Святыни Мордовии

Посещение Святых мест всегда представляло собой одну из важных и почитаемых традиций в православии. Однако в годы советской власти путешествие к святым местам стало носить скорее познавательный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи и концертные залы. Но в настоящее время назначение многих культовых объектов приобретает свой первоначальный облик и смысл.

Верующие из разных регионов страны и даже из-за рубежа с охотой посещают местные православные храмы и монастыри. Чаще всего у паломников вызывают интерес паломнический центр при Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре, Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Параскево-Вознесенский женский монастырь и многие другие.

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь

Строительство уникального паломнического центра в селе Макаровка велось несколько лет. В июле 2011 года Центр был открыт Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кирилла при участии и первых лиц Мордовии.

Ежедневно сюда приезжают люди со всех концов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Были случаи, когда монастырь хотели посетить больше 500 человек одновременно.

При монастыре работает гостиница миссионерско-паломнического центра. Она расположена в живописной парковой зоне. Паломники и гости могут провести здесь несколько дней. Для этого есть все условия: комфортабельные номера, вместительный конференц-зал, трапезные палаты с большим и малым залами. Распорядок работы трапезной не ограничен расписанием завтраков, обедов и ужинов. Любой желающий в удобное для него время может заказать себе приготовленную с молитвой монастырскую пищу. Для деловых людей предусмотрен так называемый бизнес-ланч. Впрочем, посещение монастыря не ограничивается мирскими удобствами. Кроме того, гостям предлагается несколько видов экскурсий. Например, обзорная экскурсия рассказывает о монастыре. Причем по количеству храмов этот монастырь является одним из самых больших в России.

Росписи главного Иоанно-Богословского собора – отдельная тема для экскурсии. Работы иконописцев привлекают стилистикой, гармонией красок. Причем экскурсия – это не монолог священника, а беседа с людьми.

Уфы, но многие жители Мордовии до сих пор не знают, что рядом с Саранском есть монастырь. Многие едут за тридевять земель, а, оказывается, совсем близко есть место, где можно дать отдых уму, сердцу и душе.

Неверно думать, что такие условия доступны только для обеспеченных людей. Говоря сухим языком, ценовая политика достаточно гибкая, а паломники могут приехать как самостоятельно, так и в составе группы.

Кстати, монастырь примечателен не только многочисленными храмами и почитаемыми иконами. Здесь можно покататься на местном озере на настоящей ладье, рядом растет виноград, а в клетке живет павлин.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь

Рядом с Темниковом находится знаменитый в Мордовии и России Санаксарский мужской монастырь. Он был основан в 1659 году в царствование благочестивого царя Алексея Михайловича. В 1929 году монастырь был закрыт и лишь в начале 90-х годов прошлого века постановлением Совета министров РМ здания обители переданы Русской Православной Церкви. 25 мая 1991 года в день Святой Троицы Наместник монастыря архимандрит Варнава совершил здесь первую Божественную Литургию.

Свое название монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного Феодора Ушакова, подвижника второй половины XVIII века. При его жизни монастырь приобрел общероссийскую известность и был знаменит строгим богослужебным уставом и аскетическим духом своих насельников. Наряду с Саровом – Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.

Известно, что родной племянник преподобного Феодора Санаксарского – святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского, особо почитаемый в Мордовии и России, провел последние годы земной жизни рядом с обителью, был усердным ее богомольцем и благотворителем, и упокоился в ее стенах.

Большое количество паломников (а это ежегодно около 15 тысяч человек) со всей России и из стран дальнего и ближнего зарубежья посещают обитель для участия в богослужениях, церковных таинствах и для поклонения святым мощам.

Всем богомольцам, которые сюда приезжают, предоставляется бесплатное двухразовое питание (обед и ужин) и бесплатное проживание в гостинице (до трех дней). От посещающих обитель требуются лишь благочестивое поведение, соблюдение тишины в храме, приличный монастырю внешний вид (не допускается ношение шорт мужчинами, брюк и коротких юбок девушкам и женщинам, а также им необходимо покрывать голову платком на всей территории монастырского комплекса). Из святынь здесь можно выделить местночтимую икону Божией Матери, именуемую Казанская, и святые мощи преподобного Феодора Санаксарского, преподобноисповедника Александра и праведного воина Феодора Ушакова.

Отметим, что Санаксарский монастырь включен в проект маршрута Золотого кольца России.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 километров от Саранска, 15 километрах от районного центра Зубова Поляна и 450 километров от Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней.

В настоящее время в Свято-Варсонофиевском женском монастыре пять храмов. Первый, главный, — собор Воскресения Христова, заложен в 2002 году.

Это величественный десятиглавый белокаменный собор в форме креста. Собор имеет колокольню, высота которой достигает 39 метров. На ней установлены 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. На самом большом колоколе в 100 пудов сделана надпись: «Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексие в 2004 году слит сей звон».

Кафедральный Собор святого праведного воина Феодора Ушакова

Кто бы ни приезжал в Республику Мордовия, он обязательно старается посетить Кафедральный Собор — знаковое духовное место Мордовии и всего Поволжья. Собор располагается в центральной части Саранска на пересечении улиц с колоритными названиями недавно минувшей эпохи: Советской и Большевистской. С северной стороны храма находится памятник Федору Ушакову, который открыт Президентом России В.В.Путиным в 2006 году; с южной — памятник знаменитому мордвину Патриарху Всероссийскому Никону. Неподалеку стоит часовня во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, возведенная в память о жителях Мордовии, погибших в войнах, бедствиях и катастрофах, с западной — памятник Семье.

Собор строился всем миром. Не только жители Мордовии, но и ее уроженцы, живущие в самых разных уголках нашей страны и зарубежья, внесли свою лепту в строительство храма. Над его великолепным внутренним убранством работали мастера Мордовии, Саратова и подмосковного Софрино.

Собор ежедневно открыт для туристов и паломников. Экскурсии можно заказать между (с 10.00 по 16.30) службами для разных групп населения не менее 5 человек.

В саранском Кафедральном соборе находятся мощи Святых Угодников Божьих, привезенные владыкой Варсонофием из Святых мест, где ему приходилось бывать с паломнической миссией. В отдельном ковчеге находятся частицы мощей Киево-Печерских святых, иконы с мощами Святителя Николая, Петра и Февронии, Блаженной Матроны Московской, преп. Серафима Саровского, преп. Феодора Санаксарского и частица мощей покровителя собора святого праведного воина Феодора Ушакова.

Представлены также ковчеги с частицами мощей таких святых как прп. Александра Свирского, св. равн. Марии Магдалины, прп. Зосимы Владимирского, св. муч. Феодора Стратилата, прп. Евстратия Киево-Печерского, прп. Антипа Валаамского, прп. Германа схиигумена Зосимовской пустыни Владимирский чудотворец, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, свт. Иоанна епископа Суздальского, прп. мч. Марии и Дарии Суворовских, свт. Луки Воино-Ясенецкого, св. благ. кн. Глеба Владимирского, св. ап. Иакова Алфеева,брата Господня, Вифлиемских младенцев, св. Варсонофия, прп. Георгия Хозевита, прп. Силуана Афонского, св. благ. кн. Андрея Боголюбского, св. благ.кн. Константина и Михаила Муромских.

Святыни Собора — частица камня от гроба Господня, Частица гроба свт. Патриарха Тихона, частица склепа преп. Александры Дивеевской, частица покрова с мощей преп. Серафима Саровского, частица склепа преп. Марфы Дивеевской, земля со склепа преп. Елены Дивеевской, частица кирпича от келии преп. Серафима Саровского, ткань с мощей св. муч. Варвары, ткань с мощей царицы Феодоры (о. Керкира), ткань с мощей свт. Спиридона Тримифунтский, часть восковой печати от Гроба Господня (Великая Суббота).

Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь

Еще в прошлом веке в селе Большое Чуфарово супруга старца Игнатия Вершинина, сподвижника Серафима Саровского, основала женский монастырь. Однако c приходом красной власти в 1920 году сестры были разогнаны, а корпуса переоборудованы в тюремные камеры для заключенных. С 1928 года в Чуфаровском монастыре располагалась следственная тюрьма НКВД, создавшая этому месту страшную славу. Никто сегодня не скажет, сколько невинных людей перестреляли «рыцари революции» в подвалах монастыря и окрестных оврагах. Через чуфаровские кошмары прошли тысячи и тысячи жертв сталинизма. Из старых зданий сегодня остался лишь карцер с маленьким окошком без стекол, забранный крупной решеткой. Сейчас возле села известно три места массовых захоронений жертв репрессий. Спустя несколько десятилетий здесь вновь появились монашествующие. На этот раз мужчины.

В феврале 1994 года на руины погибшей обители прибыли первые насельники. Сейчас в числе насельников, кроме уроженцев Мордовии, есть сибиряки, уральцы и люди из самых далеких уголков России. Среди пострижников выпускники МГУ и военной академии.

В 2000 году возле монастыря выросли еще несколько новых корпусов и зданий, а также трапезная и лечебница. Монахи обзавелись подсобным хозяйством. Приехавшие из Сызрани художники-декораторы покрыли узорами стены и потолки храма и трапезной монастыря. Лики святых преобразили помещение, вернув им былую красоту. Вскоре поступили и первые драгоценнейшие реликвии — два креста с заключенными в них мощами апостола Андрея Первозванного, Василия Великого и Ефрема Спирина. Вернулись в обитель и некоторые храмовые иконы древнего письма. А в монастырской библиотеке имеются настоящие раритеты, которые представляют огромную духовную и общекультурную ценность. В частности, там хранится Псалтырь дониконовской печати, одно из самых древних печатных изданий в Мордовии.

В России и за ее пределами Свято-Троицкий Чуфаровский монастырь известен в основном делами отца Феофана. Благодаря данному ему свыше дарованию он излечивает самых безнадежно больных людей, даже тех, кому медицина уже помочь не в силах. И сотни отчаявшихся обрели здесь реальную надежду на выздоровление.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Мордовия обладает достаточным количеством мест, привлекательных с точки зрения паломнического туризма. Это старинные монастыри (Санакасарский, Чуфаровский, Краснослободский, Макаровский, Куриловский, Ключевский, Пайгармский и др.); интересные с исторической и архитектурной точек зрения храмы в Саранске, Темникове, Никольском, Андреевке, Каньгушах, Каменном Броде и других населенных пунктах; чтимые источники, отмеченные часовнями и оборудованные купальнями, и многое другое.

Святые места расположены практически во всех районах Мордовии, причем часто в одном месте оказываются все привлекательные для паломнического туризма приметы: исторические, природные, архитектурные. Например, Пайгармский, Санаксарский, Чуфаровский, Макаровский монастыри.

В Мордовии немало духовных святынь, о которых говорят, что они являются не только истоком российской духовности, но и земным зеркалом рая. Подобного скопления православных обителей рядом нигде нет. Отдохнуть от суеты большого города, прикоснувшись к национальным святыням, приглашают многочисленные паломнические маршруты. Это отличная возможность приобщиться к великой православной культуре, ее богатому пошлому и настоящему. Здесь можно увидеть сияние золотых куполов и стройные белокаменные колокольни, лицезреть всенародно чтимые иконы и окунуться в кристально чистые источники. В прошлом на территории мордовского края насчитывалось 642 православных храма и 14 монастырей. И сегодня среди святых для православных россиян мест выделяются как интереснейшие достопримечательности наиболее известные монастыри Мордовии. Поражают своей красотой и величественностью старинные монастырские ансамбли — Санаксарский монастырь близ Темникова и Макаровский погост в пригороде Саранска.

Иоанно-Богословский мужской монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в 5 км от Саранска в пригородном селе Макаровка. В начале XVIII века в имении богатейших помещиков Полянских начал создаваться культовый комплекс. В 1702 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, в 1704 году во имя Иоанна Богослова, а в 1720-30-е годы надвратная колокольня. Во второй половине XVIII века усадьба расширяется: строятся мужская и женская богадельни, барский дом, флигели, управа, скотный двор, риги и мосты. Расширяются и благоустраиваются парк и пруды. В 1800-е годы была возведена церковь в честь Знамения Божьей Матери. Сегодня Макаровский погост является великолепно сохранившимся, первоклассным памятником русского градостроительства XVIII — начала XIX века. В уникальном ансамбле синтезировались черты декоративной архитектуры конца XVII и петровский рационализм XVIII века. В 1994 году в Макаровском погосте был учрежден Иоанно-Богословский мужской монастырь. В основу его духовной и хозяйственной деятельности положен устав Троице-Сергиевой лавры. Служба ведется в Иоанно-Богословской (летней) и Архангельской (зимней) церквах. Усадебный дом Полянских используется как келейный корпус. Рядом с монастырем имеются два чтимых источника.

Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина — православная обитель с удивительным именем Санаксар. Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в период с 1765 по 1820-е годы. Главный вход — 52-х метровая надвратная церковь (1776). В центре монастыря — соборная церковь в честь Рождества Богородицы (1774), в юго-восточной части — одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Ансамбль Санаксарского монастыря — один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII — начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Главные святыни монастыря — мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Среди пригородных монастырей внимание паломников привлекает Спасо-Преображенский мужской монастырь близ Краснослободска. Монастырь был основан в 1655 году. Ансамбль, сложившийся к концу XVIII века, расположен в 7 км южнее города на правом берегу Мокши. Окруженный с севера и востока сосновым бором, он обращен на Мокшу. Юго-западный угол замыкает одноглавая зимняя Успенская церковь (1816), в центре западной части надвратная колокольня с церковью. В настоящее время доминантой ансамбля является высокая трехъярусная колокольня (1855). Доминирующий среди живописного природного ландшафта ансамбль является интересным памятником, в котором использованы градостроительные принципы русского классицизма. В монастыре имеются чудотворная икона Казанской Божьей Матери и чтимая икона Божьей Матери Боголюбская.

Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь

Замечательным примером городского монастыря является Свято-Ольгинский женский монастырь в Инсаре. Монастырь был основан в конце 1900-х годов и выстроен в неорусском стиле. Комплекс включает церковь во имя св. кн. Ольги (1900), двухэтажные главный и хозяйственный корпуса, дом настоятеля и шатровую часовню. В центре комплекса — дворик, с востока к зданиям примыкает монастырский сад. Размещенная в северном углу комплекса церковь выделяется своим многоглавым силуэтом. В 1998 году после многолетнего перерыва в комплексе вновь был открыт женский монастырь.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Монастырь был основан в 1864 году, он располагается в живописной холмистой местности в 35 км от Саранска и в 5 км от Рузаевки. Основные здания монастыря — церкви, келии, архиерейские покои, жилые здания, трапезная, больница, гостиницы строились на рубеже XIX-XX веков в неорусском стиле. Монументальный пятиглавый Успенский собор (1890) поражает спокойным величием и нарядностью белокаменных фасадов. Зимняя Вознесенская церковь (1893) близка по духу архитектуре собора, но по размерам она скромнее. В 1997 году в священных стенах вновь разместился женский монастырь. Сегодня он является одним из самых почитаемых монастырей Мордовии. В монастыре три источники, освященные в честь св. преп. Серафима Саровского, угодника Николая Мирликийского и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню.

Кафедральный Свято-Федоровский Собор

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СВЯТО-ФЕДОРОВСКИЙ СОБОР. Главный православный храм республики, кафедральный собор Саранской епархии расположен в центре города неподалеку от старинной Иоанно-Богословской церкви. Величественный пятиглавый собор возвышается на Соборной площади, он обращен на реку Саранку и нижнюю часть городского центра. Главный православный храм Республики Мордовия посвящен адмиралу Федору Ушакову. Крестообразное в плане здание площадью 900 кв. м вмещает 3 тыс. человек. Высота центрального купола с крестом — 54 м. Собор имеет заглубленный нижний этаж, где располагаются Спасо-Преображенская церковь с крестильной, трапезная, воскресная школа, покои настоятеля и служебные помещения. На верхнем ярусе собора размещена обзорная площадка, откуда видны главные достопримечательности городского центра. Архитектурное решение собора воплощает стиль державной власти. Его облик ассоциируется с эпохой и деяниями легендарного адмирала. Собор был освящен 6 августа 2006 года патриархом Алексием Вторым.

Саровская пустынь

Одним из самых уникальных мест нашего Отечества, которое известно далеко за пределами России, является город Саров, расположенный на границе Республики Мордовия и Нижегородской области в 40 км от Темникова. Русские монахи, пришедшие в XVII веке в восточную Мещеру, обосновались в глухом месте — на холме при слиянии рек Сатис и Саровы. Здесь они застали остатки древнего мордовского городища, центра Пургасовой волости, завоеванной Золотой Ордой. В местных легендах его называли Сараклыч, резиденцией хана Бехана. В 1706 году была освящена первая деревянная церковь Саровской Успенской пустыни. Ее насельниками был написан строгий монастырский устав, который со второй половины XVIII века разносился саровскими монахами по многим российским обителям. Саровская пустынь прославилась как «Академия монашества». К началу XIX века сформировался исключительный по красоте облик Саровской пустыни. Ее образ создавала не только величественная архитектура, но и окружавший ансамбль девственный сосновый лес. Монастырский комплекс составили колокольня, два собора — летний Успенский и зимний храм Пресвятой Богородицы, построенные в барочном и классицистическом стилях столичными зодчими.

Наивысшее почитание не только в пустыни, но и по всей России снискал иеромонах Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин (1759-1833). Он прошел долгий путь духовного возвышения: через 15-летнее отшельничество в лесу, молчальничество, строгий пост, моление на камне, затвор в монастырской келье. После выхода из затвора в возрасте 66 лет отец Серафим стал обитать в деревянной келье за пределами монастыря. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован церковью. После долгого перерыва в 1991 году в Сарове была возрождена православная жизнь, и мощи преп. Серафима были вновь обретены. Экскурсанты могут ознакомиться с легендарной историей монастыря, духовным подвигом отца Серафима в музее «Саровская пустынь».

История мордовского народа многогранна и неповторима, она неразрывно связана с историей России. На протяжении многих веков мордва вместе с другими народами, населяющими огромные просторы нашей страны, страницу за страницей создавала ее летопись, разделяя суровые испытания и одерживая великие победы. Вместе с тем мордовский народ, как и любой другой, имеет свою богатую историю, вносит свой посильный вклад в укрепление, развитие и процветание Российского государства.

Первое историческое свидетельство о мордве относится к VI веку н. э. В труде византийского епископа Иордана «О происхождении и деянии готов» мордва названа среди племен, плативших дань готскому королю Германариху. В своей основе этноним восходит к ирано-скифским языкам. Субэтносами мордовского этноса являются эрзя и мокша.

Еще с 16-го века жители Мордовии вместе с русскими казаками обороняли на Большой засечной черте юго-восточные границы России, принимали участие в формировании и заселении огромных просторов Российского государства.

Старейший город республики, Темников, основан в 1536 году. Он служил как своеобразный опорный пункт. В том числе и отсюда государевы люди, стрельцы, казаки, служивые татары расширяли границы российской державы. Это относится и к другим известным населенным пунктам – Саранску, Инсару, Атемару и другим. Кстати, столица республики – Саранск – основана в 1641 году.

В 1612 году, в то время, когда основные силы народного ополчения освобождали столицу нашего государства, здесь, на территории современной Мордовии, ее жители стояли на защите рубежей России. Кочевники хотели воспользоваться моментом и попытались разорить незащищенные Нижегородские земли, чтобы потом ударить ополчению в спину. Именно тогда мордовский князь Баюш Разгильдеев со своим войском разбил ногайскую орду под селом Чукалы, которое ныне находится в Большеигнатовском районе.

Мордовский народ вмес­те с другими народами активно участвовал в ополчении. А мордовские деревни и села, как говорят исторические источники того времени, с каждого тяглового (податного) участка земли собрали для ополчения по 2 четверти овса и по рублю за сено («всего 538 четвертей овса и денег 180 рублей 32 алтына 1/2 деньги» – сумма по тем временам немалая).

События 1612 года свидетельствуют, что более четырех столетий тому назад в критический для всей страны период народ, проявив гражданскую сплоченность, взял на себя ответственность за судьбу страны, сумел уберечь ее от распада и уничтожения.

Для жителей Мордовии особенно близок непобедимый адмирал Федор Ушаков, небесный покровитель Мордовии. Последние 8 лет своей жизни он провел на мордовской земле в своей усадьбе в д.Алексеевка. На свои средства открыл в Темникове госпиталь, сделал много пожертвований во время Отечественной войны 1812 года. Похоронить себя Ушаков завещал в Санаксаре.

Становление государственности мордовского народа относится к рубежу 1920–1930-х годов. В июле 1928 года был образован Мордовский национальный округ с центром в городе Саранске.

10 января 1930 года – особая дата в летописи Мордовии. В этот день постановлением Президиума ВЦИК Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Так впервые мордва, один из самых многочисленных, государствообразующих народов нашей страны, обрела собственную автономию в составе Российской Федерации. Это решение послужило мощным импульсом в развитии национальных языков и культуры народов, проживающих на ее территории, заложило основы для формирования нынешней социально-экономической инфраструктуры, сыграло значительную роль в становлении мордовской государственности.

Следующей знаменательной датой в истории края можно считать 20 декабря 1934 года, когда автономная область была преобразована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная война была не только драматичным, но и героическим периодом в истории России. Вместе с другими народами вклад в разгром гитлеровской Германии внесли уроженцы Мордовии. Не дожидаясь повесток из военкоматов, сотни и сотни людей шли на призывные пункты с просьбой отправить их на фронт.

Среди доблестных защитников Отечества были более 246 тысяч наших земляков, которые в боях на всех фронтах снискали себе славу бесстрашных воинов. Свыше 110 тысяч уроженцев Мордовии награждены боевыми орденами и медалями, 124 человека, чьи судьбы навсегда тесно связаны с нашей республикой, удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза, 31 – полные кавалеры ордена Славы. Более 134 тысяч уроженцев Мордовии не вернулись домой с полей сражений.

В 1950-1970-е годы прошлого века были заложены фундаментальные основы социально-экономического потенциала нашей республики. Именно с этого времени в Мордовии появляются крупные промышленные предприятия. Приоритетными отраслями стали производство источников света, кабельной продукции, силовых полупроводниковых приборов и преобразовательной техники на их основе. Активно развивалась микроэлектроника и приборостроение. Тогда же столица республики Саранск становится крупным образовательным и научным центром.

Важной вехой в истории региона стало образование в 1957 году Мордовского государственного университета имени Огарева.

В 1959 году в Саранске были открыты Всесоюзный научно-исследовательский институт источников света имени Лодыгина, а также НИИ силовой электроники. Их разработки сделали Мордовию центром производства силовой полупроводниковой техники и светотехнической промышленности страны.

В январе 1994 года на сессии Верховного Совета был принят закон о переименовании региона в Республику Мордовия.

В атмосфере межнационального согласия проходил летом 2007 года в Саранске I Международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», который собрал на саммит руководителей трех государств – России, Венгрии и Финляндии, а также представителей финно-угорских народов со всего мира.

В августе 2012 года в Саранске прошли торжественные мероприятия, посвященные знаменательной дате – Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства. Главный смысл этого праздника – подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, дружбы и взаимоуважения народов России. В торжествах участвовали Президент РФ В. В. Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, многие известные всей стране люди.

Всего на празднование съехались более 60 представительных делегаций из разных регионов страны и гости из-за рубежа. Они приняли участие в грандиозном действии: в республике прошли всевозможные театрализованные представления, выставки, политические и экономические форумы.

Одним из ключевых мероприятий стал парад народов нашей страны. Около 100 000 человек собрались у памятника «Навеки с Россией!» на торжественный митинг под имеющим глубокий смысл лозунгом «Все мы – Россия!», на котором выступил лидер государства.

29 сентября 2012 года Саранск был назван в числе городов – организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года. С этого времени в республике началась масштабная подготовка к мундиалю, который будет официально признан лучшим в истории.

2018 год – особенный год в истории Мордовии. Это поистине историческое событие, которое коренным образом изменило экономику, социальную сферу, менталитет жителей республики. В Саранске свои матчи сыграли сборные Перу и Дании, Колумбии и Японии, Португалии и Ирана, Туниса и Панамы.

Чемпионат мира в Саранске был отмечен и историческим государственным визитом: матч сборных Колумбии и Японии посетила японская принцесса Хисако Такамадо, почетный председатель Японской ассоциации футбола. Это был первый за 102 года визит в Россию члена японской императорской семьи. Также Саранск посетили президент ФИФА Джанни Инфантино, Председатель Правительства Португалии Антонио Кошта, чрезвычайный и полномочный посол Японии в РФ Тоехиса Кодзуки, чрезвычайный и полномочный посол Республики Панама в РФ Мигель Лекаро Барсенас и многие другие.

В июне 2019 года на стадионе «Мордовия Арена» впервые сыграла сборная России по футболу. Встреча завершилась с рекордным счетом – 9:0 в пользу подопечных Станислава Черчесова. По официальным данным, матч посетил 42 241 болельщик, что также является рекордным показателем.

Новейшая история Республики Мордовия неразрывно связана с лидером государства В. В. Путиным. Президент России внимательно следит за развитием региона, поддерживает инициативы и предложения республиканских властей и помогает в их реализации.

«Все, что происходит в Мордовии, происходит исключительно благодаря хорошей организации и улучшению институтов руководства!» – эти слова В.В. Путина сказаны на одной из его больших пресс-конференций. Именно эта фраза емко и точно выражает отношение главы государства к Республике Мордовия.

Мордовский народ в российском социуме

Мордовский народ является одним из древнейших народов России. Его история может служить позитивным примером развития этноса, более тысячи лет живущего в пределах России и не потерявшего свой этнический облик, язык и культуру. Начиная с IХ–Х вв. мордовский народ принимал активное участие в строительстве российской государственности, ее защите и развитии. Мордва не «потерялась» среди других народов, органично вросла в плоть и сущность России, ее единого многонационального народа и в едином народе сохранила себя.

В начале X в. начался процесс тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства, процесс его единения с народами России. В XI–XIII вв. шло развитие этих связей, формирование единого веского, экономического и культурного континуума, прерванное феодальной раздробленностью и монгольским нашествием. Дальнейшее укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских княжеств произошло в период совместной борьбы с золотоордынским господством. В XIV–XV вв. в результате объединения вокруг Москвы происходило становление Русского государства. Значительная часть мордовского народа еще в самом начале объединительного процесса вошла в состав Московского княжества. К середине 80-х гг. XV в. этот процесс завершился вхождением мордовского народа в состав Русского централизованного государства. Вторая половина ХVI – ХVII вв. характеризуются экономическим освоением земель и включением региона в политическую и социальную структуру русской сословно-представительной монархии. В это время идет имперское «поглощение» региона путем создания унифицированных структур (административно-территориальное деление, специа­ли­­зированная институциональная организация различных уровней управления и суда и т.п.), интенсивной земледельческой и промышленной колонизации, экономической и социокультурной модернизации. В результате мордовский край оказался полностью интегрированным в территориальную структуру будущего имперского центра, и к нему стала применяться такая же политика, как и к другим провинциям метрополии.

Сравнительно безболезненный и хронологически достаточно ранний процесс включения мордвы в состав Российского государства определили участие этноса в генезисе империи как таковой, отсутствие резкого противостояния между этническим и общегосударственным самосознанием. Мордовские переселенцы вместе с русскими активно вносили свой вклад в рождение новой социальной идентичности, этнических отношений, новых ландшафтов, регионального хозяйства и материальной культуры.

Древний самобытный народ занял особое место в истории России, обусловленное спецификой собственного этнического и исторического развития. Мордовский народ не принадлежал к числу доминирующих этносов, однако имел ряд их черт, связанных с его участием в генезисе империи посредством миграций и освоения окраинных земель. Мордва, наряду с русскими и татарами, расселилась на огромнейшей территории от Балтики до Тихого океана, от Ферганской долины до тундры, неразрывно связав свою судьбу с народами, населяющими нашу страну.

Демографическое положение мордовского народа на протяжении советского и новейшего российского периодов его развития претерпело ряд изменений. Тенденция роста численности мордовского этноса в 1920-1930-е гг., сопряженная по времени с этапом оформления национальной государственности мордвы, сменилась медленным, но неуклонным спадом, начавшимся, примерно на рубеже 1950-х–1960-х гг. и продолжающимся все более быстрыми темпами в XXI в.

Основной причиной отрицательной динамики, перехода от прогрессивного к регрессивному типу воспроизводства населения являются процессы ассимиляции, которым подвержены в той или иной степени все финно-угорские этносы в современной России. Однако, как полагают демографы, «численность финно-угорских народов, живущих вперемешку с русскими, сокращается более высокими темпами, чем численность компактно проживающих народов». Мордовский этнос является одним из наиболее дисперсно раздробленных этносов не только среди финно-угорских, но и других народов России. Об этом свидетельствуют и данные Всероссийской переписи населения 2010 года. Важным следствием дисперсности является тот факт, что ни в одном из районов своего расселения мордва не составляет этнического большийства. Миграции привели к образованию этнически смешанных структур расселения мордвы как на этнической территории, так и вне ее. Мордовские селения часто располагаются по соседству с русскими, а в некоторых местах с татарскими, чувашскими, башкирскими, нередко имея смешанное население. Этнически смешанный характер расселения мордвы и тот факт, что повсеместно, даже на территории собственной автономии, она не является этническим большинством, способствовали ускорению ассимиляционных процессов на протяжении всей своей этнической истории и сейчас продолжает способствовать этому. Дисперсность и этнически смешанная структура расселения обусловили особую восприимчивость мордвы к инородному культурному влиянию. Полиэтничная среда стала основой для заключения межнациональных браков, взаимообогащения культур в хозяйственной, культурной, бытовой сферах, развития межнационального общения на основе русского языка. Миграционные и интеграционные процессы формировали мордовские диаспоры, далеко за пределами Мордовии широкое распространение получили мордовские языки.

Продолжавшийся не одно столетие процесс взаимовлияния культур способствовал обогащению культуры мордовского народа достижениями других культур и прежде всего русской, а через нее и русский язык – достижений мировой культуры. Но другим аспектом аккультурации стало сужение социальных функций мордовских языков, двуязычие стало органичной частью этнокультуры мордвы. Мордва овладела русским языком наравне с родными мордовскими. Можно констатировать, что родной язык постепенно перемещается в семейно-бытовую сферу. Сегодня русский язык выступает в качестве универсального средства общения, обеспечивая психологический комфорт межличностных контактов.

Национальные общественные объединения в местах компактного проживания мордовского населения достаточно активно используют ресурсы местных органов, более мобильны в связях с исторической родиной – Мордовией. Практика показала, что именно национально-культурные организации мордовского народа в настоящее время являются приоритетными при национально-культурной самоорганизации за пределами РМ.

Мордовский народ органично адаптировался к первоначально непривычным социально-экономическим и политико-идеологическим реалиям, создавая для себя условия более или менее комфортного существования в рамках российского социума. Дисперсное расселение народа, на наш взгляд, имеет неоднозначный характер. С одной стороны, у диаспорных территориальных групп отсутствуют национальные, административные и социокультурные институты. Этнокультура под влиянием культуры титульных наций постепенно растворяется, теряется культурная преемственность поколений, что может привести к духовному кризису диаспоры. С другой стороны, нельзя забывать важный момент, что национальные культуры успешно развиваются тогда, когда они не изолированы от культурных достижений других народов, когда происходит сближение, взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Многие инонациональные ценности входят в национальное самосознание, обогащают духовный мир личности. Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности. XX–XXI вв. с их модернизационным ускорением, информационной революцией и глобализацией создали достаточно сложные условия, в которых мордовский народ сумел сохранить свою национальную культуру и самосознание.

Люди Мордовии

В Мордовии глубоко чтим выдающихся людей, чьи судьбы крепко переплелись с нашим краем. Выходцем из мордвы был Патриарх Всея Руси Никон. На нашей земле подвижничал один из самых знаменитых святых, духовный мыслитель Серафим Саровский. С Мордовией тесно связаны имена таких прославленных сынов России, как причисленный к лику святых покровитель российских моряков адмирал Федор Ушаков, полководец Петр Румянцев, поэт Александр Полежаев, историк Василий Ключевский, просветители Макар Евсевьев и Захар Дорофеев, династия врачей Филатовых, легендарная певица Лидия Русланова, татарский поэт Хади Такташ.

В летопись нашей страны золотыми буквами вписаны имена таких крупных военачальников как генерал армии Максим Пуркаев, генерал-полковники Иван Болдин, Сергей Горюнов, маршал Советского Союза Сергей Ахромеев. В Ромодановском районе родились летчик Михаил Вельдяскин, повторивший подвиг Гастелло, и генерал-лейтенант Петр Ляпин, о котором в своих мемуаров лестно отзывался маршал Победы Георгий Жуков. Уроженец с. Б. Ремезенки Чамзинского района Анатолий Кильдюшов принимал участие в параде Победы на Красной площади в 1945 году. Среди тех, кто снимал фронтовую реальность, был кинооператор Владимир Сущинский. Советская лента «Разгром немецких войск под Москвой», куда вошли кадры нашего земляка, удостоена престижной кинопремии «Оскар».

В числе Почетных граждан Республики Мордовия – Герой Советского Союза летчик-истребитель Михаил Девятаев, Герой России летчик-космонавт Владимир Дежуров, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин, Патриархи Всея Руси Кирилл и Алексий, академик Евгений Каблов, руководитель МХАТа Олег Табаков и многие другие выдающиеся люди, в разные времена ковавшие славу Мордовии и нашей великой России. В 1898 году за содействие в строительстве железной дороги звания «Почетный гражданин Саранска» удостоен русский государственный деятель граф Сергей Витте.

Подолгу жил в родовой усадьбе Старое Акшино Старошайговского района поэт и философ Николай Огарев. Его имя носит крупнейший в регионе Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. В 1945-1969 годах в вузе преподавал знаменитый русский мыслитель Михаил Бахтин.

В 2013 году о своем желании получить саранскую прописку заявил французский актер Жерар Депардье. Из Ельниковского района родом российский кинодеятель Николай Бородачев, из Ардатовского – актриса Ия Репина. Мордовский артист Вячеслав Акашкин в 1970-е гг. играл вместе с Иннокентием Смоктуновским и Людмилой Касаткиной. Имя оперного певца Иллариона Яушева носит театр в Саранске, а композитора Леонтия Кирюкова – музыкальное училище. Из Старошайговского района – композитор Георгий Сураев-Королев и автор музыки гимна нашей республики Нина Кошелева.

Мордовия по праву гордится гениальными творениями скульптора Степана Эрьзи. Он работал в Италии и Франции, много лет прожил в Аргентине. В 1950 году вернулся в Советский Союз, где творил до своей смерти в 1959 году. Похоронен в Саранске на Мемориальном кладбище. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и столице Мордовии.

Ковылкинский район – родина живописца Федота Сычкова. Быт земляков родного села Кочелаево и любимая природа дали богатейший материал для его творчества. В плеяду мордовских художников входят Виктор Беднов, Степан Коротков, Анатолий Баргов, Петр Рябов, братья Александр и Владимир Шадрины, Игорь Сидельников и другие.

Богата талантами мордовская земля. Здесь родились известный на весь мир певец Иван Скобцов, заслуженный деятель культуры республики Владимир Ромашкин, артистки Нина Маркова, Нина Спиркина, Людмила Ганина, Александра Куликова, Мария Антонова…

Любовь и преданность читателей завоевали известные мордовские писатели Кузьма Абрамов, Никула Эркай, Яков Пинясов, Михаил Безбородов, Илья Кривошеев, Анатолий Эскин и другие. Из Кочкуровского района родом народная сказительница Фекла Беззубова.

Большеберезниковская земля дала стране ученых-физиков Радия Илькаева и Анатолия Астайкина. Село Косогоры является малой родиной дипломата, чрезвычайного и полномочного посла Валерия Кеняйкина. С Инсарским краем связаны один из основателей отечественной сейсмологии Александр Орлов, известный советский ученый, государственный и общественный деятель Петр Антропов. В Кранослободске родился русский просветитель, путешественник и археолог Петр Севостьянов, в Рузаевке – военный гидрограф Дмитрий Алашеев, именем которого назван залив в Антарктиде, а также советский партийный руководитель, дипломат Яков Рябов.

При непосредственном участии советского государственного деятеля Евгения Веселовского в Саранске начато крупное промышленное и гражданское строительство. Значительный вклад в формирование облика столицы Мордовии внес легендарный архитектор Сергей Левков.

Основоположником современного краеведения Мордовии является Иван Воронин — ученый-литературовед, писатель и общественный деятель. Его имя увековечено в названии музейно-архивного комплекса. Крупнейшими организаторами науки и высшего образования в республике можно назвать Григория Меркушкина и Александра Сухарева.

Мордовия гордится знаменитыми спортсменами-земляками. Это олимпийские чемпионы – бегун Петр Болотников, хоккеист Иван Трегубов, гимнасты Алексей Немов, Светлана Хоркина, борец Алексей Мишин и другие. С нашим регионом тесно связаны советский хоккеист и футболист, тренер Виктор Шувалов, заслуженные тренеры России Константин Кокурин и Леонид Аркаев, боксер Олег Маскаев. Своим прославленным земляком – звездой НХЛ, лидером сборной России по хоккею Александром Овечкиным – гордятся жители с. Шокша Теньгушевского района.

Это далеко не полный перечень известных имен, в котором рядом стоят мордва, русские и люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы ее – Мордовии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *