Табынский монастырь

Богородице-Табынский женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Башкортостанская митрополия, Уфимская епархия, 6-е, Монастырское благочиние
Настоятельница — игумения Иоанна (Смолкина)

Святыни:
Пещерка
Березка
Чудотворная копия иконы Табынской божией матери
Иордань

Храмы монастыря:
Церковь Табынской иконы Божией Матери
Часовня Табынской иконы Божией Матери
Церковь Иоанна Предтечи
Колокольня
Скит с церковью Николая и Александры, царственных страстотерпцев
Подворье монастыря в Стерлитамаке — церковь вмч. Татианы

btm1597@mail.ru (34740) 2-94-00 http://sterlitamak.cerkov.ru Адрес: Республика Башкортостан, Гафурийский район, пос. КурортИдет
История:
Богородице-Табынский женский монастырь был утвержден 9 июня 1998 года Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по ходатайству Преосвященнейшего Никона (ныне архиепископа) Уфимского и Стерлитамакского.
Обитель расположена на Святых, целебных, соленых Ключах, рядом с горой, у подножия которой было первое, второе и третье обретение чудотворной иконы Табынской Божией Матери.
Святые Ключи – жемчужина Башкирской земли и богатейшая духовная сокровищница, где каждый может прикоснуться к Православной святыне.
Чудесное явление Табынская иконы Божией Матери произошло в районе современного поселка Курорт Гафурийского района республики Башкортостан. Впервые икону обрела братия Вознесенской пустыни в конце XVI века на камне, который нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте Ногайскую дорогу. Один из них был соленый и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. С тех пор как икона своим явлением освятила это место, источники – или ключи – стали называться Святыми.
В XVI веке, в царствование Иоанна IV Грозного, здесь уже существовал мужской монастырь – Вознесенская пустынь, основанная игуменом Евфимием.
В 1597 году монастырь был переименован в Пречистенский в честь первого явления – в 18 километрах от с. Табынского
– ориентировочно в 80-90х годах XVI столетия – Казанской иконы Божией Матери. Позже святой образ Царицы Небесной стал именоваться Табынским.
На месте явления чудотворной иконы находились часовня и пещера, из которой истекал соленый источник. Однако, в 1972 году по требованию журнала «Наука и религия» они были взорваны.
После празднования 1000-летия Крещения Руси, положившего начало возрождению в России. На этом месте решено было построить храм. На благое дело откликнулись многие предприятия городов Салавата, Стерлитамака, а также частные лица.
По благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона основание церкви было заложено 7 ноября 1992 года. Строительство храма в честь иконы Божией Матери Табынской, теперь уже на горе, возглавил протоиерей Владимир Сергеев.
В 2006 году в престольный праздник обители – IX-ю пятницу по Пасхе, архиепископ Никон с многочисленным сонмом духовенства совершил чин освящение храма.
Святые Ключи.
Сейчас маленький участок земли (13 соток), на котором расположились насельницы монастыря, со всех сторон окружен обширной территорией курорта. В храме-часовне на горе совершаются богослужения, за которыми молятся сестры и прихожане обители.

Для возрождения монашеского делания в обитель на Святые Ключи были переведены сестры из Уфимского Крестовоздвиженского монастыря во главе с настоятельницей обители монахиней Наталией (Ефремовой). При этом основная часть сестер жила на монастырском подворье в г. Стерлитамаке при Свято-Никольском кафедральном соборе. А в монастыре на Святых Ключах за неимением жилой площади проживало всего 8 насельниц.
С июня 2001 года старшей сестрой на Святых Ключах была назначена монахиня Иоанна (Смолкина), бывшая насельница Пюхтицкого монастыря, что в Эстонии. За два года ее пребывания на этом послушании было сделано очень много: проведена вода в сестринские кельи, территория огорожена железобетонной оградой, дополнительно к бывшей металлической построена бетонная лестница, ведущая на гору в храм; а также баня, гаражи, швейная мастерская, столярная мастерская, трапезная для паломников, кирпичная пристройка с сестринскими и настоятельской кельями и малая трапезная для насельниц. Для служащего священника приобретена квартира. На горе за колокольней, на монастырских огородных и садовых участках отремонтированы домики и жилой вагончик, где летом останавливаются паломники. Здесь же выращиваются овощи.
В конце декабря 2002 года монахиня Иоанна Указом Священного Синода утверждена в должности настоятельницы монастыря.
В ближайшее время на дополнительно выделенном участке в районе Детского санатория планируется масштабное строительство, разрабатываются проекты по устроению и облагораживанию необходимых объектов для удобства паломников и планы дальнейшего развития Богородице-Табынского женского монастыря Республики Башкортостан.

Загадки Табынской иконы
На протяжении нескольких веков одной из самых известных православных святынь от Волги-матушки до сибирского Тобола, от бескрайней оренбургской степи до дремучей уральской тайги была Табынская икона Божьей Матери. Эта икона знаменита и таинственной историей своего появления, и своим необычным внешним видом, и обилием сотворенных чудес, и трагической судьбой. По легенде она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря где-то в 1597 году на камне возле соленого источника. В течение почти столетия она хранилась в обители, а после разорения монастыря кочевниками исчезла. В 1765 году икона вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь соседнего села Табынского, по названию которого и получила своё имя. Икона имела достаточно крупные размеры (72 х 106 см) и отличалась столь темным ликом Божьей Матери, что даже нельзя было различить отдельные черты. Большую известность она получила в середине 19 века. По преданию крёстный ход с иконой остановил в 1848 году эпидемию холеры в самом Табынске, затем в уездном городе Стерлитамаке и, наконец, в почти вымершем Оренбурге. С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых. Исход из России оренбургских, сибирских и уральских казаков — одна из малоизвестных страниц нашей истории (да мы и вообще плохо знаем отечественную историю и географию родных мест). В конце 1919 года оренбуржцы и присоединившиеся к ним беженцы отходили под натиском красных по безжизненной, продуваемой всеми ветрами, зимней степи в сторону границы с Китаем. Вместе с казаками двигалась в свой последний путь по России Табынская икона. Люди погибали от истощения и холода, их косил тиф. В конце пути, перед уходом за границу, пришлось перебираться по узким обледеневшим тропам через хребет Кара Сарык на высоте 5800 м. Никто не знает точно, сколько человек погибло за время этих ужасных «хождений по мукам» протяженностью более чем 1,5 тыс. км. Предположительно двинулось в гибельный путь 100-150 тыс. человек, а добралось до Китая не более 30 тыс. Но тяжелую 25-килограммовую икону изможденные люди донесли на себе до конца. Как писал сам А.И. Дутов другому вождю белого движения, генерал-лейтенанту А.С. Бакичу: «Вышли мы 50% пешком, без вещей, вынесли только Икону, пулеметы и оружие…». В последствии икона долго находилась в русской церкви города Кульджа провинции Синьцзян, а после «культурной революции» в Китае и разрушения православных храмов следы её затерялись.
Путь через Уральские горы
В начале сентября мы решили посетить место явления Табынской иконы Божьей Матери в соседнем Башкортостане. Из Магнитогорска выехали и перевалили через Уральские горы по дороге ведущей через Белорецк и Инзер на Уфу. Эта трасса, на наш взгляд, самая живописная из всех проходящих через Уральские горы. Интересно, что она до сих пор обозначена не на всех атласах автомобильных дорог РФ. Зато чётко видна трасса Р316 (Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск), которая на карте смотрится вполне солидно, а на самом деле представляет собой лесовозную просеку с глубокими колеями и грозно торчащими камнями. Через Уральские горы ведут ещё федеральные трассы Р242 (Пермь-Екатеринбург) и М5 «Урал» (Москва-Челябинск), а также территориальная трасса Р361 (Магнитогорск-Сибай–Зилаир-Ира). Но с точки зрения красоты окружающей природы, дороги Р242 и Р361, петляющие среди убогих холмов, могут поразить только плоское воображение жителей равнин. Лишь М5 ещё может соперничать по части «швейцарских» пейзажей с дорогой через Инзер.
Преодолев перевалы, спустились с гор на равнину и с окружной дороге вокруг райцентра Архангельское свернули в сторону поселка Красный Зилим. Тут сокрыт очередной картографический ребус, по атласам прямого автомобильного пути от Архангельского до Красноусольского нет, а самом деле идёт нормальная асфальтированная дорога, только от моста через реку Зилим до Якты-Куля 5 км ровного гравия.
В Святых местах
При приближении к старинному селу Табынскому издалека заметна белая колокольня Вознесенской церкви. На протяжении 150 лет этот храм служил «родным домом» для чудотворной иконы. Табынская крепость основана в 1736 году у впадении Усолки в Белую и название получила по жившему в этих местах Кесе-Табынскому роду башкир. Тогда же заложили Вознесенскую церковь, перестроенную в 1848 году.
Вскоре подъехали к поселку Красноусольский, центру Гафурийского района Башкортостана. Этот населенный пункт возник в 1752 году в связи с постройкой Богоявленского медеплавильного завода, переоборудованного в 1893 году в стекольный. По окружной дороге объехали вокруг Красноусольска, ориентируясь на указатели «Курорт». Здесь, у отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в речку Усолку, происходили чудесные явления Табынской иконы. Сейчас в этих местах возвышаются модернистские корпуса санатория «Красноусольский», своими необычными формами похожие на инопланетный городок. Объехали санаторий, оставили машину на платной стоянке за 10 руб. и вошли внутрь санаторной ограды. Сразу привлекает внимание находящаяся справа зона отдыха с беседками и клумбами. Дальше дорожка проходит рядом со скромными временными постройками Богородице-Табынского женского монастыря и выводит на берег Усолки. Характерный запах тухлых яиц, вызывающий воспоминания о сероводородных водах сочинской Мацесты, свидетельствует, что мы добрались до Святого источника Табынской Божьей Матери — цели нашего путешествия. Источник представляет собой небольшой бассейн, облицованый бетонными блоками. С одной стороны стоит стенд с иконами и павильон для переодевания женщин, с другой – деревянный крест и спартанские кабинки мужских раздевалок. Все эти сооружения образуют так называемую купальню № 2. Сероводородные ключи, очень холодные и соленые, бьют через каменистое дно бассейна. Затем вода переливается через бетонный порог и попадает в Усолку. Хорошо видно различие в цвете камней на дне речки: около купален они белые от осадков минеральных солей, а чуть дальше — обычного, желтовато-коричневого оттенка. Раздеваюсь и спускаюсь по лестнице в ледяную воду Святого источника. Героически окунаюсь с головой, потом ещё целую минуту плаваю в целебной воде и, окончательно закоченев, выскакиваю из бассейна. Греюсь на солнышке. Потом ещё дважды повторяю погружение в святую минеральную воду – «Бог троицу любит». На такой подвиг мало кто решается, температура в источнике явно меньше 100С, и единожды окунувшись, паломники пробкой вылетают из бассейна.
После того как я обсох и оделся мы пошли дальше. На высоком утесе над рекой сверкает золотым куполом белоснежная церковь, а внизу – у основания утёса, чернеет неглубокий грот, жалкий остаток былой пещеры. При советской власти здесь разворачивались целые сражения каждую девятую пятницу после Пасхи. Верующие пытались подойти к утёсу, под которым по преданию была найдена икона, но путь им преграждали милицейские наряды и комсомольские дружины. Формальной причиной являлось стремление руководства района предотвратить антисанитарные действия в курортной зоне. Старушки, совершив омовение в Святом источнике, пускали своё бельишко по течению Усолки, веруя, что таким образом они освобождаются от своих недугов. Устав бороться с несознательным населением власти уничтожили камень, на котором происходило чудесное явление икона, а пещеру взорвали в 1972 году. Вознесенская церковь в Табынском была закрыта ещё в 1929 году. Однако, судя по количеству паломников собирающихся в наши дни у Святых мест в Красноусольске, православную веру и память о легендарной иконе изжить так и не удалось.
Ещё выше по течению Усолки стоит купальня № 1 с тремя бассейнами: два с хлоридно-натриевой водой, один – с сероводородной. Это место более благоустроенное, с кирпичными павильонами, буфетом, но лично мне больше понравилась простенькая купальня № 2 с проточным бассейном.
По лестнице мы поднялись на утёс к небольшой церкви Табынской Божьей Матери. В этом недавно возведенном храме находится список (копия) чудотворной иконы. Выше по склону стоит колокольня. От церкви длинная пологая ложбина ведёт на уединенную полянку, где под навесом, на низком пьедестале стоит памятный столбик с иконками. Когда-то здесь росла большая старая берёза, у которой после разрушения пещеры собирались верующие и молились. По некоторым преданиям второе явление Табынской иконы было около этого дерева. Власти в антирелигиозных целях сначала спилили берёзку, а потом даже пенёк сожгли.
В целом комплекс объектов связанных с Табынской иконой Божьей Матери в Гафурийском районе Башкортостана интересен не только искренне верующим паломникам, но и просто людям интересующимся историей и природой родного края. А скоро эти места станут ещё краше. В следующем году будут праздновать 410 лет со дня появления иконы. К этому юбилею запланированы работы по благоустройству территории Святого источника в Красноусольске.
Тайное убежище Салавата Юлаева
Заночевать решили в Стерлитамаке в гостинице «Ашкадар». На северной окраине города автотрасса проходит под грузовой канатной дорогой, по которой везут известняк из карьера Шах-Тау (Царь-Гора) на ОАО «Сода». С непривычки как-то боязно проезжать под ковшами, проплывающими над головой – а вдруг канат порвется, и куча известняка похоронит автомобиль вместе с пассажирами. На следующее утро перед возвращением в Магнитогорск мы решили съездить к пещере Салавата, находящейся около старого белорецкого тракта, который сейчас называется трассой Р316. Судя по обилию пещер в Башкортостане и Челябинской области названных именем легендарного батыра, этот парень знал толк в конспирации и немалую часть своей героической жизни провёл в потаённых схронах. До деревни Макарово идёт хорошая дорога, но дальше асфальт заканчивается. Последние семь километров мы медленно и печально ползли по яминам и колдобинам. Наконец совсем рядом с дорогой в высоком известняковом обрыве видна пещера. Подход к ней преграждает речка Сиказа, но летом она пересыхает и только цепочка камней обозначает её русло. Вход в пещеру расположен метрах в шести над землей. К нему ведёт подобие деревянной лестницы, настолько шаткой, что карабкаться по ней можно только опираясь второй ногой на выемки-ступеньки в каменной стене. Первый этаж пещеры имеет небольшую протяженность, хорошо освещён и заканчивается узким вертикальным ходом, ведущим во мрак второго яруса (а всего их три). Как всегда мы ограничились осмотром только легкодоступной части пещеры и вглубь не полезли. Дальше по трассе Р316 есть ещё одна интересная природная достопримечательность – водопад Кук-Караук. Мы попытались добраться и туда, но на пути встали серьезные препятствия для автомобиля обычной проходимости. Большие камни торчали из дорожного полотна, словно клыки чудовища, нацелившегося растерзать днище машины. Вот такая она, трасса Р316. Пожалев наше верное авто, мы повернули назад и поехали домой.

Основание Вознесенской церкви можно все-таки считать одновременным со строительством новой Табынской крепости. В 1696 году был указ царя Петра Алексеевича о переселении стрельцов на пристанскую поляну, и строительстве нового острога с отводом земель и угодий. Уже в 1698 году: «стольник Дмитрей Иванович Молостов в Уфинском уезде на пристане, заложил новопостроенной был город…».

С большой вероятностью, тогда же и появляется первая Вознесенская церковь. Имя ее не случайно. С одной стороны в воспоминание погибшей Вознесенской пустыни в 1648 году, а с другой стороны на ключах еще существовала Пречистинская церковь. И в ней еще не пропала Табынская чудотворная икона, называемая вероятно народом «явленной».

Несмотря на то, что новый острожек был, не вполне построен, он смог выдержать две осады, и когда в 1708 были разрушены близ лежащие Соловарный городок, завод и Пречистинский монастырь. Он стал опорой на южных рубежах. В это бурное время не легко пришлось и Вознесенскому храму, и кто мог тогда предположить, что пропавшая Табынская икона изберет себе в удел именно его. Об этом первом храме практически ничего не известно. Существует только смутная легенда о том, что он был построен еще первыми казаками, и затем стал приходским в деревеньке, называемой тогда монастырской. Храм был небольшим. По преданию, именно на его месте сейчас построена храмовая часть современной Вознесенской церкви. Против обыкновения он меньше трапезной, размером где-то 15х15 метров. И это все что удается выяснить.

14 июля 1736 г. была построена крепость в 5 бастионов и тогда же возобновлен Вознесенский храм: «земляной город о пяти бастионах и церковью Вознесения».

Построенная при Иване Кирилловиче Вознесенская церковь была деревянной, как и весь Табынск. На плане 1769 года составленным подпоручиком Никитой К (фамилия неразборчива) видно, что участок, выделенный под церковь, был порядка 60 х 70 метров. Храм стал вместительнее порядка 20х30 метров, без ярко выраженной колокольни и трапезной. Алтарь в длину около 6 метров, а в ширину на весь храм. Очевидно, алтарная апсида вмещала все три придела. Именно в этой церкви случилось третье, и последнее явление чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Где она прославилась и стала называться Табынской.

В 1793 году в Табынске случился пожар и церковь, построенная при И.Кириллове, сгорела. Причем св. икона и антиминс, как это сохранило «Сказание» были вовремя вынесены из храма. В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников.

Настоящий каменный храм был построен в 1848 году, когда крепость и земляные валы были уже срыты.

Табынские старики единодушно рассказывают, что для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом».

По данным И.Златоверховникова в 1897 году состояние Вознесенской церкви:

«Каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное.»

Табынская церковь была по доходности самой богатой в Уфимской епархии.

В 1905 году в Табынск доставлен большой колокол весом 200 пудов.

Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории. В своем современном состоянии, когда обнажились у полуразрушенных стен старинная кирпичная кладка, можно и без фотографий определить некоторые детали декора.

Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и храм 1828 года и каменный 1848 года. Хотя это утверждение не может быть строгим.

Первоначально церковь состояла из квадратного в плане трехнефного храма с апсидой и без колокольни. В точности, повторяя в плане церковь 1736 года. Судя по различию декоративных украшений и оконных проемов, несколько позже с восточной стороны к храму был пристроен, уступающий ему по ширине четверик — новый храм с крупным световым барабаном и прямоугольной апсидой алтаря. Прежний храм был превращен в трапезную, в которой, остались алтари Казанской Божией Матери и чудотворца Николая.

Купол нового храма не был окружен колоннадой как колокольня. Возможно, это решение было продиктовано подвижкой фундамента, из-за которого в последствии купол рухнул при реконструкции 1950-х годов.

После возведения по сторонам основания колокольни двухэтажных пристроек сторожки и крестильной колокольня слилась в единый массив. Сторожка, как вспоминают старожилы, всегда принимала странников и паломников. На втором этаже находилась ризничная, вход туда был из храма.
Всё здание практически выстроено из самодельного кирпича 25х13х7,5 см, а вот сторожка и крестильная — из плитняка.

На северном и южном фасаде храма были расположены входы в виде портика о двух колоннах. Два прямоугольных окна по бокам украшались по второму ярусу круглыми оконцами. Левее входа находится три больших (3х3 м) квадратных, окна трапезной. Аналогичное им квадратное окно сторожки с про- резанным над ним полуциркульным остекленным проемом второго этажа (на правом фланге) воспринимается как единое двухъярусное окно.

В архитектуре доминирует трехъярусная колокольня, окруженная 8 столбами. Они уравновешивают массивные объемы нижних ярусов. А плоские полукруглые ниши в каждой грани второго яруса создают впечатление сухости небольшими прямоугольными окнами. Парадность этого фасада подчеркнута высоким арочным проемом входа и роскошными воротами. Торцы боковых пристроек равны высоте первого яруса колокольни. Сторожка имеет вход из колокольни. А крестильная соединена с трапезной.

Плоскостное украшение всего здания характерно для классицизма середины 19 века. В простенках храма расположены слабо выступающие пилястры. Аналогичные пилястры в простенках и на углах трапезной несут упрощенный архитрав и две горизонтальные тяги.
Четыре мощных устоя по углам храма несли на высоких подпружных арках световой барабан.

Храм соединен с алтарной апсидой тремя арочными проемами, средний из которых, предназначенный для царских врат значительно шире боковых. Еще один арочный проем связывает храм с обширной трапезной. Ее трехнефное пространство с четырьмя тонкими литыми столбами-стойками воспринимается визуально единым. И создает замечательное акустическое пространство. Перекрытие основания колокольни образовано Т-образным пересечением двух цилиндрических сводов. Переход к круглому третьему ярусу колокольни осуществлен при помощи ступенчатых парусов. Сторожка и крестильная перекрыты сводиками по металлическим балкам. Плоское боковых нефов трапезной вероятно позднейшего времени.
Лестница к верхним ярусам колокольни устроена в скрытом помещении основания, слева от входа.

Закрытие церкви началось в январе 1930 года. 14 декабря 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».

Не смотря на такой разгром, крестные ходы в Табынск не прекратились.

Несмотря на угрозы, расправится с храмом под школу его так и не переделали. Сельсовет решил устроить там зерносклад. Но большинство жителей туда не заходили. Однако со временем, особо отъявленные комсомольцы стали портить и росписи, иконостасом и иконами топили печки. В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось.

В 1954 году храм был оборудован под Табынский консервный совхоз-завод. Никакой необходимости в этом не было. Можно было построить и отдельные цеха, но приказ есть приказ.
Во время основательной переделки храма рухнул центральный купол.

Источник: Православные лики России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *