Ю.Г. Тамберг. Как развить чувство юмора?
Уже стало привычно, что большинство учебников по юмору переводные. Действительно, на западе существует целая индустрия стендапа и обучению комедии. У нас пока подобное даже не планируется.
#ComedyReview@standupschoolspb
Но интересно, что и у нас были попытки писать свои «учебники смешного». Будем честны, этот учебник не поможет вам в прагматике попадания в топ стендаперов, но ведь вы не исключительно прагматичные циники? Иногда нужно узнать что-то и об истории и культуре комедии. Книжка написана с необычной стороны, поскольку автор поклонник и последователь идей Генриха Альштуллера, изобретателя, который пытался разработать методы и приёмы изобретения нового. Прежде всего в технической сфере, но позже и в фантастических романах (где тоже нужно изобретать новые сюжеты), далее везде.
Какими приёмами можно изобрести новую шутку? Вот ключевой вопросы книги. Кроме этого, вы узнаете много курьёзного и любопытного. Например, родословную русского анекдота.
«Говорят, анекдоты рождаются не от хорошей жизни. Возможно, это и так. В 1950—1960 гг. были просто «вспышки» целых серий анекдотов: «Вопросы к армянскому радио», «Про Василия Ивановича», «Про чукчей», «Про Вовочку», армейские, медицинские, студенческие, юридические. В середине 1990-х — примета времени — появились анекдоты о новых русских. Исследователи считают, что российский анекдот возник из «адской смеси» еврейских притч, кавказских тостов, русских баек, историй о Ходже Насреддине и многого другого.»
Или даже смешной сам по себе кодекс шутника, который написан явно из представлений об интеллигентности советского времени:
«Нельзя смеяться над смертью, над непоправимой утратой, над увечьем, болезнью, над человеческим страданием, над религиозными чувствами. Неуместны насмешки, когда затронуты сокровенные интересы людей, когда объявляется война, чрезвычайное положение, эпидемии, стихийные бедствия… Неумно и жестоко смеяться над полно той или ростом, над именем и фамилией, над случайным промахом (споткнулся, ударился, опрокинул что-то на себя…). Нельзя шутить над психически незащищенным, слабым, не умеющим достойно ответить и постоять за себя человеком. Выбирайте себе равного в шутках и побуждайте его к ответной острой шутке»
Стоит ли говорить, что в наше время, когда особенно ценятся шутки, которые должны продаваться — до таких мелочей как этика юмористам особенно дела нет. Скорее, наоборот, чем циничней тем больше шансов, что будет пользоваться спросом. Впрочем, помимо истории юмора, литературных анекдотов, авторского взгляда на теорию юмора, в книге много и практических упражнений. И это может быть интересно начинающим практикующим комикам. Продолжи анекдот, придумай смешную формулировку и т.д. В этой книжке можно найти с десяток страниц заданий, на которым, возможно, будет интересно поразмыслить. Хорошо, что в книжке даётся сразу несколько возможных правильных ответов. В этом смысле перед нами достойная книжка, где автор мучительно пытается изобрести формулы смешного. Из недостатков книги можно считать её излишнюю академичность, которая связана с тем, что автор не является действующим комиком, а скорее специалистом по развитию юмора для детей и взрослых. Однако полезно знать и теорию, скажем:
«Классификация людей по отношению к юмору. Можно выделить пять категорий людей: 1. Не имеющие чувства юмора. То есть не понимающие ни шуток, ни юмора. 2. Понимающие шутки и юмор, но сами не умеющие шутить. 3. Умеющие шутить, но использующие не свои, а другими созданные шутки, юмор, анекдоты. 4. Умеющие самостоятельно «генерировать» шутки, юмор, анекдоты, юмористические афоризмы и т.п. Это — «высший пилотаж». Умение шутить сложнее умения ставить задачи. Я преклоняюсь перед этой категорией людей. 5. И, наконец, «сверхвысший пилотаж» — это люди, обладающие всеми перечисленными качествами плюс еще умением учить юмору других, т.е. учителя юмора.»
Стоит ли говорить, что все лучшие учителя юмора собираются в одном месте, к сожалению, в каком мы вам сказать не можем, по причине врожденной скромности.
январь 2002 г.
Тамберг Юрий Гергардович
Электронная почта: tamberg@novgorod.net
МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗДАТЕЛЯМ Уважаемый Главный Редактор! В течение 15 лет для учителей, воспитателей и студентов я читаю лекции по развитию качеств творческой личности на основе методик Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Мною накоплен довольно большой опыт преподавания, частью отраженный в книгах, которые я имею честь Вам предложить для издания.
1. Задачник по ТРИЗ.
Приводится 1000 (!) творческих задач, затруднительных ситуаций и упражнений с подробными «тризовскими» решениями. Возраст детей от 4 до 14 лет. Готовность книги — 60%.
2. Сборник творческих задач по физике.
Показано практическое применение физических эффектов, изучаемых в школе. Приведены решения более 100 задач без применения формул. Решив эти задачи (типа знаменитых Перельмановских), школьники начинают понимать, зачем им нужна физика. Готовность — 50%.
3. Застольные игры в интеллигентной компании.
Приводятся описания более сотни застольных и комнатных, остроумных и веселых игр и розыгрышей, в том числе и старинных игр, принятых в дворянских домах.
4. Развитие чувства юмора у детей и взрослых.
Это веселая и одновременно серьезная книга. В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни путем смехотерапии. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем нельзя смеяться, как шутить и как говорить комплименты. Приводится большое количество примеров, отменных шуток, юмора, изысканных комплиментов, первоапрельских розыгрышей, много веселых иллюстраций и серьезных методик для развития чувства юмора у детей. Возраст детей от 4-5 лет и далее, без ограничений… Книга готова на 80%. Объем — более 1 Мбайт.
5. Как научиться говорить комплименты.
Эта несколько необычная книга, предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, это подарочная книга и яркий панегирик женщинам. Известно, хвалить женщину никогда много не бывает, но здесь речь не о неисчерпаемости женщин (об этом написаны миллионы томов), а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине. Общая цель книги — смягчение нравов. Книга предназначена и мужчинам и женщинам. Но, в основном, мужчинам, и начинающим общаться с женщинами, и мужчинам в расцвете сил, и умудренным опытом многочисленных связей с женщинами, и одиноким мужчинам, и неудачникам. Вы найдете в книге и пример, и прямой совет, и поддержку, и теоретическое обоснование. Я совершенно уверен, что если мужчина будет одаривать женщин «щедрым потоком» комплиментов, (используя и приведенные в этой книге) и при этом будет смел и остроумен, — успех у женщин ему обеспечен.Готовность книги — 100%, 400 Кбайт.
6. Барьеры на пути к творчеству — инерция мышления, стереотипы и заблуждения.
Это филосовски-психологическая книга. Она посвящена психологическим причинам, мешающим жить и правильно решать творческие задачи: заблуждениям, стереотипам мышления, инерции мышления, сковывающим фантазию терминам, навязанного мировоззрения, а также способам избавления от них. Особенность книги в том, что приводятся утверждения, обратные распространенным заблуждениям и рассматриваются граничные условия, где они применимы. Кроме того, приведен тренинг по матриопатии — поиску золотой середины и развитию чувства меры.
7. Решение житейских проблем методами ТРИЗ.
Житейские задачи — это задачи творческие, имеющие много решений. Для их решения оптимален ТРИЗ.
Содержание книги (что уже написано):
Настоящие ценности жизни. Выбор Достойной Цели. Качества творческой личности. Особые качества лидера. Секреты семейной жизни. Решение семейных проблем и семейных отношений. Семейные традиции сплачивают семью. Семейная и фирменная геральдика. Как выбрать герб, девиз, эмблему, лозунг. Практическая домашняя экономика: Как строить семейный бюджет? Карманные деньги детей. Как тратить деньги? Что делать, если нечего делать? Развивающие игры Никитиных. Искусство бесконфликтного общения: Приемы предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе. Искусство убеждать и доказывать. Как облегчить душу? Осмысление ситуации рассказом. Как определить свое призвание? Как делать карьеру? Как вести переговоры при устройстве на работу? Как говорить с начальником? Как научиться читать человека, словно открытую книгу? О чем говорят жесты? Как по чертам лица определить характер и намерения человека? Как говорить комплименты?
8. ТРИЗ-педагогика.
Для учителей, воспитателей, студентов педвузов и педучилищ и родителей.
Содержание:
Обзор педагогик. Миссия и концепция ТРИЗ-педагогики. Перечень педагогических противоречий, отражающих общие и частные проблемы образования. Приёмы разрешения педагогических противоречий на основе методик ТРИЗ. Недостатки современной школы и способы их устранения. Мотивация обучения. Сетевая, параллельная, продуктивная технология. Практические методики развития качеств творческой личности: мышления (системного, диалектического, логического, функционального, синергетического, тризовского), фантазии, воображения, памяти, волевых качеств, трудолюбия, аккуратности, чувства меры, чувства юмора… Интеллектуальная и психологическая подготовка ребенка к поступлению в школу. Интеллектуальное и психологическое сопровождение школьников всех возрастов. Помощь одаренным детям. Ребенок не хочет учиться! Что делать? Общение учителя с классом. Особенности воспитания лидера. Введение в педологию, евгенику, дидаскалогию, кинесику и физиогномику. Учителя шутят.
9. ТРИЗ в рисунках.
Другие возможные названия этой книги:
- Развитие мышления, памяти, внимания и смекалки у дошкольников, еще не научившихся читать и писать.
- Книга с веселыми и развивающими картинками.
- В помощь одинокому ребенку при занятой маме.
100% готовность в текстовом и идейном плане, но рисунков нет. И, тем не менее, я особенно рекомендую эту книгу. Этой книгой я пытаюсь решить одновременно несколько очень трудных педагогических и житейских противоречий.
Ученые советуют развивать качества творческой личности (мышление, фантазию, воображение, память, внимание) с рождения. Но как их развивать, если ребенок 1-2-3 лет еще не умеет не только читать или писать, но и хорошо говорить. И в дополнение к этой трудности родители или заняты, или не знают, как развивать способности, или не понимают важности их развития именно в этом нежном возрасте и думают: «еще успею», или думают — «школа разовьет». Это коварные ошибки. А как быть? Как сделать так, чтобы ребенок, не умея читать, писать и даже разговаривать, да еще и без помощи родителей, САМ развивал свои интеллектуальные и творческие способности, да еще и делал бы это с удовольствием (!) и в одиночку? Есть хороший выход.
Ребенок умеет и любит рассматривать книги с картинками. Этим грех не воспользоваться и не предложить ему книгу с интересными картинками, которую бы он «зачитывал до дыр»! Характерное отличие книги: она не просто передает интересные знания и развлекает, а ненавязчиво заставляет думать. В каждом рисунке не одна, а несколько развивающих задач и непонятных ситуаций. Картинок много, их можно разглядывать и решать задачки часами и не будет скучно. От картинок не оторваться. В этом смысл книги, ребенок самостоятельно овладевает трудной наукой усидчивости, внимания и умения решать задачи. Это ему будет нужно каждый день всю жизнь. В общей сложности приведены идеи более 500(!) задач и упражнений разной сложности, от наивных задачек для двухлеточек, до задач, над которыми поломает голову и старшеклассник.
Перерешав предложенные в книге задачи, ребенок без труда покажет себя превосходно на собеседовании при поступлении в любую престижную школу или гимназию. У него появится не страх перед задачами, а интерес к решению задач и уверенность в себе.
Решается и еще более сложная проблема, — это глухие и немые дети. Книга им будет совершенно доступна, так как все понятно без слов. Книга будет интересна не только детям, но и взрослым. Скажем, пришел гость, его нечем занять — дают эту книгу и…человека не оторвать! Он не хочет идти к праздничному столу. У этой книги есть и еще одна замечательная функция — она лечит. Она великолепно и полностью переключает, уводит человека в другой мир и успокаивает.
Требования к рисункам.
Рисунки должны быть крупные, цветные, очень много подробностей и деталей, герои картинок симпатичные, большеглазые, улыбчивые, красивые, и до невозможности умные и счастливые. Рисунки должны быть многоразового пользования. Каждый рисунок учит. На каждом рисунке должно быть не менее 3-х вопросов, а лучше 8-10. Каждый рисунок должен содержать множество деталей и встроенных микросюжетов, остроумных, смешных и поучительных. По рисунку, как по дорогому парчовому платью, должны быть рассыпаны смешинки в виде преувеличений, иронии, насмешки над глупостью, улыбки над трогательной детской наивностью. Задач должно быть так много, что создается впечатление неисчерпаемости рисунков и книги, за один раз все не рассмотреть и на все вопросы не ответить. Каждый рисунок должен быть произведением искусства, шедевром в своем классе!
Рисунок на обложку: двое ребят держат в руках книгу и смотрят на обложку этой книги, на которой нарисованы двое ребят, которые смотрят на обложку этой книги в уменьшенном масштабе, где нарисовано как двое ребят смотрят на обложку этой же книги, и так далее, до полного исчезновения (не менее 5 ступеней уменьшения)… Покупатель, взяв книгу, сразу должен начать решать задачи, тогда он обязательно купит эту книгу.
Приведу названия некоторых серий рисунков:
- Найди предмет (Найди птиц на дереве. Найди детей на пляже. Найди крабов на берегу моря.)
- Кто здесь был? Кто эти предметы потерял?
- Чего не дорисовал художник?
- Что лишнее пририсовал художник?
- Найди ошибки (смешные нелепости, например, скрипка упирается не в левое, а в правое плечо. Тень от зданий, деревьев столбов, транспорта…в разные стороны при одном положении солнца. Тень не соответствует оригиналу. В колесницу над аркой Главного Штаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга запряжено 5 или 7 коней вместо 6. Длина лопастей винта самолета больше расстояния от крыла до нижней точки шасси. Как самолету сесть? Ошибки на географической карте. На бензоколонке заливают бензин в радиатор, а воду в бензобак.
Панорама города «с птичьего полета». В одном и том же городе: собор Св. Павла, Эйфелева башня, Александринский столп и еще десяток других архитектурных нелепостей. Каменный век, а доисторический человек: бреется электробритвой, пишет шариковой ручкой на папирусе, в пещере стоят электронные часы, доисторическая красотка укладывает феном волосы. Помогите человеку (Бабушка потеряла очки, а они у нее на лбу. Девочка потеряли чулок (носок), а оказалось, что она одела два чулка на одну ногу…) Серия рисунков-задач (На берегу три удильщика, у кого клюет? Только у одного поплавок утонул. И т.д.
Я привел здесь для примера всего несколько сюжетов. Всего подобных сюжетов несколько сотен.
10. Веселые фразеологизмы в рисунках.
Приводятся описания (идеи) рисунков прямого и переносного смысла 50 фразеологизмов. Самих рисунков нет. Надо нанимать хорошего художника. У меня есть такой художник в Санкт-Петербурге.
11. Система динамизированных по конструкции и экзотических по содержанию развивающих («ТРИЗовских») книг.
Содержание книг — познавательное, развивающее, юмористическое, ТРИЗовское…
- Система «разрезных» задачников из развивающих рисунков Описание приведено ниже.
- Серия книг «с форточками».
- Серия книг «с языками».
- Книги для чтения с зеркалом. (Задачник с интересными ситуационными задачами, но решения надо читать с помощью зеркала. Приключенческие рассказы, но самые захватывающие места надо читать с помощью зеркала. Я считаю, это интересная идея.)
- Серия книг — раскладушек («гармошки»). Можно привести материал для развития диалектического (изменение во времени), системного (иерархия), логического (причины-следствия) мышления и т.д.
- Книги с карманами для игровых карточек.
- Книги нестандартной формы (в виде сердечка, с волнистыми краями, …).
- «Говорящие» книги. (Издают звук, когда нажмешь на тайную кнопку).
- Книги с вращающимися частями.
- Книги для чтения в темноте («фосфорные»).
- Сувенирные книги (штучные, с теснением, роскошные, ароматные…).
- Книги с многоплановыми, объемными, вставными рисунками.
Система разрезных задачников из развивающих рисунков (lля детей от 2 лет до 12 лет).
Описание разрезных задачников и задания художнику.
С разрезным задачником дети работают, как с большим многорядным перекидным календарем, то есть перелистывают страницы не справа налево, а от себя-вверх- вперед. Но подаваться книги будут в неразрезанном виде, их разрежет покупатель по меткам, поэтому типографские трудности исключаются и цена не увеличивается Число страниц (это число задач) может быть 10-20-40-100. Задачники могут быть разного размера, маленькие, например,12 см на 6 см, с черно-белыми рисунками (очень дешевые) и большие, с цветными рисунками, богато оформленные, на толстой бумаге или картоне.
Первый рисунок слева — это рисунок-задача. Перелистывая странички надо найти нужные рисунки-ответы. Задачники могут быть сформированные по тематическому принципу или поурочно: одно занятие — один задачник.
Рисунки должны быть природосообразные, очень-очень добрые, остроумные и веселые. И люди и звери должны улыбаться, никаких ужастиков, драк и убийств быть не должно. Рисунки могут быть предназначены и для раскраски (вторая функция задачника). Если идея задачников будет принята к исполнению и будет решен вопрос о финансировании, количество задач может быть существенно расширено и специализировано для каждого возраста. В задачникам будут приведены методические справки (что такое функция, функциональное мышление, как пользоваться…).
Возможен вариант малых тематических задачников или толстых, интегрированных.
Задачник 1. Собери предмет.
Содержание задачника для детей полутора, 2, 3, 4 лет:
Собрать банан из трех частей. Собрать рыбу из трех частей. Собрать крокодила из четырех частей. Собрать самолет. Собрать велосипедиста. Собрать подводную лодку. Собрать шишку, тигра, собаку, бабочку и т.д.
Для детей 4, 5, 6 лет задания посложнее: собрать из частей корабли парусные и современные, паровозы, электровозы, тепловозы, мосты, танки, квартиры, накрытые столы и т.д. и т.п.
Задачник 2. Развитие системного мышления.
Предназначен для детей 3-4-5-6 лет не умеющих читать. После разрезания страниц в задачнике будет четыре пачки перекидных листов с рисунками. На них хаотически размещены рисунки подсистем. Требуется, перелистывая странички, найти рисунки всех подсистем одной системы, указанной на рисунке слева (слева ответ — справа вопросы):
- система — автомобиль, его три подсистемы — кузов, колеса, фары.
- система — велосипед, его подсистемы — руль, педали, колеса.
- система — кукла — голова, руки, туловище. И так далее, всего 20 — 30 задач.
Для детей постарше (6-8 лет) приводятся только подсистемы, а в конце задачника, в уменьшенном масштабе, приводятся рисунки-ответы.
Если типография посчитает возможным, может быть использована и другая (обратная) сторона перекидных листов, на них приводятся рисунки для другого задания, например, составить иерархию частей (Система-ПодСистема-ПодПодСистема-ПодПодПодСистема). В первом ряду перекидных листков (слева) изображена система, например, дерево, на остальных листках в хаотичном порядке: подсистема — ствол, подподсистема — сучья, подподподсистема — листья. Их надо разыскать и расположить в один иерархический ряд. Солнечная система (С), Земля (ПС), Евразия(ППС), Россия(ПППС). Парусник, мачта, стеньга, парус. И т.д.
На последней (сплошной) странице приводятся ответы, тоже в рисунках.
Задачник 3. Развитие функционального мышления.
Требуется полистать, выбрать и сложить в один ряд рисунки предметов, выполняющих одинаковую функцию. Например, функция — оставлять след на бумаге — это будут: карандаш, шариковая ручка, кисточка, фломастер.
Функция — хранение и транспортировка жидкостей: бутылка, кувшин, ведро, графин. Для сна: кровать, колыбель, раскладушка, тахта. Всего 20 — 40 задач.
Задачник 4. Функция — антифункция.
Нарисованы предметы, предназначенные для выполнения какой то определенной главной функции, требуется найти предмет (предметы) изображенные на перекидных листах, выполняющие противоположную функцию.
Мел (писать) — тряпка (стирать), молоток (забивать) — клещи (выдергивать), карандаш — резинка, поплавок — грузило, спички — огнетушитель и т.д.
Задачник 5. Найдите по причине следствие.
В задачнике для совсем маленьких два ряда перекидных листков. На левых — рисунки причин, на правых рисунки следствий, результатов этих причин, их надо найти. Для более старшего возраста — три и четыре, а если типография согласится, то и пять рисунков-следствий. Рисунок-причина: пошел дождь. Рисунки-следствия: с крыш льется вода, человек под зонтиком, лужи на асфальте. Мальчик гнет палку — палка сломалась.
Задачник 6. Как это могло произойти? Почему это произошло?
Это задачи, обратные предыдущим. Надо найти по следствию причину или несколько возможных причин. Загадка-следствие на листах первого ряда, ответ-причина на одном из рисунков второго ряда перекидных листов. Например. Следствия: корабль со сломанной мачтой, вывернутое из земли дерево, сорванная крыша. Надо найти рисунок сильнейшей бури — причины указанных следствий. Следствие: лесной пожар. Причины: ударила молния в дерево, плохо затушенный костер, брошенная сигарета…Можно развить еще десяток идей: двойка в дневнике, плачет девочка, идет дым и т.д.
Возможны и другие области применения тематических разрезных задачников.
Задачники с развивающими рисунками по арифметике, по географии по зоологии. Задачники по химии, истории, астрономии…
Если подключить творческого художника с юмором, то задачники будут «нарасхват».
12. Система задачников для обучения ТРИЗовским приемам решения творческих задач.
Всего таких приемов 40, а задач, решаемых с их помощью — море!
Каждый задачник будет посвящен одному или нескольким приемам и будет сопровождаться пояснениями. Приведем всего два примера.
Задачник. Прием «Предварительное действие».
Какое предварительное действие надо было сделать, чтобы не произошло беды? На листках слева нарисованы сценки произошедших несчастий, а справа в пачке рисунков надо найти сценки действий, которые бы не допустили этих несчастий. Например, слева рисунок — строят крепостные стены и роют ров. Надо найти два рисунка: где изображено, как с этих крепостных стен отражают нападение, кидают камни и т.п. и рисунок, где изображено, как враги захватывают город.
Слева «зеленые» красят бельков. Зачем? (Бельки — это беспомощные новорожденные тюленьчики). Справа найти рисунок — пришли браконьеры с палками убивать бельков, ругаются, а шкурки испорчены. Слева рисунок пожара. Справа — вешают огнетушители, хотя пожара и нет. Число задач может быть увеличено до 50.
Задачник. Прием «Посредник».
Прием решения задач «Посредник» заключается в том, что в задачу нарочно вводится некий предмет — посредник, который помогает решить задачу, а потом этот предмет исчезает. Картинки в задачнике располагают в два ряда. В ряду слева находятся рисунки, иллюстрирующие решенные с помощью какого то «посредника» задачи. В ряду справа приведены рисунки самих этих «посредников». Ребенку надо, листая страницы, найти тот посредник, который помог решить задачу. Например. Аборигены Австралии ловят морских черепах с помощью рыбы прилипалы, привязанной к веревке. Рис слева: рыба прилипала прилипла к черепахе и ее за веревку подтягивают к лодке аборигены.
Рисунок рисового поля, заполненного саранчой. По полю ходят утки и склевывают саранчу. Посредник — утки.
Можно предложить десятки интересных решений с помощью других приемом (вред в пользу, наоборот, копирование, матрешка и т.д.
13. Система «тонких» книг.
Хорошо знать все методики ТРИЗ, их около 100, но и знание отдельных фрагментов ТРИЗ чрезвычайно полезно, поэтому предлагаю изложить теорию сильного мышления в виде системы многих тонких дешевых! брошюр от 10 до 50 страниц. Каждая брошюра — отдельная тема.
- Развитие (или тренинг) диалектического мышления у детей.
- Развитие (или тренинг) системного мышления у детей.
- Развитие функционального мышления у детей.
- Развитие логического мышления и смекалки у детей. Семь способов решения логических задач.
- Развитие образного мышления и пространственного представления у детей.
- Развитие синергетического мышления.
- Многоэкранное мышление (системный оператор).
- Коллективные методы мышления. Мозговой штурм. Синектика. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов. Экспертные оценки. Деловые игры. Искусство задавать умные вопросы (Сократика). Эвристики. Методы настроя мышления.
- Развитие управляемого мышления у детей. (Решение задач методами ТРИЗ).
- Развитие умения запоминать и вспоминать. (Развитие сильной памяти у детей).
- Развитие внимания и сосредоточенности у детей.
- Развитие трудолюбия и волевых качеств у детей. Как победить свою лень?
- Как убивают идеи? (Враги творческого мышления).
- Игры со словами.
- Диагностика уровня интеллектуальных способностей у детей (тесты, методики тестирования и методики оценки).
- Наборы поздравительных буклетов оригинальной формы с изысканными стихами, остроумными высказываниями и текстом поздравлений в забытом ныне стиле изящной словесности.
- Целеполагание.
- Роль ошибок в нашей жизни Право на ошибку.
- Тренинг чувства меры.
- Искусство убеждать и доказывать. Методы доказательств.
- Тренинг чувства ответственности.
- ТРИЗовские решения задач у Пушкина и Л.Н. Толстого.
- Как отвечать уроки и сдавать экзамены.
- Будущее человечества — самоограничение. (Философская и социологическая книга).
- Палиндромы в рисунках (нестандартная, интересная книга).
14. Три книги по ТРИЗ-бизнесу.
1. Анализ и совершенствование работы фирм методом контрольных вопросов. Приведено 300 вопросов, ответив на которые, можно понять, что делается с фирмой и улучшить работу практически любой фирмы. Готовность — 100%.
2. Развитие особых качеств лидера и бизнесмена.
3. Задачник по ТРИЗ-бизнес-задачам. Приводится сильные, оригинальные, нестандартные решения 40 бизнес-задач.
15. Предлагаю еще одну бесценную книгу — это методические разработки уроков РТВ — развития творческого воображения. Автор — умница, воспитатель от Бога и ТРИЗовец, моя коллега — Ирина Анищенкова. Это: 60 уроков для детей 3-4 лет, 25 уроков для детей 4-5 лет и 25 уроков для детей 6-7 лет. На каждом уроке рассматривается 5-7 тем, упражнений и задач. Цель: воспитание дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития мышления и познавательных способностей. Отличие этой книги в том, что она не тематическая, а поурочная, бери и применяй. Богато иллюстрирована, но в рукописи. Готовность — 100%.