Святыни белгорода

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Белгородской области
  • Белгородская епархия, став с момента возникновения не только средоточием церковной, но и культурной жизни обширного региона юга России, занимала важное место среди епархий Русской Православной Церкви.

    Одно из древних упоминаний о Белгородской епархии мы встречаем в Никоновской летописи, где говорится, что вскоре после учреждения Киевской митрополии, во времена князя Владимира, митрополитом Леонтом были открыты епископские кафедры еще в нескольких городах — Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Белгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани. Древность епархии подтверждает также «Список иерархов и настоятелей монастырей Русской Церкви», составленный академиком Павлом Строевым: «Белгородская епархия упоминается по летописям в XI и XII столетиях». И первым епископом Белгородским под 1071 г. назван Никита. Такой же версии придерживается и Щапов в книге «Государство и Церковь».

    Особое положение Белгородской епархии среди других было обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, вплоть до последней трети XVIII века она являлась окраинной епархией юга Российского государства, неся миссию христианского просвещения и истины во всей ее чистоте и неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания; во-вторых, по мнению ряда исследователей, она являлась одной из наиболее древних епархий Русской Православной Церкви, чье основание восходит к периоду Крещения Руси святым князем Владимиром. И что немаловажно, Белгородская епархия взрастила великих светильников веры, воплотивших в жизнь святость и духовную красоту Русской Церкви, которые своим пастырским служением и иноческими подвигами, церковно-общественной и просветительской деятельностью, богословскими трудами внесли весомый вклад в отечественную культуру.

    Новая история Белгородской епархии начинается с 1667 г., когда по постановлению Большого Московского Собора для ближайшего и более успешного пастырского окормления отдаленных окраин России, зависевших до тех пор по духовному управлению частью от Москвы, частью от Киева, создается митрополия в Белгороде и «да будет тамо архиерей». С самого основания епархия была поставлена в ряд митрополий и ее иерархи назывались митрополитами Белгородскими и Обоянскими — так было до учреждения в 1721 г. Святейшего Синода. С этого же времени они именуются епископами или архиепископами, за исключением одного Антония Чернавского, рукоположенного в сан митрополита на родине. С 1667 по 1787 гг. архипастыри именовались Белгородскими и Обоянскими, с 1787 по 1799 гг. Белгородскими и Курскими, а с 1799 г. — Курскими и Белгородскими. За период существования епископскую кафедру возглавляли 17 архиереев. Многие из них внесли заметный вклад в историю, культуру, просвещение России.

    С именем епископа Белгородского и Обоянского Епифания (Тихорского) (1722-1731) связана важная страница отечественного просвещения — организация Харьковского коллегиума. Епископом Епифанием, первым в России, были заложены основы организации систематического образования, в полной мере воспринятые впоследствии светской школой, в том числе и высшей.

    Немалый вклад в дело развития духовного и светского образования внесли епископы Самуил (Миславский) (1768-?), Петр (Смелич) (1736-1744), Феоктист (Мочуль-ский) (1787-1818), плодом их активной духовной деятельности явилась весомая доработка учебных программ в соответствии с современным уровнем развития научной, богословской и философской мысли, а также существенное расширение сети низших духовных школ, что позволяло оценивать уровень постановки образованности в Белгородской епархии как наиболее высокий в рамках России своего времени.

    На Белгородской святительской кафедре того времени встречаем мужей высокой нравственности и истинно святой жизни. Одним из них явился епископ Иоасаф (Горленко) (1705-1754) — выдающийся проповедник, духовный поэт и просветитель. Деятельность этого иерарха по реальному просвещению, воспитанию человека и возведению его по лестнице знаний высоко оценена Русской Православной Церковью, канонизировавшей его в 1911 г.

    Период наиболее интенсивного развития Белгородского края совпадает с ростом числа монастырей на его территории. Только в течение XVI-XV1I веков на территории будущей Белгородской губернии, согласно аналитическим данным, приведенным митрополитом Макарием (Булгаковым) — известным богословом и историком, уроженцем Белгородчины, — возникает 59 монастырей, в том числе такие известные, как Харьковская Святогорская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Хотмыжский мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Глинская пустынь, ставшие передовыми экономическими и просветительскими центрами.

    Монастыри в Белгородском крае появились одновременно с присоединением его к территории Русского государства и в период своего возникновения принадлежали к числу окраинных, явившись сразу носителями и охранителями христианских вероучительных истин и ценностей, сыграв заметную роль в укреплении христианства и государственной власти во вновь присоединенном обширном крае. Поэтому правительство в лице самого царя особенно внимательно относится к Белгородским монастырям, жертвуя деньги на постройку, непосредственно участвуя в их закладке, наделяя их землями, например, еще в XVI веке по повелению царя Феодора Иоанновича основывается Коренная пустынь (Курский уезд), Троицкий монастырь в г. Белгороде — по повелению Бориса Годунова.

    Мощный импульс развитию духовного просвещения также дали возникшие в Белгородской епархии в 1722 году систематические духовные школы, по образовательному уровню не имевшие аналогов в то время в России. К 1727 году из 46 школ, существовавших в 21 епархии, 8 приходилось на Белгородскую. Белгородская школа успешно развилась в Харьковский коллегиум, который, по отзывам современников, стал «одной из замечательнейших духовных школ» XVIII столетия.

    Последствия шведской войны, а также принудительное выселение части населения в донские степи, повлияв на плотность населения, тем не менее, не отразились на общем составе епархиальных городов. Достаточно сказать, что к названному периоду в епархии действовал 31 монастырь, в то время, как в Смоленской их насчитывалось всего 8, Крутицкой — 26, Тверской — 17, Коломенской — 13 монастырей. О масштабах епархии можно судить по расписанию городов и уездов: Курск, Харьков, Ахтырка, Изюм, Сумы, Обоянь, Суджа и многие другие. Таким образом, Белгородская епархия граничила с Киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии на западе и юго-западе, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с Воронежской епархией в бассейне верховьев Дона. В таком составе Белгородская епархия просуществовала до последней четверти XVIII века. Секуляризация церковных имуществ 1764 года была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории Белгородской епархии. Высочайше утвержденные 26 февраля 1764 года духовные штаты, разделили все великорусские епархии на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Белгородская епархия была отнесена к третьему классу. У монастырей отобраны их вотчины, а на содержание обителей также назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо оставлены «на своем содержании». В результате секуляризации в Белгородской епархии произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. Как исключение графу П.Б.Шереметеву удалось отстоять Богородицкую Тихвинскую пустынь, вероятно лишь потому, что содержалась она сугубо «иждивением» самого графа. Это и определило ее дальнейшую судьбу — Тихвинская женская обитель в слободе Борисовка оставалась на протяжении длительного времени одной из самых известных высоко духовных обителей России.

    6 мая 1788 г. Святейший Синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний, а в 1799 г. происходит разделение Белгородской епархии на Курскую и Белгородскую и Слободско-Украинскую (позднее переименованную в Харьковскую). Согласно докладу Синода 1799 г., архиереи, занимавшие третьеклассные кафедры, должны были жить в губернском городе. Однако г. Белгород, будучи теперь уездным городом, еще долго, вплоть до 1833 г., продолжал оставаться кафедральным городом и духовным центром уже Курской и Белгородской епархии, поскольку в нем, в Свято-Троицкой обители, покоились мощи великого угодника Божия — святителя Иоасафа, почитавшегося народом задолго до его канонизации.

    Среди тех, кто прибегал к его помощи и заступничеству, был император Николай II, дважды посетивший Белгород, по инициативе которого епископ Иоасаф был прославлен в лике святых. Торжество прославления в 1911 году собрало сотни тысяч паломников, прибывших в Белгород со всех концов Российской империи.

    В историю Белгородчины XX века вписаны и трагические страницы гонений на православную веру, сопровождавшиеся поруганием святынь, разрушением храмов, жестокими расправами над священнослужителями. 13-16 августа 2000 года Русской Православной Церковью от Белгородской и Старооскольской епархии прославлены в лике святых 17 новомучеников и исповедников. Среди них выдающийся богослов и агиограф, автор фундаментального труда по истории русской святости епископ Никодим (Кононов) (1871-1919); ревностный архипастырь Антоний (Панкеев) (1892-1938) и почитаемый далеко за пределами Белгородчины яркий проповедник архиепископ Онуфрий (Гагалюк) (1889-1938). Память новомучеников и исповедников Белгородских совершается 1 июня.

    Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля того же года возрождена Белгородская кафедра, управляющим которой назначен Преосвященный Иоанн (Попов), епископ (с 1999 года — архиепископ) Белгородский и Старооскольский.

    Знаменательными событиями в новейшей истории Белгородской и Старооскольской епархии стали пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на земле Святого Белогорья.

    Впервые Святейший Патриарх посетил епархию 16-17 сентября 1991 года во время второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа (Горленко).

    Целью следующего визита Святейшего Патриарха 3 мая 1995 года было освящение храма во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также мемориала «Звонница» на танковом поле под Прохоровкой. 28-29 сентября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Белгородскую и Старооскольскую епархию для освящения величественного Спасо-Преображенского собора в г. Губкин и торжественного открытия Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

    Четвертый раз визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на землю Святого Белогорья состоялся 3-4 мая 2000 года. Святейший Патриарх принял участие во встрече на Третьем ратном поле России президентов трех братских славянских государств — России, Украины и Белоруссии и торжествах, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Ныне Белгородская епархия возобновилась уже не в прежних исторических границах, но место ее в духовной жизни России по-прежнему заметно, о чем свидетельствуют не только восстановленные и вновь возведенные храмы, монастыри, духовно-просветительские центры, воскресные школы, но и православная вера, возрождающаяся в сердцах белгородцев.

    О. Пономарева, кандидат исторических наук, консультант архивного отдела Белгородской области.

    В начало

    Белгородская область богата не только святынями, но и святыми источниками. «АиФ-Черноземье» рассказывает о самых известных из них, расположенных на территории Белгородской и Старооскольской епархии. С каждым связаны различные предания. Все они в разное время были освящены епископом Белгородским и Старооскольским, архиепископом Белгородским и Старооскольским, а ныне – митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

    Белгород

    Святой источник Серафима Саровского

    Святой источник на Харьковской горе забил в 2001 году, когда был освящен храм Георгия Победоносца. Надкладезную часовню освятили во имя святого преподобного Серафима Саровского.

    Святой Кошарский источник

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Источник существовал с XVIII века, но долгое время был в забвении – работы по его восстановлению были закончены в 1998 году, незадолго до престольного праздника храма на Кошарах — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. Часовня над источником была возведена в 2010 году.

    Белгородский район

    Святой источник в Монастырском лесу

    Из истории известно, что здесь в начале XVIII века была явлена чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Позже была построена часовня, святое место перешло в ведение Рождество-Богородицкого женского монастыря. В советские годы часовня была разрушена и лишь в 90-х годах XX века источник и его сооружения начали восстанавливать.

    В 1996 году близ часовни, построенной над святым источником, Господь явил чудо — огненный столп от воды до неба. В источнике люди не раз исцелялись от различных, порой очень тяжёлых болезней.

    Святой источник Иоасафа, епископа Белгородского, в с.Петропавловка

    Фото: Сайт «Святой источник»

    В селе Петропавловка находился загородный архиерейский дом епископа Иоасафа Белгородского. Им был освящён родник в этом селе. В память об этом событии здесь возведена ротонда-часовня.

    Шебекинский район

    Святой колодец поселка Неклюдово

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Колодец находится около Петропавловского храма, в месте, где, по преданию, верующим людям явилась Божия Матерь. Вода в нём считается целебной.

    Святой источник иконы Николая Ратного

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Источник находится в бывшем селе Устинка, ныне это пригород Шебекино. По преданию, здесь была явлена великая святыня — икона святителя Николая Ратного. Ежегодно 21 мая чудотворную икону доставляют на источник, где совершается молебен с акафистом и чин освящения воды.

    Святой источник с. Белый Колодезь

    Фото: Сайт «Святой источник»

    В православный праздник Крещения Господня в 2009 году благоустроенный источник освятили – он был обустроен в честь 310-летия основания села и сам дал ему название. Первыми жителями, по преданию, были участники стрелецкого восстания, которые были сосланы на южные рубежи страны по приказу Петра I.

    Корочанский район

    «Ясный колодец» в Короче

    Фото: Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район»

    Существует легенда об этом источнике. Во время строительства крепости на горе Белой в XVII веке русские сторожевые войска постоянно сталкивались с набегами татар. И однажды во время неравного боя сын воеводы Ясень был ранен. У него была возлюбленная, которая решила, что если омоет его раны родниковой водой, то спасет любимого. Но на горе не было родников, и она отправилась к подножию, принесла воды родниковой, омыла раны Ясеня — и они быстро зажили. С тех колодец и прозвали Ясным, а воду в нём считают целебной.

    Старооскольский район

    Святой Жуковский колодец

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Колодец расположен в урочище Жуково Старооскольского городского округа. Деревни Жуково уже давно нет, а колодезь жив и дарит людям живительную воду. Здесь в XIX веке была явлена икона Божией Матери «Знамение». По словам старожилов, здесь многие получили исцеление от своих напастей и болезней, даже от слепоты. После революции, во времена гонений источник хотели засыпать, но не получилось — трактора, подъезжая к месту, где расположен колодезь, глохли и вперед не двигались. Вода, набранная в колодце, сохраняет свою свежесть долгое время.

    Потуданский родник

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Источник расположен у поселка Логвиновка, близ села Потудань. Он освящен в честь Николая Чудотворца и является самым известным родников района, это памятник природы регионального значения. По преданию, явление иконы Святителя Николая в роднике у истока реки Потудань произошло в начале XVIII века. Практически с момента явления иконы сюда совершались паломничества. После революции часовню сожгли. Восстановили и освятили её в 1994 году.

    Бабанинский родник

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Расположен в западнее села Обуховка, на северной окраине села Бабанинка, в пойме реки Котел. По преданию, здесь была явлена икона Божией Матери «Знамение», после чего родник стал местом паломничества.

    Новооскольский район

    Святой источник Параскевы Пятницы в с.Старая Безгинка

    Родник этот в народе называется «Пятенка», он находится у подножия горы, на которой возвышается Покровский храм. В дни празднования в честь чудесного обретения иконы здесь служат молебен и поют акафист в честь святой Параскевы, после чего набирают целебную воду.

    Чернянский район

    Родник «Крестовоздвиженский» посёлка Чернянка

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Святой источник расположен на западной окраине поселка, в пойме реки Оскол.

    Колодец возле Свято-Троицкого Холковского монастыря

    Фото: Сайт «Святой источник»

    Монастырский источник находится прямо у входа в обитель, у подножия холма, на котором расположен монастырь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *