали Макриной — также как ее бабушку, подвергшуюся гонениям за Христа.

    Совсем маленькой Макрину решили обучать ее Священному Писанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых, так что псалмы Давида сопутствовали ей всю жизнь

    Когда Макрине исполнилось 12 лет, отец обручил ее с юношей с хорошей репутацией и образованием. Жених был готов подождать, пока невеста подрастет, но умер. С этого момента Макрина .объявила себя вдовой, отреклась от мира и стала помогать матери по дому, выполняя ту работу, которую поручают рабам, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца девушка приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении.

    Когда дети выросли, Емилия разделила между ними свое имущество и превратила семейное имение в Аниссе в монастырь, где Макрина стала жить в уединении, стараясь не привлекать к себе внимания и как можно больше молиться. Тяжело заболев, она отказалась от помощи лекаря, считая невозможным обнажить перед мужчиной тело и провела ночь в церкви. Утром нарыв исчез, оставив лишь небольшой шрам.

    Не стало Емилии, умер святой Василий. Во время голода, обрушившегося на Каппадокию в 368 году, Анисский монастырь стал истинным городом милосердия: по молитвам святой запасы зерна, раздаваемые всем нуждающимся, чудесным образом не истощались. Через девять лет отсутствия Григорий Нисский узнал, что сестра тяжело больна и приехал к ней в монастырь. Лихорадка сразила ее тело, но дух остался таким же свободным. За три дня, оставшиеся до ее кончины, они успели о многом поговорить: о природе человека, смысле творения, душе и телесном воскресении. До последнего мгновения Макрина здраво рассуждала о сделанном ею выборе.

    Когда она умерла, святой Григорий возглавил обряд погребения, на нем присутствовало множество людей. С пением гимнов, как на праздники в честь мучеников, она была погребена в Иворе, в могиле, где покоились ее родители, в церкви 40 мучеников.

    Рассказ о женщинах-христианках был бы, конечно, неполон без упоминания преподобной Марии Египетской, чью жизнь христианское вероучение рассматривает как образец совершенного покаяния. В двенадцать лет она ушла в Александрию, где 17 лет была проституткой. Однажды, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, Мария решила пойти с ними, чтобы развлечься по дороге. В Иерусалиме женщина попыталась войти в храм Гроба Господня, но не смогла этого сделать.

    Осознав свое падение, Мария стала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма, только после этого она смогла войти в храм и поклониться Кресту. Выйдя, Мария обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос: «Если перейдешь за Иордан, обретешь блаженный покой». Мария послушалась и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Потом закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как говорится в ее житии, «с того времени сила Божия во всем преобразила грешную душу и смиренное тело».

    Единственным человеком, который увидел Марию после ее ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Следуя уставу Иорданского монастыря, он удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он встретил Марию, которой отдал половину своего плаща, чтобы она прикрылась. А во время молитвы он заметил, как она оторвалась от земли и цитировала необъяснимым образом узнанные ею тексты Писания. Рассказав о себе, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить ее, но не переходить Иордан, а ждать ее на другом берегу.

    Через год Зосима вернулся и увидел на противоположном берегу Иордана Марию, которая перешла к нему по воде, как по суше, а после причастия ушла обратно в пустыню. Он вернулся еще через год и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн».

    Так Зосима понял, что после причастия она чудом перенеслась в это место (куда он шел 20 дней) и сразу умерла. Старец задумался, как вырыть могилу, увидел рядом льва и попросил того помочь: «Великая подвижница повелела мне погрести ее тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

    История любви супружеской пары Петра и Февронии была подробно описана в XVI веке Ермолаем Еразмом в «Повести о Петре и Февронии». И, если верить этому рассказу, Феврония предстает образованной, умной, преданной, не без хитрости женщиной.

    Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Однажды он заболел проказой, тело покрылось струпьями и язвами, и никто не мог исцелить Петра от болезни, пока ему не приснилось, что вылечить его сумеет крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле, дочь пчеловода Феврония,

    Феврония согласилась, но в качестве платы за лечение попросила, чтобы князь женился на ней после исцеления. Тот пообещал жениться, лукавя в душе, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но и Феврония была не так проста, она велела ему оставить несмазанным один струп «как свидетельство греха». Болезнь возобновилась, а князю пришлось вернулся к девушке на повторное лечение. Выздоровев, он женился на враче и вернулся с ней в Муром.

    После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали князя, но их жены не хотели иметь правительницей крестьянку. Они подговорили мужей, и те потребовали, чтобы князь выгнал супругу. А когда он отказался, изгнали из города обоих. Вскоре бояре перессорились из-за власти, и народ потребовал, чтобы князь вернулся с женой. Так Петр и Феврония вернулись в город.

    Когда пришла старость, князь с княгиней приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и стали молить Бога умереть в одно время. А похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались они в один день и час каждый в своей келье, но люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, и оба раза они чудесным образом оказывались рядом. Только тогда Петра и Февронию похоронили согласно завещанию около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

    Очень убедительна в своей вере была одна из самых известных и почитаемых святых — блаженная Ксения Петербургская. Она вышла замуж за придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Довольно быстро Андрей Федорович скончался. Это так сильно повлияло на молодую вдову, что она будто забыла все земное, человеческое, и многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Ксения Григорьевна раздала свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой. Родные вдовы даже подали прошение начальству умершего мужа — не позволять ей раздавать имущество. Начальство вызвало Ксению к себе убедилось, что Ксения здорова и решило, что она имеет право сама распоряжаться своим имуществом.

    Так Ксения избрала тяжелый путь юродства. Облачившись в костюм мужа, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения, и уже никогда не откликалась на свое имя. Определенного местожительства она не имела, целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили небогатые люди. Странный костюм бедной, иносказательные разговоры и полная кротость давали людям повод и смелость глумиться над блаженной, что она сносила безропотно.

    Понемногу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же раздавала их беднякам. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным, и этим заинтересовались полиция. Оказалось, что Ксения уходила на ночь в поле и там в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны.

    В другой раз рабочие, производившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх стройки целые горы кирпича. Долго они недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто это мог быть: оказалось — блаженная Ксения.

    Купчихе Крапивниной Ксения предсказала кончину, одной бедной девице замужество. Известно, что к кому она заходила или у кого ела, были счастливы и успешны в делах. Так что торговцы и извозчики старались ей обязательно услужить: особое благополучие посещало тех, кому Ксения что-либо дарила. Кроме того, Ксении был дарован дар прозрения будущего: она предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича.

    Блаженная Ксения умерла на семьдесят первом году жизни и была погребена на Смоленском кладбище. У ее гроба стали происходить разные чудеса.

    Я оставила напоследок княгиню Ольгу по очевидным для меня причинам: я хотела закончить русской святой, чтобы меня не укоряли, что я говорю о «нетипичных» для нас святых женщинах. Чтобы это была одновременно яркая, харизматичная и очень почитаемая личность. Человек, чьи страдания и переживания понятны современному человеку, потому что убийство любимого понятно и современно для любой эпохи. Словом, Ольга — святая созвучная нам, живущим в XXI веке. И настоящая женщина.

    Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга родилась она в деревне Выбуты Псковской земли. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун сына Рюрика малолетнего Игоря.

    Новгородская Первая летопись младшего извода оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, но известно, что в 945 году князь Игорь погиб от рук древлян. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому Ольга стала фактическим правителем Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав представителем законного наследника престола. Мужчины позволили Ольге отомстить за мужа.

    После убийства Игоря древляне прислали к Ольге сватов. 20 древлян прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги, где закопали живьем вместе с ладьей. Дело тем не кончилось, поскольку Ольга попросила прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было исполнено древлянами. Посольство сожгли в бане, где они мылись, готовясь к встрече с княгиней. Затем княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы справить тризну на могиле мужа. Опоив древлян, Ольга велела перерубить их: Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян. В 946 году дружина Ольги победила древлян в бою установила дани и налоги и вернулась в Киев.

    Отомстив, Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как ее сын большую часть времени проводил в военных походах.

    Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей. Она же положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна .

    Следующим делом Ольги стало крещение в Константинополе. Сделав выбор, великая княгиня отправилась в Константинополь во главе флота. Событие отражено в летописях под названием «хождение»: оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. Окончательное решение стать христианкой Ольга принимает только в Константинополе. Таинство крещения совершил патриарх константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

    В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами: началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила к Христу. С проповедью веры княгиня отправилась на север. В Киевских и Псковских землях в деревнях и на перекрестках дорог она ставила кресты, уничтожая языческих идолов.

    Святослав оставался язычником. Чтобы не конфликтовать с матерью, он переселился в Переяславец на Дунае. Ольга старела в Киеве, учила внуков христианской вере, но не решалась крестить их, боясь гнева сына. Даже священника она держала тайно, чтобы не вызвать вспышки антихристианских настроений. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он пришел на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Тяжело больная Ольга попросила сына не уезжать до ее кончины: она не теряла надежды обратить его к Богу и не прекращала проповедь даже на смертном одре. Святослав плакал, обещая исполнить любое завещание, но отказывался от принятия другой веры.

    Спустя примерно 140 лет после смерти княгини Ольги древнерусский летописец напишет: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

    Каждый православный христианин, наверно, хоть раз в жизни слышал имя киевской затворницы Досифеи, подвизавшейся много лет под мужским именем в Китаевской пустыне. Ее память Церковь чтит 8 октября. В этот же день совершается поминовение еще одной святой – Евфросинии Александрийской (V век), которая тоже спасалась в уединении подобным образом. В первые восемь веков христианства таких женщин было немало. Почему же они выбирали для себя такой необычный способ подвижничества?

    Подобные случаи изменения своего внешнего облика и женского имени на мужское появились среди подвижниц благочестия вскоре после начала распространения христианства. Очевидно, что это было обусловлено определенными жизненными обстоятельствами. Большинство святых женщин, подвизавшихся под видом мужчин, желали посвятить себя всецело служению истинному Богу, но, не найдя понимания и поддержки у близких, были вынуждены убегать из дома и скрываться от преследований родных, которые почти всегда предпринимали попытки к розыску беглянок и возвращению их обратно. Если учесть, что среди таких беглянок находились девицы и даже замужние женщины очень знатного происхождения, которым скрыться было сложно, то проживание под мужским именем и в мужской обители становилось единственной возможностью навсегда порвать связь со своим прошлым. Например, преподобномученица Евгения Римская, пострадавшая в 262 году и принявшая смерть чрез усечение мечом, была дочерью наместника Египта, а святая Аполлинария (пред. в 470 г.) – дочерью Анфемия, правителя Греческой империи в период малолетства Феодосия Младшего.

    Прп. матерь Анастасия, которая прожила в затворе 28 лет во времена императора Юстиниана Великого, имела титул вдовствующей первой патрицианки при дворе в Константинополе. Эта благородная женщина сначала спасалась в женском монастыре, но после того как ее упорно начали разыскивать царские посланники, удалилась в скит и обитала в пещере под мужским именем Анастасия евнуха.

    Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна, приговоренные к смерти во времена гонения Диоклетиана в 293 году, тоже некоторое время подвизались под видом мужчин в глухом месте. Связано это было с тем, что молодым девам посланники гонителя угрожали поруганием. Однако существовали и другие причины, побуждавшие некоторых из праведниц принимать на себя облик представителей противоположного пола.

    В житии прп. Марии Вифинской, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI век) сказано, что после того как Евгений овдовел, он решил уйти в монастырь. Но дочь не захотела расстаться с отцом, а из любви к родителю пожелала разделить с ним трудный иноческий подвиг. Святая, понимая, какие дополнительные искушения ожидают ее среди мужского окружения, все же приняла на себя вид юноши и вступила вместе с отцом в обитель, находившуюся недалеко от Александрии. Там она проживала под именем инока Марина, преуспевая в добродетелях и ухаживая за отцом, который вскоре почил. Самым большим искушением для прп. Марии оказалось выдвинутое против нее обвинение в растлении дочери одного христианина, которая якобы вследствие этого забеременела. Смиренная Мария (Марин) не стала ничего отрицать, взяв на себя чужую вину, чтобы спасти честь девицы и ее ребенка, за что много впоследствии пострадала. Ее невиновность и правда обнаружились только по преставлении, когда перед погребением при переодевании все увидели, что брат Марин женского пола.

    Святая Феодора Александрийская Младшая (V век) ушла из семьи после измены супругу, посчитав себя более недостойной быть женой благородного мужчины. Она решила поселиться в монастыре, чтобы до конца дней оплакивать свой грех. Понимая, что супруг может ее искать, выбрала мужскую обитель, остригла волосы, изменила внешний образ и, назвавшись Феодором, начала подвизаться. Ее самоотверженность, ночные бдения, терпение и смирение удивляли даже опытных монахов. О том, что в обители среди иноков спасалась женщина, Господь открыл игумену в видении накануне ее смерти. Весть о святой подвижнице дошла и до бывшего мужа преподобной, который впоследствии тоже принял постриг в этой же обители.

    Несомненно, что такой способ подвижничества налагал дополнительные трудности на человека. Он требовал определенной перестройки сознания от тех, кто становился на такой путь. Необходимо было находиться в состоянии беспрерывного трезвения, преодолевая не только естественное телесное влечение, но и постоянно следить за желаниями и помыслами. Со временем от усиленных аскетических трудов внешний вид таких женщин менялся настолько, что часто даже родные их не узнавали. В житии упоминаемой Феодоры Александрийской рассказывается, что однажды ее послали в городской монастырь за маслом. Там она встретила своего супруга. Опасаясь быть узнанной, Феодора все же поприветствовала его. Но опасения ее были напрасны – муж, который упорно ее повсюду разыскивал, не догадался, что пред ним его жена. Подобный случай упоминается и в житии прп. Евфросинии Александрийской. Эта Божья угодница, не желая выходить замуж, приняла дома тайно от одного старца иноческий постриг, а затем отправилась спасаться в мужской монастырь под именем евнуха Измарагда, где подвизалась в уединенной келье, проводя время в строжайшем посте, молитве и бдении. Святая жизнь Евфросинии приводила в изумление всю братию монастыря. Однажды ее отчаявшийся и опечаленный отец Пафнутий, который везде разыскивал свою пропавшую дочь, обратился к игумену этой обители с просьбой о молитвах и утешением. Игумен отослал скорбящего родителя к иноку Измарагду на беседу. Пафнутий не смог признать в отшельнике Измарагде свое родное дитя, так сильно она изменилась – от постоянного воздержания и всенощных молитв цвет лица ее, как сказано в житии, увял, тело исхудало. Преподобная Евфросиния сама открылась своему отцу.

    Однако известны случаи и другого порядка. Так, прп. Досифея (Тяпкина) Китаевская, одна из последних известных затворниц, прославленная в лике святых Православной Церковью в 1993 году, невзирая на произошедшие с ее обликом изменения, все же была узнана своей родной сестрой уже после смерти по портрету. Святая Досифея (в миру – Дарья) родилась в 1721 году в семье знатных рязанских дворян. Она получила хорошее образование. Любовь к подвижнической жизни ей привила родная бабушка Порфирия – монахиня Вознесенского монастыря. В пятнадцатилетнем возрасте Дарья, переодевшись в мужскую одежду, ушла из дома. Сначала была послушником в Троице-Сергиевом мужском монастыре, затем добралась до Киева и стала жить отшельницей в пещере близ Китаевской пустыни, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и подвиге, питаясь только одним хлебом и водой. Она обладала даром пророчества и прозорливости. Именно Досифея предсказала уготованную Богом судьбу будущему святому – преподобному Серафиму Саровскому и благословила его на подвиг. Еще при жизни она приобрела известность. В 1776 году отошла ко Господу. Ее нашли упокоенной на коленях перед иконой. В руках была записка: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». Таким образом святая унесла в могилу свою тайну. Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны Свято-Троицкой церкви Китаевского монастыря. Жизнь этой подвижницы до сих пор остается загадкой.

    Все святые женщины, совершавшие дело своего спасения в облике мужчин, были прославлены Церковью в лике преподобных. Потому что они, восприняв буквально слова апостола Павла о том, что во Христе нет «уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно…» (Гал. 3:28) – презрели свое слабое естество и, беря на себя такие подвиги, которые по силам было совершать только мужчинам, уже при жизни уподоблялись бесполым Ангелам и достигали богоподобия.

    Валентина Новикова. Информационно-просветительский центр «Надежда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *