Святыни Великого новгорода

Содержание

В тысячелетней истории Российской земли монастыри с давних пор занимали важное место. Они играли роль центров возникновения и распространения книжности, святости молитвенного подвига, упорядочения жизни. Для русского человека монастырь был как бы школой христианской жизни. На протяжении многих столетий в трудные годы нашего отечества русские люди находили в монастырях источник сил, утешения, веры и смысла жизни. Духовный опыт святых обителей укреплял русский народ, который в годы тяжких испытаний в противостоянии иноземцам выходил победителем. Таких защитников родной земли воспитывал и благословлял преподобный Сергий Радонежский. Подобно ему, в северо-западных областях Руси был почитаем другой подвижник, живший намного раньше, преподобный Варлаам – основатель Спасо — Преображенской обители под Новгородом.
Вот в это дивное место 28 октября 2012 года и была организована по благословению отца Димитрия, настоятеля нашей церкви Святителя Николая, паломническая поездка учащихся воскресной школы.
Прибыв ранним утром в Варлаамо — Хутынский монастырь, с величайшим трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Варлаама в Спасо – Преображенском храме, к почитаемым иконам монастыря Почаевской и Тихвинской иконам Божией Матери.
В это время в церкви преподобного Варлаама Хутынского начиналась детская Божественная литургия для учащихся воскресной школы Софийского собора Великого Новгорода. Туда направились и мы.
Получив благословение отца Алексия Судоса, ребята исповедались и причастились Святых Христовых Тайн.
Мы с интересом во время службы смотрели и слушали воспитанников Воскресной школы Софийского собора, которые во время богослужения несли послушание на клиросе, в алтаре и храме.
Богослужение сопровождалась пением хора Воскресной школы Софийского кафедрального собора.
После окончания литургии мы вышли на территорию монастыря.
Хутынский Спасо — Преображенский женский монастырь находится на правом берегу реки Волхов. С холма, на котором расположена обитель преподобного Варлаама, видны были осенние луга, поля, деревня. Это одно из красивейших мест в окрестностях Новгорода.
Много пришлось пережить этому монастырю за всю свою историю существования.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к концу ХII века и связано с постройкой Спасо — Преображенского собора. Летопись сообщает, что » в лето 6700 (1192 года) постави церковь внизу на Хутыне Варлаам чернец, а мирским именем Алекса Михайлович во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Преподобный Варлаам родился и жил в Новгороде на Софийской стороне, в Неревском конце у земляного вала, где позднее была построена часовня, освященная в честь родившегося здесь святого. После смерти родителей Алексей Михайлович раздал все свое имущество бедным и, приняв на себя монашеский постриг в одном из новгородских монастырей, стал искать место, где бы можно было проводить жизнь в полном уединении, вдали от мирской суеты.
На правом берегу Волхова в 10 километрах от города находилось возвышенное место, покрытое густым лесом. Согласно народному преданию место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», т.е. худое место. Вот сюда-то и уединился для молитвы монах Варлаам. Увидев луч света, идущий из чащи леса, он решил, что это – знамение Божие, и что именно здесь нужно поселиться. Срубив келью и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня». При освящении церкви 6 августа 1192 года архиепископ Григорий возвел Варлаама в сан игумена. Преподобный Варлаам прожил всего год в основанном им монастыре. Через год после основания своей обители преподобный Варлаам скончался и был погребен самим архиепископом Григорием 19 ноября 1193 года в Спасо — Преображенской церкви, где его мощи пребывают и по сей день.

Несмотря на скорую кончину преподобного Варлаама, построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась. Ее основатель был очень почитаем, как среди монахов, так и среди всех новгородцев. А позже и на всем Северо — Западе Руси, так как и при жизни, и после своей смерти преподобный Варлаам прославился своими чудесами и исцелениями.
На протяжении всей своей истории обитель благоустраивалась и украшалась заботами новгородских архиепископов и игуменов, жертвователей, а также щедростью великих князей и русских царей. Простые люди, видные представители русского общества и государственные деятели с молитвой, верой и покаянием преклонялись перед могилою Хутынского святого, получая духовное и телесное исцеление. Но немало испытаний пришлось пережить обители преподобного Варлаама в различные периоды истории Русского государства, и особенно в двадцатом столетии, впрочем, как и всей Русской Церкви. В 1919 году Хутынский монастырь был закрыт.
Великая Отечественная война нанесла большой урон замечательному архитектурному ансамблю Хутынского монастыря.
Верующие же люди Хутынского чудотворца никогда не забывали. Даже в годы безбожия и страшных гонений, когда собор был в руинах, у могилы святого теплилась лампадка, лежали живые цветы, горели свечи и читался акафист преподобному Варлааму. И их молитвы были услышаны. Летом 1993 года была закончена реставрация Спасо — Преображенского собора. А 19 ноября, в день празднования памяти преподобного Варлаама, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского и петербургского духовенства был освящен соборный храм Хутынского монастыря. Началось чудесное возрождение святой обители.
Мы обошли вокруг Спасо – Преображенского храма и пошли к горочке преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. Мы поднялись по крутым ступеням к дверям расположенной на горочке часовне. Одна из сестер сказала нам, что если попросить батюшку Варлааме о чем-нибудь хорошем и добром и обойти вокруг часовни три раза , то эта просьба по молитвам преподобного обязательно исполнится. Что мы и сделали.
В наше время Святая обитель преподобного Варлаама стала одним из центров возрождающейся русской духовности. Замечательный ансамбль монастыря преподобного Варлаама, расположенный на живописном холме, поражая своей строгой, величественной красотой, которая отображает печать Красоты Небесной. Все больше и больше паломников и ценителей древнерусского зодчества приезжает со всей России на поклонение к преподобному Варлааму, мощи которого и по сей день находятся под спудом Преображенского собора.
Жалко было расставаться с прекрасным местом, но нас ожидало дальнейшее путешествие.
Мы ехали в маленькую деревню Вяжищи. Незамедлительно за крайними жилыми домами Великого Новгорода, налево от Санкт-Петербургской дороги, уходит асфальтированная полоса дороги, что ведет к большущему индустриальному комплексу Объединение «Азот».

Не доезжая метров 300 до комплекса, поворачиваем влево. По пути только 4 км до Вяжищ.
Нашему взгляду раскрывается изумительно пышный ансамбль построек Вяжищского монастыря, взведенный в верховьях речки Веряжи. Целостный по завершенности, изысканный и величавый, изобильно увенчанный изразцами, сооружения монастыря смотрятся важно на фоне находящейся вокруг природы.
Проходим в нижний храм, где нас уже ждет одна из сестер монастыря. Прикладываемся к мощам преподобного Евфимия. Ребята немножко устали, садятся на скамеечку немного отдохнуть, а мы, взрослые, слушаем рассказ монахини о монастыре.
Николо — Вяжищский монастырь возник в конце XIV века и связан с именами иноков Евфросина, Игнатия и Галактиона. Согласно летописям первый деревянный храм Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа. В 1419 году сооружена надвратная деревянная церковь в честь преподобного Антония Великого.
История обители связана с именем святителя, новгородского архиепископа Евфимия II. Его силами в 1436 году на месте деревянного Никольского храма построена каменная Соборная Никольская церковь. После смерти святителя его мощи были захоронены под спудом Никольской церкви, где и покоятся до сих пор.
Особую красоту всем возведенным постройкам монастыря придают изразцы — это керамические плитки с рельефным рисунком, покрытые 5 цветами эмали: белый, бирюзовый, коричневый, синий и желтый. На изразцах изображены различные рисунки: цветочные букеты, кресты, единорог, двуглавый орел.
В 1920 году Николо — Вяжищский монастырь был закрыт, все здания национализированы и переданы местному колхозу. Здесь располагались различные хозяйственные службы, слесарные мастерские, кузницы, на втором этаже размещалась школа.
И только в 1990 году состоялось освящение и первое богослужение в нижнем храме в честь святого Евфимия, монастырь был определен как женский, а с 1995 года получил статус ставропигиального. В 2000 году был освящен отреставрированный Никольский собор — это два действующих храма в обители. Сестра гостеприимно пригласила нас приехать летом. «Сейчас Никольский храм закрыт. Он не отапливается», — сказала она. «Еще две церкви находятся в процессе реставрации: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня», — добавила она.
Мы поблагодарили за прекрасный рассказ о любимой обители и пошли прогуляться по территории монастыря.
Первый снег, белые храмы, купола и березы… Сердце замирает от такой красоты.
Наибольший ущерб монастырь получил в годы Великой Отечественной войны. В честь подвига советских солдат, сражавшихся за Родину, на территории монастыря установлен мемориал. Мы подошли к братскому захоронению. Остановились в молчании…
Монастыри всегда были солью земли русской. Сюда, где дни и ночи в смиренном подвиге молились благочестивые иноки, издавна тянулись люди, оставляя свой тяжкий груз в миру, чтобы приобщиться к вечному, к тому, что утешает в горе безутешного, дает надежду отчаявшемуся, укрепляет в вере усомнившегося и так радует истомившееся по вере сердце.

На протяжении многих веков монастыри имели большое значение в жизни новгородцев. Радует то, что благодаря заботам нашего батюшки Димитрия мы смогли посетить и поклониться святыням Варлаамо — Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря и Николо — Вяжищского ставропигиального женского монастыря.
Немного уставшие, но с большим чувством радости мы ехали домой. Ребята делились своими впечатлениями. Никто из посетивших эти дивные места не остался равнодушным к необыкновенной красоте этих Святых мест.

Тиша(399)

В первой части мы рассмотрели историю становления Юрьева монастыря, расположенного в трёх верстах от Новгорода. В подробностях разобрали как расцветали и богатели обители, находившиеся далеко не в пустынных местах (в чём уверяют нас летописи). Несметные богатства и капиталы накапливались в монастырях не только благодаря вкладам царских особ и поддержке центральной власти, но в большей степени за счёт владения обширными угодьями, за счёт использования труда закрепощённого окрестного населения и торговых дел, что вели монастыри-вотчинники. Впрочем, были «монахи русского просвещения» — выдающиеся духовные и церковно-политические деятели Московской Руси XVI века — Максим Грек, Вассиан Косой и др., которые обличали любостяжательство духовенства, осуждали церковное землевладение и проч. Во второй части мы исследуем предания ещё двух обителей — Хутынской и Вяжищской, на примере оных и закроем тему святости новгородских монастырей.

После осмотра Юрьева монастыря отправляемся в следующую православную святыню — Варлаамо-Хутынскую обитель, расположенную на правом берегу Волхова. Здешняя местность в старину называлась «хутынь», т.е. худое, дурное место. Монастырь этот один из древнейших — первое упоминание относится к 1192 г.: «в то же лето постави церковь на Хутыне чернец Варлаам, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя Спаса Преображения; и свяща ю архиепископ новгородский владыка Гаврила на праздник, и нарече монастырь». Из красивой легенды, схожей с сотнями таких же сказаний об основаниях обителей, узнаём: «основателем был прп. Варлаам, сын именитых новгородских граждан. С юных лет стремясь к подвижнической жизни, в 1192 г. пришёл в Хутынь и поселился здесь в полном уединении. Однако уединение продолжалось недолго: вскоре вокруг него образовалась община иноков, и возникла обитель, получившая название Хутынской. Прп. Варлаам архиепископом новгородским Григорием был поставлен во игумена и до самой своей кончины трудился в этом сане на благо созданного им монастыря, в котором и был погребён». Иные легенды, про встречу святого Варлаама с кн. Ярославом и победу над нечистой силой, даже упоминать не стану.

Из дореволюционных писаний: «кончина почитаемого всеми подвижника Варлаама собрала в обитель множество народа; прибыл арх. Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей… В этот день многие больные получили исцеление, потому день этот остался памятным для народа… Под спудом в Преображенском соборе покоятся мощи прп. Варлаама в серебряной богато украшенной раке. В монастыре хранится несколько вещей, принадлежавших ему: фелонь, епитрахиль, поручи, подрясник, власяница, металлический крест». Новости нашего времени: всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к прп. Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом собора. Так кто же такой прп. Варлаам? А был это боярин Алексей, основавший для себя обитель, где через год и скончался. Своему монастырю сразу пожертвовал «землю, огород, рыбные и гоголиные ловища и пожни», «и с челядию, и с скотиною». Монастырь был связан с высшим новгородским боярством, представители которого на старости лет здесь постригались и доживали свои дни на покое, а порою выжидали более благоприятной политической обстановки и выходили в мир. В 1207 г. здесь умер инок Порфирий, в миру боярин Прокша Малышевиць. В 1211 г. был смещён арх. Митрофан, на место которого под именем Анетония был поставлен виднейший новгородский боярин Добрыня Ядрейкович. С 1220 по 1228 гг. здесь трижды менялись игумены на архиеп. кафедре. По сути, монастырь владел землями и вкладами бояр, обеспечивавшие им беззаботное существование. Вот такое духовное становление в «глуши худого» места (в шести верстах от Новгорода) святой обители. Зато сколько почестей, исцеления, канонизация и поклонение «мощам» боярина, без году в сане игумена устроенного им собственного монастыря. Великая Отечественная война нанесла большой урон архитектурному ансамблю. Фото 1948 г.

Древнейших построек в современном ансамбле монастыря не сохранилось. В разное время на территории существовали: храм Антония Великого; Варлаамская церковь-трапезная, надвратный Ильинский храм, две церкви во имя св.мч. Григория Армянского, каменные высокие с колоколами; домовая церковь при архиерейских покоях и др. За всю историю Хутынской обители известно, что на её территории было построено три колокольни. Первая возведена в 1445 г. против северных дверей собора и представляла собой каменную церковь во имя Гр. Армянского. В 1535 г. против южных дверей возведена новая церковь во имя того же святого, но называлась «Хутынский столп». Третья колокольня была построена в XVIII веке в стиле барокко над южными вратами. Колокольня представляла собой трёхпролётную триумфальную арку, сложенную из трёх четвериков. Однако проект не был реализован в полной мере, что подтверждается несоразмерностью объёмно-пространственной композиции. Создается впечатление, что из-за недостатка средств ограничились возведением лишь верхнего яруса без промежуточных, и то в упрощённом варианте. Фото 1948 г.

Начало строительства этой колокольни относится к 1758 г. В 1759 г. «архитектуры порутчик» Пётр Обухов получает ордер «от его светлости генерал-фельдмаршала и кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого о бытии… при строении в Хутыне монастыре». Предположительно, Обухов вёл наблюдение за строительными работами по проекту, исполненному более опытным архитектором. Личная заинтересованность кн. Трубецкого в строительстве колокольни, дружба его с Д.В. Ухтомским, участие в практическом строительстве Обухова, а также высокий уровень архитектурного мастерства двух нижних ярусов, позволяют предположить, что автором проекта был сам Д.В. Ухтомский — выдающийся реставратор, главный архитектор Москвы в XVIII веке. По каким-то причинам работы после 1761 г. были приостановлены. Возможно, это связано с отстранением в 1760-м Ухтомского от службы по обвинению в растрате (несмотря на оправдание, архитектор более не вернулся ни к строительству, ни к преподаванию). В описи монастыря сообщается: «Колокольня не совсем оконченная, начата строением при архимандрите Лаврентии…». Лаврентий Баранович — архимандрит в Хутыни с 1767 по 1774 гг.. Считается, что строительство завершено не ранее 1774 г. За время своего существования постройка изменила первоначальный облик. Большой комплекс работ и кардинальных перестроек был осуществлён в 1820-е. В 1993 г. были начаты реставрационные работы под руководством Г. Никольской архитекторами Л. Миклиной и Л. Корчагиной.

В преддверии падения Новгорода и после его подчинения Москве, новгородские летописи запестрели новыми редакциями, возвышающих местных святых. Существует легендарное предание: «В 1471 г. Великий кн. Московский Иоанн III, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Св. Варлааму. Захотел видеть мощи преподобного открытыми и намеревался вскрыть могилу. Как вдруг «из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл… В память чуда в обители хранится этот жезл». И якобы из-за этого события Иоанном III, сыном его, Василием III, и внуком, царём Иваном Грозным обитель всячески осыпалась благодеяниями. Но легенда про вскрытие мощей и последующая за этим расплата не единична: назначенный московскими властями архиепископ новгородский Сергий был встречен новгородцами с ненавистью, которые обвинили его в поругательстве памяти арх. Моисея. В «Житии» Моисея сказано, что однажды Сергий пришёл в церковь, где был похоронен Моисей и приказал открыть гробницу, чтобы увидеть останки святого. Ему было отказано. Сергий вышел прочь со словами: «У меня нет желания смотреть на тело этой деревенщины» (имея ввиду Моисея). После этого он потерял разум и был отослан назад в Московию. Новгородцы полагали, что Сергий был чудесным образом наказан за своё неуважение к Моисею и др. новгородским святым. В Смутное время монастырь пострадал от шведов, но благодаря царской поддержке, в XVIII веке по-прежнему был одним из богатейших. Фото Преображенского собора, 1920 г.

Закрыт монастырь был в конце 1920-х. До начала Великой Отечественной войны на территории размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Учитывая нахождение в аварийном состоянии в послевоенное время Преображенского собора, где был похоронен Г. Державин со своей супругой, в 1959 г. было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском кремле. Фото собора 1948 г.

Из-за своей ветхости первоначальный собор через 400 лет после возведения был разобран, и на его месте «к 1515 г. был окончен при настоятеле монастыря Сергие» новый храм. Построенный в 1515 г. новый Спасо-Преображенский собор, имел совершенно другой вид. Прототипом ему послужил Успенский собор Аристотеля Фиораванти в Московском Кремле, ставший символом общерусской архитектуры. Со 2-й пол. XVII века внешний вид Спасского собора стал отличаться от прежнего. В 1646 г. было пристроено два придела, построена новая паперть, главы обиты не дубовой чешуей, как прежде, а белым железом. С 1799 по 1802 гг. настлан новый пол, растёсаны окна. В 1835 г. был разобран до основания Покровский придел, и на его месте возведён новый и т.д. Реставрационные работы по восстановлению Хутынского ансамбля начались в 1976 г. под руководством Г. Штендера. В это же время проводились раскопки В. Булкиным, который несколько лет подряд со своей группой работал на территории монастыря. В 1981-84 гг. проводились археологические исследования, в ходе которых обнаружены нижняя кирпичная кладка Спасской церкви XII века, алтарь этой древней постройки и каменный фундамент церкви Гр. Армянского. Реставрация собора и братского корпуса была закончена в 1993 г. В этот же год обратно перевезли прах Державина и его супруги.
В приделе собора во имя арх. Гавриила был погребён прах великого русского поэта Г. Р. Державина и его супруги. Державин, государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник, скончался в 1816 г. в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову прибыл из усадьбы в своё последнее пристанище.
На фото 1992 г. — реставрационные работы Варлаамской церкви с трапезной.
Рядом с Преображенским собором находится церковь во имя преп. Варлаама с трапезной. Храм этот основан в XIV веке и был небольших размеров. В 1552 г. на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной.
Покидаем небольшую территорию Хутынского монастыря и последним посещаем Вяжищский, впервые упоминаемый в летописи под 1411 г. в связи со строительством деревянной Никольской церкви. Согласно легенде, устроена обитель была в конце XIV века (точный год неизвестен) монахами Евфросином, Игнатием, Галактионом и пришедшим к ним священником Пименом. Иноки задумали подвизаться в уединении и приискали удобное для этого место — в 12 верстах от Новгорода, расположенное в лесу на болотистом месте «Вяжищахъ» (Вежище), на левом берегу р. Колонки. Подъём Вяжищского монастыря следует связывать с именем новгородского архиепископа Евфимия II, в молодости принявшего постриг в этом монастыре. Именно при нём здесь развернулось каменное строительство, а монастырь получил крупные земельные владения.
В 1436-39 гг. был построен каменный Никольский собор, в 1457 г. – каменная трапезная церковь. Внешний облик этого монастырского ансамбля можно представить по изображению, сделанному в 1615 г. А. Хутеерисом, членом голландского посольства, проезжавшим в это время по Водской дороге. В начале XVII века, в эпоху Смуты, монастырь пережил тяжёлые испытания. Шведская оккупация Новгорода коснулась его самым непосредственным образом, т.к. монастырь находился на Водской дороге. Рисунок изображает монастырь этого периода с большими разрушениями.
Но после окончания шведской интервенции монастырь быстро возрождается, на XVII век приходится его подлинный расцвет. В 1670-80-х к нему приписаны Николаевский-Понедельский и Спасский-Сяберский монастыри. В XVII-XVIII вв. монастырю покровительствуют уже Московские государи. В его владениях 2 000 гектар земель, подворье в Новгороде, ряд привилегий, освобождающих от пошлин. В конце XVII в. разворачивается грандиозное строительство, полностью изменившее облик обители. В 1681-85 гг. на месте древнего Никольского храма был выстроен новый огромный собор, а в 1694-97 гг. возведён храм Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней. В результате монастырь приобрёл тот облик, который сохраняется и доныне.
Перед нами — пятиглавая колокольня, сооружённая в 1708 г. над трапезной Богословской церкви. Эта церковь выделяется своим декоративным убранством: фасады оной опоясаны полихромными изразцами.
По ведомостям за 1762-63 гг. монастырю принадлежало «в Новгородском уезде в разных пятинах и погостах… крестьян мужеска пола 1497 душ». Подушный сбор в 1734 г. составлял 35 коп. с души. Вотчинные крестьяне обращались в монастырь с просьбами о выдаче семян ржи, овса, о разрешении семейных имущественных споров. Казначей или эконом монастыря обладал правом учитывать «взысканные с монастырских вотчинных крестьян за предерзости их и противности штрафы и неплатежи за прошлые годы за столовые припасы и прочие», пересматривать по «всепокорным прошениям» крестьян «всякие подати», а также отпускать «в замужество» дочерей вотчинных крестьян. Т.е. жизнь крестьян всецело принадлежала монахам. Но им всё мало: «в 1751 г. архимандрит Виссарион с братией дважды обращался с челобитной на имя имп. Елизаветы с просьбой о рассмотрении жалобы на ямщика Бронницкого яма Артамона Абрамова с товарищами, которые ловили рыбу в Островной тоне села Холынья Деревской пятины, дарованном царём Алексеем Михайловичем монастырю и являвшимся его вотчиной». А в 1758 г. собранные с вотчин продукты: 10 баранов, 5 пудов сыра, 2 пуда 20 фунтов масла, 1000 яиц, надлежало к празднику св. Пасхи и празднику Петра и Павла «развезти христовских подносов нижеозначенным персонам»: губернатору Якову Римскому, советнику Петру Пестрякову, генералу Стефану Ушакову, секретарям губернским, прокурору Петру Елагину, межевой канцелярии и др.
В кон. XVII – нач. XVIII вв. и здесь существовала тюрьма, где отбывали наказание «по секретному делу», «по духовному делу», в подозрении раскольничества, присланные по указам Новгородской духовной консистории священно-церковно-служители, монашествующие, крестьяне и солдаты. В 1754-57 гг. числилось от 6 до 22 колодников. По статистическим сводкам 1734 г. в монастыре находилось 18 монашествующих и 41 служитель; в 1762 г. — 16 монашествующих, послушников и церковнослужителей, 30 служителей и 7 больных. По указу Екатерины II от 1764 г. «О секуляризации церковных и монастырских земель» монастырь лишился собственных имений и стал штатным. После чего обитель пришла в упадок. По ведомости о числе монашествующих и состоящих на послушании за 1843 г. числилось всего 20 чел.; столько же было и в 1894 г. А в 1914 г. братия насчитывала итого меньше. Фото Никольского собора, предположительно, 1885 г.

Примечательно, что только в 1896 г. «в деревне Вяжищи против самого монастыря» началось строительство первой церковно-приходской школы «во ознаменование благополучного восшествия на прародительский Всероссийский престол Его Величества Государя Имп. Николая II и Государыни Имп. Александры Фёдоровны…». Стоимость здания оценена в более 600 руб. (300 руб. выделялось из сумм Синода). Настоятель монастыря «арх. Парфений жертвовал на школу до 50 р., которые шли частью в жалованье учителю школы, а частью на покупку письменных принадлежностей. Так же «деньги за страховку 22 руб. 80 коп. уплочены бывшим настоятелем арх. Парфением из своих средств». На фоне столь благородного поступка Парфения и стоимости школы, примечательным выглядит доход самого монастыря на 1916 год: кружечных, кошельковых, просфорных, молебенных и др. сборов, доходов от недвижимых имуществ и оброчных статей, процентов с капиталов и др. в общей сумме 10.690 руб.
Соборный двухэтажный Никольский храм, вверху освящён в честь Николая Чудотворца, внизу — во имя св.Евфимия.
Собор соединён галереей со вторым храмом, также двухэтажным: верхний этаж — церковь Вознесения, нижний — в честь Иоанна Богослова (на фото справа).
Значительный урон постройкам монастыря нанесла Великая Отечественная война. В 1947 г. Вяжищский монастырь был внесён в список памятников архитектуры, подлежащих государственной охране на территории РСФСР. В 1954 г. — в список памятников архитектуры Новгорода и Новгородской обл. В 1958 г. под руководством архитектора-реставратора Л. Красноречьева начались обмерные и исследовательские, а с 1964 по нач. 1990-х — реставрационно-восстановительные работы. Основной объём работ был выполнен в 1970-е гг. Хотя на оф.сайте монастыря об этом ни слова. Фото 1948 г.
После Октябрьской революции, согласно циркуляра Новгородского губернского земельного Совета монастырская пахотная и выгонная земля, пустоши, сенокосные пожни, лесные дачи, Озерское озеро, находящееся в Тихвинском уезде, перешли в ведение земельного Совета. Монастырские храмы с богослужебными предметами от Новгородского губ. Совета рабочих и крестьянских депутатов приняли граждане дер. Вяжищи для религиозных потребностей. По сведениям 1919 г. состояние монастыря было «весьма удовлетворительно», а братии значилось 10 чел. Постановлением Новгородской комиссии по ликвидации монастырей от 1920 г. постройки сельскохозяйственного типа, живой и мёртвый инвентарь передавались в ведение земельных отделов, постройки и домовой инвентарь отделу соцобеспечения и жилищным отделам. В Вяжищский монастырь ликвидационная комиссия прибыла 26 апреля 1920 г., ей было дано разрешение на регистрацию Вяжищского прихода «с оставлением при нём 8 человек монашествующих для исполнения приходских треб, богослужения и обслуживания нужд храма». Договор на бесплатное пользование церквями Николая Чудотворца и свят. Ефимия был заключён в 1929 г. На общем собрании коллектива верующих в 1931 г. постановили добровольно передать для использования под культурные цели колхоза верхний храм собора; а за верующими оставляли нижний храм. В 1961 г. здание собора использовалось под клуб и контору совхоза «Гвардеец».

Созданные в 1920-х сельхозартели разорились и монастырские постройки приходили в упадок: к 1925 г. большинство строений подлежало сносу и было оценено как строительный материал. По неоднократным заявлениям граждан с просьбами передать им помещения монастыря, Уездным земельным управлением проведены торги по продаже имущества: постройки и сельхозинвентарь были проданы. Имущество распределили между хозотделом ОГПУ, раймузеем, колхозами Сырковского сельсовета, Госфондом. В 1929 г. была произведена ликвидация церкви Иоанна Богослова с трапезной и церкви Вознесения (ниж.фото). Имущество распределено между школой, коллективом верующих, окружным музеем, окрархивом. На втором этаже трапезной церкви вплоть до послевоенного времени располагалась школа. В 1988 г. Вяжищский монастырь был передан Новгородскому епархиальному управлению МП. В 1990 г. здесь снова возродилась монашеская жизнь.
Перед революцией доходы монастырей состояли: от недвижимых имуществ (сдача в аренду домов, лавок, лабазов, складов, мест на площади и от земли), от кружечного сбора, процент с капиталов, положенных на поминание, при ношениии икон по городу; доход от типографии, от живописных мастерских; приход кошельковый, прикладной и поминальный; от торговли восковых свечей, икон, просфор, деревянного масла, склянок со святой водой, продажа мощей; от угодий и оброчных статей, лесов, лугов, озер, мельниц, пособие от казны, от часовен, от крёстных ходов, от кладбищ и погребений и т.д. В 1920 г. Юрьев монастырь сдал новой власти процентных бумаг на сумму 777.125 руб. (наличных в казне якобы не было); Хутынский — в общей сумме проц.бумаг и наличности 166.851 руб.; Вяжищский — 59.319 руб. А все 24 новгородских монастыря сдали 3.164.671 руб. Можно считать бесспорным, что многие свою наличность утаили. Нельзя предполагать, чтобы у крупнейших монасты­рей в наличии не было ни копейки денег. Следовательно, капиталы одних новгородских монастырей составляли значительно более трёх миллионов. В 1920 г. на территории Советской России было ликви­дировано 673 монастыря. Крестьянам передано около 978.270 гектаров земли. Национализировано принадлежащим монастырям 1.112 доходных дома, 704 гостиниц и подворий, 84 завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 311 пасек и т.д. В монастыри было вселено (приблизительно) 1.680.000 чел. Занятые монастыри были использованы под санатории и здравницы, под учреждения соцобеспечения, под школы, курсы и др. учреждения Народного Комитета Просвещения, под больницы, лазареты, санитарные городки и др. учреждения Народного Комитета Здравоохранения, под родильные приюты и дома ребёнка, под места заключения и т.п. В 1921 г. было ликвидировано ещё 49 монастырей.
В период 1964 -1978 гг. происходило восстановление изразцов. Фото 1966-67 гг..
Особенностью построек конца XVII в. является использование цветных изразцов. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишён изразцов, все они украшают верхние пространства здания.

Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог, двуглавый орёл, крест, ваза с крупным цветком-плодом.
До сих пор точно не известно, где изготовлялись изразцы. Некоторые исследователи считают, что, скорее всего, роскошная мозаика была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае.
В ходе раскопок в Новгороде было найдено довольно много изразцов XVII века. Так что, возможно, они могли быть и местного новгородского производства.
А чтобы понять чем подобная деятельность священнослужителей и многое другое, что не осветил в этих постах, обернулась, приведу ряд документов нач. XX века, показывающих реальное отношение народа к церковникам.
— «Самым большим заблуждением, ярко бросающимся в глаза пережитком, является мнение, что современное село чтит рясу. Нет, эта стародавность миновала, как и многое другое в укладе нашей жизни, И на селе теперь (за редкими исключениями) научились критике, и здесь умеют «переоценивать ценности», и сельчане часто не чтут не только рясы, но и того, что в рясе» — «Христианская жизнь», 1906 г.
— «На собраниях нас ругают, при встрече с нами плюют, в весёлой компании рассказывают про нас смешные и неприличные анекдоты, а в последнее время стали изображать нас в неприличном виде на картинках и открытках… О наших прихожанах, наших чадах духовных, я уже и не говорю. Те смотрят на нас очень и очень часто как на лютых врагов, которые только и думают о том, как бы их побольше «ободрать», доставив им материальный ущерб» — «Пастырь и паства», 1915 г.
— «Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живётся. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески… Есть ещё прискорбные факты – это случаи убийств… случаи различных грубых издевательств над ними» — «Христианин», 1907 г.
— «За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребённым около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души, были случаи, когда крестьянин, не доплативший 3 — 4 коп., не допускался до исповеди и тут же на глазах других отсылался священником обратно.» — из донесения скопинского исправника Рязанской губ. за 1907 г.
— священник В. Рюминский: «Как относятся русские люди к своему священнику, прихожане к своему пастырю, и рассказывать нечего. Самые непристойные рассказы сложены про «долгогривых», как называют православные люди своих священников, скверные пословицы сложены про них, — «поповские глаза завидущие, а руки поповские загребущие», говорит народ. С ними торгуются за исполнение религиозных обрядов, как торгуются на базаре за деготь, как в лавке за товар. С ними судятся, и часто годами тянутся тяжбы — непристойно сказать — прихожан с их священником, верующих с их наставником»

— священник М. Левитов считал разговоры о «народе-богоносце», всецело преданном Православной церкви, не имеющими ничего общего с реальной жизнью: «Ценность набожности крестьянства оказалась сомнительной, а его добрые сыновния отношения к священнослужителям скорее иллюзией, чем фактом. Эти отношения, не приближавшиеся никогда к идеальным, в последние годы обострились до крайней степени»
К сожалению, современная структура РПЦ стала очень напоминать монастырские деяния, описанные в этих двух постах. Ей оказывается колоссальная поддержка центральной власти (государства), льготы, отсутствие пошлин и т.п.; она снова вошла в мирскую жизнь и влияет на процессы светского характера (образование, культура и т.д.); стала вхожа во власть, оттого неприступна, не наказуема, а заповеди Христа служители её чтят менее, чем их предшественники. Любостяжательство священо-церковнослужителей, то бишь излишняя озабоченность приобретением богатства и вообще земных благ, превалирует над делами духовными.
При создании поста использованы следующие источники: П. Сойкин «Православныя русскія обители», 1910 г.; митр. Макарий «История русской церкви», 1857 г.; Б. Кандидов «Монастыри-музеи», 1929 г.; И. Будовниц «Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.», 1966 г.; «Российская государственная библиотека»; сайт «Вяжищский монастырь: шесть столетий истории»; А. Ранне «История архитектурного ансамбля Хутынского монастыря»; Л. Секретарь «Колокольня Хутынского монастыря»; оф.сайт «Николо-Вяжищский монастырь»; данные VIII отдела НКЮ, 1920 г.; «Отношение духовенству сословий и соцгрупп Ри (нач.20 в.)» Л. Андреева, Е. Элбакян, 2011 г.; «Сыскной Приказ», 1730-63 гг. описание документов и бумаг, А. Голубев; П. Бартенев «Русский Архив», 1886 г.; Госкаталог Музейного фонда РФ; сайт «Фотографии прошлого»; сайт «Старые альбомы»

Север Новгородской области, граничащий с областью Ленинградской — редкое для туризма направление. Здесь огромные пустые пространства, состоящие из болот и чахлых лесов, и именно здесь погибла в окружении 2-я ударная армия генерала Власова. Места полудикие, заброшенные, не очень веселые. Но именно через них лежит прямой железнодорожный путь из Петербурга в Новгород. Что удивительно — он очень мало используется, в основном все поезда ходят по московской дороге, через Чудово, хотя это намного длиннее. Поэтому и Московское шоссе, и параллельная ему железная дорога — обросли деревнями и поселками, даже несмотря на все те же болота, а прямой путь к Новгороду, и в прежние времена мало обжитый, наоборот, в последние годы запустел, в связи с массовым вымиранием деревень и сел (которое, судя по откровенным заявлениям московских политиков, скоро станет открытой политикой государства). Раньше здесь были самые крупные в России торфоразработки, и это на несколько десятилетий сделало край процветающим, но сейчас они тоже умирают — и умирают не без подталкивания к тому государства, которое срослось с нефтегазовой олигархией, уничтожающей другие виды энергетики. И — хотя это кажется странным — между Петербургом и Новгородом, крупными и исторически очень важными городам — образуется все больше и больше пустых, диких мест, хотя это совсем противоречит логике естественного развития вещей.
И чего ж понесло сюда туристов? Сейчас расскажу. Во-первых, все дикие и необжитые места — для части любителей активного отдыха наиболее привлекательны. Только здесь можно отдохнуть от шума дорог и пьяных компаний, от портящих воздух шашлычников и просто больших скоплений людей, которыми переполнены Ленинградская область и Карелия. Тут — полное безмолвие. Даже поезда почти не ходят. Нервная система в тишине и покое разгружается…. Во-вторых, посмотреть здесь все-таки кое-что тоже можно. И одним из таких объектов стал святой источник в лесу, возле деревни Глухая Кересть.

Путь сюда был долгим. Но сам по себе он весьма интересный — ведь по этой ветке мы вообще никогда не ездили! Привыкли, что есть Лужское направление, есть Оредежское, по которому через Батецкий тоже иногда ходят поезда в Новгород, есть Московское — а про это большинство даже не знают. Тут ходят поезда до Новолисино, и еще, три раза в неделю — в Великий Новгород. Идет этот поезд больше четырех часов, через малоизвестные места, в отличие от другого поезда, что с Московского вокзала, который на полчаса быстрее (а Ласточка — и вовсе в два раза меньше идет). Было интересно глянуть, что же за чудо-поезд идет по этому экзотическому пути. И кто им вообще ездит. Ну вот и узнали! Ездит сюда красавец — дизель, коих изготовили на Торжковском заводе около десятка, и больше, видимо, их не будут делать никогда — в связи с умиранием этой отрасли в государстве (это на словах мы «встаем с колен», а заводы закрываются один за другим). Поезд весьма симпатичный. У него два режима работы — он может включать электродвигатель, получая ток от проводов, как обычная электричка, а может ехать на дизельном двигателе, когда проводов нет.

Поезд небольшой, всего 4 вагона. Сбоку похож на обычную электричку. Хотя есть небольшие отличия в тамбурах — они намного шире. Не знаю, как летом, а зимой 4 вагонов хватает с большим запасом. Тем более, что на весь маршрут почти никто и не садится. В основном люди едут сначала из Петербурга до Новолисина, потом поезд почти пустой, а потом в последний час начинают садиться уже жители Новгородской области, чтоб приехать в Великий Новгород. Поезд ходит в выходные до Новгорода, потом едет назад, но только до Новолисино, откуда желающие могут добраться в Петербург электричкой, потом возвращается на станцию Рогавка, уже до Новгорода не доезжая, и из Рогавки идет до Петербурга. Вот такая непростая схема работы ) В будни все еще сложнее — ходит не каждый день, и каким-то кусками маршрута.

Дорога одноколейная, заросшая с боков деревьями. Ее никто особо не чистит и не обслуживает. Поезд идет медленнопотому что иногда случаются ситуации, какие я уже описывал в прошлой заметке — когда на пути падает дерево. На фото отображен этот момент. Тогда наш турклуб и еще пара пассажиров вышли, чтоб разгребать завалы, а машинист пилил ветки бензопилой. Впереди рельсы полностью занесены снегом, их даже не видно, кажется, что поезд идет по какой-то просеке.

В общем, все как в фильмах про Дикий Запад… Сходство еще больше усилилось, когда на одной из остановок в поезд вошел дед с рельсой в рюкзаке. Такое ощущение, что он без нее из дома не выходит, и если надо отмахивается железякой, используя ее для самозащиты.
По пути проехали довольно загадочную остановку, которой нет в расписании. То-есть, 104 километр есть, а вот никакого Чудосветово схемы не знают. Здесь чудеса, здесь леший бродит…Русалка на ветвях сидит… Как прочитал на одном из сайтов, Чудосветово — это неофициальное название. Видимо, решили его для надежности написать на табличке, так как безликие номера километров легко перепутать. Возле остановки еловый лес , без малейших признаков людей.
Так как электричества вдоль ветки нет, светильники здесь питаются от солнечных батарей. Работают они или нет — мы узнать не смогли, но, судя по тому, что они занесены наглухо снегом и совершенно замерзли — вряд ли…
Вот мы и вышли на остановке » 128 километр «. Рядом деревушка Глухая Кересть, где наблюдается какая-то жизнь, над одним из домов даже шел дымок. Идем в сторону Новгорода. Там абсолютная глушь.
Пересекаем очень живописную речку Трубицу.
Километровый столб. Снега много….Это в Петербурге он тает, а тут, как начал падать несколько недель назад, так все и накапливался.
Наконец стал виден святой источник. Летом было бы заметить сложнее из-за листвы.
Идем к нему. Вокруг ручьи, в которых течет вода из источника, надо быть аккуратным, чтоб не наступить ногой в воду, которую из-за глубокого снега не всегда видно.
Место потрясающе красивое!
На подходе к источнику крест. Вероятно, чья-то могила.
На кресте иконка. Информации никакой нет. Может, внизу и есть какие-то надписи, но под снегом не увидишь. В интернете видел фотографию этого места в чьем-то альбоме на яндекс-фотках, там написано в комментариях, что здесь похоронена монахиня.
Источник почитается с очень давних пор. Как это принято, есть легенда, что его указала Божия Матерь. В Советское время рядом была часовня, и ее разрушили по приказу коммунистической власти. А сам источник тоже пытались закопать. Потом все, кто в этом участвовал, скропостижно умерли — так гласит народная молва. Да еще и трактор тоже сломался, что участвовал в этом. А источник ныне жив , как и прежде, и снова над ним часовенька.
Очень красивое и душевное место, сделанное заботливыми руками. Пишут, что в ночь с 6 на 7 июля сюда приходят из соседних деревень, что в 6-7 километрах (видимо, из Рогавки и Керести), а также приезжают из самого Новгорода — и набирают массово воду. Видимо, очень сильное энергетически, и по-настоящему святое место.
Издали кажется, что это колодец, но это не колодец, а родник. Вода в нем не на глубине, а вровень с землей.
Деревянный сруб предохраняет воду от загрязнения, делая удобным набор воды.
Чтоб набирать воду, у источника оставлена палка, к которой на веревке привязано пластмассовое ведерко.
Процесс добычи воды чем-то напоминает рыбалку.
Разливаем воду в бутылки и кружки. Для этого тут оставлены две воронки.
Попили воду. Очень вкусная!
Часовенька вокруг источника — вся в иконках.
Перед ними приходящие жгли свечи.
Говорят, источник лечит разные болезни…
Очень душевное место! И ради него — не жаль приложить усилия, чтоб добраться сюда!
Такие места не становятся ни туристическими достопримечательностями, ни объектами для массового паломничества православных туристов, которые объезжают традиционный набор мест, где «надо побывать». Сюда приезжают те, кому правда это нужно , потому что так им велит традиция, так им говорит их вера…
Вот она, настоящая Русь, настоящее христианство…
Листки с молитвами.
И самая главная заповедь, которую многие, называющие себя православными, вообще позабыли… С этого — начинается вся суть учения Христа! Помните ее….
Кстати, судя по глубокому снегу, тут давно никто не был. Местные дачники и жители — скорее всего многие и не знают о нем. А приезжают только те, кому это место правда дорого. Вот теперь оно будет дорого и нам. Надеюсь , как нибудь еще приедем… место и правда замечательное!
Ну все! Пора в путь! В этот день нам надо было еще посетить Тесовскую узкоколейку, которая неподалеку, в 6 километрах. И мы , давя снег, отправились в путь по рельсам и шпалам. О посещении узкоколейки и музея на ней — я расскажу в следующий раз!
Страница нашего туристического клуба в ВК: https://vk.com/club17791063
Наш турклуб в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/
Сообщество, посвященное достопримечательностям Северо-Запада: https://vk.com/bestofpiter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *