Святыни вологды

Когда я кому-нибудь рассказываю про деревню Пожарище Вологодской области, про образ жизни ее жителей, слушатели неизменно удивляются, засыпая меня вопросами: «Неужели это возможно? Как так? Зачем? Почему?» А потому…

Наташа Колупаева с Ольгой Коншиной

Жил-был когда-то простой деревенский парень. После армии он поехал учиться в Вологду. Получив образование в Вологодском государственном педагогическом институте, в 1993 году вернулся в родные пенаты, собрал бабушек и рассказал о своей давней заветной мечте – сохранять народное творчество. Встрепенулись тогда женщины, обрадовались, почувствовав востребованность, даже как будто помолодели, годы с плеч сбросили. В результате родился народный самодеятельный фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка» – название образовано от имени близ протекающей реки Уфтюга. И началась в деревне новая жизнь со старыми традициями. Олег Николаевич Коншин возглавил это движение. И в 2007 году Олегу Николаевичу была присуждена Премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в номинации «Традиционная народная культура».

Достали бабушки свои старинные одежды из сундуков, взялись за иголки с нитками и стали делиться с молодым поколением опытом ткачества, шитья да вышивания. А где рукоделие, там и песня. А где песня, там и пляски, а все вместе это – уже начало праздника… Но, ясное дело, праздник сам по себе не получится – к нему надо готовиться. Так постепенно происходило возвращение к традиционному укладу жизни предков деревни Пожарище. И вот такая ниточка, протянутая в прошлое, негаданными путями привела к коллективному сенокосу и жатве, к здоровому физическому труду, а далее – к народным гуляньям и обрядовым свадьбам.

Съезжий праздник

В 2009 году Вологодский губернатор объявил интернет-голосование «Чудеса земли Вологодской», среди которых были заявлены Кириллово-Белозерский монастырь и Вотчина Деда Мороза, и вдруг в итоге победила какая-то деревня Пожарище! История деревни начинается с 1570 года. В те времена на месте выгоревшего леса возле трех рек – Сухоны, Уфтюги и Кокшеньги – два брата основали поселение, которое стоит уже пятый век…

Один из самых чтимых в Пожарище праздников, ставший настоящим событием в жизни Севера, – Троицыно заговенье, последнее воскресение перед постом. Как только уфтюжане возродили у себя обычай отмечать этот праздник, стали и гостей созывать из Архангельска, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, окрестных вологодских деревень и других волостей. В небольшую деревеньку прибывает иногда до 1000 человек!

В день праздника с раннего утра деревня волнуется, наглаживается, одевается в традиционные рубахи, сарафаны, завески, платки. Заплетаются косы, повязываются тканые пояса. Парни и мужики в рубахах чинно прогуливаются под окнами. В женских и девичьих компаниях царит радостная суета.

Народ прибывает, поляна, с которой начинаются гулянья, наполняется шумом, звуками переливистых и спорящих гармошек, песнями, пестротой костюмов и радостным гомоном. Объявляется построение на обрядовый хоровод: «Улица!» Участники берутся за руки и начинают сновать змейкой, рисуя цветные узоры на зеленом полотне травяного ковра, затягивая хороводную песню. Впереди всех красивый и задиристый юноша, он тащит и кружит несущихся за ним девчонок. А в конце этой пестрой ленты, сбиваясь с ритма, бегут, хохоча, бабушки.

Встали стенка на стенку – мужчины против женщин, парни против девушек. Пошли наступательные шутливые игры. Хор мужских голосов перекрывается хором женских, потом наоборот. Игра веселая, кокетливая, задорная, искренняя, с подвохом! Все действо проходит без скидки на возраст. Все равны, все уважаемы. На празднике можно немного похулиганить, покрасоваться друг перед другом, прикоснуться друг к другу и даже поцеловаться. На таких гуляньях во все времена приглядывали своих суженых. Да и по сей день после праздника образуются пары, чьи отношения нередко заканчиваются свадьбой. Да не обычной, а по традициям старинных обрядов.

Анна Павловна Клементьева, старожил Пожарищ, в сентябре исполняется 96 лет

К соседям и обратно

По истечении некоторого времени народ отдельными песенными рядами следует в соседнюю деревню – так повелось испокон веков. Процессия растягивается, каждый ряд поет свои песни. Приходят к соседям, становятся рядом с качелями, продолжаются игры, кадрили, частушки. Поют и пляшут и стар, и млад, и старики молодежи дают фору! Тут же носится возбужденная малышня, качается на высоченных качелях. Потом все возвращаются в Пожарище, где начинается общая трапеза за длиннющими столами, заранее поставленными на поляне. Под вкусную еду да доброе пиво гармонисты затевают спор – настоящее состязание в ловкости, памяти и остроумии.

Образуются группы болельщиков, которые активно включаются в турнир.Праздник продолжается до глубокого вечера, благо вечера длинные, а ночи белые… Забавно, окунувшись с головой в древность и патриархальность, вдруг обнаружить, что жители деревни – вполне современные люди. Мобильные телефоны, фотоаппараты и кинокамеры в больших количествах присутствуют на празднике. Даже в домах, где по-прежнему стоят туалеты «прямого падения» (так шутливо называют их в деревне), есть плазменные телевизоры, компьютеры и доступ к интернету.

Родниками или источниками, ключами называют сосредоточенный естественный выход подземных вод на дневную поверхность. Прежде чем выйти на дневную поверхность, подземные воды, фильтруясь, проходят через пористое пространство различных горных пород, поэтому родниковая вода, как правило, отличается прозрачностью, свежестью и отменным вкусом. Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства. Последние годы, когда поверхностные воды часто бывают загрязнены и не пригодны для питья, родники все больше привлекают внимание как источники питьевой воды.

Родники как природные объекты имеют важное экологическое, эстетическое, рекреационное и историко-культурное значение. Кроме того, родники являются неотъемлемой частью ландшафта и украшают его. Все это дает основание ставить вопрос о придании некоторым родникам статуса памятников природного наследия.

Происхождение родников, их химический состав и экологическое состояние определяются, прежде всего, геологическим строением и гидрогеологическими условиями региона. В гидрогеологическом отношении рассматриваемая территория расположена в центральной части Московского артезианского бассейна, начало изучения подземных вод которого положено исследованиями грязовецких железистых источников, использовавшихся для лечебных целей с конца 19 века.

Подземные воды региона приурочены к четвертичным, неоген-палеогеновым, юрским, триасовым и верхнепермским отложениям. В четвертичных отложениях они содержатся в аллювиальных, флювиогляциальных, озерно-ледниковых и гляциальных образованиях. Среди четвертичных отложений, которые развиты по всей площади рассматриваемой территории, преобладают суглинки и глины. Водоносные горизонты, приуроченные к ним, имеют островной характер распространения, а водообильность их изменчива. По данным В. П. Гея, Н. Г. Бителевой и др. (1985 г.) наиболее водообильными являются флювиогляциальные отложения, распространенные на Вологодско-Грязовецкой и Авнижской возвышенностях и по долинам некоторых рек. Родники этих районов дренируют, главным образом, четвертичные отложения.

По характеру выхода подземных вод на дневную поверхность ключи делятся на нисходящие и восходящие. Выходы первых часто встречаются на присклоновых участках и склонах, где вода просачивается из водоносных пород и устремляется вниз в виде ручья. Восходящие родники представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно видеть подземные фонтанчики-грифоны. Родники, разгрузка которых происходит по долинам рек (например, по Леже, Шингарю, Тошне) имеют напорный характер – восходящие родники.

На рассматриваемой территории было выявлено картографически, проведением полевых исследований и по материалам среднемасштабной государственной геологической съемки более 80 родников. Выходы родников (ключи) наблюдаются по долинам рек и оврагов, прорезающих равнину, а также большое количество родников отмечается на периферии распространения флювиогляциальных отложений, например, на юго-западном склоне Авнижской возвышенности. Дебит родников колеблется от 0,0 n до 5,3 л/с.

Есть и уникальные в этом отношении родники с исключительно высоким дебитом, как, например, родник у д. Никола-Пенье, дебит которого составляет 22,5 л/с.

Качественный состав родниковых вод не очень разнообразен, так как родники дренируют главным образом водоносные горизонты четвертичной толщи горных пород. Наибольшее распространение получили воды гидрокарбонатного кальциевого или магниево-кальциевого состава с минерализацией до 0,6 – 0,7 г/л. Лишь в родниковых водах, дренирующих межморенные водоносные горизонты, где на их формирование иногда влияет подток вод из нижележащих водоносных горизонтов дочетвертичного возраста, наблюдается повышенное содержание сульфат-ионов и тогда минерализация родниковой воды увеличивается до 1,13 – 1,36 г/л (ключи под д. Смыково и Шеломово). В некоторых родниках к северу и югу от г. Грязовца наблюдается спонтанное выделение газа. По данным, состав спонтанного газа этих родников – азотный, содержание N² – 80,7 – 97,6 %, инертных газов – 0,948 – 1, 046 %, О² – 12,0 – 17,0 %, СО² – 0,2 – 4,1 %. В связи с очень низким содержанием в составе биогенного азота, газ относится к азотным четвертичным газам приповерхностной циркуляции.

Родниковые воды, дренирующие четвертичные отложения, формируются в процессе длительного выщелачивания горных пород атмосферными водами в условиях влажного климата. Это приводит к почти полному удалению легко растворимых солей и выщелачиванию мало растворимых. В районах поднятий (например, Дьяконовского), где дочетвертичные породы триаса и перми попадают в зону выщелачивания и хорошей промытости, формируются пресные гидрокарбонатные кальциевые или магниево-кальциевые воды. На остальной территории к водам выщелачивания можно отнести воды нижнетриасовых отложений. Однако в формировании химического состава этих вод с глубиной увеличивается значение подтока сульфатных вод из нижележащих верхнепермских отложений, чем и объясняется появление в некоторых родниковых водах повышенное содержание сульфат-ионов.

По характеру использования родниковые воды можно разделить на питьевые, лечебные и рекреационные. Многие родники в окрестностях г. Вологды широко известны и в последние годы используются как источники питьевой воды и даже освящены. Как наиболее посещаемый можно отметить родник в правом борту долины р. Тошни, что у д. Юрьево, выше моста по дороге на ст. Дикая. Родник каптирован бетонным кольцом. Вода из каптажа течет по металлической трубе и далее в р. Тошню. Вода пресная гидрокарбонатная, имеющая высокую временную жесткость.

Любителям лыжных прогулок в южном направлении от г. Вологды хорошо известен «Родничок» у д. Голубково близ трассы газопровода Вологда-Грязовец. Родник обустроен и силами энтузиастов поддерживается в хорошем состоянии круглый год. Родник освящен.

Общая жесткость воды 4,9. В пределах допустимых концентраций в воде присутствуют микрокомпоненты – Fe, В, Zn, Sr. Близки по составу воды родников, выходящие у д.д. Болтино и Бурцево в правом борту р. Шограш. Воды этих источников используются местным населением и дачниками.

Как лечебные родниковые воды использовались при высоком содержании в них железа? Наиболее известными в этом отношении являются Корнильевские источники. Источники железистой воды были открыты в 1765 г. ссыльным генерал-майором И. С. Хорватом. Хотя известно, что ориентиром при выборе места для будущего Комельского монастыря в 1497 г. преподобному Корнилию послужили именно источники на p.p. Нурме и Талице. Нуромские ключи, расположенные в 250 – 300 м вверх по р. Нуроме от устья р. Талицы, бьют тремя грифонами. Один из них расположен на правом берегу реки и каптирован деревянным срубом круглого сечения. Вода в нем на 3 метра выше уровня воды в реке. Дебит порядка 3,0 л/с. Температура воды 6°С. Вода прозрачная, бесцветная без запаха, гидрокарбонатная, магниево-кальциевая с минерализацией около 0,7 г/л.

Талицкие ключи расположены в 700 м от устья р. Талицы на правом берегу реки. В настоящее время источники закрыты деревянным срубом, из которого выведена труба, по которой железистые воды, изливаясь, образуют ручей, впадающий в речку. На дне и бортах ручья – обилие охристого железистого осадка. Суммарный дебит талицких ключей около 4 л/с. Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, с терпким железистым вкусом. Температура воды 5 – 6°С. Один из естественных (не каптированных) выходов родниковых вод газирован. Дебит газа составил 2,0 – 2,5 л/с (Белов З. И., 1935). Состав газа по данным лаборатории ЦНИГРИ азотный (97.6%) с присутствием сероводорода (0,8%), метана (1,4%) и углекислого газа (0,2%). По результатам полевых исследований воды одним из авторов статьи содержание сероводорода составило 4,0 мг/л. Железа – 8,0 мг/л.

Активное использование минеральных вод началось лишь в конце 19 века. Численность больных, посещавших источник, достигала 500 человек. Для лечения железистыми водами в Корнильевский монастырь приезжали люди не только из Вологды и ее окрестностей, но и из Ярославля, Костромы, Казани, Уфы, Петрозаводска, Петербурга, Москвы и других городов. В 1884 г. под «ванное заведение» была оборудована одна из деревянных часовен вне стен монастыря. Успешно излечивались кожные и гинекологические заболевания, анемия и заболевания опорно-двигательной системы. Курорт в Корнильево просуществовал до 1935 года. С упразднением Вологодской губернии и включением в её состав Северного края курорт прекратил свое существование.

Кроме Корнильевских источников большой известностью пользуется родник с железистыми водами, расположенный в долине р. Мясниковки близ д. Девять изб (5 – 6 км севернее г. Грязовца). Источник каптирован в тридцатые годы прошлого столетия деревянным срубом круглого сечения. Температура воды 5 – 6°С. Вода прозрачная, бесцветная с терпким освежающим вкусом.

Состав воды гидрокарбонатный магниевокальциевый, с незначительным содержанием сульфат-ионов до 5-6 мг/л, железа – 8,0 мг/л. Вода источника «Девять изб» считалась у жителей близлежащих деревень целебной и до сих пор используется в качестве таковой без медицинского контроля.

Корнильевские источники и родник «Девять изб» дренируют водоносный горизонт среднечетвертичных озерных и озерно-ледниковых отложений. Повышенное содержание железа и наличие растворенного сероводорода в водах этого горизонта определяют их бальнеологические свойства. Родниковые воды источников, питаемых этим водоносным горизонтом, с давних пор рассматривались и изучались как минеральные. По многочисленным анализам разных авторов, а также по результатам анализов, проведенных одним из авторов непосредственно у источников, установлено содержание в воде двухвалентного железа менее 10 мг/л, что не позволяет по современным требованиям ГОСТа отнести их к лечебным минеральным. По мнению авторов, причиной уменьшения содержания железа в водах этих источников является антагонизм сероводорода и двухвалентного железа, что приводит к связыванию последнего и образованию марказита, сажистые отложения которого в большом количестве фиксируются на водовыводящих трубах.

В Вологодском районе не менее известен железистый источник у д. Зуево в нижнем течении ручья Лумбовец, где до сих пор видны остатки когда-то построенной над источником часовни. Вода хлоридно-гидрокарбонатная с содержанием железа по результатам анализа непосредственно у источника – 12,7 мг/л. В прошлом родниковая вода использовалась в качестве лечебной как местным населением, так и приезжими без медицинского контроля.

Самые высокие концентрации железа (до 28 мг/л) в родниковой воде близ пос. Лиминский на левом берегу р. Вологда. Вода источника гидрокарбонатная магниево-кальциевая с минерализацией 0,3 г/л.

На рассматриваемой территории выявлено лишь два источника с минерализацией воды более 1 г/л (родники у д.д. Смыково и Шеломово). Вода источников сульфатная и гидрокарбонатно-сульфатная со смешанным катионным составом. Однако воду источников нельзя отнести к минеральной, так как в ней отсутствуют специфические компоненты, а общая минерализация менее 2 г/л.

Не смотря на большую популярность родниковой воды как питьевой, необходимо помнить, что родниковые воды подвержены загрязнению. Как было отмечено выше, родники данного региона в большинстве своем дренируют на глубокозалегающие водоносные горизонты, в связи с чем они сравнительно легко подвергаются загрязнению, особенно в пределах крупных населенных пунктов, близ промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов. Кроме того, химический состав особенно нисходящих родников подвержен сезонному колебанию, и качество родниковой воды может ухудшаться в весенний период года. Родники чутко реагируют на любое антропогенное воздействие. Как гидрогеологические компоненты ландшафта, они могут быть важным элементом мониторинга окружающей среды.

Присутствие родника в природном комплексе, отнесенном к памятнику природы, усиливает эстетическую привлекательность, живописность, повышает рекреационное значение того или иного природного комплекса или памятника природы.

Некоторые родники должны войти в разряд геологических памятников природы, особенно те, которые расположены в пределах ценных участков, имеющих природоохранное значение.

Например, Корнильево-Комельский источник, имеющий историко-культурное значение и научную ценность, должен обладать статусом «памятника природы». Описанные выше железистые источники, без сомнения, и сейчас имеют важное экологическое и рекреационно-оздоровительное значение, ждут своего обустройства.

Сямженский район, деревня Аниковская

Однажды в обычной деревеньке Сямженского района, километрах в тридцати от райцентра, произошло чудо: явление иконы мученицы Параскевы Пятницы. На месте обретения образа местные жители поставили часовню, а бьющий здесь источник почитали как целебный. Говорят, были случаи исцеления от болезней после молитвы перед явленным образом. Вашкинский район, Куков родник

Находится рядом с дорогой Вологда-Медвежьегорск почти на границе с Вытегорским районом. Легенда, связанная с Куковым родником, гласит, что однажды во время захватнического набега поляки забрали в плен всех мужчин деревни. Но одна женщина, потеряв мужа, решила спасти своих детей. Ночью, когда все спали, она превратила сына, которого звали Кук, в родник, а дочь Илексу — в ручеек. Сама же обратилась елью и встала у родника и ручейка, оберегая своих детей. Срубил как-то чужой мужик эту ель, и полилась из раны, нанесенной деревцу, не смола, а кровь. Падая, ель обхватила своих детей лапами, как бы прощаясь с ними и защищая их в последнюю минуту жизни. Так и стали люди к роднику ходить, гостинцы детям в воду кидать. Водой, принесенной из родника, окатывали ребенка или больного. Чтобы сила воды не потерялась, нужно за водой сходить так, чтобы никого не встретить и ни с кем не разговаривать.

Удивительный родник. Вашкинский район, деревня Никоново.

Круглый год вода стекает по склонам двух земляных природных холмов, собирается в один поток и течет по лотку, длиной около 30 метров. «Спаситель». Вашкинский район, деревня Конечная.

После освящения родник стал называться «Спаситель». Рядом с этим святым источником построен небольшой павильон. Здесь можно не только набрать святой воды, но и присесть отдохнуть. Чудотворный источник. Вологодский район, деревня Владышнево.

73-й километр дороги Вологда — Кириллов, 6 километров от трассы в районе деревни Владышнево. Чудотворный источник, освящен в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь оборудована купальня для желающих окунуться в святую воду.

Источник Преподобного Корнилия Комельского, Грязовецкий район, село Корнильевская Слобода

Источник находится на территории разрушенного Корнилиево-Комельского монастыря, в 5 километрах от Грязовца на реке Нуроме. Он был открыт в 1765 году и славился своими целебными свойствами. Здесь была устроена лечебница с холодными и теплыми ваннами, особенно помогающими при кожных заболеваниях и параличе.

Колодец Преподобного Дионисия. Сокольский район, Кадников.

Рядом с местом, где находился собор Глушицкого Сосновецкого монастыря, сохранился колодец, выкопанный преподобным Дионисием, основателем монастыря. Сосновецкий монастырь находится недалеко от Кадникова, на берегу реки Глушицы.

Колодец Преподобного Павла Обнорского. Гязовецкий район, село Юношеское

Вблизи Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря находятся камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский, и колодец, который он выкопал на берегу реки Нурмы.

Колодец Преподобного Димитрия, Вологда

Святой колодец находится в Спасо-Прилуцком монастыре, близ алтаря Спасского собора. По преданию, преподобный Димитрий выкопал колодец, вода в котором обладает целебными свойствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *