Святыни Франции

М о н а с т ы р ь «С в я т о й Ж е н е в ь е в ы».
——————————————————
Настоятельница монастыря «Святой Женевьевы», строгая монахиня
Матильда Краузе, склонившись над столом, просматривала тетради
своих юных воспитаниц, подчеркивала красным карандашом обнару-
женные ошибки. «Ах, как плохо пишут» — сокрушалась она, намери-
ваясь сделать выговор матери Гортензии, преподававшей француз-
ский язык. Она хотела позвонить, но в это время одна из мона-
хинь-надзирательниц подала ей на подносе для писем конверт. Ра-
зорвав его, Матильда Краузе прочла следующие строки:
«Вы просили меня подыскать вам такого человека, который был
бы, с одной стороны настолько силен, что мог бы выполнять раз-
личные хозяйственные работы и, с другой, чтобы не мог быть опас-
ным для вверенных вашему воспитанию девочек. Податель сего пись-
ма может быть совершенно безопасен в этом отношении, так как он,
как я заметил, непроходимо глуп и к тому же глухонемой. Свиде-
тельствую вашему преподобию мое глубокое уважение.»
Тарль де Мурлен.
— Вот, наконец-то, найден нужный нам человек! — прочитав все
письмо, сказала настоятельница, ожидавшей приказания надзира-
тельнице, — теперь будет кому обрабатывать наш сад.
— Вы правы, ваше преподобие, — ответила надзирательница, —
мало вероятно, чтобы этот человек оказался опасным.
— Приведите его ко мне в кабинет, — распорядилась настоятель-
ница, желая лично осмотреть нового человека, рекомендованного в
садовники.
Через минуту в кабинет вошел молодой человек, с блуждающим
взглядом и улыбкой, лет около двадцати, довольно чисто одетый и
по простой моде. «Действительно глуповат», — смерив его взглядом
заметила настоятельница монастыря, видя не сходившую с его лица
глуповатую улыбку.
— Жаль только, что он молод и довольно красив, — сказала она,
обращаясь к надзирательнице.
— Едва ли это обстоятельство может иметь серьезные послед-
ствия, когда он глупец и глухонемой, — почтительно сказала над-
зирательница.
— Ну, вы совсем не правы, — возразила матильда краузе, — де-
вочки очень любопытны и могут поинтересоваться его мужскими осо-
бенностями, а это может привести к печальным последствиям, хотя,
впрочем, они будут под строгим наблюдением, — добавила она.
— Конечно, мы не будем спускать с них глаз, — подтвердила
надзирательница.
— Растолкуйте ему как-нибудь, что он должен делать у нас и,
затем доложите мне о его способностях, — распорядилась насто-
ятельница, давая знак, что разговор окончен.
Надзирательница увела молодого человека в сад и мельком стала
показывать ему, что он должен делать: мести дорожки, срезать и
убирать сухие листья и сучья, колоть дрова.
Все это молодой человек понял обнаружив ловкость и силу. —
Да, он препонятливый, ваше преподобие, — сказала монахиня,
докладывая через два часа настоятельнице о результатах испытания
молодого человека.
— О, это отлично. — согласилась настоятельница, — условьтесь
с ним относительно вознаграждения, а главное следите затем, что-
бы он как можно реже встречался с нашими девочками.
— Получив строгий наказ по надзору за молодым человеком, весь

штат надзирательниц постоянно вертелся около него в саду, когда
юные воспитанницы, пользуясь часами отдыха, бегали резвились по
саду, придумывая разные забавы и игры.
Все это были молодые девушки, лучших фамилий, не старше шес-
тнадцати лет, вверенные воспитанию настоятельнице монастыря Кра-
узе, пользовавшейся великолепной репутацией строгой и благочис-
тивой женщины.
Основное внимание в воспитании своих воспитаниц было обращено
на то, чтобы девочки были совершенно не осведомлены ни о чем ка-
сающемся половых отношений и вообще интимных сторон жизни.
В их юные головки были внедрены понятия, что детей приносит
аист, что их находят на огородах, в капусте, что мужчины отлича-
ются от женщин только костюмом, что волосы растут в известных
местах от того, что они кушают баранину. Этот вздор рассказыва-
ется не только малышам, но и шестнадцатилетним девушкам. Нрав-
ственность девочек охранялась так строго, что даже ванны прини-
мались ими в сорочках, чтобы они не видели собственной наготы.
Конечно уродливость такого воспитания должна была сказаться и
вылиться в безобразные формы. Появление среди девочек молодого
садовника, конечно, было замечено. Высокий, стройный, с кудрявы-
ми волосами и прекрасными чертами лица он производил на девочек
чарующее впечатление. Многим из них хотелось вступить с ним в
разговор мимикой, но тотчас появлялась какая-нибудь воспитатель-
ница и шаловливые девочки должны были с разочарованием отходить
прочь. Главное им хотелось подтвердить свою догадку, что мужчина
отличается от женщины не только костюмом.
Таким постояннм надзором был чрезвычайно недоволен молодой
садовник Ксаверий де Монталь, ибо не этак он рассчитывал, когда
прочел объявление в «Основе христианской нравственности», приг-
лашающего молодого человека, сильного, глухонемого на постоянное
место.
Зная, что тот клерикальный журнал пользуется благословением
монастырей, занимающихся воспитанием и образованием молоденьких
девушек, Ксаверий де Монталь без особого труда догадался, почему
именно требуется глухонемой.
Будучи молодым повесой, совершенно свободным и независимым,
он переменил имя, взял на себя довольно трудную роль глухонемо-
го. Поступая в монастырь он надеялся, что ему будет легко сдру-
житься с девочками и посвятить их в запретные тайны.
Особенно ему нравилась одна прелестная воспитаница по имени
Клариса де Мурель, девочка лет около шестнадцати, с пухлыми ко-
ралловыми губками, тонкой талией и таким упругим бюстом,
как-будто две половинки яблока были спрятаны на ее девственной
груди. Веселая, резвая она чаще других подбегала к нему, выбирая
момент, когда не было около нее стерегущих аргустов.
Однажды, Клариса де Монталь, бегая вблизи садовника, осмели-
лась даже толкнуть его пальчиком и отбежав увидела, что этот
глупый, но красивый глухонемой парень сделал жест весьма похожий
на воздушный поцелуй.
«Глупый, однако, он не совсем деревяшка», — подумала она,
сделав это открытие и решила подойти поближе и познакомиться с
ним.
«Вот именно с этого роскошного цветка я буду обрабатывать
этот дивный сад», — подумал Ксаверий де Монталь, любуясь изящным
личиком девочки и ее большими красивыми глазами. Постоянный над-
зор не только ему самому, но и надзирательницам надоел, которые
предпочли бы сидеть в своих кельях, и пить кофе, как это было
раньше.
«И зачем наблюдать за ним, — думали они, — когда он дурак и
глухонемой, не подозревает даже своего мужского назначения?» Но
надзор за ним был неизбежен, ввиду строгого наказа самой насто-
ятельницы.
«Надо что-нибудь придумать, чтобы ослабить этот проклятый
надзор», — часто думал ксаверий, ломая голову над этой трудно
решимой задачей. В конце концов, он все-таки придумал и выкинул
фортель.
В день «Святой Женевьевы» персонал монастыря отпустил садов-
нику две кварты превосходного монастырского вина. Выпив это вино
и притворившись пьяным, Ксаверий перед приходом надзирательницы,
которая должна была принести ему обед, развалился на кровати, в
отведенной ему каморке и притворился глубоко спящим. Предвари-
тельно он принял такую позу, что принадлежность его туалета,
как-будто бы во сне сползла со своего места, обнажив ту часть
тела, которая обыкновенно тщательно скрывается.
Вошедшая монахиня сокрушаясь, покачала головой, увидев в та-
ком безобразном виде монастырского садовника, ставя на стол при-
несенный обед, она огорченно подумала о невоздержанности и неоп-
рятности мужчин.
Уходя, она, однако, не могла устоять от искушения, и взглянув
вдруг обмерла от удивления, увидев на том месте, где как она до-
подленно знала в дни своей молодости, находится мужская принад-
лежность, — было пустое место!!!
— Святая Женевьева! — про себя воскликнула она с радостью, —
а мы так боялись и охраняли от него наших девочек, а у него ока-
зывается, и нет ничего для них опасного, и он даже не мужчина!!!
Сделав такое открытие, она со всех ног, побежала доложить об
этом настоятельнице.
— Сама видела, ваше преподобие, — уверяла она настоятельницу.
— Не поверю, доколе сама не увижу, — произнесла та, не дове-
ряя глазам своей подчиненной.
Спустя несколько минут Матильда Краузе, в сопровождении над-
зирательницы вошла в коморку садовника и была поражена необычной
картиной.
С некоторым смущением, непонятным для нее, рассматривала она
покрытый волосами «лобок» выпившего садовника, крепко спящего.
На нем действительно, отсутствовало самое страшное для ее воспи-
таниц.
— Это чудо-милость божья «Святой Женевьевы», и нашему монас-
тырю, — сложив руки, умиляясь сказала монахиня, — это должно
быть большая редкость в мужском сословии, — продолжала насто-
ятельница, — и надо принять все меры, чтобы удержать его в нашей
обители.
Взглянув еще раз на пустое место, они, осторожно ступая, ос-
тавили его одного.
Как только они ушли Ксаверий весело рассмеялся. Его мужская
принадлежность, вытянутая и зажатая между ног, освободилась и
оказалась на надлежащем месте. И была она такой величественной,
что если бы видели ее монахини, то непременно пришли бы в ужас.
«Ну, кажется, дело идет превосходно, — думал Ксаверий, — вре-
мя для обработки сада, по-видимому наступило!»
На другой день все воспитанницы были удивлены, когда увидели,
что все надзирательницы исчезли, а они предоставлены сами себе.

Париж – не только центр моды, искусства, культуры и праздного образа жизни. Это еще и один из мощнейших духовных центров мира. Здесь до наших дней сохранилось немало святых реликвий, поклониться которым сюда являются тысячи поломников.

Терновый венец

Одна из самых ценных христианских святынь – Терновый венец, который хранился в Нотр-Дам де Пари вместе с двумя другими реликвиями – частицей Креста, на котором был распят Иисус, и одним из гвоздей, использовавшихся для распятия. Терновый венец оказался во Франции в 1238 году. Император Балдуин II, жаждавший заручиться поддержкой для своей империи, преподнес его французскому королю Луи IX Святому.

На время ремонта собора реликвии перенесли на хранение в Лувр. Будут ли их демонстрировать во время следующего великого поста, как это случалось ежегодно, пока не известно.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Когда отреставрируют парижский Нотр-Дам?

Мощи царицы Елены

В церкви Сен-Лё-Сен-Жиль хранятся мощи Святой равноапостольной царицы Елены, которая способствовала распространению христианской религии на территории Римской империи. Царица Елена была первой, кто вернул христианские святыни в Рим, где она и скончалась в 330 году.

Часовня с мощами царицы Елены находится за дверью под алтарем. Дверь всегда заперта, но вы можете попросить хранителя открыть ее, при этом принято оставлять небольшое пожертвование в пользу церкви.

Адрес: 92 Rue St Denis, Париж

Мощи Марии Магдалины

Мощи Марии Магдалины можно найти на юге Франции, а часть из них хранится в посвященной ей церкви в Париже. Правда, увидеть их удастся не каждому, так как мощи расположены высоко под потолком, и их спускают только раз в год – 22 июля, в День Марии Магдалины.

Адрес: Place de la Madeleine, Париж

Хитон Иисуса Христа

Эта святыня попала во Францию в 800 году, когда византийская императрица Ирина, надеясь на брак с Карлом Великим, подарила ему хитон в честь коронации. Брак так и не состоялся, впоследствии Карл Великий передал хитон своей дочери Теодраде, настоятельнице монастыря в Аржантее. Хитон выставляется на обозрение каждые 50 лет, и увидеть его в следующий раз возможно будет в 2034 году.

Адрес: Аббатство Сен-Дени, Аржантей

Мощи Святой Женевьевы

В парижском храме Сент-Этьен-дю-Мон вы можете приобщиться к мощам покровительницы Парижа – Святой Женевьевы. Многие годы рака с мощами Святой Женевьевы оберегала Париж от напастей, но во время Великой французской революции они были преданы публичному сожжению. Сегодня в Сент-Этьен-дю-Мон хранится лишь фаланга одного пальца Женевьевы.

Адрес: Place Sainte-Geneviève, Париж

Плат Пресвятой Богородицы в Шартре

Вот уже на протяжении нескольких веков в Шартр стекаются толпы верующих, чтобы увидеть плат, принадлежащий Богородице. Считается, что плат был преподнесен в дар Шартрскому собору Карлом Великим, который, в свою очередь, получил его в качестве подарка во время крестового похода в Иерусалим.

Адрес: 16 Cloître Notre Dame, Шартр

Мощи Святой Урсулы

Церковь Сен-Северин бережно охраняет ящик с мощами Святой Урсулы и ее подруг по вере. По преданию, во время паломничества по святым местам Европы на них напали гунны. Они убили и Урсулу, и 11 000 ее спутниц, возмущенные не только религиозными верованиями, но и смелостью девушек, давших обет безбрачия и отважившихся самостоятельно отправиться в путешествие.

Адрес: 3 Rue des Prêtres Saint-Séverin, Париж

Останки Мучеников сентября

В парижской церкви Сен-Сюльпис вы можете увидеть Мемориал Мученикам сентября – группе из католических священников, семинаристов, епископов, которые были растерзаны толпой во время Великой французской революции. Сегодня часть останков мучеников хранится в склепе Церкви монастыря босоногих кармелитов Сен-Жозеф. Доступ к останкам открыт каждую субботу в 15.00.

Адрес: 70 Rue de Vaugirard, Париж

Часовня Чудотворного Медальона Богоматери

В Часовне Чудотворного Медальона Богоматери можно обнаружить мощи трех французских святых: Викентия де Поля, основателя конгрегации Дочерей милосердия, Луизы де Марийяк, его сподвижницы, и Екатерины Лабуре, создавшей Медальон Богоматери после того, как в видениях к ней пришла Дева Мария.

Адрес: 140 Rue du Bac, Париж

Мощи Святого Петра Юлиана Эймара

Мощи Юлиана Эймара, основателя конгрегаций «Отцы Святых Даров» и «Служительницы Святых Даров», покоятся в крошечной церкви Тела Господня. Они хранятся в стеклянном ящике в специальной раке. Ранее мощи находились у Кюре из Арса, Святого Жана Батиста Мари Вианнея, близкого друга Святого Юлиана Эймара.

Православие не чуждо Франции. Святыни Франции дороги одновременно и западным и восточным христианам, так как они свидетельствуют о существовании древней неразделенной Церкви.

Собор Парижской Богоматери

Проповедь христианства в Галлии (древнее название Франции, возникшее после нашествия германских племен по имени одного из них -франков) восходит к первым векам, когда возникли семь епархий современной французской провинции Бретань, основанные семью святыми. Нашествие языческих саксов на Британские острова вынудило переправиться бриттов, которые в большинстве своем были православными, через пролив Ла Манш и основать в западной Франции первые приходы и монастыри.

Произошло это событие в V-VI веках, а первые письменные свидетельства о христианских общинах на территории современной Франции относятся ко второму веку. В 177 году за веру пострадали в городе Лион 43 мученика, о чем подробно написал святитель Ириней Лионский в своем письме. После этого христианство было проповедано во всех уголках Франции — от юга до западных провинций.

Юг Франции связан с древним и современным христианством. Одной из жемчужин является город Ницца, где расположено несколько православных соборов, построенных еще до октябрьской революции в России. Там же, находятся места, имеющие связь с традицией почитания жен-мироносиц: святой Марии Магдалины, Марии Клеоповой и Марфы.

Иммиграция русских, греков, сербов в XIX веке, а также изгнание греков из Малой Азии и революция в России XX века способствовали оживлению православной жизни во Франции. Греки заселили южную часть Франции (около Марселя), а русские расселились вокруг Парижа.

Сейчас во Франции насчитывается примерно 200000 православных верующих и 150 православных приходов, из которых 15 относятся к Московской патриархии (включая 3 монастыря), а также 10 православных монастырей и 4 афонских подворья. Афонские подворья были основаны по примеру св. Антония Киево-Печерского, вернувшимися со святой горы Афон французами.

Хитон Христов

В городе Аржентё хранится одна из величайших святынь всего христианского мира — хитон Христа. Византийская империатрица Ирина, в знак дружбы, сделала подарок королю Франции Карлу Великому — подарила хитон Иисуса Христа. А дочь короля была главой женского монастыря, вокруг которого в 665 году и вырос Аржантё. В лихие времена христиане боялись, что французские революционеры уничтожат святыню, поэтому они договорились хранить части святыни в разных местах. С 1846 года хитон Христов находится в базилике города Аржантё.

Однажды хитон украли и бросили его в мусорный бак, но мусорщик почему-то обратил внимание на лежащую материю и не стал выбрасывать…

Терновый венец Спасителя

Терновый венец Спасителя

Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя — тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель — Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры — на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного Креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Тернов ый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.

Святые мощи Дионисия Ареопогита

Христианская проповедь была принесена на территорию нынешней Франции уже в I веке. В 96 году по Рождестве Христовом в Галлию прибыл христианский епископ с группой миссионеров. Это был Дионисий Ареопагит, обращенный к Богу проповедью ап. Павла в городе Афины, автор многих богословских сочинений и в конце своего земного пути ставший первым епископом столицы Франции – Парижа.

Поставив из числа своих спутников епископов в семи городах Франции (Реймсе, Пуатье и других), он остановился в Лютеции – теперешнем Париже – вместе с пресвитером Рустиком и архидиаконом Елевферием. Здесь они и положили основание Православной Галльской Церкви. Св. Дионисий и его спутники поселились за городом. В подземелье, где жил первый епископ Парижский, совершалось богослужение. Но, как и всюду в те страшные времена, св. Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены далеко за городом, на лесистом холме — Монмартре , на котором высится теперь храм Сакрэ-Кёр (возведен на собранные народные деньги) и к которому ведет улица де Мартир , названная так в честь славных мучеников Парижа – первого его епископа и его спутников.

Гонения на христиан в Галлии, как и всюду, продолжались до 312 года; но истребить христианство языческому Риму не удалось. Например, Фивский легион был уничтожен за отказ избивать христиан, живших в устье реки Марны. Несмотря на гонения, Православная Галльская Церковь продолжала расти численно и духовно и дала много мучеников и святых, как вселенского, так и поместного значения. Среди них: св. Ириней Лионский, основоположник богословия восточной традиции, сщмч. Дионисий Ареопагит, свв. мученики Рустик и Елевферий, прославленный борец против арианства св. Иларий и апостол Галлии свт. Мартин Турский, св. Маркелл и множество других. К святым, просиявшим в Православной Галльской Церкви, относится и покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении – Женевьева).

Святые мощи Дионисия Ареопогита находятся в базилике Сен-Дени (Святого Дионисия), вместе мощами пресвитера Рустика и диакона Елевферия.

Мощи святой равноапостольной Елены

Прежде мощи святой Елены хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой.

Мощи св.равноапостольной царицы Елены (церковь в Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже)

Его поступок не получил единодушного одобрения. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи.: они, обратившись к книгам, хотели прежде всего разобраться, существовали ли мощи царицы Елены и могла ли в принципе такая ситуация, о которой рассказывал похитивший святыню монах, иметь место в действительности.

Была организована экспедиция в Рим, и результатами своего посольства в Рим французские монахи остались довольны. Но король Карл посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непонятным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая Елена его защитит.

В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, и также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было тогда воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.

С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал. Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, где они хранились, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что если сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их, – благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его – разбиты, и церковь подверглась опустошению. Коммунары ушли, а мощи остались в храме.

Мощи равноапостольной Елены находятся в католическом соборе, но есть разрешение и православные могут совершать молитвы у мощей святой Божией.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца

В 350 км от Парижа расположен город Нанси. В этих краях в 11 веке жил рыцарь по имени Альберт. У него был слуга, который тайно завладел и хранил у себя перст от мощей святителя Николая. Перед смертью он передал святыню Альберту и тот поместил ее у себя дома (видно просто где-то запер в шкафу). Однаку рыцарю во сне стал часто являться святитель Николай. Тогда рыцарь решил отнести частичку мощей в церковь, чтобы все люди могли прикладываться к ним и просить молитвенной помощи. Именно эта небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения сюда части мощей святого из Бари в 1098 г.

Здесь возникло почитание св. Николая как особенного покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершенных по молитвам к этому великому угоднику Божию. В подражание милосердию св. Николая родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти 6/19 декабря.

В конце 2002 г., по образу поклонения мощам св. Николая в Бари (Италия), в базилике св. Николая в Сен-Николя-де-Пор начались регулярные православные богослужения

Мощи св. Мари Магдалины

В центре Парижа расположен католический собор, носящий имя святой Марии Магдалины. Близлежащая станция метро носит имя Мадлен, то есть названа в честь этой великой святой. В центре собора находится белого цвета скульптура Марии Магдалины в окружении ангелов. Мощи святой прикреплены у стен на приличной высоте.

Честная глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла поиски Иерусалимских святынь. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, известны три других места нахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, Угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартониз Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.

Честная глава Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен.

С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии. В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

Мощи святой мученицы Софии в Эшо под Страсбургом

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, что буквально переводится как «ясеневый остров»).

Святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии. В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.

После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается ее постепенное восстановление.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.

Плат Божией Матери

Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню.

Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора. Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX

Святая Геновефа (Женевьева)

Она была уроженкой находившегося в семи милях от Лютеции по реке Сене городка Нантерра, жители которого занимались рыболовством и земледелием. Родители Геновефы – Севэр и Геронция – были христиане и владели в Нантерре небольшим земельным участком, на котором по тогдашнему обычаю их дочь пасла овец.

В течение своей долгой жизни св. Геновефа охраняла, умиряла и просвещала своей святостью еще полуязыческую Галлию. Последние же годы ее жизни протекали в первом на Западе христианском государстве – молодой Франции. Как преподобный Сергий на Руси по отношению к московскому князю, была она мудрой советницей в делах устроения Церкви Христовой у короля Хлодвига. Так же, как и преподобный Сергий, является она покровительницей всех учащихся. На площади Пантеона, где когда-то была ее базилика, находится прекрасная «Библиотека св. Женевьевы”, а на мосту, соединяющем остров Ситэ с «левым берегом”, или «латинским кварталом”, высоко над Сеной, по которой она столько раз плавала, и над городом, в котором она так долго жила, высится ее статуя в самом сердце Парижа, в самом сердце Франции. Закончим и мы словами агиографа житие православной галльской святой: «Мы же, исповедывающие Отца, Сына и Духа Святого, Троицу Единосущную и Нераздельную, всегда будем молить св. Геновефу, чтобы она испросила нам у Бога прощение грехов, и чтобы мы чистым сердцем славили Спасителя нашего Иисуса Христа, царствующего и пребывающего во веки веков. Аминь”.

В 1941 году настоятель о. Михаил Бельский и приходский совет обратились к настоятелю храма «св. Стефана на Горе” с просьбой разрешить служить православные молебны у гробницы св. Женевьевы. Высшие католические церковные власти дали разрешение, и с тех пор 3 января (по новому стилю) после литургии в храме Божией Матери «Всех скорбящих Радости” и св. Женевьевы все присутствующие идут к гробнице преподобной, где совершается торжественный молебен соборным служением всего духовенства патриарших приходов в Париже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *