Каждый православный христианин, отправляясь в Иерусалим, святые места считает своим долгом посетить в обязательном порядке. Ведь именно они являются подлинным свидетельством событий, описываемых в текстах Священного Писания. А такие святые места, как Голгофа или Гефсиманский сад, о многом говорят каждому верующему человеку, напоминая о завершении земного пути Спасителя и вероломном предательстве, совершенном одним из его учеников.
Впрочем, он имеет свою историю, которая обретает особую символичность именно в окружении архитектурных сооружений и природного ландшафта, сохранившихся неизменными со времен земной жизни Иисуса Христа. Правда, большая часть современных святынь все же имеет рукотворное происхождение и создавалась как память о происходивших на Земле событиях.
История паломничества в Иерусалим началась в IV веке нашей эры с посещения матерью императора Константина Еленой, позже причисленной к лику святых мест. Именно её стараниями были возведены первые паломнические храмовые сооружения у Гроба Господня и в месте Вознесения Спасителя на горе Елеон.
Содержание
- Святые места Иерусалима
- Святые места в Храме Гроба Господня
- По местам Крестного пути в Иерусалиме
- Храм Гроба Господня
- Иерихон
- Капелла бичевания Христа и Церковь Осуждения и Возложения Креста
- Вифлеем – поле пастушков и грот
- Храм Рождества Христова
- Виффагия
- Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии– Эйн Керем, Иерусалим
- Церковь Иоанна Крестителя – Эйн Керем, Иерусалим
- Монастырь святого Иоанна в пустыне – Эйн Керем, Иерусалим
- ВЕРБНЫЙ СБОР
Святые места Иерусалима
Его окрестности и места в своих современных границах представляют немалый интерес для православных паломников. В частности, среди священных для православия можно упомянуть такие знаковые достопримечательности, как гора Елеон, на склонах которой расположен православный монастырь, названный в честь Марии Магдалины, а также храмы и монастыри других христианских конфессий.
В восточной части, в Гефсимании Иерусалима расположено для всех православных — могила Богородицы, расположенная в одноименном храме. Сюда приходят, чтобы почтить память Божьей Матери и вознести молитвы её милости. В Гефсимании состоялось предательство Иуды и арест Иисуса. А еще именно согласно преданиям когда-нибудь начнется Страшный суд.
Невозможно представить себе паломничество в Иерусалим без посещения храма Гроба Господня, возведенного на месте казни и воскрешения Спасителя. Объединяя представителей всех конфессий христианства, этот уникальный памятник истории является главной святыней и в православии. И, разумеется, каждый прибывающий в его окрестности православный христианин, решающий посетить, должен в первую очередь отдать дань памяти крестному пути Иисуса.
Святые места в Храме Гроба Господня
В Иерусалиме — городе, история которого насчитывает более трех тысячелетий, сегодня располагаются многие для православия реликвии. И главным для паломничества здесь традиционно остается Храм Воскресения, более известный как Храм Гроба Господня. Возведенная в IV веке ротонда этого величественного здания покрывает собой расположения могилы Спасителя, в которую он был уложен после снятия с креста.
Там находятся для христиан святые места, неразрывно связанные со Страданием и Воскрешением Иисуса Христа. В частности — Голгофа, во времена жизни Спасителя располагавшаяся вне городских стен. Но поскольку храм был возведен много позже, уже после того, как был буквально стерт с лица земли, сегодня упокоения тела Христа и его мучений расположены на территории, относящейся к так называемому Старому городу.
Стоит отметить, что в своем первоначальном виде храмовые постройки сохранились далеко не везде. В связи с тем, что территория много раз переходила под власть персидских и арабских правителей, Храм Воскрешения неоднократно претерпевал разрушения и вновь восстанавливался. А разрушительное землетрясение 1927 года и вовсе едва не лишило мир главной христианской святыни.
По местам Крестного пути в Иерусалиме
С него начался крестный путь Спасителя, — Преторий принято также считать святым. Здесь, в резиденции прокуратора, Иисус выслушал произнесенный ему приговор, был увенчан терниями и получил крест, на котором впоследствии и был распят. В частности, в монастыре Сестер Си сохранилась трехдверная аспида Ekke Homo.
Как отправная точка в случае с Крестным путем, имеет крайне важное значение. Ведь благодаря многочисленным историческим и теологическим исследованиям современные христиане смогли в точности восстановить всех хронологические и топографические вехи в периоде, относящемся к Страстям Христовым — от ареста до снятия с креста и церемонии погребения.
Изначально Крестный путь определяли от Гефсиманского сада, где был произведен арест Иисуса. Но в современной традиции его считают именно от Претория. А на протяжении крестного хода паломники делают в пути 14 остановок, каждая из которых символизирует один из этапов Страстей Христа.
Гора Сион и Тайная вечеря
Православный христианин, как и его братья во Христе, исповедующие другие течения этой религии, знает, какое значение имела Тайная вечеря для зарождения традиций получения причастия среди первых апологетов церкви. Именно причастие, данное Иисусом своим ученикам, положило начало традиции причастия, которую сегодня проходят все верующие.
Еще одним знаковым для этого событием является нисхождение на апостолов Духа. Об этом событии также подробно повествует Священное Писание. А вот о проведения Тайной вечери и схождения на землю Бога Отца известно немногим. А меж тем, именно так в христианстве принято именовать холм в западной части города.
Сегодня в Иерусалиме расположена Часовня Тайной вечери и Нисхождения Святого Духа. Этот памятник христианской архитектуры причисляют к одним из древнейших (он возведен во втором столетии от Рождества Христова). И несмотря на то, что в современной истории на территории Сионского холма располагаются по большей части мусульманские молельные комплексы, часовня остается свободна для посещения и молитв.
Священные места Масличной горы
Гора Елеон или Масличная гора — для всех без исключения христиан. На её склонах расположены многочисленные храмы и монастыри, объединяющие в служении Господу представителей самых разных христианских конфессий. Так, на западном склоне расположен монастырь Кающейся Магдалины Русской православной церкви.
Северный склон венчает Греческая церковь Галилейских Паломников, возведенная на месте встречи Иисуса с учениками после воскрешения. Здесь же отведены для монастыря с православным храмом в честь Иоанна Крестителя. А на территории, отданной представителям ислама, располагается Вознесения Господня — одна из главных христианских святынь.
Планируя посетить Святую Землю с паломнической поездкой, не стоит полагаться на случайную удачу. Обратившись за организацией тура в паломническую службу «ТОВИЯ», вы сможете подобрать тур с учетом своих финансовых возможностей и интересов и будете приятно удивлены высоким уровнем сервиса и демократичными ценами на путевки. Обращайтесь, и мы будем рады организовать для вас индивидуальные или групповые поездки по христианских в любое удобное время.
На главную
Храм Гроба Господня
Расположенный в христианском квартале Старого Города в Иерусалиме, около 70 км к западу от Тель Авива, Храм Гроба Господня (также известен как Храм Воскресе́ния Христо́ва) включает два из наиболее святых для христианства мест: место распятия Иисуса (Голго́фа, на греческом или Кальва́рия, на латинском), а также гробница, где, согласно вере, Иисус был похоронен, а затем воскрес.
Также в храме происходили четыре последних этапа пути Иисуса по улицам Иерусалима, несущего крест до момента своего распятия (Крестный путь).
Первый, известный историкам храм на этом месте был построен римским императором Константином Великим в 325 году н.э.
На протяжении веков место развивалось и преобразилось в потрясающий комплекс, который мы видим сейчас.
Храм управляется несколькими христианскими конфессиями благодаря ряду договорённостей и соглашений, которые были заключены более 160 лет назад.
Каждый день в храме происходит впечатляющая и волнующая процессия, начинающаяся и завершающаяся у капеллы Святых Даров. Она проходит через 14 стояний, представляющих собой воспоминание эпизодов крестного пути Иисуса Христа, при которых служители зачитывают вслух или поют гимн.
Далее приведён список 14-ти стояний:
- I: Господа Иисуса осуждают на смерть (капелла Святых Даров)
- II: Иисус берёт крест на свои плечи («Столп бичевания Христа”)
- III: Иисус падает в первый раз (Тюрьма Иисуса Христа)
- IV: Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу ()
- V: Симон Кириниянин помогает Христу нести крест
- VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
- VII: Иисус падает второй раз
- VIII: Иисус Христос обращается к женщинам Иерусалима.
- IX: Иисус падает третий раз.
- X: Иисуса Христа обнажают.
- XI: Иисуса пригвождают к кресту.
- XII: Иисус умирает на кресте.
- XIII: Иисуса снимают с креста.
- XIV: Погребение Иисуса Христа.
В Иерусалиме также имеются многие другие святые для христианства места. Далее приведены некоторые из самых примечательных:
- Виффагия
- Церковь Святого Иоанна Крестителя
- Храм Вознесения на Елеонской горе
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Виа Долороза (путь скорби)
Иерихон
Оазисный город Иерихон, находящийся в 100 км от Тель Авива, в 35 км от Иерусалима и 258 м ниже уровня моря, расположен на территории, управляемой Палестинской Национальной Администрацией.
Находящийся вблизи реки Иордан и богатый пресноводными источниками, город известен своей плодородной землёй и финиковыми пальмами.
Город считается одним из древнейших в мире, с историей, начинающейся более 10,000 лет назад, с 8,000 года до н.э. Он неоднократно упоминается в Старом и Новом Заветах.
Одним из главных источников доходов города является христианский туризм, благодаря некоторым важнейшим для христианства местам в самом городе и его окрестностях.
Среди них числятся:
- Гора Искушения (Каранталь), на которой расположен греческий православный монастырь (360 м над уровнем моря). Гора Искушения традиционно почитается как место, на котором по преданию, Христа Спасителя искушал дьявол на протяжении сорокадневного поста.
- Источник пророка Елисея, где пророк Елисей, по преданию, очищал источник, бросая в него соль.
- Платановое дерево Закхея (евангелие от Луки 19:1-10).
- Традиционное место крещения Христа в Каср аль-Яхуд на берегу реки Иордан.
- Монастырь Герасима Иорданского
- Монастырь Святого Георгия
Капелла бичевания Христа и Церковь Осуждения и Возложения Креста
В 100 км от Тель Авива, в Старом Городе Иерусалима, мы можем посетить капеллу бичевания Христа. Она размещена на территории, прилегающей к францисканскому монастырю, и в ней находятся два места, имеющие отношение к смерти Христа.
Капелла бичевания, где Иисус был подвергнут бичеванию римских легионеров, и церковь Осуждения и Возложения Креста, где он был приговорён к распятию Понтием Пилатом, после того, как, накинув на Иисуса лохмотья красного плаща и водрузив на голову колючую ветку терновника, возложили на Него крест и он отправился в свой последний путь Страданий по дороге к Искуплению.
Капелла бичевания была построена в 1929 году. Дизайн интерьера включает купольный потолок, колючую ветку терновника и окна капеллы вокруг главного алтаря, запечатляющие разбойников, которые были очевидцами казни Иисуса.
Церковь Осуждения и Возложения Креста была изначально построена в период правления Византийской империи. Затем, когда Иерусалим находился под властью мусульман, она превратилась в монастырь.
К началу 20-го века она снова была освящена в качестве церкви и полностью обновлена в 1904 году.
На сегодняшний день эта красивейшая капелла имеет пять бриллиантово-белых куполов, каждый из которых опирается на ряд захватывающих дыхание витражей и множество восхитительных фигур из папье-маше, воплощающие Страсти Христовы.
Вифлеем – поле пастушков и грот
Когда Господь объявил о прибытии Иисуса Христа, он обращался не к людям из высшего сословия, а к простым пастухам (одно из наименее благоприятных ремесел в ту эпоху), ведущим свои стада по полям и пещерам в окрестностях городка, известного как Бейт-Сахур, пригород Вифлеема (евангелие от Луки 2:8-10).
На сегодняшний день, это место (около 80 км от Тель Авива и 30 км от Иерусалима) является частью территории, управляемой Палестинской Национальной Администрацией, но всё же посещается многими христианскими туристами и паломниками.
Что касается других святых мест, то в Вифлееме находятся два места (на расстоянии всего лишь в 600 м друг от друга), известные тем, что по преданию, именно в них было объявлено о прибытии Иисуса.
В обоих местах, одно находящееся под надзором греческой православной церкви, а второе – под надзором францисканцев, находились церкви и монастыри с 4-го века н.э.
Францисканский монастырь имеет капеллу, дизайн которой напоминает палатку пастуха.
На месте, находящемся под надзором греческой православной церкви, находится церковь 5-го века, построенная над пещерой, которая была использована в качестве пункта поклонения с 325 года н.э. когда Святая Елена основала здесь первую церковь.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова почитается как место рождения Иисуса. Оно ассоциируется с пещерой, над которой Святой Еленой была построена и освящена в 339 году н.э первая церковь, признанная одним из самых святых христианских мест.
На протяжении веков, Храм Рождества Христова был подвергнут многим изменениям различными правителями. Однако, все они, в такой или иной мере, признали святость этого места и воздерживались от разрушения построенных там церквей.
Несмотря на это, то, чего не поднялась совершить рука человека, было совершенно природой, когда в 1834 году землетрясение, а в 1869 и 2014 годах пожары, уничтожили бо́льшую часть интерьера церкви 6-го века н.э, но само здание осталось невредимым.
С 1852 года, Римская католическая, Армянская, Сирийская и Греческая православная церкви успешно осуществляют совместный надзор над этим местом, при том, что каждая из них ответственна за иные части комплекса.
Тут можно отметить интересный факт: точное место рождения Иисуса Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол грота Храма Рождества Христова.
Эта оригинальная звезда была украдена в 1847 году, в результате разногласий с правителями Османской империи по поводу доступа христиан к святым местам, приведших к Крымской войне (1854-1856).
Вифлеем находится неподалёку от Иерусалима и предоставляет всем желающим возможность посетить многие христианские места.
Так как не имеется возможности перечислить их всех из -за большого количества, далее приведены некоторые из них:
- Храм Гроба Господня
- Церковь Иоанна Крестителя
- Храм Вознесения на Елеонской горе
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Виа Долороза (путь скорби)
Виффагия
Церковь Виффагии отмечает то место, которое, согласно преданию, является начальной точкой триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим, который на сегодняшний день мы празднуем как день Входа Госпо́дня в Иерусали́м (евангелие от Матфея 21:1-11).
Францисканская церковь, отмечающая это событие, находится в Иерусалиме, на восточном склоне Масличной Горы рядом с Вифанией, где Иисус воскресил Лазаря из мёртвых (евангелие от Иоанна 11:1-44).
Вот откуда начинаются ежегодные традиционные церемонии, посвящённые Входу Госпо́дню в Иерусали́м.
Внутри церкви, над алтарём, мы находим потрясающую стенопись, воплощающую Иисуса, въезжающего верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ.
В церкви также вы увидите большущий камень, ограждённый литыми железными перилами. Крестоносцы считали его камнем, используемым Иисусом для того, чтобы сесть на осла.
Однако, некоторые исследователи и историки скептически относятся к подобному аргументу, так как высота камня более соответствует боевым коням крестоносцев, чем смиренному ослу.
Грани камня украшены средневековыми картинами, изображающими приверженцев, толпу с пальмовыми ветвями и воскресение Лазаря, величие которых было придано им вновь в 1950 году.
Вифлеем находится неподалёку от Иерусалима и предоставляет всем желающим возможность посетить многие христианские места.
Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии– Эйн Керем, Иерусалим
В 66 км от Тель Авива и всего лишь в 7 км от Старого Города Иерусалима, находится церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в живописном районе Эйн Керем.
Церковь связывает нас с евангельским эпизодом посещения Девой Марией своей родственницы Елизаветы (евангелие от Луки 1:56). Обе женщины имели младенцев в чревах, Иисус у Марии и Иоанн Креститель у Елизаветы (Иоанн родился в Эйн Кереме).
Согласно традиции, нерождённый Иоанн опознал нероджённого Иисуса и взыграл радостно в утробе матери (евангелие от Луки 1:44).
После этого чудотворного события, Дева Мария возвела славословие Господу – более известное как «Магнификат”.
Знакомая нам на сегодняшний день церковь была завершена в 1955 году и построена на восстановленных руинах более низкой церкви, которая была построена в 1862 год на месте Византийской церкви крестоносцев над гротом, где когда-то находился небольшой источник.
Интерьер верхней церкви щедро украшен многими стенописями и фресками, изображающими жизнь Девы Марии и её постепенное становление центральной личностью в христианской вере.
Нижняя церковь содержит фрески, изображающие других женщин, упомянутых в Библии благодаря своим славословиям.
Во внутреннем дворе церкви одна из стен оснащена керамическими плитками со словом «Магнификат” на 42 различных языках.
Церковь Иоанна Крестителя – Эйн Керем, Иерусалим
Комплекс церкви расположен над гротом, почитающемся как местом рождения Иоанна Крестителя, именуемого как «Предтеча”, ибо именно он крестил Иисуса и провозгласил его в качестве Мессии.
Как многие другие святые места, церковь имеет богатую историю построений и разрушений.
Первая церковь была построена здесь в период правления Византийской империи около 500 года н.э. Здесь находятся руины двух капелл (капелла Мучеников и ещё одна капелла под южной стороной монастыря). Обе были разрушены во время восстаний самаритян в 529 и 556 годах н.э.
Члены Ночного Ордена Госпитальеров заново построили капеллу в 1104 году, назвав её в честь Иоанна Крестителя, когда крестоносцы завоевали Иерусалим.
Однако, сооружение было разрушено в 12-ом веке н.э и остались лишь её руины вплоть до конца периода правления Османской империи.
Во времена Турецкого (Османского) правления францисканские монахи (примерно с 1670 года) начали приобретать земельные участки в этом месте и его окрестностях.
Монастырь был освещён в 1895 году и существующая на сегодняшний день церковь была завершена в 1920 году.
Вам стоит посетить монастырь и церковь, богатые содержащимися в них фресками, плитными стенами и витражами.
Монастырь святого Иоанна в пустыне – Эйн Керем, Иерусалим
В отличии от своего названия, монастырь расположен на пышных, зелёных холмах Эйн Керема, всего лишь в 7 км от Старого Города Иерусалима. Так почему же всё-таки монастырь «в пустыне”?
Согласно евангелию от Луки (1:80), Иоанн Креститель проживал аскетом/отшельником в пустыне, пока судьба его не выявилась перед ним.
В те времена, деревня Эйн Керем (где родился Иоанн) и её окрестности Иудейских гор выглядели совершенно иначе, чем сегодня, и были достойны называться пустыней или дикой местностью.
Сегодня Монастырь святого Иоанна в пустыне окружён лесами и растительностью, и пресноводный источник наполняет пруд с множеством морских окуней.
Территория монастыря богата тропинками и проходами, вырезанными в камне.
Некоторые из них ведут к двум пещерам, в одной из который находится источник для крещения и ритуалов очищения.
Вторая считается пещерой, в которой родители Иоанна, Захария и Елизавета прятались с юным Иоанном от Избиения младенцев, начавшегося по распоряжению царя Ирода.
ВЕРБНЫЙ СБОР
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Пс. 136,5
Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.
Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.
Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.
Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.
Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.
Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.
Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.
Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.
Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!
Иерусалим — священный город, существующий более 3 тысяч лет. Он священный для евреев, потому что здесь первосвященник общался в храме с Господом, священный для христиан, поскольку тут распяли Иисуса, и он священный для арабов, потому что отсюда пророк Мухамед вознеся на небеса. На старинных картах Иерусалим изображался как центр мира…
Восточный Иерусалим, арабская часть. Слева находится самое древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Отсюда, в соответствии с Книгой пророка Захарии, начнется воскресение мертвых:
Тоннели в горе. Когда-то на ней был город. Город питался водой из источника за крепостной стеной. Во время осады доступ к воде оказался закрыт и жители соорудили внутри годы систему тоннелей для того чтобы вода «затекала» внутрь:
Пролазив по этим лабиринтам вышли на какую-то помоечку:
Застали ритуал бар-мицва — праздник в честь достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия. У мальчиков оно случается в 13 лет, у девочек — 12:
Торжественная процессия сопровождалась песнями и плясками:
Знаменитая Стена Плача — полукилометровая часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы. Она уцелела после разрушения Второго Иерусалимского Храма римлянами в 70 году нашей эры и с тех пор является величайшей святыней иудаизма:
300 лет назад верующие начали вкладывать записки с молитвами Богу в трещины и щели в Западной Стене. Сейчас между камней оказывается более миллиона записок ежегодно. Дважды за год записки собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе:
В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках. Жесткого запрета на стрижку нет (достаточно, чтобы они не были выбриты), тем не менее ортодоксальные евреи относятся к этому запрету буквально:
Часть стены, куда допускаются только мужчины — крытая. Отсюда можно пройти вниз, где находятся тоннели под Стеной Плача:
Внутри есть часть главной улицы, сохранившейся еще со времен Иисуса Христа:
Храм Гроба Господня. Считается, он стоит на том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Именно тут каждый год сходит благодатный огонь:
На фотографии ниже — место распятия Иисуса:
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Для каждой из них выделены свои приделы и часы для молитв. А чтобы не было никаких недоразумений, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье:
Камень миропомазания — место, где прощались с Христом и где его тело обмазали мирой:
Тут обычно освещают кресты и религиозную атрибутику, но девчонки решили зарядить рюкзаки и камеры. Одно слово — блогерши:
Арабский квартал:
Экскурсию с туристами сопровождает автоматчик — такие тут меры безопасности:
Проверка полиции:
А ещё в Иерусалиме есть кошерный Макдоналдс. Вся молочка в нем продается только в отдельной будке с улицы, так как нельзя смешивать мясо и молоко: