Тайна вечера

В истории нас пленяют тысячи сюжетов. Но уже двадцать веков ни один из них не завораживает, как несколько дней в истории человечества — дни распятия и воскрешения Иисуса Христа. Мы находим в Евангелии трагедию и радость, верность и предательство, жестокость и смирение. Перечитывая эту книгу, мы иногда, как зернышки, вдруг выклевываем из ее строк совершенно неожиданные жемчужинки, которые заставляют нас удивиться и по-другому взглянуть на события и людей, о которых рассказывает великая книга. Есть много намеков на то, что Иуда, предавший (если верить каноническим Евангелиям) Христа, был для Иисуса не просто одним из апостолов, а даже и наоборот — одним из любимейших учеников. Возможно, даже более любимым, нежели Иоанн, Павел и Петр. Во всяком случае у многих литераторов мы читаем версии о том, что Иуда не предатель, а наоборот — единственный человек, который исполнил волю Христа (а значит, волю Божью), предавая учителя. Потому что без этого предательства не могло быть ни распятия, ни искупления наших грехов: кто-то должен был «запустить механизм» этого искупления по воле Божьей. И вот, если внимательно читать Евангелие, а особенно описание Тайной вечери, вдруг абсолютно наглядно открывается простая вещь (только не падайте в обморок): Иуда был не просто учеником, а любимейшим учеником Христа, и доверить «предательство» Иисус мог только ему. И об этом говорит, как во многих исторических расследованиях, обыкновенное описание жизни и быта в те далекие времена. В частности, вечерней трапезы с приглашением друзей или учеников. Да Винчи был большой фантазер Давайте быка — за рога. Всем известная «Тайная вечеря» да Винчи — чистый вымысел. Во всяком случае то, как ее изобразил гений. Дело в том, что так сидеть за столом могли только современники гения. В Иудее времен Христа даже в зажиточном доме (а Христос собрался с учениками именно в таком — там было два этажа, иначе невозможно объяснить застолье в «горней» (верхней) комнате), так вот, даже в зажиточном доме мебели было очень мало. В обычном доме иудеи ели, как на столе, на сундуке, служившем заодно и хранилищем ценностей. Были низкие стульчики. Но их было очень мало, и представить себе, что в скромном доме обнаружилось сразу 13 штук (12 апостолов и Христос), невозможно. Это немыслимая роскошь. Значит, их заменяли ковры, подушки, валики. Во всяком случае в римской традиции тех лет во время пиров гости располагались на коврах или низких лежанках, укладываясь на левый бок, чтобы правой рукой брать яства. Древние римляне не только на общих пирушках или званых ужинах ели лежа, но, например, в повседневной жизни так же читали и писали. Стульями пользовались: хозяин при приеме визитеров в своем кабинете (на богатых виллах), женщины, больные и те, кому стул нужен был при какой-то работе. Для званых вечерних ужинов невысокие лежанки для мужчин — клине — римляне заимствовали у греков. Лежанки расставляли по три в виде буквы «П» вокруг «трапезы» — небольшого столика (слово и сам предмет греческого происхождения). Почти так же было и у древних иудеев периода римского владычества. Изначально евреи ели, сидя у стола на низких стульчиках, но потом и к ним пришел «римский», а скорее греческий обычай трапезничать возлежа.

Итак, где же возлежал Иуда? В Евангелиях сказано по-разному. Вот у Луки (22:21): «Но посмотрите! Рука того, кто предаст Меня на одном столе с Моей». То есть Иуда ест как минимум за одним столом с Иисусом. Но апостолов было двенадцать. И могли быть два варианта: общий большой стол, что трудно представить в иудейском доме тех лет. Или несколько небольших столов, делящих ужинающих на группы. Марк (14:20) сужает это пространство: «Один из двенадцати, макающий хлеб в ОДНО БЛЮДО со Мною». То же и у Матфея (26:23): «Меня предаст человек, опустивший руку в ОДНО БЛЮДО со мной». Ага! Иуда не только возлежит за одним столом с Христом, но и возлежит рядом с ним или напротив него: он свободно дотягивается до блюда, стоящего перед Христом, хозяином вечери (в блюде обычно соус, в который макают хлеб и мясо). Именно дотягивается, потому что во время трапезы никто не вставал со своих лежанок и не подходил к столу с общим блюдом, все-таки не шведский стол. То есть Иуда возлежал бок о бок с Христом или напротив него. Длина руки у нас — примерно 70 сантиметров.

Графика Алексея СТЕФАНОВА.

Почему это так важно? Потому что в любом застолье соблюдалась четкая иерархия (см. схему). Рядом с главой застолья (или хозяином дома) располагались два самых дорогих и почетных гостя — справа и слева. Иногда еще один почетный гость возлежал напротив хозяина (там, где на схеме обозначен проход для прислужника). Но это бывало редко. И получалось, что главное блюдо, поставленное перед хозяином, могли достать рукой только два (или три) особо дорогих гостя. Но никак не двенадцать человек. Если принять гипотезу о том, что любимым учеником Христа был Иоанн (то есть одно место подле учителя занято), то второе остается только Иуде, который мог спокойно обмакнуть хлеб в одно блюдо с Иисусом. Значит, этот «предатель» был Христом очень уважаем и приближен. Что, впрочем, вытекает и из того, что Иуда в общине апостолов носил денежный ящик, то есть был казначеем, министром финансов этой организации. И теперь — главная интрига: почему Иисус, точно зная, что именно Иуда его должен предать, сажает его, как обычно, обок себя, за главный стол? И было ли это вообще предательство, если Христос так вот запросто сообщил об этом за столом, где сидели, кроме Иуды, еще 11 человек, способных растерзать любого, кто покусился бы на жизнь их учителя? Ведь отважился же Петр броситься за Христа на храмовую стражу с мечом во время ареста Иисуса в Гефсимании! Но это совсем другая история. И, возможно, я к ней еще вернусь. Автор ждет ваших откликов

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Евангелие от Иоанна, 15:12

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю.
В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

По ветхозаветной традиции, в этот день полагалось заколоть и съесть пасхального агнца. Агнец был прообразом воплотившегося Сына Божьего, закланного на Кресте за грехи всего мира.

По обычаям того времени допускалось, чтобы иудеи из отдалённых мест Палестины могли заколоть агнца и совершить пасхальную трапезу на день раньше. Тайная вечеря была совершена Христом в четверг вечером, накануне всеобщего празднования ветхозаветной пасхи.
Во время Своей последней трапезы с учениками Христос таинственно и непостижимо преподал апостолам Свои Пречистые Тело и Кровь, даруя им Самого Себя как залог будущего воскресения и вечной жизни. Господь совершил первое в истории Церкви Таинство Причащения, или Евхаристии.

Накануне Тайной Вечери Христос послал в Иерусалим двух учеников приготовить горницу — место для совершения пасхальной трапезы. Спаситель сказал, что по дороге они встретят человека, несущего кувшин воды. Апостолы должны последовать за ним до дома, в какой он направляется, и хозяину того дома сказать: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими».
Всё случилось так, как говорил Господь. Хозяин дома предоставил апостолам горницу, и они приготовили там пасху.
Евангелист Иоанн начинает повествование о Тайной Вечери трогательными словами: «». В этих словах явлены и Божественность, и человечность Христа. Как Бог Он знает о приближении часа Своих страданий и добровольно идёт им навстречу. Как человек он грустит о предстоящей разлуке с учениками, и Свою любовь к ним в полноте выражает во время Тайной Вечери.
Эта любовь особенно проявилась в том, что Господь собственноручно исполнил обычай, который существовал у иудеев. Перед вечерей полагалось умывать ноги. Это обычно делал слуга, обходя всех гостей с умывальницей и полотенцем.
Но ученики уже возлегли для трапезы. Никто из них не исполнил эту службу для Спасителя и своих братьев. Они даже стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим.
Видя это, Господь Иисус Христос Сам явил пример бесконечного смирения и любви. Он снял с Себя верхнюю одежду, взял сосуд с водой и стал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем.
По словам святого Феофилакта Болгарского, Господь желал научить апостолов тому глубокому смирению, которым было исполнено всё Его земное служение. Будучи Всемогущим Творцом и Владыкой Вселенной, во имя любви и единства Господь снизошёл до обязанностей раба.
Он прошёл этот путь до конца и взошёл на Крест. Мало кто из живущих в то время людей поверит в то, что поруганный и распятый человек — Всемогущий Бог. Но уже накануне этих событий Господь готовит учеников к испытанию их веры, показывая Своим примером, что сила Божия заключается, прежде всего, в жертвенной любви и служении ближнему. Закончив умовение ног, Господь, как пишут евангелисты, «возмутился духом». Готовясь дать ученикам последние прощальные наставления и совершить великое Таинство, Он скорбел о том, что в эти торжественные минуты среди них находится предатель. «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», — произнёс Спаситель.
Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, возлежавший на пасхальной трапезе рядом с Ним, тихо спросил: «Господи! Кто это?» В ответ последовало: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба в солило (особый соус из фиников и смокв), Христос подал его Иуде.
Обычно на пасхальной вечери куски хлеба раздавал глава семьи — в знак особого благоволения. Поступая так, Христос хотел пробудить в Иуде чувство раскаяния. Но произошло обратное. Как свидетельствует евангелист Иоанн, «после сего куска вошёл в него сатана».
После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». Отныне и до конца времён христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом. Каждый раз, приходя на Литургию, мы оказываемся на Тайной Вечери, где Господь преподаёт нам Свои Тело и Кровь. Причащаясь Его Святых Таин, мы приобщаемся Божественной любви, приобщаемся Самого Божества…

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Евангелие от Иоанна, 6:54

История создания «Тайной вечери»

Во времена средневековья художники создавали свои картины по заказам высокопоставленных вельмож. Леонардо да Винчи начинал художественную карьеру в живописной Флоренции, которая притягивала немало создателей произведений художественного жанра. Во Флоренции на тот момент безраздельно властвовал не менее знаменитый и талантливый Микеланджело, который пользовался особым покровительством тосканской династии Медичи. Большие почитатели искусства, Медичи все самые денежные заказы отдавали своему любимцу, а остальные творцы оставались практически не удел.

«Тайную вечерю» да Винчи написал по желанию одного из миланских герцогов, который предложил ему эту работу. Художник специально приехал в Милан, где остался впоследствии почти на два десятка лет. У вельможи умерла жена, которая давно хотела иметь такую картину, и герцог решил посмертно исполнить просьбу супруги. Красавица Беатриче происходила из знатного рода, принимала активное участие в жизни города и пользовалась славой покровительницы художественного искусства. Герцогиня умерла в совсем молодом возрасте, во время родов. Именно ей принадлежала идея росписи стены трапезной доминиканского монастыря, которую она так и не успела воплотить в жизнь.

По желанию герцога, в память о его супруге, Да Винчи расписал одну из стен трапезной доминиканского монастыря. Работа длилась три года и была завершена незадолго до начала XVI столетия. Размеры фрески впечатляли: почти 9 метров шириной и более 4,5 высотой.

Образцом для стола и посуды, изображённых на картине, послужили настоящие предметы быта, которые находились и использовались на тот момент в трапезной монастыря.

Что интересно, только в российском переводе название картины звучит именно так, сразу навевая мысли о каком-то заговоре или тайном собрании. На других языках название переводится как «Последний ужин», что более реально отображает задумку автора, ведь на полотне изображён Иисус Христос с апостолами во время своей последней вечерней трапезы. Именно в этой беседе Христос сообщает окружающим, что один из учеников его предаст, поэтому апостолы с удивлением внимают его словам.

Интересные факты о «Тайной вечере»

Со знаменитой фреской и её созданием связано большое количество интересных фактов, которые даже через столетия передаются из уст в уста поклонниками творчества да Винчи и не раз упоминаются при описании картин художника.

Мистическое число «3»

Если присмотреться внимательно, то на картине можно увидеть некоторую взаимосвязь с числом «3», которая наблюдается не единожды:

  • фигура Иисуса с раскинутыми по столу руками своими очертаниями напоминает треугольник;
  • апостолы изображены группами по три человека;
  • на задней стене помещения, в котором проходит трапеза — ровно три окна.

Исследователи подмечают, что такая последовательность может быть связана с библейской темой, где числу «3» уделено большое внимание. Ведь Христос прожил 33 года, воскрес на третий день после распятия, а апостол Пётр трижды отрёкся от него. Помимо этого, число «3» непосредственно относится и к Святой Троице — Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Сам да Винчи на картине

Говорят, что Леонардо да Винчи любил косвенно изображать себя на своих картинах. К примеру, по некоторым предположениям, удивительная Мона Лиза — частичный автопортрет художника. На картине «Тайная вечеря» также наблюдается подобная взаимосвязь. Апостол Фаддей, изображённый на фреске, по мнению многих искусствоведов внешне напоминает собой художника.

3D-эффект «Тайной вечери»

Мастерство да Винчи не знало границ, вот и на знаменитой фреске в полной мере проявился весь его талант. Современники говорят, что только что написанная картина излучала объёмный свет от солнечных лучей, падавших из окна. К сожалению, сегодня это увидеть практически невозможно.

При создании фрески художник использовал особый состав краски, который позволял делать корректировки изображений спустя длительное время. Именно эта самодельная краска и способствовала тому, что уже через два десятилетия картина начала понемногу разрушаться и потребовала реставрации. Реставрировалась «Тайная вечеря» и в последующие века. Многочисленные восстановительные работы практически свели к нулю 3D-эффект, которого добился художник.

Образ Иуды

Тяжелей всего да Винчи дались образы Христа и Иуды. В поисках прототипа последнего он часами бродил по улицам Милана, разыскивая подходящую натуру. Монастырский настоятель даже обвинил Леонардо в том, что он затягивает работу над картиной, прохлаждаясь и гуляя по улицам. Иуду да Винчи писал уже практически последним, так как искал модель не один год. Позировал художнику никто иной как местный алкоголик, подобранный им в канаве. Каково же было изумление да Винчи, когда спустя время пьяница признался, что ведёт подобный образ жизни всего несколько лет, а до этого он был благообразным молодым человеком, пел в церковном хоре и даже позировал однажды для образа… Христа.

Сельдь или угорь?

На трапезном столе изображена рыба, породу которой внятно определить невозможно. Некоторые считают, что это сельдь. Другие склоняются к тому, что рыба на фреске — угорь. В любом случае, все сходятся в едином мнении, что изобразил её да Винчи не случайно. Если добавить к итальянскому написанию слова «угорь» одну букву, то получается — «наставление». А «сельдь» по-североитальянски звучит одинаково с выражением «отрицающий религию».

А ещё говорят, что во время войны в здание монастыря попала бомба, разрушив все стены, кроме той, на которой написана картина. Высшие силы хранят святую фреску для будущих поколений. Посетители монастыря говорят, что лучше всего картину рассматривать издали и с возвышения.

Как попасть на «Тайную вечерю» и купить билет

Фреска «Тайная вечеря» находится в помещении церкви, расположенной по адресу: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 2, 20123 Milano MI, Италия. Доехать можно на метро до станции Кадорна.

Бронировать билеты необходимо предварительно, они распродаются полностью за несколько месяцев до необходимой даты.

Бронь можно самостоятельно оформить на официальном сайте. Стоимость билета — 6,5 евро. За предварительное бронирование цена вырастет на 1,5 евро. Режим работы экспозиционного зала — ежедневно, кроме понедельника, с 8:15 до 18:45. Находиться в помещении можно не более четверти часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *