Сюжеты ветхого завета в живописи

Сюжеты Ветхого Завета Сюжеты Нового Завета
Ад и потоп
Адам и Ева (гравюра Дюрера)
Артаксеркс, Аман и Эсфирь
Вавилонская башня
Валаамова ослица
Избрание семидесяти старейшин Моисеем
Изгнание Элиодора
Медный змий
Моисей, разбивающий Скрижали Завета
Наказание восставших Левитов
Обрезание сына Моисея
Ослепление Самсона
Первый траур
Переход через Красное море
Пир Валтасара
Поклонение волхвов
После потопа
Призвание Моисея
Самоубийство Саула
Самсон и Далила
Смерть и завещание Моисея
Сон Иакова
Сотворение Адама
Сошествие Ноя с горы Арарат
Страшный суд
Схождение с горы Синай
Юдифь и Олоферн
Вавилонская блудница
Вифлеемская звезда
Зверь, вышедший из моря
Камо грядеши
Отречение апостола Петра
Путь в Дамаск
Бегство в Египет
Благовещение
Блудный сын в таверне
Брак в Кане Галилейской
Воз сена
Возвращение блудного сына
Возложение тернового венца
Вручение ключей апостолу Петру
Голгофа
Динарий кесаря
Древо жизни
Избиение младенцев
Искушение Христа
Кающаяся Мария Магдалина
Коронование терновым венцом
Крещение Христа
Мадонна с безбородым Иосифом
Мария Магдалина
Маэста
Нагорная проповедь
Нахождение Спасителя во Храме
Не трогай меня
Несение креста
Обезглавливание Иоанна Крестителя
Обращение Савла
Оплакивание Христа
Отречение Петра
Пир в доме Левия
Поклонение волхвов
Поклонение пастухов
Поцелуй Иуды
Преображение (Рафаэль)
Призвание апостола Матфея
Призвание первых апостолов
Распятие Христа
Сад земных наслаждений
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Семь деяний милосердия
Семь радостей Марии
Семь скорбей
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Снятие с креста
Страшный суд
Суд Синедриона. «Повинен смерти»
Суд Пилата
Тайная вечеря
Увенчание терновым венцом
Успение Богородицы
Христос в Гефсиманском саду
Христос в пустыне
Христос в родительском доме
Христос во время шторма на море Галилейском
Христос и грешница
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии
Четыре апостола
Что есть истина?
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Явление Христа народу
Ужин в Эммаусе
Неверие Фомы

Содержание

А теперь лирики

Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира. В этом томе собрана лишь небольшая часть произведений изобразительного искусства (более 2700 репродукций), иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках от первых веков нашей эры до начала 20 столетия.
Вторая заповедь запрещает создание любых изображений («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» Исх. 20:4). В один из тех исторических периодов, когда эта заповедь трактовалась менее жестко — как запрет на изготовление статуй (кумиров) и других трехмерных изображений, в еврейском искусстве были созданы первые произведения на сюжеты Священной истории. На рубеже нашей эры в Александрии Египетской был разработан цикл иллюстраций к Септуагинте (греческому переводу Библии). Хотя эти иллюстрации не сохранились до настоящего времени, их влияние прослеживается в изображении сюжетов Ветхого Завета как в настенных росписях римских катакомб, так и в византийской книжной миниатюре. Долгое время существование александрийского цикла оставалось недоказанным, пока в 1931 году не были обнаружены руины синагоги в Дура-Европос в Месопотамии. Росписи западной стены, датируемые примерно 244 г. н.э., представляют основные сюжеты Ветхого Завета: жертвоприношение Авраама, нахождение Моисея, Исход, помазание Давида на царство, торжество Мардохея, видение Иезекииля и др. Живописные панели из Дура-Европос помогли исследователям подтвердить связь между различными памятниками, композиционно воспроизводившими сцены александрийского цикла. Следы влияния иллюстраций к Септуагинте заметны также в библейских сценах, изображенных на мозаичных полах синагог 6 века н. э. в Палестине и северной Африке (например, сцена жертвоприношения Авраама из синагоги в Бейт-Альфа).

Зарождение христианской изобразительной традиции относится к 2-7 векам н. э., когда создаются росписи в римских катакомбах (многоярусных подземных галереях-лабиринтах). В эпоху гонений на христиан катакомбы использовались для захоронения наиболее почитаемых членов общины, а также были местом собраний и проведения религиозных церемоний. Сцены катакомб покрыты росписями, в которых встречаются изображения персонажей и сцен Ветхого Завета (Моисей, иссекающий воду из скалы, Адам и Ева и др.), но преобладают новозаветные сюжеты, а также символические и аллегорические изображения Христа в виде рыб, Доброго Пастыря и т. д. Здесь же находится и первое из известных нам изображений Богоматери.

После признания христианства государственной религией Римской империи в 4 веке н.э. постепенно обозначаются расхождения между западной и восточной церквами (разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) фактически произошло в 1054 году). Формируются два различных подхода к изображению священной истории. В Византии вырабатывается и закрепляется канон: «истинные», чудесным образом явленные изображения Иисуса Христа, Богоматери стали подлинниками, с которых делались списки. Возникает особая система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещается на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, выбор элементов пейзажа подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру.

На Западе в средние века главным заказчиком произведений изобразительного искусства становится Церковь. Создаются настенные росписи храмов, мозаики, скульптура, большое распространение получает книжная иллюстрация. В раннесредневековой западной книжной миниатюре можно заметить влияние как византийских образцов (Евангелие Оттона), так и традиций римской миниатюры (Евангелие Карла Великого). В это время рукописная книга была роскошью, которую могли позволить себе немногие. Для неграмотного в большинстве своем населения иллюстрированной книгой был сам храм. Но уже в преддверии Ренессанса, в 15 веке, появляется новый вид искусства — гравюра — гораздо более дешевый и доступный. Печатная графика вплоть до 20 века остается самым демократичным видом искусства. Первоначально большинство иллюстрированных гравюрами печатных изданий составляли книги религиозного содержания, а в станковой гравюре к библейским сюжетам обращались такие мастера как Дюрер, Рембрандт и многие другие. Завершают традицию книжных иллюстраций к Библии в настоящем собрании гравюры Гюстава Доре, сочетавшего в своем творчестве романтическую трактовку сюжетов со смелыми пространственными построениями и драматическими эффектами освещения.

В западной Церкви, начиная с позднего Средневековья, происходит постепенный отказ от сложившихся типов изображений; наряду с религиозной, появляется светская живопись. Если в Средние века единственным заказчиком была церковь, то в эпоху Ренессанса одни и те же художники выполняют как церковные, так и светские заказы. Само название нового периода в развитии западноевропейского искусства — Возрождение — означает возвращение к античной культуре и эстетике. Художественными принципами нового искусства становятся объем изображаемых фигур, трехмерность пространства. Персонажи живописных полотен и фресок изображаются не как обобщенные образы, а как современники художника, которому зачастую позируют бедняки. В изображении героев Ветхого и Нового заветов мастера любуются их физической красотой — мужественной силой и мощью (Микеланджело) или нежной женственностью (Леонардо да Винчи).

События Священной истории становятся в полотнах Караваджо и Тинторетто сценами из современной жизни, а эпоха барокко вносит в них элементы чувственной красоты, интерес к декорации и украшениям, нюансам и подробностям. Особняком от других мастеров этого периода стоит творчество Рембрандта, в произведениях которого на библейские сюжеты глубина чувства и концентрация эмоциональных ощущений переданы минимумом художественных средств («Возвращение блудного сына»).

Реформация и эпоха Просвещения вытеснили религиозные темы в искусстве на второй план. Постепенно происходит отход от изображения героев Священной истории в современных художнику одеждах и обстановке. Мастера классицизма, романтизма, а затем и реализма стремятся к исторически верному воспроизведению интерьеров, одеяний и пейзажей, путешествуют в Палестину (как, например, Тиссо) для зарисовок с натуры.

Интерес к библейским, в первую очередь, евангельским сюжетам возрождается в кругу прерафаэлитов, группы английских художников, поставивших себе целью освобождение от академических условностей и возвращение к традиции искренности и «наивной религиозности» раннего Возрождения. Чувственная красота, стилизация и декоративность в картинах прерафаэлитов наполняются мистически-восторженным религиозным переживанием («Беата Беатрикс» Россетти), а события Священной истории разыгрываются в детально воспроизведенной повседневной обстановке («Мастерская плотника» Милле).

Символисты, в поисках мечты, таинственной и чувственной Идеи, также обращаются к религиозным сюжетам. Образ Саломеи становится одним из наиболее частых мотивов, так, в картине Гюстава Моро «Видение» (Танец Саломеи) чувственность танцовщицы, таинственное и экзотичное место действия соединяются с реалистичной передачей истекающей кровью головы Иоанна Крестителя, создавая фантастическую атмосферу, отличную от традиционных интерпретаций этого сюжета.

Древняя Русь с принятием христианства заимствовала и иконописную традицию. Светская живопись впервые появляется лишь в 17 веке, а ко времени правления Петра I обозначаются два течения: традиционалистское, поддерживаемое духовенством, и светское. В 18 веке расширяется круг книжных образцов, появляется возможность учиться за границей, что приводит к постепенному освоению западной традиции, появляются картины на религиозные темы. К евангельским сюжетам обращаются К. Брюллов, Г. Семирадский, А. Иванов, Н. Гё, И. Крамской, В. Верещагин и многие другие художники 19 века.

Ветхий Завет, при большом разнообразии сюжетов, представлен меньшим количеством иллюстраций. Самые популярные эпизоды и персонажи этого раздела — Адам и Ева, Моисей и исход из Египта, Иудифь. В Новом Завете художников привлекали преимущественно события из жизни Богоматери и Иисуса Христа (см. Рождество, Крещение и т. д.), реже деяния апостолов (см. Апостолы, Стефан) и Апокалипсис.

Превью:

Пейзаж с изображением сна Иакова: ангельская лестница, достигающая неба
(Быт. 28:10-16)

Художник: Вильманн, Михаэль Лукас Леопольд
Дата создания: около 1691
Размер: 87 x 106 см
Материал, техника: холст
Местонахождение: Бреслау, Музей изобразительных искусств (до 1945)
Стиль, эпоха: барокко
Страна: Германия

Картинка 50. Общие впечатления от прочтения текстов Ветхого Завета. Выводы.

Год назад, открыв первую страницу Ветхого Завета Библии, мы задумались: что мы хотим найти в этой священной книге? Озвучено это было так:

«…Для начала, давайте проясним ситуацию со Священными Книгами вообще. Прежде всего, давайте попробуем выяснить, чем эти Книги отличаются от остальных и почему им придаётся такое большое значение в нашей жизни? Священные Книги (Библия, Тора, Коран и пр.), по идее, должны рассказывать нам, простым людям, о том, о чём мы сами узнать или догадаться по ходу жизни не в состоянии. Что же это может быть? О чём же должны сообщать нам Главные Книги Человечества? Скорее всего, в Священных Книгах будут не совсем уместны сведения, которые печатаются в обычных книгах и служат в основном меркантильным и каждодневным целям. Также здесь наверняка будут неуместны ответы на некие частные или национальные вопросы, учитывая, что эти книги читают многие миллионы совершенно разных людей. Скорее всего, Священные Книги должны вести людей к Просветлению. Это достаточно важная и весомая цель, которая вполне может оправдать многочисленные усилия, которые прикладывались на протяжении веков для сохранения и распространения некоторых Священных Книг и рекламируемых ими религий…»

Закрыв последнюю страницу Ветхого Завета, мы были ошеломлены. Даже не так. Мы были потрясены. Мы были раздавлены! Сразу скажем, что в Ветхом Завете мы не нашли того, что искали! Мы не нашли, внимательно прочитав каждый стих, ни вековую мудрость, ни средневековую, ни маловековую, никакую. Мы там мудрости не нашли!

А что же мы там нашли, в конце концов?

А нашли мы там (не у бесчисленных богословов, заметьте, а в самой Библии) явное и вполне конкретное опровержение Библией своего образа мудрейшей и чистейшей Книги!

В «Третьей книге Ездры» — последней книге Ветхого Завета — сообщается, что бог Иегова продиктовал всю историю и все свои законы, ранее утерянные, левиту Ездре, предварительно напоив его неким напитком. Это означает, что все книги (главы) Библии (в том числе и книги Моисея, т.е. Тора) были надиктованы одному человеку и именно на его слова опирается почти ВСЁ христианство (Ветхий Завет занимает 80% Библии).

Как Вам это нравится?

Слова одного единственного иудейского наркоши — левита Ездры — легли в основу крупнейшей мировой религии, а то и не одной! Просим Вас обратить внимание: слова. А где же доказательства? А в качестве доказательств — ещё слова, другие слова, ещё много слов! И всё!

Что же за слова наполняют Книгу книг — Библию? Читать её оказалось очень и очень сложно. И дело оказалось вовсе не в пресловутой «богодухновенности», «святости», «величии», «аллегоричности» и т.п. этой книги, вернее, сборника книг. Вовсе нет. Во-первых, Библия полна нестыковок, противоречий, преувеличений, а то и попросту откровенного вранья. Вспомнить хотя бы её «историчность»: безымянные фараоны, отсутствие дат, чехарда с персидскими и вавилонскими царями, «родство» евреев со спартанцами, многочисленные «великие» военные победы евреев. А чего стоят похороны Моисея, которые якобы он «сам описал» в своём Пятикнижии!

«И умер там Моисей, раб господень, в земле Моавитской, по слову господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны израилевы на равнинах Моавтиских (у Иордана близ Иерихона) тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее» (Втор. 34:5-8.).

Во-вторых, целый год мы читали об истории, законах, религиозных и светских обычаях другого народа. Причём, о законах и обычаях нам чуждых и непонятных, местами — неприятных, местами — просто отвратительных. Например, в книге «Левит», первые 9 глав посвящены подробному описанию процесса принесения каждого вида жертвы (мирная жертва, жертва греха, жертва повинности и т.п.), каждого вида животного (голубь, ягнята, телята и т.п.). С великим тщанием описано, что делать с кровью жертвы, куда её выливать, намазывать и разбрызгивать, с каких органов срезать тук (жир) и что с ним делать, как поступать со шкурой животного и его мясом, а также, головой, внутренностями и ногами убитого животного.

А издевательство над восьмидневными младенцами, называемое обрядом обрезания!

В-третьих, широко разрекламированная Книга книг неприятно удивила своим примитивизмом: примитивные космогонические представления, примитивные этические нормы, которые, кстати, все библейские герои постоянно нарушали, и многочисленные банальные «премудрости», на самом деле, не содержащие никакой мудрости и предназначенные для весьма простых мозгов пастухов-кочевников.

В-четвёртых, читать её просто-напросто неинтересно: какие-то отрывки разборок между еврейским богом и его народом, а также царьками, жрецами, судьями, написанные к тому же ужасно корявым языком.

В-пятых, поражает откровенная кровожадность Библии: еврейский бог Иегова с самого начала «священной» книги ведёт себя, как расист и палач народов. Вспомним хотя бы 10 египетских казней. Евреи по его прямому приказу для начала устраивают геноцид 10 народам. А затем, поощряемые Иеговой, избранные истребляют на страницах «богодухновенной» книги десятки тысяч не-евреев. Их режут, сжигают в печах, распиливают пилами, бросают под молоты.

«А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2 Цар. 12:31).

«Божьи» люди — пророки — убивали людей пачками. Илия собственноручно (!) заколол 450 священнослужителей другого культа, а Елисей за насмешку над его лысиной проклял 42 ребёнка, и их разорвала медведица (кто и словом божьим…).

В-шестых, большинство воспеваемых Библией героев обладают такими личностными качествами, которые нормальному человеку кажутся просто отвратительными.

q «Кротчайший» Моисей приказал уничтожить 3000 своих соплеменников.

q Ной, любитель заложить за воротник, проклял своих внуков.

q Авраам выступил в качестве сутенёра собственной жены, его сын Исаак занимался тем же.

q Его племянник Лот спокойно занимался кровосмешением с родными дочерьми.

q Внук Авраама Иаков обманул отца и украл первородство у родного брата.

q Жена Иакова обворовала собственного отца, выкрав семейных идолов.

q Воспеваемый на все лады царь Давид, мало того, что не брезговал ни девочками, ни мальчиками, так ещё и являлся изобретателем таких явлений, как рэкет и холокост.

q Сынок Давида изнасиловал сестру и бросил её.

q Сам Давид отбил у героя войны его жену, а самого послал на смерть.

q Ещё одному его сынку возжаждалось власти, и он сплёл заговор против родного отца, у которого всему этому и научился.

В общем, от морального облика библейских персонажей, который описан к тому же обыденным языком, как само собой разумеещееся, мурашки по коже бегут.

В-седьмых, Библия предлагает преступные, совершенно неприемлемые для нормального человека рецепты обогащения и устройства в жизни:

® Хочешь приобрести верблюдов, лошаков и ослов — уступи свою жену на пару ночей фараону.

® Захотелось получить соседний виноградник, а владелец отказывается его отдать за просто так, — найми двух лжесвидетелей, которые бы сказали, что владелец хулил Бога и царя. Хозяина виноградника побьют камнями до смерти. В знак скорби, раздери на себе одежды, одень вретище и… вступи во владение собственностью (3 Цар. 21:1-16).

® Уезжаешь в дальний путь и знаешь, что никогда не возвратишься — попроси у соседей взаймы ценные вещи на время. «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исх.12:35-36).

® Находишься во власти и обладаешь эксклюзивной информацией — не стесняйся, спекулируй, обирай людей и превращай свободный народ в рабов, как это сделал Иосиф, сын Иакова.

® Зачем трудиться, обрабатывать землю, создавать материальные ценности — иди и предложи «крышу» для «защиты», как это сделал Давид (1 Цар. 25) или просто отними это, тем более, что сам бог потворствует этому. «И дал я вам землю, над которою вы не трудились, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды» (Кн. Иисуса Навина, 24:13.).

В-восьмых, образ бога, описанного в Ветхом Завете, весьма далёк от образа всемогущего Создателя Вселенной — любящего и доброго, милосердного и всё понимающего, радостного и счастливого. Ветхозаветный Иегова описан библеписцами, как истеричный самодур и расист, который сжигает огнём (Содом и Гоморра) или топит «свои создания» под тем предлогом, что, по его мнению, «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12). Более того, по Библии он оказался обладателем следующих божественных черт характера:

q ревность — «Да не будет у тебя других богов пред лицем моим» (Быт. 20:3);

q мстительнть — взять, хотя бы, историю пресловутого «грехопадения». За одно (!) яблочко Всеблагой навечно (!) наградил людей тяжкой жизнью: женщин — муками деторождения, мужчин — «скорбным» трудом;

q мелочность — «Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх. 30:15);

q кровожадность — «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых» (Втор. 3:3).

Веру в себя он вбивает вместе со страхом. Достаточно почитать книгу «Левит», где Иегова старательно перечисляет, что будет с избранными, если они не будут в него верить: засуха, голод, войны, каннибализм, моровая язва — вот далеко неполный список того, что предлагает бог, который должен быть Любовь. Именно Иегова с полным правом может считаться родоначальником расизма. Он избрал себе один народ и всячески обеспечивал ему, по крайней мере на словах, всевозможные комфортные условия существовани за счёт других народов, которые сначала приказывал уничтожать физически, а впоследствии использовать для своих целей, в то же самое время пренебрежительно к ним относясь.

«О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» (3 Ездр. 6:56).

Кроме того, он ещё и врёт напрополую. Например, в Египте, перед исходом, он обещает им землю обетованную, «где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:17), а на поверку эта земля оказывается куском пустыни, в которой израильский народ, как неоднократно свидетельствует та же Библия, то и дело постигают засухи и голод.

Следующая глава >>

44. «Я приходил для ветхого забора…»

44. «Я приходил для ветхого забора…» Я приходил для ветхого забора, Для каменно-надменных ступеней. Сгущались тени древнего собора И становились всё длинней. И вновь во власти мрачных суеверий, В преддверьи вечной тишины, — Я слушал звуки скорбных повечерий, Печальный

Источники текстов и варианты

Источники текстов и варианты Стихотворения12. Впервые: Альманахи стихов, выходящие в Петрограде. Под ред. Дмитрия Цензора. Вып. 1. Издание непериодическое (Пг.: Цевница, 1915), с. 9. Перепеч. по этому альманаху в кн.: Невод. Антология русской поэтической миниатюры. Сост. Виктор

Рафаил Шнейвайс НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ (Раздумья после прочтения книги о романе А. Фадеева «Черная металлургия»)

Рафаил Шнейвайс НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ (Раздумья после прочтения книги о романе А. Фадеева «Черная металлургия») Шнейвайс Р. Ф. — ветеран Магнитки. Журналист, публицист, заслуженный работник культуры РСФСР. Автор документальных повестей «Большая жизнь», «Товарищ директор»,

Картинка 51. Ещё впечатления и ещё выводы.

Картинка 51. Ещё впечатления и ещё выводы. Продолжая подводить итоги годичного чтения Ветхого Завета, мы должны заметить, что это занятие открыло нам глаза на многие вещи. То, что раньше казалось незыблемым или само собой разумеющимся, сейчас быстро теряет привычную

Картинка 62. Предварительные выводы или о проблеме достоверности и уровне святости благовестий.

Картинка 62. Предварительные выводы или о проблеме достоверности и уровне святости благовестий. Мы прочитали первые четыре главы Нового Завета — Евангелия. В переводе на наш язык евангелие обозначает «благая весть». Дальше само собой разумеется, что благая весть — по

Картинка 66. Нашему удивлению нет предела. Выводы. Начало .

Картинка 66. Нашему удивлению нет предела. Выводы. Начало . Наконец-то мы добрались до конца! До самого настоящего библейского конца! Просто не верится! Мы прочитали и главное, проанализировали всю Библию, от первой страницы до последней! От всей души поздравляем всех наших

Картинка 67. Сдаётся нам, что этот Бог нам совсем не друг. Выводы. Продолжение .

Картинка 67. Сдаётся нам, что этот Бог нам совсем не друг. Выводы. Продолжение . 1. Одним из наиболее волнующих вопросов, возникающих после прочтения Нового Завета, становится вопрос о том, действительно ли существовал Иисус Христос? Здесь, как Вы понимаете, возможны всего 2

Картинка 68. Божья благодать смертельной концентрации. Выводы. Окончание .

Картинка 68. Божья благодать смертельной концентрации. Выводы. Окончание . 1. Библия никак не может рассматриваться, как сборник священных текстов. Их там просто нет! Там есть всё, что угодно: ненависть, обман, предательство, рэкет, грабежи, сутенёрство, издевательства,

IV Трагические впечатления

IV Трагические впечатления Наряду с этими впечатлениями вольного детства среди вольной природы в жизнь врывались суровые черты быта и нравов XVII века. Люди были мощные и сильные духом: «Душа крепко сидела в ножнах своего тела».»Нравы жестоки были, – рассказывал

ПАРИЖСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ПАРИЖСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Несколько мыслей и замечаний о русской литературной жизни в Париже.Преимущественно — о молодежи. Старшие наши писатели живут и работают уединенно и замкнуто. Вкус к общению они давно потеряли и разбились на маленькие группы, редко-редко находящие

Театральные впечатления*

Театральные впечатления* 1. Скарнео в «Каине».2. Фумагалли в «Отелло».3. Кавалер Грассо и Мими АгулияИтальянский театр до сих пор представлял выдающийся интерес, главным образом, даже, можно сказать, единственно вследствие необыкновенного обилия единичными поразительно

И. Л. Галинская Льюис Кэролл и загадки его текстов

И. Л. Галинская Льюис Кэролл и загадки его текстов Введение Даже для тех, кто знал Льюиса Кэрролла близко, он представлял подчас загадку — в нем соединялись стихии, казалось бы, совершенно несовместимые: приверженность, с одной стороны, к таким наукам, как математика и

Общие выводы

Общие выводы Творчество арабских поэтов-лириков находится в тесной связи с народной поэзией и черпает вдохновение в древнейших поэтических образцах, которые также в основе своей опираются на фольклор и являются продуктом коллективного творчества, в течение долгого

Общие выводы Обращаясь к изложению основных характерных особенностей поэтической лексики арабской лирики, можно сказать, что она включает в себя определенное число слов и словосочетаний, представляющих собой ключевые опорные единицы ее словаря. Но благодаря широким

Сказание о Вавилонской башне и рассеянии народов – последняя библейская легенда, посвященная всеобщей истории человечества. 11 глава книги «Бытие» заканчивается родословием потомков Сима, одного из сыновей Ноя, после чего на сцену выходят патриархи Авраам, Исаак, Иаков — родоначальники еврейского народа. Авраам

первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа.

В европейском искусстве образы библейских патриархов долгое время оставались в тени.
Ветхозаветная история воспринималась в христианском мире как пролог к событиям, изложенным в Новом Завете,

поэтому праотцы почитались прежде всего как предки Христа. Евангелие от Матфея начинается с «родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова»: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его». Через много поколений от потомков Иуды родился Иосиф, муж Марии, матери Иисуса.

Хотя Иосиф формально вовсе не являлся отцом Христа, считающегося Сыном Божьим, для церкви было чрезвычайно важно возвести род Иосифа, в семье которого родился и рос Иисус, к ветхозаветным патриархам и подчеркнуть, что в своей земной жизни Христос происходил из рода Авраама.

Естественно, что произведения, посвященные патриархам, не занимали заметного места в христианских храмах. В русских церквях с 15 в. изображения патриархов традиционно помещались в верхнем, так называемом праотеческом ряду иконостаса. В искусстве Западной Европы cцены из жизни патриархов можно встретить в скульптурном убранстве готических соборов, на фресках и мозаиках, на боковых створках алтарей.

Перелом в отношении к интересующей нас теме наступил в эпоху Высокого Возрождения,

Ренессанс заложил основу для грядущего торжества живописи: 17 век стал временем расцвета классической картины.
И не случайно именно в 17 столетии художники чаще всего обращались к сюжетам Ветхого Завета, среди которых их неизменно привлекали сказания о патриархах. Отметим, что хотя в 17 веке художник стал менее зависим от воли заказчика, он все же не был абсолютно свободен в выборе темы для будущей картины.
Так в католических странах – Италии и Испании – широкое обращение живописцев к Ветхому Завету не поощрялось; напротив, в протестантской Голландии такие ограничения в 17 столетии уже не имели силы. Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы — Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы – Мурильо, Рибера, Веласкес, итальянец Караваджо.
Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен! Вот что декларировали художники 17 века, и именно ветхозаветные предания давали живописцам драгоценную возможность показать человека в переломный, как сейчас принято говорить, судьбоносный миг его жизни.
В сказаниях о патриархах характеры даны в развитии, их внутренняя эволюция очень убедительна. Присмотримся к фигуре Иакова. С помощью сомнительной уловки получает он благословение своего отца Исаака и право на первородство. Затем Иаков сам становится жертвой недостойной хитрости, игрушкой в руках тестя: вместо Рахили, за которую Иаков служил семь лет, Лаван отдает ему в жены Лию.
Таков Иаков в молодости. На склоне лет это уже не Иаков, а Израиль – почтенный отец большого семейства, проживший содержательную достойную жизнь. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text_9 «Время ангелов»,часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Есть еще одна причина, побуждавшая художников обращаться к темам Ветхого Завета: их интерпретация давала мастеру больше свободы, чем воплощение на холсте эпизодов из Евангелия.
Над евангельскими сюжетами тяготели многовековые каноны: сама сцена, персонажи, композиция, непременный набор атрибутов были «утверждены» еще в эпоху Средневековья. Эти весьма устойчивые каноны воспроизводились тысячи раз, и хотя живописцы 17 столетия трактовали их несравненно свободнее, чем средневековые и даже ренессансные мастера, все же в их задачу входило новаторство в рамках существующей традиции.
Обращаясь к ветхозаветным сказаниям, художник обретал гораздо большую независимость.

Несчетное число раз европейские художники изображали в алтарных композициях с распятьем скорбящую мать – деву Марию. Бессильно поникшая, она всегда стоит по правую руку Христа.
Меж тем мы насчитаем лишь несколько произведений, темой которых стала скорбь отца — Авраама, по велению Бога приносящего в жертву своего сына Исаака, но каждая из этих работ предлагает оригинальное решение темы

ЮДИФЬ

Персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.

Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Около 1504г.

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

ЛОТ

. Лот, в Библии — племянник Авраама, с которым он делил все радости и невзгоды страннической жизни. Впоследствии, разбогатев, Лот отделился от своего дяди, поселился в известном своею развращенностью городе Содоме и попал в плен к месопотамским царькам, сделавшим набег на богатое содомское пятиградие. От этого плена Лот избавлен был храбростью Авраама, но последующая жизнь Лота была злополучна. Он едва спасся от небесной кары, обрушившейся на развращенные города Содом и Гоморру, его жена превращена была в соляной столб, а ему пришлось вступить в кровосмесительную связь со своими дочерьми, которые впоследствии родили ему сыновей

«Лот с дочерьми».

Картина голландского художника Иоахима Эйтевала

АВРААМ

Авраам — по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа , родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Там он женился на Сарре. Вместе с Саррой он покинул родную страну. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Следуя велению Яхве, Авраам на 75-м году жизни продолжил путь; в голодное время вместе с женой и своими людьми Авраам перешёл в Египет, где, из опасения быть убитым, выдавал Сарру за свою сестру. Между тем Авраама тревожила его бездетность, но Яхве снова обещал, что у него будет потомство бесчисленное, как песок земной. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Однако всё ещё бездетная Сарра отдала в жёны Аврааму свою рабыню Агарь, которая зачала ему сына Исмаила. Новое явление Бога подтверждает, что обещание, которое он дал, касается не Исмаила, а Исаака, которого предстоит родить Сарре. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов), и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре — 90, родился Исаак. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Но, когда связанный Исаак уже лежал на жертвеннике и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел остановил руку Авраама, и вместо Исаака в жертву был принесён запутавшийся в зарослях баран. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Умер Авраам в возрасте 175 лет и был погребён рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела.

Питер Ластман. Авраам на пути в Ханаан. 1614 г.

Картина иллюстрирует текст библейской легенды, повествующей о том, как Авраам, избранник бога, выводит свой народ в плодородную Ханаанскую землю. Трудный путь окончен, впереди обетованная страна, и в лучах божественного света он и его спутники, среди которых Лот и Сара в голландской одежде) замерли в дозах изумления и благодарности.

Питер Пауэл Рубенс. Уход Агари из дома Авраама.

Агарь — в ветхозаветных преданиях — египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама.

Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем, сама предложила, чтобы её муж «вошёл» к Агари с намерением усыновить зачатое дитя. «Аврам послушался слов Сары… Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою…».Сара стала притеснять Агарь, и та убежала от нее в пустыню, но вестник Бога приказал ей вернуться. » Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил, ибо услышал Бог о страданиях твоих. Силен он будет, как дикий осел, и пойдет от него многочисленный народ» . После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына…». Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.

В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён.

ИСААК

Сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 37 лет, Авраам получил повеление принести его в жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён жертвенный нож, но отклонён ангелом. Женат Исаак был на внучке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова. Жизнь его прошла без других столь же выдающихся событий, и он умер 180 лет от роду, став одним из наиболее долго проживших патриархов.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна

Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *